Вам нужна дипломная работа?
Интересует Психология?
Оставьте заявку
на Дипломную работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

динамика изменения психического развития у детей дошкольного возраста

  • 79 страниц
  • 59 источников
  • Добавлена 01.03.2007
840 руб. 2 800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
1.1 ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЧЕЛОВЕКА
1.1.1 Восприятие – как психический познавательный процесс
1.1.2 Память – как психический познавательный процесс
1.1.3 Внимания – как психический познавательный процесс
1.1.4 Мышление - как психический познавательный процесс
1.2 РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.3 ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ
1.3 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3.1 Методика «Чего не хватает на этих рисунках?»
2.3.2 Методика «Найди и вычеркни»
2.3.3 Методика «Заучивание 10 слов»
2.3.4 Субтест № 5 методики Векслера «Словарь»
2.3.5 Субтест № 9 методики Векслера «Кубики Косса»
2.3.6 Изучение действенности общественного и личного мотивов
2.3.7 Изучение мотивов деятельности
2.3.8 Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка
2.3.9 Изучение особенностей проявления воли дошкольниками
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ
3.1 ОДНОФАКТОРНЫЙ ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
3.2.1 Сравнительный анализ показателей восприятия
3.2.2 Сравнительный анализ показателей внимания
3.2.3 Сравнительный анализ показателей кратковременной и долговременной памяти
3.2.4 Сравнительный анализ показателей мышления
3.2.5 Сравнительный анализ показателей мотивации
3.2.6 Сравнительный анализ показателей волевой регуляции
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Протокол

Ф.И.О. ____________________________________ возраст ____ пол ___ дата __________

Общественный мотив Личный мотив серия серия I II всего I II всего

2.3.7 Изучение мотивов деятельности

Проведение исследования
Приготовить необходимые материалы для изготовления флажков и салфеток. Предварительно дети должны быть обучены операциям, которые потребуются в процессе выполнения заданий.
Детям предлагают через определенные промежутки времени (например, через день) выполнить одну и ту же работу, назначение результатов которой каждый раз меняется. Нужно изготовить 2 предмета из полотна — флажок и салфетку. Перед выполнением задания с детьми договариваются, что они будут делать, для чего и кому предназначены продукты их труда. Одно и то же задание предлагается выполнить при разном целевом содержании мотива:
1. сделать подарок маме;
2. сделать подарок малышам;
3. подготовиться к предстоящей игре со сверстниками;
4. приготовить заготовки для игры в «мастерскую».
Таким образом, каждому ребенку предлагается сделать 4 флажка и 4 салфетки.
Обработка и интерпретация результатов
Фиксируется, при каких мотивах ребенок взялся за выполнение задания, а при каких — нет, с каким желанием он выполнял задание при том или ином мотиве. Прослеживается эффективность работы в зависимости от мотива деятельности, т. е. зависят ли процесс и результат изготовления предмета от того, кому он предназначается. Из этого делается вывод о том, какой из мотивов более значим для ребенка.
2.3.8 Определение доминирования познавательного или игрового мотива ребенка
Проведение исследования
Ребенка приглашают в комнату, где на столиках выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную (для его возраста) сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца.
Текстовый материал
ПОЧЕМУ ЗАЙЦЫ ЗИМОЙ БЕЛЫЕ ШУБКИ НОСЯТ Сказка
Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:
Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
Не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! — говорит заяц.-- Нет, одолею!
Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.
Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:
- Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
- Давай, — согласился заяц. (Здесь чтение прерывается.)
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да поет:
-Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, горит —
Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем — то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертоногом по лугу носится.
Совсем из силы Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:
— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток больно!
Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.

Интерпретация результатов
Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.
2.3.9 Изучение особенностей проявления воли дошкольниками
Экспертов просят оценить проявления волевых признаков у дошкольников. В качестве экспертов могут выступить воспитатели, учителя музыки, родители и т.д. Каждого дошкольника должны оценить не менее 3-х взрослых
Особенности проявления воли дошкольниками


