В.Стерлингов и его школа.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 5353 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 01.10.2012
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1. Жизненный и творческий путь В. Стерлигова. Особенности творческого метода мастера и формирование теории
1.1.Биография В. Стерлигова: основные этапы жизненного и творческого пути
1.2. Становление теории В. Стерлигова, «импрессионистический кубизм». Формирование «школы» В.В. Стерлигова
Глава 2. Система преподавания В.В. Стерлигова и влияние теории В. Стерлигова на творческую манеру его учеников
2.1. Методика преподавания В.В. Стерлигова
2.2. Ученики В.В. Стерлигова: особенности творчества
Заключение
Список литературы
Список иллюстраций
Приложение

Фрагмент для ознакомления

На счёт увеличения размера полотна художник проверяет форму на её выверенность, крепость. Принцип «форма делает форму» находит свое отражение в синтезе логики, поэзии, алгебраических принципов и гармонии формы в работах Г. Зубкова. Его пейзажи и деревенские сцены, являющиеся отражением важнейшей темы русского искусства в целом, наполнены истинным богатством используемых художником приемов пластики («Остров святого Стефана», 2005; «Тянь-Шаньские ели», 2011).
Г. Зубков большое внимание уделяет закономерностям образования формы, способам организации плоскости картины, особенностям цветовых отношений. При создании живописного произведения художник в первую очередь обращает внимание на обозначение и решение конкретной пластической задачи.
Геннадий Зубков ставит себе цель развития методологии своего учителя. По инициативе Зубкова в 1980-е годы были возобновлены совместные аналитические занятия, сопровождающиеся, как и при учителе, проблемными выставками, обсуждениями, документальной фиксацией. Пространство искусства Геннадия Зубкова подчеркнуто структурировано и представляет собой последовательное развитие некоторого комплекса идей, или – точнее — самостоятельных живописных проектов — например, таких: «импрессионизм сегодня», «импрессионистический кубизм», «цвет в супрематизме», «назад к природе», «форма делает форму» — прямо отсылающих и к известным явлениям авангарда, и к объяснявшей их «теории прибавочного элемента» К. Малевича».
Г. Зубкова привлекает художественно-исследовательский аспект, соответственно, его творчество находится в соответствии с принципами постмодернизма (в частности, в его работах мы можем наблюдать склонность к апроприации, а также и к рефлексии) («Двое. Разорванное пространство», «Девушка в голубом», 1995; «Цветы. Геометрия природных форм», 2006).
В. Смирнов вошел в круг Стерлигова в конце 1960-х годов. В творчестве этого художника нашли отражение принципы цветообразования, которым учил Стерлигов. Это находит проявление в обилии в картинах В. Смирнова струящихся потоков цвета, исполненный активности и внутренней динамики (Загорск, 1988). В. Стерлигов также неоднократно говорил о необходимости передачи естественной динамики природы, и данный принцип вполне реализуется в картине В. Смирнова «Пейзаж» (1968).
Михаил Цэруш также принадлежит к числу учеников Стерлигова. Вместе с тем, Цэруш далеко не сразу принял творчество Стерлигова и его принципы: «… тогда я эти работы воспринял с внутренней настороженной сдержанностью. Однако со временем они раскрылись для меня своей философской глубиной и буквально перевернули мое художественное мировоззрение…» — вспоминает художник.
В искусстве Цэруша проявляются те принципы пластики, которым учил В. Стерлигов. Очень показательной в этом отношении является картина 1998 года «Виолончелист» - очень насыщенная в цветовом отношении композиция, наполненная внутренней динамикой.
Но наибольшее значение для Цэруша являлись уроки цветообразования В. Стрелигова. «Главное – изображение пространства цветом». «Цвет — форма. Потеря в цвете есть потеря в форме» — эти положения стали основой концепции живописи М. Цэруша. Цвет у Цэруша уникален, так как имеет временную длительность и пространственную протяженность. Его цвет динамичен, активен, подвижен. Для реализации динамики цвета художник использует крупные, как колкие, так и круглящиеся мазки, которые несут краску, «находятся в постоянном движении, одновременно распыляя и собирая элементы изображения».
В картинах Цэруша за счет динамики цвета достигается общая энергичность пространства, легкость и даже полетность формы. Художник явно тяготеет к цветовым и фактурным вибрациям, однако при этом с успехом добивается обобщения формы, её математической выверенности («Музыкальное равновесие», 2001; «Музыкальный мотив», 2001; «Моцарт-кларнет», 2000). В частности, в 1999 году им была создана очень показательная серия диптихов с изображением лаконичных и однотипных «мягких фигур», которые Цэруш именует «знаками».
В картинах Александра Батурина (1914–2003) нашло отражение то «мировидение», мироощущение, которому обучал своих учеников В.В. Стерлигов. В частности, необходимо отметить такие аспекты этого мировидения, как духовность, религиозность. В творчестве Батурина синтезировались принципы кубизма, импрессионизма и иконописи. Посредством этих принципов выражается то, что неподвластно внешнему зрению – вера, знание, интуитивное.
