Понятия и признаки предпринимательской деятельности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданское право
  • 2929 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 16.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИМИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие предпринимательской деятельности
1.2. Признаки предпринимательской деятельности
1.3. Соотношение понятий «предпринимательская деятельность» и «экономическая деятельность»
ГЛАВА 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Предпринимательская деятельность политической партии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. Члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической партии. Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии обладают правом оперативного управления партийным имуществом. Как видно из текста закона данные структурные подразделения должны иметь также статус юридического лица. А.А. Иванов, доцент юридического факультета СпбГУ, в своей статье «Политическая партия как юридическое лицо» пишет, что такое положение «не вполне укладывается в рамки действующего ГК РФ. Согласно ст. 296 ГК РФ право оперативного управления могут иметь лишь казенные предприятия и учреждения. И список таких субъектов, вроде бы, закрытый». Хотя статья 296 посвящена только праву оперативного управления казенного предприятия и учреждения, из её текста не вытекает, что таким правом обладают только данные субъекты. О праве на имущество общественной организации её структурных подразделений – юридических лиц, а они, кстати говоря, филиалами и представительствами не являются, в Гражданском кодексе ничего не сказано. То никакого противоречия с Гражданским кодексом нет, просто используется удобная конструкция для определения вышеуказанного права. И если бы данный вопрос не был урегулирован нормативными правовыми актами прямо, то, как мы полагаем, использовалась бы эта либо иная существующая конструкция по аналогии, которую Гражданский кодекс разрешает (ст. 6 ГК РФ).
Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии. Оружие и боеприпасы, например, не могут находится в собственности политической партии.
Партия может приобретать и реализовывать ценные бумаги.
Предпринимательская деятельность политической партии выполняет две основные функции:
- финансовую. Партия участвует в хозяйственном обороте, получает доход от продажи и сдачи в аренду имущества.
- информационную. Продажа сувенирных изделий, полиграфической продукции создаёт рекламу партии. О её существовании узнаёт большее количество людей. Станут ли они сторонниками или членами партии – это зависит уже от содержания продукции.
Доходы от предпринимательской деятельности политической партии, ее структурных подразделений не могут перераспределяться между членами политической партии и должны использоваться только в целях, предусмотренных ее уставом.
Имущество и доходы политической партии учитываются на её балансе. Все результаты предпринимательской деятельности политической партии и её структурных подразделений должны быть отражены в сводном финансовом отчете политической партии и финансовых (бухгалтерских) отчетах ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений (п.6 ст. 31 Закона о политических партиях). Партия обязана ежегодно не позднее 20 марта года, следующего за отчетным годом, представлять в налоговые органы Российской Федерации сводный финансовый отчет о поступлении и расходовании средств в отчетном году. Этот сводный финансовый отчет политической партии должен содержать сведения об источниках и о размерах денежных средств, поступивших на счета политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений в отчетном году, о расходовании этих средств, а также об имуществе политической партии с указанием его стоимости и сведений о его государственной регистрации. Порядок и форма заполнения сводного финансового отчета установлены Приказом МНС РФ от 31.01.2003 № БГ-3-06/41. Отчет о результатах предпринимательской деятельности политической партии является частью сводного финансового отчёта (Приложение № 5 к разделу 3) и заполняется применительно к порядку, установленному Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585. Ответственность за состояние учета, своевременное представление бухгалтерской и статистической отчетности, как правило, возлагается на главного бухгалтера ЦИК политической партии, компетенция которого определяется законодательством Российской Федерации.
Проверку сводного финансового отчёта политической партии и финансовых отчётов её структурных подразделений, как и контроль за источниками доходов политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, размерами получаемых ими денежных средств и уплатой налогов осуществляют налоговые органы. Сводный финансовый отчет политической партии размещается федеральным уполномоченным органом на специальном сайте информационно-телекоммуникационной сети общего пользования не позднее чем через два месяца со дня представления политической партией указанного отчета в федеральный налоговый орган.
В процессе осуществления предпринимательской деятельности юридическое лицо может быть реорганизовано. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Реорганизация политической партии может быть осуществлена только по решению её высшего руководящего органа – съезда. Порядок реорганизации может быть определён уставом политической партии. Например, в Уставе КПРФ о процедуре реорганизации практически ничего не написано. В Уставе партии «Единая Россия» сказано, что «реорганизация Партии (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению Съезда Партии, если за данное решение проголосовало не менее двух третей зарегистрированных делегатов. Реорганизация Партии осуществляется в порядке, определяемом действующим законодательством». В Законе о политических партиях практически отсутствуют положения о порядке реорганизации политических партий, в пункте 2 статьи 45 Закона о политических партиях дается ссылка на Гражданский кодекс РФ. В связи с этим ЦИК РФ полагает, что при реорганизации политической партии как юридического лица следует руководствоваться положениями статей 57-60 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок реорганизации юридических лиц, внесенных в единый государственный реестр юридических лиц.