Ф.И.О. _____________________ возраст____ пол___ группа_____ дата _____

Признак проявления воли Степень выраженности Редко – 1 балл Иногда – 2 балла Часто-3 балла 1. Осознание ребенком того, что он хочет 2. Осознание ребенком того, почему он этого хочет 3. Верная оценка своих возможностей для достижения цели 4. Осознание возможных препятствий . 5. Действия для достижения осознанных целей 6. Стремление доводить начатое дело до конца 7. Умение продолжать деятельность при нежелании, нехотении 8. Умение длительно преследовать цель 9. Умение проявить упорство при столкновении с трудностями 10. Проявление терпения 11. Выносливость в деятельности 12. Умение работать в затруднительных условиях 13. Способность тормозить свои соблазны, прихоти 14. Умение овладевать своими эмоциями 15. Умение контролировать свое поведение 16. Быстрое продумывание действия 17. Отсутствие растерянности в затруднительных ситуациях 18. Выполнение принятого решения без колебания 19. Уверенность в своих действиях и поступках 20. Организация деятельности и поступков без посторонней помощи 21. Выполнение решений без напоминаний 22. Умение отстоять свое мнение, не проявляя упрямства 23. Умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность 24. Способность не поддаваться дурным влияниям 25. Умение выдвигать новые идеи 26. Способность показать пример в положительном поступке 27. Участие в осуществлении новшества, выдумки 28. Проявление творчества, изобретательности
Обработка:
Данная методика, позволяет выделить 6 шкал. Для того, чтобы определить выраженность по каждой шкале необходимо сложить оценки экспертов, полученные по соответствующим признакам, и разделить на количество экспертов (т.е. рассчитать среднее значение по каждой шкале)
Целеустремленность1 —5-й признаки;
Настойчивость 6—9-й признаки;
Выдержка 10— 15-й признаки;
Решительность 16- 19-й признаки;
Самостоятельность 20—24-й признаки;
Инициативность 25—28-й признаки.


Глава 3. Анализ экспериментальных данных
3.1 Однофакторный дисперсионный анализ результатов исследования
Таблица 1.
ANOVA             сумма квадратов df средние квадраты F-Фишера р-уровень восприятие межгрупповой 36,7 2 18,35 9,347185 0,000308   внутригрупповой 111,9 57 1,963158       общий 148,6 59       Продуктивность
внимания межгрупповой 100,2333 2 50,11667 50,33744 0,000001   внутригрупповой 56,75 57 0,995614       общий 156,9833 59       устойчивость
внимания межгрупповой 46,43333 2 23,21667 11,47745 0,000001   внутригрупповой 115,3 57 2,022807       общий 161,7333 59       кратковременная
память межгрупповой 39,43333 2 19,71667 14,69085 0,000001   внутригрупповой 76,5 57 1,342105       общий 115,9333 59       Долговременная
память межгрупповой 77,5 2 38,75 19,35802 0,000001   внутригрупповой 114,1 57 2,001754       общий 191,6 59       словарь межгрупповой 104,0333 2 52,01667 5,193012 0,008476   внутригрупповой 570,95 57 10,01667       общий 674,9833 59       общественный мотив межгрупповой 3,033333 2 1,516667 4,829609 0,011546   внутригрупповой 17,9 57 0,314035       общий 20,93333 59       личный мотив межгрупповой 3,033333 2 1,516667 4,829609 0,011546   внутригрупповой 17,9 57 0,314035       общий 20,93333 59       подарок маме межгрупповой 2,133333 2 1,066667 5,045643 0,009604   внутригрупповой 12,05 57 0,211404       общий 14,18333 59       игровой мотив межгрупповой 4,133333 2 2,066667 11,72139 0,000001   внутригрупповой 10,05 57 0,176316       общий 14,18333 59       познавательный мотив межгрупповой 4,133333 2 2,066667 11,72139 0,000001   внутригрупповой 10,05 57 0,176316       общий 14,18333 59       целеустремленность межгрупповой 7,633333 2 3,816667 5,312576 0,007662   внутригрупповой 40,95 57 0,718421       общий 48,58333 59       настойчивость межгрупповой 16,9 2 8,45 28,75522 0,000001   внутригрупповой 16,75 57 0,29386       общий 33,65 59       выдержка межгрупповой 15,7 2 7,85 13,49774 0,000001   внутригрупповой 33,15 57 0,581579       общий 48,85 59       самостоятельность межгрупповой 14,8 2 7,4 9,415179 0,000293   внутригрупповой 44,8 57 0,785965       общий 59,6 59       Как видно из таблицы 1 Н0 (нулевая гипотеза) отклоняется, так как межгрупповая изменчивость выше внутригрупповой, следовательно, обнаружены статистически достоверные различия между показателями детей из 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет по следующим переменным:
Зрительное восприятие,
продуктивность внимания,
устойчивость внимания,
Показатели кратковременной и долговременной памяти,
Показатели словарного запаса,
Показатели мотивационной сферы: общественный мотив, личный мотив, игровой мотив, познавательный мотив,
Показатели волевой регуляции: целеустремленность, настойчивость, выдержка, самостоятельность.
Таким образом, наша гипотеза о существовании динамики изменения психического развития у детей дошкольного возраста подтвердилась.
Рассмотрим более подробно сравнительный анализ результатов исследования по средним показателям каждой переменной.












3.2 Сравнительный анализ результатов исследования
3.2.1 Сравнительный анализ показателей восприятия
Таблица 2.
  4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Зрительное восприятие 6,25000 6,05000 7,80000

Рисунок 1.
Как видно на рисунке 1 самые высокие показатели зрительного восприятия наблюдаются у детей 6-7 лет. Данная методика направлена на определение характеристик самого перцептивного процесса способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации. Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. По результатам диагностики выявлены следующие особенности динами развития зрительного восприятия у обследованных детей в 4-5 лет уровень развития – средний, в 5-6 лет – средний, в 6-7 – высокий.