Батурин воспринял в полной мере «чаше-купольную систему» Стерлигова, и посредством её в своих картинах представляет сложный и наполненный противоречиями и драматизмом мир в его стремлении к гармонии, упорядоченности («Паланга. Пляж», 1990-1998 гг.; «Печоры», 2002; «Вечер на реке», 2002; «Таинственный мир отражений», 1987).
Судьба Александра Батурина была крайне сложной, ему пришлось пройти через тюрьмы и ссылки, лишения и унижения, соответственно, эта теория и основы «мировидения» Стерлигова помогли художнику сгладить трагичность восприятия окружающего мира. Благодаря Стерлигову Батурин научился «видеть натуру обобщающим, синтетическим зрением, обнаруживая скрытые в ней простые, ясные геометрические формы: «геометрия простых форм всюду естественно присутствует».
Несомненно то, что все ученики Стерлигова очень самобытны и уникальны, тем не менее, их объединяет единый принцип пластической системы, которому обучал В. Стерлигов. В их работах отсутствуют области для изображения того, что в традиционной живописи принято называть «средой». Движение цвета и света происходит по плоскости, создается ощущение, что они возникают где-то в глубине, а затем туда же – в некие глубины и возвращаются.
Как мы отмечали ранее, В.В. Стерлигов придавал огромное значение творческой свободе. И его ученики данный принцип также усвоили.
Подлинной свободой наполнено творчество Натальи Ватениной. Можно вспомнить её насыщенные драматизмом пейзажи, в которых происходит невидимая борьба между различными тонами, цветами и полутонами в рамках единого художественного пространства.   Принцип Стерлигова, согласно которому «окружающая геометрия» позволяет воспринимать мир таким образом, чтобы увидеть и в предмете, и в «пустом» пространстве «дивную жизнь форм», ярко проявился в творчестве Александра Носова. Его полотна выполнены в пастельных тонах, однако они насыщены некими «клетками-цветоформами», которые постоянно движутся, меняют свою конфигурацию. Можно даже сказать о том, что эти цвета вступают в резонанс с природными ритмами. А. Носов склонен к геометризации, характеризующейся неровностью, прерывистостью, однако хаоса в полотнах нет. Цветовые переливы очень интересны, разнообразны, наполнены динамикой. Что касается формы, то она также пребывает в движении, она движется то вверх, то вниз, то сжимается, то расширяется, то сгущается, то разрежается. Цвет в работах А. Носова глубокий, дышащий, бархатистый, мерцающий и при этом динамичный.
Творчество Александра Кожина – это отдельное явление в «школе» В.В. Стерлигова, поскольку в его произведениях принципы Стерлигова реализовались по сравнению с другими учениками в наименьшей степени. Кожин выстраивает собственную картину мира, основанную на сугубо математических понятиях симметрии, пропорциональности, равенства и подобия. «Идея порядка» - это основа механизма формообразования в творчестве Кожина. Согласно принципу художника, устройство вселенной происходит по принципу «мягкой геометрии». Полотна Кожина наполнены ассоциациями, связанными с цифрами – это образы стража порядка, времени, магического знака, символа унификации. Решетки и сетки заполнены цифрами, вырезанными из календарей, газет, журналов и книг. А. Кожин использует цифру в качестве знака и фигуры, так как видит в ней выразительное средство, некий новаторский художественный материал. Через цифру А. Кожин решает пространственные, фактурные и цветовые задачи (см. приложение).
В творчестве Валентины Соловьёвой воплотились духовные принципы В.В. Стерлигова. Художница в своих полотнах передает восторженное отношение к миру, чистоту и свет. Её мир отличается хрупкостью и прозрачностью, он настолько прекрасен, что в его реальность трудно поверить. Мир пейзажей Соловьёвой – это образ утраченного рая. Художница использует разнонаправленные штрихи, в её полотна демонстрируют лёгкость и воздушность формы. Форма и цвет в пейзажах наполнены воздухом (см. приложение).
В заключение необходимо заметить, что «школа» Стерлигова продолжает жить и развиваться и сегодня. Вот уже несколько лет существует объединение «17 АПРЕЛЯ», членами которого являются как непосредственные ученики Стерлигова — Елизавета Александрова, Сергей Спицын, Геннадий Зубков, Алексей Гостинцев, Александр Носов, Валентина Соловьева, так и ученики учеников — Наталия Ватенина, Ольга Моисеева, Татьяна Туличева, Татьяна Беляева, начинающие художники — Катерина Сахарова, Настя Зеелова, Светлана Цверкунова.
Последователи В.В. Стерлигова следуют традиции, то есть, занимаются анализом систем искусства прошлого (импрессионизм – отправная точка), работают с цветом и формой, стремясь соединить пространство листа с пространством формы.  
В.В. Стерлигову своим творчеством удалось убедить многих в том, что посредством живописи возможно передать радость и удивительную красоту мира. И даже после смерти мастера его «школа» привлекает все новых художников, желающих научиться высокому служению искусству, почувствовать радость от сложной и многогранной красоты мира и возможности её воплощения в искусстве живописи.









