Агрессия межличностных отношений

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социальная психология
  • 1717 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 13.01.2009
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение

1. Агрессия и межличностные отношения: терминологический анализ
2. Проявления агрессии в межличностных отношениях
3. Преодоление агрессии в межличностных отношениях

Заключение

Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Речь — величайший дар человеку. До тех пор пока ребенок не умеет говорить, он может действовать в сфере межличностного общения излишне прямолинейно. То, что выглядит со стороны агрессией, может на самом деле являться лишь неумением выразить свое желание «иным» способом. Вырывая из рук другого ребенка игрушечный грузовик в ходе игры, дитя вовсе не проявляет агрессии: он просто желает немедленно получить то, что видит. На этом этапе задача взрослого понемножку учить его разным способам межличностного взаимодействия с другими детьми: поменяться игрушками, поиграть вместе. При этом ребенок с каждым днем все лучше осваивает речь, и потому вскоре будет готов к тому, чтобы действовать не руками, а словами — попросить, договориться.
Прежде всего нужно помнить правило: ребенку требуется как можно больше позитивного внимания и как можно меньше негативного.
Если он ударил другого ребенка, не надо делать ему «подарок» в виде собственной реакции. Можно подойти не к виновнику, а к жертве: обнять обиженного малыша, погладить его по голове, утешить. Сказать ему что-нибудь вроде: «Не огорчайся, пожалуйста. Он не хотел сделать тебе больно». Отвести его в сторонку, дождаться, пока он успокоится и займется чем-нибудь, и лишь после этого вернуться к виновнику.
Если его целью было привлечение внимания, он убедился — такой способ не подходит.
Нужно установить четкие правила: «Мы никого не бьем. Если чувствуешь, что злишься, хочешь кого-нибудь ударить — отойди в сторонку. Можешь подойти ко мне и рассказать, что тебе хочется драться». Разумеется; это не текст для дословного повторения ребенку, а лишь общая схема. Нужные слова каждый взрослый найдет сам. Нужно учить ребенка узнавать свои чувства, признавать их, выражать словами, а не кулаками.
Можно поиграть с ним в воздушные шарики. Взяв шарик, говорят потенциально агрессивному ребенку: «Представь себе, что ты — такой шарик. Вот ты начинаешь сердиться, все больше и больше. (Шарик надувается). Злости в тебе все больше и больше, ты уже весь ею заполнен, вот как этот шарик, такой же надутый. Что же дальше делать? Еще немножко злости — шарик — бац! — и лопнет. (Можно это и продемонстрировать — надуть шарик посильнее, чтобы он действительно лопнул). Или наткнется на что-нибудь — и тоже будет взрыв, лопнет шарик. Что же нам делать? А давай мы осторожненько, понемножку будем воздух из шарика выпускать. Так аккуратно его и сдуем. Вот, смотри, он остался целый, не лопнул. Так и злость из себя можно выпускать — тихо, осторожно»1.
Даже маленькому ребенку вполне под силу освоить некоторые простые навыки релаксации.
Нужно учить его расслаблять мышцы, глубоко дышать. Вариант - договориться с ним, что, когда он очень сильно злится и ему хочется драться, он имеет право выйти в другую комнату и там громко крикнуть или бросить что-нибудь на пол. По мере взросления ребенка надобность в таких прямых способах выражения будет отпадать — ему достаточно будет высказываться словами.
Важно разрешить ребенку в воображении переживать ситуации, которые сопровождаются его агрессией в реальности. Например, он отбирает у детей игрушки. В этом случае предлагается ему представить, что все на свете игрушки вдруг стали — его! «Давай придумаем, как все это будет...» Можно записывать эти истории, рисовать к ним картинки. Эффект оказывается очень положительным! В какой - то момент ребенку просто становится смешно, он сам начинает высмеивать собственные «грабительские» устремления, и это помогает ему намного лучше действовать в реальной жизни, так как он начинает, согласно Ю.В.Баскиной, «понимать свои права и права других людей»2.
Если родитель чувствует, что своими силами проблему детской агрессивности ему разрешить не удается, нужно обратиться за помощью.
Подобные вещи нельзя пускать на самотек: агрессивное поведение ребенка провоцирует агрессию родителей, они буквально «заражаете» друг друга гневом, раздражением, и с каждым днем выбраться из этой эмоциональной ловушки становится все труднее. И это не говоря о том, что за пределами семьи, в «большом мире», жизнь ребенка, который не умеет справляться со своими агрессивными импульсами, очень нелегка.
Возможно, агрессия ребенка в межличностных отношениях вызвана каким-то конкретным внутренним конфликтом, и его разрушительное поведение является сигналом душевного разлада, неблагополучия, стресса. В работе с детьми психологи используют методы игровой психотерапии. В безопасной обстановке игровой комнаты ребенок получает возможность выразить то, что мучает его, заставляя вести себя агрессивно. Лишь после этого можно переходить к следующей задаче — освоению новых навыков межличностного общения.





















