Дело Николая Ивановича Новикова (русский просветитель эпохи Екатерины 2)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История Отечества
  • 7070 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 06.03.2008
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. НИКОЛАЙ НОВИКОВ И ИДЕИ РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
1.1. Формирование просветительских взглядов Новикова
1.2. Комиссия нового Уложения – школа идейного воспитания Новикова
1.2.1. Просвещенный монарх Екатерина II и её “Наказ”
1.2.2. Знакомство Новикова с законотворческой деятельностью
1.3. Книгоиздатель Николай Новиков
2.1. Новиков и московские мартинисты
2.1.1. Масонство как философско-религиозное течение
2.1.2.Широкое распространение масонства в среде передового российского дворянства
2.1.3.Этическое учение Новикова
2.1.4. Критика масонства просветителями и Екатериной II. Закрытие масонских лож в Москве
2.1.5. Мнение Вернадского и Пыпина по делу Новикова
2.2. Борьба цензуры с издательской деятельностью Новикова
2.2.1.Исторические взгляды Новикова
2.2.2. Поддержка Новиковым оппозиции екатерининского самодержавия
2.2.3. Новиков - автор политических и сатирических рассказов
2.2.4. Недовольство екатерининской педагогической системой
2.3. Освобождение Новикова
3. ОЦЕНКА ДЕЛ НОВИКОВА СОВРЕМЕННИКАМИ И ПОТОМКАМИ
3.1. Новиков в письмах М. Н. Муравьева
3.2. Новиков в оценке Державина и Белинского
3.3. Историческая оценка деятельности Новикова в XX веке
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



Фрагмент для ознакомления

Объясняя существующий рабовладельческий строй России моральными факторами, Новиков сформулировал свою практическую задачу писателя и просветителя: начать воспитание новых поколений русских людей, которые, будучи обогащены просвещением, утвердили бы новые, разумные отношения между дворянством, крестьянством, купечеством, ремесленниками, и, наконец, государем. Яркая сатира, присутствовавшая на страницах журнала не могла не задеть многих дворян: узнавая себя в сочинениях, они писали десятки гневных писем, исполненных угроз и злорадных сообщений об истреблении ненавистных листов журнала.
По словам Усовой, Новиков “впервые начинает пробивать со всех сторон стену русского невежества”. В течение 20 лет он беспрерывно будит общество сатирой, переходящей порой в негодование.

2.2.4. Недовольство екатерининской педагогической системой

Его книгоиздательская деятельность была тесно связана с филантропической – в лучшем смысле этого слова. По его инициативе и частично на его деньги открывались библиотеки, приюты для сирот, аптеки с бесплатными лекарствами. Новиков организовал помощь голодающим. Средства, полученные им от продажи журнала “Утренний свет”, пошли на устройства училищ для бедных детей. В 1777 году было основано одно училище на 30 или 40 человек при церкви Владимирской Божьей Матери, получившее потом название Екатерининского, а в следующем году явилась уже возможность открыть и другое училище – Александровское, и в 1779 году в обоих училищах обучалось 93 человека. Основывая училища, Новиков преследовал не только благотворительные, но и научно-педагогические цели. В объявлении об учреждении Екатерининского училища говорится, что намерения учредителей заключаются не только в обучении бедных детей, но и в заведении “порядочнаго и постояннаго училища, в котором бы наилучшем и кратчайшим способом дети научились, приобыкали к благонравию и заохочивались к дальнейшему учению для собственной своей и отечества своего пользы”. Организация этих пансионов имела такой большой успех, что Екатерина II испугалась, как бы Новиков не стал главой школьного дела в России. Императрица поспешила учредить государственные училища, запретив Новикову расширять сеть частных учебных заведений. Вероятно, и здесь она видела опасность распространения “масонской чумы” среди подрастающего поколения.
В 1783-1784 гг. в “Прибавлении к Московским ведомостям” часто встречаются статьи о воспитании. Рассуждения просветителей о воспитании патриота и гражданина не могли не трогать Новикова. Всем многочисленным статьям о принципах и методах воспитания предшествовало определение цели и задачи педагогической системы – подготовить для общества просвещенного добродетельного человека и гражданина. За два года Новиков дал около десятка статей о воспитании как оригинальных, так и переводных. Важнейшим принципом педагогической системы Новикова было уважение к ребенку. “Прибавления” учили видеть в ребенке свободного человека.
Новиковская педагогическая система распадается на три раздела: воспитание физическое, нравственное и разумное. В нравственном воспитании нужно стремиться к образованию и ума и сердца. Но главным в педагогических статьях была полемика с Екатериной. Педагогические статьи были выпадом просветителя против педагогических упражнений императрицы. Вопросами воспитания Екатерина пристально занялась после восстания Пугачева. Основной политической задачей, поставленной императрицей перед созданными ею народными училищами – всячески нейтрализовать воздействие на молодое поколение демократической идеологии, всемерно усилить воспитание верноподданных и преданных престолу слуг. Идеалом воспитания стала идея “образцового послушания”. “Истинный сын отечества должен привязан быть к государству, образу правления, к начальству и законам. Любовь к отечеству состоит в том, чтобы мы почтение и благодарность являли к правительству, чтобы покорялись законам”, - такие слова Екатерины можно прочесть в книге, определенной для чтения в ее народных училищах. Таким образом, Екатерина проповедует принцип сословности, а Новиков провозглашает равенство людей, обосновывая внесословную ценность человека.

