Оценка эффективности инвестиций в модернизацию оборудования фотостудии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Финансы
  • 8989 страниц
  • 37 + 37 источников
  • Добавлена 16.05.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
I. Анализ рынка фотоуслуг
1.1 Состояние, проблемы и перспективы развития фотоуслуг в России
1.2 Анализ рынка цифровых фотоуслуг в г. Подольске
II. Выбор и обоснование методов оценки эффективности инвестиционного проекта
2.1 Инвестиционный проект и принципы его оценки
2.2 Методика оценки эффективности инвестиционного проекта
III. Решение задачи по оценке эффективности инвестиционного проекта
IV. Бизнес-план проекта
Заключение
Список литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Фотоминилаборатория обеспечивает высокую производительность печати – 5 тыс. фотоснимков в час, позволяет работать как с цифровыми файлами, так и с фотопленками и обеспечивает высокое качество фотоснимков. Предполагается осуществить развертывание бизнес-проекта в течение 1года, (в том числе 6 месяцев –подготовительная стадия) с среднегодовой численностью персонала– 5 человек.
Необходимый объем инвестиций для приобретения оборудования 1601 тыс. руб. (в Сбербанке под 13% годовых на год).
В результате приобретения минифотолаборатории могут быть достигнуты следующие результаты:
Потребители получат высококачественные услуги;
Увеличится число рабочих мест на единицу;
Прибыль от цифровых фотоуслуг составит 1566,8 тыс. руб. в год.
2. Описание и характеристика оборудования и оказываемых услуг
Характеристика оборудования:
Цифровая минифотолаборатория «San Marco Imaging Master Plus».
Формат – А4, А3, А1.
Скорость печати – от 60 до 130 копий в минуту.
Масштабирование – от 50 до 200%.
Компьютер с процессором Pentium P4
RAM – 128Mb, HDD – 2Gb, DVDRV,Монитор 17 RAM.
Сканер «Сanon 3810»
Формат – 216*279мм, масштабирование – 59-200% с шагом 1%.
4) Цифровая фотокамера «Сanon S-60»
5) Осветительное оборудование
6) Плоттер
Формат А1. скорость печати – 15 копий в минуту. Срок службы пленки от 4000 до 5000 копий.
7) Принтер «Canon 9000»
Изображение формируется за счет распыления капель красителя (0.2 микрометра или 1400 dpi) на носитель. Эти устройства широкоформатной печати занимают более 95% рынка печатной рекламной продукции.
Скорость печати – 8 страниц в минуту. Срок службы фотобарабана и тонера картриджа – 6500стр.
8) Мебель: столы, стулья, витрины. (2 комплекта на 2 точках)
Характеристика оказываемых услуг:
Оказание фотоуслуг населению г. Подольска в области художественной, профессиональной и любительской фотографии
В рамках деятельности предполагается привлечение заказов школ, детских садов и других организаций. Таким образом, потребителями услуг являются и физические и юридические лица.
Фирма предлагает ряд сопутствующих услуг, таких как ретуширование, восстановление, перенос на цифровые носители, печать на холсте и т.д.
Основными конкурентными преимуществами данного проекта является:
использование нового высокопроизводительного оборудования;
оборудование большого торгового павильона, который будет предоставлять широкий ассортимент услуг и станет центром цифровой печати;
Основной стратегией конкурентоспособности проектируемой фирмы будет комплексная стратегия по снижению цен, повышению качества и уровня обслуживания с целью проникновения на рынок и расширения объема продаж.
Снижение издержек за счет высокой производительности оборудования, повышение качества обслуживания, снижение цен, более полное удовлетворение потребителей за счет расширения спектра услуг и введения гибкой системы скидок.
Оценка рынка сбыта
Фирмы имеет выгодное месторасположение и ряд конкурентных преимуществ: время изготовления, репутация, индивидуальный подход к клиентам, что позволяет ей иметь широкий круг потребителей и являться лидером на рынке фотоуслуг г. Подольска.
Сведения о конкурентах.
В настоящее время рынок фотоуслуг развивается достаточно высокими темпами и достаточно сформировался. В данный момент на рынке г. Подольска работают около 10 фирм, предоставляющих фотоуслуги, причем наиболее крупными и потенциально серьезными конкурентами являются лишь 2 фирмы.
Основными конкурентами «Фотопро» являются: представительство московской фирмы «Мир» и местная фирма «Искра». Однако, на сегодняшний день единственным преимуществом этих компаний является оказание цифровых фотоуслуг, в то время как у «Фотопро» перечень услуг значительнее и она является лидером на рынке фото на документы и другим услугам. После приобретения цифровой фотолаборатории позиция фирмы должна укрепиться и на рынке цифровых фотоуслуг.
5. Стратегия маркетинга
В целях обеспечения полноты информации, достоверности результатов анализа, маркетинговые наблюдения за операциями по оказанию фотоуслуг рекомендуются проводить на основе следующих принципов:
• рыночный принцип, когда наблюдения организуются по отдельным сегментам рынка;
• товарный принцип – информацию собирают по видам услуг;
• функциональный принцип – обеспечивает поиск новых покупателей услуг, разрабатывает и предоставляет на рынок новые виды услуг.
Эти и некоторые другие принципы (матричный, географический и т.п.), лежащие в основе организации фотоуслуг, должны быть реализованы не только менеджерами по работе с клиентами, но и другими специалистами, которые обязаны разъяснять клиентам выгодность той или иной услуги, формирование цены на отдельные виды услуг, значимость различных вариантов страхования.
В соответствии с поставленной целью разработать эффективную стратегию удержания лидерских позиций рассмотрим приемлемую для фирмы «Фотопро» концепцию маркетинга и ее направленность, определим подходы к ее реализации.
В соответствии с теорий маркетинга существуют следующие основные концепции маркетинга:
Производственная;
Продуктовая;
Торговая;
Традиционная;
Социальная.
По мнению автора работы именно социальная концепция должна быть принята компанией. Рассмотрим ее сущность.
Социальная концепция сформировалась в начале 80-х г.г. и придерживается той идеи, что маркетинговая политика обязана давать приоритет общечеловеческим, а не узковедомственным интересам. Эта концепция известна как концепция «3-С»: потребитель удовлетворяет запрос, производитель получает прибыль и не происходит нарушения общечеловеческих нарушений [27, c. 56].
По этой концепции фирма «Фотопро» имеет положительные оценки всех трех составляющих, а эффективность такого маркетинга можно изобразить в виде куба.
Развитие этой концепции нашло отражение в системе маркетинговой деятельности, которая известна как «7-С». Все элементы системы имеют конкретное экономическое содержание и величину, являются зависимыми переменными от различных внешних и внутренних факторов. Их значения могут быть как количественными, так и качественными. В свою очередь некоторые из этих «7-с» состоят из нескольких «С-составляющих». Эта концепция разрабатывалась для банков, но может быть использована любой организацией, в частности страховой компанией. Далее представлено содержание «С- составляющих».
С1 – потребитель (consumer) (юридические и физические лица, корпоративные клиенты);
С2 – кадры (cadres) или персонал компании;
С3 – коммуникация (communications) (законченность и полнота, четкость, деликатность, конкретность, ясность, учтивость, корректность);
С4 – координация (coordination) или наличие обратной связи между субъектами рынка;
С5 – качество (quality) услуг;
С6- конкуренция (competition);
С7 – культура (culture).
Оценка перечисленных составляющих социальной маркетинговой концепции возможна экспертным методом. В идеале, при максимальной оценке каждой составляющей конкурентное положение организации представляет правильный семиугольник.
Рассмотрим положение объекта работы. В качестве экспертов выступают независимые специалисты в области фотоуслуг (3 эксперта). Эксперты дают оценку по пятибалльной шкале (0-5) (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Оценка показателей «Фотопро» по системе «7-С»
Показатель Значимость показателя Экспертная оценка Произведение суммы оценок на значимость показателя 1 2 3 потребитель 0,2 5 5 5 3 персонал 0,1 4 5 4 1,3 коммуникация 0,1 4 5 4 1,3 обратная связь 0,1 3 4 3 1 качество услуг 0,2 5 4 5 2,8 конкуренция 0,1 3 4 3 1 культура 0,1 4 5 5 1,4 ИТОГО 1 - - - 11,8 Экспертные данные показывают невысокую оценку таких показателей «Фотопро» как конкуренция, обратная связь. Частично это подтверждается результатами исследования (см. раздел 1).
Графически ситуация изображена на рис. 4.1.
Проведенное исследование указывает на необходимость совершенствования тех позиций, которые нарушают «правильность многоугольника» конкурентоспособности.

