Роль государственного бюджета в финансировании социальной сферы (на примере сферы социальной защиты).

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Финансы
  • 7676 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 04.04.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...3

1. Роль и значение государственного бюджета в экономике страны в условиях рыночных отношений………………………………………………….6
1.1. Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации…………………………………………………….6
1.2. Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения…………………………..11

2. Законодательная база бюджетной политики как инструмент государственного регулирования функционирования и развития социальной сферы……………………………………………………………………………..16
2.1. Налогообложение как механизм пополнения бюджета и источник финансирования социальной сферы……………………………………..23
2.2. Правовое регулирование инвестиционного процесса в социальной сфере……………………………………………………………………….31
2.3. Финансовые методы государственного регулирования развития социальной сферы………………………………………………………...45

. Финансирование социальной политики в отношении инвалидов…………51
.1. Финансовое обеспечение государственной политики социальной защиты инвалидов в России……………………………………………...51
3.2. Предоставление льгот и компенсации для различных категорий инвалидов………………………………………………………………….59
3.3. Динамика занятости инвалидов……………………………………..67

Заключение……………………………………………………………………….71
Список использованной литературы…………………………………………...74
Фрагмент для ознакомления

Установленная система назначения инвалидности закрепляет положение инвалида – все движение по реабилитации ограничивается, в основном, второй группой инвалидности. Реабилитационные мероприятия в глазах инвалида имеют смысл, если они не ведут к переходу в третью группу инвалидности или полной реабилитации.
В настоящее время пенсионное обеспечение инвалидов делает инвалидность привлекательной для категорий населения, которые при других обстоятельствах не стали бы регистрировать инвалидность. Одной из причин оформления инвалидности является потребность в льготе на лекарства в связи с тем, что размер пенсии не дает возможности приобретать лекарства в соответствии с медицинскими показаниями.
К сожалению, “безбарьерная” пенсия приводит не только к росту социальной нагрузки на общество, но и к сохранению пассивного социального поведения реципиентов. Самое опасное в сформированной системе состоит в том, что расширение социальных льгот, пусть даже не подкрепленных финансовыми источниками, - популярная мера для любого законодательного органа, сжатие социальных льгот - напротив, мера чрезвычайно непопулярная и решиться на нее гораздо труднее. В то же время назрела необходимость резко сократить отдельные льготы и компенсации, например, получаемые “по политическим причинам”, и изменить фильтры получения инвалидности. Как показывает российский и международный опыт, движение в сторону расширения социальной помощи инвалидам исторически обусловлено и вызвано целом рядом объективных причин:
ухудшением экологической ситуации;
интенсификацией труда и связанным с этим ростом отдельных видов заболеваний;
общим ростом травматизма, обусловленным ростом технического уровня производства;
высоким уровнем экономического развития и благосостояния в некоторых странах и появлению возможности включения в спектр социальной помощи как новых категорий населения, так и новых видов социальной помощи;
в отдельных странах ввиду сокращения емкости рынка труда необходимостью “удерживания” отдельных групп населения в качестве пассивных реципиентов социальной помощи;
привлекательностью для населения в целом расширения социальной помощи: если у отдельных групп возникает возможность попасть в зону государственной помощи или расширить ее рамки, то данная группа постарается через политическое давление свои возможности реализовать.
усилением лоббистских методов в процессе принятия политических и экономических решений.
Несовершенство существующей системы финансового обеспечения политики в отношении инвалидов приводит к недофинансированию отдельных мероприятий этой политики, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций, к реальной недоступности благ, гарантированных законом. Основным преимуществом пенсии как социального вида помощи инвалиду является законодательно закрепленная обязательность предоставления и гарантированность выплат. Все остальные виды помощи, мероприятия в отношении инвалида не гарантируют обязательность финансирования и, как показывает практика, не финансируются в полном объеме.
От состояния федерального и региональных бюджетов зависят предоставление инвалидам льгот и компенсаций, предусмотренных федеральным и региональными законодательствами, а также реализация федеральных и региональных программ помощи инвалидам. За период 2004-97гг. в федеральном бюджете РФ и бюджетах субъектов РФ затраты на реализацию социальной политики государства, в том числе и в отношении инвалидов в абсолютном выражении постоянно увеличивалась. Так, если в 2005г. по отношению к 2004г. затраты консолидированного бюджета на социальную политику возросли на 15,7 млрд. или 174,8 %, то в 2006г. - уже на 18,4 млрд. или 150,1 % к предыдущему периоду. В рассматриваемом периоде темпы роста затрат федерального бюджета РФ на социальную политику значительно превышают темпы роста общих затрат бюджетов субъектов РФ на эти цели. Так, если затраты из федерального бюджета РФ в 2005г. по отношению к предыдущему периоду возросли на 251,3 %, то общие затраты бюджетов субъектов РФ на эти цели за указанный период возросли на 146,9 %. Однако если рассматривать расходы бюджетной системы на социальную политику с учетом роста цен на товары и услуги за соответствующий год, то темпы роста реальных расходов консолидированного бюджета в 2005г. по сравнению с 2004г. возросли всего на 16,2 % , а федерального бюджета - на 46,6 %, в то время как реальные расходы бюджетов субъектов РФ за этот же период снизились на 7,5 %.
В 2006г. реальные расходы консолидированного бюджета по сравнению с 2004г. возросли на 46,5 %. Наблюдается и более значительный рост доли затрат федерального бюджета на реализацию социальной политики в общих расходах на социально-культурные мероприятия, по сравнению с аналогичными расходами бюджетов субъектов РФ. Так, если доля расходов федерального бюджета в общих расходах на социально-культурные мероприятия в 2004г. составляла 19,9 %, то в 2005г. - 36,3 %. В то же время аналогичный показатель бюджетов субъектов РФ составлял 15,6 % и 15,4 % соответственно.
Таблица 4. Расходы бюджетной системы на социальную политику
млрд.
Консолидированный бюджет Федеральный бюджет Бюджеты субъектов 2004 2005 2006 2004 2005 2004 2005 Расходы - всего (на социально-культурные мероприятия)
129,1
188,4
254,4
19,6
27,5
109,5
160,9 Социальная политика 21,0 36,7 55,1 3.9 9.8 17,1 26,9 в % к расходам (строка 1) 16 20 21,7 20 35 17 17 в % к ВВП 1,3 1,6 2,1 0,2 0,4 1,1 1,2
В результате недопоступления налоговых платежей в федеральный бюджет, в 2006г. было произведено секвестирование объемов годовых бюджетных назначений по незащищенным статьям расходов, что привело к фактическому исполнению федерального бюджета по финансированию мероприятий социальной политики и учреждений социальной защиты в размере 65% от объемов, утвержденных федеральным законом “О бюджете Российской Федерации на 2006г.”. Кроме того, расходы, предусмотренные в бюджетах субъектов РФ на указанные мероприятия и учреждения социальной защиты населения, профинансированы немногим более - 69%.
Какое влияние на социальную политику в отношении инвалидов оказывает дефицит бюджетов всех уровней и как отражается такая ситуация на инвалидах? Из федерального бюджета предусмотрено финансирование федеральных целевых программ социальной защиты инвалидов, мероприятий по внедрению средств для информационного обеспечения инвалидов по зрению, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации, протезированию и изготовлению протезно-ортопедической обуви.
Федеральный бюджет РФ является основным источником финансирования 3-х федеральных целевых программ социальной поддержки инвалидов, направленных на повышение уровня социальной защищенности инвалидов: “Социальная защита инвалидов”, “Дети-инвалиды” и “Социальная защита инвалидов военной службы на период 2006-2010гг.”

