Формы и методы муниципального регулирования предпринимательства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 3737 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 25.01.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. «Сущностные характеристики организационно-экономических отношений на муниципальном уровне в России»
1.1 Основная концепция деятельности МСУ
1.2 Сущность муниципального управления
Глава 2. Особенности малого предпринимательства в России
2.1 Роль малого предпринимательства в России
2.2 Правовое определение малого предпринимательства
2.3 Налоги и малое предпринимательство
2.4 Лицензирование в сфере малого предпринимательства
2.5 Малое предпринимательство в социо-культурной сфере
2.6 Практические формы и методы муниципального регулирования предпринимательства
Заключение
Список литературы
Аннотация

Фрагмент для ознакомления

Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, повышением покупательского спроса населения, вызванного ростом реальных доходов населения.
Наиболее значительный рост показателей зафиксирован в IV квартале, что во многом связано с традиционным (сезонным) оживлением в секторе социо-культурной сфере в конце года.
Динамика оценок экономического положения организаций социо-культурной сферы
Таблица 2.4
Доля организаций, экономическое положение которых оценено как «благоприятное» и «удовлетворительное» III квартал 2004 IV квартал 2004 I квартал 2005 II квартал 2005 III квартал 2005 IV квартал 2005 Малые предприятия 77 79 82 83 81 84 Средние и крупные предприятия 87 87 89 88 89 92
Несмотря на то, что оценки общего экономического положения во II полугодии 2004 года на малых предприятиях социо-культурной сферы традиционно ниже, чем на крупных и средних предприятиях, в деятельности малых предприятий отмечены позитивные изменения:
возрос объем продаж в натуральном выражении;
увеличились заказы на поставку товаров;
улучшилось положение с занятостью.
Индекс предпринимательской уверенности, рассчитанный для малых предприятий социо-культурной сферы, увеличился в IV квартале 2005 года по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 4 п.п. и составил (+3)%. Вместе с тем, значение индекса, рассчитанное для средних и крупных организаций выше – (+6)% и его положительное значение сохраняется на протяжении двух с половиной лет, что свидетельствует о более устойчивом положении крупных фирм в социо-культурной сферы.
Динамика оценок изменений основных показателей деятельности
малых организаций
Таблица 2.5

Основные показатели Баланс оценок 2004 год 2005 год I квартал 2006 года III квартал IV квартал III квартал IV квартал Объем продаж в натуральном выражении 0 +8 +5 +14 +12 Численность занятых -9 -8 -4 -2 +1 Обеспеченность собственными финансовыми ресурсами -6 -4 -3 -1 +3 Прибыль +3 +4 +3 +8 +10
Во втором полугодии 2005 года сохранилось преобладание доли малых организаций, у которых отмечен рост объема продаж над долей тех, у которых отмечено снижение показателя.
Среди главных факторов, в наибольшей степени сдерживающих развитие малого предпринимательства в социо-культурной сфере, руководители предприятий продолжают отмечать: высокий уровень налогов, недостаточный платежеспособный спрос населения, нехватку собственных финансовых средств, высокие транспортные расходы и высокую арендную плату. Во II полугодии снизились доли предприятий, отметивших значимость таких факторов как: «высокий уровень налогов», «недостаток собственных финансовых средств
По мнению предпринимателей, положительные тенденции в деятельности малых организаций социо-культрной сферы в II квартале 2006 года замедлятся и будут характеризоваться:
увеличением объема продаж в натуральном выражении;
незначительным ростом занятости;
повышением обеспеченности собственными финансовыми средствами.
Замедление позитивных процессов в значительной мере обусловлено сезонным и календарным факторами, характерными для начала года.
2.6 Практические формы и методы муниципального регулирования предпринимательства
Поддержка предпринимательства является, в первую очередь задачей региональных структур исполнительной власти, органов местного самоуправления и фискальных органов. Их усилия должны быть направлены на создание необходимых условий эффективного функционирования малого предпринимательства, повышения его в роли в экономике.
Например, раздел «Развитие предпринимательства и туризма» являясь, составной частью Программы «Социально-экономическое развитие Мирнинского района Республики Саха (Якутия) на 2005-2010 годы», разработан в соответствии с Республиканской целевой программой «Развитие предпринимательства и потребительского рынка непродовольственных товаров и услуг в Республике Саха (Якутия) на 2003-2006 годы», Программой «Развитие предпринимательства и занятости в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) на 2004-2006 годы».
Срок реализации рассчитан на 2005-2010 годы и предусматривает реализацию следующих перспективных направлений:
1.Поддержка малого предпринимательства;
2.Развитие рынка платных услуг населению.
Сроки реализации мероприятий 2005-2010 годы.
Система мероприятий представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативной правовой среды для развития малого предпринимательства, финансово-имущественной и информационно-образовательной поддержки малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру в области предпринимательства.
В основу положено формирование стабильной и устойчивой среды малого предпринимательства на территории района через совершенствование системы муниципальной поддержки на всех уровнях, обеспечение равных прав для реализации предпринимательской инициативы и бизнес проектов. Что в первую очередь связано с созданием благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, активизацией организационно-методической и разъяснительной работы и усилением ответственности муниципальных служащих. Данное направление работы невозможно без активизации деятельности общественных организаций предпринимателей района МО.
Большое внимание уделяется обычно развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса.
Одним из приоритетных направлений поддержки малого бизнеса определено его информационное обеспечение через печатные материалы, СМИ и с использованием современных информационных технологий. Так, в течение первого этапа Программы (до 2007 г.) планируется создать информационный интернет ресурс «Деловой Мирный», позволяющий существенно расширить границы ведения бизнеса для субъектов малого предпринимательства, что в силу географических особенностей района и его населенных пунктов станет реальным вектором дальнейшего развития. Начиная с начала второго этапа (2008 г.) Интернет ресурс должен выйти на самоокупаемость.
В качестве основного направления поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании рассматривается механизм компенсации банковских процентных ставок из средств муниципального бюджета и через действующий Фонд поддержки малого предпринимательства. Так, по предварительным расчетам, 1 рубль вложенных средств (компенсация 50% ставки) позволяет привлечь до 10 рублей заемных средств банков. Таким образом, средства, предусмотренные в Программе на данные мероприятия, позволят привлечь порядка 100 млн. рублей и реализовать в течение срока Программы 100-150 предпринимательских проектов, в т.ч. проектов начинающих предпринимателей, что в конечном итоге позволит создать новые рабочие места (300-500 н.р.м.) и вовлечь в малый бизнес экономически активное население района. Система мероприятий направлена на обеспечение потребностей населения и экономики района платными услугами, увеличения объемов производства и номенклатуры услуг, повышения их качества, а также распространение самостоятельной инициативы, предпринимательской активности граждан в сфере платных услуг и обеспечение дополнительной
Таким образом, МСУ имеет большой инструментарий управлением предпринимательства на своей территории