Рис. 4.1 Оценка «Фотопро» по системе «7-С»
Для разработки маркетинговой стратегии следует определить стадию жизненного цикла цифровых фотоуслуг и направление развития рынка. Что касается стадии жизненного цикла, то она определена нами в первой главе, как развитие и рост.
Таким образом, рынок можно охарактеризовать как растущий, по спросу на цифровой фотопродукт – латентным (скрытым), а необходимый в такой ситуации маркетинг – развивающим. В этом случае маркетинговая деятельность направлена на превращение потенциального спроса в реальный, делая акценты на качество и исключительные особенности продукта различными методами: от рекламы до изучения общественного мнения и развития сервиса.
При разработке маркетинговой стратегии особая роль уделяется построению каналов распределения. Виды каналов распределения при продвижении ипотечного продукта и их особенности представлены в таблице 4.2.
Таблица 4.2
Характеристика каналов распределения
Канал распределения Характеристика Достоинства Недостатки Корпоративные клиенты Эффективный канал, создание специальных условий обслуживания Высокий уровень сервиса, постоянные продажи Зависимость от корпоративных клиентов Фотоагенты Эффективный канал Перспективный канал
Подвержен сезонным колебаниям Требуются мотивационные отношения с агентами Реклама Эффективный канал на рынке фотоуслуг Приемлем для отдельных видов фотоуслуг (новых) Требуются дополнительные затраты на рекламу Выбор канала распределения определяется такими факторами, как
Цена;
Охват потребителей;
Близость к потребителю.
По этим критериям предпочтение на данном этапе развития рынка фотоуслугследует отдать таким каналам, как продвижение через фотоагентов, и реклама.
Для реализации маркетинговой стратегии в рамках дипломной работы для «Фотопро» предлагается реализация проекта по развитию цифровых фотоуслуг на основе модернизации оборудования фотостудии.
Расходы на маркетинг планируется финансировать за счет себестоимости (60 тыс. руб. ежегодно) и за счет фонда развития производства (5% от ежегодных отчислений). План расходования средств приводится в таблице 4.3.
Таблица 4.3.
Бюджет маркетинга.
Показатели 2007 2008. 2008 тыс. руб. тыс. руб. тыс. руб. Реклама 40,0 45,0 50,0 Проведение маркетинговых исследований 10,0 15,0 15,0 Разработка новых услуг 5,0 10,0 15,0 Подарки постоянным клиентам 5,0 10,0 15,0 ИТОГО 60,0 80,0
6. План производства.
6.1 Планируемый объем цифровых фотоуслуг на первый год
Таблица 4.4
Обобщенный годовой план производства цифровых фотоуслуг
Вид услуг Сумма, тыс. руб. Цифровая печать фотографии разных форматов 1877,5 Детские и школьные фотографии 1440,0 Итого 3317,5 Для оказания планируемого объема фотоуслуг рассчитаны дополнительные годовые текущие затраты. Для этого предварительно были рассчитаны материальные затраты на программу, заработная плата двух специалистов (одного работающего и одного дополнительно нанятого), амортизация оборудования и прочие затраты, в число которых входят в том числе и затраты на маркетинг.
Текущие затраты рассчитаны в двух вариантах: при покупке минилаборатории и ее лизинге (табл. 4.5).
Таблица 4.5
Текущие дополнительные годовые затраты на реализацию проекта по развитию цифровых фотоуслуг
Содержание затрат Покупка оборудования Лизинг оборудования Материальные затраты 989,4р. 989,4 Переменные затраты 989,4р. 989,4 Заработная плата специалистов 411,8р. 411,8 Амортизация оборудования 149,5р. 43,5 Прочие расходы 200,0р. 200,0 Проценты за кредит 138,72 70,3 Лизинговые платежи - 300,0 Постоянные затраты 900,0 1025,6 Итого текущих затрат 1 889,4р. 2015,0
Финансовый план
Для реализации проекта потребуются единовременные затраты, величина которых определяет объем инвестиций (табл. 4.6).
Таблица 4.6
Единовременные затраты в инвестиционный проект
развития цифровых фотоуслуг
Содержание затрат Покупка оборудования Лизинг оборудования Расходы на маркетинг 90,0 90,0 Расходы на обучение специалистов 16,4 16,4 Затраты на оборудование 1494,6 434,5 Итого единовременных затрат 1601,0 540,9 Финансовые результаты предприятия от оказания цифровых услуг представлены в таблице 4.7.
Таблица 4.7
Финансовые результаты предприятия от оказания цифровых фотоуслуг
Показатели Покупка оборудования Лизинг оборудования Доходы, тыс. руб. 3317,5 3317,5 Расходы, тыс. руб. 1889,4 2015,0 Прибыль, тыс. руб. 1428,1 1302,5 Рентабельность услуг, % 43,0 39,3 Рентабельность производства, % 75,6 64,6 Рассчитаем точку безубыточности предприятия и запас финансовой прочности по формуле
,
где Тmin - минимальный объем выручки, при которой уровень рентабельности больше 0%; Ипост - сумма условно-постоянных затрат, руб.; Ипер - сумма переменных затрат, руб.; Т - выручка от реализации, руб. [11, c.26].
Точка безубыточности в случае покупки минилаборатории:
тыс. руб.
Точка безубыточности в случае лизинга:
тыс. руб.
Таким образом, точка безубыточности в стоимостных единицах составляет 1282,5 тыс. руб. в случае покупки и 1461,5 тыс. руб. в случае лизинга, т.е. именно такая выручка покроет все затраты предприятия.
Тогда запас финансовой прочности рассчитывается по формуле [17, c.65]:
Запас финансовой прочности = Выручка от реализации –
- Минимальный объем выручки
Запас финансовой прочности в случае покупки:
Запас финансовой прочности = 3317,5-1282,5 = 2035 тыс. руб.
