Вам нужна курсовая работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Диагностика нарушений в семейном воспитании.

  • 42 страницы
  • 23 источника
  • Добавлена 28.12.2006
246 руб. 820 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
1.1 СЕМЬЯ И ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ
1.2 ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
1.3 СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ПРОБЛЕМЫ
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1:
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1 ЦЕЛЬ, ГИПОТЕЗА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3.1 Анализ показателей родительского отношения
2.3.2 Анализ результатов диагностики межличностных отношений по методике ЛИРИ
2.3.3 Анализ средних значений по тесту незаконченные предложения Сакса-Леви
2.4 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Избыточность степени выраженности данного стиля проявляется компромиссным поведением, несдержанностью в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлением подчеркнуть свою причастность к интересам большинства.
VIII. Ответственно-великодушный вариант межличностного поведения проявляется выраженной готовностью помогать окружающими, развитым чувством ответственности (до 8 баллов). Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.
2.3.3 Незаконченные предложения Сакса – Леви
Данная методика относится к группе проективных методик исследования личности. Методика незаконченных предложений представляет собой развитие теста словесной ассоциации. В качестве инструмента для измерения лингвистических способностей имеют давнюю историю в психологических исследованиях. Впервые для изучения личности схожие методики были применены А. Пейном (1928), а затем А. Тендлером (1930). Обследуемому предлагается серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем чтобы он их завершил по своему усмотрению. Предложения формулируются таким образом, чтобы стимулировать обследуемого на ответы, относящиеся к изучаемым свойствам личности. Обработка полученных данных может быть как качественной, так и количественной.
Существует значительное количество методик, основанных на принципе вербального завершения. Одни предназначены для выявления мотивов, потребностей, другие — чувств обследуемого, его отношения к семье, половой жизни, вышестоящим по работе и т. д. Достоинствами методики является ее гибкость, возможность приспособления к разнообразным исследовательским задачам. В нашем исследовании используется модификация теста, с которой утверждения касаются семейной сферы, отношения беременной к ребенку и т.п.
Отношение к ребенку
Отношение к мужу
Отношение к себе
Отношение к семье
Отношение к маме
Отношение к будущему


Глава 3. Анализ экспериментальных данных
3.1 Статистический анализ данных
3.1.1 Анализ показателей родительского отношения

Таблица 1.
  среднее Minimum Maximum стандартное отклонение принятие-отвержение 52,70929 0,63000 84,17000 22,88597 соц.желательн.поведения 39,59929 7,88000 48,82000 12,52648 симбиоз 59,47429 3,04000 96,83000 29,51828 гиперсоциализация 55,91357 32,13000 95,76000 25,29114 маленький неудачник 72,92429 39,06000 92,93000 18,26881

Рисунок 1.
Как видно из таблицы 1 самые высокие показатели родительского отношения у родителей данной выборки, получены по переменной: «маленький неудачник». При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Высокие оценки получены по шкале «симбиоз». Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Высокие оценки получены по шкале гиперсоциализация, данная шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
Высокие баллы получены по переменной принятие-отвержение. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.
Низкие баллы поучены по переменной социальная желательность поведения, как нам кажется, родители данной выборки, не заинтересованы в делах и планах ребенка, не стараются во всем помочь ребенку, не сочувствуют ему. Они низко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, не испытывают чувство гордости за него. Они не поощряют инициативу и самостоятельность ребенка. Родители не доверяют ребенку, не стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3.1.2 Анализ результатов диагностики межличностных отношений по методике ЛИРИ
Таблица 2.
  среднее Minimum Maximum стандартное отклонение властный 14,14286 11,00000 17,00000 2,56776 независимый 11,71429 6,00000 21,00000 6,46206 прямолинейный 10,57143 5,00000 15,00000 3,93631 недоверчивый 12,50000 4,00000 20,00000 5,24404 покорный 11,92857 5,00000 23,00000 5,32721 зависимый 8,21429 5,00000 15,00000 2,99175 сотрудничающий 8,42857 6,00000 17,00000 2,92770 ответственный 14,57143 11,00000 23,00000 3,73578

Рисунок 2.
Как видно на рисунке 2 самые высокие показатели по результатам диагностики межличностных отношений получены по переменной ответственный-великодушный. Ответственно-великодушный вариант межличностного поведения проявляется выраженной готовностью помогать окружающими, развитым чувством ответственности (до 8 баллов). Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм, который характерен, как нам кажется для родителей данной выборки.
Одновременно высокие оценки получены по пременной властный лидирующий, что свидетельствует о нетерпимости к критике, переоценке собственных возможностей, при баллах выше 12 - дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма.
Высокие оценки получены по шкале недоверчивый-скептический стиль межличностного поведения. Для него характерна реалистичность базы суждений и поступков, скептицизм и неконформность (до 8 баллов), которые перерастают в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством другими и подозрительностью (при показателях 12-16 баллов).
Таким образом, как нам кажется, высокие моральные требования к себе, порождают у родителей данной выборки требования к детям, которые деспотически им навязываются.
3.1.3 Анализ средних значений по тесту незаконченные предложения Сакса-Леви
Таблица 3.
  среднее Minimum Maximum стандартное отклонение к ребенку 2,50000 0,00000 4,00000 1,40055 к мужу(жене) 4,07143 2,00000 7,00000 1,38477 к себе 4,64286 2,00000 8,00000 1,82323 к семье 4,28571 0,00000 7,00000 1,93862 к маме 3,42857 0,00000 7,00000 2,27746 к будущему 3,07143 0,00000 6,00000 2,01778

Рисунок 3.
В результате обработки методики незаконченных предложений нами было получены следующие результаты. Средняя оценка по шкале отношение к ребенку – 2,5 балла, в таблице представлены средние оценки по группе. Как видно из таблицы, отношение к ребенку в целом можно охарактеризовать как отрицательные, вызывающие конфликты.
Отношение к себе, мужу и семье можно характеризовать как положительные, не вызывающие конфликтов, отношение к будущему находится на грани средних оценок, что является не самым позитивным показателем.
По параметру отношение к себе наблюдается рост положительных тенденций, что может быть связано с высокой самооценкой.
Отношение к мужу (жене) имеет ощутимый разброс оценок: от выраженного позитивного, до довольно негативного, что, вероятно, связано с тем, насколько активное участие муж принимает в делах семьи.
Выводы по главе 3:
Статистический анализ результатов исследования позволил выявить следующие особенности семейного воспитания:
Самые высокие показатели родительского отношения у родителей данной выборки, получены по переменной: «маленький неудачник». При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Высокие оценки получены по шкале «симбиоз». Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Высокие оценки получены по шкале гиперсоциализация, данная шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм.
Низкие баллы поучены по переменной социальная желательность поведения, как нам кажется, родители данной выборки, не заинтересованы в делах и планах ребенка, не стараются во всем помочь ребенку, не сочувствуют ему. Они низко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, не испытывают чувство гордости за него. Они не поощряют инициативу и самостоятельность ребенка. Родители не доверяют ребенку, не стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Самые высокие показатели по результатам диагностики межличностных отношений получены по переменной ответственный-великодушный. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм, который характерен, как нам кажется для родителей данной выборки.
Одновременно высокие оценки получены по переменной властный-лидирующий, что свидетельствует о нетерпимости к критике, переоценке собственных возможностей, при баллах выше 12 - дидактический стиль высказываний, императивная потребность командовать другими, черты деспотизма.
Высокие оценки получены по шкале недоверчивый-скептический стиль межличностного поведения. Для него характерна крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, недовольством другими и подозрительностью.
Таким образом, как нам кажется, высокие моральные требования к себе, порождают у родителей данной выборки требования к детям, которые деспотически им навязываются.
В результате обработки методики незаконченных предложений нами было получены следующие результаты. Средняя оценка по шкале отношение к ребенку – 2,5 балла, в таблице представлены средние оценки по группе. Как видно из таблицы, отношение к ребенку в целом можно охарактеризовать как отрицательные, вызывающие конфликты.
Отношение к себе, мужу и семье можно характеризовать как положительные, не вызывающие конфликтов, отношение к будущему находится на грани средних оценок, что является не самым позитивным показателем.
По параметру отношение к себе наблюдается рост положительных тенденций, что может быть связано с высокой самооценкой.
Отношение к мужу (жене) имеет ощутимый разброс оценок: от выраженного позитивного, до довольно негативного, что, вероятно, связано с тем, насколько активное участие муж принимает в делах семьи.
Заключение
Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о существовании особенностей стиля семейного воспитания, межличностного отношения и отношения к семье в исследуемой выборке подтвердилась.
Процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового семейного опыта. При этом личность формирует свой “Я” - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой “Я” - образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Статистический анализ результатов исследования позволяет констатировать авторитарный стиль семейного воспитания, основанный на властном-лидирующем стиле межличностных отношений и отрицательном отношении к своему ребенку.

