Модели взаимодействия экономических и политич. элит в России.
Заказать уникальный реферат- 1515 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 27.12.2006
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Олигархическая модель отношений между элитами
2. Иерархическая модель отношений между элитами
Заключение
Список литературы
Но в данном случае они избрали коллективную форму представительства интересов по согласованию с санкции Кремля. Совпадения между составом Совета по предпринимательству и новым бюро правления РСПП говорили о том, что власть в общих чертах уже сформировала новый избранный круг предпринимателей. Как утверждает А. Зудин: «После возрождения РСПП можно говорить о движении к «корпоративизации», то есть подключению союзов предпринимателей к взаимоотношениям между государством и бизнесом».2
Государство откровенно навязало бизнесу этот контракт с позиций обретенной силы. Крупным предпринимателям предложили новую роль, причем в форме, исключающей возможность отказа. Предполагалось образование институционализации социальной ответственности бизнеса – не на добровольной основе, а как обязательное условием предпринимательства. Деловым людям придется время от времени брать на себя обязательства, причем не после «политической торговли», как раньше, а по указке государства и в предложенной им форме.
Приспособление к новым правилам повлияло, прежде всего, на положение крупных предпринимателей. Раньше оно зависело от экономического веса и автономных политических ресурсов, теперь же все большую роль стал играть иерархический ранг в институционально закрепленной системе отношений с государством.
Заключение
После избирательной кампании 1996-го года, ведущие предприниматели-олигархи получили прямой доступ к окружению президента и премьер-министру. Отношения с ними они предпочитали строить на неформальной и индивидуальной основе и потому не нуждались в коллективном представительстве. Своеобразие ситуации, сложившейся после августа 1998 года, состоит в том, что, получив вполне реальные шансы действовать более самостоятельно, российское государство обнаружило несовершенство и даже отсутствие нормальных, соответствующих рыночной экономике механизмов взаимодействия с обществом и его структурами. Так, в отличие от стран, где в ходе избирательных кампаний определяются (путем победы тех или иных партий) основные приоритеты общественно-политического развития на ближайшие годы, в России относительно демократические выборы эту кардинальную задачу до сих пор не решают. Их главная функция и в 1995-1996 годах, и в 1999 году состояла в том, чтобы блокировать приход к рулю государства оппозиционных президентской власти политических сил.
Решительный сдвиг в сторону концентрации властных полномочий в правительстве произошел с назначением на пост его председателя В. Путина. При всех связях с Президентом и его окружением он сосредоточил в своих руках основные рычаги политической и экономической власти и с самого начала стал главным ее носителем. Постепенно стал складываться избранный круг ведущих предпринимателей, занимающих высокие места в новой иерархии: участники встреч с президентом, члены Совета по предпринимательству, а также члены бюро РСПП. В этой среде существует внутренняя, еще не до конца устоявшаяся ранжировка.
Восстановление доминирующей роли власти качественно изменило характер ее отношений с бизнесом. Главная перемена заключалась в том, что ограничение политической автономии и политических ресурсов экономической элиты не позволяет ей вести торг с властью или оказывать на нее давление. Власть заявила: «равноудаленность» крупных предпринимателей она понимает, как их отлучение от большой политики и намерена покончить с системой олигархов. За отказ от политической борьбы против исполнительной власти верхушке делового мира обещана принадлежность к избранному кругу лиц, с которым государство постоянно консультируется. Иными словами, олигархов сменили «иерархи».
Список литературы
1. Зудин А.А. «Олигархия» как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. 1999. №1.
2. Зудин А. Неокорпоративизм в России? (Государство и бизнес при Владимире Путине) // Внешняя политика России: 1991-2000. IIч. М., 2001.
3. Паппэ Я.Ш. Крупный бизнес в российской экономике, 2000-2001 годы // www.politcom.ru
4. Паппэ Я. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России. М., 1999.
5. Перегудов С.П. Корпорации общество государство: эволюция отношений. М., 2003.
6. Перегудов С., Лапина Н., Семененко И. Группы интересов и российское государство. М., 1999.
1 Перегудов С., Лапина Н., Семененко И. Группы интересов и российское государство. М., 1999. С. 350
2 Зудин А. Неокорпоративизм в России? (Государство и бизнес при Владимире Путине) // Внешняя политика России: 1991-2000. IIч. М., 2001. С. 181.
1 Перегудов С.П. Корпорации общество государство: эволюция отношений. М., 2003. С. 59.
2 Перегудов С., Лапина Н., Семененко Н. Указ.соч. С. 279-286.
1 Паппэ Я. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России. М., 1999. С.118.
2 Там же. С. 19.