Запас финансовой прочности в случае лизинга:
Запас финансовой прочности = 3317,5-1461,5 = 1856,0 тыс. руб.
Выполним расчеты производственного (ЭПР).
Эффект производственного рычага рассчитывается по формуле:
ЭПР= Порог финансовой прочности / Выручка от реализации,
Покупка оборудования: ЭПР = 2035,0 / 3317,5 = 0,613 (61,3%).
Лизинг: ЭПР = 1856,0 / 3317,5 = 0,559 (55,9%).
Экономический смысл: потенциальная возможность влиять на выручку путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска. Т.е. для того, чтобы получить 1 рубль выручки, необходим маржинальный доход в размере 61,3 руб. (55,9 руб).
Рассмотрим наиболее приемлемый вариант налогообложения фирмы «Фотопро». Направлением развития упрощенной системы налогообложения являются принципы системы, основанные на уплате организациями вмененного налога. Применение главы НК РФ о едином налоге включает в себя определение следующих основных моментов: - круг плательщиков данного налога; - объект обложения данным налогом; - методика расчета налога; - порядок исчисления и сроки уплаты налога.
Плательщиками ЕНВД выступают малые предприятия, занимающиеся, в частности, оказанием бытовых услуг (платные услуги, оказываемые физическим лицам и классифицированные Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993г. № 163, в группе 01 «Бытовые услуги» [1,2,3].
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Формула расчета единого налога на вмененный доход выглядит следующим образом:
ВД = БД х (N1 х N2 х N3) х К1 х К2 х К3) (1)
ЕН = ВД х 15,0 : 100,
где ЕН - сумма вмененного дохода;
ВД - сумма единого налога на вмененный доход;
БД - базовая доходность в месяц на единицу физического показателя;
N1, N2, N3 - фактическое количество (объем) физических показателей в каждом полном месяце налогового периода;
К1, К2, К3 – корректирующие коэффициенты базовой доходности;
0,15 - ставка единого налога на вмененный доход (15%).
Упрощенная система налогообложения может быть в двух вариантах в зависимости от объекта.
А) В случае если объектом являются доходы.
Доход составил 3317,5 тыс. руб. Ставка - 6%. По итогам года налог по упрощенной системе в сумме 3317,5 х 0,06 = 199,1 тыс. руб.
Б) Если бы объектом налогообложения были выбраны «Доходы минус расходы», то при расходах организации 1889,4 тыс.руб., был бы начислен налог в сумме (3317,5.- 1889,4) х 0,15 = 214,2.
Таким образом, предприятию выгоднее использовать упрощенную систему налогообложения по доходу.
Организационный план
Фирма «Фотопро» организована в форме частного предпринимательства, для осуществления деятельности которого необходимы следующие сведения [1,3]:
а) На этапе регистрации:
фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, ИНН (при его наличии) физического лица, представившего документы для государственной регистрации;
дата получения и реквизиты соответствующего заявления;
дата, номер и вид принятого решения (о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре, либо об отказе в государственной регистрации);
дата внесения записи в государственный реестр;
государственный регистрационный номер записи;
номер регистрационного дела;
реквизиты документа, выданного (отправленного) заявителю, и дата его выдачи (отправки);
б) При поступлении от государственных органов, банков, органов государственных внебюджетных фондов и судов документов, содержащих сведения, подлежащие внесению в государственный реестр:
сведения об органе или банке, представивших документы;
сведения об индивидуальном предпринимателе;
дата получения и реквизиты сопроводительного письма (уведомления, сообщения), а в случае поступления документов в электронном виде - дата получения и имя файла;
дата, номер и вид решения (в случае его принятия);
дата внесения записи в государственный реестр;
государственный регистрационный номер записи и номер регистрационного дела индивидуального предпринимателя.
В) В регистрационное дело индивидуального предпринимателя включаются в порядке поступления документы, представленные при государственной регистрации и внесении изменений в государственный реестр, решения регистрирующего органа о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре, а также листы записей государственного реестра согласно приложению N 3.
Г) Сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем, представляются лицензирующим органом в регистрирующий орган по месту жительства индивидуального предпринимателя в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения о предоставлении лицензии, ее переоформлении, приостановлении действия, возобновлении или аннулировании в виде копии документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, или в виде выписки из реестра лицензий, ведение которого осуществляется лицензирующим органом, по согласованной сторонами форме с сопроводительным письмом.
Д) Сведения о дате регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя, его регистрационный номер, наименование органа, осуществившего указанную регистрацию, либо сведения о дате снятия индивидуального предпринимателя с учета в качестве страхователя представляются органами государственных внебюджетных фондов не позднее 5 дней с момента регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя либо снятия с учета в качестве страхователя.
Организационная структура предприятия представлена на рис. 4.2.