2.3. Освобождение Новикова

Новиков провел в Шлиссельбургской крепости 4 года. Жизнь его там была очень тяжела. Ему было позволено взять с собой только одну книгу – Библию, которую он и выучил там наизусть. Одно время он сидел безвылазно в камере, лишенный воздуха и какого бы то ни было развлечения, но потом ему позволили гулять внутри крепостного двора. По донесению шлиссельбургского коменданта Колюбакина, чиновника тайной экспедиции Макарова и командированного для обозрения секретных арестантов и их содержания Крюкова видно, что Новикову приходилось плохо питаться и терпеть нужду в самой необходимой одежде и лекарствах. Крюков, после того, как ходатайство коменданта о лекарствах для Новикова было остановлено без последствий, говорит в своем донесении следующее: “Он, будучи одержим разными припадками и не имея никакого себе от этого пособия, получил наконец ныне внутренний желудочный прорыв, от чего и терпит тягчайшее страдание, он и просит к облегчению судьбы своей от вашего сиятельства человеколюбивейшего милосердия, а притом страждут они с Багрянским и от определенного им к содержанию малого числа кормовых”. Просьбы Новикова о помиловании оставались без ответа.
6 ноября 1796 императрица умерла. Император Павел по восшествии на престол немедленно велел выпустить Новикова из крепости и предоставил ему полную свободу. По совету коменданта Новиков отправился прямо к себе в Авдотьино. Вот как описывает Гамалея его возвращение: “Он прибыл к нам поутру – дряхл, стар, сгорблен, в разодранном тулупе…Некоторое отсвечивание лучей небесной радости видел я на здешних поселянах, как они обнимали Николая Ивановича, вспоминая при том, что они в голодный год великую через него помощь получали; и то не только здешние жители, но и отдаленных чужих селений”.
Выйдя из крепости, Новиков резко дистанцировался от масонских структур, хотя нигде и не объявлял об официальном “разводе” с ними, понимая, чем это может ему грозить. До конца жизни он сохранял любовь к литературе и просвещению. Остаток своей жизни он провел в крайней бедности. После его смерти Авдотьино было продано за долги с аукциона, однако память о Николае Ивановиче долго сохранялась и жила в авдотьинских крестьянах.
3. ОЦЕНКА ДЕЛ НОВИКОВА СОВРЕМЕННИКАМИ И ПОТОМКАМИ

Жизнь и творчество Н. И. Новикова еще долгие годы будет привлекать внимание историков. Но чтобы фундаментальные исследования были полнее и точнее, не стоит оставлять в тени свидетельства современников, дополняющие хотя бы несколькими штрихами образ этого замечательного человека.

3.1. Новиков в письмах М. Н. Муравьева

В письмах М. Н. Муравьева, которые сами по себе являются уникальным памятником русской культуры XVIII в., можно обнаружить материалы, касающиеся Н. И. Новикова.
Основная часть записей касается 1777 года. В 1777 году Михаил Муравьев был сержантом Измайловского полка, молодым начинающим поэтом, а Новиков уже известным издателем. Наставником Муравьева был М. М. Херасков, с которым у Новикова сложились добрые отношения еще со времени его учебы в гимназии при Московском университете. Тема, которая объединила этих людей в то время – обсуждение издания журнала “Утренний свет”. Цель этого ежемесячного издания формулируется как знакомство читателей с переводами сочинений, “которых вообще материя должна принадлежать или к морали или к истории”. В этот период, по свидетельству писем, Муравьев тесно общается с Новиковым и описывает его не как гиганта просвещения, но как живого человека. Из писем мы узнаем, что в это время Новиков общался и с только что “прощенным” Я. Б. Княжниным, они вместе ездят ужинать к Хераскову. По просьбе Новикова Муравьев пишет письма своему отцу, в которых призывает того подписаться на “Утренний свет” и подписать других желающих. Муравьев редко просил отца о чем-то так упорно и настойчиво. Только убежденность, рожденная влиянием и обаянием Новикова, заставила его в следующем письме повторить просьбу, а привычное уважение к отцу побудило охарактеризовать ставшего близким человека: “На прошедшей неделе послал я к вам объявление о подписке на нынешний журнал. Если вам не трудно, нижайше прошу потрудиться разослать между тверских охотников. Это просьба Николая Ивановича, которым я очень доволен. Он еще более честный и постоянный человек, нежели хороший писатель….[Он] молодой человек, который сурьезно старается знать самого себя и основанием сего почитает христианство, которого он ревностный защитник”. Таким образом, из одного маленького отрывка мы видим, что Николай Иванович был и честным человеком, и хорошим писателем, и ревностным христианином. Журнал, о судьбе которого так печется Муравьев, издается с благотворительной целью, собранные за подписку деньги шли на благотворительные цели. В те времена это означало, что у журнала не было фиксированной цены, каждый подписчик вносил сумму, которую считал приемлемой. Новиков, зная нравы современников, объявлял в журнале сумму, заплаченную каждым подписчиком, стимулируя, таким образом, благотворительность. Из этого можно заключить, что Новиков был и хорошим психологом, и хорошим экономистом и маркетологом. Если науке больше известен Новиков-сатирик, просветитель издатель, масон, страдалец, то в указанных письмах проступает еще и облик веселого обаятельного человека. Кулакова утверждает, что не смотря на это, Новикову так и не удалось привести Муравьева к тайнам масонства. В то же время, многие другие авторы, например Макагоненко, называют Муравьева масоном.
Через двадцать лет после первой встречи, Муравьев, ставший попечителем Московского Университета, судя по запискам, готовил речь. В этой речи он уже откровенно противопоставляет Новикова-издателя Новикову-масону. Вполне вероятно, что в этом выражена не только личная позиция Муравьева, но веяние времени, определенное указом Екатерины II.

