Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности: проблемы становления и развития в России.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономика предприятия
  • 2323 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 16.04.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Малый бизнес: сущность и содержание
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса.
1.2. Сущность и преимущества малого бизнеса
1.3. Критерии малого бизнеса
Глава 2. Малый бизнес в российской экономике
Глава 3. Условия становления и проблемы развития малого бизнеса в России
3.1.Условия и факторы развития малого бизнеса.
3.2. Проблемы развития малого бизнеса в России
3.3. Группы факторов, влияющих на развитие малого бизнеса
3.3.1. Состояние ресурсных рынков
3.3.2. Взаимоотношения рыночных институтов и агентов с малым предпринимательством
3.3.3. Правовая база
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Однако в последние два-три десятка лет положение существенно изменилось под влиянием целого ряда обстоятельств: усиления технологической конкуренции, ускорения научно-технического прогресса, роста платежеспособного спроса, повышения эффективности мелкосерийного и индивидуального производства (вследствие внедрения технологических и технических новшеств), расширения рынка венчурного капитала, изменения стиля жизни, ценностных установок,
В 1970-1980 гг. изменилось положение на товарных рынках и характер спроса Покупатель стал проявлять интерес прежде всего к качеству продукции. Первостепенное значение приобрели сроки исполнения заказа, выпуск мелких серий продукта, расширение его ассортимента, вплоть до выполнения изделий на заказ.
Наряду с сегментацией рынка наблюдался рост взаимозависимости крупных и малых фирм, развитие сотрудничества в противовес соперничеству. Привлечений малых фирм к субподрядным работам, доводке изделий, опробованию новых технологических и управленческих подходов расширяли возможности крупных предприятий, делая промышленную структуру в целом более гибкой и мобильной.
При всем том даже в западном мире, где на страже интересов мелкого предпринимательства стоят закон и государство, малый бизнес остается зоной высокого экономического риска в силу объективно присущих ему особенностей, таких как ограниченность объема производства, узкорегиональный характер деятельности недостаточно высокий, как правило, уровень финансового и производственного управления, невысокая производительность труда, вынужденное или сознательное пренебрежение маркетингом.
По некоторым экспертным оценкам, развитие малого бизнеса достигло критической точки: доля предприятий с падающей доходностью превысила число развивающихся. Произошло сокращение объема производства на промышленных малых предприятиях.
Трудно поставить кризисное положение дел в вину предпринимателям, поскольку оно во многом обусловлено влиянием различных факторов. Попробуем выявить основные группы деструктивных факторов и проблемы развития малого бизнеса в России.
3.3. Группы факторов, влияющих на развитие малого бизнеса
3.3.1. Состояние ресурсных рынков
Малый бизнес функционирует в условиях дефицита основных ресурсов, предопределенного, в частности, следующими причинами:
трудность и труднодоступность (особенно для начинающих предприниматели) информации о наличии и условиях предоставления ресурсов;
нарушение принципа открытого предоставления ресурсов на конкурсной основе
заведомое усложнение процедуры доступа к ресурсам, которое влечет за собой существенные потери времени и средств;
нежелание органов исполнительной власти вовлекать ресурсы (и прежде всего — недвижимость) в хозяйственный оборот, предоставление недвижимости и оборудования преимущественно на правах краткосрочной аренды.
Рынок недвижимости в значительной степени монополизирован. Владельцы собственности (муниципальные органы и промышленные колоссы) чаще всего строят свои отношения с мелкими предпринимателями на основе договоров краткосрочной аренды и, как правило, диктуют неблагоприятные для контрагента условия,
Проведение открытых торгов практикуется редко, а число выставляемых на продажу объектов несопоставимо мало по сравнению с числом тех, что выделяются целевым назначением. Процедура подбора инвесторов плохо регламентирована и обычно носит келейный характер. Все это ограничивает конкуренцию и создает предпосылки для «теневых» сделок между органами власти и отдельными предпринимателями.
Не столь плачевно обстоят дела на рынке средств производства. Дефицит специализированного отечественного и импортного оборудования, который ощущался на начальном этапе развития малого бизнеса (в конце 1980-х — начале 1990-х гг.), когда производители ориентировались главным образом на удовлетворение потребностей крупных государственных предприятий, был преодолен по мере развития рыночных преобразований и активизации внешней торговли.
Ныне не ощущается недостатка в предложениях поставить самое современное отечественное и зарубежное оборудование — недостаток ощущается в средствах на его приобретение. Как уже говорилось выше, большинству малых предприятий хронически недостает денег на развитие- а средства производства между тем отнюдь не дешевеют.
Аналогичное положение сложилось на рынке сырья и вспомогательных материалов. Рост цен на продукцию базовых отраслей, используемую малыми предприятиями, постоянно опережает рост цен на продукцию малого бизнеса, что постоянно ухудшает и без того шаткое экономическое положение,
На рынке финансов мелкие предприниматели чувствуют себя не лучше, чем ходоки у парадного подъезда, которым сопереживал русский классик. В кредитах им чаще всего отказывают, ссылаясь на повышенный риск, а если и предоставляют ссуду, то под достаточно высокий процент.
Что же до рынка т р у д а, то здесь отмечаются серьезные региональные и отраслевые диспропорции. Трудовые ресурсы недостаточно мобильны. Относительная их дешевизна сводится на нет недостаточной квалифицированностью. Особенно скверно отражается на развитии малого предпринимательства нехватка грамотных маркетологов.
Рынок информации развивается хаотично и не радует потребителя высоким качеством (актуальностью) и разумными ценами на данные. Мелкий предприниматель черпает сведения из неформальных источников (личные связи, знакомства) и кустарно собранных баз данных, которые составлены по материалам печати и рекламы.
3.3.2. Взаимоотношения рыночных институтов и агентов с малым предпринимательством
Анализ данной группы факторов начнем с отношений между малым бизнесом и государством.
Малый бизнес не защищен от иностранных конкурентов и отечественных монополистов. Мало того, органы власти различных уровней возводят на пути мелкого предпринимательства административные барьеры, усложняя процедуру и завышая стоимость регистрации малых предприятий. Отечественные бизнесмены с трудом продираются сквозь систему лицензирования и состоят под неусыпным контролем многочисленных, дублирующих друг друга органов.
Небезынтересны в этом отношении результаты социологического обследования, которое проводилось в два этапа в конце 2004 — начале 2005 гг. в целях изучения условий создания малых предприятий, особенностей их функционирования, развития, взаимодействия между собой и внешней средой.
Большинство малых предприятий (65,9%) представляли собой вновь созданные структуры, при этом 11,5% возникли первоначально как кооперативы, а 54,4% принадлежали к новым формированиям частного бизнеса.
Около трети исследованных предприятий так или иначе было связано с госсектором: 12,3% функционировали в составе госпредприятий, используя их производственные площади, оборудование и кадры, 7,2% стали самостоятельными, выделившись из состава госпредприятий; 11,5% появились в результате реорганизации или распада нежизнеспособных гигантов государственной индустрии.
Большинство опрошенных руководителей полагали, что для успешной работы малого предприятия необходимы хорошие личные взаимоотношения с властями, особенно с конкретными чиновниками, отвечающими за тот или иной участок работы. Предприниматели признали, что стараются избегать любых конфликтов с органами власти, ибо существует множество административных рычагов, позволяющих «прижать» неугодную фирму,
3.3.3. Правовая база
Деструктивное влияние правовой среды на малое предпринимательство проявляется в нескольких моментах:
юридические нормы нестабильны, государство постоянно меняет «правила игры», не останавливаясь даже перед введением нормативных актов задним числом;
в законодательстве полно «прорех» (оно, к примеру, не дает правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности, не регламентирует должным образом куплю-продажу, а также порядок землевладения и землепользования, не предусматривает реальных мер защиты от произвола и некомпетентности чиновников);
принятые законы не выполняются. ,
Пожалуй, самое нежелательное влияние на развитие частной инициативы оказывает несовершенство налогового законодательства.
Таковы основные проблемы развития малого бизнеса в России.

