Стратегическое планирование социально-экономического развития на примере любого муниципального образования в СПб

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Планирование
  • 7878 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 01.07.2009
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования социально-экономического развития
1.1. Сущность и значение стратегического планирования социально-экономического развития
1.2. Методика стратегического планирования социально-экономического развития
Глава. 2. Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования «Малая Охта»
2.1. Анализ внешней среды развития муниципального образования
2.2. Определение сильных и слабых сторон муниципального образования
2.3. Формирование преимуществ социально-экономического развития муниципального образования
Глава 3. Разработка концепции социально-экономического развития муниципального образования «Малая Охта»
3.1. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии социально-экономического развития
3.2. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения





Фрагмент для ознакомления

Анализ показал, что в муниципальном образовании можно выделить несколько перспективных экономических направлений развития территории:
сервисной экономики: туризма, консалтинга и проектной деятельности, информационных технологий и т.д.
инвестиционно-финансовой деятельности.
Консалтинг и проектная деятельность. Высокий уровень развития образования, информационных технологий, высокая концентрация деловых людей, и крупных компании в случае реализации проекта «Охта-Центр» -– все это является хорошими предпосылками для развития различных видов консалтинга и проектной деятельности. Уже сейчас в ряде направлений консалтинга и проектной деятельности (грантозаявительство, образовательные услуги и др.) специалисты «Малой Охты» работают на российском и международном рынках.
Инвестиционно-финансовая деятельность. Реализация проекта Охта центр позволит собрать в одном месте представителей различных компаний, что позволит развивать инвестиционно-финансовую деятельность.
В муниципальном образовании существует современная телекоммуникационная инфраструктура, которая по своему техническому уровню не только превосходит аналогичные в других российских городах, но и не уступает некоторым в европейских.
В рамках реализации данного проектного направления должны решаться следующие основные задачи:
повышение инвестиционной привлекательности территории для представителей крупных российских и международных компаний;
уменьшение административных барьеров для ведения бизнеса;
развитие системы поддержки малого бизнеса;
повышение стратегической эффективности использования муниципальных активов (собственности и земли);
создание системы продвижения экономических интересов в других регионах России и на международном уровне.
Инструментами решения поставленных задач станет:
1. «Программа развития малого предпринимательства» (ответственный – Управление экономики и инвестиционной политики комитета по вопросам экономики и финансов администрации муниципального образования);
2. «Программа развития инвестиционного климата Малой Охты» (ответственный – Управление экономики и инвестиционной политики комитета по вопросам экономики и финансов администрации муниципального образования);
3. «Программа развития муниципальных финансов» (ответственный – Управление муниципального казначейства комитета по вопросам экономики и финансов администрации муниципального образования);
Курирует проектное направление – Комитет по вопросам экономики и финансов администрации муниципального образования.
3. Развитие «человеческого капитала» города.
Повышение качества жизни людей должно являться смыслом реализации любой стратегической программы территориального развития. Но и наоборот, в условиях обостряющейся конкуренции территорий друг с другом за инвестиционные ресурсы «человеческий капитал» (люди, реализующие те или иные модели социального и экономического поведения) все больше рассматривается как важнейшее условие (или ограничение) развития любой территории. В конце концов, именно от преобладания депрессивной или, наоборот, «самореализующей» мотивации населения и будет зависеть стратегический успех или неудача территории.
В данное проектное направление включены проекты развития социальной сферы города как ключевого фактора привлекательности территории для ее жителей.