3.2. Новиков в оценке Державина и Белинского

Державин и Белинский, прежде всего, оценками деятельности Новикова хотели определить его место в истории русской литературы. Ведь не секрет, что Николая Ивановича долгое время не считали писателем. А говорили о нем как о педагоге, журналисте, книгоиздателе и масоне. Художественную прозу Новикова “распределяли” между его современниками, в основном, между Фонвизиным и Радищевым. Тем не менее, как уже было сказано выше Муравьевым, современники видели в нем писателя. Высоко оценивал писательский талант Новикова и Карамзин, который пишет в 1818 г. “Записку о Н. И. Новикове”, подчеркивая его авторское дарование.
Как литературного критика, Белинского интересовала, прежде всего, художественная сторона произведений Новикова. В издаваемом Новиковым “Детском чтении для сердца и разума” основное внимание заостряется на проблемах дворянского долга и дворянской чести. Опубликованная на страницах этого журнала “Переписка отца с сыном о деревенской жизни” была оценена Белинским как “замечательная”. О значении новиковской просветительской деятельности он говорил следующее: “Всякая сфера деятельности бесконечно разнообразна и требует различных деятелей….Нужно ли говорить, какое великое влияние на успехи литературы может иногда иметь книгопродавец-издатель? Вспомним Новикова. Это человек – столь мало у нас известный и оцененный (по причине почти совершенного отсутствия публичности) – имел сильное влияние на движение русской литературы и, следовательно, русской образованности…Владея значительными средствами, он издавал множество книг в такое время, когда у нас почти вовсе не было книг”. Кроме того, Белинский указывает на тот факт, что сам Карамзин многим был обязан Новикову и сравнивает роль Новикова в издательской деятельности для России с ролью Пушкина в поэзии – поистине бесценное сравнение. Вероятно, поэтому, Ключевский смог назвать годы с 1779 по 1789 “новиковским десятилетием”.
Благодаря изданиям Новикова, большинство произведений зарубежных авторов стало доступно Державину, знавшему лишь немецкий язык. Известно, что Державин приобрел в лавках Новикова около 300 книг. Более того, среди подписчиков журнала “Утренний свет”, вносящих пожертвования, также был и Державин. О многом говорит и тот факт, что Державин обращался за помощью к Новикову в деле организации типографии в Тамбове в то время, когда уже были официально начаты следственные мероприятия по его делу. Такой поступок литератора говорит о его сочувствии и признании деятельности опального издателя. В дальнейшем, Державин считал делом несправедливым арест и заключение Новикова. Поэт ставил в заслугу императору Павлу то, что освободил и даже сперва приблизил к себе этого гуманного, высоконравственного человека. Впрочем, как с грустью замечает Державин, при дворе восторжествовала партия, “державшаяся эпикуреизма”, которая “скоро свернула голову господам мартинистам”. Таким образом, Державин видел в Новикове, в отличие от Белинского, прежде всего настоящего гражданина, а не литератора или масона.

