Основные инструменты денежно - кредитной политики и механизмы их реализации Банком России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Банковское дело
  • 3131 страница
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 31.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Сущность денежно – кредитной политики
1.1. Понятие денежно – кредитной политики
1.2. Кейнсианский подход
1.3. Монетаристский подход
2. Анализ инструментов денежной – кредитной политики
2.1. Основные инструменты и методы
2.2. Рефинансирование кредитных организаций
2.3. Резервные требования
3. Пути совершенствования денежно – кредитной политики ЦБ РФ
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

По мере замены рыночных принципов экономического развития административно-командными денежно-кредитная эмиссия центрального банка все в большей степени приобретает основные черты и характеристики процессов выпуска государством бумажных денег в период золотого стандарта.
С точки зрения контроля над инфляцией и инфляционным потенциалом кредитной деятельности коммерческих банков особое внимание должно уделяться повышению уровня экономической ответственности руководства и собственников коммерческих банков за кредитную политику, тщательную оценку платежеспособности заемщиков и перспектив их деятельности с учетом ситуации, складывающейся на рынке. Рост количества невозвращенных и просроченных кредитов может превысить размеры собственных средств банков, что приведет к необходимости использования средств резервного, страхового и иных фондов банков, равно как и системы в целом. Одновременно необходимо повысить степень ответственности самих заемщиков банков как путем регулирования величины процентной ставки, размеров и качества возможного обеспечения получаемых кредитов, так и за счет создания соответствующих государственных организаций, которые занимались бы противодействием возможным случаям мошенничества со стороны заемщиков. Усиленное внимание к проблеме возврата средств, в конечном итоге, приведет к повышению собираемости налогов, будет способствовать снижению инфляции. В этом же направлении будет работать и система мер по противодействию различным формам монополизации, за счет которых происходит внеэкономическое принудительное перераспределение доходов между различными экономическими субъектами, отраслями и секторами экономики, создаются условия для получения доходов за несоответствующую потребностям социально-экономического развития общества деятельность. Она позволит пресечь возможные варианты и способы использования цен на товары и услуги в целях необоснованного перераспределения национального дохода, приводящего к искажению и деформациям проявлений функций денег.
Одним из условий повышения эффективности выполнения современными деньгами своих функций является отказ от действующей практики предоставления центральным банком кредита коммерческому банку при наличии обязательных форм обеспечения в виде своих активов, будь то иностранная валюта, золото, государственные ценные бумаги, коммерческие обязательства конкретных компаний, фондовые ценные бумаги и т.п. Покупка или принятие центральным банком данных активов в качестве обеспечения выдачи своих кредитов означает придание в той или иной мере несвойственного им денежного статуса, который они выполнять не могут и не должны. Так, если в этом качестве как основание денежно-кредитной эмиссии центрального банка используются коммерческие векселя, в основе которых лежат товарный кредит и объемы производства конкретных товаров, то это означает, что указанным товарам искусственно придаются несвойственные им денежные функции. На практике это означает, что их производство начинает приравниваться к золотому обеспечению денежной эмиссии центрального банка.
Систему мероприятий Банка России по лицензированию банковской деятельности необходимо дополнить соответствующими процедурами, повышающими уровень ответственности лицензирующего органа за их функционирование перед обществом. Вполне логично, что увеличение ответственности государственного уровня банковской системы должно сопровождаться расширением как качественной, так и количественной составляющих надзорной базы, существенно улучшающих возможности контроля за деятельностью коммерческих банков. Не менее важными являются достижение прозрачности и транспарентности системы учета и отчетности, усиление ответственности руководства и собственников коммерческих банков, в том числе за свои противозаконные действия или бездействие, наделение органов государственного регулирования особыми полномочиями в решении вопросов ликвидации коммерческих банков. Подобное усиление контрольно-надзорного блока наряду с совершенствованием системы отчетности и иные меры могут действительно привести к положительному результату и будут экономически обоснованными только по мере разработки и внедрения целого комплекса мер по выполнению государственным уровнем банковской системы задач обеспечения эффективного функционирования современных денег, основную часть которых составляют обязательства коммерческих банков.