В рамках реализации данного проектного направления должны решаться следующие основные задачи:
поддержка профессионализма и внедрение в практику деятельности социальной сферы муниципального образования современных и перспективных методов;
усиление взаимодействия между муниципальным, республиканским и федеральным уровнями управления социальной сферой;
внедрения механизмов конкурсного распределения бюджетных средств и социального заказа;
развитие проектной культуры социальных учреждений и граждан;
развитие социального партнерства бизнеса и местного самоуправления;
развитие платных услуг и бизнеса в социальной сфере;
развитие общественного участия (опекунства, волонтерства и т.п.).
Данные задачи конкретизируются в виде отраслевых задач и приоритетов.
1. Развитие системы образования.
Образование сегодня является одной из наиболее активно реформируемых отраслей социальной сферы страны. Федеральная Концепция модернизации образования предусматривает следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
введение нормативного подушевого финансирования общего среднего образования по принципу «Деньги следуют за учеником»;
внедрение независимой системы аттестации и контроля качества образования;
обновление содержания и методов обучения в средней школе, направленное на достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, формирование у учащихся практических навыков анализа информации, самообучения;
адаптация содержания профессионального образования и структуры подготовки кадров к потребностям рынка труда;
разработка новых образовательных стандартов.
2. Развитие системы здравоохранения.
Здоровье – это важнейшее достояние общества, его национальное богатство. Для того, чтобы привлечь внимание региональных сообществ к проблеме сохранения здоровья, Всемирная организация здравоохранения разработала признаки "здоровой территории":
устойчивая экосистема и благоприятная внешняя среда;
достаточный уровень социально-экономического развития и потребительской корзины;
удовлетворение основных потребностей в качественной пище, воде, жилище;
высокая степень участия населения в принятии решений по обеспечению его здоровья и благополучия;
стабильно оптимальный уровень общественного здоровья и доступность гарантированных медицинских услуг.
Управление здравоохранения основной целью на период до 2012 г. определяет совершенствование качества оказания медицинской помощи и улучшение качественных показателей здоровья населения муниципального образования.
Здравоохранению в Малой Охте необходимо в ближайшее время решить несколько задач:
создать условия для изменения позиции горожан в отношении к своему здоровью как главной личной ценности путем формирования привлекательности здорового образа жизни для современной семьи;
сформировать у жителей экологическое сознание, обеспечивающее оценку любой деятельности в свете ее возможного негативного влияния на состояние здоровья как ныне живущего населения, так и будущих поколений;
создать условия для решения социальных проблем медицинских работников и кадрового обеспечения муниципальных медицинских организаций;
повысить эффективность медицинской помощи на основании рационального управления ресурсами и качеством медицинской помощи;
провести эффективную реструктуризацию сети путем перехода на современные ресурсные модели развития – общеврачебная практика, амбулаторная хирургия;
внедрить современные ресурсосберегающие технологии диагностики и лечения, основанные на принципах доказательной медицины;
обеспечить проведение целевых мероприятий по улучшению и сохранению репродуктивного здоровья женщин, комплексного обследования детского населения и своевременной реабилитации;
создать медицинскую информационно-аналитическую систему;
создать условия для привлечения инвестиций на основе добровольного медицинского страхования, возмездного оказания услуг, спонсорских и благотворительных средств, грантов;
привлечь общественные и профессиональные организации для сотрудничества в повышении качества медицинской помощи.
3. Развитие социального обеспечения.
Отраслевые приоритеты развития социального обеспечения в Малой Охте выглядят следующим образом:
реализация государственных программ реформирования социальной защиты;
разработка муниципальных целевых программ по социальной поддержке отдельных категорий граждан;
развитие проектной деятельности, благотворительности, волонтерства, взаимодействия с общественными организациями, элементов социального заказа;
совершенствование системы учета граждан, имеющих права на социальную защиту.
4. Развитие культуры.
Для социально-экономического развития города и повышения качества жизни городского сообщества, целями культурной политики в муниципальном образовании являются:
создание условий для сохранения преемственности традиций культуры и искусства и развития сферы культуры;
создание благоприятной среды для генерирования творческих идей и их практической реализации в различных сферах деятельности;
интеграция усилий государства и бизнеса в реализации стратегии развития муниципального образования.
Инструментами решения поставленных в проектном направлении задач станет:
1.«Концепция развития здравоохранения до 2012 года» (подготовлена Управлением здравоохранения комитета по вопросам здравоохранения, экологии и социальной защиты администрации города в 2004 году)
2. Программа «Здоровый город – здоровая семья» (ответственный – Управление здравоохранения комитета по вопросам здравоохранения, экологии и социальной защиты администрации города)
3. Программа «Скорая медицинская помощь» на 2005-2007 гг. (подготовлена Управлением здравоохранения комитета по вопросам здравоохранения, экологии и социальной защиты администрации города в 2004 году)
4. Проект «Повышение инвестиционной привлекательности социальной сферы» (ответственный – Центр перспективного планирования аппарата администрации города).
Курирует проектное направление: комитет по вопросам здравоохранения, экологии и социальной защиты; комитет по вопросам образования, культуры, делам молодежи, молодой семьи, физической культуры и спорта администрации муниципального образования.
4. Город для горожан.
В данное проектное направление объединены такие сферы, как благоустройство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, экология и общественная безопасность.
В рамках реализации данного проектного направления должны решаться следующие основные задачи:
повышение привлекательности территории муниципального образования для жизни;
повышение инвестиционной привлекательности соответствующих муниципальных инфраструктур;
внедрение современных технологий;
усиление взаимодействия между муниципальными, республиканскими и федеральными программами развития данных сфер;
развитие общественной активности в организации жизни и благоустройства.
Данные задачи конкретизируются в виде отраслевых задач и приоритетов.
1. Развитие жилищно-коммунального хозяйства.
Задачи:
снижение издержек и повышение качества и доступности жилищных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищного комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг;
развитие конкуренции в сфере управления жилищным фондом;
обеспечение модернизации жилищного комплекса на основе современных технологий и материалов;
решение наиболее острых проблем существующего жилого фонда: к 2010 году – проблемы «текущих кровель»; к 2012 году – проблемы «затопляемых подвалов»;
создание условий для повышения активности населения и общественности в вопросах предоставления жилищно-коммунальных услуг.
2. Развитие общественного транспорта.
Задачи:
повышение доступности муниципального транспорта для населения города, в первую очередь, строительство нового автобусного «кольца»;
совершенствование системы маршрутов общественного транспорта с точки зрения удобства населения, безопасности движения и экономической выгоды (в т.ч. числе с учетом летних «дачных» маршрутов);
создание условий для существенного обновления и расширение парка общественного транспорта, в том числе муниципальных автобусов.
3. Благоустройство города.
Задачи:
повышение удобства городской территории для молодых семей, в первую очередь, установка к 2012 году не менее 50 детских площадок;
расширение парка техники муниципальных предприятий, занимающихся благоустройством города;
повышение эстетического уровня городской среды, в т.ч. ремонт не менее 20 фасадов в год;
оптимизация зеленой зоны и зеленых насаждений города.