3.2.2 Сравнительный анализ показателей внимания
Таблица 3.
  4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет продуктивность внимания 4,50000 5,80000 7,65000 устойчивость внимания 4,10000 4,55000 6,15000

Рисунок 2.
Как видно на рисунке 2 при обследовании продуктивности и устойчивости внимания у дошкольников данной выборки наблюдается устойчивая положительная динамика. Методика предназначена для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность и устойчивость. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Самые высокие показатели получены у дошкольников 6-7 лет по переменной продуктивность внимания, оценка устойчивости внимания у старших дошкольников находится на среднем уровне. Что свидетельствует о недостаточном развитии произвольной регуляции у детей данной выборки.






3.2.3 Сравнительный анализ показателей кратковременной и долговременной памяти
Таблица 4.
  4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет кратковременная память 5,50000 6,15000 7,45000 долговременная память 5,55000 6,55000 8,30000

Рисунок 3.
Как видно на рисунке 3 по показателям уровня развития кратковременной и долговременной памяти у детей данной выборки наблюдается положительная динамика. Она составляет от среднего уровня развития в 4-5 и 5-6 лет, до оценок близких к высокому уровню в 6-7 лет и свидетельствует о, в целом, готовности старших дошкольников данной выборки к поступлению в школу. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. При обследовании по методике «10 слов» информация повторяется до 5 раз. Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации. Таким образом, наблюдается положительная динамика развития кратковременной и долговременной памяти у детей дошкольного возраста данной выборки.
3.2.4 Сравнительный анализ показателей мышления
Таблица 5.
  4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет словарь 9,00000 10,25000 12,20000 кубики Коса 12,35000 13,80000 14,40000

Рисунок 4.
Как видно на рисунке 4 по показателям развития вербального и невербального компонента мышления у дошкольников данной выборки наблюдается положительная динамика.
Некоторое снижение у детей данной выборки наблюдается по результатам субтеста «Словарь». Этот субтест предполагает умение свободно оперировать словами родного языка. Успешность ответов зависит от образования и культуры мышления испытуемого и предполагает достаточно большой словарный запас, хорошее чувство меры и адекватность при определении необходимого и достаточного для раскрытия смысла слова. У детей данной выборки развитие данного умения находится на среднем, ближе к низкому, уровне и в 4-5, и в 5-6, и в 6-7 лет.
Однако, существует тенденция к увеличению словарного запаса и показателей невербального компонента мышления, оцениваемого с помощью субтеста «Кубики Коса». Субтест «Кубики Коса» направлен на выявление аналитико-синтетических способностей, на выявление интеллектуальных потенций, независящих от обучения. Успешность выполнения теста зависит от способности анализировать целое через его составные части. У детей данной выборки развитие данного умения находится на высоком уровне и в 4-5, и в 5-6, и в 6-7 лет.




























3.2.5 Сравнительный анализ показателей мотивации
Таблица 6.
  4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет общественный мотив 0,20000 0,45000 0,75000 личный мотив 1,80000 1,55000 1,25000

Рисунок 5.
Как видно на рисунке 5 по показателям преобладания общественного или личного мотива в данной выборке дошкольников устойчиво преобладает личный мотив. Однако, наблюдается тенденция к снижению показателей личного мотива и увеличению показателей общественного мотива у дошкольников данной выборки в зависимости от возрастного среза. Чем старше дошкольник, тем значимее для него становится общественный мотив.

Таблица 7.
  4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет подарок маме 0,65000 0,25000 0,25000 подарок малышам 0,25000 0,35000 0,30000 для игры 0,10000 0,40000 0,30000

Рисунок 6.
Как видно на рисунке 6 по показателям мотивов деятельности наблюдаются следующие особенности. У детей 4-5 лет самым действенным мотиватором деятельности является предложение сделать подарок маме, у детей 5-6 лет преобладает желание изготовить как можно больше флажков для игры со сверстниками, у детей 6-7 лет наблюдается равенство распределения оценок между показателями мотивации деятельности флажки в подарок малышам и флажки как оснащение игр со сверстниками. Таким образом, наблюдается постепенное увеличение показателей мотива оснащения игры, которая является основным видом деятельности в дошкольном детстве, и показателей переменной «подарки малышам», которые свидетельствуют о росте ответственности и снисходительности к маленьким у старших дошкольников.


Таблица 8.
  4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет игровой мотив 0,85000 0,75000 0,25000 познавательный мотив 0,15000 0,25000 0,75000

Рисунок 7.
Как видно на рисунке 7 по показателям преобладания игрового и познавательного мотива деятельности у дошкольников данной выборки наблюдается устойчивая положительная динамика. От преобладания игрового мотива в 4-5 и 5-6 лет к преобладанию познавательного мотива в 6-7 лет.

