В целях дальнейшего укрепления статуса и повышения роли кредитных денег, устранения различий между деньгами центрального банка и коммерческих банков необходимо, чтобы предоставление государственных лицензий на право осуществления банковской деятельности означало гарантию государства клиентам банков в том, что обязательства указанных банков в объеме, в котором они выполняют денежные функции, не могут быть полностью аннулированы в любой момент в случае возникновения тех или иных проблем в банке, т.е. гарантию безусловности и безотзывности обязательств коммерческих банков. В определенном смысле можно провести аналогию между государственным лицензированием банковской деятельности с точки зрения окончательного утверждения кредитной формы денег и той ролью, которую государство играло в окончательном утверждении за золотом функций денежного товара, когда гарантировало определенное содержание золота в монетах и слитках. Наиболее существенным моментом является то обстоятельство, что речь должна идти только о государственной гарантии выполнения обязательствами коммерческих банков функций денег. Это ни в коей мере не распространяется на ту их часть, которая связана с использованием возможностей банков различными юридическими и физическими лицами для извлечения дополнительных доходов или прибыли.
В заключение подчеркнем, что назрела острая необходимость в разработке комплексной системы мер для нормализации функционирования двухуровневой банковской системы и адекватного выполнения денежных функций всеми ее элементами. При этом особая гибкость нужна при проведении денежно-кредитной и валютной политики. Определенная либерализация, несомненно, нужна. Вместе с тем она должна проводиться поэтапно и опираться на меры по оздоровлению отечественной экономики и российского бизнеса, позволяя достичь большую степень готовности экономики нашей страны к полномасштабной конкуренции, и создать прочную основу для введения конвертируемости национальной валюты, формирования реальных предпосылок долгосрочного экономического роста.
Заключение
Денежно – кредитная политики представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, фискальной и другими видами политики) и прямо определяется приоритетами и целями правительства.
Денежно – кредитная политика ЦБ РФ характеризуется механистичным подходом к контролю за уровнем предложения денег, а также ориентацией на прямые количественные и чрезмерно жесткие инструменты и ограничения кредитных возможностей коммерческих банков путем установления экономически необоснованных размеров и порядка формирования обязательных резервов.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени.
Подводя некоторые итоги, следует отметит, что в интересах развития производства, улучшения соотношения между спросом и предложением и, в конечном счете, для уменьшения инфляции, целесообразно несколько ослабить жесткость денежно-кредитной политики путем расширения использования кредита предприятиями, а также населением.
Но все подобные кредитные операции могут осуществляться лишь в разумных пределах и без чрезмерного увеличения денежной массы.
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ в ред. от 05.02.2007 г. // http://www.consultant.ru.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ в ред. от 26.01.2007 г. № 5-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. № 395-1 в ред. от 29.12.2006г. № 246-ФЗ // http://www.consultant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ в ред. от 29.12.2006г. № 247-ФЗ // http://www.consultant.ru
Постановление Правительства Российской Федерации «Об особенностях процедуры эмиссии облигаций Центрального Банка Российской Федерации» от 30.12.2003г. № 799 // http://www.consultant.ru
Положение Центрального банка Российской Федерации «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 29.03.2004г. № 255-П в ред. от 27.09.2006г. № 1728-У // http://www.consultant.ru
Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» от 04.08.2003г. № 236-П в ред. от 28.09.2005г. № 1617-У // http://www.consultant.ru.
Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций» от 14.07.2005г. № 273-П в ред. от 02.03.2006г. № 1662-У // http://www.consultant.ru.
Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» от 03.10.2000г. № 122-П в ред. от 28.12.2001г. № 1082-У // http://www.consultant.ru.
Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленная Центральным банком Российской Федерации // http://www.consultant.ru
Указание Центрального Банка Российской Федерации «О порядке отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по депонированию обязательных резервов в Банке России» от 29.03.2004г. № 1408-У // http://www.consultant.ru
Бабичева Ю.А. Инфляционная составляющая операций банков: проблемы регулирования. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 318 с.
Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2004. – 751 с.
Глушкова Н.Б. Банковское дело. – М.: Академический проект, 2005. – 432 с.
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А.Волгина. М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. – 627 с.
Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004. – 462 с.
Фридмен М. Если бы деньги заговорили… - М.: Дело, 1999.
Голикова Ю.С. Денежно – кредитная политика Центрального банка: современный инструментарий и задачи его активизации // Деньги и кредит. №8, 2002.
Кашин Ю.И. О кредите, кредитно – денежной политике и роли Банка России // Деньги и кредит. №7, 2003.
Ямпольский М.М. Об особенностях и проблемах денежно – кредитной политики // Деньги и кредит. №12, 2006.
Friedman M. Inflation and Unemployment; The New Dimension of Politics // The 1976 Nobel Memorial Lecture, London, 1977.
http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка Российской Федерации
Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004. С. 287.
Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А.Волгина. М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. С. 314.
Фридмен М. Если бы деньги заговорили… - М.: Дело, 1999. С. 12.
Friedman M. Inflation and Unemployment; The New Dimension of Politics // The 1976 Nobel Memorial Lecture, London, 1977. P.458.
Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004. С. 287.
Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ в ред. от 29.12.2006г. № 247-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 35-37.
Положение Центрального банка Российской Федерации «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 29.03.2004г. № 255-П в ред. от 27.09.2006г. № 1728-У // http://www.consultant.ru
Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленная Центральным банком Российской Федерации // http://www.consultant.ru
Постановление Правительства Российской Федерации «Об особенностях процедуры эмиссии облигаций Центрального Банка Российской Федерации» от 30.12.2003г. № 799 // http://www.consultant.ru
Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ в ред. от 29.12.2006г. № 247-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 44.
Глушкова Н.Б. Банковское дело. – М.: Академический проект, 2005. С. 40.
Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. № 395-1 в ред. от 29.12.2006г. № 246-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 28.
Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ в ред. от 29.12.2006г. № 247-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ в ред. от 05.02.2007 г. // http://www.consultant.ru. Гл. 23, 28. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ в ред. от 26.01.2007 г. № 5-ФЗ // http://www.consultant.ru. Гл. 42.
Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» от 03.10.2000г. № 122-П в ред. от 28.12.2001г. № 1082-У // http://www.consultant.ru.
Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» от 04.08.2003г. № 236-П в ред. от 28.09.2005г. № 1617-У // http://www.consultant.ru.
Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций» от 14.07.2005г. № 273-П в ред. от 02.03.2006г. № 1662-У // http://www.consultant.ru.
Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2004. С. 36.
http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка Российской Федерации
http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка Российской Федерации
Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ в ред. от 29.12.2006г. № 247-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 35.
Там же. Ст. 38.
Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. № 395-1 в ред. от 29.12.2006г. № 246-ФЗ // http://www.consultant.ru. Ст. 25.
Положение Центрального Банка Российской Федерации «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 29.03.2004г. № 255-П в ред. от 27.09.2006г. № 1728-У // http://www.consultant.ru
Указание Центрального Банка Российской Федерации «О порядке отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по депонированию обязательных резервов в Банке России» от 29.03.2004г. № 1408-У // http://www.consultant.ru
http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка Российской Федерации
http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка Российской Федерации