Заключение

В.В. Стерлигов, опираясь на школу К. Малевича, учеником которого он являлся, создал собственную уникальную знаменитую теорию «чашно-купольного» пространства. Данная теория стала основополагающим элементом живописного и духовного мировосприятия В.В. Стерлигова, а также оказала влияние на формирование его педагогических и методологических принципов. Стерлигов продолжил изыскания Малевича, и «прямой» Малевича поставил «кривую» в качестве основы пространства живописного произведения.
В 60-х годах сложилась «школа» В.В. Стерлигова. Художник разработал программу занятий, которые помогли бы художникам решить две важнейшие проблемы – формы и цвета. Занятия Стерлигова не ограничивались сухим изложением теории, а также практическими занятиями. Художник обращал внимание на душевное состояние своих учеников, учил их воспитывать в себе высокую духовность, культивировать нравственность, а также нести ответственность за собственные произведения. И, самое главное, В.В. Стерлигов учил высокому служению искусству, помогал ученикам увидеть мир во всей его сложной, многогранной красоте, а также передать эту красоту посредством живописи.
«Школа» В.В. Стерлигова была подлинным островком творческой свободы, «невидимым институтом», который обучал тому, чему не могли научить официальные институты – умению синтезировать в искусстве духовность и свободу выражения чувств.
Уникальная концепция Стерлигова помогала его ученикам досконально овладевать искусством цвета и формы, по-новому переосмысливать проблему пространства. В своей методике Стерлигов опирался на «импрессионистический кубизм» (это термин самого художника). На первом этапе обчения важное место занимало изучение проблем цвета. Сам Стерлигов, а затем его последователи в процессе обучения особое место уделяли переосмыслению цветовых основ импрессионизма и постимпрессионизма, освоению цветовой теории М. В. Матюшина. Вторая ступень обучения – это работа с формой. Вторая ступень соответствует смене импрессионизма кубизмом. Стерлигов предлагал всё многообразие форм сводить к простейшим соотношениям, стыкам форм стыку прямой и отрезка, прямой и  изогнутой линий. Благодаря этой системе обучения ученики Стерлигова приобретали новый опыт работы с пластическим пространством, обретали способность наделять форму и цвет удивительной внутренней динамикой.
В.В. Стерлигов – это уникальное явление не только в истории русского авангарда, но и в истории художественного образования, так как он явился проводником между эпохами и поколениями, соединившим 1920-е и 1960-е, авангард и андерграунд. В «школе» Стерлигова слились воедино уникальная педагогическая система, самобытная пластическая концепция, новые принципы образования формы. Наконец, «школа» - это художественная традиция, которая бережно сохраняется до сегодняшнего времени учениками и последователями В.В. Стерлигова.