3.2. Предоставление льгот и компенсации для различных категорий инвалидов
В соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов им предоставляется значительное количество прав, льгот и компенсаций. Все предоставляемые инвалидам в соответствии с законодательством права и льготы подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, от причин инвалидности, категории, предоставляемых льгот и т.п.
По форме предоставления:
имеющие “моральную” форму (преимущественное право или первоочередное право в чем-либо);
имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекарствами или бесплатное пользование поликлиниками);
имеющие натуральную форму (бесплатное предоставление автотранспортных средств, мото- и вело–колясок, обеспечение топливом).

По периодичности предоставления:
имеющие одноразовый характер или предоставляемые с большой периодичностью (бесплатная установка телефона, капитальный ремонт жилой площади);
имеющие ежемесячный характер (компенсация части стоимости жилой площади, компенсация части стоимости коммунальных услуг);
имеющие годовую периодичность (бесплатный проезд раз в год или раз в два года в междугороднем транспорте, санаторно-курортное лечение или его компенсация).
Предоставляемые в зависимости от причины инвалидности:
инвалиды войны и приравненные к ним категории;
инвалиды по зрению;
инвалиды в результате чернобыльской катастрофы;
и т. д.
По охвату определенного числа инвалидов:
предоставляемые всем категориям инвалидам;
предоставляемые отдельным категориям инвалидов.
По категориям льгот:
по пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий;
по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;
по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию;
по медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда;
по трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;
по пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;
по получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи.

Одной из важнейших льгот по предоставлению технических средств реабилитации, вопросы реализации которой не решаются годами, является обеспечение инвалидов спецавтотранспортом и его ремонт.
Таблица 5. Удельный показатель стоимости отдельных льгот, предоставляемых инвалидам (в ценах 2006г)
(руб. )


