Развитие взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 2727 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 07.11.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Развитие взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты. Изучение игровой деятельности детей дошкольного возраста
1.1. Развитие взаимоотношений детей как педагогическая проблема
1.2. Формирование дружеских взаимоотношений в игре
1.3. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
1.4. Приемы руководства играми детей для формирования взаимоотношений
Выводы
Список литературы



















2008г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты. Изучение игровой деятельности детей дошкольного возраста
1.1. Развитие взаимоотношений детей как педагогическая проблема
1.2. Формирование дружеских взаимоотношений в игре
1.3. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста
1.4. Приемы руководства играми детей для формирования взаимоотношений
Выводы
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Ф.А.Сохина создала методическое пособие по организации игровой деятельности в ДОУ, обобщив позиции многих специалистов по данной проблеме. Позиция воспитателя при руководстве игрой, по мнению Ф.А.Сохиной включает коммуникативные умения. Взрослый может быть инициатором, организатором игры [9, с. 136].
Для детей среднего дошкольного возраста методист предлагает следующие приемы руководства:
обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности;
исполнение воспитателем главной роли;
организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;
внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;
сюрпризное появление игрушки;
создание воображаемой ситуации;
совет, напоминание;
обновление игровых уголков;
введение игрового тренинга, правил поведения;
разыгрывание воображаемой ситуации;
внесение образных игрушек.
1. Итак, педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно.
3. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
4. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
5. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей [9, с. 141].
Педагогическое руководство в процессе игры имеет свои особенности:
оно способствует развитию её замысла,
расширению содержания,
уточнению игровых действий, ролей,
проявлению доброжелательных отношений.
Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношением детей и вне игры. Руководство игрой ни в коем случае не должно быть навязчивым, вызывать у дошкольников протест, выход из игры. Уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребенка, выполняющего роль заведующего в игре в магазин, где касса, кто кассир, почему нет тех или иных предметов, удобно ли покупателю выбрать то, что он хочет купить, кто будет завёртывать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин за покупками [9, с. 144].
Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает у них уверенность в своих силах, вызывает чувство симпатии к ним со стороны других детей.
По окончании игры воспитатель отмечает дружные действия детей, старших привлекают к обсуждению игры, подчеркивает положительные отношения её участников. Всё это способствует развитию интереса у детей к последующим играм.
Педагог должен проанализировать проведённую игру, оценить её воспитательное воздействие на детей и обдумать способы дальнейшего руководства сюжетно-ролевыми играми детей своей группы, воспитания у них коллективных начал.
Один из современных исследователей детской игры Н.П.Аникеева считает, что следует воссоздавать детскую игровую традицию и разрабатывать современные методы, способствующие созданию детского игрового пространства для нравственного становления личности ребенка, для формирования чувства общности, способности к сопереживанию как действенному состраданию неблагополучию и активному сорадованию успехам другого человека. Она считает, что ни дидактические, ни компьютерные игры не способны воспитать из дошкольника полноценную, самостоятельную и творческую личность [1, с. 74].
Вывод по главе 1
Итак, психологи (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.
Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и, в большой мере, способность к умственному и волевому усилиям.
В игре происходит общение детей – они выбирают роли, решают игровую задачу, спорят и т.д. – таким образом, происходит формирование детских взаимоотношений.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра — важное средство воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.
Отметим, что взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется “обратная связь”.
У детей в игровой деятельности складываются определенные взаимоотношения – между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка.
В своей экспериментальной работе мы проверим, как игра влияет на развитие детских взаимоотношений, проведем формирующую работу и проанализируем полученные данные.
Выводы по исследованию
В процессе экспериментальной части нашего исследования был проведён педагогический эксперимент, направленный на развитие общения и творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной продуктивной деятельности.
В ходе эксперимента были подобраны и проведены методики, позволяющие оценить уровень развития взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста ЭГ и КГ «Изучение эмоционального отношения к моральным нормам», «Как спасти зайку?» (В.Синельников, В.Кудрявцев).
Констатирующий этап эксперимента показал преобладание низкого уровня дружеских взаимоотношений у детей 4-5 лет ЭГ и КГ.
Формирующий этап педагогического эксперимента проводился с учётом разработанной нами игровой деятельности детей 4-5 лет, включающей обучающие беседы занятия, коллективные наблюдения (формирование представлений об окружающих явлениях и предметах), творческие задания, совместное творчество.
С целью выявления эффективности разработанной совместно продуктивной деятельности было проведено контрольное обследование детей ЭГ и КГ («Изучение эмоционального отношения к моральным нормам», «Как спасти зайку»). Наблюдения показали: в результате целенаправленной воспитательно-образовательной работы заметно вырос уровень межличностных отношений в сюжетно – ролевой игре, познавательной и творческой активности детей, оригинальности творческих проявлений, отзывчивости на окружающие события. Изменился характер взаимоотношений детей. Дети стали более общительными, улучшилось качество их речи (рассказы стали более содержательными, развёрнутыми), повысился уровень эмоционально-оценочного отношения к действительности.
Таким образом, игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые взаимоотношения оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.
Отметим, что на взаимоотношения детей оказывает влияние целый комплекс нравственно-волевой воспитанности ребенка, где особое внимание придается воспитанию моральных чувств, общественных мотивов, навыков и привычек. Основными показателями будут:
1) взаимодействие со сверстниками в игре (умение не мешать товарищу, организовать игру или принять участие в совместной игре);
2) умение играть длительно, увлеченно, сосредоточенно;
3) знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо попросить, предложить товарищу свою игрушку, уступить роль, оказать помощь);
4) проявление нравственных чувств (сопереживание, сочувствие, радость от общения со сверстниками и др.).
Список литературы
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. – 210 с.
Брунер Дж. Развитие игровой деятельности и её особенности. – СПб., 2004. – 210 с.
Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981. – 198 с.
Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
Гуревич П.С. Психология. М.: ЮНИТИ, 2005. – 379 с.
Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 2004, №6, стр.27-31.
Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка. М., 2002. – 320 с.
Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина, М., 2001. – 230 с.
Запорожец А. В. Психология. М., 2001. – 245 с.
Иванова Г. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников Издательство: М., Скрипторий. 2003, 2006. - 88 c.
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. - М., 2004. – 210 с.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2002. – 320 с.
Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. Псков, 2005. – 134 с.
Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А Эмоциональное развитие дошкольников. М., 2003. – 189 с.
Лесгафт П.Ф. Избранные труды. /Сост. И.Н.Решетень – М.: Физкультура и спорт, 1987 – 359с.
Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.
Усова А.П. Обучение в детском саду. М., 1981. – 178 с.
Ушинский К.Д. О воспитании детей. – М., 1985. – 268 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1984. – 290 с.