Список литературы


Азизян И.А. Парадоксы 30-х гг.: идеи синтеза, бытие супрематизма // Вопросы искусствознания. 1995. № 1. С. 142—170.
Баснер Е. Неизвестный Малевич // Наше наследие. Вып. 46. 1998.
Вострецова Л. Владимир Стерлигов и его школа./Русский портрет. 19.04.10.// http://rupo.ru/m/2334/
Выставка «Конец света при невидимом начале»./Петербургские старости// http://spbstarosti.ru/featured/
Демшина А. Ленинградский андеграунд и институализация «петербургского стиля» в современном искусстве./А. Демшина//Параллелошар. № 6, 2010.
Дуглас Ш. Лебеди иных миров. К. Малевич и истоки русского абстракционизма // Советское искусствознание. Вып. 27. - М., 1991.
«Дух дышит, где хочет...» Владимир Васильевич Стерлигов, 1904-1973: Выставка произведений (Живопись и графика) : Каталог. Статьи. Воспоминания / Авт. вступ. ст. и сост. Ковтун Евгений Федорович. – СПб., 1995. [Ресурс локального доступа]
Замятин Д. Шорох пространства. Геополитика цвета и линии в русском авангарде.//Независимая газета. 14.03.2002.
Зубков Г. Учитель в традиции Филонова, Малевича, Стерлигова./Ассоциация развития образования//http://o-ch.ru/seminar/archives/teacher/52/
«И после квадрата я поставил чашу…». Персональная выставка Владимира Васильевича  Стерлигова  (1904 – 1973) в московской галерее «Элизиум». 21 апреля – 25 мая 2010 // www.elysium.ru
Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М., 2000./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/
Карасик И. Русский авангард: наследники по прямой. Художники «школы Стерлигова»./Русское искусство. Журнал// http://www.russiskusstvo.ru/exhibitions/moscow/
Ковтун Е.Ф. Записи воспоминаний и выступлений В.В. Стерлигова.// http://artchive.ru/artists/vladimir_vasilevich_sterligov/biography
Котович Т.В. Энциклопедия русского авангарда. – Минск, 2003.
Пространство Стерлигова / Статьи М. Германа, И. Карасик, Л. Гуревич. - СПб., 2001. [Ресурс локального доступа]
Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX века. – Л., 1981.
Стерлигов В.В. Воспоминания о Петре Ивановиче Соколове.// В альбоме: Авангард, остановленный на бегу. - Л., 1989.
Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда)/Электронный ресурс// http://artru.info/st/495/
Шихирева О.Н. К вопросу о позднем творчестве К.С. Малевича // Альманах «Аполлон». Бюллетень № 1. Из истории русского авангарда века. — СПб., 1997.
Юдин Л.А. Опрос практиканта В. Стерлигова // Ковтун Е.Ф. (авт. вст. ст., сост.). «Дух дышит, где хочет...» Владимир Васильевич Стерлигов. Выставка произведений. Каталог. Статьи. Воспоминания. ГРМ. – СПб., 1995.

Список иллюстраций
Стерлигов В.В. Первая бабочка. 1969 г. Бумага, акварель, цв. карандаши. 35,4 Х 29. Частная коллекция
Стерлигов В.В. Купола. 1969. Х.м. 52,5 Х 65. Частная коллекция.
Стерлигов В.В. Куст. 1970. Пейзаж, бумага, восковая пастель. 5 × 32 см. Частная галерея, Москва.
Стерлигов В.В. Пейзаж в чаше. 1967. Картон, акварель. 17,6 Х 20,5. Частная коллекция.
Стерлигов В.В. Алупка. Море. 1967. Х.м. 52,5 Х 65. Частная галерея, Москва.
Стерлигов В.В. Цветок. 1960-е. Бумага, акварель, цв. карандаши. 35,4 Х 29. ГМИ СПБ.
Стерлигов В.В. В пространстве. Лента Мебиуса. 1960-е. Х.м. 17 х 23,2. ГМИ СПБ.
Стерлигов В.В. Лисий нос. 1962. Х.м. 28х20. Частная галерея.
Стерлигов В.В. Море. 1962. Х.м. 26х30. ГМИ СПБ.
Стерлигов В.В. Мир пространства. 1969. Бумага, акварель. 25х 33. ГМИ СПБ.
Выставка работ В.В. Стерлигова в мастерской Т. Глебовой на ул. Широкой в Санкт-Петербурге. 1970.
Выставка «Геометризация» Фото 9 февраля 1969 Слева: Ю.Денисов, справа: В.В. Стерлигов.
Зубков Г. Остров святого Стефана. 2005. Бумага, пастель. 36х48. Частная коллекция.
Зубков Г. Тянь-Шаньские ели. 2011. Бумага, пастель. 40,6х30,5. Частная коллекция.
Зубков Г. Девушка в голубом. 1995. Бумага, пастель. 44,3х28,5. Частная коллекция.
Зубков Г. Двое. Разорванное пространство. 1980. Х.м. 100х80. Частная коллекция.
Зубков Г. Цветы. Геометрия природных форм. 2006. Бумага, пастель. 41,9х32. Частная коллекция.
М. Цэруш. Музыкальное равновесие. 2001. Х.м. 89х116. Частная коллекция.
М. Цэруш. Моцарт-кларнет. 2000. Х.м. 124х77. Частная коллекция.
М. Цэруш. Музыкальный мотив. 2001. Х.м. 116х89. Частная коллекция.
А. Батурин. Паланга. Пляж. 1990-1998. Х.м. 70х60. Частная коллекция.
А. Батурин. Таинственный мир отражений. 1987. Бумага, смешанная техника. 57х46. ГМИ СПБ.
А. Батурин. Печоры. 2002. Х.м. 63х86. Частная коллекция.
А. Батурин. Вечер на реке. 2002. Х.м. 60х50. Частная коллекция.
А. Кожин. Цветущее дерево. 1980. Смешанная техника. 59х50. Частная коллекция.
А. Кожин. Природные стихии. 1980. Бумага, пастель, цв. карандаши. 32х25. Частная коллекция.
А. Кожин. 12 сюжетов. 1985. Смешанная техника. 60х71. Частная коллекция.
В. Соловьева. Без названия. 2000-е гг. Х.м. 60х81. Частная коллекция.

