Информационные технологии в образовательном сервисе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Туризм
  • 7575 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 10.05.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы профессионального образования на примере зарубежных стран
1.1 Система финансирования расходов на высшее образование. Европейская модель.
1.2 Исторический аспект развития профессионального
образования в ФРГ
Глава 2. Финансирование и обеспечение качества профессионального образования на примере раззличных стран
2.1 Финансирование профессионального образования в Германии
2.2 Концепция качества профессионального образования и факторы, влияющие на качество образования
2.3 Финансирование профессиональных образовательных учреждений в России
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

При этом 78% выпускников средних специальных учебных заведений, поступивших в вузы, обучаются по вечерней и заочной формам обучения, сочетая учебу с работой. Таким образом, среднее профессиональное образование не только обеспечивает получение специальности, но и создает условия для продвижения личности в образовательной системе.
Дальнейшее развитие получил государственно-общественный характер управления средним профессиональным образованием. Действуют 79 региональных советов директоров, 18 профильных ассоциаций средних специальных учебных заведений. Союз директоров средних специальных учебных заведений России, созданный в 1998 году, активно участвует в формировании стратегии развития среднего профессионального образования, в работе по повышению качества и оптимизации структуры подготовки специалистов.
Основными направлениями развития среднего профессионального образования на 2005/2006 учебный год являются:
обеспечение сохранения потенциала, среднего профессионального образования и дальнейшего развития его образовательных, культурных и иных функций в интересах развития личности, общества и государства;
совершенствование системы образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, расширение доступа граждан к среднему профессиональному образованию;
совершенствование содержания среднего профессионального образования, оптимизация структуры подготовки специалистов;
развитие нормативной правовой и методической базы среднего профессионального образования;
формирование механизма прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, в соответствии с потребностями граждан и рынка труда;
формирование системы управления средним профессиональным образованием, гибко сочетающей региональный и отраслевой, межрегиональный и межотраслевой принципы;
развитие интеграции среднего профессионального образования и других уровней образования при одновременном сохранении качественной определенности и практической направленности среднего профессионального образования;
совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических работников для образовательных учреждений среднего профессионального образования;
обеспечение средних специальных учебных заведений учебной и учебно-методической литературой, техническими средствами обучения;
создание необходимых экономических условий для развития и совершенствования материально-технической базы средних специальных учебных заведений;
развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области среднего профессионального образования.
Ожидаемыми результатами после эффективной реализации данных задач являются:
улучшение удовлетворения потребностей граждан в получении среднего профессионального образования, общества в высококвалифицированных специалистах, имеющих среднее профессиональное образование;
обеспечение заданного уровня качества подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование;
обеспечение динамичного и оптимального соотношения численности специалистов, имеющих среднее профессиональное и высшее профессиональное образование, в экономике и социальной сфере;
оптимизация размещения средних специальных учебных заведений в субъектах Российской Федерации;
расширение образовательных услуг, оказываемых средними специальными учебными заведениями;
обеспечение содержания среднего профессионального образования в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и производства;
повышение конкурентоспособности выпускников средних специальных учебных заведений на рынке труда;
развитие инновационных образовательных программ и технологий;
формирование нормативной правовой и методической базы среднего профессионального образования;
расширение взаимодействия среднего профессионального образования с другими уровнями образования;
динамичная многоуровневая система управления средним профессиональным образованием;
развитие автономии средних специальных учебных заведений;
улучшение обеспеченности системы среднего профессионального образования педагогическими и руководящими кадрами;
улучшение обеспеченности системы среднего профессионального образования учебной и учебно-методической литературой, техническими средствами обучения;
совершенствование материально-технической базы средних специальных учебных заведений;
улучшение научного и научно-методического обеспечения среднего профессионального образования;
развитие международного сотрудничества Российской Федерации в области среднего профессионального образования.
Таким образом, реализация государственной политики в области среднего профессионального образования позволяет преодолевать негативные тенденции, обеспечивать развитие сети средних специальных учебных заведений, рост масштабов, совершенствование структуры и содержания подготовки специалистов среднего звена в соответствии с изменяющимися социально-экономическими условиями.
Развитие системы образования Российской Федерации напрямую связано с проводимой социальной политикой в соответствии с «Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», в которых первейшим направлением отмечается реформирование развитие сферы образования.
«Опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно "социальный заказ" общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии 21 века».
Конкретное же видение состояния и перспектив развития всей системы образования РФ и ее отдельных уровней отражено в документе «Федеральная программа развития образования», во введении которой подчеркивается: «Федеральная программа развития образования … в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации».
Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента
Нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования:
поправка к Закону Российской Федерации «Об образовании» в части среднего профессионального образования,
федеральная программа развития среднего технического образования,
государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования – Классификатор специальностей среднего профессионального образования
Классификатор специальностей среднего профессионального образования – это систематизированный перечень специальностей (классифицированных по группам родственных специальностей) подготовки специалистов со средним профессиональным образованием.
На сегодняшний день можно выделить следующие недочеты законодательной базы:
Закон об образовании не обеспечил достаточной децентрализации финансовых ресурсов, соответствующей возрастанию ответственности региональных и местных органов власти.
необходимо скорректировать нормативы финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования,
устаревшие номенклатуры специальностей и профессий начального и среднего профессионального образования не отвечают требованиям трудового рынка
Функционирование и развитие среднего профессионального образования сопряжено с наличием серьезных проблем, обусловленных как внешними условиями, так и внутренними особенностями современного этапа деятельности образовательной системы.
В условиях нестабильности социально-экономической ситуации в России, отсутствия долгосрочного прогноза развития экономики затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов среднего звена.
Нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров, слабое влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы, недостаточное взаимодействие органов управления образованием с территориальными службами занятости населения затрудняет приведение содержания и структуры образования в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы, организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников.
Значительное сокращение бюджетного финансирования, полное отсутствие финансирования жизнеобеспечения учебных заведений создает угрозу невозможности их нормального функционирования. Нерегулярно и не в полном объеме осуществляется выплата заработной платы работникам учебных заведений, что вызывает отток наиболее молодых и перспективных кадров из системы образования. Ухудшается социальная поддержка обучающихся и работников учебных заведений.
Отсутствие нового поколения учебников и учебных пособий приводит к ухудшению обеспечения учебного процесса, невозможности открытия новых специальностей в учебных заведениях, введения новых технологий и методов обучения.
Требует серьезного совершенствования система нравственного, гражданского, патриотического воспитания молодежи в средних специальных учебных заведениях, не получает должного развития внеучебная деятельность студентов.
Не проработан механизм эффективного взаимодействия органов управления средним профессиональным образованием федерального, регионального и муниципального уровней, региональных и отраслевых органов управления. Имеют место несогласованные действия органов управления различных уровней в отношении системы среднего профессионального образования.
Отсутствует целостная система контроля деятельности средних специальных учебных заведений, обеспечивающая достижение требуемого качества подготовки специалистов.
Невыполнение законодательства в области образования, недостаточная разработанность правовой базы среднего профессионального образования значительно затрудняет образовательную и хозяйственную деятельность средних специальных учебных заведений в новых социально-экономических условиях.
Данные проблемы обусловливают необходимость перехода системы среднего профессионального образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности, развития самой системы среднего профессионального образования и ее влияния на основные общественные процессы.
Опережающее образование в отличие от традиционного ориентируется в подготовке специалистов не столько на конкретную профессиональную деятельность, сколько на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечивает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускника, отвечающего запросам современного и перспективного рынка труда.
В соответствии с изменением требований к среднему профессиональному образованию определяются следующие основные исходные принципы его развития.
Принцип вариативности образования предполагает гибкое реагирование среднего профессионального образования на изменения внешней среды и, как следствие, диверсификацию профессиональных образовательных программ, видов и организационно-правовых форм средних специальных учебных заведений, а также форм государственно-общественного управления и социального партнерства.
Принцип регионализации образования предполагает последовательную ориентацию деятельности учебных заведений на комплексное социально-экономическое развитие региона, местные рынки труда и запросы населения, гибкое сочетание федерального, отраслевого и регионального управления средними специальными учебными заведениями с участием государственно-общественных структур.