28

Список литературы
1.Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. – 210 с.
2.Брунер Дж. Развитие игровой деятельности и её особенности. – СПб., 2004. – 210 с.
3.Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981. – 198 с.
4.Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб., 2001. – 208 с.
5.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1996. №6.
6.Гуревич П.С. Психология. М.: ЮНИТИ, 2005. – 379 с.
7.Детская картина мира: программа обучения и воспитания детей 6-7 лет// Дошкольное воспитание, 2004, №6, стр.27-31.
8.Доман Г. Гармоничное развитие ребёнка. М., 2002. – 320 с.
9.Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина, М., 2001. – 230 с.
10.Запорожец А. В. Психология. М., 2001. – 245 с.
11.Иванова Г. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников Издательство: М., Скрипторий. 2003, 2006. - 88 c.
12.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. - М., 2004. – 210 с.
13.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2002. – 320 с.
14.Калинина Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников. Псков, 2005. – 134 с.
15.Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А Эмоциональное развитие дошкольников. М., 2003. – 189 с.
16.Лесгафт П.Ф. Избранные труды. /Сост. И.Н.Решетень – М.: Физкультура и спорт, 1987 – 359с.
17. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. //Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4.
18. Усова А.П. Обучение в детском саду. М., 1981. – 178 с.
19. Ушинский К.Д. О воспитании детей. – М., 1985. – 268 с.
20. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1984. – 290 с.

Вопрос-ответ:

Какая роль игры в развитии взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста?

Игра играет важную роль в развитии взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста. В ходе игры дети учатся сотрудничать, делиться, слушать друг друга, развивать эмоциональное взаимодействие, учатся понимать и соблюдать правила общения. Играя вместе, дети укрепляют связи, развивают дружеские отношения и облегчают процесс социализации.

Какие навыки формируются у детей дошкольного возраста в игре?

В игре у детей формируются различные навыки и умения. Они учатся коммуникации, сотрудничеству, управлению эмоциями, развивают фантазию и творческое мышление. Они также учатся решать проблемы, принимать решения и соблюдать правила. В игре дети развивают свою социальную и эмоциональную компетентность, что очень важно для их успешного взаимодействия с окружающими.

Какие приемы руководства игрой детей могут помочь в формировании взаимоотношений?

Руководство играми детей может осуществляться различными приемами. Взрослый может активно участвовать в игре, предлагать новые идеи, давать рекомендации. Он также может создавать условия для сотрудничества и взаимодействия между детьми, помогать разрешать конфликты и наставлять на правила. Важно, чтобы руководство было гибким и адаптированным к потребностям конкретной группы детей.

Что такое сюжетно-ролевая игра и как она помогает развитию взаимоотношений?

Сюжетно-ролевая игра - это игра, в которой дети выступают в роли разных персонажей и воплощают различные сюжеты. В ходе такой игры дети учатся работать в группе, принимать свою роль, слушать и понимать других, сотрудничать и решать проблемы. Они также развивают свою социальную и эмоциональную компетентность, учатся проявлять эмпатию и сопереживание к другим и создают прочные взаимоотношения с товарищами по игре.

Какая роль игры в развитии взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста?

Игра играет важнейшую роль в развитии взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста. Она позволяет детям научиться сотрудничать, делиться игрушками и идеями, развивать эмоциональную общительность и умение находить компромиссы.

Какие приемы руководства игрой детей помогают формировать взаимоотношения?

Приемы руководства игрой детей включают создание комфортной атмосферы, поощрение сотрудничества и совместного решения проблем, моделирование желаемых взаимодействий, пояснение правил игры и участие педагога в игровом процессе.

Что такое сюжетно-ролевая игра?

Сюжетно-ролевая игра - это игровая деятельность, в которой дети имитируют роли взрослых или предметов, создают собственные сюжеты и развивают воображение, социальные навыки и эмоциональную интеллектуальность.

В чем заключается педагогическая проблема формирования дружеских взаимоотношений в игре?

Педагогическая проблема формирования дружеских взаимоотношений в игре заключается в том, чтобы помочь детям научиться устанавливать контакты, выражать свои чувства и эмоции, развивать уважение к другим и находить компромиссы в игровом процессе.

Какие теоретические аспекты изучают игровую деятельность детей дошкольного возраста?

Изучение игровой деятельности детей дошкольного возраста включает в себя такие теоретические аспекты, как развитие воображения, эмоциональная интеллектуальность, роль игры в формировании социальных навыков и взаимодействие с взрослыми и сверстниками.

Какую проблему решает данная статья?

Данная статья рассматривает проблему развития взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.