Основные иконографические типы Святой Троицы

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусство
  • 1212 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 10.02.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Фрагмент для ознакомления

Все это сделало «Троицу» Рублева одной из общепризнанных вершин человеческой культуры.
Изображения Троицы, восходящие к рассказу о гостеприимстве Авраама, отвечали духу древнерусского искусства, его стремлению творить свои образы не по «самомышлению», а воплощая слово истины, слово священных книг. Но все же рядом с «Троицей Ветхозаветной» в древнерусском искусстве существовали, хотя и были распространены значительно меньше, изображения Троицы, в которых это «самомышление» давало себя знать. Древний пример такого изображения, где лица, ипостаси Троицы переданы как бы более рационально, «прямолинейно», сохранился в искусстве Новгорода. Это икона XIV столетия, которую принято называть «Отечество», принадлежащая сейчас Третьяковской галерее.
На иконе «Отечество» на престоле, на котором обычно в иконописи восседает Иисус Христос, восседает Бог Отец. Невидимый и непостижимый, он наделен здесь чертами Спаса, но при этом у него белоснежно-седые волосы и борода. Основой для такого изображения послужили упомянутые в Библии не явления Бога миру, а видения, бывшие некоторым пророкам. В частности, пророк Даниил видел во сне Бога седобородым старцем. Кроме того, естественное сходство Отца с Сыном должно здесь служить указанием на их единосущность. Как и у Спаса на иконах, в благословении поднята десница Бога Отца, а левой рукой он сжимает свиток.
На коленях у Бога Отца изображен Христос-отрок—так, как изображают его на груди Богородицы в иконах «Богоматерь Знамение». А в руках отрок Христос держит голубую сферу с голубем—образ Духа Святого в виде голубя, как он упоминается в Евангелии и изображается в иконных композициях «Благовещение», «Крещение».
Создавая эту икону по «самомышлению», а вернее всего—под сильным влиянием западного искусства, где такое рациональное изображение лиц Троицы было в большом ходу, автор «Отечества» все-таки строит свой образ, используя традиционные элементы древнерусского искусства.
Ясный строй композиции, то величие Спаса, которое позволяет передать величие наделенного его чертами Бога Отца, таинственность Спаса-отрока—все это делает его образ по-своему выразительным и впечатляющим.
С XVII века в древнерусском искусстве под прямым влиянием западной культуры появляется «Троица», получившая название «Троица Новозаветная». Церковь не признавала ее образы столь же каноничными, как образы Троицы Ветхозаветной, но к этому типу принадлежат по-своему интересные изображения. Удивительная икона этого типа, созданная в московских пределах в первой половине столетия, находится сейчас в Центральном музее имени Андрея Рублева. На этой иконе, в том обрамлении, в котором на иконах предстает Спас в силах, на белом фоне—фоне райского сада, представлен Спас, увенчанный короной, обнаживший свои раны, и сидящий рядом с ним в виде старца благословляющий его Бог Отец. На престоле между ними лежит Евангелие, а вверху в сфере парит голубь—Дух Святой. Торжественная, ясно выстроенная, благородная по цвету, эта икона является, как и большинство произведений этого извода, выразительным символом, своего рода точной аллегорией Троицы, но в ней нет той глубины образа, которую несли в древнерусском искусстве образы Троицы Ветхозаветной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библейские сюжеты, образы святых стали на Руси основой самобытного, уникального в мировой культуре явления—древнерусской иконописи.
Унаследованное от Византии древнее православное понимание задач иконописи состояло в том, чтобы раскрыть как можно более полно ту историю человеческого спасения, о которой повествует христианское слово и которое лежит в основе христианского вероучения.
Образы Пресвятой Троицы, известные с XIV века, воплотили чаяния русского народа о единении, о сплоченности, о монолитности. Не случайно, именно Троице был посвящен собор, построенный преподобным Сергием Радонежским, благословившем позже московского князя Дмитрия (Донского) на бой с монголо-татарской ордой.
Образ Троицы, как и все древнерусская живопись, претерпел изменения, затронувшие основную мысль ветхозаветного предания.
К XVII веку, периоду заката древнерусской живописи, образ Святой Троицы становится стилизованным, более символичным и условным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М./Искусство/ 1978 – 211с.
Балдин В.И. Троице-Сергиева Лавра. Историко-художественный обзор. М./Наука/ 1979 – 748с..
Сергеев В.Н. Дорогами старых мастеров. М /Искусство/ 1982 – 199с.
«Троица» Андрея Рублева: Антология / Сост. Г.И. Вздорнов - М./Искусство/ 1981- 178с.
Демина Н.А. «Троица» Андрея Рублева. М/Московский рабочий/1989 – 231с.
Сергеев В.Н. Дорогами старых мастеров. М /Искусство/ 1982, «Троица» Андрея Рублева: Антология / Сост. Г.И. Вздорнов - М./Искусство/ 1981, Демина Н.А. «Троица» Андрея Рублева. М/Московский рабочий/1989 и др.
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М./Искусство/ 1978. С.71
Там же.
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М./Искусство/ 1978. С.72

