Формирование у детей дошкольного возраста представлений о геометрических фигурах

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 2727 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 09.04.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста
1.1. Проблема формирования представлений детей дошкольного возраста о свойствах геометрических фигур
1.2. Методы, способствующие формированию представлений детей дошкольного возраста о свойствах геометрических фигур
Глава 2. Система и последовательность обучения детей дошкольного возраста геометрическим фигурам
2.1. Знакомство с геометрическими фигурами в младшей группе
2.2. Знакомство с геометрическими фигурами в средней группе
2.3. Знакомство с геометрическими фигурами в старшей группе
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Воспитатель напоминает детям, что выходить за пределы квадрата (прямоугольника) нельзя, проводя линию и срезая углы, надо лишь коснуться их сторон: верхней, правой и пр.
Воспитатель показывает детям приемы рисования треугольников разного вида: прямоугольных и равнобедренных, не знакомя с их названиями. При зарисовке равнобедренных треугольников вначале проводят отрезок (основание), находят его середину, от нее вверх отсчитывают определенное количество клеток (в зависимости от заданного размера), ставят точку и соединяют с концами отрезка.
На первых двух занятиях место на листе бумаги для будущего рисунка намечают произвольно: «Отступите немного от верхнего и от левого края». В дальнейшем воспитатель учит детей находить исходную точку. Он говорит: «Нужно начать рисовать, отступая 3 клетки сверху и 3 клетки слева. Я от верхнего левого угла листа отсчитаю вниз 3 клетки, поставлю точку, от нее вправо отсчитаю 3 клетки, поставлю точку и от нее начну рисовать».
Детей специально упражняют в поиске точки по заданным числам (координатам) на доске и в тетради. Вначале они отсчитывают сверху и слева одинаковое количество клеток, а затем разное. Важно упражнять руку ребенка в выполнении точных мелких движений, поэтому фигуры рисуют небольшого размера. Длина отрезка обычно не превышает 5 клеток. Каждый раз конкретно указывают, какого размера и сколько тех или иных фигур дети должны нарисовать, как их расположить, сколько клеток пропустить между ними.
На одном занятии дети заполняют рисунками не более 2—3 строчек. Фигуры рисуют в разном пространственном положении, разных пропорций. Фигуры непременно нужно заштриховать, иначе понятия «квадрат», «прямоугольник» дети могут отождествлять лишь с контурами этих фигур. Заштриховку производят в разных направлениях, а чаще — с наклоном вправо. Такое направление соответствует наклону нашего письма.
Впервые рисуя те или иные фигуры, дети руководствуются образцом, а позднее действуют на основе только словесных указаний воспитателя. Выполнив задание, ребята рассказывают, сколько, каких фигур нарисовали, как их расположили. Нарисовав 2—3 строчки фигур (одну фигуру под другой), дети устанавливают равенство и неравенство числа фигур в этих строках. Они могут разделить фигуры на 2 и 4 части, соединив отрезками либо противоположные стороны, либо вершины, и рассказать о том, что у них получилось в результате.
Дети могут по указанию педагога отсчитывать определенное количество клеток в разных направлениях, ставить точки и, соединив их между собой, получать ту или иную фигуру. «Отметьте 3 точки, соедините их между собой: первую со второй, вторую с третьей, третью с первой. Какая фигура получилась? Сколько углов? Сколько сторон у этой фигуры?» — спрашивает воспитатель (точки не должны лежать на одной прямой).
Для обобщения знаний о форме целесообразно дать детям элементарные понятия о треугольниках, четырехугольниках, пятиугольниках и пр. С этой целью можно рассмотреть группы треугольников разного цвета, размера, пропорций. Выясняют, чем отличаются фигуры, и чем они похожи, выделяют общие признаки: у всех треугольников по 3 угла, по 3 вершины и по 3 стороны. Устанавливают связь между названием данной формы и ее строением. «Почему данная фигура называется треугольником? — спрашивает воспитатель.
Аналогичным образом рассматривают четырехугольники, пятиугольники и другие фигуры. Группы разных фигур сопоставляют и сравнивают: треугольники с четырехугольниками и т. п.
Большое внимание по-прежнему отводят упражнениям в группировке фигур по разным признакам: цвету, форме, размеру и количеству углов. Вначале воспитатель помогает детям выделить признаки фигур, а позднее они самостоятельно решают, по каким признакам можно сгруппировать фигуры, сколько групп получится, сколько фигур попадет в ту или иную группу, т. е. предварительно планируют действия, а затем их производят.