Заключение
Проблемы малого и среднего предпринимательства разнообразны и сложны. В настоящее время для малых и средних предприятий (МСП) характерны низкий, неадекватный уровень технологии и навыков управления; недостаточность потенциала НИОКР; ограниченный доступ к технологии и технологической информации. На МСП нередко используется неэффективное оборудование с низким уровнем производительности, низким уровнем выхода продукции, добавленной стоимости и основного капитала на одного работающего; в то же время его замена в рамках возможностей внутреннего рынка чрезвычайно затруднена. Малый бизнес испытывает сложности в маркетинге и реализации продукции, в том числе в поставках за рубеж. Кроме того, его развитие сдерживает высокая конкуренция среди МСП на внутреннем и внешнем рынках, проникновение крупных предприятий на рынки той продукции, которая выпускается преимущественно МСП, а также ограниченный доступ к финансовым источникам, более высокая стоимость кредитных ресурсов и повышенная стоимость сырья в связи с закупками его небольшими партиями.
МСП нуждаются в специальной государственной политике содействия, дифференцированной в зависимости от условий, наличия финансовых средств, технологии, рабочей силы, сырьевых ресурсов, размеров внутреннего рынка. Формы политики содействия носят универсальный характер.
Федеральное регулирование малого предпринимательства затруднено и осуществимо лишь по отдельным приоритетным направлениям или комплексам народного хозяйства. Но оно возможно на уровне региона, города, района: местные органы власти имеют достоверную информацию о состоянии спроса и предложения на рынке, объемах производства товаров (услуг), перспективах и возможностях развития тех или иных отраслей. Эти же органы располагают нужными средствами и рычагами для регулирования малого бизнеса, смысл которого состоит в том, чтобы создавать экономические условия для развития малого бизнеса в приоритетных и перспективных отраслях и производствах, направлять его по пути, выгодному как ему, так и муниципальному образованию в целом.
В целях оптимизации регулирования и поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне, прежде всего, требуется прорыв «инвестиционной блокады» малого предпринимательства, в том числе формирование действенного мотивационного механизма привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу малого бизнеса, особенно функционирующего на инновационной основе в сфере производства. Не менее важно сформировать эффективную систему инфраструктурного обеспечения малого бизнеса на региональном и местном уровнях, а также добиться взаимодействия малого и крупного бизнеса, органов местного самоуправления и структур МСП. Наконец, следует повысить роль местных исполнительных органов в создании условий, обеспечивающих органичное единство и оптимальную структуру малого, среднего и корпоративного предпринимательства в регионе, и в частности на территории Астрахани.
Экономические и правовые основы развития малого бизнеса только формируются. Научная разработка связанных с этим вопросов, а также обобщение отечественного и зарубежного опыта развития малого бизнеса отстают от требований динамично развивающейся практики. До сих пор отсутствует и стимулирующий механизм реализации государственной политики развития малого предпринимательства.
Выбор средств и рычагов воздействия на развитие малого бизнеса определяется состоянием и структурой производства, конкретно поставленной задачей, наличием ресурсов, имеющихся в распоряжении соответствующих местных органов. Но меры по регулированию и поддержке малого бизнеса и предпринимательства муниципальные органы призваны осуществлять лишь в рамках своей компетенции и предоставленных им законодательных прав.
Список литературы
Аборнева О., Ремизов Д. Малое предпринимательство в Воронежской области. — Предпринимательство в России, 1997, № 2. – С.11-19
Авилова А. Малый бизнес в 1997 году. — Бизнес и политика, 1997, № 4.-С.7
Авилова А., Голикова В. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне. — Предпринимательство в России, 1997, № 3.-С.9
Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. — М.— Л., Госиздат, 1928, 468 с.
Воронин Г.А., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. — М., Моск. обществ, научн. фонд, 1997. – 316с.
Местное самоуправление в современной России: аналитический доклад «Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России». — М., Моск. обществ, науч. фонд, 1998, 240с.
Муниципальное экономическое развитие: муниципальные экономические программы городов Нижний Новгород, Саратов, Ярославль. — М., Фонд «Институт экономики города», 1999, 383 с.
Никифорова, В. Г. Муниципальное регулирование и поддержка малого бизнеса :На примере Астрахани. //Правоведение. -1999. - № 1. - С. 261 - 262
Савас Э.С. Приватизация: ключ к рынку. — М., Дело, 1992, 411 с.
Региональные исследования по формированию частного сектора. Этап V. Отчет по результатам оценки внешней среды и политики, непосредственно влияющих на развитие частного сектора. М.: Межведомствен ный аналитический центр, 2006. – С.11