2

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ в ред. от 05.02.2007 г. // http://www.consultant.ru.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996г. № 14-ФЗ в ред. от 26.01.2007 г. № 5-ФЗ // http://www.consultant.ru.
3.Федеральный закон Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. № 395-1 в ред. от 29.12.2006г. № 246-ФЗ // http://www.consultant.ru.
4.Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г. № 86-ФЗ в ред. от 29.12.2006г. № 247-ФЗ // http://www.consultant.ru
5.Постановление Правительства Российской Федерации «Об особенностях процедуры эмиссии облигаций Центрального Банка Российской Федерации» от 30.12.2003г. № 799 // http://www.consultant.ru
6.Положение Центрального банка Российской Федерации «Об обязательных резервах кредитных организаций» от 29.03.2004г. № 255-П в ред. от 27.09.2006г. № 1728-У // http://www.consultant.ru
7.Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг» от 04.08.2003г. № 236-П в ред. от 28.09.2005г. № 1617-У // http://www.consultant.ru.
8.Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций» от 14.07.2005г. № 273-П в ред. от 02.03.2006г. № 1662-У // http://www.consultant.ru.
9.Положение Центрального банка Российской Федерации «О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительствами» от 03.10.2000г. № 122-П в ред. от 28.12.2001г. № 1082-У // http://www.consultant.ru.
10.Процентная ставка рефинансирования (учетная ставка), установленная Центральным банком Российской Федерации // http://www.consultant.ru
11.Указание Центрального Банка Российской Федерации «О порядке отражения в бухгалтерском учете кредитных организаций операций по депонированию обязательных резервов в Банке России» от 29.03.2004г. № 1408-У // http://www.consultant.ru
12.Бабичева Ю.А. Инфляционная составляющая операций банков: проблемы регулирования. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. – 318 с.
13.Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2004. – 751 с.
14.Глушкова Н.Б. Банковское дело. – М.: Академический проект, 2005. – 432 с.
15.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.И. Кушлина, Н.А.Волгина. М.: ОАО «НПО Экономика», 2000. – 627 с.
16.Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004. – 462 с.
17.Фридмен М. Если бы деньги заговорили… - М.: Дело, 1999.
18.Голикова Ю.С. Денежно – кредитная политика Центрального банка: современный инструментарий и задачи его активизации // Деньги и кредит. №8, 2002.
19.Кашин Ю.И. О кредите, кредитно – денежной политике и роли Банка России // Деньги и кредит. №7, 2003.
20.Ямпольский М.М. Об особенностях и проблемах денежно – кредитной политики // Деньги и кредит. №12, 2006.
21.Friedman M. Inflation and Unemployment; The New Dimension of Politics // The 1976 Nobel Memorial Lecture, London, 1977.
22.http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального банка Российской Федерации

Вопрос-ответ:

Что такое денежно-кредитная политика?

Денежно-кредитная политика – это совокупность мер, принимаемых Центральным банком государства для регулирования денежного обращения и кредитных отношений в экономике с целью обеспечения стабильности цен, поддержания финансовой устойчивости страны и сдерживания инфляционных процессов.

Какие подходы существуют в денежно-кредитной политике?

Существуют два основных подхода: кейнсианский и монетаристский. Кейнсианский подход предполагает активное вмешательство государства в экономику, осуществление антикризисной политики и стимулирование экономического роста. Монетаристский подход, напротив, уделяет большее внимание роли денег в экономике и стремится поддерживать устойчивый уровень денежной массы и контролировать инфляцию.

Какие инструменты используются в денежно-кредитной политике?

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: рефинансирование кредитных организаций, резервные требования, операции на открытом рынке, установление ключевой ставки, контроль за валютными операциями и др.

Что такое рефинансирование кредитных организаций?

Рефинансирование кредитных организаций – это процесс предоставления Центральным банком кредитных ресурсов коммерческим банкам для обеспечения их ликвидности и стимулирования кредитования реального сектора экономики.

Какие пути совершенствования денежно-кредитной политики ЦБ РФ существуют?

Существует несколько путей совершенствования денежно-кредитной политики ЦБ РФ, включая улучшение регуляторных механизмов, укрепление независимости Центрального банка, совершенствование инструментов и методов регулирования денежного рынка, развитие системы мониторинга и анализа финансового рынка и т.д.

Какая сущность денежно-кредитной политики?

Денежно-кредитная политика - это совокупность мер, которые принимаются Центральным банком для регулирования денежной массы, кредитования и процентных ставок в стране. Она направлена на достижение определенных макроэкономических целей, таких как стабильность цен, поддержание экономического роста и обеспечение финансовой стабильности.

Какие подходы к денежно-кредитной политике существуют?

В экономической науке выделяются два основных подхода к денежно-кредитной политике: кейнсианский и монетаристский подходы. По кейнсианскому подходу, государство должно активно вмешиваться в экономику и использовать денежно-кредитные инструменты для стимулирования роста экономики и снижения безработицы. По монетаристскому подходу, денежно-кредитная политика должна быть связана с контролем денежной массы и инфляции. Монетаристы считают, что государство должно ограничить свое вмешательство в экономику и дать свободный рынок регулировать денежную сферу.

Какие основные инструменты и методы денежно-кредитной политики?

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются изменение процентных ставок, открытый рынок операций (покупка и продажа государственных ценных бумаг), резервные требования для коммерческих банков, рефинансирование коммерческих банков Центральным банком, использование кредитных ограничений и другие. Эти инструменты и методы используются для регулирования денежной массы, процентных ставок и кредитования в стране.