Дети с нарушением поведения

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Специальная психология
  • 1515 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 10.09.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие нарушения поведения
2. Типология нарушений поведения
3. Психологическая характеристика детей с нарушением поведения
4. Основные пути коррекции нарушений поведения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Патология влечений проявляется прежде всего в повышенной сексуальности. Данному влечению может быть подчинен весь образ жизни. В большинстве своем - это дети, склонные к бродяжничеству, во время которого осуществляются беспорядочные половые контакты, употребление одурманивающих веществ, алкогольных напитков, мелкое воровство. Побеги могут носить бесцельный и неодолимый характер. В нарушениях поведения этой категории подростков отражается их интеллектуальная недостаточность: во время побегов, веря любым обещаниям, они уезжают в другие города с незнакомыми людьми; украденное продают за бесценок или обменивают на сладости; не учитывая ситуацию, быстро попадаются на кражах [4, с. 66].

4. Основные пути коррекции нарушений поведения
Поведенческая коррекция является одной из наиболее эффективных форм психологического воздействия на личность ребенка с отклоняющимся поведением. Задачами данной коррекции являются [1, с. 182]:
- устранение дефицита в поведенческих репертуарах,
- усиление адаптивного поведения,
- ослабление и устранение неадекватного поведения,
- развитие эффективных социальных навыков,
- развитие способности к саморегулированию.
Ведущей целью поведенческой коррекции отклоняющегося поведения личности является достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях.
В рамках поведенческой коррекции используются следующие методы:
- стимулирование мотивации изменения поведения,
- коррекция эмоциональных нарушений,
- методы саморегуляции,
- методы когнитивного переконструирования,
- методы угашения нежелательного поведения,
- методы формирования позитивного поведения.
Помимо психологов и психотерапевтов с детьми, имеющими нарушение поведения, занимаются социальные работники, социальные педагоги. Так, основными направлениями профилактики и работы с детьми с нарушениями поведения социального педагога являются [5, с. 108]:
- ранняя диагностика детей групп риска (детей, воспитывающихся в семьях с разными уровнями социальной адаптации, с высокой наследственной отягощенностью, гиперактивных детей, детей, находящихся под гиперопекой),
- консультативно – разъяснительная работа с родителями, педагогами.
- активизация воспитательных условий среды, работа с контактными группами подростка, в том числе с семьей,
- организация коррекционно – реабилитационной работы, привлечение необходимых специалистов, специализированных служб, учреждений,
- разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.
В социальной работе используются следующие направления при коррекции нарушений поведения детей и подростков:
- психолого - педагогическая помощь детям, попавшим в безвыходное положение,
- формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми,
- психологическая и педагогическая поддержка,
- содействие возвращению в семью,
- обеспечение возможности получения образования.
Таким образом, комплексная коррекция нарушений поведения при работе ряда специалистов способствует устранению и профилактике нарушений данного вида.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В специальной психологии рассматривается как одна из форм отклонений группа детей с нарушением поведения. В настоящее время отмечается рост нарушений поведенческих реакций в обществе. Увеличилась доля тяжких и особо опасных преступлений. Резко усилилась корыстная мотивация противоправного поведения. Растет подростковая преступность. Все это указывает на рост категории детей с нарушением поведения.
Нарушения поведения рассматриваются как проявление индивидуальной активности. Анализ литературы показал, что детский и подростковый возраст, характеризующиеся физиологическими, психологическими изменениями в организме и личности ребенка, являются наиболее благоприятными для формирования девиантного поведения.
Девиантное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием факторов, в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуально особенностями личности подростка, которые обусловливают его индивидуальное реагирование на различные жизненные неудачи.
Девиантное поведение детей и подростков достаточно освещено в отечественной литературе. Оно, как правило, включает такие формы, как делинквентное (противоправное) поведение, раннее употребление алкоголя и наркотических веществ, девиации сексуального характера, суицидальное поведение, побеги из дома и бродяжничество. Дети и подростки с проявлениями патологических форм девиантного поведения имеют особенности в эмоционально – волевом и личностном развитии. Своевременная профилактика неадекватного поведения, которое проявляется в более раннем возрасте, поможет избежать появления девиантного поведения у подростков. Устранение девиантного поведения является довольно трудной задачей, тем более учитывая особенности детского и подросткового возраста. Однако комплексный подход психолога, педагогов, родителей и, в случае необходимости, врачей в оказании помощи детям и подросткам способствует коррекции и предотвращению случаев повторных проявлений девиантного поведения.