3.2.6 Сравнительный анализ показателей волевой регуляции
Таблица 9.
  4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет целеустремленность 2,60000 3,20000 3,45000 настойчивость 2,20000 2,85000 3,50000 выдержка 1,90000 2,60000 3,15000 решительность 3,15000 3,05000 3,10000 самостоятельность 2,90000 2,80000 3,90000 инициативность 3,00000 2,70000 2,80000

Рисунок 8.
Как видно на рисунке 8 по показателям волевой регуляции наблюдаются следующие особенности у детей данной выборки. В 4-5 лет самые высокие показатели у дошкольников по переменным: решительность, самостоятельность и инициативность, однако, эти оценки ниже, чем в 5-6 и 6-7 лет. В 5-6 лет самые высокие показатели получены по переменным: решительность, целеустремленность и настойчивость, однако, эти оценки ниже, чем оценки дошкольников в 6-7 лет. В 6-7 лет самые высокие показатели получены по переменным: самостоятельность, настойчивость и целеустремленность. Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдается следующая положительная динамика показателей волевой регуляции по переменным: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и выдержка.

Выводы по главе 3:
Однофакторный дисперсионный анализ результатов исследования позволил выявить следующие статистически достоверные отличия между показателями дошкольников трех возрастных срезов:
Обнаружены статистически достоверные различия между показателями детей из 4-5 лет, 5-6 лет и 6-7 лет по следующим переменным: зрительное восприятие, продуктивность внимания, устойчивость внимания, показатели кратковременной и долговременной памяти, показатели словарного запаса, показатели мотивационной сферы: общественный мотив, личный мотив, игровой мотив, познавательный мотив, показатели волевой регуляции: целеустремленность, настойчивость, выдержка, самостоятельность.

Сравнительный анализ показателей испытуемых позволил выявить следующие особенности динамики изменения психического развития у детей дошкольного возраста данной выборки:
Самые высокие показатели зрительного восприятия наблюдаются у детей 6-7 лет. По результатам диагностики выявлены следующие особенности динами развития зрительного восприятия у обследованных детей в 4-5 лет уровень развития – средний, в 5-6 лет – средний, в 6-7 – высокий.
При обследовании продуктивности и устойчивости внимания у дошкольников данной выборки наблюдается устойчивая положительная динамика. Самые высокие показатели получены у дошкольников 6-7 лет по переменной продуктивность внимания, оценка устойчивости внимания у старших дошкольников находится на среднем уровне. Что свидетельствует о недостаточном развитии произвольной регуляции у детей данной выборки.
По показателям уровня развития кратковременной и долговременной памяти у детей данной выборки наблюдается положительная динамика. Она составляет от среднего уровня развития в 4-5 и 5-6 лет, до оценок близких к высокому уровню в 6-7 лет и свидетельствует о, в целом, готовности старших дошкольников данной выборки к поступлению в школу.
По показателям развития вербального и невербального компонента мышления у дошкольников данной выборки наблюдается положительная динамика.
Некоторое снижение у детей данной выборки наблюдается по результатам субтеста «Словарь». У детей данной выборки развитие данного умения находится на среднем, ближе к низкому, уровне и в 4-5, и в 5-6, и в 6-7 лет. Однако, существует тенденция к увеличению словарного запаса и показателей невербального компонента мышления, оцениваемого с помощью субтеста «Кубики Коса». У детей данной выборки развитие данного умения находится на высоком уровне и в 4-5, и в 5-6, и в 6-7 лет.
По показателям преобладания общественного или личного мотива в данной выборке дошкольников устойчиво преобладает личный мотив. Однако, наблюдается тенденция к снижению показателей личного мотива и увеличению показателей общественного мотива у дошкольников данной выборки в зависимости от возрастного среза. Чем старше дошкольник, тем значимее для него становится общественный мотив.
По показателям мотивов деятельности наблюдаются следующие особенности. У детей 4-5 лет самым действенным мотиватором деятельности является предложение сделать подарок маме, у детей 5-6 лет преобладает желание изготовить как можно больше флажков для игры со сверстниками, у детей 6-7 лет наблюдается равенство распределения оценок между показателями мотивации деятельности флажки в подарок малышам и флажки как оснащение игр со сверстниками. Таким образом, наблюдается постепенное увеличение показателей мотива оснащения игры, которая является основным видом деятельности в дошкольном детстве, и показателей переменной «подарки малышам», которые свидетельствуют о росте ответственности и снисходительности к маленьким у старших дошкольников.
По показателям преобладания игрового и познавательного мотива деятельности у дошкольников данной выборки наблюдается устойчивая положительная динамика. От преобладания игрового мотива в 4-5 и 5-6 лет к преобладанию познавательного мотива в 6-7 лет.
По показателям волевой регуляции наблюдаются следующие особенности у детей данной выборки. В 4-5 лет самые высокие показатели у дошкольников по переменным: решительность, самостоятельность и инициативность, однако, эти оценки ниже, чем в 5-6 и 6-7 лет. В 5-6 лет самые высокие показатели получены по переменным: решительность, целеустремленность и настойчивость, однако, эти оценки ниже, чем оценки дошкольников в 6-7 лет. В 6-7 лет самые высокие показатели получены по переменным: самостоятельность, настойчивость и целеустремленность. Таким образом, можно сделать вывод, что наблюдается следующая положительная динамика показателей волевой регуляции по переменным: самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и выдержка.

