Формирование и методы регулирования муниципальной экономики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственное и муниципальное управление
  • 4040 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 25.01.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Формы и методы регулирования муниципальной экономики


Оглавление
Аннотация
Введение
Глава 1 Муниципальная экономика
1.1. Предмет муниципальной экономики
1.2. Правовая база для реализации муниципальной экономики
1.3. Условия реализации муниципальной экономики
Глава 2 Формы и методы регулирования муниципальной экономики
2.1. Формы регулирования муниципальной экономики
2.1.1. Планирование и прогнозирование
2.1.2. Управление муниципальной собственностью
2.1.3. Бюджетное, налоговое, тарифное, ценовое регулирование
2.1.4. Экономическое регулирование предпринимательской деятельности
2.1.5. Экономическое регулирование потребительского рынка
2.1.6. Внешнеэкономическое регулирование
2.2. Методы регулирования муниципальной экономики
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Большинство из этих преград может быть устранено силами муниципальной власти при проведении умелой политики поддержки малого предпринимательства как составной части муниципальной промышленной политики.
К числу форм и методов поддержки малого предпринимательства со стороны местной власти можно отнести:
содействие объединению малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономических структур и финансово-промышленных групп. Это может обеспечить гарантированные рынки сбыта для малого бизнеса;
участие в учреждении местных фондов поддержки малого предпринимательства, а также страховых и залоговых фондов;
организацию для субъектов малого предпринимательства конкурсов бизнес-планов по решению насущных задач муниципального образования с последующей выдачей муниципального заказа;
установление налоговых льгот;
развитие систем взаимного и ипотечного кредитования;
создание муниципальных или смешанной формы собственности бизнес-инкубаторов;
создание учебно-деловых и консультационных центров содействия малому предпринимательству, наблюдательных советов и др.
Сознавая возрастающую роль малого бизнеса и необходимость комплексного подхода к его поддержке, ряд городов разработал и реализует муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.
Одним из направлений муниципальной промышленной политики является работа по регистрации субъектов хозяйственной деятельности и лицензированию отдельных ее видов, предусмотренных законодательством. Через эти функции муниципальная власть может стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие отдельных видов хозяйственной деятельности на территории муниципального образования.
Оптимальной формой конкуренции в муниципальной сфере считается, если одни и те же виды работ на данной административной территории выполняют одновременно муниципальные и частные организации, т.е. когда задействованы различные схемы работ. Например, организованные подобным образом системы сбора бытового мусора действуют во многих крупных городах мира. Одни районы города обслуживают по контрактам частные фирмы, другие – муниципальное управление. Получается, что городское управление конкурирует за право работать с частными фирмами. Такая распространяющаяся практика, которая приводит к повышению эффективности и снижению затрат, стала называться участием государственных организаций в конкуренции.
Если, появляются признаки снижения конкурентоспособности частного сектора, органы местного самоуправления могут расширить масштабы деятельности подведомственных организаций, отдавая меньше подрядов на сторону. Действительно, угроза остаться без заказов, висящая в равной мере и над государственным, и над частным секторами, является наилучшим средством поддержания эффективности обоих на должном уровне. Угрозы вмешательства муниципалитета, что действительно часто случается на практике, обычно оказывается достаточно, чтобы гарантировать хорошую работу подрядчиков города. А то, что муниципальная организация выполняет часть общего объема работ, означает, что без труда может при необходимости заменить любого подрядчика муниципальной организацией.
2.1.5. Экономическое регулирование потребительского рынка
Потребительский рынок сегодня почти полностью находится в руках частного сектора. Муниципальная власть не устанавливает ни объемы поставок, ни привязку потребителей к поставщикам, ни цены на важнейшие продовольственные и непродовольственные товары (мы не касаемся здесь вопроса о естественных монополиях).
Однако муниципалитеты имеют свои рычаги влияния на потребительский рынок и должны активно пользоваться ими в интересах населения. В условиях массовых задержек заработной платы возможность приобретения важнейших средств существования по доступным ценам для широких слоев населения стала вопросом жизни. И сам муниципалитет, и муниципальные предприятия и учреждения закупают (в т.ч. за счет бюджетных средств) на потребительском рынке продукты питания для детских учреждений, больниц и др., медикаменты, топливо, транспортные средства, материально-технические ресурсы для содержания и ремонта муниципального жилого и нежилого фонда и т.д.
В целях сокращения затрат на эти цели органы местного самоуправления создают специальные структуры, занимающиеся изучением ситуации на потребительском рынке и заключением договоров на товарные поставки продовольствия и другой продукции для муниципальных нужд. Сильным регулятором цен потребительского рынка являются налоговые льготы. С их помощью можно привлечь на рынки города солидных продавцов из других регионов и даже государств (Средняя Азия, Закавказье) или, наоборот, сдерживать завоз некоторых товаров. Из других экономических регуляторов цен следует отметить ставки арендной платы за торговые и складские помещения.
Муниципальная власть воздействует на потребительский рынок также с помощью административных и контрольных рычагов. К ним могут быть отнесены установление правил торговли на территории муниципального образования, предусмотренное законодательством лицензирование торговли отдельными видами продукции, организация деятельности органов санэпиднадзора, торговой и ветеринарной инспекций, создание муниципальных структур по защите (в том числе судебной) прав потребителей и содействие деятельности соответствующих общественных организаций.
2.1.6. Внешнеэкономическое регулирование
Многие задачи экономического развития муниципальным образованиям выгодно решать в кооперации. Кооперация позволяет удешевлять стоимость продукции для муниципальных нужд за счет увеличения серийности производства, обеспечивать поставку комплектующих деталей и узлов, топливно-энергетических ресурсов, технологий.
Одним из направлений межмуниципальной кооперации является совместное строительство и содержание объектов, обслуживающих несколько соседних муниципальных образований. К числу таких объектов могут относиться водозаборные и водоочистные сооружения, объекты по очистке бытовых стоков, полигоны для захоронения бытовых отходов, мусороперерабатывающие заводы, некоторые объекты социального назначения (больницы, дома культуры и т.д.).
Важным средством активизации межмуниципальных экономических связей для России является проведение выставок-ярмарок. Ярмарочный бизнес получил за последние годы значительное развитие.