Заключение

Агрессия проявляется в двух формах: в форме враждебной агрессии, которая поддается такими эмоциями, как гнев и намерение причинить вред, и в форме инструментальной агрессии, являющейся лишь средством достижения какой-то цели.
Известны три общие теории агрессии. Теория инстинктивной агрессии (которую, кстати, традиционно связывают с именами Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца) исходит из того, что агрессивная энергия накапливается в человеке подобно тому, как вода накапливается в запруде. Хотя эта теория и не нашла экспериментального подтверждения, агрессивность индивида – участника межличностных отношений, тем не менее, зависит от таких биологических факторов, как наследственность, химический состав крови и строение мозга. Согласно другой теории, гнев и враждебность есть следствия фрустрации. При наличии возбудителей агрессии подобный гнев способен спровоцировать агрессивные действия. Фрустрация является не следствием депривации как таковой, а следствием разрыва между ожиданиями и реальными достижениями.
Согласно теории социального научения, агрессивное поведение — это результат научения. На собственном опыте и наблюдая за успехами окружающих, люди порой убеждаемся в том, что агрессия, в том числе и в межличностных отношениях, может приносить полезные плоды. Социальное научение агрессии происходит под влиянием семьи, субкультуры и средств массовой информации.
Агрессию в межличностных отношениях можно и нужно нивелировать! Так, Д.Майерс указывает на неагрессивные способы решения трудностей в межличностном общении, а, например, Л.Н.Образцова дает конкретные рекомендации, как справится с агрессией маленьких партнеров по межличностным отношениям (бороться с агрессией лучше всего именно в детском возрасте – это позволит ребенку избежать трудностей в будущем).
Список литературы

Майерс Д. Социальная психология. – С-Пб.: Питер, 2005. – 794 с.
Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 2. – М.: Владос, 1998. – 608 с.
Образцова Л.Н. Когда сдают нервы. – М.: АСТ, 2006. – 60 с.
Популярная психология для родителей. Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Флинта, 1998. – 400 с.
Психология. Под ред. В.Н.Дружинина. – С-Пб.: Питер, 2000. (Социальная психология) – С. 325 – 386.
Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. Сост. Б.А.Душков и др. – М.: Академический проект, 2005. – 848 с.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – С.Пб.: Питер, 1999. – 752 с.

1 Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. Сост. Б.А.Душков и др. – С.Пб.: Питер, 1999. – С.10.
2 Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. – М.: Академический проект, 2005. – С. 289.
1 Психология. Под ред. В.Н.Дружинина. – С-Пб.: Питер, 2000. (Социальная психология) – С. 351.
1 Майерс Д. Социальная психология. – С-Пб.: Питер, 2005. – С. 457.
2 Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 2. – М.: Владос, 1998. – С. 224.
3 Майерс Д. Указ соч. – С. 458.
1 Майерс Д. Указ соч. – С. 473.
1 Майерс Д. Указ. соч. – С. 493.
1 Образцова Л.Н. Когда сдают нервы. – М.: АСТ, 2006. – С. 55.
2 Популярная психология для родителей. Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Флинта, 1998. – С. 255.












