Вам нужна дипломная работа?
Интересует Налоги?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Налог на имущество организации. Проблемы и перспективы совершенствования

  • 78 страниц
  • 30 источников
  • Добавлена 06.02.2007
930 руб. 3 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Значение налогов в налоговой системе России
1.1. Историческая ретроспектива развития налогов
1.2. Налог на имущество, его экономическая сущность
1.3. Элементы налогообложения по налогу на имущество
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика ООО «Литбизнесхолдинг»
2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Литбизнесхолдинг»
2.2 Оценка и анализ финансового состояния ООО «Литбизнесхолдинг»
2.2.1. Анализ состава и структура имущества предприятия
2.2.2. Анализ использования основных фондов
2.2.3. Оценка собственных и привлеченных средств, вложенных в имущество предприятия
2.2.4. Оценка ликвидности организации
Расчет показателей ликвидности
Анализ ликвидности баланса организации
2.2.5. Оценка финансовой устойчивости предприятия
2.2.6. Расчет показателей деловой активности
2.2.7. Оценка и анализ финансовых результатов деятельности организации
2.3. Порядок исчисления налога на имущество
Глава 3. Проблемы и перспективы совершенствования налога на имущество
3.1. Учет расчетов по налогу на имущество в ООО «Литбизнесхолдинг»
3.2. Оптимизация налогообложения по налогу на имущество в ООО «Литбизнесхолдинг»
3.3. Проблемы и перспективы совершенствования налоговой системы в области расчетов по налогу на имущество
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Вариант 2. На счете 08, а потом на счете 01 учитывают только 300 000 руб. Остальные расходы – 72 000 руб. (60 000 + + 12 000) – бухгалтер сразу списывает как издержки обращения (счет 44). Налог на имущество станут начислять на сумму 300 000 руб.
Как и в любой схеме, ключевым моментом при разбивке затрат на две части является их документальное оформление. В выставленном счете-фактуре и платежном документе должно быть записано, что оказана консультационная услуга, а не услуги по установке и наладке оборудования. Соответственно стоимость консультационной услуги и НДС по ней должны быть выделены.
Сложными вопросами, связанными с уплатой налога на имущество, являются и такие: нужно ли платить налог на имущество, если право собственности на здание еще не зарегистрировано? Как посчитать налог на имущество, если объект состоит из нескольких частей? Летом 2006 г. специалисты Министерства финансов выпустило сразу несколько писем, где ответили на эти вопросы.
Некоторые основные средства фирмы – например, объекты недвижимости, нуждаются в обязательной государственной регистрации (ст. 4 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Регистрация прав на движимое имущество не требуется, кроме отдельных случаев. Это касается только некоторых видов оборудования (например, технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции) и транспортных средств.
Учреждения, которые регистрируют права на недвижимость, делают это только на основании заявления собственника. И не сразу, а спустя какое-то время после подачи документов. Поэтому часто случается, что фирма уже получила здание по акту приемки-передачи и ввела его в эксплуатацию, но право собственности еще не зарегистрировала. Причем время до регистрации некоторые компании специально «тянут» месяцами. Это делается для того, чтобы не платить налог на имущество. Эту возможность дают им Методические указания по учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).
До подачи документов на регистрацию недвижимое имущество учитывают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Подав заявление, компания может выбрать один из двух вариантов учета незарегистрированного здания. Так, разрешается списать стоимость объекта со счета 08 на отдельный субсчет счета 01 «Основные средства», не дожидаясь, пока свидетельство о госрегистрации будет получено. В то же время, не запрещается «оставить» незарегистрированный объект и на счете 08. Главное, закрепить свой выбор в учетной политике.
Получив свидетельство о госрегистрации, недвижимость включают в состав основных средств и учитывают в обычном порядке.
Итак, на определенном этапе госрегистрации (после подачи заявления, но до получения свидетельства) фирма имеет возможность некоторое время не начислять на данный объект налог на имущество. Ведь, если основное средство учитывается на счете 01, то его придется облагать этим налогом, а если осталось на 08 – ни о каком налоге на имущество речи не идет.
До недавнего времени этой «лазейкой» пользовались многие, и это было законно. Теперь использование этого способа учета незарегистрированного имущества официально приравняли к уклонению от налогообложения. Сотрудники финансового ведомства выпустили несколько писем на эту тему (например, письмо Минфина от 27 июня 2006 г. № 03-06-01-02/28, от 3 августа 2006 г. № 03-06-01-04/151). Финансовые работники уверены: если объект соответствует критериям основного средства и введен в эксплуатацию, его нужно облагать налогом на имущество. При этом неважно, зарегистрирована недвижимость или нет. Более того, не имеет значения даже сам факт подачи документов на госрегистрацию.