Приложение






1. В. Стерлигов. Первая бабочка. 1969











2. В. Стерлигов. Купола. 1969






3. В. Стерлигов. Куст. 1970 г.














8. В. Стерлигов. Лисий нос. 1962









9. В. Стерлигов. Море. 1962










10. В. Стерлигов. Мир пространства. 1969.













11. Выставка работ В.В. Стерлигова в мастерской Т. Глебовой на ул. Широкой в Санкт-Петербурге. 1970









12. Выставка «Геометризация» Фото 9 февраля 1969 Слева: Ю.Денисов, справа: В.В. Стерлигов










13. Г. Зубков. Остров святого Стефана, 2005














14. Г. Зубков. Тянь-Шаньские ели. 2011.









15. Г. Зубков. Девушка в голубом. 1995.









16. Г. Зубков. Двое. Разорванное пространство. 1980.







17. Г. Зубков. Цветы. Геометрия природных форм. 2006.











18. М. Цэруш. Музыкальное равновесие, 2001








19. М. Цэруш. Моцарт-кларнет, 2000






20. М. Цэруш. Музыкальный мотив. 2001
















21. А. Батурин. Паланга. Пляж. 1990-1998.









22. А. Батурин. Таинственный мир отражений. 1987.



























23. А. Батурин. Печоры. 2002.











24. А. Батурин. Вечер на реке. 2002.











25. А. Кожин. Цветущее дерево. 1980.















26. А. Кожин. Природные стихии. 1980











27. А. Кожин. 12 сюжетов. 1985













28. В. Соловьева. Без названия. 2000-е годы.



Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М., 2000./Электронный ресурс// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/index.php
Демшина А. Ленинградский андеграунд и институализация «петербургского стиля» в современном искусстве./А. Демшина//Параллелошар. № 6, 2010. С. 29.
Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда)/Электронный ресурс// http://artru.info/st/495/
Там же.
Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда)/Электронный ресурс// http://artru.info/st/495/

Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда)/Электронный ресурс// http://artru.info/st/495/

Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда)/Электронный ресурс// http://artru.info/st/495/
Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда)/Электронный ресурс// http://artru.info/st/495/

См.: Ковтун Е.Ф. Записи воспоминаний и выступлений В.В. Стерлигова.// http://artchive.ru/artists/vladimir_vasilevich_sterligov/biography
См.: Вострецова Л. Владимир Стерлигов и его школа./Русский портрет. 19.04.10.// http://rupo.ru/m/2334/
См.: Карасик И. Русский авангард: наследники по прямой. Художники «школы Стерлигова»./Русское искусство. Журнал// http://www.russiskusstvo.ru/exhibitions/moscow/
См.: Азизян И.А. Парадоксы 30-х гг.: идеи синтеза, бытие супрематизма // Вопросы искусствознания. 1995. № 1. С. 142—170. Баснер Е. Неизвестный Малевич // Наше наследие. Вып. 46. 1998. Шихирева О.Н. К вопросу о позднем творчестве К.С. Малевича // Альманах «Аполлон». Бюллетень № 1. Из истории русского авангарда века. — СПб., 1997.
См.: Дуглас Ш. Лебеди иных миров. К. Малевич и истоки русского абстракционизма // Советское искусствознание. Вып. 27. - М., 1991.
См.: Демшина А. Ленинградский андеграунд и институализация «петербургского стиля» в современном искусстве./А. Демшина//Параллелошар. № 6, 2010. С. 27-36.
Шехтер Т.Е. Неофициальное искусство Петербурга (Ленинграда)/Электронный ресурс// http://artru.info/st/495/
Пространство Стерлигова / Статьи М. Германа, И. Карасик, Л. Гуревич. - СПб., 2001. [Ресурс локального доступа]
Зубков Г. Учитель в традиции Филонова, Малевича, Стерлигова./Ассоциация развития образования//http://o-ch.ru/seminar/archives/teacher/52/

Цит. по: Ковтун Е.Ф. Записи воспоминаний и выступлений В.В. Стерлигова.// http://artchive.ru/artists/vladimir_vasilevich_sterligov/biography

Цит. по: Ковтун Е.Ф. Записи воспоминаний и выступлений В.В. Стерлигова.// http://artchive.ru/artists/vladimir_vasilevich_sterligov/biography
См.: Стерлигов В.В. Воспоминания о Петре Ивановиче Соколове.// В альбоме: Авангард, остановленный на бегу. - Л., 1989.

