Китай в современной мировой экономике.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные экономические отношения
  • 7878 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 15.03.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Современная социально – экономическая ситуация в Китае
1.1. Особенности социально – экономических отношений
1.2. Вовлечение в процесс глобализации: плюсы и минусы
1.3. Макроэкономические показатели
2. Внешнеэкономические связи Китая с Россией и США
2.1. Китай и Россия: улучшение условий сотрудничества и перспективы
2.2. Экономические отношения США и Китая
3. Внешняя торговля и ее комплексное осуществление
3.1. Динамика экспорта и импорта
3.2. Система регулирования внешней торговли
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Если груз не прошел экспертизу, его отправка запрещена.
Выборочная проверка. Импортируемые и экспортируемые товары, на которые распространяется система товарной экспертизы, могут быть подвергнуты выборочной экспертизе. При обнаружении груза, не соответствующего стандартам, его экспорт будет запрещен. Кроме того,- органы товарной экспертизы могут направлять своих сотрудников на предприятия, производящие товары на экспорт.
Негосуларственные органы экспертизы. При необходимости, после соответствующей проверки государственные органы товарной экспертизы могут разрешать проводить импортно-экспортную товарную экспертизу китайским и российским негосударственным структурам.
Главная компания КНР по экспертизе экспортируемых и импортируемых товаров (CCIC) - единственный в Китае негосударственный орган экспертизы. Головной офис компании находится в Пекине, ее деятельность охватывает всю КНР. В России и других странах действуют филиалы компании.
В своей деятельности CCIC соблюдает международные нормы, занимается товарной экспертизой преимущественно по поручению клиентов.
Качество товаров. В КНР, согласно Закону о качестве товаров, продавец обязан гарантировать качество и безопасность реализуемой продукции. Продукт и его упаковка должны быть утверждены соответствующими государственными ведомствами, продавец обязан предоставлять потребителю подробную инструкцию по использованию продукта и предупреждение о возможной опасности. Этот закон также регламентирует юридические обязанности каждой из сторон, задействованных в процессе купли-продажи.
Сертификат качества. В отношении важных импортируемых и экспортируемых товаров, а также производящих их предприятий в КНР существует система сертификатов качества, которую регулирует Главное государственное управление по контролю за качеством, экспертизе и карантину. За качеством некоторых категорий товаров контроль осуществляется иными структурами.
На товары, подлежащие обязательной сертификации, необходимо получить знак ССС, который выдает Центр КНР по сертификации качества. Всего существует 13 категорий товаров, подлежащих обязательной сертификации качества. При сертификации ССС сначала необходимо зарегистрироваться по Интернету.
Сертификат происхождения. Перед осуществлением импорта в КНР необходимо выяснить, подлежат ли импортируемые товары сертификации происхождения в соответствии с требованиями ведомств по экспертизе и карантину. Эти требования постоянно меняются и неодинаковы по отношению к различным товарам. К органам выдачи сертификатов относятся:
органы выдачи сертификатов, созданные на основе соглашений между местными правительствами;
органы выдачи сертификатов происхождения, используемых для получения льгот;
органы выдачи стандартных сертификатов происхождения, а также сертификатов происхождения, используемых для получения сертификата обработки и сборки и для транзитной торговли.
Существует циркуляр о предоставлении стандартных таможенных льгот на товары, импортируемые из КНР, выпущенный правительством РФ. Компетентными российскими органами признана форма А сертификата происхождения, используемого для получения стандартных таможенных льгот, выдаваемая органами товарной экспертизы, уполномоченными правительством Китая. При импорте товаров в Россию предоставляется 50-процентная скидка на основе наиболее благоприятной ставки таможенной пошлины при условиях:
стоимость компонентов, импортированных производителем, не превышает 50 процентов от заводской стоимости готовой продукции;
сертификат заполнен на английском или русском языке (наименование товара дополнительно указано на английском языке).
Таможня. семи таможнями Китая заведует Главное таможенное управление КНР. Кроме Гуандунского управления и трех таможенных колледжей, в Китае действует 41 таможня прямого подчинения. Таможни всех уровней осуществляют надзор за транспортными средствами, грузами, багажом, почтовыми отправлениями и другими предметами, пересекающими границу, взимают таможенные пошлины и налоги, осуществляют досмотр на предмет контрабанды, ведут таможенную статистику.
Таможенное декларирование. Таможенное декларирование, уплата пошлин и налогов на экспортируемые и импортируемые грузы осуществляются агентствами по таможенному декларированию или внешнеторговыми компаниями, зарегистрированными в таможне.
Лицо, осуществляющее таможенное декларирование и уплату пошлин и налогов, должно иметь свидетельство агента по таможенному декларированию, которое выдается таможней после соответствующих экзаменов.
Таможенная полиция по борьбе с контрабандой имеет следующие полномочия:
арест нелегальных грузов;
арест подозреваемых лиц, имеющих при себе нелегальные документы, и проведение в их отношении расследования;
ознакомление с соответствующими контрактами, квитанциями, бухгалтерскими книгами, записями, документами, официальными письмами и их копирование;
досмотр и арест транспортных средств подозреваемых в контрабанде, пунктов хранения грузов и товаров, подозреваемых в принадлежности к контрабанде, лиц, подозреваемых в контрабанде, в таможенных бондовых зонах, приморских и приграничных зонах, прилегающих к таможням; время ареста не должно превышать 24 часов, в особых случаях время ареста может быть продлено до 48 часов;
проверка счетов и переводов организаций и лиц, подозреваемых в контрабанде, при расследовании дел о контрабанде;
ношение оружия;
защита прав собственности на сведения о товарах, пересекающих границу.
Импортные пошлины в отношении импортируемых и экспортируемых товаров в КНР действует единая международная система наименований и кодов.
Импортные пошлины разделяются на стандартные и льготные. Льготные пошлины применяются к импортируемым товарам, произведенным в странах и территориях, заключивших с Китаем соглашение о взаимном льготном налогообложении. К остальным товарам применяются стандартные пошлины.
Ставки импортных пошлин и изменения в политике таможни ежегодно публикуются в «Положениях об импортных и экспортных таможенных пошлинах».
НДС и потребительский налог. НДС с товаров, декларируемых к импорту в Китай, взимается с суммы уплаченной стоимости товара и таможенной пошлины (базы НДС). Кроме того, при импорте определенных товаров, необходимо уплатить потребительский налог. Обязательства уплаты НДС и потребительского налога лежат на получателе груза или его агенте. Оба эти налога уплачиваются в таможню одновременно с пошлиной.
В целях стимулирования экспорта китайских предприятий, в соответствии с «Положениями о возврате (невзимании) пошлины при экспорте товаров», предприятия с участием иностранных инвестиций, производящие продукцию на экспорт, имеют право на возврат или невзимание пошлины.