Наименование льгот

Удельный показатель стоимости предоставляемой льготы в расчете на одного получателя в месяц 1 Капитальный ремонт принадлежащих жилых помещений 252,5 2 Внеочередная бесплатная установка квартирного телефона 113,0 3 50 процентная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы) 11,6 4 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг (в пределах нормативов потребления) 38,3 5 50-процентная скидка в оплате вневедомственной охраны 18,1 6 Бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками 33,4 7 Бесплатное обеспечение лекарствами по рецепту врача 31,6 8 50-процентная стоимость лекарств по рецепту врача 15,8 9 Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов и других протезно-ортопедических изделий 43,1 10 Бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов 35,6 11 Бесплатное обеспечение санаторно-курортными путевками 275,5 12 Бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта 40,6 13 Бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения 54,0 14 50-процентная стоимость проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения 27,0 15 Бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте 81,8 16 Бесплатный проезд один раз в два года или 50-процентов стоимости проезда раз в год (туда и обратно) на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте 40,9 17 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой 3,0 18 50-процентная скидка со стоимости проезда на железнодорожном, водном, воздушном и междугороднем автомобильном транспорте в осенне-зимний период (с 1 октября по 15 мая)
10,0

Льгота по получению средств технической реабилитации - автомобиля и мотоколяски - практически не выполняется повсеместно. Так, из-за отсутствия финансирования в 2005г. инвалиды не обеспечивались мотоколясками и автомобили в 26 регионах России. В 2005г. в 70 субъектах Российской Федерации инвалиды не были обеспечены мотоколясками в соответствии с рекомендациями ВТЭК, на учете на получение мотоколясок в целом по России состоит 24773 чел., кроме того, в 2006г. рекомендации по приобретению мотоколясок даны 4362 чел.
По-прежнему серьезной остается проблема льготного обеспечения лекарственными средствами. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" от 02.10.92г. № 1157 инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами. Инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на 50% скидку с оплаты лекарств. В среднем по России этой льготой пользуется около 60% от числа граждан, имеющих на это право. Однако на практике данный вид льгот предоставляется не всем инвалидам, имеющим на нее право, или не в полном объеме.
То же касается и льгот по оплате коммунальных платежей. Наиболее наглядно это видно на примере Кемеровской области: в 2006г. 50%-ой скидкой в оплате жилья пользовались 404655 чел., при этом стоимость данной льготы составила 116 руб. на одного человека в год. В это же время 50%-ой скидкой в оплате коммунальных услуг, которая составляет 379 руб. на одного человека в год, пользовались 578083 чел.
Аналогичная ситуация с предоставлением и других видов льгот. Инвалиды всех категорий, в том числе дети-инвалиды, родители, опекуны (попечители) и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта городского и пригородного сообщения, кроме такси. Правом бесплатного проезда на городском общественном транспорте пользуются 650661 чел., при этом стоимость льготы на одного человека в год составляет 1550 руб. Правом же льготного проезда на железнодорожном, водном и автотранспорте пригородного сообщения пользуются уже 710050 чел., стоимость данного вида льготы на одного человека в год составляет 1574 руб.
Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно. Стоимость бесплатного проезда к месту лечения и обратно на одного человека в год в данном регионе составляет 1543 руб. и пользуются этой льготой 73171 чел. Общая потребность в год составляет 112,9 млн.
Законодательство Российской Федерации гарантирует социальную защиту всем участникам боевых действий различных войн, экологических и техногенных катастроф, аварий разного масштаба. На загрязненной в результате катастрофы на ЧАЭС территории 14 субъектов Российской Федерации проживает около 2,7 млн. человек, на которых распространяются льготы и компенсации, установленные законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”. В течение 2006г. средства на льготы и компенсации выделялись нерегулярно с задержкой в 4-5 месяцев, что вызвало социальную напряженность на загрязненных территориях.
Наиболее ярким примером финансирования льгот для инвалидов является финансовое обеспечение льгот для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненным к ним категориям инвалидов, условия и порядок предоставления льгот которым определены Федеральным законом “О ветеранах”. Расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам в соответствии с законом, производятся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Дополнительные средства для финансирования мер социальной защиты ветеранов могут быть в установленном порядке получены из любых не запрещенных законом источников.