 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.
Трактовка Л. А. Велихова.
Московцева, Л. В. Организационно-экономические основы функционирования муниципального хозяйства в России / Л. В. Московцева, Е. А. Колесниченко // Социально-экономические явления и процессы. 2006. № 1-2
Велихов В.А. Основы городского хозяйства. Москва, Ленинград, Госиздат, 1998.- 468 с
Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Моск. обществ, научн. фонд, 1997
Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. Моск. обществ, научн. фонд. 1997, С.20
Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. — М. — Л., Госиздат, 1928.с. 437—439
Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. — М., Моск. обществ, научн. фонд, 1997, с.22—23
Аборнева О., Ремизов Д. Малое предпринимательство в Воронежской области. — Предпринимательство в России, 1997, № 2.

Авилова А., Голикова В. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне. — Предпринимательство в России, 1997, № 3
Авилова А., Обыденнова Т., Приписное В., Чепуренко А. Финансовые и институциональные проблемы российского малого предпринимательства (региональные аспекты) (1995-1997). Отчет по проекту TACIS АСЕ T94-1052-R. М., РНИСи НП, 1997
Авилова А. Малый бизнес в 1997 году. — Бизнес и политика, 1997, № 4.
Аборнева О., Ремизов Д. Малое предпринимательство в Воронежской области. — Предпринимательство в России, 1997, № 2
Региональные исследования по формированию частного сектора. Этап V. Отчет по результатам оценки внешней среды и политики, непосредственно влияющих на развитие частного сектора. М.: Межведомствен ный аналитический центр, 2006. – С.11
Никифорова, В. Г. Муниципальное регулирование и поддержка малого бизнеса :На примере Астрахани. //Правоведение. -1999. - № 1. - С. 261 - 262
Никифорова, В. Г. Муниципальное регулирование и поддержка малого бизнеса :На примере Астрахани. //Правоведение. -1999. - № 1. - С. 261 - 262












8










Органы местного самоуправления


Частные
структуры


Государственные органы


Экономический
интерес

Формирование собственной экономической базы и сохранение максимально возможного контроля за деятель-ностью органов местного самоуправления

Максимизация доходов и обеспечение льготного режима функционирования со стороны государства и местного самоуправления

