психологические факторы готовности к созданию семьи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 2727 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 26.05.2008
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ подходов к изучению семьи и брака
1.1. Понятие семьи и брака
1.2. Семья как социальный институт и малая группа
Глава 2. Основные психологические факторы готовности к созданию семьи
2.1. Понятие готовности к созданию семьи
2.2. Факторы готовности к созданию семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Формирование полового самосознания, эталонов мужественности и женственности начинается с первых дней жизни ребенка. Однако наиболее интенсивно оно осуществляется в подростковом и юношеском возрастах, когда усвоенное на предшествующих стадиях начинает проверяться и уточняться в ходе интенсивного общения с лицами противоположного пола [2, с. 37].
Исследования Т. И. Юферевой показывают, что практически единственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужественности и женственности, являются взаимоотношения с противоположным полом. Оказалось, что эти представления в каждом возрасте отражают особые аспекты общения: в 7-м классе — семейно-бытовые отношения, в 8-м и, особенно, в 9-м — более близкие эмоционально-личностные отношения между юношами и девушками, причем прежние отношения с возрастом не углубляются, а просто замещаются другими [2, с. 37-38].
Представления подростков об идеальных для взаимоотношений полов качествах мужчин и женщин преимущественно связаны с понятием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому идеальные представления и реальное поведение не совпадают, поскольку идеал не выполняет регулятивной функции. Печально также и то, что понятие женственности юноши связывали исключительно с материнством, а в раскрытии понятия мужественности забывают о таком качестве, как ответственность (Юферева Т. И.).
Т.Андреева утверждает, что половое воспитание должно не сглаживать, а, наоборот, всячески поддерживать половые различия мужчин и женщин. Эти различия проявляются уже в первые дни после рождения, становясь с взрослением ребенка все более яркими и отчетливыми. Активность сильного пола носит своеобразный предметно-инструментальный характер, тогда как слабый пол по своей природе эмоционально-экспрессивен, что в достаточной степени проявляется и в области полового поведения и влечений [2].
Трудно переоценить роль полового воспитания и в формировании качеств семьянина. Здесь огромную роль играет добрачный опыт юности, в котором особенно важно познание как можно большего количества реальных семей, царящих в них взаимоотношений и укладов. В настоящее время не принято знакомство домами, которое крайне необходимо юношам и девушкам по двум причинам: во-первых, привычно встречаясь вне семейного круга в местах проведения досуга, юноши и девушки не имеют возможности составить полноценное впечатление друг о друге, поскольку оно невозможно без знания о том, каким их избранник бывает среди родных и близких. Во-вторых, только при таком «домашнем» знакомстве молодые люди могут составить достаточно точное впечатление не только об особенностях семейного микроклимата и уклада, но и об их приемлемости с точки зрения принятых в их собственном доме представлений о правах и обязанностях членов семьи, о том, как можно и должно поступать в семейной общности. Основываясь на этом, молодые люди могли бы принять более точное решение о возможности будущей совместной жизни.
В. А. Сысенко формулирует основные направления деятельности по подготовке к семейной жизни [28, с. 25]:
-нравственная (осознание ценности брака, детей и т. д.);
-психологическая (сумма психологических знаний, необходимых в супружеской жизни);
-педагогическая (навыки и способности к воспитанию детей);
-санитарно-гигиеническая (гигиена брака и быта);
-экономическая и хозяйственно-бытовая.
Готовность к созданию семьи ведет к формированию мотивов вступления в брак. Как утверждают специалисты в области семейной психологии, любовь – самый сильный мотив успешной семейно жизни.
Чувство любви большинству людей представляется специфичным и не сводимым к другим понятиям, таким, как дружба, секс, симпатия и т. д. Любовь представляет из себя сложный комплекс переживаний, весьма разнообразных по содержанию и часто противоположных по знаку: с ней связаны эйфория, депрессия, нарушения сна, склонность к фантазиям, трудности в концентрации внимания и т. д. [25, с. 116]
Весьма важным моментом является присутствие в любви негативных чувств. Так как любовные отношения предполагают тесный контакт и сильно значимы для их участников, партнеры не могут не вызывать периодически друг у друга сильных отрицательных чувств. Возникновение подобных переживаний часто вызывает панику у партнеров, так как расценивается ими как потеря любви. Многими исследователями как в философии, так и в психологии делались неоднократные попытки предложить различные классификации любовных переживаний и выделить различные виды любви. В качестве подобных работающих классификаций видов любви могут быть предложены классификации Р. Стернберга и Т Кемпёра [25].
Трехкомпонентная теория любви Р. Стернберга. Р. Стернберг говорит о том, что любовь имеет три составляющих [25, с. 117].
Первая составляющая — интимность. Это чувство близости, которое любящие люди испытывают друг к другу. Оно может проявляться по-разному: это и желание сделать жизнь любимого человека лучше, и чувство удовольствия оттого, что он находится рядом; это готовность прийти ему на помощь в трудную минуту и расчет на то, что и он поступит также.
Вторая составляющая — страсть. Это физическое влечение, приводящее к сексуальным отношениям. Но страсть базируется не только на сексуальных потребностях, в нее входят и компоненты близости, такие, как потребность в принадлежности кому-то, потребность в поддержке, потребность в самоуважении. В межполовой любви иногда страсть предшествует близости, иногда наоборот, сначала формируется чувство близости. Когда речь идет вообще о человеческой любви, один из этих компонентов может отсутствовать, например, любовь братьев и сестер включает компонент близости, но не сопровождается страстью.
Третья составляющая — обязательство. Мы принимаем на себя некие обязательства перед другим человеком — решаем, что он является для нас особенным, сохраняем ему верность и. т. п.
Э. Фромм выделяет зрелую и незрелую любовь [25, с. 120]. Незрелая любовь характеризуется состоянием влюбленности и может перерасти в зрелую. Зрелая любовь предполагает сохранение целостности человека. Два человека существуют отдельно, сохраняя индивидуальность. Зрелая любовь активна, деятельна. Зрелая любовь возникает из незрелой благодаря личностному росту партнера. При этом чувства партнеров не ослабевают, а, напротив, возрастают с увеличением длительности отношений, т.е. эмоционально стабилизируются.
Таким образом, сформированность предпосылок к созданию успешной семьи способствует успешному выбору брачного партнера, счастливой семейной жизни. Все это обуславливает необходимость формирования готовности к созданию семьи уже на ранних этапах – в подростковый и юношеский возраст.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы. Анализ теоретических подходов к проблеме семьи и брака показал, что семья является сложной системой взаимоотношений ее членов, успешность взаимодействия которых зависит от различных факторов: психологических, экономических, социальных, правовых и т.д. Готовность к семейной жизни как ядро личности человека, семьянина выступает главным критерием воспитанности семьянина. В модели выпускника школы будущего семьянина отражены совокупность свойств личности, необходимых и достаточных для успешного выполнения роли супруга и родителя, вытекающих из сущности и функций семьи. Рассматривая готовность учащихся к семейной жизни как цель воспитания и одну из целей образования, целесообразно выделить из многообразных функций семьянина те, которые носят наиболее общий характер, присущи каждой семье, определяют стабильность и успешность семьи.
Основными факторами готовности к созданию семи являются брачно – семейные представления. У студенческой молодежи значимость любви при выборе спутника жизни оказалась на четвертом месте после качеств «уважение», «доверие», «взаимопонимание». Происходит явное «оттеснение» любви в браке на фоне ее предшествующего всевластия.
Вторым фактором является правовое сознание. Нравственное и правовое регулирование брачно – семейных отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.
Половое воспитание является еще одним фактором готовности создания семьи. Усвоение мужской и женской ролей является важным фактором готовности к созданию семьи.
Здесь огромную роль играет добрачный опыт юности, в котором особенно важно познание как можно большего количества реальных семей, царящих в них взаимоотношений и укладов.
Таким образом, готовность к созданию семьи определяется набором психологических факторов, от которых зависит личностное отношение человека к восприятию будущих семейно – брачных отношений. Формирование готовности к созданию семьи важно начинать уже в старшем подростковом возрасте, когда у ребенка формируются нравственно – правовые регуляторы.