Бондовые зоны. Для сокращения затрат времени экспортных предприятий на перевозки, импорт и уплату налогов и повышение уровня обслуживания экспортных предприятий в КНР действуют 15 бондовых зон. Все они являются экономическими зонами с наивысшей степенью открытости и либерализации. Предприятия, расположенные здесь, могут на правах одинаковых с зарубежными предприятиями, свободно торговать с иностранными компаниями, пользуясь правами «транзитной торговли, экспортной обработки и бондового складского обслуживания».
Предприятия, зарегистрированные в бондовых зонах, не имеют права заниматься внутренней торговлей. Все торговые операции с китайскими предприятиями им необходимо осуществлять через предприятия, обладающие правом на импортно-экспортные операции.
Валютный контроль. На территории Китая запрещено обращение иностранной валюты. Банкам разрешено вести валютный бизнес, компаниям и гражданам разрешено в определенных законом рамках иметь валюту, совершать валютные операции на легальных валютных рынках, пересылать валюту за рубеж.
Органами валютного контроля являются Главное управление валютного контроля (ГУВК) и управления валютного контроля на местах.
Филиалы ГУВК расположены в тех же местах, что и местные отделения Народного банка Китая.
Право на валютные операции. Предприятия, имеющие право на импортно-экспортную деятельность в полном объеме или для собственных нужд, могут открыть валютный счет в банке и обращаться с заявкой на перевод за рубеж или получение из-за рубежа валютных средств.
Предприятия, получающие частые или крупные переводы из-за рубежа, могут через банк обращаться за разрешением в органы валютного контроля на открытие валютного счета, правда, при переводе валютных средств за границу необходимо получить отдельное разрешение. При получении валютного перевода из-за рубежа предприятием, не имеющим валютного счета, банк автоматически переводит валютные средства в юани по текущему официальному курсу.
3.2. Система регулирования внешней торговли
Вступление Китая в ВТО ускорило развитие в стране рыночной экономики. В феврале 2003 г. Китай официально объявил о создании торговых инспекций на основании обязательств при вступлении в ВТО. В конце 2003 г. было дано разрешение иностранным инспекционным предприятиям владеть в инспекции контрольным пакетом акций. На основании соответствующих законов и правил иностранные инспекционные предприятия пользуются такими же правами, как и китайские гражданские предприятия. Открытие инспекционного рынка является одной из важных сторон политики открытых дверей, которую провозглашает Китай.
Инспекции импортно-экспортных товаров составляют важнейшую часть государственного управления внешней торговли. Их аккредитация является одной из экономических операций в международной торговле, которая позволяет этим предприятиям вести хозяйственную деятельность. Вступление Китая в ВТО привело к бурному развитию китайской внешней торговли, и перед товарными инспекциями открылись большие перспективы. В то же время с вхождением в китайский рынок иностранных инспекционных гигантов китайским инспекционным органам сделан серьезный вызов и предстоит жесткая конкуренция. Это потребует от китайских органов управления внешней торговли ускорить организационные реформы, в частности, по активизации и актуализации работы всей системы торгово-товарных инспекций.
Деятельность этих инспекций имеет длительную и не простую историю.
Закрытие рынка инспекции. Инспекция и аккредитация импортно-экспортных товаров являются одной из важных процедур во внешней торговле. Цель инспекции - выдача объективной и справедливой оценки импортно-экспортных товаров на юридической или поручительской основе для обеспечения общественных и законных интересов партнеров по торговле, в целом стимулирования и успешного развития внешнеэкономических торговых отношений. Инспекция импортно-экспортных товаров оказывает прямое влияние на производство, что касается особенно экспортных товаров, а также влияет на внутренний рынок и улучшение руководства производством.
До образования КНР китайская товарная инспекция работала в рыночном режиме. Инспекционные организации импортно-экспортных товаров были не только государственными, но и частными, основанными как китайскими, так и иностранными участниками рынка. Иностранные инспекторы играли важную роль в инспекционной оценке китайских экспортных товаров. Инспекция импортно-экспортных товаров тесно связана с государственным суверенитетом и интересами. В этот период инспекционный рынок оказался под контролем иностранцев, что не обеспечивало интересов китайской стороны.
После образования КНР, в соответствии с Актом основания КНР, государство осуществляло общий контроль над внешней торговлей, который выражался в том, что, во-первых, подчеркивалась важность сохранения суверенитета страны и, во-вторых, устанавливалась взаиморавновесность в торговле на основании политики независимости, преодоления монополии, дискриминации между странами. В связи с этим китайское правительство, с одной стороны, начало создавать независимую административную систему внешней торговли, с другой - постепенно аннулировало привилегии монополистических прав иностранных капиталов в торговле с Китаем, в том числе и привилегии иностранных и частных инспекций импортно-экспортных товаров. В результате постепенно китайские частные коммерсанты были лишены прав участия во внешней торговле. Их место в импортно-экспортной торговле занимали государственные компании. Товарные инспекции были лишены также права частной коммерции.
Импортно-экспортная инспекция состоит из инспекции по закону и инспекции по поручению. Инспекция по закону осуществляет инспекционный процесс, применяемый государством по закону; она является частью государственного административного контроля. Инспекция и аккредитация по поручению имеет право осуществлять гражданские коммерческие акции. Эта форма свое существование прекратила. Применение единого контроля над внешней торговлей, а также лишение прав частных товарных инспекций являются на самом деле закрытием рынка товарной инспекции. Так и произошло в Китае в то время. Инспекция, включая не только инспекцию по закону, но и по поручению, стала входить в сферу государственного административного управления.
После образования КНР главные мероприятия по закрытию рынка товарной инспекции состояли из:
1) лишения монопольных привилегий в товарной инспекции иностранных коммерсантов в Китае, прекращения деятельности инспекционных организаций иностранного капитала на территории Китая. С 1950 г. китайское правительство прекратило деятельность иностранных инспекционных органов в городах Тяньцзине, Шанхае, Циндао и др., их функции были отнесены к китайским государственным органам;
2) отмены хозяйственных прав товарных частных китайских инспекций, функции которых перешли к государственным органам.
До конца 1952 г. вся деятельность инспекций иностранных и китайских владельцев была прекращена в портах Далянь, Гуанчжоу, Шанхай, Циндао, Тяньцзин и др. Китайский рынок товарной инспекции был закрыт.
Содержание и развитие государственной инспекционной работы. После образования КНР правительство начало создавать государственные органы товарной инспекции. С 1949 г. по 1953г. товарные госинспекции были созданы на терминалах портов Тяньцзина, Шанхая и др. Был создан 51 товарный инспекционный орган. Эти органы выполняли функции организаций государственного управления, проводили инспекционную работу импортно-экспортных товаров и экспертизу во внешней торговле.
