Вам нужна курсовая работа?
Интересует Антикризисное управление?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Значение и суть ликвидационных процедур законодательства о несостоятельности

  • 30 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 08.01.2007
216 руб. 720 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ


1. Порядок рассмотрения дела о банкротстве в Арбитражном суде…………..5

2. Конкурсное производство

3.Иные процедуры банкротства предприятия

3.1 Упрощенные процедуры банкротства

3.2 Неправомерные действия при банкротстве

3.3 Фиктивное банкротство

3.4 Преднамеренное банкротство

4. Достоинства и недостатки Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)»

5. Западный опыт проведения процедур банкротства


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

В качестве некоторого оправдания такому упрощенному механизму возбуждения дела могло служить стремление законодателя к широкому применению реабилитационных процедур, направленных на восстановление платежеспособности должников (внешнее управление, мировое соглашение), осуществление которых возможно лишь в рамках возбужденного арбитражным судом дела о банкротстве.
Введена новая процедура банкротства – финансовое оздоровление, которая предоставляет собственнику (акционерам) возможность самостоятельно осуществить меры по финансовому оздоровлению своего бизнеса и погасить долги.
Однако статистические данные свидетельствуют о том, что дела с успешными реабилитационными процедурами, примененными к должникам, составляют лишь ничтожную часть дел, завершившихся ликвидацией должника.
Немало нареканий поступает в связи с тем, что большое число определений, выносимых арбитражным судом при рассмотрении дела о банкротстве, не подлежит обжалованию, а, следовательно, и пересмотру. Представляется, что выход из создавшегося положения может быть найден путем установления в Законе о банкротстве специального порядка обжалования таких определений.
В принятом в 2002 г. Законе о банкротстве есть 2 принципиально новые новации:
1) ужесточение контроля над назначением и деятельностью арбитражных управляющих;
2) предоставление государству права голосовать на собраниях кредиторов.
Достоинством Закона о банкротстве является то, что он в значительно большей степени, чем это было ранее, позволяет собственнику (акционерам) организации-должника защититься от недобросовестных действий кредиторов – так называемых «заказных» банкротств.
Существенно изменился статус арбитражного управляющего, к которому теперь предъявляются требования о наличии высшего образования, стажа руководящей работы, прохождения обучения по специальной программе подготовки арбитражных управляющих и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего.
Следует также отметить, что в настоящее время не требуется, чтобы кредиторы, выдвигая управляющего, решили вопрос об источниках выплаты ему вознаграждения и внесли определенную часть вознаграждения на депозит арбитражного суда.
Новым в законодательстве о банкротстве является то, что заявление кредитора может быть основано на объединенной задолженности по различным основаниям. Кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в арбитражный суд с одним заявлением.
По Закону, в случае невозможности продажи имущества на первых торгах конкурсный управляющий принимает решение о проведении повторных долгов, либо о продаже такого имущества на основании заключения договора купли-продажи без торгов.
Таким образом, на практике возникает вопрос о том, как должен поступить управляющий, после того как на первых торгах имущество продать не удалось.
Во-первых, он должен прийти к выводу о целесообразности проведения последующих торгов. Во-вторых, получить согласие кредиторов на избранный способ реализации.
До какого предела кредиторы могут снизить начальную цену, т.е. как много раз могут проводиться повторные долги? Закон на этот вопрос не отвечает, но, исходя из его общих положений, можно сделать вывод о том, что торги могут проводиться неограниченное количество раз. При этом в ряде случаев кредиторам может быть выгоднее снизить первоначальную цену, чем позволить управляющему реализовать имущество без проведения торгов.
Завершение конкурсного производства означает невозможность предъявления каких бы то ни было требований к должнику. Тем не менее, Закон устанавливает интересное правило, касающееся имущества должника, обнаруженного после завершения конкурсного производства.
Если такое имущество было получено третьими лицами незаконно, то кредиторы, чьи требования не были удовлетворены полностью, в течение 10 лет после окончания производства по делу о банкротстве имеют право требования к указанным третьим лицам.
Закон, к сожалению, не уточняет вопрос о характере и об объеме данного права и степени его связи с незаконно полученным имуществом должника.