3.3. Историческая оценка деятельности Новикова в XX веке

Не смотря на то, что жизнь и творчество Николая Ивановича Новикова были многоплановыми, истинно просветительскими, новаторскими, историческая оценка его деятельности происходит по двум позициям. Во-первых, его оценивают как издателя и просветителя, и, во-вторых, как члена масонской организации. Оценка Новикова как писателя при этом отходит не на второй, а даже на третий план, хотя для современников авторское дарование Новикова было бесспорным фактом.
Герцену принадлежит оценка влияния Новикова-просветителя на русское общество и литературу: “Новиков – один из тех великих людей в истории, которые делают чудеса на сцене, неизбежно остающейся во мраке, - один из тех подпольных идейных руководителей, работа которых проявляется только в момент огласки”. Можно поспорить с Герценом по поводу “нахождения во мраке”, ведь Новиков всегда открыто отстаивал свои идеалы, однако общее отношение к заслугам Новикова не оставляет сомнения в том, что Герцен очень высоко ценил просветителя. Одним из первых в советском литературоведении оценил Новикова как писателя Г. А. Гуковский, но наиболее цельный и живой портрет Николая Ивановича был дан Г. П. Макагоненко в книге “Николай Новиков и русское Просвещение XVIII века”, изданной в 1952 г. Доказав, что “Письма к Фалалею” и “путешествие в *** И*** Т***” принадлежат перу Новикова, а не Фонвизина и Радищева, Макагоненко установил некоторые связи творчества с творчеством двух гениальных его современников.
Современный автор Платонов, резко критикующий масонство вообще и времен Екатерины II в частности, отмечает: “Факты жизни Новикова свидетельствуют, что этот человек был по своему духу неизмеримо выше содержания этой подпольной организации и по своей сути глубоко чужд ей”. И далее, Платонову импонирует мысль, что арест Новикова был актом его “выдачи на заклание” масонским начальством, с которым он был не согласен по многим идеологическим вопросам. Целью этого ареста было разрушение просветительского дела Новикова, ради которого он жил.


