Лидерство и руководство

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная психология
  • 1818 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 13.01.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. Лидерство как социально – психологический феномен
2. Теории лидерства
3. Лидерство и руководство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

К числу психологических составляющих «вероятностной модели» относятся: личностная (или шире — личностно-стилевая) характеристика руководителя и особенности ситуации, в которой он функционирует. Непсихологическая часть модели представлена показателями эффективности (продуктивности) деятельности руководителя.
- Руководство как реализация обмена во внутригрупповом взаимодействии. В этом направлении рассматривается позиция внутридиадного обмена Д. Грена. Среди факторов внутридиадного обмена следует назвать также переменную-модератор, опосредствующую отношения между руководителем и подчиненным. Такой переменной, по мысли Д. Грена и его коллег, является присущая члену социальной организации своеобразная потребность в профессиональном и служебном росте, в поддержке и внимании со стороны руководителя и т.п., неодинаково проявляющаяся у разных людей и в силу этого придающая внутридиадному обмену черты вероятностной связи.
- Руководство как когнитивный феномен. В этом направлении рассматриваются предложенная С. Грином и Т.Митчеллом атрибутивная модель руководства, включающая два основных звена: а) поведение подчиненного - атрибуция руководителя и б) атрибуция руководителя - поведение руководителя.
Рассматривая явление руководства нельзя не отметить его важнейших характеристик. Так, стиль руководства - индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций. А.Л. Журавлев и В.Ф. Рубахин выделяют 7 основных стилей руководства: директивный, коллегиальный, либеральный (попустительский), директивно-коллегиальный, директивно-либеральный, коллегиально-либеральный и смешанный. Основываясь на эмпирических материалах, авторы относят к числу наиболее эффективных с точки зрения продуктивности коллектива и его психологического климата коллегиальное и смешанное руководство. При этом совершенно справедливо указывается на динамический характер стиля руководства; отмечается, в частности, что стилевые особенности руководства претерпевают изменения, вызванные а) социально-психологическим своеобразием коллектива и объективными условиями его деятельности; б) индивидуально-психологическими свойствами руководителя.
Л. Д. Столяренко выделяет три стиля руководства:
Автократический стиль,
Демократический стиль,
Либеральный стиль.
Автократический стиль. Автократический лидер навязывает свою волю исполнителю, апеллируя к потребностям более низкого уровня.
Демократический стиль. Руководители этого стиля управления понимают людей следующим образом:
1) труд — естественный и основной процесс, в котором люди реализуют себя;
2) людям свойственен самоконтроль и они способны к самоуправлению;
на работе используется лишь незначительная часть интеллектуальных возможностей человека;
если создать соответствующие условия, то человек может принести пользу в десятки раз большую, чем приносит обычно.
Руководители с таким пониманием людей нередко занимают демократическую позицию. Она проявляется в следующем: децентрализации полномочий; предоставлении работникам максимальной свободы; контроле результатов, а не процесса работы; участии в управлении каждого работника.
Придерживающиеся этого стиля исходят из того, что между удовлетворенностью работника своим трудом и качеством и количеством труда существует прямая зависимость.
Либеральный стиль. Руководители либеральной ориентации предоставляют подчиненным большую свободу в определении своих целей и контроля за ходом выполнения работы.
Таким образом, феномен лидерства и руководства являются достаточно разными понятиями. Однако на практике в идеале необходимо совпадение лидера и руководителя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. На сегодняшний день существует несколько теорий, рассматривающих феномен лидерства. Основные теории лежат в рамках двух подходов: поведенческого и ситуационного.
По происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении проблемы зачастую описывать эту деятельность как идентичную, хотя это, строго говоря, не является вполне точным. Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.
Исследование стиля руководства является актуальной проблемой. Сегодня существует несколько классификаций руководства. А.Л. Журавлев и В.Ф. Рубахин выделяют 7 основных стилей руководства: директивный, коллегиальный, либеральный (попустительский), директивно-коллегиальный, директивно-либеральный, коллегиально-либеральный и смешанный. Наиболее популярным является деление стилей руководства на автократический, демократический и либеральный.
ЛИТЕРАТУРА
Алифанов С. А. Основные направления понятия лидерства // Социальная психология: Хрестоматия: /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999 - 375 с.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Наука, 1994. - 304 с.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Руковдоство малой группой// Социальная психология: Хрестоматия: /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
Кртевский Л. Р., Рыжак М. М. Стиль руководства и основные направления его исследования // Социальная психология: Хрестоматия: /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 496 с.
Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.



Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999 - 375 с. С. 217

Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 496 с. С. 201
Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с. С. 267

Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 496 с. С. 205
Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с. С. 272
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999 - 375 с. С. 220
Алифанов С. А. Основные направления понятия лидерства // Социальная психология: Хрестоматия: /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Руковдоство малой группой// Социальная психология: Хрестоматия: /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
Кртевский Л. Р., Рыжак М. М. Стиль руководства и основные направления его исследования // Социальная психология: Хрестоматия: /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д, 2005












3

1.Алифанов С. А. Основные направления понятия лидерства // Социальная психология: Хрестоматия: /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
2.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1999 - 375 с.
3.Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М.: Наука, 1994. - 304 с.
4.Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Руковдоство малой группой// Социальная психология: Хрестоматия: /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
5.Кртевский Л. Р., Рыжак М. М. Стиль руководства и основные направления его исследования // Социальная психология: Хрестоматия: /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003. — 471 с.
6.Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. — Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 496 с.
7.Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.

Вопрос-ответ:

Что такое лидерство?

Лидерство - это способность человека влиять на других и направлять их действия в определенное русло. Лидером может быть как формальный руководитель, так и просто авторитетный член группы.

Какие теории лидерства существуют?

Существует несколько теорий лидерства, среди которых: теория трех осей, теория предвзятости, теория черт лидерства и теория ситуационного подхода.

В чем разница между лидерством и руководством?

Лидерство и руководство имеют схожие цели, но различаются в подходе к достижению этих целей. Лидерство сконцентрировано на влиянии на других и вдохновении их на добровольное последование, в то время как руководители обычно дают указания и контролируют выполнение работы.

Что включает в себя вероятностная модель лидерства?

Вероятностная модель лидерства включает в себя личностные характеристики руководителя, такие как его стиль лидерства и способности, а также особенности ситуации, в которой он работает. Она также учитывает показатели эффективности работы руководителя.

Как руководство реализует обмен внутри группы?

Руководство реализует обмен внутри группы, предоставляя ресурсы и поддержку своим подчиненным в обмен на их выполнение задач и достижение целей организации. Таким образом, руководство обеспечивает эффективную работу и мотивацию внутри группы.

Что такое лидерство?

Лидерство - это социально-психологический феномен, который описывает способность человека влиять на других и мотивировать их к достижению общей цели. Лидерство предполагает наличие определенных навыков и качеств, таких как коммуникабельность, умение принимать решения и управлять конфликтами.

Какие теории лидерства существуют?

Существует несколько теорий лидерства. Одна из них - теория обмена лидерством, которая утверждает, что лидеры и подчиненные обмениваются ресурсами и взаимодействуют на основе взаимной пользы. Еще одна теория - теория контингентности, которая утверждает, что эффективность лидерства зависит от ситуации и соответствующего стиля лидерства.

В чем разница между лидерством и руководством?

Лидерство и руководство - это два разных понятия. Лидерство предполагает влияние на других людей и мотивацию к достижению общей цели, в то время как руководство подразумевает непосредственное управление и координацию деятельности группы. Лидерство может быть неформальным, тогда как руководство, как правило, официально назначается на должность.

Какие показатели эффективности руководителя можно использовать?

Показатели эффективности руководителя можно оценивать по различным критериям: достижению поставленных целей, уровню производительности, уровню удовлетворенности сотрудников и клиентов, уровню конфликтов в коллективе и т.д.

Какие психологические факторы влияют на руководителя?

Психологические факторы, влияющие на руководителя, включают личностные характеристики, такие как лидерский стиль, коммуникабельность, способность принимать решения и управлять конфликтами. Также важны особенности ситуации, в которой руководитель функционирует, такие как размер и структура группы, уровень формализации и т.д.

Что такое лидерство?

Лидерство - это социально-психологический феномен, который предполагает возможность влиять на поведение и мнения других людей, чтобы достичь совместной цели. Лидер обладает определенными личностными характеристиками и способностями, которые позволяют ему эффективно взаимодействовать с группой людей и направлять их усилия.