Группируя фигуры, дети ориентируются на один признак, отвлекаясь от других. У них развивается способность к отвлечению, обобщению. Целесообразно, проводя упражнение в группировке, систематизировать знания детей о форме, например, вначале распределить фигуры на 2 большие группы — фигуры круглой формы и многоугольники. Затем среди фигур круглой формы выделить круги и фигуры овальной формы, а среди многоугольников — четырехугольники и треугольники, наконец, среди четырехугольников найти прямоугольники и квадраты.
Задачи на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой позволяют закрепить представление о треугольниках, четырехугольниках и других фигурах. Используют парные таблицы, на которых изображены круги и фигуры овальной формы, треугольники и четырехугольники. (Фигуры представлены 2—3 размеров и цветов.) Существенные признаки отличия замаскированы несущественными (размер, цвет), от них дети должны отвлечься, чтобы найти правильный ответ. Для этого воспитатель предлагает внимательно рассмотреть сначала все 5—6 фигур левой стороны, а затем — правой и найти, чем все фигуры, нарисованные слева, отличаются от всех фигур, нарисованных справа.
Необходимо, чтобы знание геометрических фигур постоянно использовалось детьми при анализе формы окружающих предметов. Детям дают задания: определить, какую форму имеет окно, крышка коробки, стенка шкафа, косынка; назвать предметы или части предметов, имеющие форму треугольника и т. п. В повседневной жизни полезно практиковать игры «Семь в ряд», «Геометрическое лото», «Посадим овощи», «КВН дружных ребят».
Дети приучаются обследовать и анализировать форму предметов, придерживаясь определенной последовательности: определяют сначала общий контур и выделяют наиболее крупную, затем остальные части, определяют их форму, пространственное положение, относительный размер. Необходимо учить их подмечать признаки не только сходства, но и отличия формы предмета от известной им геометрической фигуры. Это имеет большое значение для совершенствования изобразительной и других видов деятельности детей.
У детей 6—7 лет развивают сообразительность, учат их видоизменять геометрические фигуры, составляя из нескольких треугольников четырехугольники, пятиугольники, из частей круга — полный круг. Воспитатель предлагает рассмотреть имеющиеся у детей фигуры, распределить их по форме, сказать, как они называются, какого размера, а потом взять 2—3 фигуры и подумать, какие новые фигуры можно из них составить, соединив их вместе. Выполнив задание, дети рассказывают, какие новые фигуры получились и из каких фигур они составлены. Составляя целые фигуры из частей, дети догадываются, сколько кругов можно составить из 2—4 половинок, из 6—8 частей, равных четвертой части круга, и т. п.
В работе с детьми большую пользу приносят занимательные игры и упражнения геометрического содержания: они развивают интерес к математическим знаниям, способствуют формированию умственных способностей детей.
Дошкольники с удовольствием решают задачи на смекалку, головоломки, задачи на построение, например составляют 2 квадрата из 7 палочек присоединением одной фигуры к другой, перекладыванием 1, 2, 3 палочек из одной фигуры получают другую (из фигуры домика делают флажок и др.); определяют, сколько кругов, треугольников, прямоугольников использовано при составлении той или иной картинки-аппликации (петрушка и др.); отгадывают, из каких фигур составлен чертеж или узор, сколько их.
Воспитатель поощряет самостоятельность детей, внушает им, что интересно бывает лишь тогда, когда решишь задачу сам. Для этого надо придумать, догадаться, рассказать, как делать, а потом проверить решение. Например, он говорит: «Посмотрите на эту фигуру. Кого она вам напоминает? Да, это как будто петушок. Этого петушка надо составить из 7 фигур. Посмотрите, из каких частей состоит эта фигура. Из каких фигур составлена каждая часть? Какой они величины и как расположены? Расскажите, как вы составите фигуру петушка». Если вначале воспитатель вместе с детьми рассматривает фигуру, то затем дает им лишь план анализа и, наконец, приучает делать анализ самостоятельно. Первые 2—3 сложные фигуры дети составляют по образцу, на котором четко обозначены границы каждой фигуры, а позже руководствуются образцом, на котором нанесен лишь общий контур сложной фигуры.
В процессе решения задач воспитатель развивает гибкость мышления детей, приучая их отказываться от неправильно выбранного пути решения («Не получилось — подумай, как можно сделать по-другому»), в случае особых затруднений подсказывает им частичное решение, поощряет верно найденные первые шаги («Эти фигуры ты положил правильно, подумай, что надо сделать дальше»). Задачи должны быть посильны детям, иначе у них пропадет интерес к их решению. Поэтому занимательные задачи геометрического характера даются тогда, когда дети усвоили знания о форме и не только правильно называют ее, но и умеют воспроизводить, преобразовывать, видят геометрическую основу окружающих предметов.