4. Реализация экологических программ.
Задачи:
улучшение качества питьевой воды, в том числе реализация природоохранных проектов и мероприятий: защита водосборных территорий, строительство полного комплекса водопроводно-очистных сооружений;
снижение загрязнения атмосферного воздуха, в том числе путем формирования специальной транспортной политики;
управление городской фауной;
организация дополнительного контроля за качеством продуктов питания и медицинских препаратов, информирование населения в этой области;
совершенствование механизмов экологического управления.
5. Повышение безопасности территории города.
Задачи:
создание условий для всесторонней квалифицированной помощи каждому жителю города, попавшему в трудную или чрезвычайную ситуацию;
улучшение защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, развитие гражданской обороны;
повышение уровня общественного порядка и общественной безопасности.
Инструментами решения поставленных задач станет:
1. Программа «Кровли, фасады и подвалы Малой Охты» (ответственный – Управление жилищного хозяйства комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации);
2. «Программа озеленения городских территорий «Малой Охты» (ответственный – Управление жилищного хозяйства комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации);
3. «Программа развития общественного транспорта» (ответственный – отдел транспорта и связи комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации)
4. «Программа оздоровления экологической обстановки на 2008-2012 гг.» (ответственный – отдел экологии комитета по вопросам здравоохранения, экологии и социальной защиты администрации)
Курирует проектное направление: комитет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования.
5. Развитие системы местного самоуправления Малой Охты.
Общий смысл развития системы местного самоуправления – создание эффективной системы участия населения в решении актуальных проблем своего совместного проживания – в данном проектном направлении объединен с задачами консолидации действий по стратегическому развитию муниципального образования основных субъектов социально-экономической и общественно-политической жизни.
В рамках реализации данного проектного направления должны решаться следующие основные задачи:
создание новых механизмов взаимодействия городской власти с представителями республиканской и федеральной власти;
развитие ресурсной базы системы городского управления;
развитие общественной активности населения;
развитие национальной и религиозной толерантности;
развитие международного и межрегионального сотрудничества;
развитие системы управления в Администрации города, в т.ч. ее информатизация;
интеграция элементов стратегического управления на базе создания системы «открытой муниципальной статистики».


Инструментами решения поставленных задач станет:
1. «Концепция развития внешних связей до 2012 года» (ответственный – отдел внешних связей аппарата администрации)
2. Проект «Муниципальная статистика стратегического развития» (ответственный – Центр перспективного планирования аппарата администрации)
3. «Программа развития кадровой политики муниципальной службы» (ответственный – управление персоналом аппарата администрации города)
4. «Концепция «Малая Охта – соуправляемая территория (развитие взаимодействия с общественными организациями)» (ответственный – Центр перспективного планирования аппарата администрации)
Курирует проектное направление: аппарат администрации города.