ЛИТЕРАТУРА

Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.,1993.-175 с.
Андреева Т.В. Семейная психология. – Спб.: Речь, 2004. – 244 с.
Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М.: Владос, 1998
Богданова Л. П., Щукина А. С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социологические исследования. – 2003. - №7. – С. 56
Виноградова Э.М., Хромушина О.Н. Семья в зеркале общественного мнения. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2004.- 100 с.
Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988.-138с.
Говако Б.И. Студуенческая семья. / Редкол.: Э.К. Васильева (пред.) и др. – М.: Мысль, 1988.-158с.
Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л.: Наука, 1984. – 325 с.
Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.-157с
Зритнева Е.И. Воспитание будущего семьянина в современной России: Автореф. дисс… д.пед.наук. – Ставрополь, 2006
Иванова Ю. Женская психология. Практическое руководство как выйти замуж и быть всегда счастливой. СПб. 2000. – 88 с.
Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. - СПб.: Питер, 2000
Кириллова М. А. О некоторых проблемах брака и семьи // Социологические исследования – М., 1970. 75 с.
Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988.-208с.
Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002. – 292 с.
Кроник А. А. Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений. – М.: Мысль, 1989. – 204с.
Круглов Б.С. Правовое сознание как элемент подготовки молодежи к семейной жизни. // Вопросы психологии. – 1986. - №4. – С. 63
Леви В.Л. Травматология любви. – М.: Метафора. 2002. – 192 с.: ил. – (Серия «Азбука здравомыслия»).
Леонтьев А. А. Психология общения. Учебник для вузов. 3-е изд.- М.: «Смысл», 1999. 368 с.
Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. М.: Изд. Института практической психологии, Воронеж: Изд. НПО «МОДЕК», 1998. – 176 с.
Орлов А. Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции//Психолог в детском саду. 2000. №2. С. 188 - 203
Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред Н. Н. Посысоева. – М.: Владос, 2004
Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. – М.: 1993. 258 с.
Психология семьи. //Под ред. Райгородского Д. Я. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономике и журналистики. – Самара: Изд. Дом «Бахрах – М», 2002. – 752 с
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002.- 192с.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. Заметки психолога. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.-192с.
Сизанов А.Н., Быков В.М., Тюхлова И.Н., Смирнова Е.С. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и соц. педагогов / под ред. А.Н. Сизанова. – Мн.: «Тессей», 1998. Ч. III.-176с.
Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. - М., 1981. 198 с
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб., 1999.-360 с.
Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1989.-286с.












