Древнерусское искуство и его функции в морально-религиозном и нравственном воспитании человека

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусство
  • 1111 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 18.01.2008
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ВОСПИТАНИЕ ИСКУССТВОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

С другой стороны, пренебрежение объемностью во имя раскрепощенной одухотворенности вместе с любовью к узору сосредоточили внимание древнерусских художников на «описи» фигуры, на силуэтности, чуждой византийской живописи, — и эту силуэтность мы можем рассматривать как национальное достояние древнерусского искусства.
Иконопись почиталась на Руси самым высоким искусством, и иконописцы, которым предписывалось поведение, соответствующее их призванию, пользовались глубоким уважением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, необходимо отметить ключевые аспекты значения древнерусского искусства в формировании нравственного и духовного облика современного ребенка. Задачи воспитания состоят в том, чтобы в условиях живого общения ребенка с произведениями искусства, которые его окружают, помочь комфортно чувствовать себя в культурной среде древнего города, ощущать себя наследником бесценного богатства, дарованного каждому; научиться ценить и любить красоту и гармонию творений древних русских мастеров, обрести способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья и гордости за свою Родину.
Привлекательность различных образовательных программ данного направления состоит в том, что они погружают воспитанника в ту пространственную среду, в которой некогда жили его предки, в которой древняя русская культура рождалась, развивалась и жила. Древний город, средневековый монастырь, храм, кончанская церковь, купеческие палаты – все это своеобразные «культурные мирки» прошлого. Каждый из них рассматривается с разных точек зрения: исторической, художественной, бытовой и религиозно-философской. Дети знакомятся с древнерусской архитектурой, иконописью, декоративно-прикладными видами искусства. Задача состоит в том, чтобы раскрыть перед воспитанниками картину возникновения и развития древнерусского искусства в его сегодняшнем понимании, воспитывать гордость за достижения русской художественной культуры. Они знакомятся с жизнью и творчеством крупнейших мастеров отечественного искусства: Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий.
При изучении  памятников культуры Древней Руси можно использовать различные подходы:
– эстетический, ориентированный на эмоциональное восприятие, что позволяет ввести ребенка в своеобразный мир искусства, развить чувство прекрасного;
– знаково-смысловой, ориентированный на рациональное мышление. Он раскрывает глубинный смысл, заложенный творцом и эпохой в памятник культуры, и требует более глубоких специальных знаний в области художественно-образного языка искусства.
Возможно, слияние эстетического и знаково-смыслового подходов и это будет более высокий уровень восприятия и понимания материала. Выбор подходов зависит от рада факторов: возрастных особенностей, интересов и наклонностей воспитанников, уровня их подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. –М.: Просвещение, 1993.
Дробот Г. Ветхозаветная Троица. –Искусство, 2005, №5.
Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л.: Сов. писатель, 1989.
Лихачев Д.С. Избранное: «Слово о полку Игореве» и культура его времени: Работы последних лет. – СПб.: Изд-во «Logos», 2000.
Нечаева Т. «Началохудожник божественных и честных икон». – Юный художник, 2001, № 8.
Осетров Е.И. Живая древняя Русь: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1985.
Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – СПб.: Стройиздат, 1993.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. –М.: Просвещение, 1993.
2.Дробот Г. Ветхозаветная Троица. –Искусство, 2005, №5.
3.Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л.: Сов. писатель, 1989.
4.Лихачев Д.С. Избранное: «Слово о полку Игореве» и культура его времени: Работы последних лет. – СПб.: Изд-во «Logos», 2000.
5.Нечаева Т. «Началохудожник божественных и честных икон». – Юный художник, 2001, № 8.
6.Осетров Е.И. Живая древняя Русь: Кн. для учащихся. -М.: Просвещение, 1985.
7.Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. – СПб.: Стройиздат, 1993.

Вопрос-ответ:

Какое место занимает древнерусское искусство в воспитании человека?

Древнерусское искусство занимает важное место в морально-религиозном и нравственном воспитании человека. Оно помогало раскрывать духовные миры и передавать важные ценности и учения.

Какие функции выполняло древнерусское искусство?

Древнерусское искусство выполняло несколько функций. Одна из них заключалась в обогащении обрядов и торжеств, в создании атмосферы праздника и зрелищности. Также оно служило средством познания и связи с высшими силами, а также важным элементом идентификации и формирования национального самосознания.

Что отличало древнерусское искусство от византийской живописи?

Одним из отличий древнерусского искусства была силуэтность, отсутствующая в византийской живописи. Древнерусские художники уделяли большое внимание фигуре и силуэту, придавая им особую выразительность и национальную специфику.

Какую роль играла иконопись на Руси?

Иконопись играла огромную роль на Руси. Она была неотъемлемой частью религии и помогала людям воздвигать духовные связи с богом. Иконы сопровождали людей на протяжении всей жизни, от рождения до смерти, и служили важным элементом молитвы и поклонения.

Какую функцию выполняет узор в древнерусском искусстве?

Узор в древнерусском искусстве выполняет функцию эстетического украшения и создания гармонии. Он может быть символическим и нести в себе определенные значения, а также усиливать эмоциональное воздействие произведения искусства.

Какое значение имело древнерусское искусство в морально-религиозном и нравственном воспитании человека?

Древнерусское искусство имело огромное значение в морально-религиозном и нравственном воспитании человека. Оно служило средством передачи духовных ценностей и учений православия, способствовало формированию духовной культуры и воспитанию нравственных качеств у людей.

Какое место занимала иконопись в древнерусском искусстве и как ее почитали на Руси?

Иконопись занимала центральное место в древнерусском искусстве. Она являлась основной формой художественной деятельности и специфическим проявлением духовной жизни русского народа. Иконы считались святыми предметами и исполняли роль медиаторов между человеком и Богом.

Какие характерные черты отличали древнерусское искусство от византийской живописи?

Древнерусское искусство отличалось от византийской живописи своеобразным стилем и рядом характерных черт. Русские художники уделяли внимание силуэтности и «описи» фигуры, чуждой византийской детализации. Эта особенность можно рассматривать как национальное достояние древнерусского искусства.

Как роль искусства в морально-религиозном и нравственном воспитании человека изменилась со времен Древней Руси?

Со времен Древней Руси роль искусства в морально-религиозном и нравственном воспитании человека изменилась. С развитием общества и появлением новых художественных направлений искусство приобрело новые функции и задачи. Однако, истоки и влияние древнерусского искусства всегда остаются важными и актуальными для понимания национального художественного наследия.

Какое было значение древнерусского искусства в морально-религиозном и нравственном воспитании человека?

Древнерусское искусство играло значительную роль в морально-религиозном и нравственном воспитании человека. Оно служило средством духовного образования и морального воздействия на население. Изображения святых, сцены из Библии и иконы были важными предметами веры и поклонения, которые помогали в формировании моральных ценностей и развитии религиозного сознания.