Заключение
В работе рассмотрены вопросы становления и развития малого бизнеса в России.
Отмечено, что поддержка частной инициативы пока еще не стала одним из основных принципов государственной политики и ориентиром для властей на местах. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса занимает пока не самое важное место.
В таких условиях эффективность мер по государственной поддержке предпринимательства сводится к нулю в результате негативного воздействия на деловой климат других направлений государственного регулирования (налогового, лицензионного, внешнеэкономического).
В курсовой работе рассмотрена сущность малого бизнеса, критерии и содержание.
Выделены в качестве основной цели вопросы становления и развития малого бизнеса в России.
Сформулированы проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.








Список использованной литературы
Муравьев А.И., Крутик А.Б. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Бизнес-пресса, 2002. – 608с.
Курносов В.С. Малый бизнес: социально-экономический аспект развития. – СПб.: Питер, 2000. – 341с.
Курс предпринимательства: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. –М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.-439с.
Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х томах. – СПб.: Эк. школа, 2002, Т.1. – 349с
Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике / Пер с нем. – М.: Дело, 1999.
Уткин Э.А. Экономика, рынок, предпринимательство: Уч. пособие. – М.: Финансовая академия, 2003. – 194с.
Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 1999. – 483с.
Френкель А.А. Экономика России в 2002-2005: Тенденции, анализ, прогноз. М., 2006.
Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М.: , 2004. – 720с.
Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ Под ред. А.Н. Петрова, М.Н. Кныша. – СПб.: 2003. – 264с.