Чтобы не попасть в разряд фирм, уклоняющихся от налогов, ООО «Литбизнесхолдинг» следует начинать эксплуатировать объект только после подачи заявления на регистрацию права собственности. Подав документы на госрегистрацию, следует перевести здание в состав основных средств (со счета 08 на счет 01). Стоимость этого здания будет учитываться при расчете налога на имущество.
Фирме не нужно сообщать инспекторам о приобретении, например, нового здания. Это обязанность учреждений, которые регистрируют сделки с недвижимостью. Налоговая инспекция самостоятельно поставит компанию на учет по месту нахождения принадлежащего ей объекта. При этом место нахождения недвижимости может не совпадать с местом постановки на налоговый учет самой фирмы. В этом случае налог на имущество в отношении «отдельно стоящего» объекта придется заплатить по месту его нахождения, а налог по остальному имуществу – уже по месту регистрации компании.
Поэтому очень важно правильно определить стоимость объекта недвижимости, тем более, что налог поступит в бюджет другого региона. Сделать это не всегда просто.
Ведь объект недвижимости может включать в себя множество различных составных частей (сооружений, установок, оборудования и т.п.). Кроме имущества, указанного в технической документации (техпаспорте), в состав здания входят и дополнительно установленные (смонтированные) уже в процессе эксплуатации объекты. Как учитывать основное средство, которое состоит из разных частей – как один объект или как несколько?
Отдельные части (приспособления, принадлежности), если они могут выполнять свои функции только в едином комплексе, признают единым инвентарным объектом. Это следует из пункта 6 ПБУ 6/01.
Но в то же время, части здания можно учитывать как самостоятельные инвентарные единицы, если сроки их полезного использования существенно различаются (ведь тогда отдельные части объекта попадут в разные амортизационные группы). Так, например, само здание и находящиеся в нем лифт и система вентиляции могут иметь разные инвентарные номера.
Следует ли в этом случае при расчете налога на имущество увеличивать стоимость здания на стоимость находящихся в нем объектов? Вот как на эти вопросы отвечают финансисты (см. письмо Минфина России от 26 июня 2006 г. № 03-06-01-04/136).
Основное средство с отдельным инвентарным номером не будет включаться в стоимость здания, если:
оно не требует монтажа или же демонтаж не причинит несоразмерного ущерба его назначению;
оно может быть использовано вне объекта недвижимости;
объект недвижимости может функционировать и без него.
Вещь, которая соответствует всем трем перечисленным критериям, считается движимым имуществом.
В противном случае стоимость составных частей увеличит стоимость здания. А значит, и сумму налога на имущество в отношении этого объекта.
И это совершенно справедливо. Понятно, что лифт, вентиляционная система, встроенные коммуникации не станут движимым имуществом, даже получив собственные инвентарные номера. Функционировать вне стен здания они не могут.
В бухгалтерском учете амортизацию основных средств можно начислять одним из четырех способов (п. 18 ПБУ 6/01):
– линейным;
– уменьшаемого остатка;
– списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
– списания стоимости пропорционально объему продукции.
На практике самым популярным является линейный способ. Он проще и понятнее других. К тому же он единственный, который можно применять одновременно и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Если стоимость основных средств и в том, и в другом учете одинаковая, то и амортизация по ним при линейном способе будет одна и та же.
Чтобы ответить на вопрос, насколько хорош линейный метод с точки зрения оптимизации налога на имущество, рассчитаем налог и сравним полученные результаты при разных способах начисления амортизации.
Возьмем основное средство стоимостью 600 000 рублей и сроком полезного использования 5 лет. Предположим, что фирма приобрела его и ввела в эксплуатацию в декабре 2003 года.
Линейный способ
При этом методе амортизация начисляется равномерно в течение всего срока полезного использования автомобиля.
Таблица 3.5
Дата Начислено амортизации (нарастающим итогом), руб. Остаточная стоимость основного средства, руб. Начислено налога на имущество, руб. (по ставке 2%) 01.01.04 – 600 000 – 01.02.04. 10 000 590 000 – 01.03.04. 20 000 580 000 – 01.04.04 30 000 570 000 – 01.05.04 40 000 560 000 – 01.06.04 50 000 550 000 – 01.07.04 60 000 540 000 – 01.08.04 70 000 530 000 – 01.09.04 80 000 520 000 – 01.10.04 90 000 510 000 – 01.11.04 100 000 500 000 – 01.12.04 110 000 490 000 – 01.01.05 120 000 480 000 10 800 Всего за 1 год 120 000 480 000 10 800 Всего за 2 год 240 000 360 000 8400 Всего за 3 год 360 000 240 000 6000 Всего за 4 год 480 000 120 000 3600 Всего за 5 год 600 000 – 1200 ИТОГО 600 000 – 30 000
Способ уменьшаемого остатка
Амортизация рассчитывается исходя из остаточной стоимости основного средства на начало каждого отчетного года и нормы амортизации. Норму определяют исходя из срока полезного использования основного средства и коэффициента ускорения, установленного законодательством. Малые предприятия могут применять коэффициент, равный 2. Об этом сказано в пункте 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина РФ от 10 октября 2003 года № 91н).