3.2. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения


Эффективная система управления реализацией – одно из ключевых условий успеха любого документа, фиксирующего стратегические направления развития территории. Система управления реализацией Стратегического плана развития муниципального образования Малая Охта до 2012 года включает в себя следующие ключевые элементы:
фиксация плановых показателей, по которым любой житель муниципального образования сможет судить о ходе реализации Стратегического плана;
определение перечня и графика подготовки городских целевых программ и концепций, необходимых для реализации Стратегического плана, разработка новых требований к их подготовке и экспертизе;
создание системы открытого комплексного мониторинга и контроля хода реализации Стратегического плана в целом, а также его корректировки.
1. Плановые показатели реализации Стратегического плана:
В качестве ключевых показателей успешной реализации Стратегического плана будут рассматриваться:
а) Количественные показатели (к концу 2012 года):
рост валового территориального продукта – в 2 раза;
рост инвестиций в городскую экономику – в 3 раза;
рост среднедушевых доходов населения – в 1,5 раза (с учетом инфляции);
повышение объемов жилищного строительства к 2012 году до 100 тыс. кв. м в год, введение к 2012 году 440 тыс. кв. м.;
рост численности трудоспособных горожан, занятых в малом бизнесе, до 50% от общей численности экономически активного населения;
увеличение объема привлеченных социальной сферой города внебюджетных средств до 100 млн. руб. в год (рост примерно в 3 раза);
увеличение объема благотворительности и попечительства со стороны действующего на территории Малая Охта бизнеса до 50 млн. руб. в год (рост примерно в 5 раз)
увеличение численности работающих на территории крупных деловых центров предприятий города в 1,5 раза.
б) Качественные показатели (к концу 2012 года – ключевые объекты):
строительство и пуск мусороперерабатывающего завода;
строительство и пуск второго блока очистных сооружений «Водоканала»;
строительство «Охта-центр»;
решение проблемы текущих кровель и затопляемых подвалов;
строительство крупного концертно-развлекательного комплекса;
установка в городе 50 новых детских площадок.
Существующая схема подготовки программ и концепций к официальному утверждению будет изменена.
Ранее проекты городских целевых программ разрабатывались подразделениями Администрации города, обсуждались на коллегии местного самоуправления, проходили финансово-экономическую экспертизу, после чего передавались на утверждение депутатам.
В настоящее время создан специальный экспертный совет, который берет на себя комплексную стратегическую экспертизу разработанных проектов программ до их рассмотрения на коллегии местного самоуправления.
Возглавляет Экспертный совет Глава самоуправления, в его постоянный состав входят все председатели комитетов Администрации Малая Охта, будут привлекаться внешние эксперты. Для ряда программ становится обязательным прохождение общественных слушаний. Будут разработаны и нормативно закреплены требования к содержанию программ и концепций. По сравнению с ныне существующей ситуацией, будут повышены требования:
к выделению конкретных показателей, которые будут измерять эффективность реализации программ;
к обеспечению софинансирования;
к вопросам общественного участия в реализации программ;
к комплексному характеру программ, которые, в идеале, должны объединять предприятия и учреждения вне зависимости от их уровня подчинения, ведомственного подчинения или форм собственности;
к организации системы управления реализацией программ.
Общий ход реализации Стратегического плана развития Малая Охта до 2012 года контролируется Советом стратегического развития города, в который войдут представители Администрации Малая Охта, бизнес-сообществ и общественных организаций.
Совет стратегического развития не менее двух раз в год будет проводить открытые заседания, на которых будет представляться и обсуждаться доклад о ходе реализации Стратегического плана. Подготовкой доклада будет заниматься специальная группа по мониторингу Стратегического плана, которая будет создаваться из специалистов Администрации и представителей группы его разработчиков. Мониторинг будет производиться на базе следующих оснований:
списка плановых показателей реализации Стратегического плана, количественных и качественных;
перечня городских целевых программ и концепций по проектным направлениям;
специальных показателей, которые будут разработаны в рамках концепции «Муниципальная статистика стратегического развития Малая Охта».
В полномочия Совета стратегического развития города будет входить общая оценка хода реализации Стратегического плана, вынесение рекомендаций по необходимым для улучшения реализации дополнительным действиям, а также предложения по корректировке Стратегического плана и по расширению списка проектов городских программ и концепций, необходимых для реализации Стратегического плана.