1 Перегудов С.П. Новый российский корпоративизм: олигархический или демократический? // Полития. 1998. №2. С. 44.
1 Перегудов С.П. Корпорации общество государство: эволюция отношений. М., 2003. С. 68.
1 Зудин А.А. «Олигархия» как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. 1999. №1. С.45-65.
2 Зудин А.А. Неокорпоративизм в России? (Государство и бизнес при Владимире Путине) // Pro et Contra. Внешняя политика России: 1991-2000. II ч. М., 2001. С.173.
1 Паппэ Я.Ш. Крупный бизнес в российской экономике, 2000-2001 годы // www.politcom.ru
2 Зудин А.А. Неокорпоративизм в России? (Государство и бизнес при Владимире Путине) // Pro et Contra. Внешняя политика России: 1991-2000. II ч. М., 2001. С.177.
2
2. Зудин А. Неокорпоративизм в России? (Государство и бизнес при Владимире Путине) // Внешняя политика России: 1991-2000. IIч. М., 2001.
3. Паппэ Я.Ш. Крупный бизнес в российской экономике, 2000-2001 годы // www.politcom.ru
4. Паппэ Я. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России. М., 1999.
5. Перегудов С.П. Корпорации общество государство: эволюция отношений. М., 2003.
6. Перегудов С., Лапина Н., Семененко И. Группы интересов и российское государство. М., 1999.
Вопрос-ответ:
Что такое олигархическая модель отношений между экономическими и политическими элитами в России?
Олигархическая модель отношений предполагает, что экономическая и политическая элиты в России тесно связаны и взаимодействуют на основе взаимных выгод. В этой модели, олигархи контролируют ключевые отрасли экономики и влияют на принятие политических решений в своих интересах.
Каковы особенности иерархической модели отношений между экономическими и политическими элитами в России?
В иерархической модели отношений экономическая и политическая элиты в России представлены иерархически, где политическая элита стоит выше экономической. В этой модели, государство играет важную роль в управлении экономикой и влияет на принятие ключевых решений в экономической сфере.
Какие аргументы указывают на формирование нового избранного круга предпринимателей в России?
Совпадение состава Совета по предпринимательству и нового бюро правления РСПП указывает на то, что власть уже сформировала новый выбранный круг предпринимателей. Это говорит о том, что власть активно сотрудничает с определенными предпринимателями и представляет их интересы.
Какую роль играют олигархи в олигархической модели отношений между экономическими и политическими элитами в России?
Олигархи в олигархической модели отношений являются ключевыми игроками, так как они контролируют ключевые отрасли экономики и имеют значительное влияние на политические решения. Они также часто финансируют политические партии и кандидатов, что дает им еще большую власть и влияние.
Чем отличается иерархическая модель отношений между экономическими и политическими элитами от олигархической модели?
Главное отличие между иерархической и олигархической моделями заключается в роли, которую играет государство. В иерархической модели государство играет активную роль в управлении экономикой и принятии ключевых решений, в то время как в олигархической модели олигархи имеют большую власть и влияние.
Какие модели взаимодействия экономических и политических элит существуют в России?
В России существуют две основные модели взаимодействия экономических и политических элит: олигархическая и иерархическая.
Чем отличается олигархическая модель отношений между элитами?
Олигархическая модель предполагает, что экономическая элита, представленная олигархами, имеет значительное влияние на политическую элиту и принимает активное участие в формировании государственной политики.
Как проявляется олигархическая модель отношений между элитами в России?
Олигархическая модель проявляется через близкие связи между олигархами и высокопоставленными чиновниками. Они взаимодействуют друг с другом в процессе принятия решений и формирования политической и экономической стратегии страны.
Какая модель отношений между элитами предполагает иерархический подход?
Иерархическая модель предполагает, что политическая элита занимает главенствующую позицию и контролирует экономическую элиту. В этой модели политические элиты назначают олигархов на важные посты и управляют ими.
Какие последствия имеет иерархическая модель отношений между элитами в России?
Иерархическая модель может привести к неравному распределению власти и ресурсов, а также к усилению коррупции и недемократическим практикам. В такой модели экономическая элита часто зависит от воли политической элиты и не имеет самостоятельного влияния на принятие решений.
Каковы две модели взаимодействия экономических и политических элит в России?
Две модели взаимодействия экономических и политических элит в России - олигархическая и иерархическая.
Что представляет собой олигархическая модель отношений между элитами?
Олигархическая модель отношений между элитами предполагает, что в стране формируется небольшая группа влиятельных и богатых предпринимателей, которые оказывают значительное влияние на политический процесс и принятие решений. Эти олигархи часто используют свои богатство и связи с политическими элитами для достижения своих целей и защиты своих интересов.