Ускоренную амортизацию можно применять и при лизинге, если основное средство числится у вас на балансе. Это разрешено статьей 31 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». По движимому имуществу, которое относится к активной части основных средств, можно применять коэффициент ускорения до 3 (письмо Минфина РФ от 18 декабря 2003 года № 04-02-03/2/81).
Коэффициенты ускорения можно применять только при способе уменьшаемого остатка.
Если считать амортизацию этим способом строго по ПБУ 6/01, то делать это придется бесконечно долго. И даже самый высокий коэффициент ускорения не поможет полностью самортизировать основное средство в течение срока полезного использования. Поэтому следует руководствоваться здравым смыслом. Раз у основного средства есть срок полезного использования, то к концу этого срока оно должно быть полностью самортизировано. Так что в последний год использования объекта остаточную стоимость надо списать линейным методом. Кстати, аналогичный подход предлагает Налоговый кодекс для нелинейного метода амортизации (п. 5 ст. 259).
Таблица 3.6
Дата Сумма начисленной за месяц амортизации, руб. * Остаточная стоимость основного средства, руб. Начислено налога на имущество, руб. (по ставке 2%) 01.01.04 – 600 000   01.02.04 20 000 580 000   01.03.04 20 000 560 000   01.04.04 20 000 540 000   01.05.04 20 000 520 000   01.06.04 20 000 500 000   01.07.04 20 000 480 000   Продолжение таблицы 3.6
4 Рентабельность продаж: 16,08 15,45 0,63 по чистой прибыли по прибыли продаж 22,12 22,19 -0,07 *) при начислении амортизации использован коэффициент ускорения, равный 2.
По сумме чисел лет срока полезного использования
При этом способе амортизация начисляется исходя из первоначальной (или восстановительной) стоимости основного средства по формуле:
Годовая амортизация = Стоимость основного средства х Число лет, оставшихся до конца полезного использования объекта
Сумма чисел лет срока полезного использования объекта Таблица 3.7
Дата Сумма начисленной амортизации, руб. Остаточная стоимость основного средства, руб. Начислено налога на имущество, руб. (по ставке 2%) 01.01.04 – 600 000   01.02.04 16 667 583 333   01.03.04 16 667 566 666   01.04.04 16 667 549 999   01.05.04 16 667 533 332   01.06.04 16 667 516 665   01.07.04 16 667 499 998   01.08.04 16 667 483 331   01.09.04 16 667 466 664   01.10.04 16 666 449 998   01.11.04 16 666 433 332   01.12.04 16 666 416 666   01.01.05 16 666 400 000   Всего за 1 год 200 000 400 000 10 000 Всего за 2 год 160 000 240 000 6400 Всего за 3 год 120 000 120 000 3600 Всего за 4 год 80 000 40 000 1600 Всего за 5 год 40 000 – 400
Продолжение таблицы 3.7
ИТОГО 600 000 – 22 000
При разных способах начисления амортизации налог на имущество составил:
– при линейном способе – 30 000 рублей;
– при способе уменьшаемого остатка – 21 668 рублей;
– при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования – 22 000 рублей.
А теперь сравним полученные результаты.
Минимальный налог фирма заплатит при способе уменьшаемого остатка. Однако напомним, что в расчетах мы использовали коэффициент ускоренной амортизации 2. Применять его могут только малые предприятия. Без коэффициента налог составил бы 34 340 рублей. А это – самый худший результат.
Таким образом, для большинства фирм наиболее выгоден с точки зрения минимизации налога на имущество способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
3.3. Проблемы и перспективы совершенствования налоговой системы в области расчетов по налогу на имущество
Одно из самых проблемных для налогоплательщиков обременений - это налог на имущество организаций (НИО), уплачиваемый в соответствии с гл. 30 НК РФ. Сложность оптимизации данного налога состоит в том, что он является "прямым" налогом, то есть обложение им не предусматривает возможности уменьшения его на суммы каких-либо вычетов. Да и список льготников по НИО очень незначителен.
По нашему мнению, данный налог чрезмерно завышен, так, например, организация, обладающая основными средствами на сумму 100 млн. руб., обязана (если не брать в расчет амортизацию) уплачивать по большинству субъектов РФ 2,2 млн. руб. в год с данного имущества.
Ко всему прочему, сам факт взимания НИО с таких основных средств, как транспорт, выглядит нарушением прав налогоплательщика, уплачивающего с них еще и транспортный налог. По сути, это двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета. Законная оптимизация данного налога (НИО) является на сегодняшний день единственным эффективным способом его снижения. Особенность ряда хозяйственных договоров, которая ляжет в основу предлагаемых способов оптимизации НИО, заключается в "нивелировании" объекта налогообложения и, соответственно, налоговой базы.
Одним из самых интересных вариантов полного избежания НИО при сохранении права собственности на имущество является использование договора лизинга.
Применение договора лизинга
Одним из элементов данного понятия в целях НИО является учет имущества на балансе организации в соответствии с законодательством о бухучете в качестве основных средств (ОС). Только один вид хозяйственных договоров допускает учет ОС на балансе организации, которой не принадлежит данное ОС, - это договор лизинга.