Принцип непрерывности образования предполагает преемственность среднего профессионального образования с другими образовательными уровнями с учетом сложившихся традиций формирования структуры и содержания образования. Исходным моментом в развитии взаимодействия среднего профессионального образования с начальным профессиональным и высшим профессиональным образованием является общность совместно принятых концептуальных подходов и их реализация в подготовке кадров, удовлетворении потребностей личности в непрерывном образовании. При реализации программ дополнительного профессионального образования средняя профессиональная школа должна формировать гибкие системы повышения квалификации и переподготовки кадров с ориентацией на удовлетворение индивидуальных профессионально-образовательных потребностей.
Принцип автономности средних специальных учебных заведений предполагает развитие их академической и хозяйственной самостоятельности, совершенствование механизма самоуправления, формирование программ экономического развития образовательных учреждений.
Принцип эффективности социального взаимодействия отражает необходимость согласования действий всех субъектов образовательного пространства и направлен на формирование и проведение единой образовательной политики в целях развития среднего профессионального образования.
Перечисленные ниже направления деятельности и меры помогут системе среднего профессионального образования эффективно функционировать в сложившихся условиях с учетом достигнутого потенциала:
пересмотр номенклатуры специальностей и профессий начального и среднего профессионального образования в сторону их укрупнения, с учетом современных и перспективных потребностей общества;
повышение роли субъектов Федерации в определении структуры и объемов подготовки рабочих и специалистов среднего звена;
разработка нового поколения стандартов начального и среднего профессионального образования;
разработка нормативов финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования;
принятие нормативно-правовых актов, стимулирующих софинансирование предприятиями различных форм собственности подготовки рабочих и специалистов среднего звена на базе учреждений начального и среднего профессионального образования».
Как в академической, так и в профессиональной программах обучения особое внимание уделяется связи образования с жизнью, в особенности соответствию возможностей образования возрастающим потребностям в работниках, обладающих новыми умениями. Специалисты по образованию в Российской Федерации столкнулись с проблемой адаптации системы профессионально-технического образования (ПТО) к новым политическим, социальным и экономическим реалиям перехода к парламентской демократии и рыночной экономике. Как уже было замечено, в образовательном секторе произошли фундаментальные изменения, такие как децентрализация принятия решений, диверсификация программ курсов обучения, появление частных школ, свобода образовательного выбора, большая ориентация на ученика в процессе обучения. Эти изменения затронули также систему ПТО, но из-за тесной связи профессионального образования с системой труда и занятости, изменения в этой сфере обладают и собственными особенностями. Их можно объединить под тремя различными заголовками: модернизация, структурные изменения и системная реформа. Для успешного проведения политики реформ в ПТО необходимо единовременно учитывать все эти аспекты.
К модернизации относится изменение содержания образования, методик, технических средств в соответствии с требованиями времени, подготовка специалистов на международном уровне в соответствии с требованиями системы занятости. В первую очередь речь идет о содержании образования, оборудовании, повышении квалификации работников ПТО (профессиональной и управленческой), педагогических подходах, специализациях, стандартах образования, адекватных способах оценки, тестирования и процедурах сертификации. Таким образом, модернизация подводит к возможности достижения современных стандартов профессионально-технического образования. После десятилетий недостаточного финансирования и программ, ориентированных на все более отстающие промышленные инфраструктуры, по международным меркам уже к концу 1980 года российское ПТО нуждалось в серьезной модернизации. На данный момент в этом направлении сделано уже немало, но дальнейшему развитию мешает недостаточное финансирование и отсутствие отклика и поддержки со стороны промышленного сектора, который сам находится в кризисе.
К структурным изменениям относится переоформление внутренней организации и механизма принятия решений в системе образования. Это в особенности касается типов квалификаций, типов школ, потоков обучающихся, соотношения типов и уровней образования, возможностей перехода от одного типа образования к другому, и финансирования. Также затрагиваются механизмы принятия решений внутри образовательной системы.
Системная реформа означает адаптацию профессионально-технического образования к требованиям перестраивающейся социо-экономической системы. Это касается продуманности системы ПТО и, в особенности, отношений между образованием и занятостью. В случае Российской Федерации это означает необходимость перехода от профессионального образования, основанного на административной логике гарантированной и стабильной занятости, к системе, способной работать в условиях меньшей безопасности и нестабильной занятости, регулируемой рынками труда.
Системная реформа предполагает организационные и институциональные изменения, особенно в области установления эффективного диалога между образованием и занятостью. Однако она не ограничивается этим, требуя фундаментальных изменений в ожиданиях, позициях и поведении всех участников. Системная реформа не может быть реализована по предписанию, она происходит в результате эволюционного процесса обучения учеников и самих работников управления образованием. Представляется, что необходимость такого реформирования сильно недооценивается некоторыми руководителями образования. Часто предполагают, что модернизация оборудования и изменения в структуре образовательной системы – все, что нужно для успешной адаптации ПТО к новым условиям рыночной экономики.