Таким образом, наша гипотеза о существовании динамики изменения психического развития у детей дошкольного возраста подтвердилась.





















Заключение

Цели и задачи, поставленные в данной работе были решены в полном объеме – мы изучили и проанализировали теоретическую литературу по теме исследования, сформулировали цели, задачи и гипотезу исследования, выбрали адекватные методы эмпирического исследования, проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Гипотеза о существовании устойчивой положительной динамики изменения психического развития у детей дошкольного возраста подтвердилась.
Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса.
Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
В процессе дошкольного детства ребенок приобретает некоторый «багаж» всего предшествующего психического развития, представляющий собой результат всей системы воспитания и обучения в семье и в детском саду: ребенок имеет соответствующее физическое развитие; психические процессы приобретают произвольный, целенаправленный, преднамеренный характер; идет активное развитие детского интеллекта, формирование познавательных интересов, мотивов; формируется личность дошкольника.
Особенностями психического развития дошкольников являются: эгоцентризм, центрация, неумение сосредоточится на изменяющемся объекте, необратимость мышления, ведущим видом деятельности является игра.
Статистический анализ результатов исследования позволяет констатировать наличие устойчивой положительной динамики в развитии познавательных психических процессов, мотивации и волевой регуляции у дошкольников данной выборки.
Заявленная тема и рамки работы не позволяют раскрыть проблему, связанную с динамикой изменения психического развития у детей дошкольного возраста во всей полноте. Мы надеемся, что в дальнейшем работа будет продолжена.























Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Москва: ”Академия”, 1997.- 438 с.
Ананьев Б. Г. Психология умственного познания. – М., 1960.
Бабаева Т.И. У школьного порога. М., 1993.- 169 с.
Батищев Г. С. Познание и творчество // Природа. – 1986. – №6.
Богоявленская Д. Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: РГУ. – 1983.
Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Издательство Ленинградского университета, 1970.- 268 с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1996.- 487 с.
Брунер Дж. Психология познания. М., Прогресс, 1977.- 458 с.
Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. –М.: АРКТИ, 2003.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты.–М.:Владос, 2002. – 160 с.
Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. – М., 1986.
Венгер Л.А. Психологическая характеристика ребенка. Дошкольное воспитание №5, 1977.- 59 с.
Взаимодействие детского сада, семьи и общественности /под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1978. – 176с.
Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/Под ред. Бурменской Г.В, Захарова Е.И, Карабановой О.А. и др. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М., 1935.
Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. соч.:  В 6 т. – М., 1983. Т. 4.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4.- 384 с.
Годовикова Д. Н. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1986. – №10.
Гордон Т. Повышение родительской эффективности/Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРД ЛТД,1997.
Дубровиной И.В.: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ ”Сфера”, 1997.- 358 с.
Запорожец А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. – 1977. – №2.
Запорожец А.В. Значение разных периодов детства для формирования детской личности. М., Наука, 1978.- 386 с.
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. Спб.: Издательство «Речь», 2004. – 160с.
Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. – 160с.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1989. – 269 с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.- 289 с.
Куликова Т. А. Введение детей в технологию решения проблемной задачи // Современное образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997.
Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971.
Леонтьев А.Н. Проблемы в развитии психики. –  М.,1981.
Лисина М. И. Общение, личность и психология ребенка. – М., 1997.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1965.- 216 с.
Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. – 1982. – №4.
Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал. 1993 N 1.- 28 с
Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: ”Академия” , 1997.- 448 с.
Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.- 312 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.- 478 с.
Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2002. – 160с.
Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.- 378 с.
Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР//Дефектология, №4, 1980 г. Разина Н.Р. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений.// Вопросы психологии. – 2000. -№5.-с.23 - 29.
Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
Поддьяков Н. Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. – Нижний Новгород, 1999.
Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока // Вопросы психологии. 1990 N 6. – 107 с.
Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
Рамендик Д.М., Зонабед Ф.М., Клименко А.Н. О значении когнитивных и коммуникативных свойств в понимании вербальных и невербальных сообщений // Психологический журнал. 1994 N 6.- 78 с.
Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. – 123с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946.
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. ЛГУ, 1990.- 468 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”, 1996.- 389 с.
Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Культурно-историческая концепция и возможность использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопросы психологии. 1994 N 6.- 89 с.
Фромм М. Азбука для родителей. – Л., 1991.
Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика,1993.
Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие ребенка / Дефектология. – 1991. – №3.
Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии, обучения и воспитания. – Киев, 1961.
Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. – М., 1960.
Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань: Татарское книжное издательство, 1 991.- 367 с.
Юсупов Ф.М. О соотношении вербальной и невербальной составляющих в структуре интеллекта // Психологический журнал. 1995 N 1.- 59 с.