5. Западный опыт проведения процедур банкротства
В российском законодательстве термины «несостоятельность» и «банкротство» используются как синонимы. Однако в законодательстве других стран эти термины могут иметь различное значение. Обычно банкротство рассматривается как частный, наиболее серьезный случай несостоятельности, когда несостоятельный должник совершает уголовно наказуемые деяния, наносящие ущерб кредиторам.
По закону о банкротстве США в отношении должника сразу открывается либо процедура ликвидации, либо реорганизации (по ходатайству должника или кредитора). Однако затем ликвидационная процедура может быть преобразована в реорганизационную и наоборот.
Во Франции, так же как и в России, существует вспомогательная процедура наблюдения. По французскому законодательству понятие «несостоятельности» применимо только к коммерсантам, поэтому к лицам неторговых профессий положения о банкротстве не применяются.

Обязательное банкротство наступает, если коммерсант находится в одной из следующих ситуаций:
- его личные расходы либо расходы на хозяйство признаны чрезмерными;
- потрачены значительные суммы как на случайно произведенные операции, так и на заведомо фиктивные;
- употреблены разорительные средства для создания фондов.

Фиктивное банкротство наступает, если коммерсант находится в одной из следующих ситуаций:
- без получения ценностей в обмен он принял в пользу других лиц чрезмерные для его положения обязательства;
- объявлено о ликвидации имущества, но не удовлетворены обязательства по предыдущим соглашениям с кредиторами;
- после прекращения выплат одному из кредиторов выплачена некая сумма во вред остальным кредиторам.
По германскому законодательству субъектом банкротства может быть всякий должник, прекративший платежи и подпадающий под конкурс. Выделяются 3 случая уголовно наказуемого банкротства – «простое», «злостное» и «особо тяжкий случай банкротства».
Уголовный Кодекс Германии определяет действия, составляющие «злостное» банкротство, - это действия лица, которое в условиях чрезмерной обремененности предприятия долгами, либо при угрозе или уже наступившей неплатежеспособности устраняет, прячет, уничтожает составные части имущества, которые в случае конкурсной распродажи вошли бы в конкурсную массу. Заключает рискованные спекулятивные или явно убыточные сделки с товарами, либо ценными бумагами, отпускает в кредит товары или реализует ценные бумаги на явно невыгодных условиях или по явно заниженной цене.
«Простым» банкротством можно назвать действия лица, которое по собственной небрежности не знает об угрожающей или уже наступившей чрезмерной обремененности долгами или неплатежеспособности предприятия.
Уголовный Кодекс представляет «особо тяжкий случай банкротства», когда виновный действовал из «своекорыстия» или сознательно поставил многих лиц под угрозу разорения.
В Германии все дела сразу начинаются открытием конкурсного производства, а затем уже может быть введен план реструктуризации.
Ходатайство о возбуждении дела о банкротстве может быть подано от самого должника или от одного или нескольких кредиторов. Если ходатайство исходит от кредитора, то он должен документально доказать неплатежеспособность должника и внести залог в суд.
Суд проверяет достоверность оснований для открытия дела о банкротстве.
Если имущества должника недостаточно для покрытия издержек судопроизводства, то ходатайство отклоняется. В этом случае кредиторы могут прибегнуть к принудительному исполнению.
С момента открытия дела должник теряет право на управление и распоряжение конкурсной массой. Первое собрание кредиторов созывается судом в течение месяца после начала конкурса для согласования интересов всех кредиторов. После сообщения адвоката о причинах неплатежеспособности кредиторы принимают ключевое решение о закрытии предприятия или продолжении его работы. Решение принимается большинством голосов.
В случае принятия кредиторами решения о ликвидации неплатежеспособного предприятия, недвижимое и прочее имущество продается, и за счет вырученных средств удовлетворяются требования кредиторов. Очередность выплат назначается судом по результатам рассмотрения претензий всех кредиторов. Одновременно принимается «социальный план», в соответствии с которым наемные работники в определенной мере ограждаются от материальных потерь.
Во-первых, из конкурсной массы в течение 3 месяцев им выплачиваются суммы в размере утраченной заработной платы. Во-вторых, при закрытии предприятия работники в обязательном порядке получают регулярные компенсационные выплаты.
Дело прекращается, если конкурсная масса недостаточна для оплаты, или по ходатайству солидарного должника, если он предоставит согласие всех кредиторов на прекращение дела.
В Швеции предусматривается ответственность должника, совершившего действия, ведущие к неплатежеспособности: когда он уничтожает или дарит кому-либо свое имущество, иным образом лишает себя значительной части своей собственности.
Особое внимание обращается на должника, если он скрывает свои активы, сообщает о несуществующем долге.
Предусмотрено наказание и для должника, который в связи с объявлением о его неплатежеспособности ставит в привилегированное положение каких-либо из кредиторов, выплачивая ему долг, срок выплаты которого не наступил, или иным образом существенно нарушает права других кредиторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В сегодняшней неустойчивой экономике, неблагоприятном бизнес - климате банкротство – распространенное явление для всех видов фирм и предприятий. Умение управлять неблагоприятной ситуацией, предотвратить ее или уменьшить последствия – важнейшие функции менеджера.
Как показала практика, система мер, именуемая антикризисным менеджментом, в случае ее успешного практического применения способна реально помочь терпящим бедствие компаниям. Но еще более эффективна она при осуществлении мероприятий, направленных на своевременное предотвращение кризисных явлений, на оздоровление экономики предприятия, на упрочение его финансов.
Основной причиной финансовых неудач являются трудно предсказуемые изменения макросреды и неспособность к ним приспособиться, а также неподготовленность менеджеров, невозможность использования многих известных мировой практике рыночных инструментов.
В курсовой работе рассмотрены основные положения Федерального Закона от 26.10.02 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: порядок рассмотрения дала о банкротстве в Арбитражном суде, конкурсное производство, другие процедуры, направленные на финансовое оздоровление предприятия. Отдельная глава посвящена анализу достоинств и недостатков Закона, выработке рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию.
Также особое внимание уделено изучению западного опыта проведения процедур банкротства.
Таким образом, Федеральный Закон, несмотря на имеющиеся недостатки, стал очередным шагом на пути к созданию действенных механизмов финансового оздоровления предприятий российской экономики и защиты интересов различных хозяйствующих субъектов при банкротстве.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антикризисное управление, под ред. Г.К. Таля, М.: ИНФРА-М, 2004. – 928 с.
Антикризисный менеджмент, под ред. А.Г. Грязновой, М.:Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКСМОС, 1999. – 368 с.
Балдин К.В, Быстров О.Ф. Антикризисное управление: макро- и микроуровень, М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 316 с.
Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика, М.:Дело, 2003.- 256 с.
Е. Журавская. Экономика и политика российских банкротств//Вопросы экономики.- 2004 г.- №4.-c.118-136.
Ежов Ю. А. Банкротство коммерческих организаций, М.: Дашков и К, 2004. – 258 с.
Жилинский С. Э. Предпринимательское право, М.: , НОРМА-ИНФРА, 2004.-318 с.