Заключение
Профессиональное образование играет важную роль в современном мире, для которого характерно быстрое изменение политической и экономической ситуации, а также усиление глобалистских тенденций во всех сферах общественной жизни. Современный человек должен уметь быстро ориентироваться в этих меняющихся условиях и адекватно реагировать на них. Сложные и многосторонние взаимосвязи со всеми активными общественными силами, определяющими в конечном итоге судьбу страны, превращают систему профессионального образования в арену столкновения интересов различных социальных групп общества. И то, как будет развиваться система профессионального образования, какие изменения будет переживать все общество, - есть результат соотношения сил в тот или иной исторический момент, активности и настойчивости противоборствующих сил.
Как показало время, XIX и XX века характеризовались подъемами и и падениями в развитии профессионального образования. Тяжелые времена профессиональное образование переживало в 30-е и 40- годы, когда разразилась вторая мировая война и правительство А.Гитлера все ресурсы страны направляло только на военные нужды. Непростыми для системы профессионального образования стали годы нефтяного кризиса середины 80-х годов, хотя принято считать, что период с момента принятия закона о профессиональном образовании в 1969 году и до конца минувшего столетия - годы расцвета немецкой системы профессионального образования. Как правило, годы расцвета сменяют иные времена, для которых, по мнению некоторых немецких ученых, характерно наличие эрозионных процессов в дуальной системе профессионального образования.
В XIX веке возрастающие темпы технологической революции, в связи с этим появление новых требований на рынке труда к его участника показывают сильное влияние на систему профессионального образования в любой промышленно развитой стране.
В настоящее время в странах Евросоюза различают три основные организационные модели профессионального образования:
модульная, управляемая рыночным механизмом система национальной профессиональной квалификации в Великобритании;
образовательная французская истема, для которой характерно преобладание государственного регулирования, а также в рамках
школы;
«дуальная система» профессионального образования в ФРГ, которая представляет собой некую смесь из государственных, рыночных и корпоративных компонентов управления.
Сложившаяся система профессионального образования в ФРГ' является отражением менявшихся социально-политических условий в стране в течение последних двух столетий, в течение которых ремесленное производство утрачивало свое значение и уступало место промышленному производству, и вместе с этим ученичество заменяла профессиональная школа со всеми присущими ей организационно-дидактическими особенностями.
Современная немецкая модель профессионального образования не является результатом осознанного планирования и развития, она в значительной мере есть результат комплексного исторического процесса. Профессиональная школа и профессиональное обучение длительное время развивались независимо друг от друга и лишь сравнительно недавно оформились в квалифицированную систему, а именно «дуальную систему» профессионального образования.
Этот неоспоримый факт делает необходимым проведение исследования системного характера, а также изучения внутренней логики развития дуального профессионального образования на фоне меняющихся социально-(политических условий в немецком обществе по настоящий момент.
В конечном итоге обсуждение проблем профессионального образования своей целью ставит повышение качества выпускника, который, покидая систему образования, оказывается в системе занятости и должен соответствовать последним требованиям, которые предъявляет работодатель к нему. Достижению этих целей служит в первую очередь деятельность Федерального института профессионального образования и особенно его Главного комитета, правительственных учреждений, земельных министерств, профессиональных союзов и ремесленных палат. Однако важное место в обсуждении качества профессионального образования в стране принадлежит общественным организациям. В своей работе они пытаются синтезировать опыт не только разных земель, но и разных стран. Заслуживает интереса опыт, который в деле совершенствования качества профессионального образования накопило, Европейское объединение профессиональных образовательных учреждений (ЕОПОУ). Это объединение разработало критерии качества профессионального образования, обязательные для своих членов и которые могут использовать все учебные заведения, которые готовы адаптировать опыт объединения применительно к своей деятельности.
Изучение опыта создания, развития и модернизации системы профессионального образования ФРГ с учетом вклада каждой политической партии, каждого профессионального союза, Федерального института профессионального образования и земельных институтов, которые в той или иной степени занимаются этими вопросами, убеждает автора в необходимости дальнейшего пристального рассмотрения происходящих изменений в системе и использованию положительного опыта не только в ссузах нашей страны. То как в ФРГ решается проблема безработицы за счет дуальной системы профессионального образования, в результате чего многие приобретают новые профессии и создаются новые рабочие места на производстве, на взгляд автора, заслуживает внимания тех, кто в нашей стране теперь планирует и реализует экономические и социальные реформы.
Германия была и остается одним из главных российских партнеров в Европе. Использование и применение немецкого опыта подготовки специалистов в рамках системы профессионального образования позволит нашей стране быстрее адаптироваться к европейским реалиям, а российской молодежи ощущать себя конкурентоспособной на мировом рынке труда.
Аргументы сторонников дуальной системы в ее пользу, а также позиция современных противников существующей немецкой системы профессионального образования позволяют читателю создать свое собственное мнение о состоянии профессионального образования в ФРГ в начале XXI столетия, они могут послужить основой новых дискуссий «круглых столов» по важнейшим проблемам развития профессионального образования за рубежом и в нашей стране.
В условиях расслоения российского общества, снижения территориальной мобильности малообеспеченных слоев населения возрастает социальная значимость среднего профессионального образования.
Значительное количество средних специальных учебных заведений, их достаточно равномерное размещение по территории России, относительно краткие сроки и невысокие затраты на обучение обусловливают гибкость и мобильность системы среднего профессионального образования, играющего важную роль не только в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, но и в удовлетворении образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями.
Как в академической, так и в профессиональной программах обучения особое внимание уделяется связи образования с жизнью, в особенности соответствию возможностей образования возрастающим потребностям в работниках, обладающих новыми умениями.
Специалисты по образованию в Российской Федерации столкнулись с проблемой адаптации системы среднего профессионального образования к новым политическим, социальным и экономическим реалиям перехода к парламентской демократии и рыночной экономике.
Таким образом, немецкая система профессионального образования прошла проверку временем в Германии; многие элементы немецкой дуальной системы с успехом применяются в других странах, в том числе в России.