Одновременно правительство начало проводить единую политику управления, унифицировать рабочие режимы. В марте 1950 г. было принято «Временное постановление о товарной инспекции», которое унифицировало по всему Китаю правила, порядок и условия импортно-экспортной товарной инспекции и определило пределы ее деятельности. В ноябре 1951 г. Госсовет опубликовал «Временное постановление о товарной инспекции» после поправок. «Постановление» указывало, что товары, перечисленные на инспекционный товарный лист, нельзя вывезти или ввезти без сертификации, выданной госинспекцией. В январе 1954г. было опубликовано «Временное постановление о товарной инспекции при вывозе и ввозе товаров», которое законодательно включило импортно-экспортную товарную инспекцию всистему государственного административного управления. Постановление от 1954 г. имело силу на протяжении 30 лет, до того времени, когда в 1984 г. в него были внесены поправки.
С 1954 по 1978 г. китайское правительство постепенно усилило управление импортно-экспортной товарной инспекцией, расширилась область инспекционных товаров. Деятельность инспекции была нацелена на большинство импортных и экспортных товаров. Расширилась также и сфера деятельности товарной инспекции. Помимо инспекции на качество товаров была введена инспекция на дефект товаров, взвешивание (экспертиза веса), инспекция на судне и т.д. Госинспекция носила все больше и больше характер соединения предприятия и правительственного органа.
В декабре 1978 г. 3-й пленум ЦК партии 11-го созыва вынес решение о реформе и политике открытых дверей. Для того чтобы быть на уровне требований новой обстановки, отвечать условиям развития внешней торговли, необходимо было усилить инспекционную работу импортно-экспортной сферы. С одной стороны, предполагалось законодательно укрепить работу инспекции, а с другой стороны, восстановить инспекционный рынок для того, чтобы выделить из управляемой государством инспекционной работы часть для ее выполнения на частных условиях. Таким образом, ставилась задача постепенного перехода к рыночным операциям и участию в международной конкуренции и на этой базе к развитию китайского инспекционного дела. В связи с этим был проведен ряд реформ.
Организационная реформа товарной инспекции. В феврале 1980 г. Госсовет принял решение о реформе управления импортно-экспортной товарной инспекции, согласно которому было переформировано старое Управление по товарной инспекции, подчиненное Министерству внешней торговли, в Китайское главное управление по импортной и экспортной товарной инспекции под прямым руководством Госсовета. Оно отвечало за организацию и управление импортной и экспортной работы инспекции всей страны, а также за инспекционные дела, порученные из-за рубежа. В июле 1980 г. было принято решение о создании Китайской корпорации импортной и экспортной товарной инспекции, которая выступила как главная организация инспекции. В октябре 1982 г. Главное управление по товарной инспекции превратилось в Государственное управление по импортной и экспортной товарной инспекции (Госинспекция). Реформа управления на государственном уровне сопровождалась перестройкой на местном уровне. В 1988 г. было создано 150 инспекционных организаций в терминалах по морскому и авиационному транспорту и других пунктах.
С целью расширить политику открытых дверей в марте 1998 г. были объединены старое Управление по импортной и экспортной инспекции, Управление по карантину животных и растений Министерства сельского хозяйства и Управление по санитарной инспекции Министерства здравоохранения в Государственное управление по инспекции и карантину вывоза и ввоза. Таким образом, старое трио - товарная инспекция, санитарная инспекция и инспекция животных и растений - превратилось в единое целое, отвечающее требованиям социалистической рыночной экономики и международным общепринятым стандартам в этой области. В июне 1999 г. Госсовет разработал проект перестройки местных инспекционных органов, началась реформа местной системы по инспекции и карантину. До конца ноября 1999 г. было создано 35 управлений и 259 их филиалов по таможенной инспекции и карантину. Реформа в инспекционном секторе в виде «три в одном» стала одной из важных в системе управления китайскими терминалами.
Одновременно была проведена реформа по инспекционной и карантинной службе. Используя международный стандарт как пример, была создана новая система по таможенной инспекции и карантину, которая вступила в силу с 1 января 2000 г. Новая система усилила законодательные основы исполнения и увеличила производительность таможен.
Новый режим таможенной службы означает существенное приближение к международному стандарту, который оказал значительное влияние на развитие внешней торговли и ее открытость путем упрощения рабочих цепочек и подъем производительности.
В апреле 2001 г., с целью дальнейшего создания и усовершенствования механизмов рыночной экономики, Госсовет решил объединить старое Государственное управление по контролю за качеством и техникой с Госуправлением по товарной инспекции и карантину и создать Главное управление по контролю за качеством, инспекции и карантину. Его создание способствовало вступлению Китая в ВТО.
Утверждение и усовершенствование инспекционного законодательства. Внесение товарной инспекции в орбиту законодательного управления является необходимым в процессе изменения функции правительства и отвечает требованиям развития рыночной экономики и внешней торговли. Как выше упоминалось, 1 января 1954 г. вступило в силу «Временное постановление о вывозной и ввозной товарной инспекции». Оно функционировало в Китае 30 лет. С углублением перестройки, открытостью экономики, с развитием экономического строительства старое «Постановление» уже не отвечало новой обстановке экономического и торгового развития, необходимо было установить и усовершенствовать законы об импортной и экспортной товарной инспекции и тем самым усилить и усовершенствовать инспекционную работу в новой обстановке.
В январе 1984 г. Госсовет опубликовал «Устав об импортной и экспортной товарной инспекции КНР». Согласно «Уставу» Госуправление по инспекции является главным административным учреждением, единолично контролирующим инспекционную работу. Задача управления складывается из инспекции по импортным и экспортным товарам, контрольного управления по импортным и экспортным товарам и соответственным инспекционным органам. Оно выступает как третье лицо, которое независимо ведет нотариальную и аккредитационную работу во внешней торговле по заявлениям, по даным участниками торговли. Данное постановление показывает, что «Устав» еще не совсем освободился от рамок старого постановления. «Устав» также не выделил главную разницу инспекции по закону от инспекции по поручению и по-прежнему установил, что госуправление отвечает за все инспекции, включая инспекции по закону и по поручению. В «Уставе» 1984 г. особо подчеркивалось запрещение создавать иностранные инспекции на территории Китая, что означает неоткрытость инспекционного рынка.
В апреле 1987 г. Госсовет начал разработку закона о товарной инспекции. В феврале 1989 г. ВСНП рассматривало и утвердило «Закон об импортной и экспортной товарной инспекции КНР (проект)», который вступил в силу с 1 августа 1989 г. Он явился первым товарным инспекционным законом после образования КНР, установившим основу и цель в области инспекции. Его публикация и осуществление означает, что китайская товарная инспекция и ее управление вступили в период нового законодательства.
«Закон» от 1989 г. был составлен в соответствии с тогдашней экономической ситуацией. Наряду с углублением и расширением китайской рыночной экономики и с многократными реформами государственного строя, особенно с расширением открытости и участием Китая в ВТО, некоторые статьи старого «Закона» уже не отвечали новой ситуации. В 2001 г. в процессе участия Китая в ВТО правительство вовремя взялось за работу над «Законом» и другими соответствующими документами, касающимися ВТО. В результате ряд несоответствующих ВТО правил был поправлен, аннулирован и прекратил действие. В апреле 2002 г. Постоянная комиссия ВСНП рассмотрела и утвердила поправку к «Закону», которая с 1 октября 2002 г. вступила в силу. Она явилась первой поправкой к «Закону» после участия Китая в ВТО.