ЛИТЕРАТУРА
Змановская Е. В. Девиантология. – М.: Академия, 2004
Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. – М., 2001
Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990
Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - 110 с.
Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.












2

1.Змановская Е. В. Девиантология. – М.: Академия, 2004
2.Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. – М., 2001
3.Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990
4.Основы коррекционной педагогики. Учебно - методическое пособие / Авторы-сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. - 110 с.
5.Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.

Вопрос-ответ:

Что такое нарушение поведения?

Нарушение поведения - это аномалия в сфере поведения ребенка, которая представляет собой отклонение от социальных норм и правил, принятых в обществе. Это может проявляться в форме агрессивности, непослушания, нарушения правил, воровства и других негативных действий.

Какие бывают типы нарушений поведения у детей?

Существует несколько типов нарушений поведения у детей. Это внимательно-гиперактивное расстройство (ВГР), оппозиционно-противоречивое расстройство (ОПР), нарушение аутистического спектра (НАС), нарушение аффективного спектра (НАС) и др. Каждый тип имеет свои особенности и требует индивидуального подхода в коррекции.

Какие особенности присутствуют у детей с нарушением поведения?

Дети с нарушением поведения часто проявляют агрессивное поведение, нарушают правила и нормы общества, проявляют непослушание и отсутствие эмоционального контроля. Они могут быть несоциальными, иметь проблемы с коммуникацией и адаптацией в школе. Также часто у них наблюдается низкая самооценка и недоверие к окружающим.

Какие пути коррекции нарушений поведения у детей существуют?

Коррекция нарушений поведения у детей может проходить по разным путям. Один из основных способов - психологическая помощь от специалистов, таких как психологи и педагоги. Для этого проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие навыков социализации и регулирования эмоций. Также важно создание благоприятной обстановки в семье, образовательной среде и поддержка со стороны родителей и учителей.

Какова психологическая характеристика детей с нарушением поведения?

У детей с нарушением поведения часто присутствуют такие характеристики, как повышенная агрессивность, непослушание, недоверие, низкая самооценка и проблемы с эмоциональным контролем. Они могут быть несоциальными, затрудняться в установлении отношений с другими детьми и взрослыми. У них также часто наблюдается снижение академической успеваемости и проблемы в обучении.

Что такое нарушение поведения у детей?

Нарушение поведения у детей - это отклонения в их поведении и взаимодействии с окружающими, которые выходят за рамки социальных норм и ожиданий. Они могут проявляться в агрессии, преступных действиях, повышенной сексуальности и других негативных формах поведения.

Какие бывают типы нарушений поведения у детей?

Существует несколько типов нарушений поведения у детей. Они включают агрессивное поведение, поведение сопротивления и дефиантность, поведение преступного характера, нарушение социальных норм и правил, повышенная сексуальность и другие формы неправильного поведения.

Какие особенности в психологической характеристике детей с нарушением поведения?

Дети с нарушением поведения часто проявляют низкую самооценку, безответственность, недостаток эмоциональной стабильности, склонность к неадекватным реакциям. Они также часто страдают от низкой устойчивости в отношениях с другими людьми и имеют проблемы с адаптацией в социальных группах.

Какие основные пути коррекции нарушений поведения у детей?

Основными путями коррекции нарушений поведения у детей являются психологическая поддержка, психотерапия, семейное консультирование и воспитание, а также медикаментозное лечение. Эффективность различных методов может зависеть от конкретного случая и типа нарушения поведения.