Список литературы
"Wir wollen uns nicht weh tun" // Spiegel. - Hamburg, 1998. - N. 4. - S. 44-49. .
Blankertz H. Die Sekundarstufe П. Perspektiven unter expansiver und restruktiver Bildungspolitik, Stuttgart, 1982, s.329.
Bowen H.R. Investment in Learning. San Francisco, 1978., p. 139.
Daxner M. Die deutschen Universitaten, der Aufmerksamkeit der Offentlichkeit empfohlen! // Aus Politik u. Zeitgeschichte. - Bonn, 1998. - N. 15. - S. 12-19.
Drittmittel der DFG ein zuverlassiger MaBstab fur die Rangordnung // Naturwissenschaften. - B. etc., 1997. - Jg. 84, H. 12. - S. 548.
Freie Platze? Bitte melden! / BAB // Wirtschaftswoche. - Dusseldof, 1997. - N. 46. - S. 197.
Fruhwald W. Die zukunft der Universitat // Univ. Leipzig. - Leipzig, 1997. - Ausg. 4. - S. 40-43.
G.W. Seniorenstudium an der Universitat Leipzig // Univ. Leipzig. - Leipzig, 1997. - Ausg. 2. - S. 19-20.
Jenks S. Das INTERNET und die universitare Lehre: Spielzeug. Werkzeug oder Teufelszeug? // Geschichte in Wissenschaft u. Unterricht. - Stuttgart, 1998. - Jg. 49, H. 1. - S. 30-34.
Kutsch G. Berufsbildungsforschung unter dem Anspruch des Bildimgsprinzips - Beruf- speadagogische Aspekte unter besonderer Beruecksichtigung der Regionalforschung. In Berufsbildung in Wissenschaft und Praxis, 19, Heft 6, s. 3-9.
Lenk E. Das prinzip Clique: Nachrichten aus dem Inneren der Universitat // Kultur in Bewegung. - Freiburg i. Br. - 1996. - S. 49-59.
Liaison von Geld und Geist // Spiegel. - Hamburg, 1998. - N. 10. - S. 50-52.
Mandl H., Gruber H., Renki A. Wenn zuviel Wissen den Blick verstellt // Forschung. - Weinheim, 1996. - N. 3. - S. 8.
Pridat B.P. Titel und Effezienz: Uber Professoren und Hochschulreform // Universitas. - Stuttgart, 1998. - Jg. 53, H. 622. - S. 378-382. .
Ranking of German universities // Outlook on science policy. - L., 1998. - Vol. 20, N. 6. - P. 64-66.
Schultz T.W. Investment in Human Capital // Economic Growth - an American Problem. Englewood Cliffs, 1964, p.48
Schultz T.W. Investment in Human Capital // Economic Growth - an American Problem. Englewood Cliffs, 1964, p.43.
Schwanitz Z.D. "Nach dem Karneval kommt jetzt der Kater" // Stern. - Hamburg 1996. - H. 46. - S. 27-29. .
Spitze, Mittelfeld und Abstiegszone. Wie die Spiegel-Rangliste der europaischen Universitaten enstanden ist // Spiegel. - Hamburg, 1998. - N. 19. - S. 111, 113.
Zahlen zur wirtschaftlichen Entwicklung der Bundesrepublik Deutschland ... / Inst. der dt Wirtschaft. - Koln: Dt. Inst. - Verl., 1997. ...Ausg. 1997. - [4], 158 S. Reg.: S.150-158.
Бергхорн Г. Система высшего образования ФРГ // Междунар. науч. сотрудничество = Intern. cooperation in science a. education (ICSE). - M., CПб., 1997. N. 1. -C. 24-27; N. 2. - C. 17-22.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: Дело Лтд. — 1994. — с.47
Галаева E.B. Направления и механизмы профессионально — квалификационного роста работников на
предприятии // Общество и экономика. 1997. № 7-8. С. 14
Добрынин А.И. ,Дятлов С.А. .Конов В.А. .Курганский С.А. Производительные силы человека: структура и формы проявления. - СПб.: Издательство СПб университета экономики и финансов, 1992. - с. 4
Дуда Г. Конференция ректоров и президентов высших учебных заведений в ФРГ // Междунар. науч. сотрудничество = Intern. cooperation in science а. education (ICSE). - M., СПб., 1996. - N. 4. - C. 26-27.
История экономических учений. Часть II. - М.: Прогресс, 1994. — с. 54
Критский М.М. Человеческий капитал. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. – с.4
Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.27, с.311.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. Т.46. - М.: Изд. Политической литературы, 1960. - 805с.
Маршал А. Принципы экономической науки. Т.1. Экономическая мысль Запада. - М.: Прогресс, 1993. — с.39.
Морова А.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру // СОЦИС. 1998. №9 - с.73.
Пороховский A.A. Американская экономическая наука в работах Нобелевских лауреатов из США // США:экономика, политика, идеология. -1995. - №8. - с.6
Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС. -1999. - с.77
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968. - с. 289
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-64c
Тоффлер. Э. Шок будущего: Пер. с англ.М.: «Изд-во ACT», 2001. - с. 118.
Фишер С., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело. - 1997. - С. 303.
Шиндлер Г. Некоторые проблемы высшего образования в Германии // Высш. образование в Европе. - Бухарест, 1994. - Т. 19, N. 4. - C. 126-131.
Экономическая энциклопедия /Гл.ред. Л.И.Абалкин.- М.: ОАО «Издательство «экономика». - 1999. - с.275




Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: Дело Лтд. — 1994. — с.47
История экономических учений. Часть II. - М.: Прогресс, 1994. — с. 54
Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968. - с. 289
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. Т.46. - М.: Изд. Политической литературы, 1960. - 805с.
Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.27, с.311.
Маршал А. Принципы экономической науки. Т.1. Экономическая мысль Запада. - М.: Прогресс, 1993. — с.39.
Schultz T.W. Investment in Human Capital // Economic Growth - an American Problem. Englewood Cliffs, 1964, p.48
Bowen H.R. Investment in Learning. San Francisco, 1978., p. 139.
Пороховский A.A. Американская экономическая наука в работах Нобелевских лауреатов из США // США:экономика, политика, идеология. -1995. - №8. - с.6
Тоффлер. Э. Шок будущего: Пер. с англ.М.: «Изд-во ACT», 2001. - с. 118.
Фишер С., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело. - 1997. - С. 303.
Экономическая энциклопедия /Гл.ред. Л.И.Абалкин.- М.: ОАО «Издательство «экономика». - 1999. - с.275
Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС. -1999. - с.77.

Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС. -1999. - С.63-64
Schultz T.W. Investment in Human Capital // Economic Growth - an American Problem. Englewood Cliffs, 1964, p.43.
Галаева E.B. Направления и механизмы профессионально — квалификационного роста работников на
предприятии // Общество и экономика. 1997. № 7-8. С. 14

Критский М.М. Человеческий капитал. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. – с.4
Добрынин А.И. ,Дятлов С.А. .Конов В.А. .Курганский С.А. Производительные силы человека: структура и формы проявления. - СПб.: Издательство СПб университета экономики и финансов, 1992. - с. 4.
Морова А.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру // СОЦИС. 1998. №9 - с.73.

Шаховская Л.С. Мотивация труда в переходной экономике: монография /науч.ред. С.А. Ленская. - Волгоград: Перемена, 1995.-с. 33.
Бергхорн Г. Система высшего образования ФРГ // Междунар. науч. сотрудничество = Intern. cooperation in science a. education (ICSE). - M., CПб., 1997. N. 1. -C. 24-27; N. 2. - C. 17-22.
Beck U./Brater MVDaheim H. Soziologie der Arbeit und der Berufe. Reinbek, 1980
Benner H. Der Ausbildungsbemf als berufspaedagogisches und bildungsoekonomisches Problem. Hannover, 1977.
Kutsch G. Berufsbildungsforschung unter dem Anspruch des Bildimgsprinzips - Beruf- speadagogische Aspekte unter besonderer Beruecksichtigung der Regionalforschung. In Berufsbildung in Wissenschaft und Praxis, 19, Heft 6, s. 3-9.
Дуда Г. Конференция ректоров и президентов высших учебных заведений в ФРГ // Междунар. науч. сотрудничество = Intern. cooperation in science а. education (ICSE). - M., СПб., 1996. - N. 4. - C. 26-27.
Spitze, Mittelfeld und Abstiegszone. Wie die Spiegel-Rangliste der europaischen Universitaten enstanden ist // Spiegel. - Hamburg, 1998. - N. 19. - S. 111, 113.
Blankertz H. Die Sekundarstufe П. Perspektiven unter expansiver und restruktiver Bildungspolitik, Stuttgart, 1982, s.329.

Schwanitz Z.D. "Nach dem Karneval kommt jetzt der Kater" // Stern. - Hamburg 1996. - H. 46. - S. 27-29
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.14
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.14
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.15
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.16
Mandl H., Gruber H., Renki A. Wenn zuviel Wissen den Blick verstellt // Forschung. - Weinheim, 1996. - N. 3. - S. 8.
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.16
Kutscha G. :"Lemorte" oder: die Umwelt, mit der wir lemen. Zur Kritik der Lernortfor-schung in der Berufspadagogik und Rekonzeptualisierung aus okologischer Sicht, Alsbach,1985, s.53-64
Stratmann K.: Die Krise der Berufserziehung irn 18.Jahrhundert als Ursprungsfeld padagogischen Denkens. Ratingen,1967, s.77.
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.18
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.18
Meyser J. : Die berufspadagogische Genese des Produktionsschulprinzips. Von den Ur-spnmgen im 18. Jahrhundert zur aktuellen Situation Frankfurt a. M. 1996, s. 67
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.18
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.19
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.21
C./Sauter H./Tillmann H.: Berufliche Weiterbildung in Deutschland. Strukturen und Entwickhmgen, Bielefeld, 1994.
Muench J.:Das berufliche Bildungswesen in der Bundesrepublik Deutschland, hrsg. Vom CEDEFOP, 3.Aufl. Luxemburg, 1987, s. 207
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.22
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.24-26
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.24-26
http://comparative.edu.ru:9080/PortalWeb/Msg?id=4675

http://comparative.edu.ru:9080/PortalWeb/Msg?id=4675

http://comparative.edu.ru:9080/PortalWeb/Msg?id=4675

http://comparative.edu.ru:9080/PortalWeb/Msg?id=4675
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.40
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.41
Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-С.41-42
Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996 г. от 13. 01. 1996 г. № 12 — ФЗ
Матвиенко В. Образовательная политика России на современном этапе (тезисы доклада) // “Alma Mater” (“Вестник высшей школы”), 2005.—С. 19-25.
Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. — М., 2002. / НИИВО, Лаборатория статистики высшего образования.
*Данные с учетом экстерната
( Данные с учетом экстерната
Приказ Минобразования России от 01.02.2000 № 305. С изменениями в соответствии с приказами Минобразования России от 10.05.2001 № 2015 и от 09.09.2002 № 3242

«О программе развития СПО России на 2000 – 2005 годы» Приказ Минобразования России от 01.02.2000 № 305. С изменениями в соответствии приказами Минобразования России от 10.05.2001 № 2015 и от 09.09.2002 № 3242
«О программе развития СПО России на 2000 – 2005 годы» Приказ Минобразования России от 01.02.2000 № 305. С изменениями в соответствии приказами Минобразования России от 10.05.2001 № 2015 и от 09.09.2002 № 3242

«О программе развития СПО России на 2000 – 2005 годы» Приказ Минобразования России от 01.02.2000 № 305. С изменениями в соответствии приказами Минобразования России от 10.05.2001 № 2015 и от 09.09.2002 № 3242

«О программе развития СПО России на 2000 - 2005 годы» Приказ Минобразования России от 01.02.2000 № 305. С изменениями в соответствии с приказами Минобразования России от 10.05.2001 № 2015 и от 09.09.2002 № 3242


