Вам нужна курсовая работа?
Интересует Искусство?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Портрет Лопухиной Боровиковского

  • 17 страниц
  • 10 источников
  • Добавлена 01.10.2012
330 руб. 1 100 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ БОРОВИКОВСКОГО
ГЛАВА 2. ПОРТРЕТ ЛОПУХИНОЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

Стремление выразить интимную связь человека с природой появляется в русском искусстве впервые у Боровиковского. Несмотря на то, что изображение природы ограничено у него пределами усадебного парка, несмотря на элементы условности и декоративности в пейзажных фонах, все же в его произведениях звучит призыв к природе. Это свидетельствует о новом миропонимании, которое складывается к концу XVIII века и наиболее полно выражается в сентиментализме. В основе его лежит гуманистическое начало: культ человека, культ личности с ее чувствами и настроениями, со стремлением к природе, в непосредственном общении с которой свободнее, полнее и глубже раскрывается душа человека. Это мировоззрение, как уже говорилось выше, нашло свое выражение в поэзии Львова, Капниста, Дмитриева, Карамзина, в изобразительном искусстве — ярче всего в портретах Боровиковского.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вся жизнь художника сосредоточивалась в нем самом, в его внутреннем мире. Помыслы Боровиковского были нераздельно слиты с искусством, и художник был предан ему безгранично. Художественную деятельность Боровиковский считал определением Промысла, прямым своим долгом и находил в ней живейшее наслаждение. Он был холост и бездетен. О славе и материальной удаче мало заботился. Отношение его к искусству напоминает русских иконописцев А. Рублева и Дионисия. Главным в своей работе он считал религиозную живопись; ею он занимался до переезда в Петербург, потом вынужден был в силу обстоятельств писать в основном портреты, а под конец жизни вновь вернулся к религиозным темам.
Боровиковский завершал век XVIII, с его верой в человеческий разум и силу нежных чувств. На рубеже эпох многие идеалы оказались иллюзией. В душе художника все чаще появлялись тревожные настроения, он искал утешения то у масонов, то у мистиков, и его снова постигло разочарование.
Мы всматриваемся в его портреты, большинство из которых хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге, и видим то трепетную колористическую гамму вибрирующих тонов, то яркие акценты драгоценной декоративности. Его портреты — камерные и парадные — всегда переносят нас в атмосферу того времени, к которому они относятся. Волшебной гармонией цвета и линий он возвращает нас в век иной и заставляет всматриваться в лица давно покинувших сей мир. История портретного искусства в России нашла в нем неповторимого мастера, углубившего и обогатившего представление о ценности человеческой личности.
Его любили и признавали современники, им всегда восхищались потомки. Нас и теперь поражает в его полотнах глубина постижения человеческой личности, благородство мужских образов, нежная трепетность чувств прекрасного пола. Но, может быть, более всего мы склоняем головы перед его мастерством, перед той задушевностью и искренностью, которыми отмечены лучшие произведения художника.
Хотя Боровиковский никогда не преподавал официально, у него были ученики. Его влияние испытали такие художники, как Жданов, Истомин, Бугаевский-Благодарный, но, конечно, самым известным его учеником был А. Г. Венецианов, который писал после смерти учителя: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников его чистой, истинной славы. Ученые художники его не любили, для того что не имели его дара, показывали его недостатки и марали его достоинства. Я буду писать его биографию». Боровиковским как бы заканчивается процесс развития портретных форм, начатый Иваном Никитиным и Андреем Матвеевым. Он выразил как будто всю полноту художественного мышления, всю эстетическую ценность искусства конца XVIII в. Художник всегда был преисполнен вдохновением, но не полагался только на него и поэтому стремился к совершенствованию мастерства. Личность Боровиковского была способна впитать все веяния времени, в котором он жил. Ему были понятны многие тайны человеческой души — любящей и страдающей, протестующей и сломленной.
Творчество Боровиковского — неотделимая часть российской культуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева Т.В. В.Л. Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII – XIX веков. М., 1975.
БенуаА. История живописи в XIX веке. СПб., 1901.
Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников/ Под ред. А. Эфроса и А. Мюллера. Л., 1990.
Выставка русской портретной живописи за 150 лет//Художественные сокровища России. 1902. № 4.
Горленко В. Живописец В. Л. Боровиковский //Русский архив. СПб., 1891.
Маркина Л.А. Владимир Боровиковский. - М.: Белый город, 2003. – 47 с.
Петров П. Н. Русские портретисты В.Л. Боровиковский и Д. Г. Левицкий//Художественный сборник. СПб., 1866.
Потькалова А.В. Религиозная живопись Владимира Лукича Боровиковского. - М.: Б.и., 1996. - 64 с.
Чижова И.Б. Образ милый, незабвенный: [о двух петербургских художниках XIX века: В.Л. Боровиковском и П.Ф. Соколове]. - Санкт-Петербург: Мидгард; Москва: Эксмо, 2005. – 396 с.
Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. - СПб.: Лениздат, 2001. – 265 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ



Портрет Марии Ивановны Лопухиной
72 x 53,5
Холст, масло
1797
Государственная Третьяковская Галерея
Поясное изображение портретируемой. Лопухина в белом платье, голубой в золотистую полоску пояс, у левого локтя – две розы. Фигура хотя и не сливается с пространственным фоном, но связана с пейзажем, приобретающим в портрете самостоятельную важную роль. Фигура и пейзаж погружены в прозрачную дымку, окутаны скользящей полутенью. Последняя скрадывает как резкие характерные особенности формы, выявляя лишь ее обобщенную красоту, так и яркость цвета. Цвет теряет свою материальность, в колористической гамме выделяются блеклые и холодные тона. Краски накладываются таким образом, что создают во многих частях ровный тонкий слой, который обретает способность отражать свет.
Петров П. Н. Русские портретисты В.Л. Боровиковский и Д. Г. Левицкий//Художественный сборник. СПб., 1866; Горленко В. Живописец В. Л. Боровиковский //Русский архив. СПб., 1891, где были помещены: первая полная биография, первый список работ, первая публикация писем.
Бенуа А. История живописи в XIX веке. СПб., 1901; Выставка русской портретной живописи за 150 лет//Художественные сокровища России. 1902. № 4.
Маркина Л.А. Владимир Боровиковский. - М.: Белый город, 2003.
Алексеева Т.В. В.Л. Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII – XIX веков. М., 1975.
Чижова И.Б. Образ милый, незабвенный: [о двух петербургских художниках XIX века: В.Л. Боровиковском и П.Ф. Соколове]. - Санкт-Петербург: Мидгард; Москва: Эксмо, 2005.
Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. - СПб.: Лениздат, 2001.
Алексеева Т.В. В.Л. Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII – XIX веков. М., 1975. С. 246.
Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников/ Под ред. А. Эфроса и А. Мюллера. М.; Л., 1931. С. 161.












2

1.Алексеева Т.В. В.Л. Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII – XIX веков. М., 1975.
2.БенуаА. История живописи в XIX веке. СПб., 1901.
3.Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников/ Под ред. А. Эфроса и А. Мюллера. Л., 1990.
4.Выставка русской портретной живописи за 150 лет//Художественные сокровища России. 1902. № 4.
5.Горленко В. Живописец В. Л. Боровиковский //Русский архив. СПб., 1891.
6.Маркина Л.А. Владимир Боровиковский. - М.: Белый город, 2003. – 47 с.
7.Петров П. Н. Русские портретисты В.Л. Боровиковский и Д. Г. Левицкий//Художественный сборник. СПб., 1866.
8.Потькалова А.В. Религиозная живопись Владимира Лукича Боровиковского. - М.: Б.и., 1996. - 64 с.
9.Чижова И.Б. Образ милый, незабвенный: [о двух петербургских художниках XIX века: В.Л. Боровиковском и П.Ф. Соколове]. - Санкт-Петербург: Мидгард; Москва: Эксмо, 2005. – 396 с.
10.Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. - СПб.: Лениздат, 2001. – 265 с.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет истории искусства

Кафедра " Всеобщая история искусств

Сравнительный анализ портрета М. И. Лопухиной В. Л. Боровиковского (1797) и портрета Е. П. Ростопчиной О. А. Кипренского (1809)

работа

студентки 1 курса

день офисных

факультет истории искусства РГГУ

Тараненко Юлии Владимировны

Научный руководитель:

Кандидат искусствоведения,

доцент Якимович Е. А.

Москва 2010

Я хочу посвятить работе сравнительный анализ двух произведений: "портрет М. И. Лопухиной В. Л. Боровиковского (1797) и портрета Е. П. Ростопчиной О. А. Кипренского (1809). Мне хотелось бы описать каждую из работ по очереди и сопоставить их между собой. А именно: указать на важные моменты в работах - как написаны картины, их историю, идеи, которые пытались донести до зрителя художники, и связь этих особенностей с эпохи создания картин.

Как упоминалось ранее, образ Владимира Лукича Боровиковского была написана в 1797 году, техника - холст, масло. Это типичная картина того времени, связаны с особым направлением в живописи - "сентиментальный". В России сентиментализм, берет свое начало в английском языке, его особенностью является некая связь с рококо. Он углубил интерес к внутреннему миру человека, к "изгибам" его души. В связи с этим, параллельно в России происходит развитие классицизма, поэтому русский сентиментализм плотно связан с этим стилем. Портреты Боровиковского начала 19-го века, даже с сентименталистскими настроениями. Его портреты 90-х годов в свою очередь близки во многом руссоистской идее "естественности", "естественного человека", характерной для программы классицизма. Эти особенности очень проявлены описать работу.

На картинке представлена Лопухина Мария Ивановна - молодая девушка, облокотившаяся на едва видимые перила, что придает его представляет определенную расслабления и задумчивости. Это легко проследить глазами за контуром ее фигуры - линия ее силуэт-гибкий, мягкий. Мы можем здесь провести параллель с через скульптуры, и способствует даже мода того времени, платье для девочек. Складки ее одежды напоминают нам одежду древних богинь. Свободный покрой платья добавляет девушке раскованности и расслабления. Сентиментальный образ Лопухиной дополняют мягкие черты лица. Ее внешность не соответствует идеальным канонам красоты, но, также всю свою нежность и чувственность пленяет зрителя.

Узнать стоимость работы