Зенин И.А. Предпринимательское право, М.:Высшее образование, 2007.- 629 с.
Основы предпринимательства, под ред. А.С. Пелиха, Ростов н/Д: Феликс, 2004.-512 с.
Попов Р.А. Антикризисное управление, М.: Высшая школа, 2003.- 429 с.
Попондуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право, М.:Юристъ,2005.- 668 с.
Предпринимательское право. Под ред. Е.П. Губина, М.: Юристъ, 2004.- 416 с.
Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Экономика предприятия, М.:ИНФРА-М,2006.- 458 с.
Справочник директора предприятия. Под ред. Лапусты М.Г.- М.: Инфра - М, 2001.-150 с.
Стратегия и практика антикризисного управления фирмой, под ред. А.П. Градова, СПб.: Специальная литература, 1996.- 325 с.
Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства), М.: Дело, 2002.- 536 с.
Федеральный Закон РФ от 26.10.02 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Экономика предприятия (фирмы), под ред. А.С. Пелиха, М.: ИКЦ МарТ», 2004.-512 с.
Юн Г.Б. Антикризисное управление предприятиями: теоретические и практические аспекты, М.: Московский ИД, 2002. – 315 с.
Юн Г.Б. Антикризисное управление в российской экономике, СПб.: СПбГУЭФ, 2002. – 250 с.
Антикризисный менеджмент, под ред. А.Г. Грязновой, М.:Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКСМОС, 1999. – с. 352.

Антикризисный менеджмент, под ред. А.Г. Грязновой, М.:Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКСМОС, 1999. – с. 357.

Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой, под ред. А.П. Градова, СПб.: Специальная литература, 1996 г., с. 25.
Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой, под ред. А.П. Градова, СПб.: Специальная литература, 1996 г., с. 30












30

1.Антикризисное управление, под ред. Г.К. Таля, М.: ИНФРА-М, 2004. – 928 с.
2.Антикризисный менеджмент, под ред. А.Г. Грязновой, М.:Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКСМОС, 1999. – 368 с.
3.Балдин К.В, Быстров О.Ф. Антикризисное управление: макро- и микроуровень, М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 316 с.
4.Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика, М.:Дело, 2003.- 256 с.
5.Е. Журавская. Экономика и политика российских банкротств//Вопросы экономики.- 2004 г.- №4.-c.118-136.
6.Ежов Ю. А. Банкротство коммерческих организаций, М.: Дашков и К, 2004. – 258 с.
7.Жилинский С. Э. Предпринимательское право, М.: , НОРМА-ИНФРА, 2004.-318 с.

