Вам нужна курсовая работа?
Интересует Искусство?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Сравнительный анализ 2 картин Боровиковского портрета Нарышкиной и Лопухиной

  • 25 страниц
  • 20 источников
  • Добавлена 06.03.2008
282 руб. 940 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Боровиковский В.Л. и его творчество
ГЛАВА 2. Образцы портретной живописи Боровиковского В.Л.
2.1. Портрет Лопухиной М. И.
2.2. Портрет Нарышкиной Е.А.
ГЛАВА 3. Сравнительный анализ портретов Лопухиной М. И. и Нарышкиной Е.А.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет-ресурсы
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
1. Владимир Лукич Боровиковский.
2. Владимир Лукич Боровиковский.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Лопухиной М. И., 1797.
2. Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Нарышкиной Е.А., 1799.

Фрагмент для ознакомления

А.А.Суворов утонул в 1811 году при переправе через реку Рымник, давшую вторую фамилию его отцу.
Княгиня Суворова осталась вдовой в возрасте двадцати шести лет с четырьмя малолетними детьми. После смерти мужа она уехала за границу, где провела продолжительное время.
Как в европейских столицах, так и на водах в Германии, где она проводила летние месяцы, княгиня Суворова вела светскую жизнь и имела много друзей и поклонников. Она обладала хорошими музыкальными способностями и приятным голосом.
Поэты В.А. Жуковский и И.И. Козлов состояли с ней в дружеской переписке. Дж. Россини написал в ее честь кантату, звучащую в опере «Севильский цирюльник».
Лето 1823 года княгиня Суворова вторично вышла замуж за князя В.С. Голицына. Остальная часть ее жизни прошла на юге России, в Одессе и Симферополе, в крымском имении мужа.
На портрете будущей княгине всего четырнадцать лет. Тонкая, образованная девочка отличалась особой красотой. Боровиковский любовно и трепетно передает благородную белизну лица Нарышкиной, ее тонкий профиль, пышные завитки волос темных волос.
Девушка изображена в легком, белом одеянии в античном стиле, с плеча струится воздушный голубой шарф, фактически отсутствуют украшения, о знатности модели можно судить по нитке жемчуга, декорирующей платье.
Изображена Нарышкина на фоне парка, или леса. Она опирается на темную столешницу, контрастирующую со светлым платьем. Руки скрещены в свободной манере, голова слегка наклонена, глаза отведены чуть в сторону.
Модель окружают розы: небольшой куст на заднем плане, маленький бутон у скрещенных рук. Цветы, характерная принадлежность портретов XVIII века, любящих язык символов: красота женщины, это цветок, но за недолгим цветением, следует увядание. В XIX веке цветы уже не украшают портреты Боровиковского.
Очень тщательно выписан задний фон неба, оно выдержан в нескольких цветовых решения, одновременно сочетающихся с другими элементами декора.
Цвет неба перекликается с цветом шарфа, облака, с молочным цветом жемчуга, крупная, пепельного цвета роза подчеркивает нежный цвет лица девушки, а маленький белый бутон лежащий около рук, перекликается с цветом платья.
Деревья, на заднем плане, с темно-зеленой листвой, подчеркивают светлый образ девушки. Живописная поверхность отличается меньшей прозрачностью, сплавленные мазки создают эмалевую поверхность.
Художник подчеркнул красоту модели, написав портрет очень гладко, пытаясь передать ее как-бы «фарфоровую» красоту. Фон, окружающий модель чуть намечен, фигура рельефно выступает из него, напоминая античную статую.
Печальное выражение нежного лица подчеркнуто портретистом. Как будто Нарышкина предчувствует невзгоды, уготовленные ей судьбой.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В русской культуре Боровиковский останется в первую очередь певцом красоты русских женщин. Наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.
Портреты: ««Портрет М.И. Лопухиной» (1797) и «Портрет Елены Александровны Нарышкиной» (1799) выполнены с промежутком в несколько лет, в них есть много характерных черт, по которым можно определить руку одного художника.
Прежде всего, это одинаковый стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж.
Модели, представляемые художником на пейзажном фоне, проникнуты идиллическим настроением, чувствительностью, культивировавшимися литературой сентиментализма.
Одежда моделей выдержана в нескольких цветовых решениях: это светлое свободное платье, легкий шарф, контрастного цвета, минимальное количество украшений, призвано подчеркнуть, не роскошь и богатство изображенной девушки, а ее благородное происхождение. Делает похожими эти портреты изображение окружающих предметов, в данном случае цветов.
Есть в этих портретных композициях и различия. Прежде всего, в некоторых деталях: позе фигуры, наклоне тела и головы, прическе. Так же очевидны различия в общем цветовом решении портрета, если портрет Лопухиной М.И. весь пронизан светом и солнцем, то в портрете Нарышкиной Е.А. присутствуют более темные тона.
В портрете Лопухиной М.И. внимание художника привлекают типичные особенности национального русского пейзажа, и национальный тип подчеркнут и в лице Лопухиной.
Боровиковский приближается в этом портрете к образному воплощению русского идеала женской красоты, каким он сложился в конце XVIII века под влиянием идей сентиментализма
В портрете Нарышкиной Е.А., напротив, художник сконцентрировал внимание зрителя на восточной красоте девушки, подчеркнув это и ее одеянием, и фоном, на котором она изображена. Здесь нет, ярко выраженных национальных черт, размытый фон, концентрирует внимание на фигуре, которая выступает из глубины, подобно античным статуям.
Черты классицизма здесь проступают яснее, чем в его предыдущих полотнах: и в композиции, и в манере письма, заглаженной техникой. Драматизм колорита и мизансцен, углублен психологизмом характера. Налет меланхолической грусти связывает этот портрет с предшествующими образами и с сентиментализмом.
Тем не менее, эти работы роднит единая по гармонии красок атмосфера, превращающая наряды героинь, в ангельские одеяния: таковы прозрачно-дымчатые платья и ленты, украшающие девушек, изображенных на портретах.
В портретах художника есть душа, и в этом их величие. Художник хотел поймать и показать внутреннюю красоту человека, его божественную сущность. Пусть героини его портретов оказались не такими счастливыми в своей жизни, как могли бы, художник показал, как они хотели счастья, как стремились к нему.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ветрова Г.Е. Портрет. – М.: Белый город, 2002. – 48 с.
Петинова Е.Ф. Русские живописцы XVIII века. Биографии. – СПб.: «Искусство СПб», 2—2. – 336 с.
Салин Д.К. 100 великих художников. – М.: Вече, 2005. – 480 с.
Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. – СПб.: Лениздат, 2001. – 266 с.