Приложение

Сводная таблица результатов исследования
                                                  Ф.И.                                                       группа 1-4-5 лет, гр.2-5-6 лет,гр3-6-7 лет 1м 0ж состав семьи 1-полная,0-неполная образование родителей 0-среднее,1ср-техн,2-н/высш,3-высшее национальность1-русские,0-не русские группа 1-4-5 лет, гр.2-5-6 лет,гр3-6-7 лет ВОСПРИЯТИЕ ВНИМАНИЕ   ПАМЯТЬ   МЫШЛЕНИЕ   МОТИВАЦИЯ             ВОЛЯ                           продуктивность устойчивость кратковременная долговременная верб "Словарь" неверб "кубики Косса" общественный личный маме малышам игра игровой познавательный целеустремленность настойчивость выдержка решительность самостоятельность инициативность 1 1 0 1 1 1 1 7 5 3 4 5 11 9 0 2 1 0 0 1 0 1 2 2 3 3 1 2 1 0 1 2 1 1 8 4 5 6 6 10 15 0 2 0 1 0 1 0 3 2 1 3 3 4 3 1 0 0 0 1 1 7 4 3 7 6 4 13 1 1 1 0 0 1 0 2 1 3 4 3 3 4 1 0 1 1 1 1 8 5 5 4 5 12 12 0 2 0 0 1 1 0 3 2 1 3 2 3 5 1 0 0 0 1 1 7 6 4 8 5 10 14 0 2 1 0 0 1 0 4 3 3 3 3 4 6 1 0 1 1 0 1 6 3 6 5 5 11 11 0 2 0 1 0 1 0 2 2 2 2 3 1 7 1 1 1 3 1 1 7 4 6 7 5 3 9 0 2 1 0 0 0 1 3 2 2 3 2 5 8 1 1 1 1 1 1 8 5 4 6 5 11 11 0 2 1 0 0 1 0 2 3 3 3 3 4 9 1 1 0 0 1 1 3 3 3 7 6 10 15 1 1 0 1 0 1 0 3 2 1 4 3 3 10 1 1 1 1 1 1 3 5 2 5 5 4 13 0 2 1 0 0 1 0 2 2 1 5 3 1 11 1 0 1 2 1 1 2 3 1 7 7 12 12 0 2 1 0 0 1 0 4 2 1 5 3 3 12 1 0 0 0 1 1 6 5 4 4 4 10 14 0 2 0 1 0 1 0 3 3 1 3 2 4 13 1 0 1 1 1 1 7 4 3 5 9 11 11 0 2 0 0 1 0 1 4 2 3 2 3 3 14 1 0 1 3 1 1 6 5 5 7 6 3 9 0 2 1 0 0 0 1 2 2 2 2 2 3 15 1 0 0 0 0 1 7 4 3 4 5 11 14 1 1 0 1 0 1 0 4 3 2 3 3 1 16 1 1 1 1 1 1 6 5 5 4 4 10 15 0 2 1 0 0 1 0 2 2 3 3 5 4 17 1 1 1 2 1 1 7 6 4 7 8 4 13 0 2 1 0 0 1 0 2 2 1 5 5 3 18 1 1 0 0 0 1 5 4 6 4 4 12 12 0 2 1 0 0 1 0 1 2 1 3 3 4 19 1 1 1 1 1 1 7 6 6 5 5 10 14 0 2 1 0 0 1 0 3 3 3 2 2 3 20 1 1 1 3 1 1 8 4 4 4 6 11 11 1 1 1 0 0 1 0 2 2 2 2 2 3 1 2 0 1 3 0 2 3 5 3 6 6 4 15 0 2 0 1 0 1 0 4 2 2 3 3 3 2 2 0 1 1 1 2 6 6 2 8 5 11 14 0 2 1 0 0 1 0 2 3 3 3 2 4 3 2 0 0 0 0 2 5 7 3 4 10 10 15 0 2 0 1 0 0 1 3 3 2 4 3 1 4 2 0 1 1 1 2 7 7 6 7 6 7 13 1 1 0 0 1 1 