Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Изменение инструментальных ценностей в разных возрастных группах

  • 30 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 26.05.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты поставленной проблемы.
1.1 Понятие «ценность» и «система ценностных ориентаций»
1. 2 Определение инструментальных ценностей.
1.3 Возрастные изменения в системе ценностной ориентации.
1.4 Промежуточные выводы.
Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы.
2.1 Выбор адекватной методики исследования.
2.2 Способы обработки эмпирических данных.
2.3 Характеристики выборки.
2.4 Описание процедуры проведенного эмпирического исследования.
2.5 Анализ результатов и их психологическая интерпретация.
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Так как наше исследование направлено на изучение инструментальных ценностей, обследуемым предлагался только список «Б»
2. Метод опроса, с целью исследования образа «Я» обследуемых.
Обследуемым была предложена следующая инструкция: перед Вами десять качеств, необходимых для успешной работы. Выберите самое важное из них и поставьте справа от него (в колонке «значимость») цифру 1. Затем выберите следующее по значимости и поставьте цифру 2 и так далее, до 10. В колонке «Я сам» поставьте в % наличие этого качества у Вас (идеал – 100%).

Качества Значимость «Я сам» Тактичность Коммуникабельность Целеустремленность Ответственность Обучаемость Трудолюбие Решительность Профессионализм Чувство коллектива Порядочность
Данный список качеств образовался следующим образом: 10 человек (из разных возрастных групп) на чистом листе бумаге в порядке убывания значимости написали 10 качеств, которыми, по их мнению, они должны обладать, чтобы успешно справляться со своей работой.
3. С целью сбора дополнительной информации, характеризующей данную выборку обследуемых, им было предложено заполнить следующие графы:
Ф.И.О. (НИК) _____________________________________________
Возраст ________________ Образование ______________________
Семейное положение_______________________________________
Стаж работы в ООО «Лидер-Сервис» _________________________
Общий рабочий стаж_______________________________________
2.2 Характеристики выборки.
Исследование проводилось в фирме ООО «Лидер-Сервис». Фирма является монтажной организацией: оказывает услуги по разработке проектов, монтажу и сдаче надзорным органам систем охранной и пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля доступа, структурированных кабельных сетей, электрических сетей и т.д. (т.е. все провода внутри здания).
Всего было обследовано 25 человек в возрасте от 20 до 60 лет, из которых 19 мужчин и 6 женщин. Образование обследуемых в среднем высшее, по семейному положению все либо были либо находятся в браке. Общий стаж работы обследуемых не менее 6 лет, а в данной организации не менее 2 лет.
Все обследуемые были разделены на 3 группы по возрастному признаку:
ЭГ №1: 20-40 лет. Численность составляет 7 человек, из которых 5 мужчин и 2 женщины;
ЭГ №2: 40-50 лет. Численность составляет 10 человек, из которых 6 мужчин и 4 женщины;
ЭГ №3: 50-60 лет. Численность составляет 8 человек – все мужчины.
2.3 Описание процедуры проведенного эмпирического исследования.
Обследование проводилось индивидуально, в рабочее время и на рабочем месте в офисе фирмы. На обследование ушло несколько дней, т.к. многие сотрудники часто выезжают на объекты и их трудно застать в офисе.
2.4 Анализ результатов и их психологическая интерпретация.
Метод опроса.
Таблица 1. Табулированные усредненные данные по опросу