Заключение


Стратегического планирования на муниципальном уровне включает ряд этапов:
анализ социально-экономической ситуации, ресурсного потенциала и определение ключевых проблем муниципального образования;
выделение отраслей специализации экономики муниципального образования;
выбор приоритетных и системообразующих видов деятельности;
диверсификация отраслевой структуры, позволяющая избежать структурного кризиса, массовой безработицы и падения уровня социально-экономического развития;
планирование программных мероприятий на основе привлечения государственных и частных капиталовложений;
определение механизма реализации программы и его коррекционных возможностей.
Неотъемлемым элементом планирования на муниципальном уровне является составление прогноза социально-экономического развития территории с целью определения перспектив его развития и разработки мероприятий по повышению эффективности функционирования территории.
Цель стратегического планирования социально-экономического развития заключается в том, что оно обеспечивает единство целевой ориентации, комплексность мероприятий, определенность сроков осуществления, адресность и увязку источников и финансовых ресурсов муниципального образования.
Задачи стратегического планирования социально-экономического развития состоят в получении системы научно обоснованных рекомендаций о направлениях социально - экономического развития, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Результаты стратегического планирования социально - экономического развития области используются для принятия Законодательным Собранием и администрацией для решений по вопросам социально - экономической политики.
Муниципальное образование муниципальный округ Малая Охта (далее - муниципальное образование) располагается в границах Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
По географическому положению муниципальное образование малая Охта располагается в Красногвардейском районе г. Санкт-Петербурга.
Красногвардейский район расположен в северо-восточной части Санкт-Петербурга на правом берегу Невы и занимает территорию около 4% от общей площади города - 56,8 кв. км. На территории района проживает около 7% населения Санкт-Петербурга - свыше 307 тысяч человек. Протяжённость улично-дорожной сети составляет более 180 км. Жилищный фонд района - 1434 жилых дома.
В настоящее время в районе работают 14 государственных учреждений культуры, 15 медицинских учреждений, 113 учебных заведений, 156 учреждений физкультуры и спорта, около 18 тысяч организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности.
Одним из наиболее крупных инвестиционных проектов реализуемый на территории муниципального образования малая Охта является строительство общественно-делового район «Охта центр».
Сдача предполагаемой архитектурной доминанты - небоскрёба высотой 396 метров - намечена на 2012 год. ОАО «Газпром нефть», представляющее группу «Газпром», финансирует 51% стоимости «Охта центра». Соинвестором также является администрация Санкт-Петербурга, которая финансирует 49% стоимости. Пропорционально будут распределены и доли собственности инвесторов в отношении объектов «Охта центра».
Доминирующее положение в экономике района занимает, как и прежде, промышленность, обеспечивая порядка 70% выпуска продукции. Предприятиями района выпускается широкий ассортимент товаров народного потребления. Это лакокрасочные материалы, электрическая аппаратура,  металлопластиковые окна,  трикотажные изделия, швейные изделия специального назначения, кондитерские изделия, включая хлебобулочные изделия, минеральные воды, соки, колбасные и молочные продукты,  ювелирные изделия.
Первым элементом стратегического планирования социально-экономического положения муниципального образования является определение миссии муниципального образования.
Миссия муниципального образования Маля Охта – заключается в формировании на своей территории крупнейшего делового центра в Санкт-Петербурге, а также создание благоприятных условий развития предпринимательских инициатив и повышение качества жизни людей находящихся на территории муниципального образования.
Вторым элементом стратегического планирования социально-экономического положения муниципального образования является образ будущего муниципального образования.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе Малая Охта видится процветающим муниципальным образованием, самодостаточным и гармонично развивающимся, сохранившим высокий историко-культурный потенциал, со сбалансированной диверсифицированной экономикой, позволяющей выполнить все социальные обязательства перед населением.
Усилия местной администрации в сочетании с географическим положением, природным потенциалом позволяют привлекать значительные инвестиционные ресурсы в городскую экономику, повышать благосостояние населения, решать проблемы занятости, обеспечивать гармоничное развитие муниципального образования как крупнейшего делового центра Санкт-Петербурга в будущем.
Третьим элементом стратегического планирования социально-экономического положения муниципального образования является определение основных целей стратегического развития муниципального образования Малая Охта.
Можно выделить 2 базовых сценария развития стратегического планирования муниципального образования Малая Охта исходя из позиционирования города в рамках различных форматов интересов:
1. Индустриально-коммерческий сценарий, при котором Малая Охта становится зоной интереса многих крупнейших организаций, в первую очередь – ОАО «Газпром».
Преимущества данного сценария связаны с решением ряда задач – увеличения занятости населения, повышения налоговой базы и т.п. Однако к существенному повышению экономического потенциала территории города в целом это не приведет, поскольку особого влияния на управление «добавленной стоимостью» город иметь не будет.
2. Инновационный сценарий, при котором Малая Охта активно включается в систему международного и межрегионального разделения труда с учетом заявленных собственных приоритетов и интересов. Отличие инновационного от индустриально-коммерческого сценария будет заключаться как в экономической специализации территории, так и в предполагаемых рынках.
План стратегического социального экономического развития муниципального образования «Малая Охта» разрабатывается до 2012 года.
К основным целям стратегического планирования социально-экономического положения муниципального образования следует отнести:
повышение материального уровня жизни населения и создание благоприятной среды жизнедеятельности граждан;
сохранение и развитие социально-культурного потенциала, духовное возрождение территорий;
устойчивое экономическое развитие, обеспечивающее муниципальное образование необходимыми ресурсами;
формирование имиджа муниципального образования как крупнейшего делового центра Санкт-Петербурга в будущем.
повышение инвестиционной привлекательности города;
поиск резервов сокращения бюджетных расходов, в том числе за счет внедрения новых ресурсосберегающих технологий;
усиление взаимодействия администрации города с Департаментами и Управлениями администраций г. Санкт-Петербурга и муниципальными образованиями красногвардейского района;
активное использование в деятельности администрации города при реализации программ стратегического развития мнений местного сообщества.
Для достижения поставленных целей необходима реализация системы конкретных проектов и программ, объединенных в следующие проектные направления:
1. Развитие жилищного строительства;
2. «Новая экономика» муниципального образования;
3. Развитие «человеческого капитала» муниципального образования;
4. Муниципальное образование для горожан: жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, транспорт, экология, безопасность
5. Развитие системы местного самоуправления.
Эффективная система управления реализацией – одно из ключевых условий успеха любого документа, фиксирующего стратегические направления развития территории. Система управления реализацией Стратегического плана развития муниципального образования Малая Охта до 2012 года включает в себя следующие ключевые элементы:
фиксация плановых показателей, по которым любой житель муниципального образования сможет судить о ходе реализации Стратегического плана;
определение перечня и графика подготовки городских целевых программ и концепций, необходимых для реализации Стратегического плана, разработка новых требований к их подготовке и экспертизе;
создание системы открытого комплексного мониторинга и контроля хода реализации Стратегического плана в целом, а также его корректировки.