Рис. 4.2 Организационная структура «Фотопро»
К функциям директора относятся:
осуществление общего руководства предприятием;
ведение бухгалтерского и налогового учета в соответствии с национальными стандартами и нормативными актами, действующими в РФ;
предоставление налоговой, финансовой и статистической отчетности в сроки и органы, установленные действующим законодательством;
предоставление ежегодного отчета в органы правления обществом.
контроль над соблюдением техники безопасности и требований к охране труда на предприятии;
контроль над состоянием оборудования, обеспечение своевременного ремонта и профилактических работ;
контроль качества материалов, мониторинг запасов материалов, своевременная доставка запасов со склада.
К функциям менеджера относятся:
мониторинг, анализ и планирование текущей деятельности предприятия;
проведение маркетинговых исследований с возможным привлечением специалистов на временную работу;
планирование и управление запасами предприятия;
Так как предприятия относится к сфере обслуживания, то проектируется режим работы с 9.00 до 20.00 в зимнее время года и с 9.00 до 21.00 в летний период (с мая по октябрь). Таким образом, в соответствии с требованиями Трудового кодекса режим работы рабочих устанавливается в летний период один день через два, в зимний – день через день, без перерывов. Выходные дни устанавливаются 1 января, и один раз в полгода два выходных дня для профилактики оборудования. Режим работы фотографов – с 10.00 до 20.00 шесть дней в неделю, режим работы административно-управленческого персонала – с 9 до 18 ч с перерывом на обед, пять дней в неделю.
Оборудование и характер работы обуславливает следующие квалификационные требования к работникам:
Менеджеры - операторы – образование высшее техническое или средне специальное, умение работать на персональном компьютере, желательно опыт работы в фото фирмах.
Найм сотрудников будет производиться на конкурсной основе с учетом личных качеств и опыта работы. Планируется ежемесячно оценивать качество работы персонала и поощрять лучших работников.
Оценка рисков
В ходе реализации проекта существует вероятность потери предприятием своих ресурсов, недополучения доходов и появления дополнительных расходов. Для того чтобы принять решение о целесообразности реализации проекта проведем анализ рисков.
Вероятность наступления риска осуществим по методу экспертных оценок. Система оценок принята следующая [12]:
0 – риск рассматривается как несущественный;
25 – риск, скорее всего, не реализуется;
50 – о наступлении события ничего определенного сказать нельзя;
75 – риск, скорее всего, проявится;
100 – риск наверняка реализуется.
Риски подготовительной стадии
Таблица 4.8
Риски подготовительной стадии
Простые риски Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль Вероятность наступления риска, Рi Сложности с финансированием Увеличение срока реализации проекта 80 Недобросовестность поставщиков Увеличение срока реализации проекта 30 Недобросовестность подрядчиков Увеличение срока общестроительных работ 30 Несоответствие технических параметров инженерных коммуникаций параметрам оборудования Дополнительные капитальные вложения на замену инженерных коммуникаций 80 Непредвиденные затраты, в т.ч. инфляция Увеличение объема финансовых вложений 20
Риски стадии производства
Таблица 4.9
Финансово – экономические риски
Простые риски Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль Вероятность наступления риска, Рi Недостаток оборотных средств Привлечение кредита 80 Уменьшение потребности предприятия на печатную продукцию Снижение объема производства 50 Неустойчивость рыночного спроса Снижение объемов производства 50 Увеличение производства у конкурентов Падение продаж или снижение цен 40 Появление альтернативного продукта Снижение спроса 25 Снижение цен конкурентами Снижение цен 30 Платежеспособность потребителей Падение продаж или снижение цен 50 Рост цен на расходные материалы и комплектующие Снижение прибыли из-за роста цен 6075 Рост цен на энергоносители Уменьшение чистой прибыли 25
Таблица 4.10
Технические риски
Простые риски Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль Вероятность наступления риска, Рi Новизна технологии Увеличение затрат на освоение и подготовку производства 60 Изношенность заявленного оборудования Затраты на ремонт и восстановление 40 Недостаточность надежность оборудования Затраты на ремонт 40 Нестабильность качества сырья Снижение качества продукции; уменьшение объемов производства 40 Отсутствие резерва мощности Потери при поломках и авариях; невозможность покрытия пикового спроса 80
Таблица 4.11
Социальные риски
Простые риски Отрицательное влияние на ожидаемую прибыль Вероятность наступления риска, Рi Трудности с подбором кадров Увеличение затрат на комплектование 70 Недостаточная квалификация персонала Снижение качества продукции, рост потерь от брака 70 Недостаточный уровень оплаты труда Текучесть кадров; снижение производительности 70
Итоговая оценка по всем рискам проектам:
R = ∑ wiPi,
где: Рi – вероятность наступления риска;
wi – вес риска по группам приоритета.
В настоящий момент приоритет по простым рискам не установлен.
Поэтому принимается: wi = 1/n; отсюда находим: R = ∑ Pi/n = 53,12.
Общая оценка риска проекта 53,12 балла, что свидетельствует о средней рискованности рассматриваемого проекта.

