ПОДГОТОВКАЯ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ И ЕЕ ЭТАПЫ НА ПРИМЕРЕ ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО ЗАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экскурсоведение
  • 2626 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 13.01.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ НОВОЙ ЭКСКУРСИИ
1.1. Определение цели и темы экскурсии
1.2. Изучение и накопление материала
1.3. Выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов
1.3.1. Понятие экскурсионного объекта
1.3.2. Классификация экскурсионных объектов
1.3.3. Отбор экскурсионных объектов
1.4. Составление маршрута экскурсии и объезд (обход) марштрута
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА ЭКСКУРСИИ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ
2.1. Составление текста экскурсии
2.2. Построение экскурсии
2.2.1. Вступление
2.2.2. Основная часть
2.2.3. Заключение
2.3. Логические переходы в экскурсиях
2.4. Составление «портфеля экскурсовода»
2.5. Составление методической разработки экскурсии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ ДЛЯ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»
ПО ТЕМЕ «ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО» ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО ЗАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИП

Фрагмент для ознакомления

В ходе последующего изучения экскурсионной темы по мере появления новых фактических и научных данных, накопления опыта проведения экскурсий по данной теме в методическую разработку вносятся изменения и дополнения.
Методическая разработка определяет тему, цель экскурсии, маршрут и объекты, ее продолжительность, методические приемы показа и рассказа, а также время экскурсии, исходя из которого производится оплата труда экскурсовода. Объем методической разработки зависит от темы и продолжительности экскурсий. Как правило, он не должен превышать 6-12 страниц машинописного текста.
В структуру методической разработки экскурсии входят следующие разделы: описание маршрута экскурсии, расчет времени на остановках и продвижения от одного объекта к другому, перечень экскурсионных объектов и подтем, составляющих содержание экскурсии, организационные и методические указания.
Индивидуальный текст экскурсии должен быть представлен методисту и опытному экскурсоводу для проверки. Он должен отражать реальную экскурсию. Для удобства использования материал может наноситься на карточки. После представления текста и предварительного собеседования методист допускает начинающего экскурсовода к пробной экскурсии, которая прослушивается им лично или опытным экскурсоводом. На основании отзыва о тексте и прослушанной пробной экскурсии методистом или опытным экскурсоводом экскурсовод допускается к проведению экскурсии приказом директора (заведующего) бюро. В случае получения неблагоприятного отзыва экскурсоводу предоставляется право вторичного проведения пробной экскурсии.
Подготовив экскурсионную тему и приобретя опыт ее проведения, экскурсовод тем не менее должен подготавливаться к каждой экскурсии. Такая подготовка включает изучение связанных с темой новых научных данных, информации в периодической печати, по радио и телевидению. Особенно важно включать в экскурсию конкретные факты и сведения о текущей жизни города, края, области, района, событиях, свидетелями которых являются экскурсанты. Использование таких материалов придаст экскурсии актуальность, повысит ее познавательный уровень. Кроме того, следует проанализировать имеющийся опыт, продумать варианты изложения содержания, новые логические переходы применительно к различному составу экскурсантов, наметить, как лучше провести экскурсию в соответствующих условиях сезона, погоды и т. д.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данной работе мы рассмотрели этапы подготовки новой экскурсии на примере обзорной экскурсии по залам Государственного Музея Истории Религии. При создании новой экскурсии важнейшим фактом является прежде всего определить цель этой экскурсии. В данной случае задачей нашей экскурсии является ознакомление слушателя с мировой историей религии, от древнейших времен и архаических верований до наших дней, включая и историю иудаизма, и религию античного мира, и христианства, и его конфессий. Целью рассматриваемой экскурсии можно назвать показ эволюцию религиозных представлений от древности до ХХ в., раскрытие связи религиозных представлений с историческим развитием общества, выделение узловых дат и связанных с ними событий, раскрытие характера вероучения, догматики и ритуальной практики каждой из представляемых религий, дать сравнительный анализ течений в рамках одной конфессии.
Кроме того, важно определить содержание и тему. После этого мы приступаем к предварительной работе над экскурсией, то есть к подбору материалов для будущей экскурсии. В предварительную работу также входит изучение этих материалов (т. е. процесс накопления знаний по данной теме). Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов. Текст экскурсии содержит вступление, основную часть и заключение. В данной экскурсии к вступлению относится рассказ о специфике музея и предваряется изложение темы. Во вступлении отмечается, что музей не является пропагандистским центром религии или атеизма, но знакомит с историей развития религиозных представлений и историей свободомыслия.
На заключительной ступени происходит прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.
Решающее значение в успехе разработки новой экскурсионной темы имеют объекты. Именно они составляют тот познавательный материал, который является зрительной основой в раскрытии темы, главный аргумент в доказательствах экскурсовода. Необходимо отметить зависимость экскурсионного процесса в целом, его содержания, методики преподнесения материала (показа и рассказа) от объектов, их состояния, подъездных путей, точек для наблюдения. Именно поэтому такую важную роль в данный момент играют связи экскурсионных учреждений с теми организациями, которые ведут работу по выявлению, реставрации и охране памятников истории и культуры. Активное участие экскурсионных работников в деятельности этих организаций создает условия для дальнейшего развития экскурсионного дела в России.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. – Минск, 1988.
Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. – М., 1998.
Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976.
Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий. – М., 1980.
Емельянов Б.В.Основы экскурсоведения. – М., 1985.
Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.,1984.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Советский спорт, 2000.
Емельянов Б.В. Организация работы экскурсионного учреждения. – М., 1987.
Методика подготовки и проведения экскурсий: Учеб. пособие. – М., 1985.
Организация и методика экскурсионной работы: Учеб. пособие. / Под ред А.В. Даринского. – Л.:Высшая профсоюзная школа культуры, 1999.
Осауленко Б.И. Туризм и пропаганда памятников истории и культуры. – М., 1984.
Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1985.
Святославский А.В. Городская экскурсия: Основы теории и практики. – М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ СТАТЬИ ДЛЯ «ПОРТФЕЛЯ ЭКСКУРСОВОДА»
ПО ТЕМЕ «ЗАПАДНОЕ ХРИСТИАНСТВО» ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ ПО ЗАЛАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИП
Арий (ум. В 336) – священник из г. Александрии; в 318г. он выступил против учения христианской церкви о единосущности Бога-сына и Бога –отца, утверждая, что Христос по божественнным свойствам, сущности и славе ниже Бога-отца, ибо Бог-отец предвечен, а Христос создан им. Арий был осуждён церковью и изгнана из Александрии, но его учение (арианство) нашло множество приверженцев (особенно среди городских ремесленников и торговцев) и получило распространение далеко за пределами Египта, в частности в Западной Европе.
Несторий (ум. ок. 450) – константинопольский патриарх в 428-431гг., до этого был священником в Антиохии (Сирия), основатель несторианства. Эфесским вселенским собором 431г. был низложен, осуждён как ерертик и сослан в Египет.
Юстиниан I (483-565) – византийский император с 527г. Проведённая им кодификация римского права в «Своде гражданского законодательства», или Кодекс Юстиниана, оказала определяющее влияние на право большинства европейских стран. Родился в Иллирии. Будучи племянником императора Юстина I, получил образование в Константинополе. После смерти Юстина был провозглашён императором. Он стремился восстановить Римскую империю в её прежних границах. Полководец Юстиниана – Велизарий разбил вандалов в Африке(533-548гг.) и остготов в Италии (535-554гг.). Весомый вклад в развитие юриспруденции внесли проведённая им кодификация 4562 имперских указов (Кодекс), составленный им обзор взглядов лучших юридических авторов (Дигесты), учебник для студентов (Институции), и собрание законов (Новеллы), являющиеся частями Кодекса Юстиниана. Ревностный христианин, Юстиниан был инициатором созыва V Вселенского собора, решения которого были направлены против монофизитов. Юстиниан также построил первый собор Св.Софии в Константинополе, который и стал ему величественным памятником, но сгорел в 532г.
Индульгенция (от лат. indulgentia – cнисходительность, милость). В католической церкви полное или частичное отпущение грехов, засвидетельствованное грамотой. С XII-XIIIвв. Широкая торговля индульгенциями служила одним из средств обогащения церкви и духовенства. Индульгенция за деньги освобождала преступников от наказаний, от угрызений совести за совершённые дурные поступки, обещала спасение души. Продажа индульгенций вызвала активное возмущение верующих, требование их отмены стало лозунгом еретических движений и выступлений.