Список использованной литературы

Абдурахимов Ю.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития города /Ю.В. Абдурахимов. - Челябинск, 2007.- 222 с.
Боровикова Е.В. Налоговое и бюджетное планирование в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях: теория и практика /Е. В. Боровикова. - М.: Дашков и Ко, 2007.- 336 с.
Визгалов Д.В. Методы оценки муниципальных программ /[Визгалов Д. В.]; Фонд "Ин-т экономики города". - М.: фонд "Ин-т экономики города", 2005.- 108 с.
Ветров Г. Планирование экономического развития на уровне города /Г. Ветров. - М., 2007.- 39 с.
Вахтина М.А. Территориальное стратегическое планирование: теоретические аспекты и современная практика муниципальных образований /М. А. Вахтина, Е. Н. Королева; Федер. агентство по образованию, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2005.- 172 с.
Григоров В.Э. Перспективное финансовое планирование в муниципальных образованиях Российской Федерации /[Григоров В. Э.]; Фонд "Ин-т экономики города". - М.: фонд "Ин-т экономики города", 2007.- 111, с.
Елохов А.М. Стратегическое управление развитием муниципального образования /А. М. Елохов; Федер. агентство по образованию, Перм. гос. ун-т, Регион. ин-т непрерыв. образования. - Пермь: ПГУ, 2007.- 174 с.
Жаров B.C. Разработка прогнозов развития объектов региональной экономики на основе имитационной динамической модели. М.: СОПС. 2008.
Коломийченко О.В., Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация. СПб.: Наука, 2008.
Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Подготовка планов стратегического развития в муниципалитетах юга России. Пособие 1. (рукопись подготовлена европейским экспертом проекта МЕРИТ II Джоном Алланом), М.: 2008.
Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов.М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006.
Муниципальное экономическое развитие: Муницип. экон. программы городов Нижний Новгород, Саратов, Ярославль /Ф. "Ин-т экономики города". - М., 2008.- 367 с.
Мерсиянова И.В. Подходы к решению проблем формирования социальной базы местного самоуправления при стратегическом планировании развития муниципальных образований /И. В. Мерсиянова; Ассоц. сиб. и дальневост. городов. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: Ин-т неправительств. сектора, 2008.- 39 с.
Программно-целевое регулирование социально-экономических процессов на региональном и муниципальном уровнях: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (21-22 нояб. 2002 г.) /[Редкол.: Н. П. Макаркин (отв. ред.) и др.]. - Саранск: Тип."Крас.Окт.", 2008.- 181 с.
Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности: Учебно-методическое пособие Авт. колл. под рук. д.т.н., проф. С.М. Вертешева; д.э.н. В.Е. Рохчина. СПб.: Изд. СПбГПУ, 2006.
Рохчин В.Е., Якишин Ю.В. Савельев Ю.В., Шишкин А.И. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, проблемы и организация (опыт Республики Карелия). Петрозаводск. 2005.
Стратегическое управление структурной перестройкой экономики в городах России. СПб.: ИРЭ РАН, 2008.
Система муниципального управления: Учебник для вузов. 4-е изд. (исправленное и дополненное) Под редакцией В. Б. Зотова. Питер, СПб 2008.
Смирнов В.Г. Муниципальное планирование: учеб. пособие /В. Г. Смирнов. - Владимир, 2005
Стратегическое планирование в российских муниципалитетах /Проект программы TACIS "Муницип. менеджмент в Рос. Федерации" EDRUS 9604. - М.: Муницип. власть, 2006.- 162 с.
Стратегическое развитие муниципальных образований: методология и практика планирования /В. К. Заусаев [и др.]. - 2007.- 298 с.
Система планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона и муниципальных образований: Материалы регион. науч.-практ. конф. /[Ред. совет: Майзлингер Т. И. и др.]. - Иркутск: БГУЭП, 2007.- 190 с.
Стратегическое развитие муниципальных образований: методология и практика планирования /В. К. Заусаев [и др.].; Дальневост. науч.-исслед. ин-т рынка. - М.: МОНФ, 2007.- 298 с.
Стратегическое планирование в муниципальном управлении: Введ. в предмет: Учеб. пособие для муницип. управляющих: [Сб. ст.] /Моск. обществ. науч. ф., Шк. муницип. упр.: [Сост. и ред. Балобанов А.Е., Генисаретский О.И.]. - М., 2006.- 292 с.
Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации (на примере г. Тольятти Самарской области). Под ред. В.Е. Рохчина, С.Ф. Жилкина. СПб.: ИРЭ РАН, 1999.
Стратегия развития муниципалитета. Под общ. ред. Г.В. Гутмана и А.Е. Илларионова, М.: Юркнига. 2003.
Стратегия развития региона / Коллектив авторов под рук. д.э.н., проф. В.А. Ильина. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004.
Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы. Под ред. В.А. Гневко, В.Е.Рохчина. СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004.
Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации (на примере г. Тольятти Самарской области). Под ред. В.Е. Рохчина, С.Ф. Жилкина. СПб.: ИРЭ РАН, 2008.
Стратегия развития муниципалитета. Под общ. ред. Г.В. Гутмана и А.Е. Илларионова, М.: Юркнига. 2005.
Стратегия развития региона / Коллектив авторов под рук. д.э.н., проф. В.А. Ильина. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004.
Теоретические основы и модели долгосрочного макроэкономического прогнозирования. Под ред. Ю.В. Яковца. М.: МФК, 2008.
Теоретические основы и модели долгосрочного макроэкономического прогнозирования. Под ред. Ю.В. Яковца. М.: МФК, 2004.
Ускова Т.В., Жаравин Д.П. Анализ социально-экономического развития Грязовецкого муниципального района: ИАЗ о НИР «Мониторинг социально-экономического развития района» / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. Вологда, 2008.
Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. М.: «К» 2008.