17

1.Майерс Д. Социальная психология. – С-Пб.: Питер, 2005. – 794 с.
2.Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 2. – М.: Владос, 1998. – 608 с.
3.Образцова Л.Н. Когда сдают нервы. – М.: АСТ, 2006. – 60 с.
4.Популярная психология для родителей. Под ред. А.А.Бодалева. – М.: Флинта, 1998. – 400 с.
5.Психология. Под ред. В.Н.Дружинина. – С-Пб.: Питер, 2000. (Социальная психология) – С. 325 – 386.
6.Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. Сост. Б.А.Душков и др. – М.: Академический проект, 2005. – 848 с.
7.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – С.Пб.: Питер, 1999. – 752 с.

Вопрос-ответ:

Как можно определить агрессию в межличностных отношениях?

Агрессия в межличностных отношениях может проявляться как физическое насилие, вербальные оскорбления, угрозы, наглость и пренебрежение к другим людям. Она может быть видна через повышенную конфликтность, неспособность к сотрудничеству, проявления ярости и злости. Важно обратить внимание на частоту, интенсивность и длительность проявлений агрессии в отношениях между людьми.

Какие причины могут лежать в основе агрессивных проявлений в межличностных отношениях?

Агрессивные проявления в межличностных отношениях могут быть связаны с различными причинами. Неконтролируемый гнев, фрустрация, обида, страх, низкая самооценка, недостаток навыков решения конфликтов — все это может способствовать появлению агрессии во взаимодействии с другими людьми. Проявления агрессии также могут быть результатом влияния внешних факторов, таких как семейная ситуация, социальная среда и т. д.

Как можно преодолеть агрессию в межличностных отношениях?

Преодоление агрессии в межличностных отношениях требует усилий и работы над собой. Важно развивать навыки эмоционального регулирования, умение контролировать гнев и управлять эмоциями. Также полезно изучить навыки конструктивного разрешения конфликтов, общаться с пониманием и уважением к другим людям. Психологическая поддержка, тренинги и саморазвитие могут быть полезными при преодолении агрессии в межличностных отношениях.

Влияет ли агрессия на качество межличностных отношений?

Да, агрессия может значительно повлиять на качество межличностных отношений. Проявления агрессии могут вызывать страх, тревогу и нежелание общаться с агрессивным человеком. Она может разрушить доверие и привести к разрыву отношений. Поэтому важно избегать агрессивных проявлений и стремиться к позитивной и взаимодейственной коммуникации с другими людьми.

Что такое агрессия в межличностных отношениях?

Агрессия в межличностных отношениях - это негативное поведение, направленное на причинение вреда или нанесение вреда другому человеку. Она может проявляться различными способами, включая физическую, вербальную или психологическую агрессию.

Какие проявления агрессии существуют в межличностных отношениях?

Агрессия в межличностных отношениях может проявляться различными способами. Некоторые из них включают физическую агрессию, такую как драки или нападения; вербальную агрессию, такую как оскорбления или угрозы; и психологическую агрессию, такую как изоляция или манипуляция. Также могут быть пассивно-агрессивные проявления, например, игнорирование или отказ от сотрудничества.

Как преодолеть агрессию в межличностных отношениях?

Преодоление агрессии в межличностных отношениях требует понимания ее причин и применения соответствующих стратегий. Важно развивать навыки эмоционального интеллекта, такие как управление гневом и стрессом, а также развивать коммуникативные навыки, включая эмпатию и умение выражать свои чувства и потребности конструктивно. Также полезно улучшить саморегуляцию и конфликтологические навыки, чтобы лучше управлять конфликтными ситуациями.

Какую роль играет речь в межличностных отношениях?

Речь играет важную роль в межличностных отношениях, так как она позволяет людям выразить свои мысли, чувства и потребности. Когда человек не умеет говорить или не уверенно выражает себя, он может проявлять агрессию, чтобы привлечь внимание или достичь своей цели. Поэтому развитие коммуникативных навыков и умение выразить свои мысли являются важными для преодоления агрессии в межличностных отношениях.

Что такое агрессия и как она связана с межличностными отношениями?

Агрессия - это форма поведения, направленная на нанесение вреда или причинение боли другим людям или объектам. В межличностных отношениях агрессия может проявляться через физическое насилие, вербальные оскорбления, психологическую манипуляцию и другие негативные действия.