Однако схема расходования средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в виде трансфертов, предоставляемых регионам на реализацию социальной политики, не обеспечивает четкого расходования средств на реализацию мероприятий указанного закона. Органы исполнительной власти субъекта федерации направляют поступившие средства на решение наиболее остро стоящих проблем регионов. Дефицит финансовых средств в бюджетах многих субъектов Федерации и отсутствие целевого направления средств из фонда финансовой поддержки приводит к тому, что закон “О ветеранах” относится к “неисполняемым” законам.
В 2005г. объем финансирования закона “О ветеранах” для 75 дотационных территорий в виде трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации составил 6,5 млрд. при бюджетной заявке на эти цели - 24,4 млрд. Финансирование расходов на реализацию данного закона в остальных 14 регионах России осуществлялось за счет собственных средств бюджетов субъектов РФ. Фактический объем финансирования льгот, предоставляемых инвалидам в соответствии с Федеральным Законом “О ветеранах” в 2006г.
Реалии таковы, что значительное количество инвалидов в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются. Безусловно, во многом это объясняется неблагоприятной экономической ситуацией, складывающейся в стране за последние годы. Это является причиной откладывания разработки полномасштабной программы регулирующей все стороны медико-социальной реабилитации инвалидов. Сталкиваясь с растущими экономическими трудностями, государство ослабляет внимание к вопросам социальной защиты инвалидов.
Принимаемые правовые решения носят зачастую случайный и конъюнктурный характер (например, Закон “О ветеранах”) и определяются сиюминутными причинами вне зависимости от экономического состояния народного хозяйства. В результате прослеживается несогласованность нормативных актов, регулирующих медицинскую, профессиональную и бытовую стороны реабилитации. Зачастую они носят односторонний характер, и устанавливаемые ими правила строятся без соответствующего учета всего комплекса мер по реабилитации. Поэтому, как правило, эти правовые акты касаются какой-либо одной из сторон медико-социальной реабилитации инвалидов, наиболее остро стоящих в данный момент перед нею задач, порой плохо связанных с общей целью законодательства в этой области - интеграции инвалидов в общество и семью.
Бессистемность принятия правовых норм, регулирующих предоставление льгот, создала возможность для дублирования содержащихся в них положений, а иногда и противоречий, что создает затруднения в их применении. Так, например, скидки на оплату жилья участникам Великой Отечественной войны предоставляются в пределах социальных норм, а чернобыльцам и участникам ядерных испытаний - “по ставкам для рабочих и служащих”. Аналогичны различия и по частичной оплате коммунальных услуг. Скидки для участников Великой отечественной войны предусматриваются в рамках “нормативов потребления”, а для чернобыльцев и участников ядерных испытаний - “с установленной платы”. Кроме того, все рассматриваемые категории инвалидов имеют право на бесплатную медицинскую помощь и лекарства. Но участникам войны и боевых действий бесплатные лекарства выделяются в пределах норм и в порядке, определяемом Правительством РФ, а чернобыльцам и участникам ядерных испытаний - без ограничений.
Происходящие изменения в экономике требуют, чтобы система налогов следовала бы этим изменениям и была им адекватна, а это порождает нестабильность налогового законодательства. Изменения в него вносятся по несколько раз в течение года. В результате действующая налоговая политика оказывает негативное влияние, в частности, на развитие реабилитационной индустрии. Налоговое законодательство не представляет каких-либо существенных льгот предприятиям, которые заняты производством технических средств (материалов, изделий), необходимых для работающих инвалидов. Не представляются такие льготы и по импортным пошлинам на изделия для инвалидов, ввозимые из-за рубежа. Высокий удельный вес изъятия средств у предприятий не побуждает производителя работать эффективно, расширять выпуск продукции, наращивать свои доходы и вкладывать их в дальнейшее расширение производства. В силу указанной причины количество выпускаемых реабилитационных изделий при высокой потребности в них падает, а их номенклатура расширяется крайне медленно.
Недостаточно развита законодательная база в области медицинской реабилитации, особенно в той ее части, которая призвана служить предупреждению заболеваний, приводящих к инвалидности, в частности, по организации и содержанию первичной медико-санитарной помощи, доступной всем слоям населения; по созданию системы раннего выявления и профилактики инвалидности; по четкой регламентации правил техники безопасности, производственной санитарии, приспособления рабочих мест, оборудования и производственной среды в целях предупреждения утраты профессиональной трудоспособности или предупреждения.