8.Зенин И.А. Предпринимательское право, М.:Высшее образование, 2007.- 629 с.
9.Основы предпринимательства, под ред. А.С. Пелиха, Ростов н/Д: Феликс, 2004.-512 с.
10. Попов Р.А. Антикризисное управление, М.: Высшая школа, 2003.- 429 с.
11.Попондуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право, М.:Юристъ,2005.- 668 с.
12.Предпринимательское право. Под ред. Е.П. Губина, М.: Юристъ, 2004.- 416 с.
13.Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Экономика предприятия, М.:ИНФРА-М,2006.- 458 с.
14. Справочник директора предприятия. Под ред. Лапусты М.Г.- М.: Инфра - М, 2001.-150 с.
15.Стратегия и практика антикризисного управления фирмой, под ред. А.П. Градова, СПб.: Специальная литература, 1996.- 325 с.
16.Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства), М.: Дело, 2002.- 536 с.
17. Федеральный Закон РФ от 26.10.02 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
18.Экономика предприятия (фирмы), под ред. А.С. Пелиха, М.: ИКЦ МарТ», 2004.-512 с.
19. Юн Г.Б. Антикризисное управление предприятиями: теоретические и практические аспекты, М.: Московский ИД, 2002. – 315 с.
20. Юн Г.Б. Антикризисное управление в российской экономике, СПб.: СПбГУЭФ, 2002. – 250 с.

Внесудебные процедуры законодательства о несостоятельности

Внесудебные процедуры законодательства о несостоятельности

Закон делит применяемые к должнику процедуры на два вида: судебные и внесудебные. В случае, если процедура признания должника несостоятельным обязательно предусматривает решение и последующий контроль арбитражного суда, то внесудебная процедура позволяет должнику путем переговоров с кредиторами избежать судебного процесса и признания должника несостоятельным в суд. Результаты переговоров могут быть различными. Должник может согласиться со всеми или частью кредиторов об отсрочке или рассрочке причитающихся кредиторам платежей или уменьшении долга, что дает ему возможность продолжить свою производственную деятельность, в которой кредиторы часто заинтересованы. С конца 1993 года началось развитие регулирования досудебных процедур предупреждения несостоятельности (банкротства). На этой правовой основе Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) (в настоящее время эта организация называется Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству) была развернута работа по мониторингу финансового состояния предприятий и организаций и профилактике их банкротств.

В начале 1997 года было обследовано финансовое состояние около 16 тыс. предприятий и организаций, относящихся к сфере внимания Федерального управления, из которых около 4 тысяч человек были признаны несостоятельными. В отношении несостоятельных организаций принято более 3 тысяч решений. Характерно, что к концу 1997 года основная их доля приходилась на решения об отмене Акта о неплатежеспособности в связи с восстановлением платежеспособности организации и по другим подобным причинам .

По мнению многих специалистов, значительная роль в восстановлении платежеспособности организаций принадлежит досудебным процедурам. Они включают в себя не только мероприятия по восстановлению платежеспособности конкретного субъекта хозяйственной деятельности, по устранению причин, повлекших возникновение неплатежеспособности организаций как в отдельной отрасли, так и в экономике в целом. В зарубежных странах достаточно широко используются внесудебные процедуры несостоятельности, осуществляемые по инициативе должника, так и кредиторов .

В некоторых странах предпочитают поощрять именно внесудебных процедур реструктурирования долгов как формы реорганизации несостоятельного предприятия. Достаточно мягкие добровольные формы внесудебной реорганизации или ликвидации несостоятельных предприятий применяются в Австралии, Австрии, Великобритании, Ирландии, Сингапуре, Японии". Более строгие, обязательные внесудебные процедуры несостоятельности применяются в Канаде, Италии, Франции, Новой Зеландии и соединенных ШТАТОВ америки. В реформированном Законе о банкротстве Германии предусмотрено, что основные решения в ходе производства по несостоятельности принимаются не судьей по делам о банкротстве, а собранием кредиторов, на котором голоса распределяются в соответствии с реальной стоимостью прав требования. Можно сказать, что добровольное внесудебное урегулирование проблем между должником и кредитором используется повсеместно, хотя это только поощряется, но ни в коем случае не навязывается.

Узнать стоимость работы