Статистика туризма как отрасли социальной сферы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Статистика
  • 2525 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 31.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПРЕДМЕТ СТАТИСТИКИ ТУРИЗМА
1.1. Основные понятия
1.2. Классификации, относящиеся к туристскому спросу
1.3. Туристские расходы
ГЛАВА II. ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Внутренний и въездной туризм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Частота поездок складывается следующим образом:

Рис. 2 Частота поездок
Пиком туристского сезона можно считать июль - около 36% поездок. В целом на лето приходится около 60% всех намеченных на ближайший год путешествий. Средняя их продолжительность — полторы недели.
Анализируя направления турпотоков, следует отметить, что за границу ездят отдыхать часто. При этом ближайший вояж планируется в Турцию и страны Европы. За пределы области по России и странам СНГ путешествуют почти каждый второй, большинство собирается в следующий раз поехать на Черноморское побережье и в города Золотого кольца. В пределах области отдыхают две трети ивановцев.
Основными каналами осведомленности о местах отдыха можно считать родных и близких, а также СМИ.
Как выяснилось в ходе исследования, в пределах области отдыхают 65% респондентов, проживающих на территории региона. Основные причины, по которым они выбирают отдых вблизи от дома: нежелание покидать родные места (26,4%), приемлемые цены (25,6%), хорошие природные условия (18,1%), не надо далеко ехать (17,6%). При этом 6,5% привыкли к отдыху у себя в области, а 5,2% связывают такой отдых с возможностью провести время с близкими людьми.
Среди 35% респондентов, не отдыхающих у себя в области, 20,5% считают отдых здесь удовольствием дорогостоящим, пятую часть отдых в родных краях не удовлетворяет, 18,5% предпочитают отдыхать за пределами области, 13,3% считают отдых в крае неинтересным, а у 11% респондентов просто нет времени ехать куда-либо. При этом 6,2% вообще не приходилось отдыхать в области, а 5,7% респондентов выезжать куда-либо не позволяет здоровье.
Популярность мест отдыха, расположенных в пределах Ивановской области, среди ее жителей выглядит следующим образом: Рубское озеро — 89,5%, санатории «Оболсуново» - 85,5%, „Зеленый городок" - 78,4%, «Станко» — 78%, центр отдыха «Малинки» — 77,5%, санаторий «Решма» — 75,4%, оздоровительный центр «Березовая роща» - 71,5%, турбаза «Чайка» — 64,4%, пансионат «Плес» на берегу Волги — 63,1%, дом отдыха «Плес» — 55,2%. Кроме этого, достаточно известны среди населения дома отдыха «Порошино» - 36,1% и «Клещевка" - 34,9%, пансионат «Плес» в березовой роще — 28,6%, Валдайское озеро -25,8%, база отдыха „Соловьи" - 18,3% и пансионат «Русь» - 15,8%. 2,5% опрошенных не слышали ни о каких местах отдыха.
Респонденты не отдыхают в здравницах области, потому что: высокая стоимость путевки - 39,8%, отсутствие желания ехать куда-либо - 24,1%, предпочитают отдых вне области -12,7%. При этом 12% опрошенных вообще никогда не отдыхали в регионе, а 6% отдых здесь не нравится.
Интересно, что отдыхать за пределами области предпочитают в основном респонденты в возрасте 21-30 лет, а те, кто старше 30, ссылаются на высокую стоимость путевок.
Следует отметить, что четверть респондентов, посещавших областные места отдыха, собираются туда снова. А среди тех, кто не отдыхал в здравницах Ивановской области, абсолютное большинство (96,4%) не собирается в них отдыхать.
В результате выяснилось, что поток туристов в выбранных круглогодичных здравницах подвержен сезонным изменениям. В целом наименьший приток посетителей отмечен зимой - 55,6% и осенью - 44,4%, а наибольший - летом. В 11,1% исследуемых мест отдыха пик посещений приходился на весну и в 11,1% - на зимний период.
В ходе исследования выяснялось, какие услуги предоставляют областные здравницы. Более половины располагают дискотеками и барами, бильярдом, теннисными кортами, спортзалами, саунами и бассейнами, предоставляют лечебные процедуры. Также присутствуют массажные кабинеты, кинозалы, прокат лодок, катамаранов, пляж, детская площадка.
Туристы проводят в здравницах области в основном одну-две, реже три-четыре недели.
На турпотоки влияют в основном следующие факторы: сезонность, месторасположение, экология и ассортимент услуг.
Основные достоинства областных здравниц: преимущества месторасположения — Волга, Плес и так далее, хорошая экология, красивая природа, особенности отдельных мест - наличие минеральных источников, лечебных процедур — грязи, минеральные ванны, спокойная обстановка и возможность целенаправленного лечения отдельных заболеваний.
Основные недостатки: отсутствие водоема вблизи некоторых мест отдыха, удаленность от областных центров, отсутствие некоторых услуг (экскурсии, концерты). Для полноценного приема посетителей ряду здравниц требуется ремонт.
Для полноценного отдыха отдыхающим требуются в первую очередь бассейн, сауна, пляж, спортплощадка, теннисные корты, кинозал, тренажерный зал, лечебно-диагностические процедуры, детская площадка, дискотека, лыжная база, библиотека.
В Ивановской области отдыхают представители разных регионов России.
По данным турфирм, прошлым летом, в здравницах находились туристы из Москвы, Нижнего Новгорода, Иваново, Владимира, других городов Центральной России.
Хотя туристы, отдыхающие в Ивановской области, организуют свой отпуск в основном через профсоюзы и самостоятельно, через турфирмы – чуть реже.