Интернет-ресурсы
http://www.museum.ru
http://www.naholste.info
http://www.nasledie-rus.ru
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ


1. Владимир Лукич Боровиковский.
Портрет Лопухиной М. И., 1797.
Техника исполнения: основа - холст, техника -масло
Размеры: 75х 53
Государственная Третьяковская галерея



2. Владимир Лукич Боровиковский.
Портрет Нарышкиной Е.А., 1799.
Техника исполнения: основа - холст, техника -масло
Размеры: 72х 59
Государственная Третьяковская галерея




ПРИЛОЖЕНИЕ




1. Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Лопухиной М. И., 1797.





2. Владимир Лукич Боровиковский. Портрет Нарышкиной Е.А., 1799.

Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. – СПб.: Лениздат, 2001. – 266 с.
Ветрова Г.Е. Портрет. – М.: Белый город, 2002. – 48 с.
Салин Д.К. 100 великих художников. – М.: Вече, 2005. – 480 с
Петинова Е.Ф. Русские живописцы XVIII века. Биографии. – СПб.: «Искусство СПб», 2—2. – 336 с.

Петинова Е.Ф. Русские живописцы XVIII века. Биографии. Указ. соч. С. 178.
Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. Указ. соч. С. 15.
Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. Указ. соч. С. 20.
Петинова Е.Ф. Русские живописцы XVIII века. Биографии. Указ. соч. С. 180.
Ветрова Г.Е. Портрет. Указ. соч. С. 19.
Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. Указ. соч. С. 61.
Салин Д.К. 100 великих художников. Указ. соч. С. 176.
См. Приложение.
Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. Указ. соч. С. 127.
http://www.nasledie-rus.ru
Там же.
Салин Д.К. 100 великих художников. Указ. соч. С. 179.
Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. Указ. соч. С. 128.
Там же. С. 130.
См. Приложение.
Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. Указ. соч. С. 131.
Там же. С. 131.
Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. Указ. соч. С. 131.












