Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Человек как субъект,индиидуальность,личность

  • 18 страниц
  • 15 источников
  • Добавлена 24.03.2007
201 руб. 670 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1.1. Изучение человека в психологии
1.2. Человек как субъект
1.3. Человек как индивидуальность
1.4. Понятие личности
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Другие рассматривают биологическое как заданные условия развития личности, которые не определяют ее психологические черты, а выступают лишь как формы и способы их проявления (А. Н. Леонтьев).
Личностью не рождаются - личностью становятся; личность формируется в онтогенезе относительно поздно.
Личность не есть пассивный результат воздействия извне на ребенка, а она развивается в процессе его собственной деятельности.
Итак, в дальнейшем, говоря о “личности”, мы будем иметь в виду, что личность - это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином “индивид” обозначают биологическую сущность человека, а термином “личность” - его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
Подтверждение этому мы находим и в теориях личности зарубежных психологов.
Модель личности, развиваемая в глубинной психологии, прежде всего в психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер, Г. Салливен, Э. Фромм, К. Хорни), ориентирована на объяснение внутрипсихологических процессов при обращении по преимуществу к понятиям структуры и динамики „внутреннего конфликта“.
В теория личности А. Адлера постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувство общности; если усиливается стремление к самозначимости, то также понижается чувство общности; и если, наконец, усиливается чувство общности, то понижается чувство неполноценности.
В теория личности Г.С. Салливена решающая роль в возникновении особенностей личности и психологических расстройств приписывается межличностным отношениям. Типичные межличностные ситуации выступают некими матрицами для формирования определенного типа личности, понимаемой как совокупность социальных масок. Признается, что при изменении социальных (межличностных) отношений может быть достигнута гармонизация личности. Это и ставится целью психотерапии.
В теория личности Э. Фромма постулируется ведущая роль в человеческом поведении бессознательных побуждений. В отличие от теории З. Фрейда, здесь они рассматриваются как социально, а не биологически обусловленные. Человек теряет инстинктивные связи с природой, но на их место приходят экзистенциальные и исторические социальные противоречия, которые служат источником общественно обусловленных потребностей. Но если общество препятствует их удовлетворению, формируются иррациональные способы решения проблем человеческого существования в форме мазохизма, садизма, деструктивизма или конформизма, реализация которых приводит к образованию различных типов характера и возникновению неврозов.
Наоборот, модель личности, разработанная в бихевиоризме, основана на внешне наблюдаемом поведении, на действиях и взаимодействиях с другими людьми в актуальной ситуации (ситуационизм, интеракционизм). В современном бихевиоризме личность понимается как система генеризованных форм поведения, которые образуются на основе ситуационно–специфического поведения (теория социального научения Роттера).
В поведенческой теории личности, разработанной Дж. Роттером в качестве исходных выступают идеи А. Адлера о важности социальных факторов и Э. Толмена об ожиданиях.
Таким образом, личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

Заключение
Итак, можно констатировать, что сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности.
Понятие “человек” - самое широкое для обозначения субъекта деятельности, познания, общения. Человек - это живое существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, способное создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Будучи высшим продуктом природы, человек является уже не только природным биологическим существом. Он существо биосоциальное.
Для определения отдельного человека как представителя Homo sapiens или какой-нибудь социальной общности употребляется понятие “индивид”. Индивид обозначает человека как одного из людей, как носителя общих свойств, как некоторую единичность. Понятие “индивид” может употребляться не только для констатации общих свойств психики, но и для определения человека как единичного носителя общественных отношений и функций, для выделения единичного представителя какой-либо социальной группы.
Объектом изучения в психологии является обладающий психикой субъект и конкретные направления психологии, связанные с различными теоретическими представлениями о человеке. В качестве субъекта деятельности человек представляет собой “открытую систему”: его существование и развитие зависят от связей с окружающим миром, в котором он действует, живет и частью которого является.
Человек как любое живое существо есть часть природного мира и его можно рассматривать как биологический организм.
Человек является членом того или иного общества, в связях и отношениях с которым он определяется как социальный индивид.
Человек так или иначе связан с общественно-историческим, культурным и нравственным опытом человечества, и освоение этого опыта необходимо для самоопределения человека, его развития как личности.
Наконец, для изучения психических и психологических особенностей конкретного человека, а также различий между людьми привлекается понятие индивидуальности. Знание об индивидуальных свойствах и качествах людей необходимо прежде всего в практической работе психолога.
Список литературы
Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб,. 2001.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб., 2001.
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва- Воронеж, 1996.
Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М.: МГУ, 1990.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-С. 421.
Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003.
Кон И.С. Открытие “Я”. – М.: Политиздат, 1987.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. В сб. “Психологические проблемы социальной регуляции поведения”, М., 1976.
Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.
Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М., 1998.
Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М., 1986.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.
Фрейджер Д., Фейдимен Р. Личность. М., 2001

Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб., 2001.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 176.
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва- Воронеж, 1996.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.с. 114
Кон И.С. Открытие “Я”. – М.: Политиздат, 1987. с.67
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001.
Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.
Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М., 1986. с. 42
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 176.
Фрейджер Д., Фейдимен Р. Личность. М., 2001
Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.












2

1.Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб,. 2001.
2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001.
3.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб., 2001.
4.Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва- Воронеж, 1996.
5.Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. - М.: МГУ, 1990.
6.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-С. 421.
7.Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003.
8.Кон И.С. Открытие “Я”. – М.: Политиздат, 1987.
9.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
10.Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. В сб. “Психологические проблемы социальной регуляции поведения”, М., 1976.
11.Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.
12.Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М., 1998.
13.Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М., 1986.
14.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.
15.Фрейджер Д., Фейдимен Р. Личность. М., 2001

Человек как человек: индивидуальность, субъект и личность

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии









РЕФЕРАТ

на тему: "Человек как человек: индивидуальность, субъект и личность"












Донецк, 2010

Содержание

Введение.........................................................................................................

1. Основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности

2. Мотивационно-потребностная сфера личности

3. Ориентации личности

4. Самосознание личности

Введение

В науке психологическая категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологической и изучается, по существу, всех общественных наук. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования личности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а субъекта –общественного человека, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован принцип личности, который требует исследовать психические процессы и состояния личности

Но проблема личности в психологии выступает и как самостоятельно. И при этом в разных планах изучается различными отраслями психологической науки. Самая важная теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность. Человек рождается на свет человек. Структура тела рожденного младенца обусловливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциально разработал интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и так далее, и все эти особенности младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зарегистрированное в понятие "человек", в отличие от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью

В понятие человек выражается родовой принадлежности человека, то есть любой человек-это личность. Но даже и в свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью. Фундаментальное философское материалистическое определение было дано Потому, что Марксом. Он определил сущность человека как совокупность общественных отношений. Чтобы понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Общественная природа личности всегда имеет конкретное содержание исторического. Именно из конкретных социально-исторических отношений человека нужно выводить не только общие условия развития, но и исторически конкретную сущность личности. Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства своего общества, того общества, к которому они принадлежат. Марксистское определение понятия личности противоположно тем определениям, в которых она выступает как замкнутая, независимая от мира духовная сущность, недоступная научным методам исследования. Личность не может быть сведена только к совокупности более или менее произвольно выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может быть изолирован от объективных условий, связей личности с окружающим миром.

Узнать стоимость работы