Новые возможности межмуниципальной кооперации открывает межрегиональная заемно-инвестиционная система, организованная Правительством Москвы. Ее идея состоит в том, что в Москве имеется достаточный объем кредитных ресурсов, а в других городах имеются выгодные инвестиционные проекты, для которых кредитных ресурсов недостает. Совместное финансирование таких проектов при более низких процентных ставках, чем в обычных коммерческих банках, является выгодным для обеих сторон. Для реализации этой идеи была создана межрегиональная заемно-инвестиционная система. В качестве эмитента облигаций городских займов выступило Правительство Москвы в лице Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка. Отработаны схемы размещения займов, технология и процедуры отбора инвестиционных проектов, типовые документы, созданы необходимые организационные структуры. Уже реализуется ряд совместных проектов с администрациями Краснодара, Воронежа, Ростова. Интерес к работе с этой системой проявляют и некоторые другие города.
Многие города активно участвуют в международных экономических связях как с целью закупок ряда необходимых товаров (подвижной состав транспорта, медикаменты, медицинское оборудование и многое другое), так и для привлечения инвестиций.
Для реализации внешних экономических связей в администрациях этих городов создаются особые структурные подразделения. Их основные задачи:
поиск за пределами муниципального образования партнеров для взаимовыгодного экономического сотрудничества;
формирование пакета заявок на приобретение импортного оборудования и материалов для муниципальных нужд и пакета коммерческих предложений от инофирм на их поставку;
проведение тендерных торгов по заявкам российских и зарубежных партнеров;
участие в подготовке и реализации контрактов, заключаемых администрацией по результатам тендерных торгов;
организация таможенного (консигнационного) склада при муниципальном органе материально-технического обеспечения и эффективное его использование совместно с таможенными органами;
оказание помощи предпринимательским структурам муниципального образования в области внешнеэкономической деятельности.
С предприятиями, поставляющими продукцию на экспорт, администрация города может прорабатывать зачетные схемы оплаты импортного оборудования и товаров в счет налоговых платежей в местный бюджет.
Еще одно из направлений внешних экономических связей – создание совместных предприятий. Это позволяет муниципальному образованию привлечь инвестиции в создание или реконструкцию предприятия, а зарубежному инвестору получить выгодный заказ и долю в прибылях или часть производимой продукции. В ряде городов созданы представительства инофирм.
2.2. Методы регулирования муниципальной экономики
Среди методов регулирования муниципальной экономики едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные. Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.
Поскольку рынок представляет собой во многом самонастраивающуюся систему, влиять на него можно в основном лишь косвенными экономическими методами. Отсюда, однако, не следует, что развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют право на существование. В целом ряде случаев их применение не только допустимо, ни и абсолютно необходимо.
Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно. С одной стороны элементы администрирования несёт в себе, вообще говоря, любой экономический регулятор. Хотя бы потому, что контролируется той или иной муниципальной службой, которая переключает его после принятия соответствующего решения. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса.
Хотя экономические и административные методы имеют некоторое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят её к нулю. Такое случается там, где администрирование экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается в командно-распределительную систему. Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.
В последние годы, когда в России ускорился распад тоталитарного строя, произошло обвальное разрушение системы административного управления экономикой. Далеко не во всем этот процесс был оправдан. Система создавалась десятилетиями, и едва ли разумно разом отказываться от всего, что наработано.
Просматривается, по крайней мере, четыре области, где административные приёмы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами:
область преимущественно административного регулирования – побочные эффекты рыночных процессов. В этой сфере экономические регуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность;
кроме экологических есть немало и других стандартов. Разработка таковых, контроль над их соблюдением всеми, кто участвует в функционировании экономической системы, образуют еще одну, область административного регулирования;
административные приемы оказываются полезными и тогда, когда направлены на защиту интересов региона в системе связей;
последняя область – реализация, целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора.
Экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, как видно весьма обширно. Они давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и ничуть и ничуть не мешают повышению эффективности производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования.
Выводы:
Для проведения эффективной муниципальной политики необходимы соответствующие экономические ресурсы: земля, иные природные ресурсы, объекты городской инфраструктуры, сферы обслуживания и социального назначения, составляющие основу муниципальной собственности, промышленность всех форм собственности, финансовые и другие экономические ресурсы, определяющие в совокупности экономический потенциал территории. Наиболее эффективное использование экономических ресурсов территории в интересах населения составляет суть муниципальной экономической политики.
Для того чтобы местное самоуправление оправдало связанные с ним ожидания, необходимы квалифицированные, теоретически подготовленные кадры, способные эффективно управлять в рыночной среде муниципальной собственностью, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, муниципальными финансами, муниципальными предприятиями и учреждениями, объектами городской инфраструктуры и социальной сферы, разрабатывать и реализовывать муниципальные программы развития и инвестиционные проекты, привлекать к этой работе широкие слои населения и общественные объединения граждан
Заключение
Финансово-экономическая самостоятельность, а, следовательно, и самостоятельность вообще, местного самоуправления может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов, а также при условии возможности долговременного планирования.
Институт местного самоуправления нужно укреплять и развивать не только ввиду его необходимости для оперативного и качественного решения локальных проблем и в частности проблем социального развития, но и по причине его крайней полезности для государственного строительства в целом – как противовеса центробежным устремлением регионов. Задача первостепенной важности – добиться формирования полноценных органов местного самоуправления повсеместно на всей территории России.
Только в результате осуществления всех этих мер может быть выстроена сложная система взаимного сбалансированного контроля региональных и местных органов власти, способствующая стабилизации всего государственного организма Российской Федерации