2

ЛИТЕРАТУРА

1.Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.,1993.-175 с.
2.Андреева Т.В. Семейная психология. – Спб.: Речь, 2004. – 244 с.
3.Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М.: Владос, 1998
4.Богданова Л. П., Щукина А. С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социологические исследования. – 2003. - №7. – С. 56
5.Виноградова Э.М., Хромушина О.Н. Семья в зеркале общественного мнения. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2004.- 100 с.
6.Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988.-138с.
7.Говако Б.И. Студуенческая семья. / Редкол.: Э.К. Васильева (пред.) и др. – М.: Мысль, 1988.-158с.
8.Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л.: Наука, 1984. – 325 с.
9.Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1991.-157с
10.Зритнева Е.И. Воспитание будущего семьянина в современной России: Автореф. дисс… д.пед.наук. – Ставрополь, 2006
11.Иванова Ю. Женская психология. Практическое руководство как выйти замуж и быть всегда счастливой. СПб. 2000. – 88 с.
12.Ильин Е.П. Мотивы и мотивация. - СПб.: Питер, 2000
13.Кириллова М. А. О некоторых проблемах брака и семьи // Социологические исследования – М., 1970. 75 с.
14.Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1988.-208с.
15.Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002. – 292 с.
16.Кроник А. А. Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений. – М.: Мысль, 1989. – 204с.
17.Круглов Б.С. Правовое сознание как элемент подготовки молодежи к семейной жизни. // Вопросы психологии. – 1986. - №4. – С. 63
18.Леви В.Л. Травматология любви. – М.: Метафора. 2002. – 192 с.: ил. – (Серия «Азбука здравомыслия»).
19.Леонтьев А. А. Психология общения. Учебник для вузов. 3-е изд.- М.: «Смысл», 1999. 368 с.
20.Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. М.: Изд. Института практической психологии, Воронеж: Изд. НПО «МОДЕК», 1998. – 176 с.
21.Орлов А. Б. Эволюция межличностных отношений в семье: основные подходы, ориентации и тенденции//Психолог в детском саду. 2000. №2. С. 188 - 203
22.Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред Н. Н. Посысоева. – М.: Владос, 2004
23.Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт. – М.: 1993. 258 с.
24.Психология семьи. //Под ред. Райгородского Д. Я. Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономике и журналистики. – Самара: Изд. Дом «Бахрах – М», 2002. – 752 с
25.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002.- 192с.
26.Сатир В. Как строить себя и свою семью. Заметки психолога. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.-192с.
27.Сизанов А.Н., Быков В.М., Тюхлова И.Н., Смирнова Е.С. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и соц. педагогов / под ред. А.Н. Сизанова. – Мн.: «Тессей», 1998. Ч. III.-176с.
28.Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. - М., 1981. 198 с
29.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб., 1999.-360 с.
30.Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1989.-286с.

министерство образования российской федерации

федерального государственного образовательного учреждения

образования

"Поволжская государственная социально-гуманитарная академия"

(ПГСГА)

Факультет психологии

Кафедра возрастной и педагогической психологии

работа

Выполнила: студентка V курса

Анастасия Сенечева

Научный руководитель:

потому что псх.н., доцент Н. Ю. Еремина

Самара 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ научных подходов к проблеме формирования психологической готовности молодежи к браку

1.1 Понятие психологической готовности двухместный отношений

1.2 Студенческий возраст как сензитивный период брака

1.3 Особенности социально - психологического типа личности как фактор психологической готовности к браку

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей социально - психологического типа личности и психологической готовности к браку

2.1 Характеристика выборки и методов исследования

2.2 Анализ результатов исследования

Выводы по второй главе

Вывод

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. В нестабильных условиях современности люди нуждаются в ценностях, на которые можно рассчитывать и которые не разрушаются ни при каких политических и социально - экономических переломных точек. Такие вечные ценности, конечно, личные отношения - дружба, любовь, и, особенно, семьи. Семейная жизнь для человека открывает возможности для развития личности, счастье, но, затем, в то же время, представляет для него много требований. Готовность молодых людей вступать в брак является одним из наиболее важных факторов, определяющих стабильность молодых семей.

молодого человека, интегрирующее принятие ценности семьи, социального института, специальные знания и навыки в области семейных отношений, семейной педагогики, межличностного общения является желание молодежи, вступления в брак. Такой подготовки в структурном отношении представлен эмоциональных, когнитивных и мотивационных компонентов. Выделение данных компонентов в структуре готовности студентов к семейной жизни, объясняется тем, что основные потребности подросткового возраста (когнитивными, эмоциональными, мотивационными сметно - волевые и потребностей в деятельности и общении).