влияние самодержавия на культурно-религиозное наследие России

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 1717 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 04.03.2010
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Становление самодержавия в России.
Глава 2. Самодержавие и историко-культурное содержание церковного раскола
Глава 3. Самодержавие и охрана памятников старины
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Многие памятники церковной старины, а также образцы древнего оружия, украшения, символы княжеской и царской власти, предметы быта бережно хранились в церквах и монастырях, дворцах, кремлевской Оружейной палате — своеобразном древнейшем русском музее.
Немалую роль в трагических судьбах памятников старины играли и сами люди. Резкие повороты государственной политики, идеологические и вкусовые пристрастия, как правило, губительно сказывались на сохранности памятников.
Охраной древностей государство стало заниматься лишь с начала XVIII в. Указы Петра I 1718 и 1721 гг. предписывали собирать старинные предметы, «куриозные вещи», «что зело необыкновенно». В то же время разрыв Петра I и его последователей с многовековыми традициями, засилье западноевропейской архитектуры привели к забвению и уничтожению целых пластов церковной старины: часовен, домовых церквей, кладбищ. Остатки старины в древнерусских городах не привлекали внимания просвещенного сословия. Для сооружения огромного дворца в Кремле в 1770-е гг. по указу Екатерины II сносились некоторые храмы и часть стены с башнями. В конце XVIII — начале XIX в. ради благоустройства города власти уничтожили десятки церквей. Русское общество той эпохи полностью оторвалось от древнерусских традиций. Не случайно законодательные акты 1820-х гг. касались античных и мусульманских построек Крыма. XIX век стал временем преодоления русским обществом слепого подражания Западу и возвращения к забытым национальным традициям. В эпоху Николая I был издан ряд указов, запрещавших разрушать постройки крепостного зодчества. Теория официальной народности, составляющими частями которой были православие, самодержавие, народность, в значительной мере способствовала пробуждению интереса широкой общественности к своему прошлому. Именно к 30 — 70-м гг. XIX в. относятся первые попытки реставрации или воссоздания памятников: Дома бояр Романовых, палат Печатного двора, интерьеров Теремного дворца в Москве, палат Романовых в Ипатьевском монастыре.
Самая значительная роль в деле охраны памятников в дореволюционной России принадлежала различным обществам, в первую очередь Одесскому обществу истории древностей (1839), Археологической комиссии (1859), Московскому археологическому обществу (1864). Последнее внесло огромный вклад в изучение и охрану памятников. На проводившихся обществом археологических съездах (с 1869 г.) неоднократно обсуждались проекты охраны ценных сооружений на всей территории России. Во многом благодаря активности членов общества различными ведомствами империи были изданы постановления, запрещавшие самовольные реставрации, раскопки. Обществом была разработана и классификация памятников (архитектуры, истории, живописи, письменности, ваяния и др.). Менее масштабный характер носила деятельность созданного в 1909 г. в Санкт-Петербурге Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Председателем общества был великий князь Николай Михайлович, членами — В. В. Верещагин, Н. К. Рерих, А. В. Щусев, Н. К. Врангель.
Постепенно к концу XIX в. на местах сформировалась сеть учреждений и организаций, в деятельности которых охрана памятников занимала важнейшее место. Среди них — местные музеи, статистические губернские комитеты (с 1830-х гг.), церковные археологические общества, комитеты и древлехранилища (с 1870-х гг.), губернские ученые архивные комиссии (с 1880-х гг.), общества изучения местного края. В большинстве русских губернских городов эти организации объединяли знатоков и любителей местной старины.
Хотя до революции так и не удалось принять государственное законодательство в области охраны памятников искусства и старины, благодаря общественному мнению и деятельности различных учреждений и обществ разрушение национального наследия было в целом остановлено. Императорская семья, церковь, государственные учреждения, городские власти, дворянство и купечество принимали участие в сохранении церквей, монастырей, дворцов, усадеб, крепостных сооружений, городских особняков, музеев и галерей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Доставшиеся от прошлых веков памятники истории и культуры являются бесценным достоянием, которое человечество обязано сохранять и передавать по наследству последующим поколениям. Недаром по состоянию памятников судят обо всей культуре общества.
Краткий обзор материалов по влиянию и роли самодержавия в формировании культурно-религиозного наследия России позволяет сделать следующие выводы: В ходе исторического развития любой народ стремится сохранить свою культуру, "накопить" её и как можно полнее передать потомкам. Культура постоянно накапливается, сохраняется и получает форму своего существования в виде богатства общества, его общественного достояния.
Самодержавие, как форма правления православного государства была исторически обусловлена сосуществованием двух институтов – государства и церкви.
На мой взгляд, именно самодержавный строй в России позволил создать бесценный пласт культуры и искусства, каковыми являются многочисленные памятники истории и культуры.
Русская православная церковь, лишившись патриаршего престола в первой четверти XVIII века, сохранила свою неповторимость, индивидуальность, создавая произведения культового зодчества, культуры, литературы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Головатенко А. Московское общество и церковный раскол XVII в. //Преподавание истории в школе. - №2. – 2003 -25-29
Инговатов В.Ю. Русское старообрядчество и секуляризация церковного сознания. СПб/Изд-во Александро-Невской лавры/ 2003- 316с
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX века)-290с.
Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., Изд. Дмитрий Буланин. 1999- 318с.
Павленко Н. И. , Андреев И. Л. История России с древнейших времен до конца XIX века. – М. /Дрофа/ 2001- 377с
Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб., Изд. Христианского гуманитарного института. 1996-299с. Фирсов С.Л. Православная российская церковь и модернизация русского общества на рубеже XIX — XX вв. (К постановке проблемы) // Клио. СПб., 2002. №4 (19). С. 9-13.
Хрестоматия по истории России в 4-х тт. – т. 2. В 2-х кн. Кн. 1. XVII – начало XVIII в. – М. МИРОС – Международные отношения. 2000. Т.1 С.285
Флоровский Г.В. Пути русского богословия. – Вильнюс. 2001 – 229с