Организация и методика экскурсионной работы: Учеб. пособие. / Под ред А.В. Даринского. – Л.:Высшая профсоюзная школа культуры, 1983. – С. 28.
Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. – Минск, 1988.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Советский спорт, 2000.
Емельянов Б.В. Организация работы экскурсионного учреждения. – М., 1987.
Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976.
Методика подготовки и проведения экскурсий: Учеб. пособие. – М., 1985.
Организация и методика экскурсионной работы: Учеб. пособие. / Под ред А.В. Даринского. – Л.:Высшая профсоюзная школа культуры, 1999.

Осауленко Б.И. Туризм и пропаганда памятников истории и культуры. – М., 1984.- С.41.
Методика подготовки и проведения экскурсий: Учеб. пособие. – М., 1985.- С. 34.
Методика подготовки и проведения экскурсий: Учеб. пособие. – М., 1985.- С. 35.
Методика подготовки и проведения экскурсий: Учеб. пособие. – М., 1985.- С. 37.
Святославский А.В. Городская экскурсия: Основы теории и практики. – М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001. – С. 24-25.
Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. – Минск, 1988. – С. 59.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Советский спорт, 2000. – С. 26-31.
Святославский А.В. Городская экскурсия: Основы теории и практики. – М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001. – С. 30.
Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. – Минск, 1988. – С. 62.
Емельянов Б.В. Организация работы экскурсионного учреждения. – М., 1987. – С. 71.
Там же.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Советский спорт, 2000. – С. 26.
Святославский А.В. Городская экскурсия: Основы теории и практики. – М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001. – С. 42.
Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. – Минск, 1988. – С. 56.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Советский спорт, 2000. – С. 32.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Советский спорт, 2000. – С. 43.
Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976. – С. 38.
Методика подготовки и проведения экскурсий: Учеб. пособие. – М., 1985. – С. 78.