3.3. Динамика занятости инвалидов
Сужение экономических возможностей занятости инвалидов на фоне постепенного развития самосознания инвалидов, а также на фоне принятия документов, расширяющих права и возможности инвалидов на рынке труда, обострили проблемы профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов. В России продолжает сокращаться численность работающих инвалидов - за последние три года она уменьшилась на 10%. Менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу. На протяжении многих лет доля трудоустроенных инвалидов составляла примерно 2% от среднесписочной численности работающих. Наиболее благополучными в отношении трудоустройства инвалидов были 1988-89гг., когда работало около 25-28% от общего числа всех инвалидов. Теперь эта цифра колеблется в пределах 10-11%, учитывая, что трудоустройство бывает формальным.
Наиболее драматичные события развивались в 2005-98гг. в связи с введением нового порядка признания инвалидов, обратившихся в службу занятости, безработными. Этот порядок регламентируется Законом Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” и изменениями и дополнениями к Закону “О занятости населения в Российской Федерации”.
Таблица 9. Численность инвалидов в общей численности граждан, ищущих работу и безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения
2002 2003 2004 2005 2006 Численность пенсионеров по инвалидности, обратившихся в органы службы занятости, млн. чел.
26,6
52,9
71,3
70,5
62,1 Доля пенсионеров по инвалидности в общей численности граждан, ищущих работу и зарегистрированных в службе занятости, %
1,16
1,43
1,39
1,34
2,80 Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, млн. чел.
8,5
16,8
23,0
25,0
19,7 в том числе инвалиды, млн. чел. Н.д. 31,7 48,8 48,0 48,0 Доля инвалидов в общей численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, %
----
1,9
2,1
1,9
2,4
Из общей численности инвалидов, зарегистрированных в службе занятости, в 2005г. было трудоустроено 21,6 млн. пенсионеров по инвалидности и 2,8 млн. инвалидов оформлены на досрочную пенсию. Общий процент трудоустроенных инвалидов (около 30%) от числа обратившихся инвалидов свидетельствует о том, что инвалиды еще являются достаточно конкурентоспособными на рынке труда. Однако происходящие процессы массовых высвобождений с предприятий, банкротства предприятий резко изменяют ситуацию с занятостью инвалидов к худшему.
К началу 2006г. безработные инвалиды составляли (1,9% от общего числа зарегистрированных безработных), из них 42,0 млн. инвалидов (87,7%) назначено пособие по безработице. В 2006г. в органы службы занятости по вопросу трудоустройства обратилось 62,1 млн. инвалидов, из них было трудоустроено 23,12 млн. чел. (37,4 %), оформлено на досрочную пенсию 1,0 млн. чел. В связи с тем, что инвалиды являются наименее конкурентоспособными на рынке труда, у инвалидов, состоящих на учете в органах федеральной государственной службы занятости и признанных безработными, отмечается наиболее продолжительный период безработицы по сравнению с другими категориями граждан.
Таблица 10. Распределение инвалидов, состоящих на учете в органах службы занятости по продолжительности безработицы
2005г. 2006 г до 1 месяца 7,0 % 6,4 % 1 - 4 19,0 % 22,2 % 4 - 8 18,5 % 22,9 % 8 - 12 26,6 % 15,2 % более 1 года 28,9 % 33,4 %
В большинстве регионов приняты разработанные службой занятости программы “Профессиональная реабилитация и содействие занятости инвалидов”, мероприятия которых отражают участие заинтересованных организаций в работе по реализации федеральных программ социальной защиты инвалидов в части профессиональной реабилитации и содействия трудоустройству. В рамках данных программ направлено на обучение в 2006г. 2471 инвалид и закончили обучение 1639 инвалидов.
Финансирование программ осуществляется из средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - фонд занятости), местных бюджетов, средств работодателей. В бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2006г. планировалось выделить 66,1 млн. на трудовую реабилитацию инвалидов, фактически же было выделено 51,9 млн. Затраты фонда занятости на трудовую реабилитацию одного инвалида в 2006г. фактически в среднем составили 0,5 млн. рублей, данный показатель в 2007г. планируется довести до 0,6 руб. рублей.
При этом 57% расходов по данной статье исполнено Москвой (29,5 млн.). Основную часть расходов фонда занятости на реабилитацию безработных инвалидов (64 %) составляют расходы 8 регионов с развитой системой профессиональной реабилитации и содействия занятости инвалидов, осуществляющие полный комплекс услуг (профессиональную диагностику, реабилитацию, обучение, создание специальных условий для трудоустройства инвалидов и др. меры). К ним относятся - города Москва и Санкт-Петербург, Воронежская, Липецкая, Волгоградская, Саратовская, Челябинская и Тюменская области.