По сравнению с предыдущим «Уставом» и «Законом», в новом «Законе» от 2002 г. сделаны важные поправки, отвечающие требованиям реформы и участия в ВТО. Суть этих поправок состоит в следующем:
1. Цели товарной инспекции были, с одной стороны, скоординированы правилами ВТО, а с другой - особенностями китайской обстановки. «Устав» от 1984 г. и «Закон» от 1989 г. подчеркнули, что цели законодательства заключаются в укреплении инспекционной работы государства и обеспечении законных интересов торговцев, повышении государственной репутации, обслуживании государственного экономического строительства. Новый «Закон» добавил положения о «стандартизации товарной инспекционной деятельности», «защите общественных интересов», соответствующие международным стандартам.
2. Была подтверждена законность разнообразных основ инспекции. После образования КНР был закрыт инспекционный рынок, управление инспекцией осуществлялось государственными учреждениями, и товарная инспекция была подчинена госуправлению. Инспекционная работа оказалась частью государственной администрации. Что касается внешнеэкономической деятельности, то по «Уставу» от 1984 г. было запрещено создавать иностранные инспекционные органы на территории Китая.
«Закон» 1989 г., отменяя статьи о запрещении создания иностранных органов инспекции в Китае, одновременно указывал, что по требованию и на основании аттестации госуправление по инспекции может разрешить соответствующим требованию иностранным органам заниматься инспекционной работой по поручению. Таким образом, «Закон» 1989 г. не рассматривал товарную инспекцию только как государственную административную деятельность, он позволил расширить возможности вхождения на рынок инспекции для частных капиталов, особенно уменьшил ограничения для иностранных организаций по инспекции.
Поправки к «Закону"» в 2002 г. установили список товаров, которым необходимо пройти инспекцию по установленным правилам, т.е. тем, которые предполагают инспекцию по закону, иначе говоря, принудительно. Кроме того, с разрешением госинспекции другие органы инспекции могут принять поручение внешних торговцев и иностранных организаций по инспекции и вести инспекционную работу и аккредитацию импортных и экспортных товаров. Таким образом, новый «Закон» в дальнейшем подтвердил разрешение ведения частным организациям инспекционной и аккредитационной деятельности, четко определил границу между административной инспекционной работой и гражданским поведением инспекции, аннулировал правило, по которому госучреждения (местные органы инспекции) могут принимать поручение во внешней торговле и вести инспекцию. В результате из административной сферы выделилось гражданское поведение инспекции по поручению, что и позволило ввести рыночные правила. Эти статьи предоставили законное обеспечение и основу для открытия рынка инспекции.
3. Правила содержания, стандартов и контроля инспекции стали в большей мере соответствовать международным общепринятым стандартам. Например, в поправки «Закона» вошли статьи о защите здоровья и безопасности человека, о защите окружающей среды, о борьбе с надувательством, о защите государственной безопасности и др. Были внесены поправки и в коммерческие статьи, смягчающие противоречия сторон.
Совершенствование «Закона» помогло китайской инспекционной работе в связи с требованиями ВТО, стимулировало выход на мировой рынок.
Создание и развитие китайского рынка товарной инспекции в последние годы. Как упоминалось выше, «Закон» 1989 г. законодательно подтвердил многие инспекционные основы, которые символизировали открытость китайской товарной инспекции. До этого инспекции по закону и по поручению были под административным управлением, и только госуправления и учреждения, назначенные им, имели право принять поручение от участников и вести инспекции. В июле 1980 г. была создана Китайская корпорация импортной и экспортной товарной инспекции, которая по форме оказалась независимым предприятием, но на самом деле явилась инспекционной организацией, назначенной госуправлением, объединенной единицей государства и предприятия. Операционный характер инспекции по поручению и аккредитации все-таки не был принят, и невозможно было создать гражданские инспекционные органы.
«Закон» 1989 г. аннулировал статьи о запрещении создания иностранных инспекционных органов в Китае, кроме того, расширил возможность выхода на рынок гражданского капитала. Все органы с иностранным или гражданским участием капитала, прошедшие аттестацию и утверждаемые госуправлением по инспекции, могут вести работу инспекции товаров по поручению. Несмотря на это, китайская гражданская инспекционная работа до сих пор находится на начальной стадии, и доминирующее место все-таки занимают государственные инспекционные органы, т.е. Китайская корпорация импортной и экспортной товарной инспекции и местные компании инспекции под руководством госинспекции.
Китайская корпорация импортной и экспортной товарной инспекции создана в июле 1980 г. В то время она была лишь назначенная государством организация по инспекции. В последние годы, с постепенным созданием системы рыночной экономики в Китае, особенно после вступления в ВТО, были созданы новые инспекционные органы с участием совместного с иностранным капиталом полного иностранного капитала и китайского капитала. В связи с открытостью китайского рынка импортной и экспортной товарной инспекции все больше и больше иностранных предприятий по инспекции войдут в китайский рынок. В таком случае в Китае появится сложная конкурентная среда, в которой все старые системные связи, не удовлетворяющие углублению рыночного перехода, потребуют немедленного реформирования старой системы, изменения функций правительства, разделения правительственных и коммерческих предприятий.
С начала 2002 г. китайские инспекционные предприятия прошли окончательную перестройку, в результате чего они полностью отошли от административных принципов. Цель перестройки заключается в том, чтобы в соответствии с рыночной экономикой построить всесторонние системы современных предприятий, заимствовать передовой опыт управления известных мировых предприятий по инспекции, перестроить внутренний рынок инспекции, аккредитации и, в конце концов, создать конкурентоспособные китайские группы инспекции, которые смогут не только участвовать в международной конкуренции, но и победят в ней.
В июле 2003 г. Китайская корпорация сертификации и инспекции (CCIC) официально объявила о своем образовании. Она была создана на базе перестройки старой Китайской корпорации товарной инспекции и выступает как транснациональная организация с главной операцией по «инспекции, аккредитации, засвидетельствованию и испытанию». С точки зрения правил CCIC является независимой, имеющей многообразные связи с любыми торговыми сторонами. Она была создана и работает по международным стандартам, что объективно и справедливо обеспечивает законные интересы торговых сторон. CCIC уже открыла свои филиалы в 18 странах и создала 36 дочерних корпораций с контрольным пакетом акций в Китае, что стимулировало целую сеть предприятий по всем мировым портам и товарным узлам.
В октябре 2001 г. на внутреннем рынке Китая была создана первая инспекционная ассоциация - Китайская ассоциация инспекции качества (СТА), которая является межрегиональной и обладает функцией комплексной инспекции. Она объединила 10 местных инспекционных учреждений, находившихся в Хуабэй, Хуадун, Ху-анань и других регионах. В течение шести лет после образования число контрактеров СТА увеличилось с 10 до более 300.