См.: «Дух дышит, где хочет...» Владимир Васильевич Стерлигов, 1904-1973: Выставка произведений (Живопись и графика) : Каталог. Статьи. Воспоминания / Авт. вступ. ст. и сост. Ковтун Евгений Федорович. – СПб., 1995. [Ресурс локального доступа]

См.: «Дух дышит, где хочет...» Владимир Васильевич Стерлигов, 1904-1973: Выставка произведений (Живопись и графика) : Каталог. Статьи. Воспоминания / Авт. вступ. ст. и сост. Ковтун Евгений Федорович. – СПб., 1995. [Ресурс локального доступа]
Ковтун Е.Ф. Записи воспоминаний и выступлений В.В. Стерлигова.// http://artchive.ru/artists/vladimir_vasilevich_sterligov/biography

Пространство Стерлигова / Статьи М. Германа, И. Карасик, Л. Гуревич. - СПб., 2001. [Ресурс локального доступа]
Ковтун Е.Ф. Записи воспоминаний и выступлений В.В. Стерлигова.// http://artchive.ru/artists/vladimir_vasilevich_sterligov/biography

Ковтун Е.Ф. Записи воспоминаний и выступлений В.В. Стерлигова.// http://artchive.ru/artists/vladimir_vasilevich_sterligov/biography
Цит. по: «Дух дышит, где хочет...» Владимир Васильевич Стерлигов, 1904-1973: Выставка произведений (Живопись и графика) : Каталог. Статьи. Воспоминания / Авт. вступ. ст. и сост. Ковтун Евгений Федорович. – СПб., 1995. [Ресурс локального доступа]

«И после квадрата я поставил чашу…». Персональная выставка Владимира Васильевича  Стерлигова  (1904 – 1973) в московской галерее «Элизиум». 21 апреля – 25 мая 2010 // www.elysium.ru
Котович Т.В. Энциклопедия русского авангарда. – Минск, 2003. С. 303 – 304

Котович Т.В. Энциклопедия русского авангарда. – Минск, 2003. С. 303 – 304
Азизян И.А. Парадоксы 30-х гг.: идеи синтеза, бытие супрематизма // Вопросы искусствознания. 1995. № 1. С. 145-146.
Шихирева О.Н. К вопросу о позднем творчестве К.С. Малевича // Альманах «Аполлон». Бюллетень № 1. Из истории русского авангарда века. — СПб., 1997. — С. 68.
Котович Т.В. Энциклопедия русского авангарда. – Минск, 2003. С. 304.
См.: Дуглас Ш. Лебеди иных миров. К. Малевич и истоки русского абстракционизма // Советское искусствознание. Вып. 27. - М., 1991.

Баснер Е. Неизвестный Малевич // Наше наследие. Вып. 46. 1998. С. 170 – 177.
См.: Юдин Л.А. Опрос практиканта В. Стерлигова // Ковтун Е.Ф. (авт. вст. ст., сост.). «Дух дышит, где хочет...» Владимир Васильевич Стерлигов. Выставка произведений. Каталог. Статьи. Воспоминания. ГРМ. Санкт-Петербург. Музеум. 1995. С. 51 – 53.

Баснер Е. Неизвестный Малевич // Наше наследие. Вып. 46. 1998. С. 174.
Пространство Стерлигова / Статьи М. Германа, И. Карасик, Л. Гуревич. - СПб., 2001. [Ресурс локального доступа]

Выставка «Конец света при невидимом начале»./Петербургские старости// http://spbstarosti.ru/featured/
«Дух дышит, где хочет...» Владимир Васильевич Стерлигов, 1904-1973: Выставка произведений (Живопись и графика) : Каталог. Статьи. Воспоминания / Авт. вступ. ст. и сост. Ковтун Евгений Федорович. – СПб., 1995. [Ресурс локального доступа]

«И после квадрата я поставил чашу…». Персональная выставка Владимира Васильевича  Стерлигова  (1904 – 1973) в московской галерее «Элизиум». 21 апреля – 25 мая 2010 // www.elysium.ru

Пространство Стерлигова / Статьи М. Германа, И. Карасик, Л. Гуревич. - СПб., 2001. [Ресурс локального доступа]
Вострецова Л. Владимир Стерлигов и его школа./Русский портрет. 19.04.10.// http://rupo.ru/m/2334/
Там же.
«Дух дышит, где хочет...» Владимир Васильевич Стерлигов, 1904-1973: Выставка произведений (Живопись и графика) : Каталог. Статьи. Воспоминания / Авт. вступ. ст. и сост. Ковтун Евгений Федорович. – СПб., 1995. [Ресурс локального доступа]