Федеральная программа развития. Приложение к Федеральному закону "Об утверждении Федеральной программы развития образования"от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ
Программа Правительства Российской Федерации «Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» от 28.06.2000
Федеральная программа развития образования. Приложение к Федеральному закону "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ
Национальный доклад «Система профессионального образования Российской Федерации». – М: Национальная Обсерватория профессионального образования, 1998

http://stat.edu.ru – Статистика РФ
Предложения Минздравсоцразвития России по реформированию оплаты труда работников организаций бюджетной сферы в 2005 – 2006 гг. и увеличению размеров оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и пенсий на период 2006 – 2008 гг.
«О программе развития СПО России на 2000 – 2005 годы» – Приказ Минобразования России от 01.02.2000 № 305. С изменениями в соответствии с приказами Минобразования России от 10.05.2001 № 2015 и от 09.09.2002 № 3242












74



Накопление человеческого капитала

Образование

Здоровье

Развитие науки и техники

Повышение производительности труда

Экономический рост

1."Wir wollen uns nicht weh tun" // Spiegel. - Hamburg, 1998. - N. 4. - S. 44-49. .
2.Blankertz H. Die Sekundarstufe П. Perspektiven unter expansiver und restruktiver Bildungspolitik, Stuttgart, 1982, s.329.
3.Bowen H.R. Investment in Learning. San Francisco, 1978., p. 139.
4.Daxner M. Die deutschen Universitaten, der Aufmerksamkeit der Offentlichkeit empfohlen! // Aus Politik u. Zeitgeschichte. - Bonn, 1998. - N. 15. - S. 12-19.
5.Drittmittel der DFG ein zuverlassiger MaBstab fur die Rangordnung // Naturwissenschaften. - B. etc., 1997. - Jg. 84, H. 12. - S. 548.
6.Freie Platze? Bitte melden! / BAB // Wirtschaftswoche. - Dusseldof, 1997. - N. 46. - S. 197.
7.Fruhwald W. Die zukunft der Universitat // Univ. Leipzig. - Leipzig, 1997. - Ausg. 4. - S. 40-43.
8.G.W. Seniorenstudium an der Universitat Leipzig // Univ. Leipzig. - Leipzig, 1997. - Ausg. 2. - S. 19-20.

9.Jenks S. Das INTERNET und die universitare Lehre: Spielzeug. Werkzeug oder Teufelszeug? // Geschichte in Wissenschaft u. Unterricht. - Stuttgart, 1998. - Jg. 49, H. 1. - S. 30-34.
10.Kutsch G. Berufsbildungsforschung unter dem Anspruch des Bildimgsprinzips - Beruf- speadagogische Aspekte unter besonderer Beruecksichtigung der Regionalforschung. In Berufsbildung in Wissenschaft und Praxis, 19, Heft 6, s. 3-9.
11.Lenk E. Das prinzip Clique: Nachrichten aus dem Inneren der Universitat // Kultur in Bewegung. - Freiburg i. Br. - 1996. - S. 49-59.
12.Liaison von Geld und Geist // Spiegel. - Hamburg, 1998. - N. 10. - S. 50-52.
13.Mandl H., Gruber H., Renki A. Wenn zuviel Wissen den Blick verstellt // Forschung. - Weinheim, 1996. - N. 3. - S. 8.
14.Pridat B.P. Titel und Effezienz: Uber Professoren und Hochschulreform // Universitas. - Stuttgart, 1998. - Jg. 53, H. 622. - S. 378-382. .
15.Ranking of German universities // Outlook on science policy. - L., 1998. - Vol. 20, N. 6. - P. 64-66.
16.Schultz T.W. Investment in Human Capital // Economic Growth - an American Problem. Englewood Cliffs, 1964, p.48
17.Schultz T.W. Investment in Human Capital // Economic Growth - an American Problem. Englewood Cliffs, 1964, p.43.
18.Schwanitz Z.D. "Nach dem Karneval kommt jetzt der Kater" // Stern. - Hamburg 1996. - H. 46. - S. 27-29. .
19.Spitze, Mittelfeld und Abstiegszone. Wie die Spiegel-Rangliste der europaischen Universitaten enstanden ist // Spiegel. - Hamburg, 1998. - N. 19. - S. 111, 113.
20.Zahlen zur wirtschaftlichen Entwicklung der Bundesrepublik Deutschland ... / Inst. der dt Wirtschaft. - Koln: Dt. Inst. - Verl., 1997. ...Ausg. 1997. - [4], 158 S. Reg.: S.150-158.