Заключение
Несмотря на просчеты и ошибки, страна к началу XXI в. вышла на совершенно новые рубежи развития. Произошли гигантские изменения в социальной структуре общества. Впервые в истории больше половины экономически активного населения Китая стало заниматься несельскохозяйственным трудом. Количество городов перевалило за 660, а доля городского населения возросла с менее 18 до более 30%. Свыше 52% населения обрело намного большие свободы, чем когда-либо в прошлом. Подавляющая масса крестьянских дворов превратилась, по существу, в арендаторские хозяйства, свыше 22% работников трудятся на предприятиях и в организациях, освобожденных от прямого государственного управления, 12% - связали свою судьбу с частным хозяйством. Рыночные отношения вошли во всю совокупность общественных связей страны.
В любом крупном деле обойтись без издержек невозможно. Неизбежны они были и в условиях бурного роста народного хозяйства КНР. Одновременно возникла и другая проблема: стало ясно, что прежняя стратегия экстенсивного роста производства себя исчерпала, необходима новая стратегия, способная обеспечить более эффективное развитие народного хозяйства.
Происходящее в Китае и с Китаем имеет непосредственное значение для российско-китайских отношений. Несмотря на официальные заявления сторон о прекрасном состоянии нашего стратегического партнерства, между нами не просто существует, но накапливается немало проблем. Россия и Китай научились решать проблемы, доставшиеся от прошлого, а вот с проблемами из настоящего и обращенными в будущее не все обстоит хорошо.
Недостаток взаимного доверия, о котором подспудно свидетельствует подобное целеполагание, и скромное место задачи международного взаимодействия свидетельствуют о том, что наши отношения с Китаем строятся еще по-старому. Делая акцент на двусторонних связях, формально подходя к многостороннему взаимодействию с участием России и Китая и ограничивая его традиционными (хотя и приемлемыми для нас) китайскими подходами к роли ООН, идее многополярности и т.п., Москва не учитывает нового качества экономики, политики и внешнеполитической активности Китая, не использует пока тот потенциал взаимного сотрудничества, который связан со стремлением Китая быть не только хорошим партнером-соседом, но и играть свою роль в глобальных и региональных раскладах.
А между тем по мере экономического развития и изменения глобальной роли Китая накапливаются аргументы в пользу того, чтобы воспринимать его и строить политику по отношению к Пекину - нет, пока еще не на уровне США и Евросоюза, но на уровне, который идет сразу вслед ним.
Китайское инспекционное дело переживает глубокую реформу. Участие в ВТО стимулировало китайскую перестройку в области инспекции, ускорило вхождение инспекции в рынок. Однако с точки зрения темпов китайской реформы в целом и внешних отношений, в частности, продвижение к рынку в области инспекции осуществляется медленнее по сравнению с другими областями. Здесь существует ряд проблем, требующих дальнейших решений. Например, некоторые системные барьеры еще препятствуют развитию рыночной инспекции, связи, характерные для старого строя, еще сохраняются, китайский инспекционный рынок еще не вполне созрел, поскольку на нем государственные предприятия занимают все-таки преимущественное или монопольное место, частные инспекционные предприятия развиты слабо. Кроме того, по сравнению с международными лидерами в области инспектуры китайские предприятия менее конкурентоспособны, поскольку пока далеко не достигли цели создания народных марок, знаменитых на мировом рынке. Китайским предприятиям необходимо осваивать и развивать все новые и новые идеи и усилить свои возможности в международной конкуренции.
Внешнеэкономические успехи Китая в последнее десятилетие имели одно важное политэкономическое следствие. Своим массированным и исключительно динамичным экспортом КНР вслед за «новыми индустриальными странами» существенно расширила зону действия ценовой конкуренции. Теперь она фактически перенесена не только на рынки однородных сырьевых и продовольственных товаров, но и целого ряда технических изделий потребительского назначения, а также оборудования для их производства. На этом принципиальном направлении Китай может легко укрепить свои конкурентные преимущества за счет развития общенациональных межотраслевых концернов, углубления межпровинциального разделения труда.
Пока КНР не располагает инструментами глобальной внешнеэкономической экспансии в виде ТНК, да и, по-видимому, не считает политику их создания целесообразной на нынешнем этапе из-за ее дороговизны в депрессивной мировой экономике. И хотя число крупных национальных промышленных предприятий, входящих в число крупнейших 500 компаний мира, выросло в 2006 г. до 10, точнее было бы квалифицировать эти фирмы как национальные концерны, поскольку у них почти отсутствует важнейший критерий ТНК - размещение производства в нескольких странах. Пекин, скорее, будет следовать тактике привлечения производства отдельных ТНК на территорию Китая, возможно, с дальнейшим приобретением отдельных компаний: характерный пример - покупка компании «Томпсон». Поэтому пока достаточно неопределенной выглядит и перспектива превращения Китая в крупного международного и даже регионального инвестора.