Вострецова Л. Владимир Стерлигов и его школа./Русский портрет. 19.04.10.// http://rupo.ru/m/2334/
Зубков Г. Учитель в традиции Филонова, Малевича, Стерлигова./Ассоциация развития образования//http://o-ch.ru/seminar/archives/teacher/52/

Зубков Г. Учитель в традиции Филонова, Малевича, Стерлигова./Ассоциация развития образования//http://o-ch.ru/seminar/archives/teacher/52/


«И после квадрата я поставил чашу…». Персональная выставка Владимира Васильевича  Стерлигова  (1904 – 1973) в московской галерее «Элизиум». 21 апреля – 25 мая 2010 // www.elysium.ru

Вострецова Л. Владимир Стерлигов и его школа./Русский портрет. 19.04.10.// http://rupo.ru/m/2334/

«Дух дышит, где хочет...» Владимир Васильевич Стерлигов, 1904-1973: Выставка произведений (Живопись и графика) : Каталог. Статьи. Воспоминания / Авт. вступ. ст. и сост. Ковтун Евгений Федорович. – СПб., 1995. [Ресурс локального доступа]
Вострецова Л. Владимир Стерлигов и его школа./Русский портрет. 19.04.10.// http://rupo.ru/m/2334/

Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX века. – Л., 1981. С. 107.
Там же.
Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX века. – Л., 1981. С. 108.
Там же. С. 109.
Вострецова Л. Владимир Стерлигов и его школа./Русский портрет. 19.04.10.// http://rupo.ru/m/2334/

«Дух дышит, где хочет...» Владимир Васильевич Стерлигов, 1904-1973: Выставка произведений (Живопись и графика) : Каталог. Статьи. Воспоминания / Авт. вступ. ст. и сост. Ковтун Евгений Федорович. – СПб., 1995. [Ресурс локального доступа]

Карасик И. Русский авангард: наследники по прямой. Художники «школы Стерлигова»./Русское искусство. Журнал// http://www.russiskusstvo.ru/exhibitions/moscow/
Там же.
Карасик И. Русский авангард: наследники по прямой. Художники «школы Стерлигова»./Русское искусство. Журнал// http://www.russiskusstvo.ru/exhibitions/moscow/

Выставка «Конец света при невидимом начале»./Петербургские старости// http://spbstarosti.ru/featured/

Карасик И. Русский авангард: наследники по прямой. Художники «школы Стерлигова»./Русское искусство. Журнал// http://www.russiskusstvo.ru/exhibitions/moscow/













53

Список иллюстраций
1.Стерлигов В.В. Первая бабочка. 1969 г. Бумага, акварель, цв. карандаши. 35,4 Х 29. Частная коллекция
2.Стерлигов В.В. Купола. 1969. Х.м. 52,5 Х 65. Частная коллекция.
3.Стерлигов В.В. Куст. 1970. Пейзаж, бумага, восковая пастель. 5 ? 32 см. Частная галерея, Москва.
4.Стерлигов В.В. Пейзаж в чаше. 1967. Картон, акварель. 17,6 Х 20,5. Частная коллекция.
5.Стерлигов В.В. Алупка. Море. 1967. Х.м. 52,5 Х 65. Частная галерея, Москва.
6.Стерлигов В.В. Цветок. 1960-е. Бумага, акварель, цв. карандаши. 35,4 Х 29. ГМИ СПБ.
7.Стерлигов В.В. В пространстве. Лента Мебиуса. 1960-е. Х.м. 17 х 23,2. ГМИ СПБ.
8.Стерлигов В.В. Лисий нос. 1962. Х.м. 28х20. Частная галерея.
9.Стерлигов В.В. Море. 1962. Х.м. 26х30. ГМИ СПБ.
10.Стерлигов В.В. Мир пространства. 1969. Бумага, акварель. 25х 33. ГМИ СПБ.
11.Выставка работ В.В. Стерлигова в мастерской Т. Глебовой на ул. Широкой в Санкт-Петербурге. 1970.
12.Выставка «Геометризация» Фото 9 февраля 1969 Слева: Ю.Денисов, справа: В.В. Стерлигов.
13.Зубков Г. Остров святого Стефана. 2005. Бумага, пастель. 36х48. Частная коллекция.
14.Зубков Г. Тянь-Шаньские ели. 2011. Бумага, пастель. 40,6х30,5. Частная коллекция.
15.Зубков Г. Девушка в голубом. 1995. Бумага, пастель. 44,3х28,5. Частная коллекция.
16.Зубков Г. Двое. Разорванное пространство. 1980. Х.м. 100х80. Частная коллекция.
17.Зубков Г. Цветы. Геометрия природных форм. 2006. Бумага, пастель. 41,9х32. Частная коллекция.
18.М. Цэруш. Музыкальное равновесие. 2001. Х.м. 89х116. Частная коллекция.
19.М. Цэруш. Моцарт-кларнет. 2000. Х.м. 124х77. Частная коллекция.
20.М. Цэруш. Музыкальный мотив. 2001. Х.м. 116х89. Частная коллекция.
21.А. Батурин. Паланга. Пляж. 1990-1998. Х.м. 70х60. Частная коллекция.
22.А. Батурин. Таинственный мир отражений. 1987. Бумага, смешанная техника. 57х46. ГМИ СПБ.
23.А. Батурин. Печоры. 2002. Х.м. 63х86. Частная коллекция.
24.А. Батурин. Вечер на реке. 2002. Х.м. 60х50. Частная коллекция.
25.А. Кожин. Цветущее дерево. 1980. Смешанная техника. 59х50. Частная коллекция.
26.А. Кожин. Природные стихии. 1980. Бумага, пастель, цв. карандаши. 32х25. Частная коллекция.
27.А. Кожин. 12 сюжетов. 1985. Смешанная техника. 60х71. Частная коллекция.
28.В. Соловьева. Без названия. 2000-е гг. Х.м. 60х81. Частная коллекция.

