Вам нужен реферат?
Интересует Культура?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

сущность и функции культуры

  • 15 страниц
  • 7 источников
  • Добавлена 12.03.2010
280 руб. 560 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие культуры
2.2. Структура культуры
Глава 2. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Число такого рода функций культуры весьма велико, и они могут быть выстроены в иерархическую структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих функции культуры более высокого уровня.
Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, «языках» науки, философии, религии и др., передающих (транслирующих) социальный опыт от поколения к поколению, от одной страны к другой, от цивилизации к цивилизации Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов. Отсюда всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв культурной преемственности приводит к аномии, обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (феномен манкуртизма - социально-психологическое понятие, характеризующееся разложением системы ценностей, созданных и накопленных опытом предшествующих поколений, и пренебрежительным отношением к ним современных людей, потерявших историческое сознание (память)). Не случайно на Руси зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Поэтому важно не столько сохранить социальный опыт, сколько передать его – отсюда вытекает функция познавательная или гносеологическая.
Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Н.А. Бердяев по этому поводу писал:
«…Она (культура) осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах: добро — в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту — в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представления....»
Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего по этому признаку.
Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативно-социальные системы, выработанные и закрепленные в официальных нормативах или являющиеся традиционными для народа или страны, как мораль и право.
Семиотическая, или знаковая, функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык представляет важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия).
Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
Таким образом, основные социальные функции культуры связаны с решением задач интеграции и консолидации людей в целях совместного удовлетворения их индивидуальных и групповых потребностей и интересов. Все многообразие функций культуры помогает разобраться в ее назначении для разнообразных культурных сообществ и оценить ее вклад в духовное развитие человечества.







ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На Земле существовало в истории и существует поныне множество локальных культур отдельных человеческих сообществ как системных комплексов исторически сложившихся форм их социального бытия. Некоторые из этих культур похожи друг на друга в силу их генетического родства или сходства условий возникновения и истории, другие различаются настолько, насколько разнятся условия жизни породивших эти культуры народов.
Поэтому, культура характеризуется как присущий всякому устойчивому сообществу людей, системный комплекс специфических и более или менее нормированных способов и форм социальной интеграции, организации, регуляции, познания, коммуникации, оценки и самоидентификации, образных рефлексий и интерпретаций, механизмов социализации личности и т.п., обладающий способностью к социальному и историческому самовоспроизводству, адаптивной изменчивости и прогрессивному саморазвитию по пути структурно-функционального усложнения.
Таким образом, культура обозначает содержание совместной жизни и деятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемую созданную людьми искусственную среду существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.









ЛИТЕРАТУРА
1. Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990. — 396 с.
2. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX в. - М., 1990. – 466 с.
3. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие, 2-е изд., дораб. М., 1998. 348 с.
4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.
5. Культурология. Учебное пособие / В.В. Викторов. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 544 с.
6. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетская книга; 000 “Алетейя”,1998. - 447 с.
7. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - 698 с.



Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие.. 2-е изд. М., 1998. С. 9.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 292.
Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX в. - М., 1990. - С. 202.
Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990. — С. 164.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бердяев Н.А. Смысл истории. — М., 1990. — 396 с.
2. Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX в. - М., 1990. – 466 с.
3. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие, 2-е изд., дораб. М., 1998. 348 с.
4. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.
5. Культурология. Учебное пособие / В.В. Викторов. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 544 с.
6. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1. — СПб.: Университетская книга; 000 “Алетейя”,1998. - 447 с.
7. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - 698 с.


Понятие, сущность и функции культуры

План

Введение

Глава 1. Культура как система

1.1 Материальная и духовная культура

1.2 Структурная целостность культуры

Глава 2. Основные компоненты культуры

2.1 Обычаии нормы

2.2 Духовные ценности и знание

Глава 3. Основные функции культуры и ее роль в обществе

Вывод

библиография

Введение

Каждый день пользования, термин "культура" понимается как совокупный образ, который включает в себя искусство, религию, науку и так далее

Исследование культуры как системы, рассмотрение ее компонентов и функций остается актуальным вопросом научного познания. Существует ряд культурологических концепций, имея в виду культуру с различных точек зрения: теории культуры в философии гегеля, философия культуры Шпенглера, представление культуры в виде совокупности знаковых систем и многое другое. На самом деле, каждый выдающийся мыслитель формулировал в трудах или речах представления о культуры, функции и ее роль в обществе. И до сих пор в науке не существует единого определения феномена культуры.

Несмотря на разнообразие мнений, научных, культура, как система, есть и общие (традиционные) положения, принимаются большинством исследователей. Многие ученые считают, культура как сложное многокомпонентное явление, связанное с многообразие жизни и деятельности человека. Культура не существует вне человека, она изначально связана с человеком и не существует неразрывно от постоянных поисков человеком смысла жизни и своей деятельности.

Таким образом, в культурологии культура-это основополагающее понятие, которое характеризует сущность человеческого бытия как реализацию свободы и творчества, другими словами, это универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Кроме того, культура-это то, что отличает человека от других живых существ, особый вид деятельности, результатом который являются ценности, существующие в виде знаков.

Культурные процессы – сложное и многоплановое явление, объясняемое множеством концепций, существующих в культуре. Для того, чтобы иметь представление о культуре и культурные процессы, необходимые для каждого современного образованному человеку, необходимо не только определить понятие культуры, но и понять структуру этого понятия см. в зависимости от культуры. Это позволит определить роль культуры в обществе и объяснить значение культурологии как науки себя.

Узнать стоимость работы