Список литературы
Как делать бизнес в Азии. – М.: Издательство «АСМО – пресс», 2004. – 144 с.
Китай и Россия: общее и особенное в социально – экономическом развитии / Под ред. Л.В. Никифорова, Т.Е. Кузнецовой, М.Б. Гусевой; Ин-т экономики РАН. – М.: Наука, 2005. – 224 с.
Курбатов В.П. Актуальные проблемы КНР: демография, агросфера, экология. – М., 1996.
Ли Цзи Шеен, Казаринова О.В. Экономические реформы в Китае. – М.: Дело, 2002. – 144 с.
Ломакин В.К. Мировая экономика. – М: ИНФРА-М, 2006. – 529 с.
Молодцова Л.И. Китай углубляет реформу. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 226 с.
Новоселова Л.В. Инвестиционная политика и экономическая реформа в КНР. – М.:ИНФРА-М, 2005.
Ван Лолинь, Пэй Чжанхун, Лу Шэнлян. Иностранные инвестиции в Китае // Проблемы Дальнего Востока. №1, 2001.
Делюсин Л. Встречая вызов глобализации // Азия и Африка сегодня. №4, 2003.
Инь Цзяньпин. Региональное сотрудничество Китая и России // ЭКО. №10, 2005.
Лю Цзайци. Внешняя политика КНР и перспективы российско – китайских отношений // Мировая экономика и международные отношения. № 9, 2004.
Михеев В. Китай: новые компоненты стратегии развития // Мировая экономика и международные отношения. №7, 2004.
Намозов О. Китай, ВТО и мировая экономика // Мировая экономика и международные отношения. №11, 2002.
Ши Инхун. Возрождению Китая нужно пять элементов // Гоцжи сяцюй даобао. №3, 2004.
Эльянов А. Глобализация и расслоение развивающихся стран // Мировая экономика и международные отношения. №6, 2000.
Americans Support Linking U.S. - China Relations To Human Rights. Gallup News Service. 31.10.1997.
World Investment Report 1998. Trends and Determinants. - New York and Geneva: United Nations, 1998.
http://www.chinapro.ru – сайт журнала «Весь Китай»
http://www.easttime.ru – официальный сайт Проекта «Время Востока»
http://lnweb18.worldbank.org/eca/rus.nsf - официальный сайт Всемирного банка на русском языке
Китай и Россия: общее и особенное в социально – экономическом развитии / Под ред. Л.В. Никифорова, Т.Е. Кузнецовой, М.Б. Гусевой; Ин-т экономики РАН. – М.: Наука, 2005. С. 75.
Михеев В. Китай: новые компоненты стратегии развития // Мировая экономика и международные отношения. №7, 2004. С. 48.
Делюсин Л. Встречая вызов глобализации // Азия и Африка сегодня. №4, 2003. С. 4.
http://www.chinapro.ru – сайт журнала «Весь Китай»
Как делать бизнес в Азии. – М.: Издательство «АСМО – пресс», 2004. С. 73.
Ши Инхун. Возрождению Китая нужно пять элементов // Гоцжи сяцюй даобао. №3, 2004.
Инь Цзяньпин. Региональное сотрудничество Китая и России // ЭКО. №10, 2005. С. 126.
Ши Инхун. Возрождению Китая нужно пять элементов // Гоцжи сяцюй даобао. №3, 2004.
Лю Цзайци. Внешняя политика КНР и перспективы российско – китайских отношений // Мировая экономика и международные отношения. № 9, 2004. С. 87.
Инь Цзяньпин. Региональное сотрудничество Китая и России // ЭКО. №10, 2005. С. 129.
Лю Цзайци. Внешняя политика КНР и перспективы российско – китайских отношений // Мировая экономика и международные отношения. № 9, 2004. С. 90.
Americans Support Linking U.S. - China Relations To Human Rights. Gallup News Service. 31.10.1997.
http://www.mac. doc.gov/china/Docs/2pgfactsheet.htm
World Investment Report 1998. Trends and Determinants. — New York and Geneva: United Nations, 1998, pp.203
http://www.easttime.ru – официальный сайт Проекта «Время Востока»
Намозов О. Китай, ВТО и мировая экономика // Мировая экономика и международные отношения. №11, 2002. С. 77.
Эльянов А. Глобализация и расслоение развивающихся стран // Мировая экономика и международные отношения. №6, 2000. С. 11.
http://lnweb18.worldbank.org/eca/rus.nsf - официальный сайт Всемирного банка на русском языке
Как делать бизнес в Азии. – М.: Издательство «АСМО – пресс», 2004. С. 79.
Китай и Россия: общее и особенное в социально – экономическом развитии / Под ред. Л.В. Никифорова, Т.Е. Кузнецовой, М.Б. Гусевой; Ин-т экономики РАН. – М.: Наука, 2005. С. 167.