Согласно п. 1 ст. 11 Закона "О финансовой аренде (лизинге)" собственником лизингового имущества является лизингодатель. В то же время п. 1 ст. 19 названного Закона предусмотрено, что право собственности на лизинговое имущество может быть передано лизингополучателю после истечения договора лизинга (как в аренде с правом выкупа) либо до истечения по соглашению сторон.
С другой стороны, п. 1 ст. 31 данного Закона предусматривает, что предмет лизинга подлежит учету на балансе лизингодателя или лизингополучателя по соглашению сторон. Самое интересное, что учет предмета лизинга с переходом права собственности на него не связаны друг с другом названным Законом. Отсюда рождается финансовая схема, для реализации которой требуется как минимум два аффилированных лица (либо просто связанных экономическими интересами), которая среди прочих достоинств позволяет избавиться от НИО.
Так, лизингодатель заключает договор с лизингополучателем, предметом которого являются ОС, приобрести которые лизингодатель только планирует, после чего лизингодатель заключает договор купли-продажи с продавцом указанного имущества, извещая его, что договор заключается специально для лизинговых целей (в этом случае лизингодатель и лизингополучатель будут нести солидарную имущественную ответственность перед продавцом, так что особых возражений со стороны продавца поступить не должно). Затем лизингодатель передает в фактическое владение и пользование имущество лизингополучателю (отдельными договорами между лизингополучателем и лизингодателем можно предусмотреть совместное пользование имуществом) по акту приемки-передачи, одновременно сняв это имущество со своего баланса и передав на баланс лизингополучателя. При этом договором лизинга должно быть установлено, что право собственности сохраняется за лизингодателем, а переход имущества в собственность лизингополучателя вообще не предусматривается договором (переход права собственности лизингового имущества от лизингодателя к лизингополучателю по истечении договора лизинга не является обязательным, а регулируется соглашением сторон).
Для эффективности данной схемы юридическое лицо, являющееся лизингополучателем, следует перевести на уплату ЕНВД либо на упрощенную систему налогообложения, так как лица, применяющие указанные режимы налогообложения, освобождены от уплаты НИО (точнее, он заменен уплатой единого налога).
Результатом такой схемы должно стать то, что имущество будет находиться в собственности организации и может быть использовано в залоговых целях при кредитовании и подлежит возврату вам после истечения срока действия договора лизинга, а обязанности по уплате налога на имущество не возникнет ни у одной из сторон договора, так как имущество будет числиться на балансе другого юридического лица.
Для достоверности можно предусмотреть даже переход права собственности на лизинговое имущество по истечении срока действия договора лизинга, но просто не осуществить проплату лизинговых платежей от аффилированного лица более двух раз подряд, после чего расторгнуть договор и изъять имущество у аффилированного лизингополучателя. Однако использовать последний вариант не рекомендуется, так как он не законен - является притворной сделкой (т.е. не ставящей целью создать соответствующие ей правовые последствия и призванной прикрыть другую сделку, либо служащей каким-либо иным противоправным целям - уходу от обязанностей налогоплательщика), которая при наличии достаточных доказательств будет признана судом ничтожной по иску налогового органа.
Плюсы варианта оптимизации налоговых платежей через договор лизинга:
- имущество не выбывает из собственности вашего предприятия, может быть использовано нами в качестве залога (для привлечения инвестиций);
- не возникает обязанности платить НИО (что касается иных налоговых платежей, то при правильном распределении лизинговых платежей от лизингополучателя на лизингодателя и платежей за имущество от лизингодателя на продавца - ведь имущество можно купить в рассрочку с немедленным переходом права собственности - НДС, как и налог на прибыль, могут быть минимальны и зависеть исключительно от нашей лизинговой "наценки").
Минусы такой схемы тоже очевидны:
- может вызвать лишние вопросы у инвесторов;
- применима только в случаях, если у нас появляется необходимость приобретения новых основных средств.
Оптимизация через возвратный лизинг
Еще одна особенность договора лизинга - он может связывать правоотношениями не три, а две стороны. Ни ГК РФ, ни Закон "О финансовой аренде (лизинге)" не содержат запретов на то, чтобы и продавцом, и лизингополучателем по одной сделке выступало одно и тоже лицо.
Таким образом, для реализации этой схемы нужен следующий рецепт:
Берется два предприятия - наше (на общей системе налогообложения) и дружественное (желательно не аффилированное и обязательно применяющее УСН или ЕНВД). Затем наше предприятие заключает договор лизинга со вторым предприятием, в соответствии с которым второе предприятие (применяющее УСН или ЕНВД) покупает у нас наше имущество (можно с отсрочкой платежа, например, на 5 лет), получает его в собственность и сдает нам в лизинг с обратным переходом к вам права собственности на это имущество (учет данного имущества, конечно же, должен производиться на балансе лизингодателя до истечения срока действия договора лизинга).