Заключение
Рынок фотоуслуг, как и другие направления бизнеса в России в настоящее время активно развивается. В отличие от других услуг, фотоуслуги характеризуются достаточно высокой степенью технологической изменчивости и на сегодняшний день кардинально меняется. Происходит повсеместный переход с аналоговых фотоуслуг на цифровые. Это обусловливает актуальность модернизации существующих фотостудий с целью выхода на рынок цифровых фотоуслуг.
Целью работы является оценка целесообразности модернизации предприятия по оказанию фотоуслуг в г. Подольске.
В соответствии с целью в работе проведены исследования рынка фотоуслуг, выявлены теоретические основы оценки эффективности инвестиций, выполнены расчеты основных показателей проекта по приобретению цифровой минифотолаборатории.
Анализ отраслевой среды выявил, что рынок фотоуслуг характеризуется развитой конкурентной средой, значительным количеством участников рынка.
Барьеры входа на этот рынок низкие. Дальнейшее развитие рынка будет связано с распространением в крупных городах высокопроизводительного оборудования, в небольших городах - расширением сети минифотолабораторий, пунктов приема заказов населения на проявку фотопленки или печать с цифрового носителя.
Условно можно выделить следующие виды участников этого рынка: крупные и средние предприятия, имеющие разветвленную торговую сеть и свои лаборатории; небольшие предприятия, имеющие 1-2 приемных пункта и лабораторию; предприниматели, работающие без образования юридического лица, часто не имеющие своего оборудования и выступающие перепродавцами услуги (то есть принимают от населения заказы на проявление и печать и передают их на выполнение предприятиям, имеющим необходимое оборудование).
Конкурентный анализ фотоуслуг в г. Подольске выявил лидирующую позицию объекта работы по всем услугам, исключая цифровые, где имеются два основных конкурента.
При наличии значительных конкурентных преимуществах фирмы, в случае выхода на рынок цифровых фотоуслуг, при грамотной маркетинговой стратегии «Фотопро», существуют реальные возможности достижения позиции лидера и в области цифрового фото.
В проектной части выполнены расчеты единовременных затрат на реализацию проекта и текущих затрат на развитие бизнеса в двух вариантах: покупка цифровой фотоминилаборатории и ее лизинг. Для оценки эффективности инвестиций выполнены расчеты показателей чистого приведенного дохода, индекса рентабельности, срока окупаемости, значения которых соответствуют требуемым значениям и свидетельствуют о приемлемости проекта. Причем показатели эффективности проекта в случае лизинга выше, чем в случае приобретения оборудования в собственность.
В качестве источника инвестиций планируется кредит Сбербанка на 1,5 года.
В ходе разработки бизнес-плана были определены финансовые показатели цифровых фотоуслуг, которые показали большую доходность в случае приобретения фотолаборатории в собственность предприятия.
В целом, расчет показателей проекта свидетельствует о целесообразности модернизации фотостудии.
Список литературы
Гражданский Кодекс РФ: Федеральный закон № 51ФЗ от 30.11.94г.
Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 г. № 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1999. -№ 9. - Ст. 1096.
Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630: «О Едином Государственном Реестре Индивидуальных Предпринимателей…»
Бард В.С. Финансово-инвестиционный комплекс - новая экономическая (финансовая) категория // Финансовый бизнес. -2000. -№ 8. -348 с.
Бланк Н.А. Инвестиционный менеджмент. -Киев: МП "Итем", 1995. - С. 17.
Бочаров В.В. «Инвестиционный менеджмент»- 2002г.
Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования / Академия на- родного хозяйства при Правительстве РФ. -М.: Дело, 1999. -1008 с.
Гордеева Н. Каков прайс, таков и фэйс. Фотодело, №1, 2004. с. 25-29.
Гордеева Н. Стимулирование торговли на фоторынке в предновогодние дни. Фотодело, №12, 2003.с. 18-21.
Емельянов Л. В 2003 г. продано 50 млн. цифровых фотокамер. Фотодело, №3, 2004.с. 23-31.
Ефимова О. В. Финансовый анализ. - 3-е изд., М.: Бухгалтерский учет, 2002.c. 318.
Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1999. -413 с.
Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. -М.: Госкомстат, 2000. -85 с.
Казачкин Б., Бруй Н., Парамонов С., Хрячков В. , Круглый стол: конкурентное формирование цены. Фотодело, №1, 2002.с. 3-7.
Казачкин Б., Гунгер В., Борячок О. Фотобизнес: стоит ли инвестировать. Фотодело, №3, 2003.с. 8-12.
Кидрасов Ю.Ф. Инвестиции - решающее условие экономического роста // Вестник Башкирского университета. -Уфа, 1998. -№ 1(II). -С. 50 -52.
Ковалев В.В., Волкова О.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -М.: Проспект, 2003.с. 318.
Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты -2005г.
Коссов В. Инвестиции в российской экономике (новые условия и подходы) // Проблемы теории и практики управления. -2000. -№ 1. -С. 16 -27.
Крутик А.Б., Никольская Е.Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во "Лань", 2000. -С. 116, 144.
Кузнецов Б.Т. «Инвестиции»- 2006г.
Кузьминых А. Перспективы развития фотобизнеса в России. Фотодело, №5, 2003. с. 18-21.
Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Официальное издание – М. «Экономика»-2000г.
Морозов С.И. Управление активами // Аудит и налогообложение, 2003, №8 (92). – С. 23
Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Учебное пособие. Изд-во Таганрог: ТРТУ, 2003. 262 с.
Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995. -415 с.
Роджер Л. Маркетинг: Сокращ. пер. с англ. Ю.Б. Кочевлин - М.: Прогресс. 2001. - 356с.
Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. -М.: Логос, 2001. -1202 с.
Семенова Е. Наступление эры цифровой фотографии. Фотодело, сентябрь, 2003. с. 18-23.
Симонова М.Н. Аренда, лизинг, прокат. – М.: Статус-кво 97, 2001. – С. 86.
Слепов В.А., Потапская М.А. Инвестиции как фактор экономического роста. -М.: Финансы, 1999. -№ 1. -С. 19 -21.
Russian digital, http://www.revcom.ru/
http://www.zhuk.net/ Журнал "Управление компанией. "Издательский Дом "РЦБ".
http://www.hardvision.ru/
www.ispf.ru
www.sbrf.ru
www.bankir.ru