Таблица 11. Затраты Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на трудовую реабилитацию инвалидов
млн.
2005 2006 2007 2008 План - 661,0 65,0 143,9 Факт 29805,3 518,6 Н/д Н/д
Таблица 12. Финансирование политики социальной защиты инвалидов из средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации в 2006г.
млн. рублей
Статьи расходов Израсходовано средств фонда занятости на финансирование мероприятий по содействию занятости инвалидов всего:
в том числе:
175,92 на поддержание доходов
в том числе:
на выплату пособий
на выплату материальной помощи и иной
помощи

55,78

0,77 на проф. подготовку, переподготовку и профориентацию
из них на выплату стипендий 4,16
1,75 на финансовую поддержку
в том числе:
на сохранение рабочих мест
на создание дополнительных рабочих мест
на субсидии для организации собственного дела

18,0
25,37
0,37 на социальную адаптацию 7,05 на финансирование общественных работ 0,52 на содержание и оснащение проф. реабилитационных структур для инвалидов
15,07
В настоящее время удельный вес работающих инвалидов в общей их численности не превышает 11%. Особенно тяжелое положение складывается с занятостью инвалидов I и II групп, среди которых удельный вес работающих - менее 8 %.
Заключение
В заключение следует отметить, что с помощью государственного механизма распределения финансов более сильные регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов.
Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам:
— в виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета);
— в виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.
Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется за счет 15 % всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины.
Трансферты не имеют целевого назначения. Они передаются администрации соответствующего субъекта, которая тратит выделенные средства по своему усмотрению
Проводимая бюджетная политика еще не привела к выравниванию реального положения субъектов Федерации в бюджетной системе страны. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. При распределении финансовых потоков между уровнями бюджетной системы часто нарушаются принципы расчетного регулирования, сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.
Все более важным дополнительным источником финансирования социальной сферы становятся негосударственные фонды. Их средства формируются за счет:
— взносов учредителей благотворительных организаций;
— членских взносов (для благотворительных организаций, основанных на членстве);
— благотворительных пожертвований, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
— доходов от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;
— поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведения благотворительных лотерей и аукционов, реализации имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями и др.);
— доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
— поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;
— доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
— труда добровольцев;
— иных, не запрещенных законом источников.
Характерно, что в рыночной экономике развитых стран благотворительные организации входят в так называемый «третий сектор» экономики наряду с коммерческим и государственным секторами. Его доля в валовом национальном продукте США, например, составляет 4 %. Основные средства благотворительные организации получают не за счет пожертвований (они составляют 3-5 % их бюджета), а от государства. Почти половину их бюджета составляет государственное финансирование. Государство финансирует благотворительные организации в основном через систему контрактов. При этом активно привлекаются местные ресурсы, обеспечиваются более экономное расходование средств и высокая результативность.
В РФ в настоящее время действует более 500 благотворительных организаций. Большая часть из них занимается оказанием помощи инвалидам, многодетным и неполным семьям. Так как эти организации не располагают большим бюджетом их деятельность направлена на социальную поддержку, социально-культурные программы
Система финансирования социальной сферы в период формирования рыночных отношений не лишена многих недостатков и нуждается в решении многих проблем.
Так, управление расходованием ограниченных финансовых ресурсов, направляемых на социальную защиту, находится в ведении различных министерств и комитетов и не всегда может быть скоординировано на конечную цель. Не разработана эффективность расходования выделяемых средств. Законодательно не защищены статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий. Имеют место и другие проблемы.
Таким образом, для развития и успешного функционирования системы социальной защиты необходимо дальнейшее совершенствование принципов и практики ее финансирования.

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации. – М: Юридическая литература. – 20043.
О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 25 июля 2004,№178 – ФЗ
Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 28 августа 2005
О Правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 2005г.
О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 17 июня 2006г.
О коллективных договорах и соглашениях: Федеральный закон от 1 мая 2004г.
О российской трех сторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений: Федеральный закон от 2 апреля 2004г.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан: Закон РФ от 2 февраля 2004г.
Об образовании: Закон Воронежской области от 15 декабря 2004г.
Об охране здоровья населения и здравоохранения ВГУ.2004. - №6. – с.83.
Беляков С.А. Финансирование расходов на образование: нормативный метод // журнал «Финансы», - 2002, - №7с.18.
Оценка уровня и качества жизни населения//журнал «Экономист» 2004. - №11. – с61
Рыжков В.С. Финансовые проблемы нестабильного самоуправления//журнал «Финансист». – 2004. - №2. – с8.
Шаронов А. Контуры социальной политики//журнал «ЭКО». – 2005. - №10 – с146.
Чемоданов М. Вопросы социальной политики//журнал №Экономист» - 2005 - №3 – с54.
Цветкова Г. Социальное управление на муниципальном уровне// журнал «Экономист» - 2004 - №7 – с49.
Кричевский Р.Л. «Если Вы — руководитель...», М-05 ст.31-60
Потрубач Н. Н., Социально-экономические проблемы совершенствования системы управления предприятием в условиях экономической реформы, М: 2004 ст. 55-73.
Экономика. Учебник /Под ред. А.И. Архипова и др. М.: 2003.
Травин В.В., Дятлов В.А. «Основы кадрового менеджмента», М-2005
Шекшля С.В. «Управление персоналом современной организации», М-2004
Социально – трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы /Под ред. Акимова А.К., Волгина Н.А. и др. М.: Молодая гвардия, 2006.
Менеджмент персонала: функции и методы, М: “МАИ”- 2006.
Мескон М., Ф. Хедоури, “Основы менеджмента”, М: “Дело”, 2004.
Щербаков В.И., Новый подход к управлению: крупные объединения, М: ”Экономика”, 2003.
Проблемы теории и практики управления 2004г.
Кадры 2004г.
Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в восточной Европе и России / Под ред. Р. Емцова, С. Коммандера, Ф. Коричелли., М.: Инфра-М. - 2005. – с.477.
Бобков В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. –2006. - №6. – с.76-79.
Бушмарин И.В. Заработная плата и доходы населения в России и развитых странах // Общество и экономика. – 2006г. - №3-4. – с.69-83.
Гутник В. К публикации глав работы Вальтера Ойкена - Основные принципы экономической политики // Российский экономический журнал. 2003 г. - №2.
Зубкова, Яковлев К сбалансированию политики доходов населения // Российский экономический журнал. – 2006. - №11-12. – с.45-53.
Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. – 2004г. - №8. – с.54-56.
Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. – М.: Издательство Московского института. – 2005. – с.416.
Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Под ред. Кэмпбелла Р., Макконнелла, Стэнли Л., М.: Республика. - 2005. – с.400.


Оценка уровня и качества жизни населения//журнал «Экономист» 2004. - №11. – с61

Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.

Оценка уровня и качества жизни населения//журнал «Экономист» 2004. - №11. – с61

Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики, 2001. - №3. – с.4-23.

Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. – М.: Издательство Московского института. – 2005. – с.416.

Оценка уровня и качества жизни населения//журнал «Экономист» 2004. - №11. – с61

Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. – М.: Издательство Московского института. – 2005. – с.416.

Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. – М: 2005. – с.416.

Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. – М.: 2005. – с.416.

Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Под ред. Кэмпбелла Р., Макконнелла, Стэнли Л., М.: Республика. - 2005. – с.400.

Беляков С.А. Финансирование расходов на образование: нормативный метод // журнал «Финансы», - 2002, - №7с.18.

Например, в отношении семей инвалидов после смерти инвалидов.
Например, граждане, получающие возмещение вреда, должны терять право на пенсионное обеспечение в связи с инвалидностью и пр.
Беляков С.А. Финансирование расходов на образование: нормативный метод // журнал «Финансы», - 2002, - №7с.18.

Финансовые средства до 1.01.98г. указаны в неденоминированных рублях.
Оценка уровня и качества жизни населения//журнал «Экономист» 2004. - №11. – с61

Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Под ред. Кэмпбелла Р., Макконнелла, Стэнли Л., М.: Республика. - 2005. – с.400.

Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Под ред. Кэмпбелла Р., Макконнелла, Стэнли Л., М.: Республика. - 2005. – с.400.

Беляков С.А. Финансирование расходов на образование: нормативный метод // журнал «Финансы», - 2002, - №7с.18.













73

1.Конституция Российской Федерации. – М: Юридическая литература. – 20043.
2.О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 25 июля 2004,№178 – ФЗ
3.Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 28 августа 2005
4.О Правительстве Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 2005г.
5.О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 17 июня 2006г.
6.О коллективных договорах и соглашениях: Федеральный закон от 1 мая 2004г.
7.О российской трех сторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений: Федеральный закон от 2 апреля 2004г.
8.Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан: Закон РФ от 2 февраля 2004г.
9.Об образовании: Закон Воронежской области от 15 декабря 2004г.
10.Об охране здоровья населения и здравоохранения ВГУ.2004. - №6. – с.83.
11.Беляков С.А. Финансирование расходов на образование: нормативный метод // журнал «Финансы», - 2002, - №7с.18.
12.Оценка уровня и качества жизни населения//журнал «Экономист» 2004. - №11. – с61
13.Рыжков В.С. Финансовые проблемы нестабильного самоуправления//журнал «Финансист». – 2004. - №2. – с8.
14.Шаронов А. Контуры социальной политики//журнал «ЭКО». – 2005. - №10 – с146.
15.Чемоданов М. Вопросы социальной политики//журнал №Экономист» - 2005 - №3 – с54.
16.Цветкова Г. Социальное управление на муниципальном уровне// журнал «Экономист» - 2004 - №7 – с49.
17. Кричевский Р.Л. «Если Вы — руководитель...», М-05 ст.31-60
18. Потрубач Н. Н., Социально-экономические проблемы совершенствования системы управления предприятием в условиях экономической реформы, М: 2004 ст. 55-73.
19. Экономика. Учебник /Под ред. А.И. Архипова и др. М.: 2003.
20. Травин В.В., Дятлов В.А. «Основы кадрового менеджмента», М-2005
21. Шекшля С.В. «Управление персоналом современной организации», М-2004
22.Социально – трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы /Под ред. Акимова А.К., Волгина Н.А. и др. М.: Молодая гвардия, 2006.
23.Менеджмент персонала: функции и методы, М: “МАИ”- 2006.
24.Мескон М., Ф. Хедоури, “Основы менеджмента”, М: “Дело”, 2004.
25.Щербаков В.И., Новый подход к управлению: крупные объединения, М: ”Экономика”, 2003.
26.Проблемы теории и практики управления 2004г.
27.Кадры 2004г.
28.Безработица, структурная перестройка экономики и рынок труда в восточной Европе и России / Под ред. Р. Емцова, С. Коммандера, Ф. Коричелли., М.: Инфра-М. - 2005. – с.477.
29.Бобков В., Мстиславский П. Качество жизни: сущность и показатели // Человек и труд. –2006. - №6. – с.76-79.
30.Бушмарин И.В. Заработная плата и доходы населения в России и развитых странах // Общество и экономика. – 2006г. - №3-4. – с.69-83.
31. Гутник В. К публикации глав работы Вальтера Ойкена - Основные принципы экономической политики // Российский экономический журнал. 2003 г. - №2.
32.Зубкова, Яковлев К сбалансированию политики доходов населения // Российский экономический журнал. – 2006. - №11-12. – с.45-53.
33.Шаронов А. О некоторых аспектах социальной политики // Экономист. – 2004г. - №8. – с.54-56.
34.Экономика переходного периода: Учебное пособие / Под ред. Радаева В.В., Бузгалина А.В. – М.: Издательство Московского института. – 2005. – с.416.
35.Экономикс: принципы, проблемы и политика: Учебник / Под ред. Кэмпбелла Р., Макконнелла, Стэнли Л., М.: Республика. - 2005. – с.400.

Вопрос-ответ:

Какая роль государственного бюджета в финансировании социальной сферы?