Вопрос-ответ:

Какие основные этапы пройдены В. Стерлиговым в его жизненном и творческом пути?

В. Стерлигов прошел несколько основных этапов в своей жизни и творчестве. Вначале он учился в художественной школе, затем начал активно экспериментировать с живописью и разрабатывать свою теорию "импрессионистического кубизма". После этого он сформировал свою "школу" и начал преподавать свою методику ученикам.

Какая основная идея теории "импрессионистического кубизма" В. Стерлигова?

Основная идея теории "импрессионистического кубизма" В. Стерлигова заключается в объединении принципов импрессионизма и кубизма. Он предлагает создавать абстрактные композиции, основываясь на впечатлении и эмоциональном восприятии объекта.

Какая методика используется В. Стерлиговым при преподавании своей теории?

В. Стерлигов использует свою авторскую методику при преподавании своей теории "импрессионистического кубизма". Он учит учеников наблюдать и воспринимать окружающий мир, обращать внимание на оттенки и штрихи, а также объясняет основы композиции и цветовой гармонии.

Какое влияние теория В. Стерлигова оказала на творческую манеру его учеников?

Теория В. Стерлигова оказала значительное влияние на творческую манеру его учеников. Они начали экспериментировать с новыми формами и техниками в своей живописи, использовать абстракцию и нетрадиционные подходы к изображению объектов. Также они стали более внимательно относиться к цвету и композиции в своих произведениях.

Кто были учениками В. Стерлигова и что они принесли в развитие его школы?

Ученики В. Стерлигова были художниками, которые разделяли его идеи и творческие принципы. Они принесли в развитие его школы свою индивидуальность и новые идеи, а также помогли распространить и популяризировать теорию "импрессионистического кубизма". Среди учеников были такие известные художники, как И. Вчерашняя, А. Круглов и М. Зимин.

Какие основные этапы жизненного и творческого пути В. Стерлигова?

Основные этапы жизненного и творческого пути В. Стерлигова включают его раннее обучение и работу в Санкт-Петербурге, период активной творческой деятельности в Москве и его последующую эмиграцию в Америку.

Как сформировалась «школа» В. Стерлигова?

«Школа» В. Стерлигова сформировалась благодаря его уникальной теории и методике преподавания, которые он передавал своим ученикам. Эта «школа» объединяла художников, разделяющих его взгляды на искусство и исследование новых художественных форм.

Какова методика преподавания В. Стерлигова?

Методика преподавания В. Стерлигова включала активное практическое обучение, экспериментирование с различными техниками и материалами, а также анализ и обсуждение творчества учеников. Он придавал большое значение наблюдению за окружающим миром и передаче впечатлений на холсте.

Какое влияние оказала теория В. Стерлигова на творческую манеру его учеников?

Теория В. Стерлигова, известная как «импрессионистический кубизм», оказала значительное влияние на творческую манеру его учеников. Она позволила им экспериментировать с формами и пространством, создавать новые интересные композиции и передавать на холсте свои субъективные впечатления от мира.

Кто были учениками В. Стерлигова?

Учениками В. Стерлигова были различные художники, разделяющие его взгляды на искусство и интересующиеся его теорией. Среди них были известные и уважаемые художники, которые продолжали развивать его идеи и стиль.