Заключение
Итак, в заключение нашей работы отметим следующие факты:
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами необходимо рассматривать в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов познания форм окружающих предметов.
По традиционной методике формирование представлений о форме предметов на сенсорной основе у детей дошкольного возраста главная роль отводилась дидактическим упражнениям. А в настоящее время вариативные программы для ДОУ предлагают разнообразие содержания, методов, приемов и средств формирования представлений о геометрических фигурах.
Знакомство с геометрическими фигурами происходит по следующим принципам:
- обучение геометрическим фигурам сочетается с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений;
- формы и свойства предметов настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов;
- формирование систематизированных представлений о формах и свойствах предметов, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.
Список литературы
Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду: Учебное пособие для студентов. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. – 190 с.
Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. – М., 1973. – 210с.
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1986. – 213 с.
Габова А. Знакомство детей с геометрическими фигурами// Дошкольное воспитание. – 2000г., №9.
Игнатова Т.Н. Особенности представлений детей дошкольного возраста о форме предметов и геометрических фигур//Содержание обучения и воспитания детей в д/с. – Л., 1978. – 190 с.
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада. - М., 1983. – 180 с.
Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.— В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. - с. 7-14.
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)»/ Р. Л. Березина, 3.А, Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. Пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия»,2000. - 272 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 304с.



Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. – М., 1973. – с.38
Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. – М., 1973. – с.40

Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. – М., 1973. – с.41

Габова А. Знакомство детей с геометрическими фигурами// Дошкольное воспитание. – 2000г., №9.

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1986. – с. 32

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада. - М., 1983. – с. 101

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада. - М., 1983. – с. 107
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада. - М., 1983. – с. 110
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада. - М., 1983. – с. 112

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада. - М., 1983. – с. 120

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада. - М., 1983. – с. 121
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада. - М., 1983. – с. 122

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста, пособие для воспитателя детского сада. - М., 1983. – с. 125













27

1.Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду: Учебное пособие для студентов. М.: МГПИ В. И. Ленина, 1985. – 190 с.
2.Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. М., 1973. – 210с.
3.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М., 1986. – 213 с.
4.Габова А. Знакомство детей с геометрическими фигурами// Дошкольное воспитание. – 2000г., №9.
5.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М., 1983. – 180 с.
6.Усова А. П., Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965. - С. 7-14.
7.Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 272 с.


Вопрос-ответ:

Почему важно формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста?