Государственный бюджет играет значительную роль в финансировании социальной сферы, так как именно из бюджета выделяются средства на социальные программы, медицину, образование, пенсии и другие социальные выплаты.

Как государственный бюджет финансирует социальную защиту?

Государственный бюджет выделяет средства на социальную защиту через различные программы и механизмы. Например, из бюджета финансируются выплаты по безработице, помощь нуждающимся, социальное обслуживание и другие меры социальной защиты.

Какова роль государственного бюджета в экономике страны?

Государственный бюджет играет важную роль в экономике страны, так как через бюджет осуществляется финансирование различных отраслей и программ, включая социальную сферу. Бюджетные средства способствуют развитию экономики и поддержке социальных программ, что влияет на общий уровень жизни населения.

Какие особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации?

В Российской Федерации бюджет и бюджетная система имеют свои особенности. В частности, бюджет является нормативным актом и должен быть принят на основе законодательства. Бюджетная система включает в себя разделение доходов и расходов на различные уровни бюджетной системы - федеральный, региональный и местный.

Какие проблемы исполнения государственного бюджета имеются?

Исполнение государственного бюджета может сталкиваться с различными проблемами. Одной из таких проблем может быть недостаток средств, когда запланированные расходы не могут быть полностью выполнены из-за нехватки денежных средств. Также возможны проблемы с неправильным планированием расходов или ненадлежащим контролем за исполнением бюджета.

Какую роль играет государственный бюджет в финансировании социальной сферы, особенно в сфере социальной защиты?

Государственный бюджет играет ключевую роль в финансировании социальной сферы, включая сферу социальной защиты. Благодаря бюджету государство распределяет средства на социальные программы и услуги, такие как пенсии, пособия, медицинская помощь и другие виды социальной поддержки. Бюджетные средства позволяют государству обеспечить минимальный уровень благосостояния граждан и улучшить их качество жизни.

Каковы основные принципы формирования и исполнения государственного бюджета?

Основные принципы формирования и исполнения государственного бюджета определены законодательством Российской Федерации. Бюджетная система строится на принципах единства бюджетов, своевременности и полноты поступления доходов в бюджет, сбалансированности доходов и расходов, целевого использования бюджетных средств, отчетности и контроля за использованием бюджетных средств. Исполнение бюджета должно проходить в соответствии с принципами эффективного и целевого расходования средств, предотвращения коррупции и этичности использования бюджетных средств.

Какие проблемы могут возникнуть при исполнении государственного бюджета?

При исполнении государственного бюджета могут возникать различные проблемы. Одной из основных проблем является несбалансированность доходов и расходов, когда расходы превышают доходы или наоборот. Также возможны проблемы с эффективным расходованием бюджетных средств, когда средства не достигают предназначенных целей или используются неэффективно. Важными проблемами являются также коррупция и неэтичное использование бюджетных средств.

Какая роль играет государственный бюджет в финансировании социальной сферы, в частности, сферы социальной защиты?

Государственный бюджет играет важную роль в финансировании социальной сферы, включая сферу социальной защиты. Бюджетные средства выделяются на финансирование программ и мероприятий, направленных на предоставление социальной поддержки гражданам, которые нуждаются в помощи и защите со стороны государства. Поддержка может быть оказана в виде пособий, пенсий, медицинской помощи, образовательных программ и многого другого. Государственный бюджет позволяет гарантировать финансирование этих мероприятий и обеспечить социальную защиту населения.

Какие особенности имеет государственный бюджет в Российской Федерации?

Госуадрственный бюджет Российской Федерации имеет ряд особенностей. Во-первых, он является основным инструментом фискальной политики государства. Бюджетные средства позволяют финансировать различные нужды государства, включая социальную сферу. Во-вторых, бюджетная система России характеризуется сложностью и многоуровневостью. Существуют федеральный, региональные и муниципальные уровни бюджетов. В-третьих, государственный бюджет в России подчинен федеральному законодательству, которое регулирует его структуру и процесс формирования и исполнения.

Какие проблемы исполнения государственного бюджета могут возникнуть?

Исполнение государственного бюджета может столкнуться с рядом проблем. Во-первых, это проблемы сбалансированности доходов и расходов. Если доходы бюджета существенно превышают расходы, то возникает проблема недостаточного использования бюджетных средств и их накопления. Если же расходы превышают доходы, то возникает дефицит бюджета, который должен быть покрыт за счет дополнительных источников финансирования. Во-вторых, проблемой может стать эффективность и целевое использование бюджетных средств. Часто возникают случаи нецелевого использования бюджетных средств или низкой эффективности реализации финансируемых программ и мероприятий.

Какую роль выполняет государственный бюджет в финансировании социальной сферы?

Государственный бюджет играет важную роль в финансировании социальной сферы, так как из него выделяются средства на реализацию различных программ и проектов социальной защиты. Благодаря этим средствам государство обеспечивает доступность и качество социальных услуг, поддерживает малообеспеченные группы населения, заботится о пенсионерах, инвалидах, детях-сиротах и других социально уязвимых категориях.