Одним из наиболее важных аспектов является оценка туристами средств размещения по разным параметрам. Как оказалось, уровнем сервиса удовлетворены все отдыхающие. Качество питания и квалификация персонала также не вызывают особых нареканий. Основные претензии туристы предъявили к организации культурно-развлекательных программ. Плохо развиты развлекательные мероприятия.






Параметр Степень удовлетворенности Уровень сервиса «Оболсуново» «Малинки» «Решма» «Станко» «Русь» «Соловьи» «Чайка» «Зеленый городок» СТД «Плес» Уровень комфорта 4,6 5,0 5,0 4,9 4,9 5,0 4,6 5,0 4,7 Качество питания 4,5 5,0 4,9 4,9 4,9 5,0 4,9 5,0 4,7 Разнообразие доп. Услуг 4,5 5,0 4,8 4,7 4,9 5,0 4,7 4,8 4,5 Кол-во культурно-развлекат. программ 3,5 5,0 5,0 4,7 4,7 4,3 4,9 3,8 4,9 Уровень организации культурно-развлекат. Программ 3,5 5,0 5,0 4,7 4,7 4,3 4,7 3,7 4,9 Квалификация персонала 4,9 5,0 5,0 4,9 4,9 5,0 5,0 5,0 4,8 Месторасположение 4,6 5,0 5,0 4,9 4,9 5,0 5,0 5,0 4,9 Разнообразие лечебно-профилактич. Услуг 4,9 5,0 5,0 4,6 4,1 4,9 3,8 5,0 4,1 Качество лечебно-профилактич. Услуг 4,9 5,0 5,0 4,9 4,1 4,9 3,1 4.7 4,1 Организация доставки отдыхающих 5,0 5,0 5,0 4,6 4,9 5,0 3,6 5,0 4,9 Доступность путевки 5,0 5,0 5,0 4,9 4,9 5,0 4,6 5,0 4,9
Общая оценка каждого средства размещения не ниже четырех баллов. По мнению отдыхающих, основные достоинства мест отдыха, расположенных в Ивановской области, - живописная природа, хорошие условия для отдыха и возможность поправить свое здоровье.








ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Это далеко не все статистические данные, которые позволили бы выявить тенденции развития туризма в регионе. Но уже по некоторым данным можно выявить основные недостатки, тормозящие его дальнейшее развитие и выявить основные пути его совершенствования.
Но все же, несмотря на эти недостатки, исследование показало, что Ивановская область обладает высоким потенциалом рекреационного туризма. Регион расположен в зоне умеренно-континентального климата, что дает возможность принимать детей и взрослых из неблагоприятных районов страны для восстановительного отдыха. Наличие в области множества рек, озер, ручьев и родников, в том числе с минеральной водой, значительно повышает ее рекреационный потенциал. На экологическом состоянии региона сказывается отсутствие крупных промышленных производств, осуществляющих вредные выбросы, что также привлекает отдыхающих.
Кроме того, по территории региона проходит Золотое кольцо России. В Ивановской области находятся города и поселки с богатым историко-культурным наследием мирового значения — Иваново, Шуя, Плес, Палех, Юрьевец и другие. Все это способствует познавательному туризму.
Результаты исследования позволяют наметить конкретные шаги по дальнейшему развитию туризма в Ивановской области.
Так, поскольку местные жители предпочитают проводить свой отпуск в кругу семьи, перспективным направлением ивановского турбизнеса становится организация семейного отдыха. Чтобы увеличить загрузку мест отдыха, следует рассмотреть возможность более активного привлечения отдыхающих в несезонный период.
Предприятиям туриндустрии необходима целенаправленная рекламная и информационная поддержка как в пределах самого региона, так и по всей России.
Для организации полноценного отдыха российских граждан ряду объектов следует привести в порядок здания и расширить спектр предоставляемых услуг: оборудовать пляжи и спортивные площадки, открыть бассейны и сауны, наладить экскурсионное обслуживание, обеспечить возможности для детского отдыха.
Дальнейшее развитие туризма в Ивановской области возможно при более полном удовлетворении потребностей не только местных жителей, но и населения других регионов России.





