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста является важным этапом их развития, так как оно способствует развитию пространственного мышления, логического мышления и воображения. Эти навыки и умения являются основой для успешного обучения в школе и дальнейшего развития ребенка.

Какие методы помогают формированию представлений о свойствах геометрических фигур у детей дошкольного возраста?

Существует несколько методов, способствующих формированию представлений о свойствах геометрических фигур у детей дошкольного возраста. Один из них - это игровой метод, который позволяет детям активно участвовать в процессе обучения и легко запоминать материал. Также используются методы визуализации, когда ребенку показывают различные геометрические фигуры и объясняют их основные свойства. Важным методом является практическая работа, когда дети сами могут создавать и исследовать различные геометрические фигуры, что помогает им лучше их понимать и запоминать.

Какая система и последовательность обучения используется при формировании представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста?

Система и последовательность обучения детей дошкольного возраста зависит от возрастных особенностей ребенка. В начале обучения детям показывают и объясняют основные геометрические фигуры, такие как круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Затем дети знакомятся со свойствами этих фигур, такими как количество сторон, форма и размеры. Дальше проводятся практические занятия, где дети могут создавать и исследовать геометрические фигуры. В конце обучения проводятся повторение и закрепление полученных знаний для лучшего запоминания.

Почему формирование представлений о геометрических фигурах важно для детей дошкольного возраста?

Формирование представлений о геометрических фигурах является важной задачей развития детей дошкольного возраста, так как оно способствует развитию их мышления, воображения, восприятия и моторики. Понимание геометрических фигур помогает детям в решении простых математических задач, развивает их пространственное мышление и способность анализировать формы и структуры окружающего мира.

Какие методы могут использоваться для формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста?

Для формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста применяются различные методы. Например, использование геометрических конструкторов и пазлов, проведение игр и упражнений на определение формы и свойств фигур, использование визуализации с помощью картинок и дидактических материалов. Также важно создать воспитательную среду, где ребенок будет иметь возможность экспериментировать и открывать геометрические фигуры через самостоятельные действия.

Какие психолого-педагогические подходы используются для решения проблемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста?

Для решения проблемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста используются различные психолого-педагогические подходы. Например, метод игры, который способствует активному участию ребенка и его самостоятельным действиям. Также используется метод проблемного обучения, при котором дети сталкиваются с задачами, требующими использования знаний о геометрических фигурах для их решения. Педагоги также используют метод моделирования, создавая ситуации, в которых дети могут наблюдать и изучать геометрические фигуры в реальном мире.

Какие психолого-педагогические подходы есть к проблеме формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста?

Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста могут включать игровые методы, использование развивающих пособий и игрушек, систематическое обучение, индивидуальный подход к каждому ребенку и другие подходы. Каждый подход зависит от конкретной методики и опыта педагога.

Какие методы используются для формирования представлений о свойствах геометрических фигур у детей дошкольного возраста?

Для формирования представлений о свойствах геометрических фигур у детей дошкольного возраста могут использоваться различные методики и подходы. Например, детям могут предлагать разные геометрические фигуры и попросить их назвать, описать их свойства или сравнить их между собой. Также могут использоваться игровые задания, где дети должны расположить фигуры в определенном порядке или собрать из них определенную картинку. Важно, чтобы подход был интересен и понятен для детей, чтобы они могли активно участвовать и экспериментировать.

Какова система и последовательность обучения детей дошкольного возраста представлениям о геометрических фигурах?

Система и последовательность обучения детей дошкольного возраста представлениям о геометрических фигурах может начинаться с знакомства с основными фигурами, такими как круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Затем детей учат различать и называть эти фигуры, а также узнавать их свойства, например, число сторон или форму. Постепенно обучение усложняется, и дети знакомятся с более сложными фигурами, такими как овалы, ромбы, трапеции и другие. Такая система обучения помогает детям усваивать информацию постепенно и накапливать знания о геометрических фигурах.