Такой "юридический фокус" часто называют "возвратным" лизингом. Однако здесь важно знать, что "фокусник", использующий данную схему, может быть пойман "за руку" как совершивший сделку экономически нецелесообразную и направленную на избежание обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов. Аргументация с нашей стороны может быть очень проста - необходимость привлечения дополнительных инвестиций от третьих лиц и "нежелание" собственника расставаться с необходимым ему имуществом.
Договор простого товарищества
Это один из самых подозрительных для "налоговиков" видов гражданско-правовых отношений. К сожалению, НК РФ содержит статью, посвященную особенностям определения налоговой базы по НИО при использовании такого способа осуществления совместной деятельности, как договор простого товарищества (ПТ). Этому вопросу посвящена ст. 337 НК РФ, предусматривающая, что каждый из участников договора простого товарищества уплачивает НИО в отношении того имущества, которое внес в качестве вклада по договору о совместной деятельности, а также в отношении того имущества, которое приобретено товарищами или создано в процессе осуществления совместной деятельности - в соответствии со своим вкладом в товарищество. Соответственно, и речь пойдет не о полной неуплате сумм НИО, а лишь о его уменьшении. Сделать это можно следующим образом:
Два юридических лица (наше предприятие и то, которое нам дружественно и использует УСН) заключают договор простого товарищества, по которому обязуются соединить свои вклады, скажем, в целях оказания третьим лицам услуг по хранению и транспортировке товаров. Договором может быть предусмотрено, что мы передаем товарищу, ведущему общие дела товарищей (и находящемуся на УСН), в качестве вклада денежные средства на которые он (ведущий общие дела товарищ) обязан приобрести машины и здание (конечно, если у нас есть надобность именно в этих основных средствах), а после компенсировать вам в течение какого-то времени 1/2 или, скажем, 9/10 стоимости данного имущества, перечислив эти деньги на наш расчетный счет в течение определенного времени с момента приобретения здания и транспортных средств. Данная компенсация и будет вкладом нашего товарища, а перечисленная нами сумма за вычетом компенсации - нашим вкладом. После этого при покупке нашим товарищем здания и автомашин в собственность мы подписываем с товарищем соглашение (что также должно быть предусмотрено в договоре простого товарищества), в котором определяем распределение долей в общем долевом имуществе - нам и ему по 1/2 доли здания (или нам, к примеру, 1/10, а ему - 9/10) и регистрируем в ФРС (Федеральной регистрационной службе) данное соглашение и распределение долей в праве общей собственности на данное здание, а заодно и договор залога доли нашего товарища в здании в счет исполнения им своих обязательств по возврату нам 1/2 (или, к примеру, 9/10) стоимости этого здания.
Если мы собираемся заниматься совместной деятельностью, то НИО будет уплачиваться в долях по отношению к вкладу (причем тот товарищ, который применяет УСН, будет освобожден от уплаты НИО со своей доли). Если мы не собираемся работать совместно - сделка может быть признана мнимой. Но это еще нужно доказать. Может быть, у нас просто не получилось реализовать договор, так как у товарища не было денег.
Суть в том, что пока наше простое товарищество существует, мы будем уплачивать только часть налога, а когда товарищество распадется - мы сможем потребовать исполнения обязательств нашим товарищем по компенсации нам в соответствии с договором простого товарищества части стоимости здания. И если наш товарищ этого не сделает, мы можем подать на него в суд, обратить взыскание на заложенное имущество и в соответствии с имеющимся у участника долевой собственности преимущественным правом на покупку этой собственности получить его долю в счет исполнения вашим товарищем своих обязательств.
Можно данную операцию осуществить так же, как в случае с возвратным лизингом - передать своему товарищу по договору купли-продажи денежные средства, на которые он купит у нас имущество. Либо сразу зарегистрировать долевую собственность на имущество в соответствии с договором ПТ, где наша доля - это наш вклад, а другая доля здания - вклад нашего товарища, на который он занял денег у нас. Это зависит от конкретной ситуации - собираемся ли мы покупать новое имущество или желаем убрать налоговую нагрузку с уже имеющегося.
Долевое приобретение имущества
Этот вид оптимизации НИО похож на описанный выше, только не предусматривает создание ПТ. Мы можем приобрести имущество у продавца, купив в качестве одной из сторон договора купли-продажи - покупателя на пару со своим учредителем необходимое нам здание либо любое другое ОС, после чего получить от учредителя право пользоваться данным зданием (ОС) по безвозмездной сделке.
В этом случае важно одно - учредитель должен быть собственником более чем 50% долей в уставном капитале нашего общества. Иначе в последующем, когда нам понадобится все имущество целиком, заключение договора дарения с учредителем будет невозможно, так как данная операция станет объектом налогообложения налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость.