Качество ЭГ №1 ЭГ №2 ЭГ №3 ранг % ранг % ранг % Тактичность 7 68 8 67 9 67 Коммуникабельность 5 72 5 71 5 71 Целеустремленность 6 74 6 67 6 68 Ответственность 2 84 3 92 3 49 Обучаемость 5 83 6 76 5 82 Трудолюбие 5 82 5 79 6 75 Решительность 8 67 6 79 6 67 Профессионализм 4 75 3 83 3 82 Чувство коллектива 6 68 8 80 7 76 Порядочность 8 76 5 89 5 84
Анализируя данные таблицы 1 и рисунка 1, можно отметить, что все данные в основном идут приблизительно в одном диапазоне. Это значит что динамики в системе ценностной ориентации в зависимости от возраста не наблюдается. Но есть и два исключения. По качеству «решимость» – ЭГ№1 отдало предпочтение данному качеству. ЭГ№1 составляют относительно молодые люди, полные решимости и стремлений что-то делать. Поэтому не удивительно, что именно по этому качеству есть различия. С возрастом «дух авантюризма» уходит. Второй пик – это по качеству «порядочность». Здесь также более молодые респонденты отдали предпочтению данному качеству. Если проанализировать график о преобладании исследуемых качеств у самих испытуемых, то мы увидим здесь одно интересное явление: обследуемые ЭГ№3 (пожилые люди) отметили у себя недостаток такого качества как «ответственность». Интересен также тот факт, что по данному свойству наибольший результат получился в ЭГ№2. Исходя из этого можно предположить гипотезу о динамическом развитии данного качества: к средним годам уровень ответственности увеличивается, а к пожилым годам он уменьшается. А также можно отметить, что молодые люди находят в себе больше решимости, чем люди в возрасте.
Данные опроса характеризуют систему ценностных ориентаций в структуре профессиональной деятельности.
Методика Рокича.
В отличие от проведенного опроса, методика Рокича будет характеризовать систему ценностных ориентаций обследуемых в структуре их жизни в целом.
Таблица 2. Табулированные усредненные данные по методики Рокича
№ Ценность ЭГ №1 ЭГ №2 ЭГ №3 1 Аккуратность 9 5 6 2 Воспитанность 11 9 10 3 Высокие запросы 9 15 13 4 Жизнерадостность 16 15 14 5 Исполнительность 8 7 13 6 Независимость 10 13 9 7 Непримиримость к недостаткам в себе и других 14 12 15 8 Образованность 7 16 11 9 Ответственность 5 5 8 10 Рационализм 11 10 12 11 Самоконтроль 8 8 6 12 Смелость в отстаивании своего мнения 10 8 6 13 Твердая воля 13 9 10 14 Терпимость 12 9 6 15 Широта взглядов 5 9 7 16 Честность 12 11 8 17 Аффективность в делах 8 8 11 18 Чуткость 12 12 12
Анализируя данные таблицы 2 и рисунка 3, отметим, что по сравнению с результатом опроса, результаты методики Рокича имеют большую вариативность. Если посмотреть на усредненные данные, то мы увидим в основном значения больше 5. Это значит, что в вопросе о главной ценности жизни мнения обследуемых людей разнятся. Это связано вероятно с тем, что на систему ценностных ориентация жизни человека в целом оказывают влияние множество факторов: семейное положение, главенствующее положение профессиональной деятельности (работа прежде всего, на первом месте) и др.


Также можно отметить как вариативность данных внутри экспериментальной группы, так и между группами. Из 18 ценностей мнение совпали относительно только одной – «чуткость». Этой ценности все испытуемые присвоили 12 место. На первое место (по усредненным данным) обследуемые ставят такие качества, как «аккуратность» (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), и здесь мнения ЭГ №1 и ЭГ №2 совпали. Так же на первое место выдвигается «ответственность» (совпали мнения ЭГ №2 и ЭГ№3). Это интересный факт. Если вспомнить результаты опроса, то получится следующее: пожилые люди понимают ценность такого качества как «ответственность», но вместе с тем отмечают его недостаток у себя. А люди среднего возраста также высоко оценивают значимость этого качества, и отмечают его наличие в структуре своей личности.
Интересным является тот факт, что самое большое различие между мнениями экспериментальных групп относится к образованию. Пожилые люди считают его важным и выдвигают в категорию основанных ценностей. Молодые же отодвигают значимость этой ценности. А люди среднего возраста, остаются как бы «посередине». Такие результаты возможно связаны с изменением менталитета, с изменившейся ситуацией в государстве относительно образования.
Что касается «честности», то тут люди среднего возраста выдвигают его, в отличие от молодых и пожилого возраста, на первый план.












Заключение
Итак, в ходе проведенного исследования наша гипотеза не подтвердилась: эмпирическое исследование не выявило существенных изменений инструментальных ценностей в зависимости от возраста. Возможно, это связано с профессиональной деятельностью обследуемых (потому что средний стаж работы на данном предприятии составляет 5-8 лет). Это достаточно большой срок, чтобы сформировалась профессиональная деформация. Возможно это связано с благоприятным климатом в коллективе. И в этом случае различия не могут быть выявлены, потому что молодежь будет ориентироваться на старшее поколение, а старшее поколение не будет отставать от молодежи. Соответственно будет формироваться единая система ценностей.
С другой стороны, говоря о системе ценностных ориентаций относительно повседневной жизни человека, то здесь мы отметим большую вариативность главных ценностей, определяющих жизнь человека. Это связано вероятно с тем, что обследуемых можно считать как членами одной группы – маленького закрытого общества, объединенных профессиональной деятельностью, так и членами большого общества, где на систему ценностных ориентаций будет влиять множество артефактов.
Мы также получили данные о динамическом развитии такого качества как «ответственность», что может послужить поводом для отдельного эмпирического исследования.
Итак, подведем общий итог. Инструментальные ценности оказывают первостепенное влияние на социализацию личности. Их реализация, по существу, тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но и сама жизнь для большинства будет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-то причинам, например, смысла жизни или не имеющие возможности реализовать его так же, как и другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни, а порой кончают и трагедией. Известно, например, сколько жизней было отдано за одну лишь свободу.
Поэтому очень важно формировать необходимую систему ценностей, которая будет способствовать адекватному существованию в реальной действительности, развитию и самореализации личности. В рамках нашего исследования мы доказали, что одним из способов достижения этой цели будет формирование благоприятного климата в рабочем коллективе.