0 3 3 2 3 3 3 5 2 0 1 2 1 2 8 5 5 6 5 12 12 0 2 1 0 0 1 0 4 2 3 3 3 1 6 2 1 1 1 1 2 7 6 3 6 6 15 14 1 1 0 1 0 0 1 2 3 2 2 3 3 7 2 1 0 0 0 2 5 7 5 7 5 11 13 0 2 0 0 1 1 0 3 3 2 3 2 3 8 2 1 1 3 1 2 7 5 4 8 5 7 11 2 0 0 0 1 1 0 2 3 3 3 5 4 9 2 1 1 1 1 2 5 6 6 5 6 11 14 0 2 0 1 0 0 1 5 3 2 4 3 3 10 2 1 1 3 0 2 7 7 6 6 6 10 15 1 1 1 0 0 1 0 2 3 4 3 3 1 11 2   1 3 1 2 8 5 4 5 7 7 13 0 2 0 1 0 1 0 4 3 2 5 3 3 12 2   1 1 1 2 3 6 7 7 8 12 12 0 2 0 0 1 0 1 3 2 2 3 2 4 13 2   0 0 1 2 5 5 6 6 6 15 14 0 2 0 0 1 1 0 2 3 3 2 3 3 14 2   1 2 1 2 5 6 5 7 6 11 19 1 1 1 0 0 1 0 3 3 2 2 2 3 15 2   1 2 1 2 7 7 3 6 8 8 11 1 1 0 1 0 1 0 4 3 3 3 3 1 16 2   1 1 1 2 8 4 5 5 5 11 19 0 2 0 0 1 1 0 5 3 3 3 3 4 17 2   0 0 0 2 7 5 3 5 8 10 15 1 1 0 0 1 0 1 3 3 3 5 3 3 18 2   1 1 1 2 5 6 5 6 6 9 13 0 2 1 0 0 1 0 4 3 3 3 3 1 19 2   1 2 1 2 7 7 4 7 8 12 12 0 2 0 1 0 1 0 3 3 3 2 2 3 20 2   1 1 1 2 6 4 6 6 9 12 12 1 1 0 0 1 1 0 3 3 3 2 2 3 1 3   0 0 0 3 7 7 6 8 9 15 14 1 1 0 0 1 1 0 4 3 3 3 3 1 2 3   1 1 1 3 8 8 4 6 9 11 19 0 2 0 0 0 0 1 3 4 3 3 5 4 3 3   1 2 0 3 8 9 6 7 8 10 9 2 0 0 1 0 1 0 3 4 4 5 5 3 4 3   1 1 1 3 9 6 7 8 9 11 19 0 2 1 0 0 0 1 4 3 4 3 3 1 5 3   1 3 1 3 9 7 8 7 10 10 15 1 1 0 0 1 1 0 3 3 3 2 4 3 6 3   1 1 0 3 7 7 9 8 9 9 13 1 1 0 1 0 0 1 3 5 2 2 2 3 7 3   1 1 1 3 8 9 5 6 6 12 12 1 1 1 0 0 0 1 4 3 2 3 3 3 8 3   0 3 1 3 7 9 7 8 9 19 14 0 2 0 0 1 0 1 3 4 3 3 5 1 9 3   1 1 1 3 8 8 5 8 6 11 19 2 0 0 1 0 0 1 3 3 4 4 5 3 10 3   1 1 0 3 7 8 4 7 6 11 11 0 2 1 0 0 0 1 3 3 4 3 4 3 11 3   1 0 1 3 9 6 6 8 10 19 14 1 1 0 0 1 0 1 4 3 2 3 3 1 12 3   1 1 1 3 7 7 6 8 9 11 19 1 1 0 1 0 1 0 3 4 3 3 5 4 13 3   1 0 1 3 8 8 4 7 8 7 9 1 1 0 0 0 1 0 3 4 4 5 5 3 14 3   1 1 1 3 8 9 7 8 9 11 19 0 2 1 0 0 0 1 4 3 4 3 3 4 15 3   1 0 1 3 9 6 8 10 10 10 15 1 1 0 0 1 0 1 3 3 3 2 2 3 16 3   1 1 0 3 7 7 6 8 8 18 13 0 2 0 1 0 0 1 3 5 2 2 4 3 17 3   1 2 1 3 7 7 8 6 6 12 12 1 1 0 0 1 0 1 4 3 2 3 3 3 18 3   1 3 1 3 8 8 5 8 9 17 14 1 1 1 0 0 0 1 4 4 3 3 5 4 19 3   1 3 1 3 7 9 7 6 10 11 19 1 1 0 0 0 0 1 5 3 4 4 5 3 20 3   1 2 0 3 8 8 5 7 6 9 9 0 2 0 1 0 0 1 3 3 4 3 4 3