Сергеев В.Н. Дорогами старых мастеров. М /Искусство/ 1982 С.167
Сергеев В.Н. Дорогами старых мастеров. М /Искусство/ 1982 С.169
Балдин В.И. Троице-Сергиева Лавра. Историко-художественный обзор. М./Наука/ 1979. С.571
Троица» Андрея Рублева: Антология / Сост. Г.И. Вздорнов - М./Искусство/ 1981 С.50
Там же.
Троица» Андрея Рублева: Антология / Сост. Г.И. Вздорнов - М./Искусство/ 1981 С.51-52
Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М./Искусство/ 1978. С.132














2

1.Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М./Искусство/ 1978 – 211с.
2.Балдин В.И. Троице-Сергиева Лавра. Историко-художественный обзор. М./Наука/ 1979 – 748с..
3.Сергеев В.Н. Дорогами старых мастеров. М /Искусство/ 1982 – 199с.
4.«Троица» Андрея Рублева: Антология / Сост. Г.И. Вздорнов - М./Искусство/ 1981- 178с.
5.Демина Н.А. «Троица» Андрея Рублева. М/Московский рабочий/1989 – 231с

Вопрос-ответ:

Кто автор изображения "Троицы" Рублева?

Автором изображения "Троицы" Рублева считается иконописец Андрей Рублев.

Какие иконографические типы Святой Троицы существуют?

Существуют основные иконографические типы Святой Троицы, такие как Троица Ветхозаветная, Троица Новозаветная и Троица Духовная.

Откуда произошел иконографический тип "Троица Ветхозаветная"?

Иконографический тип "Троица Ветхозаветная" произошел из рассказа о гостеприимстве Авраама, который описан в Священном Писании.

Что отличает иконографический тип "Троица Новозаветная"?

Иконографический тип "Троица Новозаветная" отличается тем, что изображает Святую Троицу в образе трех ангелов, явившихся Аврааму перед разрушением города Содома.

Какое значение имеет изображение "Троицы Духовной"?

Изображение "Троицы Духовной" имеет значение объединения Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа в единстве Божественной Троицы.

Какие основные иконографические типы Святой Троицы существуют?

Основные иконографические типы Святой Троицы включают "Троицу Ветхозаветную" и "Троицу Новозаветную".

Какие источники вдохновили Андрея Рублева на создание икон "Троицы"?

Иконографические образы "Троицы" Андрея Рублева были вдохновлены рассказом о гостеприимстве Авраама и стремлением древнерусского искусства воплощать в образах слово истины.

Что отличает "Троицу Ветхозаветную" от "Троицы Новозаветной"?

Троица Ветхозаветная существует на основе рассказа о трех ангелах, которые явились к Аврааму; Троица Новозаветная изображает Иисуса Христа, Святого Духа и Бога-Отца.

Почему "Троица" Рублева считается вершиной человеческой культуры?

Троица Рублева считается вершиной человеческой культуры из-за ее красоты, глубины значения и уникальности в древнерусском искусстве.

Существуют ли другие изображения "Троицы" в древнерусском искусстве?

Да, рядом с "Троицей Ветхозаветной" в древнерусском искусстве существовали и другие изображения "Троицы", но они были менее распространены.

Какие существуют основные иконографические типы Святой Троицы?

Основные иконографические типы Святой Троицы включают "Троицу Ветхозаветную", "Троицу Новозаветную" и "Троицу Ангелов".