ВЫВОДЫ

Изучая шаг за шагом жизнь и становление молодого Новикова, можно сделать вывод, что каждый жизненный этап Новикова внес свой вклад в формирование его как просветителя. Гимназическое образование заложило основы знаний Новикова и сделало возможным дальнейшие самостоятельные занятия, определив их характер и направление. Усиленное чтение, знакомство с литературным кружком Хераскова, собственные размышления – все это заставило Новикова задумываться об общественном устройстве России.
Комиссия не только познакомила Новикова с фактами, не только ввела в курс важнейших общественно-политических интересов. Она явилась школой гражданского воспитания, она научила отстаивать свою точку зрения в борьбе с противниками, она открыла ему великую силу общественности, она, наконец, убедила его, что есть в России среда, есть в России люди, есть в России читатели, думающие так же, как и он, враждебные эгоистическому своекорыстию помещиков, аристократическому читателю эклог, элегий, торжественных од о воцарившемся в России золотом веке.
Критика Новикова, представленная на страницах его журналов, отличалась более острой социальной направленностью. Надо признать, что хотя Новиков во многом заимствовал опыт британских просветителей, однако его журналы, как отмечается в работе Т. Л. Лабутиной, “как никакие другие периодические издания, содержат материалы оригинального, не переводного происхождения и таким образом претендуют на выражение национальных, собственно русских ответов на вопросы Просвещения”.
Поиски нравственных теорий привел Новикова в масонство, которое наполнило его жизнь определенными новыми смыслом и задачами. Величина Новикова-просветителя и издателя для России неоспорима. Рассматривая только издание исторических произведений, Новикова нужно причислить его к величайшим людям своего времени. Уже современники Новикова различали его как Новикова-масона и Новикова-просветителя, что видно из писем М. Н. Муравьева. В оценке Белинского и Ключевского хорошо видна пионерская и по творчески яркая роль Новикова в издательском деле в России. Сегодня определенно можно сказать, что подтвердилась одна из его этических концепций - идея Новикова о бессмертии имени нравственного человека. Это бессмертие мы можем видеть на его примере его собственного имени.
Новиков был человек выдающийся, умевший собирать вокруг себя людей, воодушевлять их своими идеями и заставлять действовать. За какое бы дело он не брался – будь то издание журнала, устройство школы, типографское дело, - он постоянно обращался к обществу, просил его содействия и успевал собрать около себя кружок людей, безусловно ему доверявших и готовых жертвовать для задуманного им дела и временем, и трудом, и даже всем своим состоянием.
Исследуя обстоятельства ареста Новикова можно сделать следующие выводы: наиболее вероятно, что арест Новикова был ответом царицы на попытки вовлечения цесаревича Павла Первого в масонскую организацию. В этом Екатерине II мерещилась возможность переворота, которую она никак не могла допустить, и, соответственно простить Новикова. Дальнейшие действия императрицы, направленные на уничтожение доброй памяти о Новикове, должны были послужить устрашающим уроком всем тем, кто бы хотел также влиять на Павла.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Берков П. Н. Насущные вопросы изучения общественной позиции Н. И. Новикова. (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976.
Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова описанные самим им для своих потомков // Москва, 1986.
Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II // Изд-во имени Н. И. Новикова. Санкт-Петербург, 1999.
Всемирная История в 24 томах // Литература, Минск, 1996, Т. 15.
Герцен А. Полное собрание сочинений // Петербург, 1919. Т. VI.
Давыдов Г. А. Поэзия М. М. Хераскова и религиозные искания русских масонов (В сборнике: Масонство и русская литература XVIII – начала ХIX вв. Под ред. Сахарова В. И.) // УРСС, Москва.
Дербов Л. А. Исторические взгляды русских просветителей // Изд. Саратовского университета, 1987.
Древняя российская вивлиофика или собрание разных древних сочинений в 20 ч. // Типография Имп. Акад. Наук, 1788.
Екатерина II. О величии России // Эксмо, Москва, 2003.
Законодательство Екатерины II. Под ред. Чистякова О. И. и Новицкой Т. Е. // Юридическая литература, Москва, 2000. Т 1.
Западов А. Новиков // Молодая гвардия, Москва, 1968.
Западов В. А. К истории правительственных преследований Н. И. Новикова (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976.
Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры // Высшая школа, Москва, 1990.
Иванов М. В. Державин и Новиков (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976.
Каменский А. Б. Под сению Екатерины… // Лениздат, Санкт-Петербург, 1992.
Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII – начала XIX в. // Московский университет, Москва, 1983.
Кулакова Л. И. Н. И. Новиков в письмах М. Н. Муравьева (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976.
Лабутина Т. Л. Культура и власть в эпоху Просвещения // Наука, Москва, 2005.
Лонгинов М. Новиков и московские мартинисты // Репринт 1867 г., Альфарет, Санкт-Петербург, 2007.
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952.
Монтескье Ш. Л. О духе законов // Мысль, Москва, 1999.
Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века. (Из истории общественно-политической мысли России) // Московский университет, Москва, 1994.
Новиков Н. И. Избранные сочинения // Госполитиздат, Москва-Ленинград, 1951.
Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф. Биографические повествования. Под ред. Болдырева Н. Ф. // Урал, Челябинск, 1997.
Платонов О. А. Терновый венок России. История масонства 1731 – 1995. // Родник, Москва, 1995.
Привалова Е. П. Социальная проблема на страницах журнала Новикова “Детское чтение для сердца и разума” (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976.
Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I // Академический проект, Санкт-Петербург, 2001.
Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. // Изд-во Академии наук СССР. Москва-Ленинград, 1938. Т. 1.
Русская мысль в век Просвещения. Под ред. Уткина Н. Ф. и Сухова А. Д. // Наука, Москва, 1991.
Сатирические журналы Н. И. Новикова. Под ред. Беркова П. Н. // изд-во Академии наук СССР, Москва-Ленинград, 1951.
Усова С. Е. Н. И. Новиков: его жизнь и общественная деятельность. (В сборнике: Современники. Жизнь и деятельность Е. Р. Дашковой и Н. И. Новикова) // Альфа, Москва, 1991.
Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII – начала XIXв. // Московский университет, Москва, 1983. С. 175.
Лабутина Т. Л. Культура и власть в эпоху Просвещения // Наука, Москва, 2005. С. 421.
Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 29.
Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф. Биографические повествования. Под ред. Болдырева Н. Ф. // Урал, Челябинск, 1997. С. 112.
Западов А. Новиков // Молодая гвардия, Москва, 1968. С. 7.
Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 39.
Там же, С. 43.
Там же, С. 46.
Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века. (Из истории общественно-политической мысли России) // Московский университет, Москва, 1994. С. 18 - 19.
Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 50.
Западов А. Новиков // Молодая гвардия, Москва, 1968. С. 18.
Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 40.
Там же, С. 15.
Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф. Биографические повествования. Под ред. Болдырева Н. Ф. // Урал, Челябинск, 1997. С. 113.
Законодательство Екатерины II. Под ред. Чистякова О. И. и Новицкой Т. Е. // Юридическая литература, Москва, 2000. Т 1. С. 133.
Лабутина Т. Л. Культура и власть в эпоху Просвещения // Наука, Москва, 2005. С. 418.
Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры // Высшая школа, Москва, 1990. С. 136 – 137.
Всемирная История в 24 томах // Литература, Минск, 1996, Т. 15, С. 467.
Всемирная История в 24 томах // Литература, Минск, 1996, Т. 15, С. 469.
Каменский А. Б. Под сению Екатерины… // Лениздат, Санкт-Петербург, 1992. С. 168.
Лабутина Т. Л. Культура и власть в эпоху Просвещения // Наука, Москва, 2005. С. 420.
Законодательство Екатерины II. Под ред. Чистякова О. И. и Новицкой Т. Е. // Юридическая литература, Москва, 2000. Т 1. С. 135.
Екатерина II. О величии России // Эксмо, Москва, 2003. С. 72.
Всемирная История в 24 томах // Литература, Минск, 1996, Т. 15, С. 470.
Монтескье Ш. Л. О духе законов // Мысль, Москва, 1999. С 144.
Законодательство Екатерины II. Под ред. Чистякова О. И. и Новицкой Т. Е. // Юридическая литература, Москва, 2000. Т 1. С. 134.
Всемирная История в 24 томах // Литература, Минск, 1996, Т. 15, С. 471.
Екатерина II. О величии России // Эксмо, Москва, 2003. С. 138.
Там же, 2003. С. 86.
Там же, С. 126.
Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры // Высшая школа, Москва, 1990. С. 138.
Законодательство Екатерины II. Под ред. Чистякова О. И. и Новицкой Т. Е. // Юридическая литература, Москва, 2000. Т 1. С. 141.
Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 66.
Там же, С. 86.
Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 87 – 89.
Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф. Биографические повествования. Под ред. Болдырева Н. Ф. // Урал, Челябинск, 1997. С. 114.
Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 54.
Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф. Биографические повествования. Под ред. Болдырева Н. Ф. // Урал, Челябинск, 1997. С. 119.
Западов А. Новиков // Молодая гвардия, Москва, 1968. С. 65.
Берков П. Н. Насущные вопросы изучения общественной позиции Н. И. Новикова. (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976. С. 8.
Сатирические журналы Н. И. Новикова. Под ред. Беркова П. Н. // изд-во Академии наук СССР, Москва-Ленинград, 1951. С. 46-47.
Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века. (Из истории общественно-политической мысли России) // Московский университет, Москва, 1994. С. 63.
Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 127.
Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф. Биографические повествования. Под ред. Болдырева Н. Ф. // Урал, Челябинск, 1997. С. 126.
Там же, С. 121.
Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф. Биографические повествования. Под ред. Болдырева Н. Ф. // Урал, Челябинск, 1997. С. 122.
Там же, С. 129 – 130.
Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века. (Из истории общественно-политической мысли России) // Московский университет, Москва, 1994. С. 6.
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 5.
Усова С. Е. Н. И. Новиков: его жизнь и общественная деятельность. (В сборнике: Современники. Жизнь и деятельность Е. Р. Дашковой и Н. И. Новикова) // Альфа, Москва, 1991. С. 113.
Усова С. Е. Н. И. Новиков: его жизнь и общественная деятельность. (В сборнике: Современники. Жизнь и деятельность Е. Р. Дашковой и Н. И. Новикова) // Альфа, Москва, 1991. С. 114.
Лонгинов М. Новиков и московские мартинисты // Репринт 1867 г., Альфарет, Санкт-Петербург, 2007, С. 60.
Усова С. Е. Н. И. Новиков: его жизнь и общественная деятельность. (В сборнике: Современники. Жизнь и деятельность Е. Р. Дашковой и Н. И. Новикова) // Альфа, Москва, 1991. С. 114.
Платонов О. А. Терновый венок России. История масонства 1731 – 1995. // Родник, Москва, 1995. С. 14-15.
Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры // Высшая школа, Москва, 1990. С. 160.
Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII – начала XIXв. // Московский университет, Москва, 1983. С. 183.
Русская мысль в век Просвещения. Под ред. Уткина Н. Ф. и Сухова А. Д. // Наука, Москва, 1991. С. 157.
Русская мысль в век Просвещения. Под ред. Уткина Н. Ф. и Сухова А. Д. // Наука, Москва, 1991. С. 158.