Хрестоматия по истории России в 4-х тт. – т. 2. В 2-х кн. Кн. 1. XVII – начало XVIII в. – М. МИРОС – Международные отношения. 2000. Т.1 С.285
Головатенко А. Московское общество и церковный раскол XVII в. //Преподавание истории в школе. - №2. – 2003- С.73

См. Буганов В. И. , Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М. /Политиздат/ 2001 С.127

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М. /Политиздат/ 2002 С.79
Юрганов А. Л. , Кацва Л. А. История России XVI – XVIII вв. – М. /МИРОС/2001 С.132-133
Флоровский Г.В. Пути русского богословия. – Вильнюс. 2001 С.106
Флоровский Г.В. Пути русского богословия. – Вильнюс. 2001 С.168
Инговатов В.Ю. Русское старообрядчество и секуляризация церковного сознания. СПб/Изд-во Александро-Невской лавры/ 2003 С.84

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX века). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., Изд. Дмитрий Буланин. 1999. С.123-124
Фирсов С.Л. Православная российская церковь и модернизация русского общества на рубеже XIX — XX вв. (К постановке проблемы) // Клио. СПб., 2002. №4 (19). С. 9-13.

Павленко Н. И. , Андреев И. Л. История России с древнейших времен до конца XIX века. – М. /Дрофа/ 2001 C.298.
Там же.












2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Головатенко А. Московское общество и церковный раскол XVII в. //Преподавание истории в школе. - №2. – 2003 -25-29
2.Инговатов В.Ю. Русское старообрядчество и секуляризация церковного сознания. СПб/Изд-во Александро-Невской лавры/ 2003- 316с
3.Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX века)-290с.
4.Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., Изд. Дмитрий Буланин. 1999- 318с.
5.Павленко Н. И. , Андреев И. Л. История России с древнейших времен до конца XIX века. – М. /Дрофа/ 2001- 377с
6.Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. СПб., Изд. Христианского гуманитарного института. 1996-299с. Фирсов С.Л. Православная российская церковь и модернизация русского общества на рубеже XIX — XX вв. (К постановке проблемы) // Клио. СПб., 2002. №4 (19). С. 9-13.
7.Хрестоматия по истории России в 4-х тт. – т. 2. В 2-х кн. Кн. 1. XVII – начало XVIII в. – М. МИРОС – Международные отношения. 2000. Т.1 С.285
8.Флоровский Г.В. Пути русского богословия. – Вильнюс. 2001 – 229с

Вопрос-ответ:

Какова стратегия США по отношению к расширению НАТО на Восток?

Для американцев расширение НАТО на Восток означало экспансию в страны Восточной Европы и соответствовало общей стратегии США, направленной на мировое лидерство.

Что означает расширение НАТО на Восток для американского военного присутствия в Западной Европе?

Сохранение альянса означает и сохранение легитимности американского военно-политического присутствия в Западной Европе.

Какой контроль США упражняют на процесс военно-политической интеграции Европы?

США упражняют контроль над процессом военно-политической интеграции Европы, так как сохранение НАТО подразумевает сохранение американской легитимности и влияния в Европе.

Были ли европейцы готовы к расширению НАТО на Восток?

Европейцы оказались не готовы к расширению НАТО на Восток.

Каковы последствия расширения НАТО на Восток для Европы?

Последствия расширения НАТО на Восток для Европы остаются под контролем США, что подразумевает сохранение американского военно-политического присутствия в Европе.

Какие причины мотивировали США разместить ядерное оружие на территории Германии?

Размещение ядерного оружия на территории Германии для американцев было частью их стратегии мирового лидерства. США видели расширение НАТО на Восток как экспансию в страны Восточной Европы, и сохранение альянса и легитимности своего присутствия в Западной Европе.

Как процесс военно-политической интеграции Европы оставался под контролем США?

Процесс военно-политической интеграции Европы оставался под контролем США благодаря сохранению альянса с Европейскими странами членами НАТО. Это позволяло США управлять и координировать военные и политические аспекты безопасности в Европе.

Почему европейцы оказались не готовы к сохранению американского военно-политического присутствия в Западной Европе?

Европейцы оказались не готовы к сохранению американского военно-политического присутствия в Западной Европе, поскольку многие страны Европы стремились к большей независимости и самостоятельности, и не хотели быть полностью зависимыми от США в обеспечении безопасности европейского континента.

Какие последствия могут возникнуть при размещении американского ядерного оружия на территории Германии?

Размещение американского ядерного оружия на территории Германии может привести к усилению напряженности в отношениях между США и Россией, а также вызвать протесты и недовольство со стороны противников ядерного оружия и американского военного присутствия. Это также может вызвать обеспокоенность в соседних европейских странах, которые опасаются возможного вторжения.

Каковы преимущества размещения американского ядерного оружия на территории Германии?

Размещение американского ядерного оружия на территории Германии может укрепить оборонную позицию НАТО и повысить общую безопасность страны и региона. Это также может служить сигналом для партнеров и противников о наличии коллективной защиты и решимости альянса.