Минусы лизинговых схем
Рассмотрим некоторые проблемные вопросы, которые могут возникнуть при договорах лизинга. Это касается выкупа имущества и цены сделки.
Налоговый учет лизинговых платежей. Минфин России в своем Письме от 9 ноября 2005 г. N 03-03-04/1/348 придерживается следующей позиции. Средства, направленные на выкуп имущества, предприятие не может включать в текущие расходы. Такие суммы собираются на счете 08. И только когда к арендатору перейдет право собственности на объект, его начинают амортизировать в обычном порядке, предусмотренном ст. ст. 256 - 259 Налогового кодекса РФ. Но данная ситуация законодательством прописана недостаточно четко. В п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ сказано, что лизинговые платежи относятся к прочим расходам, связанным с реализацией. А п. 1 ст. 28 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" позволяет включать выкупную цену в состав лизинговых платежей. Поэтому налогоплательщик может оспорить мнение чиновников. Но не исключено, что в этом случае свою правоту придется отстаивать в суде.
Размер лизинговых платежей и выкупной цены. Эффективность оптимизации зависит от размера лизингового платежа, поэтому имеет смысл его увеличить. Но при этом нельзя забывать, что к слишком высокой стоимости лизинга инспекторы могут применить ст. 40 Налогового кодекса РФ и доначислить предприятию налог, пени и штрафы исходя из рыночной цены. На самом деле в данной ситуации применить ст. 40 проверяющим будет очень сложно. Ведь сумма лизинговых платежей зависит от многих факторов. Например, это вид имущества, срок лизинга, комиссия лизингодателя и т.д. Поэтому определить рыночную цену такой услуги, как лизинг, непросто. Но негативным моментом является тот факт, что действия инспекторов, возможно, придется оспаривать в суде.
Заключение
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Это обусловлено тем, что налог - необходимое условие существования государства, а обязанность платить налоги - безусловное требование государства. Именно налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. Одной из сторон - налогоплательщику - он указывает меру его обязанности (должного поведения), а другой - налоговому органу - меру дозволенного поведения. Тем самым определяются две стороны налогового отношения: налогоплательщик и налоговый орган.
Формы и основы их взаимоотношений выражены, прежде всего, в неукоснительном соблюдении каждым Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, соблюдении каждым возложенных действующим законодательством обязанностей и реализации предоставленных законодательством прав.
Пунктом 1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н (в редакции от 30.12.99 N 107н), установлены основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений).
Ведение налогового учета должно быть отражено в учетной политике.
Налоговый учет осуществляется, прежде всего, в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (статья 313 НК РФ). Общие требования к организации и ведению налогового учета налогоплательщиками-организациями регламентируются главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Согласно пункту 12 Положения к способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг.
Экономическая сущность налога на имущество организаций - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества.
Налог на имущество организаций занимает центральное место не только в системе имущественных налогов, но и играет значительную роль в формировании доходов региональных бюджетов.
С 1 января 2004 г. порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций определяется гл. 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса РФ.
Плательщиками данного налога являются российские организации, иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Одним из самых важных моментов в системе обложения налогом на имущество является объект налогообложения - перечень имущества, подлежащего налогообложению.
Объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Как уже отмечалось выше, при определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Проведя анализ деятельности ООО «Литбизнесхолдинг» в дипломной работе были приведены примеры оптимизации налогообложения по налогу на прибыль организации.
В частности, для уменьшения платежей по указанному налогу были предложены схемы приобретения объектов основных средств по договору лизинга.
Плюсы варианта оптимизации налоговых платежей через договор лизинга:
- имущество не выбывает из собственности нашего предприятия, может быть использовано нами в качестве залога (для привлечения инвестиций);
- не возникает обязанности платить НИО (что касается иных налоговых платежей, то при правильном распределении лизинговых платежей от лизингополучателя на лизингодателя и платежей за имущество от лизингодателя на продавца - ведь имущество можно купить в рассрочку с немедленным переходом права собственности - НДС, как и налог на прибыль, могут быть минимальны и зависеть исключительно от нашей лизинговой "наценки").
Минусы такой схемы тоже очевидны:
- может вызвать лишние вопросы у инвесторов;
- применима только в случаях, если у нас появляется необходимость приобретения новых основных средств.