Муравьев А.И., Крутик А.Б. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Бизнес-пресса, 2002. – 608с.
Курс предпринимательства: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. –М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.-439с.
Курносов В.С. Малый бизнес: социально-экономический аспект развития. – СПб.: Питер, 2000. – 341с.

















23

Список использованной литературы
1.Муравьев А.И., Крутик А.Б. и др. Малый бизнес: экономика, организация, финансы: Учебное пособие для вузов. – СПб.: Бизнес-пресса, 2002. – 608с.
2.Курносов В.С. Малый бизнес: социально-экономический аспект развития. – СПб.: Питер, 2000. – 341с.
3.Курс предпринимательства: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. –М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.-439с.
4.Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: В 2-х томах. – СПб.: Эк. школа, 2002, Т.1. – 349с
5.Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике / Пер с нем. – М.: Дело, 1999.
6.Уткин Э.А. Экономика, рынок, предпринимательство: Уч. пособие. – М.: Финансовая академия, 2003. – 194с.
7.Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 1999. – 483с.
8.Френкель А.А. Экономика России в 2002-2005: Тенденции, анализ, прогноз. М., 2006.
9.Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора / Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М.: , 2004. – 720с.
10.Государственное регулирование экономики: Учебное пособие/ Под ред. А.Н. Петрова, М.Н. Кныша. – СПб.: 2003. – 264с.

Вопрос-ответ:

Какие исторические аспекты развития малого бизнеса рассматривает глава 1 статьи?

Глава 1 статьи рассматривает исторические аспекты развития малого бизнеса, включая его формы предпринимательской деятельности, сущность и содержание.

Какую сущность и преимущества имеет малый бизнес?

Малый бизнес имеет свою сущность и преимущества, которые рассматриваются в главе 1 статьи. Это, например, более гибкая и быстрая реакция на изменения рыночной ситуации, возможность принятия независимых решений, более простые и недорогие процессы управления и многое другое.

Какие критерии определяют малый бизнес?

Малый бизнес определяется определенными критериями, которые описываются в главе 1 статьи. Это, например, количество занятых работников, объемы выручки, размеры активов и другие экономические и организационные факторы.

В чем заключается роль малого бизнеса в российской экономике?

Малый бизнес играет значительную роль в российской экономике, о чем говорится в главе 2 статьи. Он способствует созданию новых рабочих мест, стимулирует экономическое развитие регионов, способствует разнообразию бизнес-идей и инноваций, улучшает качество товаров и услуг, и многое другое.

Какие условия и факторы могут способствовать развитию малого бизнеса в России?

В главе 3 статьи рассматриваются условия и факторы, которые могут способствовать развитию малого бизнеса в России. Это, например, наличие эффективной государственной поддержки, доступность кредитных ресурсов, упрощение процедур регистрации и лицензирования, развитие инфраструктуры и т.д.

Какие преимущества имеет малый бизнес?

Малый бизнес имеет ряд преимуществ, включая большую гибкость и быстрое принятие решений, более низкие издержки, возможность личного вовлечения в управление и контроль над предприятием, а также способность быстро реагировать на изменения рынка и клиентских потребностей.

Какие критерии определяют малый бизнес?

Критерии малого бизнеса включают количество сотрудников (обычно не более 50 человек), обороты предприятия (обычно не более определенной суммы), а также размеры активов или чистой прибыли. Критерии могут различаться в зависимости от отрасли и региона.

Какие условия и факторы способствуют развитию малого бизнеса?

Развитию малого бизнеса способствуют такие факторы, как наличие предпринимательского потенциала, доступность финансовых ресурсов и кредитования, поддержка со стороны государства и местных органов власти, развитая инфраструктура для малого бизнеса, наличие квалифицированного персонала и эффективная система образования и подготовки предпринимателей.

Какие проблемы развития малого бизнеса существуют в России?

В России существует ряд проблем, мешающих развитию малого бизнеса. Это включает сложную бюрократическую процедуру регистрации и лицензирования, высокие налоговые и административные барьеры, недостаток доступных финансовых ресурсов и кредитования, отсутствие эффективной поддержки и защиты прав предпринимателей, а также недостаток квалифицированного персонала.

Какие группы факторов влияют на развитие малого бизнеса?

На развитие малого бизнеса влияют различные группы факторов. К ним относятся экономические условия и стабильность, политическая ситуация и степень государственной поддержки, инфраструктура и доступ к рынкам и клиентам, уровень предпринимательского потенциала и профессионализм управленческого персонала, а также социокультурные факторы, включая отношение к предпринимательству и рискам.