Приложения
Приложение1
Прейскурант
Фото на документы
Вид услуг На следующий день Срочно Российский паспорт 100,00 150,00 Заграничный паспорт 110,00 160,00 Другие документы - цветные фото 110,00 160,00 Другие документы - ч/б фото 100,00 150,00 Замена одежды 50,00 50,00
Фотографирование
Вид услуги 5-7 кадров свыше 7 кадров Фотографирование и мелкая ретушь 100.00 150.00 За срочную дополнительную обработку изображения надбавка 50% от общей стоимости заказа
Приложение 2
Прейскурант
на выполнение услуг по цифровой фотографии
Вид услуги Цена, руб. Сканирование одной фотографии 15.00 Устранение дефектов (ретушь) 1 категория сложности (2-3 царапины) 2 категория сложности (5-7) 3 категория сложности (свыше 7) 50,00 125,00 250,00 Замена фона 1 категория сложности 2 категория сложности 3 категория сложности 50,00 100,00 150,00 Коллаж 5 фото 6-10 фото более 10 фото 400,00 800,00 1200,00 Фотомонтаж 1 категория сложности 2 категория сложности 3 категория сложности 100,00 200,00 300,00
Вид услуги Цена, руб. Цена, руб. Печать одной фотографии фотобумага холст А4 (21х30) 65.00 100.00 А3 (29,7х42) 130.00 200.00 A2 (42х60) 250.00 400.00 A1(60х84) 500.00 800.00 A0 (84х119) 700.00 1500.00 Монтаж большого календаря 50,00
Приложение 3[37]
Рейтинг банков по финансовой устойчивости
Ранг Рег.№ Название Рейтинг Тренд Факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 Группа 1 1481 "СБЕРБАНК РОССИИ" (МОСКВА) 5- 5- 4+ 5- 5- 5- 5- 5- 2 1 ЗАО ММБ (МОСКВА) 5- 5- 5- 4 4+ 5- 5- 5 3 1000 ОАО ВНЕШТОРГБАНК (МОСКВА) 5- 5- 5- 5- 5- 5- 5- 5- 4 354 АБ "ГАЗПРОМБАНК" (ЗАО) (МОСКВА) 4+ 4+ 4+ 4+ 5- 5- 4+ 5- 5 3292 ЗАО "РАЙФФАЙЗЕНБАНК АВСТРИЯ" (МОСКВА) 4+ 5- 5- 5- 5- 5- 5- 5- 6 2402 ОАО АКБ "ЕВРОФИНАНС МОСНАРБАНК" (МОСКВА) 4+ 5- 4+ 4 4+ 4+ 4 5- 7 2748 ОАО "БАНК МОСКВЫ" (МОСКВА) 4+ 4 4+ 4 4+ 5- 4+ 5- 8 2272 ОАО АКБ "РОСБАНК" (МОСКВА) 4+ 4+ 4- 4- 4 4+ 4+ 4+ Группа 1 323 ОАО "СИБАКАДЕМБАНК" (НОВОСИБИРСК) 4+ 4+ 4 4+ 4+ 4+ 5- 5- 2 1776 ОАО БАНК "ПЕТРОКОММЕРЦ" (МОСКВА) 4- 4 4 4+ 4+ 4 4+ 4+ 3 439 ОАО "ПСБ" (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) 4+ 4+ 4+ 4- 4- 5- 4+ 5- 4 1326 ОАО "АЛЬФА-БАНК" (МОСКВА) 4+ 4- 4- 4- 4- 4+ 4+ 4 5 3255 ОАО БАНК ЗЕНИТ (МОСКВА) 4 4 4+ 4- 4+ 4+ 4 4+ 6 3349 ОАО "РОССЕЛЬХОЗБАНК" (МОСКВА) 4 4 4- 4- 4 4+ 4 4+ 7 2216 КМБ-БАНК (ЗАО) (МОСКВА) 4 4 4- 4- 4 4+ 4 4+ 8 2268 АКБ "МБРР" (ОАО) (МОСКВА) 4 4- 4 4+ 4 4+ 4+ 5- 9 2083 БАНК "СЕВЕРНАЯ КАЗНА" ОАО (ЕКАТЕРИНБУРГ) 4 4+ 4 4- 4- 4+ 4+ 4+ 10 3251 АКБ "ПРОМСВЯЗЬБАНК" (ЗАО) (МОСКВА) 4 4- 4 4+ 4+ 4+ 4+ 4+ 11 2275 ОАО "УРАЛСИБ" (МОСКВА) 4 4+ 4+ 4- 4+ 4+ 4+ 4 12 2142 ОАО "ТРАНСКРЕДИТБАНК" (МОСКВА) 4 4- 4- 4+ 4+ 4+ 4+ 4+ 13 485 ОАО "ЧЕЛИНДБАНК" (ЧЕЛЯБИНСК) 4 4+ 4+ 4- 4- 4 4+ 5- 14 2361 ОАО "МДМ-БАНК" (МОСКВА) 4 4 4 4 4- 4+ 4+ 4 15 2584 "КУБ" ОАО (МАГНИТОГОРСК) 4- 4 4- 5- 5- 4+ 4+ 4- 16 2590 ОАО "АК БАРС" БАНК (КАЗАНЬ) 4 4+ 4 4- 4 4 5- 4+ 17 1971 ОАО ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК (ХАНТЫ-МАНСИЙСК) 4- 4- 4 4- 4+ 4+ 4+ 4+ 18 2209 "НОМОС-БАНК" (ЗАО) (МОСКВА) 4 4- 4- 4- 4- 4- 4 4- 19 918 "ЗАПСИБКОМБАНК" ОАО (ТЮМЕНЬ) 4- 4 4- 4- 4- 4- 4- 4- 20 588 ЗАО "СНГБ" (СУРГУТ) 4- 4- 4 3- 4+ 4+ 4 4- 21 1522 ОАО "УРАЛВНЕШТОРГБАНК" (ЕКАТЕРИНБУРГ) 4 4- 4- 4+ 4 4+ 5- 4- 22 457 ОАО АКБ "ЮГБАНК" (КРАСНОДАР) 4- 4- 4- 4 4- 5- 4+ 4 23 2291 ОАО "ИМПЭКСБАНК" (МОСКВА) 4- 4 4- 3+ 4- 4+ 4+ 4+ 24 2562 ОАО "БИНБАНК" (МОСКВА) 4- 4- 4- 3- 3+ 4 4- 4- 25 2056 ЗАО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ БАНК" (МОСКВА) 4- 4- 3+ 3- 3- 4- 3+ 4- 26 2306 АКБ "АБСОЛЮТ БАНК" (ЗАО) (МОСКВА) 4- 4- 4- 3+ 4- 4- 4 4 27 2289 ЗАО "БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ" (МОСКВА) 4- 4 4- 5 4- 4- 4+ 4 28 128 ОАО "БАЛТИЙСКИЙ БАНК" (МОСКВА) 4- 3+ 4- 3- 3+ 4- 4- 4- 29 2210 "ТКБ" (ЗАО) (МОСКВА) 4- 4- 4- 4- 4- 4 4- 4- 30 705 ОАО "СКБ-БАНК" (ЕКАТЕРИНБУРГ) 4- 4- 4- 4- 4- 4- 4- 4- 31 1242 ОАО "ЛИПЕЦККОМБАНК" (ЛИПЕЦК) 4- 4- 4- 4- 4+ 4- 4- 4- 32 2307 АКБ "СОЮЗ" (ОАО) (МОСКВА) 4- 4- 3+ 4- 3+ 4- 4- 4- Группа 1 2412 ОАО АКБ "ПРОБИЗНЕСБАНК" (МОСКВА) 4- 3 3+ 3- 3+ 4- 4- 4- 2 2989 ОАО "ФОНДСЕРВИСБАНК" (МОСКВА) 4- 4 4- 4- 4- 4- 4- 4- 3 2707 КБ "ЛОКО-БАНК" (ЗАО) (МОСКВА) 3+ 3+ 3+ 3+ 3+ 4 4- 4 4 429 ОАО "УБРИР" (ЕКАТЕРИНБУРГ) 4- 3+ 3+ 3+ 3 4- 4+ 4- 5 2879 ОАО АКБ "АВАНГАРД" (МОСКВА) 4- 4- 3 3+ 3+ 3+ 4- 4- 6 812 ОАО "УРАЛТРАНСБАНК" (ЕКАТЕРИНБУРГ) 3+ 4- 3+ 4- 4- 4- 4- 3+ 7 2443 ОАО "МЕТКОМБАНК" (КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ) 3+ 3+ 3+ 3+ 3+ 4- 4- 4- 8 3204 КБ "РОСПРОМБАНК" (ООО) (МОСКВА) 3+ 4- 3+ 3+ 3+ 4- 4- 3+ 9 2975 ЗАО "СБ"ГУБЕРНСКИЙ" (ЕКАТЕРИНБУРГ) 3+ 3+ 3+ 3+ 4- 4- 4- 3+ 10 2440 ОАО АКБ "МЕТАЛЛИНВЕСТБАНК" (МОСКВА) 3+ 3+ 3- 3 3+ 4- 4- 3+ 11 3161 ОАО "БАНК "ЕКАТЕРИНБУРГ" (ЕКАТЕРИНБУРГ) 3+ 3+ 3+ 3+ 4 3+ 3+ 3 12 1125 ОАО "ГРАНКОМБАНК" (ЕКАТЕРИНБУРГ) 3 3+ 3+ 2+ 3- 3+ 3+ 3+ 13 1214 КБ "ДРАГОЦЕННОСТИ УРАЛА" ЗАО (ЕКАТЕРИНБУРГ) 3- 3- 3- 2+ 3- 3+ 3 3-
Александр Акилов. (руководитель цифрового отдела ООО "Фотосервис") тел. (0852) 72-06-96 г. Ярославль.