Список использованной литературы
Гражданский кодекс РФ (в ред. от 26 марта 2003г. № 37-ФЗ).
Налоговый кодекс РФ (в ред. от 7июля 2003г. № 110-ФЗ).
О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ (в ред. от 30 июня 2003г, № 86-ФЗ).
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утв. Приказом МФ РФ от 29 июля 1998г. №34н (в ред. от 24 марта 2000 г. №31н).
Закон РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий"
«О федеральном бюджете на 2007 год». Федеральный закон.
Федеральный закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ
Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н 8.
Положению по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 32н
Бизнес-конспект: налог на имущество // Экономика и жизнь 2004.
Береснева Н.В. Как платить налоги в 2006 году. М.: САФИ, 2006 – 187 с.
Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. СПб.: Питер, 2006. – 416 с.
Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности. Учебное пособие. Издание третье, переработанное и дополненное – М.: ПБОЮЛ. Григорян А.Ф., 2004.
Горностаев С.В. Квартальные и годовые налоговые декларации: решаем проблемы заполнения. М.: Финансы и статистика, 2005. – 184с.
Дрожжина. И.Н. «Методика исчисления налога на имущество организаций» Журнал "Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2006, N 4. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006 (серия «Краткий курс»).
Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005 (серия «Краткий курс»).
Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г., Харченко Г.П.,. Основы налогообложения и налогового законодательства. - СПб.: Питер, 2004 (серия «Завтра экзамен»).
Зуева А.Ю. Статья «О налоге на имущество». "Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 3
Журнал «Российский налоговый курьер» №4, 2006.
Камаев В. Д. Учебник. По основам экономической теории. Москва 2005.
Колесников А. Налог на имущество организаций. Комментарий к главе 30 НК РФ М.: Вершина, 2005. – 192 с.
Макарьева В 100 проблем и примеров определения объекта налогообложения. М.: Горячая линия бухгалтера. 2005 – 280 с.
Никерова Ю. Налог на имущество «по-минфиновски» // Практическая бухгалтерия 10/2006.
Миляков Н. Налоги и налогообложение. Курс лекций.  М., «ИНФРА-М», 2005 г.
Финансовая Россия № 7/2004.
Шаталов С.Д. «Налоговая реформа – важный фактор экономического роста». // «Финансы». – 2005. - №2.
Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение Москва: Учебник. М.: Инфра-М, 2005.
nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы.
akdi.ru – сайт агентства, специализирующегося в области налогообложения, бухгалтерского учета и права.
Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».