Список литературы
Варга А. Я. Радости родительских забот. - М., 1983
Василькова Ю.В, Т.А. Василькова «Социальная педагогика» Академия 1999
Винникот Д. В. Разговор с родителями. - М., 1995
Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 Т. - М., 1983. Т.6.
Гамезо М. В., Домашенко И. А. «Атлас по психологии» Москва 2003
Голод С. И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. - СПб, 1994
Дружинин В. Н. Психология семьи. - Екатеринбург: 2000. - 3-е изд. испр. и доп. - 208 с.
Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М., 1988
Короленко Ц. П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. - Новосибирск, 1990
Крутецкий В. А. «Психология» Просвещение 1986
Литвинова А. В. Психологическая структура действия целеполагания руководителей школ//Дисс. канд. психол. наук. - М., 2000
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983
Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Издательство Института Психологии, 2003. - 319 с.
Петровский А. В. «Введение в психологию» Академия 1996
Подласый И.П. «Педагогика» ВЛАДОС 2000
Соколова Е. Т. Самосознание: самооценка при анамалиях личности. - М., 1989
Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. - М., 1996
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности, - изд.2-ое, испр. - СПб, 2001. - 608 с.
Шабельников В. К. Функциональная психология. - М.: 2004. - 592 с.
Шабельников В. К., Давлетова А. Д. Развитие личности: семейные детерминанты//Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи (на материале исследования казахской семьи). - М., 2003
Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношения. Курс лекций. - М., 2000
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб, 2000
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. - Л., 1989
Приложение

Сводная таблица результатов исследования
  1м 0ж Родительское отношение           ЛИРИ             незаконченные предложения               принятие-отвержение социальная желательность поведения симбиоз авторитарная гиперсоциализация маленький неудачник властный-лидирующий независимый-доминантный прямолинейный-агрессивный недоверчивый-скептический поклрный-застенчивый зависимый-послушный сотрудничающий-конвенциональный ответственный-великодушный к ребенку к мужу к себе к семье к маме к будущему 1 0 53,79 31,19 45,6 32,13 74,97 15 21 11 20 23 9,00 9,00 11 4 4 3 3 2 4 2 0 77,21 48,82 3,04 32,13 86,63 11 11 15 11 9 8,00 7,00 13 2 3 3 7 4 3 3 0 31,00 31,19 70,3 69,30 39,06 17 6 6 9 15 6,00 6,00 18 3 4 6 3 3 5 4 0 53,79 48,82 45,6 95,76 74,97 11 6 12 9 15 6,00 6,00 18 0 5 3 6 3 3 5 0 68,35 48,82 45,6 53,87 74,97 17 11 12 11 9 8,00 11,00 13 3 4 8 4 6 2 6 0 53,79 48,82 3,04 32,13 86,63 15 21 6 11 13 9,00 9,00 13 1 4 4 5 2 2 7 1 53,79 48,82 70,3 95,76 74,97 15 21 15 20 5 15,00 9,00 11 3 2 5 4 2 4 8 1 77,21 31,19 84,2 83,79 74,97 17 6 15 11 9 6,00 7,00 13 4 5 7 2 2 5 9 1 84,17 31,19 96,8 53,87 92,93 11 11 6 9 15 6,00 6,00 18 2 4 7 6 6 4 10 1 68,35 48,82 84,2 83,79 92,93 11 11 12 9 5 6,00 6,00 18 4 3 5 4 0 5 11 0 53,79 48,82 84,2 53,87 92,93 17 6 12 11 5 8,00 7,00 13 2 6 4 4 6 0 12 0 0,63 7,88 45,6 32,13 57,96 15 21 6 20 11 14,00 9,00 11 3 7 5 0 7 0 13 0 31,03 48,82 70,3 32,13 57,96 15 6 15 4 15 9,00 9,00 23 0 4 2 7 5 0 14 0 31,03 31,19 84,1 32,13 39,06 11 6 5 20 18 5,00 17,00 11 4 2 3 5 0 6