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. – М., 2002. – 470 с.
Биржаков, М. Б. Введение в туризм: Учеб. пособие / М.Б. Биржаков ; Нац. Акад. туризма. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Герда: Невский Фонд (СПб.), 2002. - 320 с.
Динамика развития рынка на примере многопрофильного оператора // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2006. - № 9. – С. 56-58
Ивановская область привлекает инвесторов // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2006. - № 8. – С.42
Курс социально-экономической статистики / Под ред. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002. – 976 с.
Соболева, Е.А. Статистика туризма: статистическое наблюдение / Е.А. Соболева. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 156 с.
Статистика туризма Ивановской области // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2006. - № 2. – С.58-62
Туристский рынок Ивановской области // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2006. - № 7. – С.73-79
Чудновский, А. Д. Менеджмент туризма: учеб. для студентов вузов / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 286 с.
Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма: Учеб. Пособие / Г.А. Яковлев. – М.: РДЛ, 2005. – 368 с.





Курс социально-экономической статистики / Под ред. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002. – С. 689
Биржаков, М. Б. Введение в туризм: учеб. пособие / М.Б. Биржаков ; Нац. Акад. туризма. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Герда: Невский Фонд (СПб.), 2002. - С. 198-199
Курс социально-экономической статистики / Под ред. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002. – С. 688
Там же. – С. 690
Чудновский, А. Д. Менеджмент туризма: учеб. для студентов вузов / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2002. – С.180-182.
Александрова, А.Ю. Международный туризм. – М., 2002. – С.43-44
Там же. – С. 44
Статистика туризма Ивановской области // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2006. - № 2. – С.60
Туристский рынок Ивановской области // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2006. - № 7. – С.74












2

1.Александрова, А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. – М., 2002. – 470 с.
2.Биржаков, М. Б. Введение в туризм: Учеб. пособие / М.Б. Биржаков ; Нац. Акад. туризма. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Герда: Невский Фонд (СПб.), 2002. - 320 с.
3.Динамика развития рынка на примере многопрофильного оператора // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2006. - № 9. – С. 56-58
4.Ивановская область привлекает инвесторов // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2006. - № 8. – С.42
5.Курс социально-экономической статистики / Под ред. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, 2002. – 976 с.
6.Соболева, Е.А. Статистика туризма: статистическое наблюдение / Е.А. Соболева. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 156 с.
7.Статистика туризма Ивановской области // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2006. - № 2. – С.58-62
8.Туристский рынок Ивановской области // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2006. - № 7. – С.73-79
9.Чудновский, А. Д. Менеджмент туризма: учеб. для студентов вузов / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 286 с.
10.Яковлев, Г.А. Экономика и статистика туризма: Учеб. Пособие / Г.А. Яковлев. – М.: РДЛ, 2005. – 368 с.





Вопрос-ответ:

Что такое статистика туризма?

Статистика туризма - это наука и практика сбора, анализа и интерпретации данных о туристической деятельности, включающая информацию о поездках, пребывании и расходах туристов.

Какие понятия относятся к статистике туризма?

Основные понятия статистики туризма включают термины, такие как турист, поездка, пребывание, туристические аривалы и выезды, а также различные виды туристических расходов.

Как классифицируются виды туристского спроса?

Туристский спрос классифицируется по различным критериям, включая мотивацию путешествия, продолжительность поездки, тип туризма (внутренний или международный), а также по возрастным и социальным группам туристов.

Что такое туристские расходы?

Туристские расходы - это сумма денег, которую туристы тратят на поездку, проживание, питание, развлечения и другие услуги во время своего отдыха или путешествия.

Какие данные свидетельствуют о пике туристического сезона в Ивановской области?

Данные показывают, что пиком туристического сезона в Ивановской области является июль, в который приходится примерно 36% всех поездок. В целом летом, на ближайший год, приходится около 60% запланированных путешествий.

Какие понятия рассматриваются в главе I статьи?

В главе I статьи рассматриваются основные понятия статистики туризма, такие как туристский спрос, туристские расходы и классификации, относящиеся к туристскому спросу.

Какая информация предоставляется о туристских расходах в статье?

Статья предоставляет информацию о туристских расходах, которые являются значимым показателем для анализа туристической отрасли. Туристские расходы включают в себя затраты туристов на проживание, питание, транспорт, развлечения и другие услуги во время поездок.

Какие типы туризма рассматриваются в главе II статьи?

В главе II статьи рассматриваются внутренний и въездной туризм. Внутренний туризм относится к поездкам граждан по территории своей страны, а въездной туризм - к приезду иностранных туристов в определенную страну.

Какова частота поездок туристов?

Из графика "Частота поездок" видно, что пик туристского сезона приходится на июль, примерно 36% всех поездок. В целом, на лето приходится около 60% всех намеченных на ближайший год путешествий.

Где можно найти дополнительную информацию по теме статьи?

Дополнительную информацию по теме статьи можно найти в списке литературы, который представлен в конце статьи. В списке литературы будут указаны источники, которые были использованы для написания статьи и которые вы можете использовать для более подробного изучения данной темы.