Организация и методика экскурсионной работы: Учеб. пособие. / Под ред А.В. Даринского. – Л.:Высшая профсоюзная школа культуры, 1983. – С. 20.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Советский спорт, 2000. – С. 55.
Святославский А.В. Городская экскурсия: Основы теории и практики. – М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001. – С. 44.
Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. – Минск, 1988. – С. 71.
Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. – М., 1998. – С. 81.
Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. – М., 1998. – С. 82.
Организация и методика экскурсионной работы: Учеб. пособие. / Под ред А.В. Даринского. – Л.:Высшая профсоюзная школа культуры, 1983. – С. 18-20.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Советский спорт, 2000. – С. 56.














2

1.Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. – Минск, 1988.
2.Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. – М., 1998.
3.Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976.
4.Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий. – М., 1980.
5.Емельянов Б.В.Основы экскурсоведения. – М., 1985.
6.Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт. – М.,1984.
7.Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: Советский спорт, 2000.
8.Емельянов Б.В. Организация работы экскурсионного учреждения. – М., 1987.
9.Методика подготовки и проведения экскурсий: Учеб. пособие. – М., 1985.
10.Организация и методика экскурсионной работы: Учеб. пособие. / Под ред А.В. Даринского. – Л.:Высшая профсоюзная школа культуры, 1999.
11.Осауленко Б.И. Туризм и пропаганда памятников истории и культуры. – М., 1984.
12.Основы экскурсоведения: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1985.
13.Святославский А.В. Городская экскурсия: Основы теории и практики. – М.: Центр подготовки туристских кадров, 2001.

Вопрос-ответ:

Какие этапы включает подготовка новой экскурсии?

Подготовка новой экскурсии включает следующие этапы: определение цели и темы экскурсии, изучение и накопление материала, выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии и объезд маршрута.

Что включает этап определения цели и темы экскурсии?

На этом этапе определяется основная цель экскурсии (например, познакомить участников с историей религии) и выбирается конкретная тема, которая будет разрабатываться в рамках экскурсионного маршрута.

Какой материал следует изучать и накапливать на этапе подготовки экскурсии?

На этом этапе следует изучать и накапливать информацию о религии, исторических событиях, связанных с музеем и его экспонатами, а также о всех интересных фактах, которые могут быть полезны во время экскурсии.

Что такое экскурсионный объект и как его выбирают?

Экскурсионный объект - это место или предмет, который имеет историческую, культурную или иное значение и является объектом изучения во время экскурсии. Его выбор осуществляется на основе связи с темой экскурсии, значимости для истории религии и интереса для участников экскурсии.

Каким образом составляется маршрут экскурсии?

Составление маршрута экскурсии осуществляется на основе выбранных экскурсионных объектов. Учитывается их логическая последовательность, удобство перемещения между ними, а также время, требуемое для изучения каждого объекта. Маршрут также может быть адаптирован под разные группы участников.

Какие этапы включает подготовка новой экскурсии?

Подготовка новой экскурсии включает несколько этапов: определение цели и темы экскурсии, изучение и накопление материала, выявление и изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии и обход маршрута.

Что включает этап определения цели и темы экскурсии?

На этом этапе определяется основная цель экскурсии и ее тема. Целью может быть образовательная цель, познавательная цель, развлекательная цель и т. д. Тема экскурсии может быть связана с определенной эпохой истории, конкретным музеем или выставкой.

Что означает понятие "экскурсионный объект"?

Экскурсионный объект - это место или предмет, который является основным объектом изучения и рассказа во время экскурсии. Это может быть здание, памятник архитектуры, музейный экспонат, историческое место и другие объекты, которые имеют значение для темы экскурсии.

Какие примеры классификации экскурсионных объектов существуют?

Классификация экскурсионных объектов может быть разной. Например, объекты могут быть классифицированы по типу (музей, памятник, природный объект и т. д.) или по эпохе (исторический объект, современный объект и т. д.). Также возможна классификация по тематике, региону и другим критериям.

Каким образом составляется маршрут экскурсии?

Маршрут экскурсии составляется на основе выбранных экскурсионных объектов и их расположения. Определяется последовательность посещения объектов, оптимальные пути передвижения и время, которое будет затрачено на каждый объект. Также учитываются возможности транспортировки группы и наличие доступных маршрутов.

Какие этапы подготовки новой экскурсии описываются в статье?

В статье описываются следующие этапы подготовки новой экскурсии: определение цели и темы экскурсии, изучение и накопление материала, выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии и объезд маршрута.