Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Политическая доктрина Русского анархизма (Бакунин, Кропоткин, Мечников)

  • 22 страницы
  • 17 источников
  • Добавлена 22.12.2006
255 руб. 510 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Анархизм как форма политического сознания
Глава 2. Анархизм в России XIX-начала XX вв.
Глава 3. Концепция М. А. Бакунина
Глава 4. Политическая концепция П. А. Кропоткина
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Этика солидарности, идеалы трудового коллективизма «право на довольство» выдвигались Кропоткиным в противовес философии индивидуализма и эгоистической морали людей, находящихся при капитализме в состоянии непрерывной конкурентной борьбы друг с другом.
Как указывает А. Ф. Замалеев: «Политическая философия П. А. Кропоткина была ориентирована на критику негуманных буржуазных отношений, а также многочисленных нарушений прав личности со стороны государства и его чиновников». П. Кропоткин верно отметил такие негативные черты в деятельности государственных, учреждений, как бюрократический формализм, «самовозрастание» и милитаризация, и тем самым выявил назревшие проблемы совершенствования управления обществом, преодоления социальных противоречий, проявившиеся как в России, так и в Западной Европе.
Альтернативой государства ему представлялась неполитическая организация человечества на основе сознания единства между всеми людьми и взаимной их поддержки. На смену «пирамидальной» социальной структуре, управляемой «сверху вниз», должен был прийти «мирской порядок» — децентрализованное общественное самоуправление «снизу вверх». Эгалитарный коммуно-анархизм П. Кропоткина был обществом равноправных людей, в котором общественно полезный труд не являлся вынужденной необходимостью. Частная собственность, как мешающая коллективной жизни, была экспроприирована. Личности в пределах общих форм деятельности предоставлен полнейший простор. Люди руководствуются этической максимой: «Если ты хочешь счастья, то поступай с каждым человеком так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. И в этом ты найдешь высшее личное счастье».
Социальный идеал П. Кропоткина был гуманистичен и воплощал коллективистские принципы общинных отношений, нормы обычного права, существующие в крестьянском «мире». Анархизм представал в виде федеративного и всепланетного союза производительных общин, объединенных на основе свободного соглашения. Общественное мнение и образование призваны были обеспечить воспитание и соблюдение в жизни коллективистской нравственности. Высочайший уровень развития науки, по П. Кропоткину, создавал все условия для неуклонного социального прогресса, а также удовлетворения «без лишней траты сил» разумных потребностей людей.
Гарантией от проявления эгоизма личности должна была быть нравственная сила людей. В анархистском обществе, полагал мыслитель, сила личности противостоит не власти, а «противообщественным буйным страстям другой личности». Недостойным для человека страстям должны противостоять столь же сильные нравственные страсти. Отношения между людьми определяются не законами, декларируемыми властителями, а взаимным соглашением свободных личностей и свободно признаваемыми обычаями и привычками, которые не застывают в своих формах, а «постоянно развиваются, применяясь к новым требованиям жизни, к прогрессу науки и изобретений, к развитию общественного идеала, все более разумного, все более возвышенного».
Будущее общество оказывалось неким аморфным образованием, ибо главным конституирующим его принципом являлось разрушение, преодоление существующих устоев власти и общественных форм, опирающихся на власть. Поэтому анархизм П. Кропоткина был по существу «аморфизмом, учением, отстаивающим непрерывное социальное строительство, не имеющее своего законченного выражения». В этой связи антиэтатизм опирался на идею коренной перестройки общества — социальной революции, в ходе которой народные массы вырабатывают качественно новые общественные формы.
Другой особенностью философии П. Кропоткина был «этицизм и очевидный панморализм, обусловленный абсолютизацией роли нравственности в духовной культуре, преувеличением ее возможностей в деле социальной регуляции». Это, в свою очередь, объясняет и недооценку им значимости политико-правовой сферы общества, интегративной роли государства в истории, парламентаризма и конституционализма, отождествляемых ошибочно с авторитаризмом и диктатурой.
Революционно-гуманистический и утопичный идеал философа предполагал его реализацию посредством социального переворота, изменяющего коренные экономические, социальные и политические отношения. Но в отличие от М. Бакунина П. Кропоткин связывал начало революции не с отчаянием масс, а с надеждой, которую народ возлагает на последствия революции.
Социальная революция для Н. П. Кропоткина являлась не столько разрушительной, сколько созидательной силой, подготовленной предшествующим ходом истории и служащей ускорению социального прогресса. Она оказалась отправной точкой для последующего преобразования, ставящего своей целью создание анархии. Важную роль в предстоящей крестьянской революции П. Кропоткин уделял революционному меньшинству и другим факторам в ее подготовке, придавал большое значение развитию в рабочем классе взаимопомощи, солидарности и инициативы, революционному самосознанию людей.
И хотя ему, как и М. Бакунину, было свойственно стремление к «пропаганде действием», прямому воздействию на процессы общественного развития с целью их ускорения, желание ввести непосредственно коммунистический быт, минуя демократический этап социальных преобразований, все же в философии анархо-коммунизма в большей степени присутствовали эволюционные моменты.
Отмечая противоречия концепции П. Кропоткина, следует видеть и сложность той задачи, которую он поставил перед собой,— создания неполитической организации. Однако это не помешало мыслителю увидеть несоответствие своего идеала с результатами «большевистского переворота» и подвергнуть его критике, поскольку он считал, что после октябрьских событий 1917 г. восстановились прежние авторитарные структуры власти в новом обличий.
Итак, своеобразие анархисткой концепции П. Кропоткина определяется своей глубоко гуманистической направленностью, попытками синтеза и гармонии мира, стремлением объяснить все явления в области общественной жизни объективными законами природы. Социальную революцию он считал закономерным явлением исторического процесса, резким скачком вверх, который должен был привести к полному уничтожению всех государственных институтов и учреждений.















Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Анархизм как тип политического сознания – это основная часть анархического сознания (применительно к политико-правовой сфере), представляющая собой ценностно-негативно ориентированную, отрицательно «заряженную» по отношению к государству, законодательству и т. д. подсистему.
Политическая доктрина анархизма базируется на трех аксиомах: 1) неустранимости индивидуализма государства, 2) отрицании иерархической системы власти и 3) идее немедленного перехода к безгосударственному обществу.
Все концепции русского анархизма в той или иной степени следовали из тезиса о том, что государство, присвоив себе роль посредника во взаимоотношениях между людьми, устранила естественные, непосредственные общественные связи, основанные на «инстинкте солидарности».
Отсутствие глубокого научного анализа сущности государства было слабым местом философии анархизма. Эмоциональные обличения власти, «философская лирика» и интуитивный подход стали методологией анархической концепции.
Основой политической доктрины М. Бакунин является борьба с государственностью, ибо государство было для него источником всякого социального неравенства. Единственная форма революционной борьбы - немедленное всенародное восстание рабочих масс для разрушения государственного буржуазного строя и организация на его развалинах снизу вверх братского союза вольных производительных ассоциаций, общих и областных федераций, обнимающих людей всех языков и народностей.
Своеобразие анархисткой концепции П. Кропоткина определяется своей глубоко гуманистической направленностью, попытками синтеза и гармонии мира, стремлением объяснить все явления в области общественной жизни объективными законами природы. Социальную революцию он считал закономерным явлением исторического процесса, резким скачком вверх, который должен был привести к полному уничтожению всех государственных институтов и учреждений.






















Список литературы
Бакунин М. А. Избранные сочинения. Т.1. – М., 1926.
Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.
Замалеев А. Ф. Русская политология. – СПб., 1994.
Замалеев А. Ф. Учебник русской политологии. – СПб., 2001.
Канев С. Н. Революция и анархизм. - М., 1987.
Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. – 1990. - № 6.
Косичев А.Д. Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность. - М., 1964.
Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990.
Ленин В.И. Анархизм и социализм // Полное собрание сочинений. Т. 5.
Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. - М., 1989.
Мндоянц СА. Философия анархизма в России второй половины XIX – начала XX вв. - М., 1987.
Нерсесянц B. C. История политических учений - М., 1995.
Новгородцев П. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины. Сб. статей о русской революции. - М., 1990.
Пирумова Н.М. Социальная доктрина М. Бакунина. – М.,1990.
Трубецкой Е. Анархия и контрреволюция. - М., 1917.
Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России - М., 1994.
Франк С. Л. Крушение кумиров. - М., 1990.
Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. – 1990. - № 6. - С. 155.
2 Трубецкой Е. Н. Анархия и контрреволюция. - М., 1917. С. 4.
3 Новгородцев П. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины. Сб. статей о русской революции. - М., 1990. С. 211.
Франк С. Л. Крушение кумиров. - М., 1990. С. 129.
2 Бердяев НА. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. С. 117.
3 Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. - М., 1990. С. 280.

Цит. по: Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России - М., 1994. С. 27.
Там же. С. 30.
Ленин В.И. Анархизм и социализм // Полное собрание сочинений. Т. 5. С. 377.
Косичев А. Д. Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность. - М., 1964. С. 21.
Мндоянц СА. Философия анархизма в России второй половины XIX – начала XX вв. - М., 1987. С. 10.

Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. - М., 1989. С. 5.

Нерсесянц B. C. История политических учений - М., 1995. С. 224.

Канев С. Н. Революция и анархизм. - М., 1987. С. 34.

Бакунин М. А. Избранные сочинения. Т.1. – М., 1926. С. 45.
Замалеев А. Ф. Русская политология. – СПб., 1994. С. 108.
Замалеев А. Ф. Русская политология. – СПб., 1994. С. 109.

Замалеев А. Ф. Русская политология. – СПб., 1994. С. 110.


Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. - М., 1990. С. 280.
Замалеев А. Ф. Русская политология. – СПб., 1994. С. 110.

Цит. по: Замалеев А. Ф. Русская политология. – СПб., 1994. С. 110.
Замалеев А. Ф. Русская политология. – СПб., 1994. С. 111.

Замалеев А. Ф. Русская политология. – СПб., 1994. С. 111.













19

1.Бакунин М. А. Избранные сочинения. Т.1. – М., 1926.
2.Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.
3.Замалеев А. Ф. Русская политология. – СПб., 1994.
4.Замалеев А. Ф. Учебник русской политологии. – СПб., 2001.
5.Канев С. Н. Революция и анархизм. - М., 1987.
6.Кистяковский Б.А. Государство правовое и социалистическое // Вопросы философии. – 1990. - № 6.
7.Косичев А.Д. Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность. - М., 1964.
8.Кропоткин П. А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990.
9.Ленин В.И. Анархизм и социализм // Полное собрание сочинений. Т. 5.
10.Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания. Домарксистский период. - М., 1989.
11.Мндоянц СА. Философия анархизма в России второй половины XIX – начала XX вв. - М., 1987.
12.Нерсесянц B. C. История политических учений - М., 1995.
13.Новгородцев П. О путях и задачах русской интеллигенции // Из глубины. Сб. статей о русской революции. - М., 1990.
14.Пирумова Н.М. Социальная доктрина М. Бакунина. – М.,1990.
15.Трубецкой Е. Анархия и контрреволюция. - М., 1917.
16.Ударцев С. Ф. Политическая и правовая теория анархизма в России - М., 1994.
17.Франк С. Л. Крушение кумиров. - М., 1990.

Тридцать один

Тема 1. Предмет, метод, структура и функции социологии

Один из патриархов мировой социологии Роберт Мертон сказал: "Социология-это очень молодая наука об очень старого предмета". Более точно и не может сказать. То, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересованы в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описано общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первых социологов античности называют социальными философами.

Социология долгое время отождествлялась с философией, социальной. Одна из интерпретаций: "социология-это наука о законах и движущих сил развития общества". Социология, по сути, отождествлялась с историческим материализмом.

К. Маркс проанализировал процесс развития человечества и пришел к выводу, что гражданское общество рождается только на определенной стадии исторического процесса, К. Маркс определил гражданское общество как грань и ступень в развитии человеческого общества, которая охватывает "определенный общественный сервис, организация семьи, сословий или классов". По его словам, если взять определенное гражданское общество, можно получить определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества.

Долгое время в русской социологии объект социологии рассматривается общество в целом. Появление человека как гражданина связано лишь с определенным этапом развития общества. "Гражданское общество -- это совокупность исторически эти формы совместной жизни, определенных общечеловеческих ценностей, которыми руководствуются люди и каждый человек во всех сферах общества".

Долгое время больших различий между объектом и предметом социологии не было сделано, нужно было лет на разработку того, что объект науки-это ее линии объекта, которые определяют подлинную, сущностную ее сторону.

В начале 1990-х, были выдвинуты новые концепции, претендующие на глубокое понимание, описание и характеристику происходящих изменений в обществе.

Приобрели вес так называемые глобалисты - социологи. Они претендовали на то, чтобы объяснить все, что происходит в мире, геоэкономических, геополитических, транскультурных позиций. Ученые утверждают, необходимость изучения социального поля, социального пространства и логики их развития.

Социологи обращают особое внимание на человека, сознание к общественным изменениям не только как индивида, но и как члена определенной общественной группы, социального слоя, института. Кроме того, она обращает внимание на мотивы поведения человека в определенной общественной ситуации, потребностей, интересов, жизненной ориентации. Для социологии важно, статистика как индикатор, по которым можно судить о состоянии внутреннего мира людей. Это становится предметом изучения для социологии.

Узнать стоимость работы