Это означает, в частности, что политическая партия вправе в соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона «принять решение о слиянии с другой политической партией или о присоединении к другой политической партии». Государственная регистрация политической партии или ее регионального отделения, иного структурного подразделения, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных Законом о политических партиях.
Также по решению съезда либо по решению суда политическая партия может быть ликвидирована. Следует заметить, что среди оснований для ликвидации партии по решению суда присутствует и «не участие в выборах» в течение 5 лет подряд. Признаки партии, участвующей в выборах даны в пункте 1 статьи 37 Закона о политических партиях. Это в который раз подчеркивает основное назначение политической партии. Особенности государственной регистрации политической партии в связи с её ликвидацией расписаны в пункте 7 статьи 41 Закона о политических партиях.
В случае ликвидации политической партии ее имущество после завершения расчетов по ее обязательствам передается:
а) на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществлена по решению съезда политической партии;
б) в доход Российской Федерации, если ликвидация политической партии осуществлена по решению суда.
Любопытно, что политическая партия не может быть признана банкротом. Это обусловлено её общественным статусом, дабы не нарушать нормальный политический процесс. Хотя следовало бы ввести особую процедуру банкротства политической партии, когда ликвидация партии вследствие её несостоятельности наступает только после политического «банкротства», то есть после проигрыша на ближайших выборах; до выборов партия проходит стадии восстановительных процедур, особого наблюдения и т.п.
Предпринимательская и иная хозяйственная деятельность, конечно, не является основной для политической партии, которая более озабочена политической борьбой, нежели конкуренцией на товарном рынке. Однако эта деятельность является важной гарантией финансовой самостоятельности политической партии, а также позволяет оптимально использовать партийное имущество ради достижения «заветной» цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы является определение понятия предпринимательской деятельности. Для этого проведена характеристика основных признаков предпринимательской деятельности, особенностей предпринимательской деятельности политических партий в РФ.
В работе раскрываются элементы, входящие в понятие предпринимательской деятельности и отмечается тот факт, что законодатель совершенствует его легальное определение. Но вместе с тем, обосновывается необходимость подготовки отдельного нормативного акта (закона) о предпринимательской деятельности.
В равной степени на сегодняшний день в научной литературе нет единого мнения о понятии «экономическая деятельность» и «предпринимательская деятельность». По нашему мнению разграничивая эти понятия необходимо прежде всего понимать, что термин экономическая деятельность более употребляется в экономике, но он используется и законодателем, поэтому разделяя эти понятия необходимо, прежде всего, руководствоваться признаком «извлечение дохода».
На сегодняшний день статус политических партий постоянно корректируется и изменяется законодателем, что обусловлено становлением «вертикали власти» и становлением новой партийной системы в РФ. В связи с этим назрела необходимость определить границы предпринимательской деятельности политических партий. Политическая партия некоммерческая организация и получение прибыли не является основной ее целью, которая более озабочена политической борьбой, нежели конкуренцией на товарном рынке. Однако эта деятельность является важной гарантией финансовой самостоятельности политической партии, а также позволяет оптимально использовать партийное имущество ради достижения “заветной” цели.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты:
Конституция РФ. от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25.12.1993 № 237.
Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301
Федеральный закон от 1.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» // «Российская газета», № 133, 14.07.2001
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» «Российская газета», № 14, 24.01.1996.
Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960.
Кодекс законов о труде РФ // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Российской Федерации от 2 апреля 1992 г., № 14, ст. 712.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 25 июня 1976 года № 7 «О практике применения судами законодательства об ответственности за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество» // БВС СССР, 1976, № 4.
Постановление Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 года «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 11, ст.393.
Приказом МНС РФ от 31.01.2003 № БГ-3-06/41 // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №13, 31.03.2003
Инструкция по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585 // «Российская газета», № 23, 06.02.2002
Учебная и научная литература:
Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран // Сб. нормативных актов: гражданские и торговые кодексы. – М., 1986.
Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. – М.,1998.
Зверева Е.А. Индивидуальные предприниматели // Право и экономика. 1998. №5. С.28-30.
Конституции зарубежных стран. Сборник. – М., 2000.
Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих// Государство и право. 2000. №3. С.34-37.
Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. – М., 1994.
Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. 2-изд. – М.,1997.
www.balfort.com

Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960
См.: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 25 июня 1976 года № 7 «О практике применения судами законодательства об ответственности за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество» // Бюллетень Верховного Суда СССР, 1976, № 4.
Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Российской Федерации от 2 апреля 1992 г., № 14, ст. 712.
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 11, ст.393.
Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994, С.61.
Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран // Сб. нормативных актов: гражданские и торговые кодексы. - М., 1986, С.284.
Зверева Е.А. Индивидуальные предприниматели // Право и экономика. 1998. №5. С.29.
Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности предпринимательское право). Курс лекций. М.,1998. С.44-46.
Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. 2-изд. М.,1997. С.783.
Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. 2000. №3. С.35 и след.
Конституции зарубежных стран. Сборник. М., 2000. С.54-55.
Там же. С.94-95.
Российская газета, № 133, 14.07.2001.
Российская газета, № 14, 24.01.1996.
п. 2 ст. 24 Закона О некоммерческих организациях
www.balfort.com
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 55 Гражданского кодекса.
«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 13, 31.03.2003.
Российская газета, № 23, 06.02.2002.












28

Нормативные акты:
1.Конституция РФ. от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25.12.1993 № 237.
2.Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301
3.Федеральный закон от 1.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» // «Российская газета», № 133, 14.07.2001
4.Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» «Российская газета», № 14, 24.01.1996.
5.Уголовный кодекс РСФСР от 27.10.1960.
6.Кодекс законов о труде РФ // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета Российской Федерации от 2 апреля 1992 г., № 14, ст. 712.
7.Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 25 июня 1976 года № 7 «О практике применения судами законодательства об ответственности за частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество» // БВС СССР, 1976, № 4.
8.Постановление Верховного Совета РФ от 3 марта 1993 года «О некоторых вопросах применения законодательства Союза ССР на территории Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 11, ст.393.
9.Приказом МНС РФ от 31.01.2003 № БГ-3-06/41 // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №13, 31.03.2003
10.Инструкция по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 № БГ-3-02/585 // «Российская газета», № 23, 06.02.2002
Учебная и научная литература:
11.Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран // Сб. нормативных актов: гражданские и торговые кодексы. – М., 1986.
12.Жилинский С. Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право). Курс лекций. – М.,1998.
13.Зверева Е.А. Индивидуальные предприниматели // Право и экономика. 1998. №5. С.28-30.
14.Конституции зарубежных стран. Сборник. – М., 2000.
15.Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих// Государство и право. 2000. №3. С.34-37.
16.Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. – М., 1994.
17.Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. 2-изд. – М.,1997.
18.www.balfort.com

Вопрос-ответ:

В чем заключается понятие предпринимательской деятельности?

Предпринимательская деятельность – это осуществление предпринимательской и коммерческой деятельности на основе гражданских прав и обязанностей.

Какие признаки отличают предпринимательскую деятельность?

Признаки предпринимательской деятельности включают осуществление организационно-хозяйственной деятельности, наличие целей получения прибыли, самостоятельность в принятии решений и рисках, использование имущества, формирование предпринимательского репутации и т.д.

Как связаны понятия "предпринимательская деятельность" и "экономическая деятельность"?

Предпринимательская деятельность является частью общей экономической деятельности и распространяется на все виды хозяйственной деятельности. В то же время, экономическая деятельность включает в себя и другие формы деятельности, например, деятельность государства или некоммерческих организаций.

Какие особенности имеет предпринимательская деятельность политической партии?

Политическая партия может вести предпринимательскую деятельность, включающую владение и управление имуществом. При этом, имущество политической партии, включая имущество ее региональных отделений, может быть использовано для осуществления предпринимательских операций.

Каковы основные функции политической партии?

Основные функции политической партии включают представление интересов своих членов, участие в выборах и государственном управлении, формирование и выражение политической воли граждан, осуществление общественно-политической деятельности и т.д.

Что такое предпринимательская деятельность?

Предпринимательская деятельность - это вид экономической деятельности, связанный с осуществлением предпринимательской и коммерческой деятельности, созданием и управлением предприятиями, организациями и иными субъектами, а также заключением предпринимательских договоров. Она включает в себя такие элементы, как принятие риска, организация процессов производства, реализация товаров или услуг, поиск и использование ресурсов.

Какие признаки предпринимательской деятельности?

Признаки предпринимательской деятельности могут варьироваться, но обычно включают в себя такие черты как предоставление товаров или услуг, связанных с экономической деятельностью, получение прибыли, принятие риска, организация производства или торговли, коммерческие операции, собственность на имущество и т.д. Эти признаки помогают определить, является ли определенная деятельность предпринимательской."

В чем разница между понятиями «предпринимательская деятельность» и «экономическая деятельность»?

Понятие "предпринимательская деятельность" относится к определенной сфере экономической деятельности, которая связана с созданием и управлением предприятиями, организациями и другими субъектами. Тогда как экономическая деятельность является широким понятием, относящимся ко всему набору действий, связанных с использованием ресурсов для производства товаров и услуг. Предпринимательская деятельность входит в состав экономической деятельности, но не является ее единственным элементом.