2

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология.- Москва: ”Академия”, 1997.- 438 с.
2.Ананьев Б. Г. Психология умственного познания. – М., 1960.
3.Бабаева Т.И. У школьного порога. М., 1993.- 169 с.
4.Батищев Г. С. Познание и творчество // Природа. – 1986. – №6.
5.Богоявленская Д. Н. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: РГУ. – 1983.
6.Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Издательство Ленинградского университета, 1970.- 268 с.
7.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
8.Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1996.- 487 с.
9.Брунер Дж. Психология познания. М., Прогресс, 1977.- 458 с.
10.Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. –М.: АРКТИ, 2003.
11.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты.–М.:Владос, 2002. – 160 с.
12.Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. – М., 1986.
13.Венгер Л.А. Психологическая характеристика ребенка. Дошкольное воспитание №5, 1977.- 59 с.
14.Взаимодействие детского сада, семьи и общественности /под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1978. – 176с.
15.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/Под ред. Бурменской Г.В, Захарова Е.И, Карабановой О.А. и др. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
16.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
17.Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М., 1935.
18.Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. Т. 4.
19.Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4.- 384 с.
20.Годовикова Д. Н. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1986. – №10.
21.Гордон Т. Повышение родительской эффективности/Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРД ЛТД,1997.
22.Дубровиной И.В.: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - М.: ТЦ ”Сфера”, 1997.- 358 с.
23.Запорожец А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе // Дошкольное воспитание. – 1977. – №2.
24.Запорожец А.В. Значение разных периодов детства для формирования детской личности. М., Наука, 1978.- 386 с.
25.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. Спб.: Издательство «Речь», 2004. – 160с.
26.Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. – 160с.
27.Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М., 1989. – 269 с.
28.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991.- 289 с.
29.Куликова Т. А. Введение детей в технологию решения проблемной задачи // Современное образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб., 1997.
30.Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971.
31.Леонтьев А.Н. Проблемы в развитии психики. – М.,1981.
32.Лисина М. И. Общение, личность и психология ребенка. – М., 1997.
33.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
34.Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1965.- 216 с.
35.Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. – 1982. – №4.
36.Морозов В.П. Невербальная коммуникация: экспериментально-теоретические и прикладные аспекты // Психологический журнал. 1993 N 1.- 28 с
37.Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва: ”Академия” , 1997.- 448 с.
38.Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1990.- 312 с.
39.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.- 478 с.
40.Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2002. – 160с.
41.Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.- 378 с.
42.Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР//Дефектология, №4, 1980 г. Разина Н.Р. Опыт исследования структуры и динамики родительских отношений.// Вопросы психологии. – 2000. -№5.-с.23 - 29.
43.Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
44.Поддьяков Н. Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. – Нижний Новгород, 1999.
45.Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока // Вопросы психологии. 1990 N 6. – 107 с.
46.Психология. Словарь / Под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошенко. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
47.Рамендик Д.М., Зонабед Ф.М., Клименко А.Н. О значении когнитивных и коммуникативных свойств в понимании вербальных и невербальных сообщений // Психологический журнал. 1994 N 6.- 78 с.
48.Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992. – 123с.
49.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1946.
50.Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. ЛГУ, 1990.- 468 с.
51.Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону. Издательство “Феникс”, 1996.- 389 с.
52.Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Культурно-историческая концепция и возможность использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопросы психологии. 1994 N 6.- 89 с.
53.Фромм М. Азбука для родителей. – Л., 1991.
54.Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика,1993.
55.Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие ребенка / Дефектология. – 1991. – №3.
56.Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии, обучения и воспитания. – Киев, 1961.
57.Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет. – М., 1960.
58.Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань: Татарское книжное издательство, 1 991.- 367 с.
59.Юсупов Ф.М. О соотношении вербальной и невербальной составляющих в структуре интеллекта // Психологический журнал. 1995 N 1.- 59 с.



Влияние раннего обучения иностранному языку на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

Влияние раннего обучения иностранному языку на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

А. А. Майер

Анализ современного состояния теории и методики раннего обучения иностранному языку в дошкольных учреждениях позволяет утверждать обоснованность, позитивное влияние данной образовательной услуги на интеллектуальное развитие ребенка.

С другой стороны, учитывая современные тенденции образования, как целостного процесса в его непрерывности и преемственности, возникает потребность в изучении влияния иностранного языка на развитие личности ребенка в личные отношения и психического, эмоционального и интеллектуального компонентов. Это поможет восполнить существующий пробел как при обосновании и проектировании процесса обучения иностранному языку, так и в решении практических задач средствами иностранного языка, в конечном счете, приводит к личностному развитию, с учетом центральных и побочных линий этого процесса и зоны ближайшего развития ребенка.

В работе изучалось влияние раннего обучения иностранному языку на развитие психологических новообразований детей дошкольного возраста (как критериев личностного развития: воображение, эмоции, общительность и зона ближайшего развития - рефлексия).

Теоретико-методологическими предпосылками являются данные экспериментальных исследований 1985-1995, до внедрения методов обучения иностранному языку в дошкольные учреждения и культурно-историческая концепция Л. с Выготского и его последователей.

В теоретической части исследования была построена модель целостного и непрерывного развития в диалектике психического и личностного развития и в динамике взаимосвязи центральных и побочных линий развития.

Выявленные психические новообразования дошкольного возраста послужили показатели экспериментального исследования.

Выявленные модели развития контрольной и экспериментальной групп позволяет сделать вывод о влиянии раннего обучения иностранному языку на развитие таких новообразований ребенка дошкольного возраста как воображение, особой внутренней позиции, отражение и формирование и развитие их происходит в связи и характеризуется целостной трансформации структуры взаимосвязанных показателей.

Конституирующими факторами таких изменений являются развитое воображение, деятельности, общения и социализации детей в процессе коммуникативно - направленного обучения на иностранном языке.

Узнать стоимость работы