78

1.Как делать бизнес в Азии. – М.: Издательство «АСМО – пресс», 2004. – 144 с.
2.Китай и Россия: общее и особенное в социально – экономическом развитии / Под ред. Л.В. Никифорова, Т.Е. Кузнецовой, М.Б. Гусевой; Ин-т экономики РАН. – М.: Наука, 2005. – 224 с.
3.Курбатов В.П. Актуальные проблемы КНР: демография, агросфера, экология. – М., 1996.
4.Ли Цзи Шеен, Казаринова О.В. Экономические реформы в Китае. – М.: Дело, 2002. – 144 с.
5.Ломакин В.К. Мировая экономика. – М: ИНФРА-М, 2006. – 529 с.
6.Молодцова Л.И. Китай углубляет реформу. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 226 с.
7.Новоселова Л.В. Инвестиционная политика и экономическая реформа в КНР. – М.:ИНФРА-М, 2005.
8.Ван Лолинь, Пэй Чжанхун, Лу Шэнлян. Иностранные инвестиции в Китае // Проблемы Дальнего Востока. №1, 2001.
9.Делюсин Л. Встречая вызов глобализации // Азия и Африка сегодня. №4, 2003.
10.Инь Цзяньпин. Региональное сотрудничество Китая и России // ЭКО. №10, 2005.
11.Лю Цзайци. Внешняя политика КНР и перспективы российско – китайских отношений // Мировая экономика и международные отношения. № 9, 2004.
12.Михеев В. Китай: новые компоненты стратегии развития // Мировая экономика и международные отношения. №7, 2004.
13.Намозов О. Китай, ВТО и мировая экономика // Мировая экономика и международные отношения. №11, 2002.
14.Ши Инхун. Возрождению Китая нужно пять элементов // Гоцжи сяцюй даобао. №3, 2004.
15.Эльянов А. Глобализация и расслоение развивающихся стран // Мировая экономика и международные отношения. №6, 2000.
16.Americans Support Linking U.S. - China Relations To Human Rights. Gallup News Service. 31.10.1997.
17.World Investment Report 1998. Trends and Determinants. - New York and Geneva: United Nations, 1998.
18.http://www.chinapro.ru – сайт журнала «Весь Китай»
19.http://www.easttime.ru – официальный сайт Проекта «Время Востока»
20.http://lnweb18.worldbank.org/eca/rus.nsf - официальный сайт Всемирного банка на русском языке

Вопрос-ответ:

Каковы особенности социально-экономических отношений в Китае?