Библиография
БУЯКАС Т. М. , ЗЕВИНА О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов в индивидуальном сознании. ||Вопросы психологии, 1997, N5, с. 44-55.
Видяпина В.И. Бакалавр экономики (Хрестоматия) http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0142.asp
ЗБОРОВСКИЙ Г. Е. , ОРЛОВ Г. П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. Интерпракс, 1995
Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. http://bookap.by.ru/genpsy/ilyin/gl47.shtm
Касьянова К. Особенности русского национального характера - М.: ИНМЭ, 1993.
Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. №5. С. 3-23.
Лапин Н. И. (Москва) Ценности и знания: мониторинг Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. МВ Ломоносова. http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0kongress--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-about---00031-001-1-0windowsZz-1251-10&a=d&c=kongress&cl=CL1&d=HASH1e2aefc3216e358befdc31.1.1
Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. №1. С. 13-25.
МИТИНА Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. \Вопросы психологии. 1997, N4, с. 28-38.
Рейгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: ИД «Бахрах», 1998 – 672 с.
Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой – Тбилиси: «Мецниереба», 1989
Социальная философия. Электронный ресурс. http://socfil.narod.ru/glava_9_2.htm
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, приложения и применение) – Спб.: Питер Ком, 1998. – 608 с.
Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система http://hpsy.ru/public/x2755.htm

















28





Рис. 1 Сравнительный график данных о значимости качества по опросу



Рис. 2 Сравнительный график данных о преобладании качеств у обследуемых по опросу

Рис. 3 Сравнительный график данных по методике Рокича

1.БУЯКАС Т. М. , ЗЕВИНА О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов в индивидуальном сознании. ||Вопросы психологии, 1997, N5, с. 44-55.
2.Видяпина В.И. Бакалавр экономики (Хрестоматия) http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr01/page0142.asp
3.ЗБОРОВСКИЙ Г. Е. , ОРЛОВ Г. П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. Интерпракс, 1995
4.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. http://bookap.by.ru/genpsy/ilyin/gl47.shtm
5.Касьянова К. Особенности русского национального характера - М.: ИНМЭ, 1993.
6.Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. – 2 изд., расш, испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998 – 512 с.
7.Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. №5. С. 3-23.
8.Лапин Н. И. (Москва) Ценности и знания: мониторинг Электронная библиотека социологического факультета МГУ им. МВ Ломоносова. http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---0kongress--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-about---00031-001-1-0windowsZz-1251-10&a=d&c=kongress&cl=CL1&d=HASH1e2aefc3216e358befdc31.1.1
9.Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. №1. С. 13-25.
10.МИТИНА Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. \Вопросы психологии. 1997, N4, с. 28-38.
11.Рейгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: ИД «Бахрах», 1998 – 672 с.
12.Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой – Тбилиси: «Мецниереба», 1989
13.Социальная философия. Электронный ресурс. http://socfil.narod.ru/glava_9_2.htm
14.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, приложения и применение) – Спб.: Питер Ком, 1998. – 608 с.
Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система http://hpsy.ru/public/x2755.htm

Два

Введение

В процессе деятельности человек не живет в вакууме, информационная, поэтому, принимая любое решение, необходимо определить причины выбора.

На языке формальной логики это звучит следующим образом: прежде чем вынести решение (протокол отображения решения) человек должен рассмотреть, как выполнить, силлогизм предполагает наличие только двух (маленький и большой).

В реальной жизни посылок может быть бесконечное число: требования закона, каноны религиозные, национальные и семейные традиции, культура и многое другое.

тем не Менее, перечисленные выше регулянты поведения приобретает для человека значимость параллельно с процессом роста, по мере того, как интеграция человека в систему социальных отношений.

Социально-возрастной аспект принятия решений

не случайно, ряд гражданских прав и обязанностей личности может быть реализована только тогда, когда достигнет определенного возраста, и с соблюдением определенных условий, например, имея гражданство страны проживания.

В этом контексте следует подчеркнуть важность интерпретации полученных индивида информации, так как путем усвоения и анализа происходит формирование поведенческих норм и выбор критериев принятия решений.

Этот процесс, в свою очередь, зависит от множества факторов, таких как уровень образования индивида, актуальные потребности, эмоциональное состояние и пр. Типичный пример неоднозначности оценки является многоженство, наркоторговля и эвтаназия.

Основываясь на вышесказанном можно сформулировать цель работы: определить зависимость параметров принятия решения от социально-возрастных особенностей личности.

В качестве параметра для принятия решения были использованы следующие переменные психологические: ценности ориентации, как один из основных субъективных критериев принятия решений; настойчивость, как элемент волевого контроля и способности человека следовать своим убеждениям; интеллект, как способность к анализу и интерпретации полученной информации, в ситуации принятия решений.

Для изучения значительной части параметров принятия решения был использован следующий набор инструментов: культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла, методика "Ценности ориентации" М. Рокича и методика экспериментальной оценки настойчивости, представив субъектов невозможным задания с кубиками Коса, предложенной Е. П. Ильиным.

Узнать стоимость работы