84



Директор

Специалист

Менеджер

Менеджер

Специалист

Специалист

Специалист


Список литературы
1.Гражданский Кодекс РФ: Федеральный закон № 51ФЗ от 30.11.94г.
2.Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Россий-ской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 г. № 39-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1999. -№ 9. - Ст. 1096.
3.Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630: «О Едином Государственном Реестре Индивидуальных Предпринимателей…»
4.Бард В.С. Финансово-инвестиционный комплекс - новая эконо-мическая (финансовая) категория // Финансовый бизнес. -2000. -№ 8. -348 с.
5.Бланк Н.А. Инвестиционный менеджмент. -Киев: МП "Итем", 1995. - С. 17.
6.Бочаров В.В. «Инвестиционный менеджмент»- 2002г.
7.Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования / Академия на- родного хозяйства при Правительстве РФ. -М.: Дело, 1999. -1008 с.
8.Гордеева Н. Каков прайс, таков и фэйс. Фотодело, №1, 2004. с. 25-29.
9.Гордеева Н. Стимулирование торговли на фоторынке в предново-годние дни. Фотодело, №12, 2003.с. 18-21.
10.Емельянов Л. В 2003 г. продано 50 млн. цифровых фотокамер. Фотодело, №3, 2004.с. 23-31.
11.Ефимова О. В. Финансовый анализ. - 3-е изд., М.: Бухгалтерский учет, 2002.c. 318.
12.Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финанси-рования: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ, 1999. -413 с.
13.Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тен-денции. -М.: Госкомстат, 2000. -85 с.
14.Казачкин Б., Бруй Н., Парамонов С., Хрячков В. , Круглый стол: конкурентное формирование цены. Фотодело, №1, 2002.с. 3-7.
15.Казачкин Б., Гунгер В., Борячок О. Фотобизнес: стоит ли инве-стировать. Фотодело, №3, 2003.с. 8-12.
16.Кидрасов Ю.Ф. Инвестиции - решающее условие экономического роста // Вестник Башкирского университета. -Уфа, 1998. -№ 1(II). -С. 50 -52.
17.Ковалев В.В., Волкова О.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -М.: Проспект, 2003.с. 318.
18.Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты -2005г.
19.Коссов В. Инвестиции в российской экономике (новые условия и подходы) // Проблемы теории и практики управления. -2000. -№ 1. -С. 16 -27.
20.Крутик А.Б., Никольская Е.Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во "Лань", 2000. -С. 116, 144.
21.Кузнецов Б.Т. «Инвестиции»- 2006г.
22.Кузьминых А. Перспективы развития фотобизнеса в России. Фо-тодело, №5, 2003. с. 18-21.
23.Методические рекомендации по оценке эффективности инвести-ционных проектов. Официальное издание – М. «Экономика»-2000г.
24.Морозов С.И. Управление активами // Аудит и налогообложение, 2003, №8 (92). – С. 23
25.Непомнящий Е.Г. Инвестиционное проектирование: Учебное по-собие. Изд-во Таганрог: ТРТУ, 2003. 262 с.
26.Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995. -415 с.
27.Роджер Л. Маркетинг: Сокращ. пер. с англ. Ю.Б. Кочевлин - М.: Прогресс. 2001. - 356с.
28.Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. -М.: Логос, 2001. -1202 с.
29.Семенова Е. Наступление эры цифровой фотографии. Фотодело, сентябрь, 2003. с. 18-23.
30.Симонова М.Н. Аренда, лизинг, прокат. – М.: Статус-кво 97, 2001. – С. 86.
31.Слепов В.А., Потапская М.А. Инвестиции как фактор экономиче-ского роста. -М.: Финансы, 1999. -№ 1. -С. 19 -21.
32.Russian digital, http://www.revcom.ru/
33.http://www.zhuk.net/ Журнал "Управление компанией. "Издатель-ский Дом "РЦБ".
34.http://www.hardvision.ru/
35.www.ispf.ru
36.www.sbrf.ru
37. www.bankir.ru

Вопрос-ответ:

Каково состояние и проблемы развития фотоуслуг в России?

Состояние фотоуслуг в России можно охарактеризовать как динамичное, с постоянным ростом спроса. Однако существуют проблемы, такие как высокая конкуренция, недостаток качественного оборудования и несоответствие цен качеству услуг.

Какой анализ проведен для рынка цифровых фотоуслуг в г. Подольске?

Проведен анализ спроса на цифровые фотоуслуги в г. Подольске, анализ конкуренции, а также сбор и анализ данных о ценах на услуги в данном сегменте рынка.

Какие методы оценки эффективности инвестиционного проекта выбраны и почему?

В качестве методов оценки эффективности инвестиционного проекта были выбраны такие методы, как метод дисконтированных денежных потоков и метод окупаемости инвестиций. Эти методы были выбраны, так как они позволяют учитывать фактор времени и прогнозировать будущие денежные потоки.

Какой инвестиционный проект рассматривается и какие принципы его оценки используются?

Рассматривается инвестиционный проект по модернизации оборудования фотостудии. Для его оценки используются принципы дисконтирования денежных потоков, принцип пропорциональности затрат и доходов, принцип учета неопределенности и рисков.

Что включает в себя бизнес-план проекта?

Бизнес-план проекта включает в себя описание проекта и его целей, анализ рынка и конкурентной ситуации, описание модели бизнеса, прогнозы финансовых результатов, план маркетинга и привлечения клиентов, описание команды проекта и оценку необходимых инвестиций.

Какое состояние и проблемы развития фотоуслуг в России?

Состояние фотоуслуг в России можно охарактеризовать как разнообразное, существуют как крупные фотостудии и фотолаборатории, так и малые бизнесы, которые предлагают услуги фотосъемки и печати. Одной из главных проблем является рост конкуренции в данной отрасли. В связи с развитием цифровых технологий, все больше людей предпочитают делать фотографии сами и печатать их дома или в специальных сервисных центрах. Это снижает спрос на услуги фотоуслуг. Еще одной проблемой является недостаток качественного оборудования и специалистов, что влияет на качество предлагаемых услуг.

Какой рынок цифровых фотоуслуг в г. Подольске?

Рынок цифровых фотоуслуг в г. Подольске можно отнести к сегменту роста. Спрос на цифровые фотоуслуги растет с каждым годом, так как все больше людей приобретают цифровые камеры и мобильные устройства с хорошими камерами. В г. Подольске существует некоторое количество фотостудий и фотолабораторий, которые предлагают услуги по обработке фотографий, печати и созданию фотоальбомов. Однако, конкуренция на данном рынке все еще довольно низкая, что создает дополнительные возможности для развития бизнеса в этой области.

Какую методику использовать для оценки эффективности инвестиционного проекта?

Для оценки эффективности инвестиционного проекта в модернизацию оборудования фотостудии можно использовать методику дисконтированного денежного потока (DCF). Этот метод позволяет учитывать изменение стоимости денег со временем и определить стоимость будущих денежных потоков, связанных с реализацией проекта. Также можно использовать метод анализа чистой приведенной стоимости (NPV), который позволяет определить величину чистого денежного потока, получаемого от проекта, и сравнить его с вложенными инвестициями. Дополнительно, можно использовать метод окупаемости инвестиций (ROI), который позволяет определить, за какой период времени проект окупится и начнет приносить прибыль.