2

1.Алексеева Т.В. Боровиковский. – М.: «Искусство», 1960. – 42 с.
2.Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура XVIII - XIX веков. – М.: «Искусство», 1975. – 421 с.
3.Алексеева Т.В. О некоторых малоизвестных работах В.Л. Боровиковского // Искусство. - 1982. № 8. - С.54-61.
4.Архангельская А.И. Боровиковский В.Л. (1757-1825). Анализ творчества. – М.: Государственная Третьяковская галерея, 1946. – 61 с.
5.Бенуа А.Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и ком. В.М. Володарского. – М.: Республика, 1995. – 541 с.
6.Ветрова Г.Е. Портрет. – М.: Белый город, 2002. – 48 с.
7.Вдовин Г. Становление «Я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. – М.: Наш дом, 1999. - 297 с.
8.Обоймина Е.И. Этот пленительный образ: музы русских художников. – М.: Эксмо, 2006. – 446 с.
9.История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 7. – М.: Академия наук СССР, 1961. – 405 с.
10.Маркина Л. Владимир Боровиковский. – М.: Белый город, 2001. – 47 с.
11.Машковцев И.Т. Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825). – М.:. «Искусство», 1950. – 28 с.
12.Михайлова К.В. В. Л. Боровиковский. Биография. – Л.: «Художник РСФСР», 1968. – 43 с.
13.Петинова Е.Ф. Русские живописцы XVIII века. Биографии. – СПб.: «Искусство СПб», 2—2. – 336 с.
14.Русское искусство XVIII века / Под. ред. Т.В. Алексеевой. – М.: Наука, 1973 - 196 с.
15.Салин Д.К. 100 великих художников. – М.: Вече, 2005. – 480 с.
16.Чижова И.Б. Судьба придворного художника: В.Л. Боровиковский в Петербурге. – СПб.: Лениздат, 2001. – 266 с.
17.Чижова И.Б. Образ милый, незабвенный: О двух петербургских художниках XIX века: В.Л. Боровиковском и П.Ф.Соколове. – СПб.: Мидгад, 2005. – 396 с.
18.Чижова И.Б. Чистейшей прелести чистейший образец: Русские женщины первой половины XIX века. – М.: Эксмо, 2004. – 601 с.
19.Чайковская О.Г. Как любопытный скиф: Русский портрет и мемуаристка второй половины XVIII века. – М.: Книга, 199. – 399 с.
20.Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. - М.: «Искусство», 1978. – 325 с.


Интернет-ресурсы

1.http://www.museum.ru
2.http://www.naholste.info
3.http://www.nasledie-rus.ru



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Жизненный и творческий путь В. Л. Боровиковского в контексте эпохи

1.1. Общая характеристика второй половины 18 - начала 19 вв

1.2. Творчество В. Л. Боровиковского и его оценка современниками и потомками

Глава 2. Большой портрет княгини Александры Павловны

2.1. Личность и судьба Великой княгини

2.2. Искусствоведческий анализ портрета

ВЫВОД

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Был в конце XVIII - начале XIX века дал нам много имен в области искусства, тех людей, которые обогащали и прославляли культуру России, оставив затем редкие жемчужины его творчества. Среди них и имя Б. Л. Боровиковского - мастер русской живописи, известного портретиста второй половины 18 века, наследие которого - portrait gallery - это один из самых драгоценных памятников русского искусства.

В обширнейшей галерее лиц, изображенных кистью Боровиковского, есть работы разного значения и разного достоинства. Соответствие модели с настроением и талант художника, более или менее вдохновлен, как всегда и всюду, отражаются в этих работах. В выставках и в частных руках нам известны исключительного достоинства: портрет девочек, дочерей Львова (собственность великого князя Сергея Александровича, занявший первое место на выставке картин из частных собраний в Москве в 1892 г.), г-жа Мелиссино (выставки и пр. Строганова весной 1897), и прекрасный смелому реализму портрет Державина (собственность гр. Капниста, в Полтавской губ.). Известны и созданные художником портреты августейших автор: Екатерина II, Великих княжон Елены, Марии и Александра.

Безусловно, о творчестве Боровиковского упоминается во всех трудах по истории русского искусства, и прежде всего XVIII века История искусства народов СССР. Tom. 4 Искусство 17 - 18 веков. Под редакцией А. Ю. Нурок и М. А. Орлова. М.: изобразительное искусство., 1976., c. 106-107.. Его творчество освещается в трудах по теории и истории искусства И. С. Куликова Русская живопись 19 v. М., 1997

История русского искусства. Т. 8., кн.1. М., 1963

Русский жанр живописи 19 - начала 20 века. М.,1964

Русское искусство второй половины 18 - первой половины 19 в. Материалы и исследования. М., 1979.

В. Турчин Эпоха романтизма в России, M.,1981, работ критике А., Верещагиной А., Верещагина Художник, время, история. Очерки русской исторической живописи 18-20 v. батыр, глава v. L.,1973

Узнать стоимость работы