27

1.Варга А. Я. Радости родительских забот. - М., 1983
2.Василькова Ю.В, Т.А. Василькова «Социальная педагогика» Академия 1999
3.Винникот Д. В. Разговор с родителями. - М., 1995
4.Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 Т. - М., 1983. Т.6.
5.Гамезо М. В., Домашенко И. А. «Атлас по психологии» Москва 2003
6.Голод С. И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. - СПб, 1994
7.Дружинин В. Н. Психология семьи. - Екатеринбург: 2000. - 3-е изд. испр. и доп. - 208 с.
8.Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М., 1988
9.Короленко Ц. П. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. - Новосибирск, 1990
10.Крутецкий В. А. «Психология» Просвещение 1986
11.Литвинова А. В. Психологическая структура действия целеполагания руководителей школ//Дисс. канд. психол. наук. - М., 2000
12.Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983
13.Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Издательство Института Психологии, 2003. - 319 с.
14.Петровский А. В. «Введение в психологию» Академия 1996
15.Практикум по возрастной психологии: / под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: 2001. – 688 с.
16.Соколова Е. Т. Самосознание: самооценка при анамалиях личности. - М., 1989
17.Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. - М., 1996
18.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности, - изд.2-ое, испр. - СПб, 2001. - 608 с.
19.Шабельников В. К. Функциональная психология. - М.: 2004. - 592 с.
20.Шабельников В. К., Давлетова А. Д. Развитие личности: семейные детерминанты//Ориентировка личности в психологическом пространстве родительской семьи (на материале исследования казахской семьи). - М., 2003
21.Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношения. Курс лекций. - М., 2000
22.Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. - СПб, 2000
23.Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Семейная психотерапия. - Л., 1989






Традиционные технические средства обучения в семейном воспитании

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Роль телевидения в воспитании дошкольника

2. Роль домашнего компьютера в воспитании дошкольника

3. Звуковые средства в семейном воспитании

Вывод

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

В дошкольном возрасте происходит формирование личности ребенка, закладываются основы знаний, понятий, представлений. Все, увеличивая объем информации, которую дети должны усваивать не механически, но и значительно, требует более современных форм, методов и приемов обучения и воспитания. В связи с этим особенно актуальной является задача повышения эффективности и качества труда воспитателей дошкольных учреждений.

наибольшее внимание требуют вопросы организации учебно-воспитательного процесса, активизацию, которая заключается в том, как при наименьших затратах времени давать детям необходимое количество информации, добиваться глубокого ее усвоения, формировать необходимые умения и навыки.

В улучшении организации учебно-воспитательного процесса, работы с детьми и повышении ее качества большую помощь педагогам могут оказать технические, или, как их еще называют, аудиовизуальные, средства обучения. К техническим средствам относится как сама аппаратура (диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, телеприемники, магнитофоны, электропроигрыватели, электрофоны, аудио и видео - проигрыватели, компьютеры), и специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии, грампластинки, магнитные записи и оптических дисков, фильмов, радио-и телепередачи, т. е. экранно-звуковые средства.

Тесные контакты и взаимопонимание между педагогами ДОУ и родителями всегда дают хорошие результаты. Важную роль играют они в решение проблемы использования технических средств в образовании детей. Поскольку телевидение, экранно-звуковые средства и компьютер стали неотъемлемой частью нашего быта и семейного досуга, важно, чтобы эта проблема обсуждалась на консультациях, на родительских собраниях.

1. Роль телевидения в воспитании дошкольника

Семья наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек. Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, в ней воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важным является его влияние на молодое поколение. Таким образом, функция образования семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; разработка ее научного мировоззрения, нравственное отношение к труду; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическое совершенствование, укрепление здоровья и развитие навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена по всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Узнать стоимость работы