Приложение

Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение Москва: Учебник. М.: Инфра-М, 2005.

Гражданский кодекс РФ (в ред. от 26 марта 2003г. № 37-ФЗ).

Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л.Брю "Экономикс: Принципы, проблемы и политика". - Таллин, 1999

Бизнес-конспект: налог на имущество // Экономика и жизнь 2004.

Бизнес-конспект: налог на имущество // Экономика и жизнь 2004.

Журнал «Российский налоговый курьер» №4, 2006.

И.Н.Дрожжина «Методика исчисления налога на имущество организаций» Журнал "Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2006, N 4

akdi.ru – сайт агентства, специализирующегося в области налогообложения, бухгалтерского учета и права
nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы

А.Ю.Зуева. Статья «О налоге на имущество». "Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 3












74

Список использованной литературы
1.Гражданский кодекс РФ (в ред. от 26 марта 2003г. № 37-ФЗ).
2.Налоговый кодекс РФ (в ред. от 7июля 2003г. № 110-ФЗ).
3.О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ (в ред. от 30 июня 2003г, № 86-ФЗ).
4.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утв. Приказом МФ РФ от 29 июля 1998г. №34н (в ред. от 24 марта 2000 г. №31н).
5.Закон РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий"
6.«О федеральном бюджете на 2007 год». Федеральный закон.
7.Федеральный закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ
8.Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденное Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н 8.
9.Положению по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 N 32н
10.Бизнес-конспект: налог на имущество // Экономика и жизнь 2004.
11.Береснева Н.В. Как платить налоги в 2006 году. М.: САФИ, 2006 – 187 с.
12.Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. СПб.: Питер, 2006. – 416 с.
13.Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности. Учебное пособие. Издание третье, переработанное и дополненное – М.: ПБОЮЛ. Григорян А.Ф., 2004.
14.Горностаев С.В. Квартальные и годовые налоговые декларации: решаем проблемы заполнения. М.: Финансы и статистика, 2005. – 184с.
15.Дрожжина. И.Н. «Методика исчисления налога на имущество организаций» Журнал "Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2006, N 4. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006 (серия «Краткий курс»).
16.Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005 (серия «Краткий курс»).
17.Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г., Харченко Г.П.,. Основы налогообложения и налогового законодательства. - СПб.: Питер, 2004 (серия «Завтра экзамен»).
18.Зуева А.Ю. Статья «О налоге на имущество». "Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 3
19.Журнал «Российский налоговый курьер» №4, 2006.
20.Камаев В. Д. Учебник. По основам экономической теории. Москва 2005.
21.Колесников А. Налог на имущество организаций. Комментарий к главе 30 НК РФ М.: Вершина, 2005. – 192 с.
22.Макарьева В 100 проблем и примеров определения объекта налогообложения. М.: Горячая линия бухгалтера. 2005 – 280 с.
23.Никерова Ю. Налог на имущество «по-минфиновски» // Практическая бухгалтерия 10/2006.
24.Миляков Н. Налоги и налогообложение. Курс лекций. М., «ИНФРА-М», 2005 г.
25.Финансовая Россия № 7/2004.
26.Шаталов С.Д. «Налоговая реформа – важный фактор экономического роста». // «Финансы». – 2005. - №2.
27.Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение Москва: Учебник. М.: Инфра-М, 2005.
28.nalog.ru – сайт Федеральной налоговой службы.
29.akdi.ru – сайт агентства, специализирующегося в области налогообложения, бухгалтерского учета и права.
30.Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».

Узнать стоимость работы