Особенности социально-экономических отношений в Китае заключаются в государственном контроле над экономикой, обширных государственных предприятиях, регулировании финансового сектора и высокой роли государственного планирования. Китай также стремится к модернизации и развитию индустриализации.

Каковы плюсы и минусы вовлечения Китая в процесс глобализации?

Плюсы вовлечения Китая в процесс глобализации включают доступ к мировым рынкам, развитие внешней торговли, приток иностранных инвестиций и технологий. Однако минусы включают конкуренцию с другими странами, потерю рабочих мест, рост неравенства и экологические проблемы.

Каковы макроэкономические показатели Китая?

Макроэкономические показатели Китая включают высокий ВВП, быстрый рост экономики, высокие инвестиции, крупные резервы валют и низкую безработицу. Однако существуют также проблемы, такие как растущий государственный долг, бюджетный дефицит и проблемы с финансовой устойчивостью.

Каковы перспективы улучшения условий сотрудничества между Китаем и Россией?

Перспективы улучшения условий сотрудничества между Китаем и Россией обещают быть благоприятными. Страны активно сотрудничают в таких сферах, как энергетика, торговля, инвестиции и техническое сотрудничество. Заключение новых соглашений и развитие экономического партнерства являются важными направлениями дальнейшего сотрудничества.

Каковы экономические отношения между США и Китаем?

Экономические отношения между США и Китаем являются сложными. США является крупнейшим торговым партнером Китая, однако существуют проблемы в виде торгового дефицита, нарушений интеллектуальной собственности и ограничений на доступ к рынкам. Переговоры и соглашения о торговле между странами имеют важное значение для снижения напряженности в экономических отношениях.

Каковы особенности социально-экономических отношений в Китае?

Особенности социально-экономических отношений в Китае заключаются в тесной связи между государством и бизнесом. Китай является социалистической рыночной экономикой, где государство играет активную роль в регулировании экономических процессов. Китайские компании, особенно государственные, получают значительную поддержку и финансирование от государства. Также важным элементом социально-экономических отношений в Китае является наличие массового населения, доступного рабочего ресурса, что способствует высокой конкурентоспособности китайской экономики.

Каковы плюсы и минусы вовлечения Китая в процесс глобализации?

Одним из главных плюсов вовлечения Китая в процесс глобализации является возможность экономического роста и развития. Китай активно участвует в мировой торговле и инвестициях, что способствует его экономическому развитию. Однако, вовлечение в глобализацию также имеет свои минусы. Например, Китай стал зависим от импорта сырья и энергоносителей, что делает его уязвимым к колебаниям мировых цен на эти товары. Кроме того, процесс глобализации ведет к усилению конкуренции и угрозе для отдельных секторов экономики Китая.

Какие макроэкономические показатели характерны для Китая?

Наиболее характерными макроэкономическими показателями Китая являются высокий темп экономического роста, большие объемы прямых иностранных инвестиций, большие объемы экспорта и импорта товаров, а также значительные запасы валюты. Китай также отличается высокой степенью индустриализации и наличием сильного финансового сектора. Однако, существуют также проблемы, такие как неравномерное развитие регионов, неравенство доходов, а также экологические проблемы.

Какая современная социально-экономическая ситуация в Китае?

Современная социально-экономическая ситуация в Китае характеризуется высоким уровнем экономического роста, ориентацией на экспорт, индустриализацией и глобализацией. Китай является крупнейшей экономикой в мире по паритету покупательной способности и стремительно развивается во всех отраслях. Однако в стране все еще существуют социальные и экономические проблемы, такие как неравенство доходов, загрязнение окружающей среды и низкий уровень социальных гарантий.

Каковы особенности социально-экономических отношений в Китае?

Особенности социально-экономических отношений в Китае включают государственное регулирование экономики, преобладание государственных предприятий, а также широкую сферу влияния партийной государственности. Китай также известен своей "социалистической рыночной экономикой", которая объединяет элементы плановой и рыночной экономики.

Какое вовлечение в процесс глобализации у Китая, и какие плюсы и минусы оно имеет?

Китай сильно вовлечен в процесс глобализации. Он является ведущим экспортером товаров по всему миру и второй по величине импортер. Плюсы вовлечения в глобализацию для Китая включают увеличение объема торговли и инвестиций, модернизацию экономики и доступ к новым технологиям. Однако минусы включают неравномерное распределение благополучия, угрозу для национальной безопасности и зависимость от внешнего спроса.

Какие макроэкономические показатели характерны для Китая?

Китай имеет одну из самых крупных экономик в мире с высокими темпами роста ВВП. В последние годы страна также столкнулась с ростом доли потребления в ВВП и переходом от экспортоориентированной модели развития к более устойчивой модели внутреннего потребления. Внешние резервы Китая также являются одними из самых крупных в мире.