Лечебно-оздоровительные работы и охранительно оздоровительный режим глухонемых.

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Психология
  • 88 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 19.12.2006
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Сурдопедагогика развивается на основе принципов общей педагогики. Исходя из психофизиологических и педагогических особенностей детей с недостатками слуха, сурдопедагогика разрабатывает систему специального воспитания и обучения, принципы организации специальных учебно-воспитательных учреждений. Специальное воспитание и обучение обеспечивает всестороннее развитие духовных и физических сил детей с недостатками слуха, вооружение их знаниями основ наук, подготовку к труду и жизни в среде слышащих. Сурдопедагогика тесно связана со смежными науками: психологией, отоларингологией, логопедией, физиологической акустикой, языкознанием, а также с электроникой и радиотехникой в связи с развитием и использованием остаточной слуховой функции учащихся. Сурдопедагогика включает в себя теорию воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста, история сурдопедагогики, частные методики по общеобразовательным предметам, сурдопсихологию.
Формирование устной речи осуществляется с помощью различных методов. При применении так называемого концентрического метода обучение разделяется как бы на две части — два концентра. В первом концентре дети овладевают семнадцатью основными фонемами, когда звонкие согласные заменяют глухими и, например, слово «дай» звучит как «тай». Во втором концентре путем тренировок приближенное произношение уточняется, и речь становится похожей на нормальную. При использовании коммуникативного метода устная речь формируется аналогично этому процессу у слышащих маленьких детей. В основе метода лежит механизм подражания. При использовании этого метода в дальнейшем дети с аномалиями слуха учатся вместе со слышащими детьми. Ряд зарубежных специалистов рекомендует применять метод тотальной коммуникации, представляющий собой сочетание жестовой, дактильной, устной и письменной речи. Использование любой методики основано на обязательном широком применении звукоусиливающей аппаратуры. Дети с аномалиями слуха, приобретшие навыки устной речи, для сохранения этих навыков в дальнейшем должны обязательно учиться вместе с нормально слышащими детьми. Отечественная и зарубежная практики убеждает в том, что в итоге акупаты овладевают полноценной речью и могут в дальнейшем продолжать образование в средней и высшей школе.
Обучение проводится в школах для глухих и слабослышащих детей сурдопедагогами; внеклассной работой занимаются воспитатели. Результаты обучения тем успешнее, чем раньше выявлена аномалия слуха у ребенка; кроме того, они зависят от правильного подбора и настройки в оптимальном режиме работы звукоусиливающих средств, тщательного наблюдения за продолжительностью и уровнем акустического воздействия. Обеспечение этих мер контролируют оториноларинголог и сурдопедагог детского учреждения. Также рекомендуется проводить занятия с глухонемыми детьми по музыкально-ритмическому воспитанию, сценическому мастерству, изобразительному искусству и языку жестов для учащихся средних учебных заведений, лишенных слуха. Лечебно-оздоровительный режим заключается в соблюдении режима труда и отдыха для детей с нарушениями слуха и речи, режима дня, режима питания и обучения, двигательной активности, по возможности необходимо организовывать летний отдых для детей на российских и заграничных курортах, специализирующихся на реабилитации детей с нарушениями слуха и речи.


Литература
Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников, М., 1971. – 132 с.
Бадалян Л.О. Детская неврология. –М.,1984. –190 с.
Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 1987. – 141 с.
Тимохин В.П. Сурдопедагогика. – М., 1985. – 212 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. – М., 1986. – 175 с.
Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988. – 278 с.
Смирнов С.Д. Курс «Гуманистические традиции образования». М., 1996. – 32 с.

1.Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников, М., 1971. – 132 с.
2.Бадалян Л.О. Детская неврология. –М.,1984. –190 с.
3.Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М., 1987. – 141 с.
4.Тимохин В.П. Сурдопедагогика. – М., 1985. – 212 с.
5.Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. – М., 1986. – 175 с.
6.Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988. – 278 с.
7.Смирнов С.Д. Курс «Гуманистические традиции образования». М., 1996. – 32 с.


Вопрос-ответ:

Какие основные принципы взаимодействия сурдопедагогики и общей педагогики?

Основные принципы взаимодействия сурдопедагогики и общей педагогики заключаются в том, что сурдопедагогика развивается на основе принципов общей педагогики. Это означает, что сурдопедагогические методики и программы строятся исходя из общепедагогических принципов, таких как индивидуализация обучения, активное взаимодействие, дифференциация и адаптация обучения к потребностям каждого ученика.

Какие психофизиологические и педагогические особенности у детей с недостатками слуха?

Дети с недостатками слуха имеют свои психофизиологические и педагогические особенности. В психофизиологическом аспекте они испытывают затруднения в восприятии речи и звукового окружения, что оказывает влияние на их развитие речи, коммуникативных навыков и социальной адаптации. В педагогическом аспекте дети с недостатками слуха нуждаются в специальных методиках обучения и подходах, чтобы эффективно развивать их речевую и когнитивную сферу, а также учитывать их индивидуальные потребности и особенности.

Что включает в себя система специального воспитания и обучения в сурдопедагогике?

Система специального воспитания и обучения в сурдопедагогике включает в себя комплексную работу по развитию речи, языка, познавательных способностей и социальной адаптации детей с недостатками слуха. Она основана на специальных методиках и программных подходах, таких как методика знакового языка, развитие речи через визуальные подсказки, использование специализированных обучающих материалов и средств обучения. Также в систему входят мероприятия по оздоровлению и социализации детей, чтобы обеспечить их полноценное развитие и успешную адаптацию в обществе.

Какие принципы основополагающие для развития сурдопедагогики?

Основополагающими принципами сурдопедагогики являются принципы общей педагогики. Это индивидуализация, дифференциация, активизация, наглядность, поэтапность, систематичность и др.

Какие особенности в педагогическом процессе у детей с недостатками слуха?

Дети с недостатками слуха имеют свои особенности, такие как трудности в восприятии и воспроизведении речи, затруднения в общении, нарушение пространственного восприятия. В педагогическом процессе необходимо учесть эти особенности и организовать специальное воспитание и обучение, учитывающее индивидуальные потребности каждого ребенка.

Какие принципы организации специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с недостатками слуха?

Принципы организации специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с недостатками слуха включают индивидуализацию обучения и воспитания, создание специальных условий для развития речи и коммуникации, использование сенсорных и компенсаторных методов обучения, сотрудничество с родителями и другими специалистами, оценку и коррекцию результатов обучения.

Что обеспечивает специальное воспитание и обучение детей с недостатками слуха?

Специальное воспитание и обучение детей с недостатками слуха обеспечивает всестороннее развитие их духовных и физических сил. Оно помогает развить речь и коммуникативные навыки, улучшить понимание и практическое использование знаний, развить творческие способности и навыки самостоятельной деятельности.

Что такое лечебно-оздоровительные работы и как они проводятся?

Лечебно-оздоровительные работы включают комплекс мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физической формы детей с недостатками слуха. Они проводятся с помощью физических упражнений, массажа, гимнастики, игровых и спортивных занятий, режимных мероприятий, таких как закаливание и гигиенические процедуры.