Финансово-экономическая помощь со стороны государственных структур

Список литературы
1.Аборнева О., Ремизов Д. Малое предпринимательство в Воронежской области. — Предпринимательство в России, 1997, № 2. – С.11-19
2.Авилова А. Малый бизнес в 1997 году. — Бизнес и политика, 1997, № 4.-С.7
3.Авилова А., Голикова В. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне. — Предпринимательство в России, 1997, № 3.-С.9
4.Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. — М.— Л., Госиздат, 1928, 468 с.
5.Воронин Г.А., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. — М., Моск. обществ, научн. фонд, 1997. – 316с.
6.Местное самоуправление в современной России: аналитический доклад «Реализация законодательства Российской Федерации по вопросам местного самоуправления и основные проблемы развития местного самоуправления в современной России». — М., Моск. обществ, науч. фонд, 1998, 240с.
7.Муниципальное экономическое развитие: муниципальные экономические программы городов Нижний Новгород, Саратов, Ярославль. — М., Фонд «Институт экономики города», 1999, 383 с.
8.Никифорова, В. Г. Муниципальное регулирование и поддержка малого бизнеса :На примере Астрахани. //Правоведение. -1999. - № 1. - С. 261 - 262
9.Савас Э.С. Приватизация: ключ к рынку. — М., Дело, 1992, 411 с.
10.Региональные исследования по формированию частного сектора. Этап V. Отчет по результатам оценки внешней среды и политики, непосредственно влияющих на развитие частного сектора. М.: Межведомственный аналитический центр, 2006. – С.11

Вопрос-ответ:

Какова основная концепция деятельности МСУ?

Основная концепция деятельности Муниципальных Советов Управления (МСУ) заключается в том, чтобы обеспечить развитие предпринимательства на муниципальном уровне и улучшить условия для предпринимательской деятельности. МСУ осуществляет регулирование предпринимательских отношений, разрабатывает и принимает муниципальные программы и стратегии по развитию предпринимательства, а также предоставляет поддержку и консультации предпринимателям.

Что такое муниципальное управление?

Муниципальное управление - это система органов власти на муниципальном уровне, которые осуществляют управленческую деятельность в интересах населения и предпринимательства. Муниципальное управление регулирует социально-экономические отношения на территории муниципалитета, разрабатывает и реализует муниципальные программы и проекты, предоставляет поддержку и услуги населению и предпринимателям в сфере предпринимательства.

Какова роль малого предпринимательства в России?

Малое предпринимательство играет важную роль в экономике России. Оно способствует развитию местных экономик, созданию новых рабочих мест, повышению уровня жизни населения и улучшению инфраструктуры. Малые предприятия также вносят значительный вклад в формирование бюджета страны через уплату налогов.

Как определяется малое предпринимательство с правовой точки зрения?

Правовое определение малого предпринимательства может варьироваться в разных странах и регионах. В России, согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства», малым предпринимателем считается юридическое или физическое лицо, выполняющее предпринимательскую деятельность и соответствующее критериям, установленным законодательством. Критериями могут быть размеры выручки, численность работников и другие факторы.

Какая основная концепция деятельности муниципальных служб управления?

Основная концепция деятельности муниципальных служб управления заключается в обеспечении эффективного функционирования муниципального образования, создании благоприятных условий для предпринимательства и развития экономики на муниципальном уровне.

Как можно описать сущность муниципального управления?

Сущность муниципального управления состоит в осуществлении органами местного самоуправления функций управления на территории муниципального образования, включая осуществление регулирования, контроля и поддержки предпринимательской деятельности.

Какую роль играет малое предпринимательство в России?

Малое предпринимательство играет важную роль в экономике России. Оно создает рабочие места, способствует развитию региональной экономики, повышению уровня жизни населения и внутренней стабильности страны.

Как определяется малое предпринимательство с юридической точки зрения?

Малое предпринимательство в России определяется законодательством как деятельность коммерческой организации, занимающейся предпринимательской деятельностью и соответствующей определенным критериям, таким как количество сотрудников, сумма годового дохода, балансовая стоимость активов.

Какие налоги связаны с малым предпринимательством?

Малые предприниматели в России обязаны уплачивать различные налоги, включая налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), единый налог на вмененный доход и другие региональные и муниципальные налоги.

Какие формы и методы муниципального регулирования предпринимательства существуют?

Формы и методы муниципального регулирования предпринимательства включают в себя различные инструменты, такие как разработка и принятие нормативно-правовых актов на муниципальном уровне, предоставление муниципальных услуг и поддержки предпринимателей, создание специальных муниципальных органов управления экономикой, организация конкурсов и программ поддержки малого предпринимательства, предоставление льгот и субсидий, проведение публичных слушаний и общественного контроля за организацией предпринимательской деятельности и многое другое.

Какая роль малого предпринимательства в России?

Малое предпринимательство играет важную роль в экономике России. Оно является движущей силой развития и инноваций, создает рабочие места, способствует укреплению конкурентоспособности российской экономики, развитию регионального предпринимательства, снижению уровня безработицы, увеличению доходов населения и повышению жизненного уровня. Малые предприятия также способствуют разнообразию товаров и услуг, создают благоприятный климат для инвестиций и предоставляют возможности для самореализации граждан и развития местных сообществ.