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 283.
Русская мысль в век Просвещения. Под ред. Уткина Н. Ф. и Сухова А. Д. // Наука, Москва, 1991. С. 162.
Платонов О. А. Терновый венок России. История масонства 1731 – 1995. // Родник, Москва, 1995. С. 5.
Там же, С. 24.
Новиков Н. И. Избранные сочинения // Госполитиздат, Москва-Ленинград, 1951. С. 614.
Платонов О. А. Терновый венок России. История масонства 1731 – 1995. // Родник, Москва, 1995. С. 52.
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 283.
Там же, С. 284.
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 288.
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 289.
Давыдов Г. А. Поэзия М. М. Хераскова и религиозные искания русских масонов (В сборнике: Масонство и русская литература XVIII – начала ХIX вв. Под ред. Сахарова В. И.) // УРСС, Москва, С. 131.
Русская мысль в век Просвещения. Под ред. Уткина Н. Ф. и Сухова А. Д. // Наука, Москва, 1991. С. 173.
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 329.
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 331.
Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. // Изд-во Академии наук СССР. Москва-Ленинград, 1938. Т. 1. С. 261.
Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова описанные им самим для своих потомков // Москва, 1986. С. 696.
Русская мысль в век Просвещения. Под ред. Уткина Н. Ф. и Сухова А. Д. // Наука, Москва, 1991. С. 169.
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 6.
Усова С. Е. Н. И. Новиков: его жизнь и общественная деятельность. (В сборнике: Современники. Жизнь и деятельность Е. Р. Дашковой и Н. И. Новикова) // Альфа, Москва, 1991. С. 164.
Лабутина Т. Л. Культура и власть в эпоху Просвещения // Наука, Москва, 2005. С. 421.
Усова С. Е. Н. И. Новиков: его жизнь и общественная деятельность. (В сборнике: Современники. Жизнь и деятельность Е. Р. Дашковой и Н. И. Новикова) // Альфа, Москва, 1991. С. 164.
Каменский А. Б. Под сению Екатерины… // Лениздат, Санкт-Петербург, 1992. С. 400.
Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I // Академический проект, Санкт-Петербург, 2001, С. 341.
Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II // Изд-во имени Н. И. Новикова. Санкт-Петербург, 1999. С. 295.
Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II // Изд-во имени Н. И. Новикова. Санкт-Петербург, 1999. С. 502.
Там же, С. 12.
Там же, С. 304.
Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II // Изд-во имени Н. И. Новикова. Санкт-Петербург, 1999 С. 320.
Западов В. А. К истории правительственных преследований Н. И. Новикова (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976. С. 37.
Западов В. А. К истории правительственных преследований Н. И. Новикова (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976.С. 39.
Западов В. А. К истории правительственных преследований Н. И. Новикова (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976. С. 40.
Западов В. А. К истории правительственных преследований Н. И. Новикова (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976. С. 43.
Западов В. А. К истории правительственных преследований Н. И. Новикова (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976. С. 47.
Дербов Л. А. Исторические взгляды русских просветителей // Изд. Саратовского университета, 1987. С. 65 – 66.
Дебров Л. А. Исторические взгляды русских просветителей // Изд. Саратовского университета, 1987. С. 66.
Лабутина Т. Л. Культура и власть в эпоху Просвещения // Наука, Москва, 2005. С. 427.
Дебров Л. А. Исторические взгляды русских просветителей // Изд. Саратовского университета, 1987., С. 68.
Древняя российская вивлиофика или собрание разных древних сочинений в 20 ч. // Типография Имп. Акад. Наук, 1788.
Дербов Л. А. Исторические взгляды русских просветителей // Изд. Саратовского университета, 1987. С. 77.
Древняя российская вивлиофика или собрание разных древних сочинений в 20 ч. Ч. 1. К читателю // Типография Имп. Акад. Наук, 1788.
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 143.
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 211.
Усова С. Е. Н. И. Новиков: его жизнь и общественная деятельность. (В сборнике: Современники. Жизнь и деятельность Е. Р. Дашковой и Н. И. Новикова) // Альфа, Москва, 1991. С. 162.
Усова С. Е. Н. И. Новиков: его жизнь и общественная деятельность. (В сборнике: Современники. Жизнь и деятельность Е. Р. Дашковой и Н. И. Новикова) // Альфа, Москва, 1991. С. 124.
Иванов М. В. Державин и Новиков (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976. С. 77.
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 490-491.
Там же,. С. 496.
Усова С. Е. Н. И. Новиков: его жизнь и общественная деятельность. (В сборнике: Современники. Жизнь и деятельность Е. Р. Дашковой и Н. И. Новикова) // Альфа, Москва, 1991. С. 172.
Усова С. Е. Н. И. Новиков: его жизнь и общественная деятельность. (В сборнике: Современники. Жизнь и деятельность Е. Р. Дашковой и Н. И. Новикова) // Альфа, Москва, 1991., С. 173.
Кулакова Л. И. Н. И. Новиков в письмах М. Н. Муравьева (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976. С. 17.
Кулакова Л. И. Н. И. Новиков в письмах М. Н. Муравьева (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976. С. 18.
Кулакова Л. И. Н. И. Новиков в письмах М. Н. Муравьева (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976. С. 23.
Иванов М. В. Державин и Новиков (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976. С. 77.
Привалова Е. П. Социальная проблема на страницах журнала Новикова “Детское чтение для сердца и разума” (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976. С. 107.
Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952. С. 503-504.
Иванов М. В. Державин и Новиков (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976. С. 79.
Герцен А. Полное собрание сочинений // Петербург, 1919. Т. VI. С. 343.
Иванов М. В. Державин и Новиков (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976. С. 77.