Список литературы
Конституция Российской Федерации. Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. – М.: АСТ, 2006. – 160 с.
Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2006. –
608 с.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». – М.: Ось-89, 2006. – 32 с.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». – М.: Ось-89, 2005. – 96 с.
Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». – Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4464
Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации/ Отв. ред. Е.Н.Сидоренко.-М.:Юрайт-Издат,2004. – 752 с.
Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке.– М.: Вильямс, 2004.– 272 с.
Друкер П. Практика менеджмента.– М.: Вильямс, 2006.– 398 с.
Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы муниципальной экономики: Учеб. пособие / Моск. обществ. науч. фонд. – М., 2001. – 143 с.
Баркан Д.И. Управление сбытом: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 344 с.
Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – 296 с.
Овсянко Д.В. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 193 с.
www.mirslov.ru


Согласно ст. 48 ГК РФ, наиболее широкое определение всех видов юридических лиц
Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы муниципальной экономики: Учеб. пособие / Моск. обществ. науч. фонд. – М., 2001. С. 5
Здесь и далее в данном разделе приводится ссылка на Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Дефлятор - совокупность различных индексов, используемых для пересчета компонентов валового внутреннего продукта в сопоставимые цены и для характеристики совокупности обобщающих показателей динамики цен. Последнее делает индексы Д. всеобъемлющим показателем, оценивающим масштабы инфляции. Д. рассчитываются путем отнесения величины анализируемого показателя в фактических ценах к его величине в постоянных ценах.(13)

Стратегическое планирование представляет собой последовательность действий и решений, предпринимаемых высшим руководством для разработки конкретных стратегий, обеспечивающих достижение общих целей организации (12, с.102)
Выживание в долгосрочной перспективе автоматически означает, что организация довольно успешно справляется со своими задачами, принося своей деятельностью удовлетворение тем, кто входит в сферу ее делового взаимодействия (11, с.33)












3



Другое движимое и недвижимое имущество

Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта

Имущество органов местного самоуправления

Муниципальные предприятия и организации

Муниципальные внебюджетные фонды

Муниципальная собственность

Средства местного бюджета

Муниципальные земли и другие природные ресурсы

Муниципальные банки и другие финансово-кредитные учреждения

Муниципальные
услуги

использует

предоставляет

РЕСУРСЫ:
природные ресурсы;
местные финансы;
муниципальное имущество;
большая промышленность;
малый и средний бизнес;
внешние ресурсы (займы, инвестиции и пр.)


ЮРИДИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ:
права и полномочия по использованию экономических и других ресурсов


ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
уровень образования и квалификация населения участие и поддержка граждан и общественных объединений в экономическом развитии


Муниципальная власть

Эффективное использование всех видов ресурсов, прав и полномочий
(ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА)


Население

Список литературы
1.Конституция Российской Федерации. Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. – М.: АСТ, 2006. – 160 с.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ЭКСМО, 2006. –
608 с.
3.Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». – М.: Ось-89, 2006. – 32 с.
4.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». – М.: Ось-89, 2005. – 96 с.
5.Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». – Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4464
6.Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации/ Отв. ред. Е.Н.Сидоренко.-М.:Юрайт-Издат,2004. – 752 с.
7.Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке.– М.: Вильямс, 2004.– 272 с.
8.Друкер П. Практика менеджмента.– М.: Вильямс, 2006.– 398 с.
9.Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы муниципальной экономики: Учеб. пособие / Моск. обществ. науч. фонд. – М., 2001. – 143 с.
10.Баркан Д.И. Управление сбытом: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 344 с.
11.Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – 296 с.
12.Овсянко Д.В. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. – 193 с.
13.www.mirslov.ru

Вопрос-ответ:

Какой предмет изучает муниципальная экономика?

Муниципальная экономика изучает процессы, проблемы и особенности экономической деятельности на муниципальном уровне. Она исследует взаимодействие муниципальных органов власти, предприятий и населения с целью обеспечения экономического развития и благосостояния населения.

Какова правовая база для реализации муниципальной экономики?

Правовая база для реализации муниципальной экономики включает в себя Конституцию РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также муниципальные правовые акты, устанавливающие правила и нормы экономической деятельности на муниципальном уровне.

Какие условия необходимы для реализации муниципальной экономики?

Для реализации муниципальной экономики необходимы: наличие развитой инфраструктуры на территории муниципалитета, существование предпринимательской активности и инвестиционного потенциала, наличие эффективной системы управления и контроля в области экономической деятельности, а также создание благоприятного инвестиционного климата.

В чем заключаются формы регулирования муниципальной экономики?

Формы регулирования муниципальной экономики включают: планирование и прогнозирование, управление муниципальной собственностью, регулирование цен и тарифов, финансовое регулирование, стимулирование предпринимательской активности, регулирование земельных отношений и другие меры, направленные на обеспечение устойчивого экономического развития муниципалитета.

Какие формы регулирования применяются при управлении муниципальной собственностью?

При управлении муниципальной собственностью применяются различные формы регулирования, такие как предоставление в аренду или пользование, продажа или аренда земельных участков, долевое участие в капитале предприятий и другие формы пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Какие основные формы и методы регулирования муниципальной экономики?

Основные формы и методы регулирования муниципальной экономики включают планирование и прогнозирование, управление муниципальной собственностью, налоговую политику, финансовое регулирование, управление городскими услугами и инфраструктурой, а также меры по привлечению инвестиций и развитию предпринимательства.

Какая роль у планирования и прогнозирования в регулировании муниципальной экономики?

Планирование и прогнозирование играют важную роль в регулировании муниципальной экономики. Они позволяют определить приоритеты развития города или района, предвидеть возможные риски и проблемы, а также создать стратегию для достижения поставленных целей. Планы и прогнозы также помогают координировать деятельность различных муниципальных органов и организаций, обеспечивая целостность и согласованность развития.

Как управление муниципальной собственностью влияет на муниципальную экономику?

Управление муниципальной собственностью имеет прямое влияние на муниципальную экономику. Это позволяет оптимизировать использование имущества города или района, привлекать инвестиции в развитие инфраструктуры, создавать новые рабочие места и способствовать росту экономики. Кроме того, правильное управление собственностью может повысить доходность муниципального бюджета и обеспечить финансовую устойчивость местных органов власти.

Какие налоговые политики применяются для регулирования муниципальной экономики?

Для регулирования муниципальной экономики применяются различные налоговые политики, включающие налоги на имущество, землю, транспорт, торговлю и услуги. Целью таких политик является стимулирование предпринимательской активности, привлечение инвестиций, обеспечение равномерного распределения доходов и формирование местного бюджета.

Какой предмет изучает муниципальная экономика?

Муниципальная экономика изучает экономические процессы и явления, происходящие на территории муниципальных образований. В основу исследований положены вопросы формирования и использования муниципальных ресурсов, развития инфраструктуры, организации предпринимательской деятельности и многое другое.

Какие законодательные акты регулируют муниципальную экономику?

Муниципальная экономика регулируется федеральными и региональными законами, а также муниципальными нормативно-правовыми актами. К ним относятся Конституция РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации" и другие.