21.Бергхорн Г. Система высшего образования ФРГ // Междунар. науч. сотрудничество = Intern. cooperation in science a. education (ICSE). - M., CПб., 1997. N. 1. -C. 24-27; N. 2. - C. 17-22.
22.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: Дело Лтд. — 1994. — с.47
23.Галаева E.B. Направления и механизмы профессионально — квалификационного роста работников на
24.предприятии // Общество и экономика. 1997. № 7-8. С. 14
25.Добрынин А.И. ,Дятлов С.А. .Конов В.А. .Курганский С.А. Производительные силы человека: структура и формы проявления. - СПб.: Издательство СПб университета экономики и финансов, 1992. - с. 4
26.Дуда Г. Конференция ректоров и президентов высших учебных заведений в ФРГ // Междунар. науч. сотрудничество = Intern. cooperation in science а. education (ICSE). - M., СПб., 1996. - N. 4. - C. 26-27.
27.История экономических учений. Часть II. - М.: Прогресс, 1994. — с. 54
28.Критский М.М. Человеческий капитал. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. – с.4
29.Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. Полн.собр.соч., 5-е изд., т.27, с.311.
30.Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. Т.46. - М.: Изд. Политической литературы, 1960. - 805с.
31.Маршал А. Принципы экономической науки. Т.1. Экономическая мысль Запада. - М.: Прогресс, 1993. — с.39.
32.Морова А.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру // СОЦИС. 1998. №9 - с.73.
33.Пороховский A.A. Американская экономическая наука в работах Нобелевских лауреатов из США // США:экономика, политика, идеология. -1995. - №8. - с.6
34.Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС. -1999. - с.77
35.Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968. - с. 289
36.Торопов Д. А. Профессиональное образование - фактор экономического развития ФРГ: Учебное пособие. - Казань: ИСПО РАО, 2003.-64c
37.Тоффлер. Э. Шок будущего: Пер. с англ.М.: «Изд-во ACT», 2001. - с. 118.
38.Фишер С., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело. - 1997. - С. 303.
39.Шиндлер Г. Некоторые проблемы высшего образования в Германии // Высш. образование в Европе. - Бухарест, 1994. - Т. 19, N. 4. - C. 126-131.
40.Экономическая энциклопедия /Гл.ред. Л.И.Абалкин.- М.: ОАО «Издательство «экономика». - 1999. - с.275



Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы профессионального образования рассматриваются в первой главе статьи?

В первой главе статьи рассматриваются теоретические основы профессионального образования на примере зарубежных стран. В частности, в ней рассматривается система финансирования расходов на высшее образование исторический аспект развития профессионального образования в ФРГ.

Какие модели системы финансирования расходов на высшее образование существуют?

Существует европейская модель финансирования расходов на высшее образование, которая подразумевает значительную государственную поддержку университетов и студентов, а также ряд взносов и платежей со стороны студентов.

Какой исторический аспект развития профессионального образования рассматривается в статье?

В статье рассматривается исторический аспект развития профессионального образования в ФРГ. Были представлены этапы развития системы профессионального образования, начиная с промышленной революции и заканчивая современной моделью.

Как финансируется профессиональное образование в Германии?

В Германии профессиональное образование финансируется за счет государственного бюджета и платежей от работодателей, которые нанимают студентов на практику. Студенты также могут получать государственные стипендии или займы на обучение.

Как обеспечивается качество профессионального образования в разных странах?

Концепции обеспечения качества профессионального образования различаются в разных странах. Например, в Германии качество образования контролируется специальными лицензирующими органами и регулятивными агентствами, а также проводятся регулярные проверки и оценки учебных заведений.

Каковы основные принципы системы финансирования высшего образования по европейской модели?

Основные принципы системы финансирования высшего образования по европейской модели включают государственное финансирование, распределение бюджетных средств между учебными заведениями, обеспечение доступности образования для всех граждан и создание условий для успешной учебы и профессионального развития студентов.

Как финансируется профессиональное образование в Германии?

Финансирование профессионального образования в Германии осуществляется за счет государственных средств, взносов от предприятий и общественности, а также за счет стипендий и займов, предоставляемых студентам. Такая система позволяет обеспечить доступность образования для всех граждан, сохранить высокое качество образования и соответствовать потребностям рынка труда.

Какова концепция качества профессионального образования в разных странах?

Концепция качества профессионального образования в разных странах включает такие аспекты, как обновление и совершенствование программ обучения, привлечение квалифицированных преподавателей и создание условий для профессиональной подготовки студентов. Кроме того, важными элементами концепции качества являются оценка уровня знаний и навыков студентов, оценка эффективности образовательной программы и обеспечение обратной связи между студентами, преподавателями и работодателями.

Какая модель финансирования расходов на высшее образование применяется в Европе?

В Европе применяется модель публичного финансирования высшего образования, где государство осуществляет финансирование университетов и обеспечивает доступность образования для всех граждан без прямой оплаты за обучение. Это обеспечивается налоговыми поступлениями и государственными бюджетными средствами.

Как развивалось профессиональное образование в ФРГ?

Профессиональное образование в ФРГ развивалось на протяжении многих лет. В начале 20 века были созданы первые профессиональные школы, а в 60-х годах прошлого века была проведена реформа, которая выделила профессиональное образование в самостоятельную отрасль системы образования. Сейчас в Германии функционирует дуальная система профессионального образования, включающая учебу в специальных профессиональных школах и практику в предприятиях.

Как происходит финансирование профессионального образования в Германии?

Финансирование профессионального образования в Германии осуществляется за счет средств, выделяемых из государственного бюджета. В настоящее время государство покрывает большую часть затрат на обучение в профессиональных школах, а также выплачивает стипендии студентам. Кроме того, предприятия, где студенты проходят практику, также могут получать государственные субсидии на обучение студентов.