ДЦП

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Специальная психология
  • 1515 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 07.09.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Этиология ДЦП
Формы ДЦП
Нервно-психические особенности развития детей с ДЦП
Модель коррекционно-адаптационного воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Заключение
Литература


Фрагмент для ознакомления

- Создание психологической основы развития разных видов деятельности:
а) развитие психических процессов: ощущений, восприятий, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
б) формирование функций отображения передвижения, манипулирования, соотнесения, обозначения, осмысления и замещения.
- Формирование первичных умений и навыков разных видов деятельности: общения, игры, познавательной деятельности, творчества, самообслуживания.
II ступень – основная – включает воспитание детей в возрасте от 4-х до 7 лет.
На этой ступени реализуются задачи коррекционного воспитания и формируется готовность к школьному обучению.
Заключение
По данным ЮНЕСКО, 78% детей с ограниченными возможностями имеют диагноз ДЦП и эпилепсия, сопровождающиеся задержками умственного, физического, и в целом, психического здоровья. Вместе с тем, известно, что психическое здоровье – важный фактор нормального социального существования любого человека, его адекватного реагирования на окружающий мир, формирование оптимального статуса коммуникативной и практической деятельности.[4; с.35-40]
Малая эффективность лечения детской неврологической инвалидности, представленной ДЦП, связана с повсеместно укоренившимся неверием в возможность его излечимости, с традиционной направленностью его терапии только на адаптацию к уже сложившемуся функциональному дефекту, а не на коренное устранение самого дефекта через развитие личности – как системного, прижизненно формирующегося образования.
Безусловно, правильное направление лечения определяется своевременной диагностикой ДЦП в раннем возрасте, содержательно и организационно связанной, прежде всего, с задачами прогноза психического развития ребенка, а вслед за этим – с началом его активного обучения и целенаправленного воспитания. Вкладывая деньги в послеродовую диагностику, оборудование детских специализированных клиник, восстановительное лечение детей, общество сможет лучше обеспечивать будущее.
По данным академика А.А.Баранова, если еще в 1987 назад в России был болен каждый одиннадцатый новорожденный, то теперь каждый пятый. Многих из этих детей можно вылечить, если, конечно, заниматься этим с первых дней жизни. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт. В Венгрии, например, в начале 90-х годов 78% детей, рожденных с ДЦП, со временем становились практически здоровыми людьми. [4; с.35-40]
Вопросы о состоянии ребенка с ДЦП, степени его самостоятельности, активной позиции во многом определяют его настоящее и будущее, ограничение или свободу выбора при получении образования, профессии, общения с окружающим миром, другими людьми.
В этой связи наиболее остро стоят проблемы воспитания обучения ребенка-инвалида чуть ли не с первых месяцев его жизни. По данным Е.Ф.Ачильдиевой, большинство детей с ДЦП воспитываются и обучаются дома. Почти все они имеют проблемы с общением и передвижением во внешней среде, а также с самообслуживанием. Безусловно, нужны специализированные детские сады и школы для детей с ДЦП, которые предоставляли бы возможность получения образования и воспитания с соблюдением щадящего режима и учетом специфики данного заболевания. [4; с.35-40]
Число детей с ДЦП в России, находящихся дома, значительно превышает количество, детей, действительно посещающих обычные детские сады и школы. Детей-инвалидов учить значительнее труднее, чем здоровых, поэтому подавляющее количество «обычных» учителей средних школ отказываются работать с детьми, имеющими физические, умственные и эмоциональные отклонения. Тем самым, школа как бы «выдавливает» этот контингент за свои пределы. Поскольку же «пограничных» детей, которые могут учиться в обычной школе и в то же время посещать вспомогательные, учить легче, эти последние предпочитают принимать их.
Самые же сложные и больные остаются дома. Их родители не в состоянии конкурировать организационно с системой государственного образования и воспитания. Вследствие этого дети с проблемами ДЦП в лучшем случае оказываются во вспомогательных учреждениях, где к ним относятся, как правило, как к неполноценным, не уделяют должного внимания. И, следовательно, они вообще «выпадают» из образовательного и адаптационного процесса.
Литература
Абрамович-Лехтман Р.Я. Об особенностях нервно-психического развития детей с ДЦП Тезисы докладов научно-практической конференции по вопросам учебно-воспитательной работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Л., 1966
Иваницкая Н.Н. Детский церебральный паралич Альманах «Исцеление». М., 1993.
Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., Просвещение, 1993.
Панов А.М. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М., 1997.
Под. ред. Смирновой И.А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений. СПб., 1995.
www.dcp.com




4

1.Абрамович-Лехтман Р.Я. Об особенностях нервно-психического развития детей с ДЦП Тезисы докладов научно-практической конференции по вопросам учебно-воспитательной работы в школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Л., 1966
2.Иваницкая Н.Н. Детский церебральный паралич Альманах «Исцеление». М., 1993.
3.Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М., Просвещение, 1993.
4.Панов А.М. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М., 1997.
5.Под. ред. Смирновой И.А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений. СПб., 1995.
6.www.dcp.com

Вопрос-ответ:

Какие причины могут привести к развитию ДЦП?

ДЦП может быть вызвано различными причинами, такими как: кислородное голодание плода или новорожденного, нарушения в работе мозга, инфекционные заболевания матери во время беременности, травмы при родах, генетические нарушения и другие факторы.

Какие формы ДЦП существуют?

Существует несколько форм ДЦП, включая спастический диплегический паралич, атетоз, атипичные формы и смешанные формы. Каждая форма характеризуется различными симптомами и особенностями двигательных нарушений.

Какие нервно-психические особенности развития у детей с ДЦП?

У детей с ДЦП могут быть различные нервно-психические особенности развития, такие как задержка психомоторного развития, нарушения речи и коммуникативных навыков, нарушения внимания и концентрации, а также проблемы в области эмоциональной сферы.

Какими методами проводится коррекционно-адаптационное воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

Коррекционно-адаптационное воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводится с использованием различных методов и подходов. Основные методы включают логопедическую и физиотерапевтическую работу, массаж, упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений, игровую терапию и психологическую поддержку.

Какая литература рекомендуется для изучения темы о развитии детей с ДЦП?

Для изучения темы о развитии детей с ДЦП рекомендуется следующая литература: "Дети с ДЦП: психологическое сопровождение и коррекция" (автор Л. Н. Леонтьева), "Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья" (автор Л. М. Венгер), "Организация коррекционной работы с детьми с ДЦП" (авторы Л. Г. Горячева, Т. В. Волкова) и др.

Что такое ДЦП?

ДЦП - это детский церебральный паралич, неврологическое заболевание, которое проявляется нарушением двигательной функции из-за повреждения мозга в период до или во время рождения.

Какие формы ДЦП существуют?

Существуют разные формы ДЦП в зависимости от того, какая часть мозга повреждена. Некоторые из них включают спастический, атипично-дизкинетический, атипично-атаксический и смешанный типы.

Какие особенности развития у детей с ДЦП?

Дети с ДЦП могут иметь различные нервно-психические особенности развития, включая задержку психомоторного развития, нарушение речи и коммуникативных навыков, проблемы с памятью и вниманием, а также эмоциональные и поведенческие проблемы.