Приложения











3

1.Абдурахимов Ю.В. Стратегическое планирование социально-экономического развития города /Ю.В. Абдурахимов. - Челябинск, 2007.- 222 с.
2.Боровикова Е.В. Налоговое и бюджетное планирование в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях: теория и практика /Е. В. Боровикова. - М.: Дашков и Ко, 2007.- 336 с.
3.Визгалов Д.В. Методы оценки муниципальных программ /[Визгалов Д. В.]; Фонд "Ин-т экономики города". - М.: фонд "Ин-т экономики города", 2005.- 108 с.
4.Ветров Г. Планирование экономического развития на уровне города /Г. Ветров. - М., 2007.- 39 с.
5.Вахтина М.А. Территориальное стратегическое планирование: теоретические аспекты и современная практика муниципальных образований /М. А. Вахтина, Е. Н. Королева; Федер. агентство по образованию, С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2005.- 172 с.
6.Григоров В.Э. Перспективное финансовое планирование в муниципальных образованиях Российской Федерации /[Григоров В. Э.]; Фонд "Ин-т экономики города". - М.: фонд "Ин-т экономики города", 2007.- 111, с.
7.Елохов А.М. Стратегическое управление развитием муниципального образования /А. М. Елохов; Федер. агентство по образованию, Перм. гос. ун-т, Регион. ин-т непрерыв. образования. - Пермь: ПГУ, 2007.- 174 с.
8.Жаров B.C. Разработка прогнозов развития объектов региональной экономики на основе имитационной динамической модели. М.: СОПС. 2008.
9.Коломийченко О.В., Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация. СПб.: Наука, 2008.
10.Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Подготовка планов стратегического развития в муниципалитетах юга России. Пособие 1. (рукопись подготовлена европейским экспертом проекта МЕРИТ II Джоном Алланом), М.: 2008.
11.Мишин В.М. Исследование систем управления: Учебник для вузов.М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006.
12.Муниципальное экономическое развитие: Муницип. экон. программы городов Нижний Новгород, Саратов, Ярославль /Ф. "Ин-т экономики города". - М., 2008.- 367 с.
13.Мерсиянова И.В. Подходы к решению проблем формирования социальной базы местного самоуправления при стратегическом планировании развития муниципальных образований /И. В. Мерсиянова; Ассоц. сиб. и дальневост. городов. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: Ин-т неправительств. сектора, 2008.- 39 с.
14.Программно-целевое регулирование социально-экономических процессов на региональном и муниципальном уровнях: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (21-22 нояб. 2002 г.) /[Редкол.: Н. П. Макаркин (отв. ред.) и др.]. - Саранск: Тип."Крас.Окт.", 2008.- 181 с.
15.Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности: Учебно-методическое пособие Авт. колл. под рук. д.т.н., проф. С.М. Вертешева; д.э.н. В.Е. Рохчина. СПб.: Изд. СПбГПУ, 2006.
16.Рохчин В.Е., Якишин Ю.В. Савельев Ю.В., Шишкин А.И. Современное территориальное стратегическое планирование: состояние, проблемы и организация (опыт Республики Карелия). Петрозаводск. 2005.
17.Стратегическое управление структурной перестройкой экономики в городах России. СПб.: ИРЭ РАН, 2008.
18.Система муниципального управления: Учебник для вузов. 4-е изд. (исправленное и дополненное) Под редакцией В. Б. Зотова. Питер, СПб 2008.
19.Смирнов В.Г. Муниципальное планирование: учеб. пособие /В. Г. Смирнов. - Владимир, 2005
20.Стратегическое планирование в российских муниципалитетах /Проект программы TACIS "Муницип. менеджмент в Рос. Федерации" EDRUS 9604. - М.: Муницип. власть, 2006.- 162 с.
21.Стратегическое развитие муниципальных образований: методология и практика планирования /В. К. Заусаев [и др.]. - 2007.- 298 с.
22.Система планирования и прогнозирования социально-экономического развития региона и муниципальных образований: Материалы регион. науч.-практ. конф. /[Ред. совет: Майзлингер Т. И. и др.]. - Иркутск: БГУЭП, 2007.- 190 с.
23.Стратегическое развитие муниципальных образований: методология и практика планирования /В. К. Заусаев [и др.].; Дальневост. науч.-исслед. ин-т рынка. - М.: МОНФ, 2007.- 298 с.
24.Стратегическое планирование в муниципальном управлении: Введ. в предмет: Учеб. пособие для муницип. управляющих: [Сб. ст.] /Моск. обществ. науч. ф., Шк. муницип. упр.: [Сост. и ред. Балобанов А.Е., Генисаретский О.И.]. - М., 2006.- 292 с.
25.Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации (на примере г. Тольятти Самарской области). Под ред. В.Е. Рохчина, С.Ф. Жилкина. СПб.: ИРЭ РАН, 1999.
26.Стратегия развития муниципалитета. Под общ. ред. Г.В. Гутмана и А.Е. Илларионова, М.: Юркнига. 2003.
27.Стратегия развития региона / Коллектив авторов под рук. д.э.н., проф. В.А. Ильина. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004.
28.Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы. Под ред. В.А. Гневко, В.Е.Рохчина. СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004.
29.Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации (на примере г. Тольятти Самарской области). Под ред. В.Е. Рохчина, С.Ф. Жилкина. СПб.: ИРЭ РАН, 2008.
30.Стратегия развития муниципалитета. Под общ. ред. Г.В. Гутмана и А.Е. Илларионова, М.: Юркнига. 2005.
31.Стратегия развития региона / Коллектив авторов под рук. д.э.н., проф. В.А. Ильина. Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004.
32.Теоретические основы и модели долгосрочного макроэкономического прогнозирования. Под ред. Ю.В. Яковца. М.: МФК, 2008.
33.Теоретические основы и модели долгосрочного макроэкономического прогнозирования. Под ред. Ю.В. Яковца. М.: МФК, 2004.
34.Ускова Т.В., Жаравин Д.П. Анализ социально-экономического развития Грязовецкого муниципального района: ИАЗ о НИР «Мониторинг социально-экономического развития района» / ВНКЦ ЦЭМИ РАН. Вологда, 2008.
35.Цицин П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. М.: «К» 2008.