Платонов О. А. Терновый венок России. История масонства 1731 – 1995. // Родник, Москва, 1995. С. 49.
Лабутина Т. Л. Культура и власть в эпоху Просвещения // Наука, Москва, 2005. С. 427.









33

1.Берков П. Н. Насущные вопросы изучения общественной позиции Н. И. Новикова. (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976.
2.Болотов А. Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова описанные самим им для своих потомков // Москва, 1986.
3.Вернадский Г. В. Русское масонство в царствование Екатерины II // Изд-во имени Н. И. Новикова. Санкт-Петербург, 1999.
4.Всемирная История в 24 томах // Литература, Минск, 1996, Т. 15.
5.Герцен А. Полное собрание сочинений // Петербург, 1919. Т. VI.
6.Давыдов Г. А. Поэзия М. М. Хераскова и религиозные искания русских масонов (В сборнике: Масонство и русская литература XVIII – начала ХIX вв. Под ред. Сахарова В. И.) // УРСС, Москва.
7.Дербов Л. А. Исторические взгляды русских просветителей // Изд. Саратовского университета, 1987.
8.Древняя российская вивлиофика или собрание разных древних сочинений в 20 ч. // Типография Имп. Акад. Наук, 1788.
9.Екатерина II. О величии России // Эксмо, Москва, 2003.
10.Законодательство Екатерины II. Под ред. Чистякова О. И. и Новицкой Т. Е. // Юридическая литература, Москва, 2000. Т 1.
11.Западов А. Новиков // Молодая гвардия, Москва, 1968.
12.Западов В. А. К истории правительственных преследований Н. И. Новикова (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976.
13.Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры // Высшая школа, Москва, 1990.
14.Иванов М. В. Державин и Новиков (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976.
15.Каменский А. Б. Под сению Екатерины… // Лениздат, Санкт-Петербург, 1992.
16.Краснобаев Б. И. Русская культура второй половины XVII – начала XIX в. // Московский университет, Москва, 1983.
17.Кулакова Л. И. Н. И. Новиков в письмах М. Н. Муравьева (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976.
18.Лабутина Т. Л. Культура и власть в эпоху Просвещения // Наука, Москва, 2005.
19.Лонгинов М. Новиков и московские мартинисты // Репринт 1867 г., Альфарет, Санкт-Петербург, 2007.
20.Макогоненко Г.П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века // Художественная литература, Москва, 1952.
21.Монтескье Ш. Л. О духе законов // Мысль, Москва, 1999.
22.Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века. (Из истории общественно-политической мысли России) // Московский университет, Москва, 1994.
23.Новиков Н. И. Избранные сочинения // Госполитиздат, Москва-Ленинград, 1951.
24.Песталоцци. Новиков. Каразин. Ушинский. Корф. Биографические повествования. Под ред. Болдырева Н. Ф. // Урал, Челябинск, 1997.
25.Платонов О. А. Терновый венок России. История масонства 1731 – 1995. // Родник, Москва, 1995.
26.Привалова Е. П. Социальная проблема на страницах журнала Новикова “Детское чтение для сердца и разума” (В сборнике XVIII век. Сборник 11. Н. И. Новиков и общественно-литературное движение его времени. Под ред. Макогоненко Г. П.) // Наука, Ленинград, 1976.
27.Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I // Академический проект, Санкт-Петербург, 2001.
28.Радищев А. Н. Полное собрание сочинений. // Изд-во Академии наук СССР. Москва-Ленинград, 1938. Т. 1.
29.Русская мысль в век Просвещения. Под ред. Уткина Н. Ф. и Сухова А. Д. // Наука, Москва, 1991.
30.Сатирические журналы Н. И. Новикова. Под ред. Беркова П. Н. // изд-во Академии наук СССР, Москва-Ленинград, 1951.
31.Усова С. Е. Н. И. Новиков: его жизнь и общественная деятельность. (В сборнике: Современники. Жизнь и деятельность Е. Р. Дашковой и Н. И. Новикова) // Альфа, Москва, 1991.

Вопрос-ответ:

Какие взгляды формировались у Николая Новикова?

Николай Новиков разделял просветительские идеи эпохи, в том числе важность образования, свободы слова и мысли, и реформ в Российской империи.

Какие идеи пыталась пропагандировать Комиссия нового Уложения, возглавляемая Николаем Новиковым?

Комиссия нового Уложения ставила перед собой задачу разработки нового законодательства, основанного на идеях свободы и равенства перед законом, а также развития образования и науки.

Какие мартинистские идеи привлекли Николая Новикова?

Николай Новиков был привлечен идеями московских мартинистов, которые выступали за прогрессивные изменения и включение России в Европейское Просвещение.

Какова была роль Николая Новикова в книгоиздательстве?

Николай Новиков был одним из основателей и активным участником книгоиздательской деятельности, выпускал просветительские и научные произведения, играя важную роль в распространении знаний и идей в обществе.

Какие взгляды формировались у Новикова в период его просветительской деятельности?

В период просветительской деятельности Новиков интересовался идейным воспитанием и развитием народа. Он придерживался идей просвещения, ставил перед собой задачу сделать образование доступным для всех слоев населения и боролся за свободу мысли и слова.

Что представляла собой Комиссия нового Уложения и какое значимое место занимал Новиков в ней?

Комиссия нового Уложения была создана Екатериной II для разработки нового законодательства. Новиков занимал должность академика-секретаря и был ответственным за составление и публикацию законов. Его работа в комиссии позволила ему более глубоко погрузиться в изучение законотворческой деятельности и влиять на формирование нового законодательства.

Какую роль играла Екатерина II в жизни Новикова?

Екатерина II была просвещенной монархом и принимала активное участие в развитии науки и образования. Она поддерживала Новикова и его идеи просвещения, что позволило ему влиять на государственную политику и воплощать свои идеи в жизнь.

Какую роль играл Новиков в развитии книгоиздания?

Новиков активно занимался книгоиздательским делом и основал собственное издательство. Он издавал многочисленные произведения русских и зарубежных авторов, пропагандируя идеи просвещения и публичности. Благодаря его усилиям, книги стали более доступными для широкой аудитории.

Какое значение имело масонство для Новикова и его связь с московскими мартинистами?

Масонство для Новикова было философско-религиозным течением, которое способствовало его саморазвитию и формированию его просветительской идейной позиции. Он был связан с московскими мартинистами, которые исповедовали идеи просвещенной монархии и пропагандировали идеи свободы и братства. Вместе они работали над публикацией журнала "Московский журнал", где отражались их идеи и прогрессивные мысли того времени.