Вопрос-ответ:

Что такое стратегическое планирование социально-экономического развития?

Стратегическое планирование социально-экономического развития - это процесс определения основных целей и приоритетов развития определенной территории, а также разработка планов и стратегий для их достижения.

Какая методика используется при стратегическом планировании социально-экономического развития?

При стратегическом планировании социально-экономического развития применяется комплексная методика, которая включает анализ внешней и внутренней среды, определение стратегических целей и задач, а также разработку конкретных мероприятий для их достижения.

Какую роль играет стратегическое планирование социально-экономического развития в муниципальном образовании?

Стратегическое планирование социально-экономического развития имеет важное значение для муниципального образования. Оно помогает определить приоритеты и направления развития, создать устойчивую экономическую базу, улучшить социальные условия жизни и повысить качество предоставляемых услуг.

Как происходит анализ внешней среды при стратегическом планировании социально-экономического развития?

Анализ внешней среды при стратегическом планировании включает изучение политической, экономической, социальной, технологической и экологической составляющих. Такой анализ помогает определить возможности и угрозы, с которыми сталкивается муниципальное образование, и принять соответствующие решения для достижения целей развития.

Какие мероприятия могут быть предприняты при стратегическом планировании социально-экономического развития?

При стратегическом планировании социально-экономического развития можно предпринять различные мероприятия, такие как создание новых инфраструктурных объектов, развитие предпринимательства, обучение и повышение квалификации населения, улучшение экологической ситуации и другие. Важно выбрать наиболее эффективные меры, чтобы достичь желаемых результатов.

Какая основная суть стратегического планирования социально-экономического развития?

Основная суть стратегического планирования социально-экономического развития заключается в определении долгосрочных целей развития и способов их достижения, с учетом ресурсов и возможностей муниципального образования.

Каково значение стратегического планирования социально-экономического развития?

Стратегическое планирование социально-экономического развития имеет большое значение для устойчивого и эффективного развития муниципального образования. Оно позволяет определить приоритетные направления развития, привлечение инвестиций, улучшение качества жизни населения и создание благоприятной предпринимательской среды.

Какова методика стратегического планирования социально-экономического развития?

Методика стратегического планирования социально-экономического развития включает в себя следующие этапы: анализ внешней и внутренней среды, определение миссии и видения развития, постановка целей и задач, разработку стратегических программ и проектов, оценку эффективности и корректировку планов в процессе реализации.

Как проводится анализ внешней среды при стратегическом планировании социально-экономического развития муниципального образования?

Анализ внешней среды включает изучение политической, экономической, социальной, технологической, экологической и правовой ситуации, а также конкуренции и потенциала развития на макроуровне. Он проводится с помощью сбора информации, проведения экспертных оценок и прогнозирования развития внешней среды.

Какие основные характеристики имеет муниципальное образование «Малая Охта» в контексте стратегического планирования социально-экономического развития?

Муниципальное образование «Малая Охта» имеет свою специфику развития, которая включает в себя такие характеристики, как географическое расположение, наличие природных ресурсов и особенности инфраструктуры, уровень экономического развития и населения, а также социально-экономический потенциал для привлечения инвестиций и развития предпринимательства.