Вам нужна курсовая работа?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Курсовую работу
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи младших школьников с нарушением интеллекта (школы 8 вида)

  • 31 страница
  • 25 источников
  • Добавлена 27.12.2006
246 руб. 820 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Проблема развития фонетико – фонематического строя у детей с нарушениями интеллекта
1.1. Особенности формирования и развития фонетико – фонематического строя речи в норме
1.1.2. Характеристика фонетико – фонематической стороны речи
1.1.2. Формирование фонетико – фонематической стороны речи у детей в норме
1.2. Особенности формирования и развития фонетико – фонематического строя речи детей с нарушением интеллекта
1.2.1. Характеристика дефекта
1.2.2. Развитие фонетико – фонематической системы у детей с нарушением интеллекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

Искажения слоговой структуры слова проявляются, только начиная с 3—5 сложных слов, чаще в словах со стечением согласных. Многосложные слова, хорошо знакомые детям и часто употребляемые, реже искажаются, чем слова, мало знакомые и редко употребляемые.
Одной из важнейших задач обучения родному языку у учащихся вспомогательной школы является формирование у них навыков грамотного письма. Это составляет материальную основу письменной речи, без которой невозможен процесс успешного обучения. Однако многие умственно отсталые дети с трудом овладевают навыком письма. Это показывают исследования Г. Я. Трошина, М. Ф. Гнездилова, М. А. Савченко, В. В. Воронковой и др.
Одной из распространенных ошибок в овладении письмом Е. Ф. Соботович и Е. М. Гопиченко называют фонетические ошибки. Исследования авторов выделили три наиболее часто встречающихся ошибок на письме у детей с нарушениями интеллекта.
1 группа ошибок – замены букв на письме, соответствующих звукам, близким по своим акустико – артикуляционным признакам. Эти замены имеют место внутри следующих фонетических групп: глухих и звонких, свистящих и шипящих, твердых и мягких.
2 группа ошибок – пропуски, вставки, перестановки букв. Это обусловлено тем, что у детей с нарушением интеллекта является несформированным анализ на уровне внутреннего плана и осуществляется с опорой на внешние средства.
3 группа ошибок – замены, вставки, пропуски букв, обусловленные позицией звуков в слове и влиянием звуков друг на друга, так называемые позиционные ошибки.
Проведенное исследование Е. Ф. Соботович показало, что ошибки на письме у детей с нарушениями интеллекта связаны с недостаточностью формирования фонематического анализа слова.
Помимо нарушений письма, у детей с умственной отсталостью встречаются и нарушения чтения. В связи с недоразвитием фонетико – фонематической стороны речи у данной группы детей Р. И. Лалаева выделяет фонематическую дислексию, вызванную недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза. В связи с этим фонематические дислексии подразделяются на две подгруппы.
Нарушения чтения, связанные с недоразвитием слуховой дифференциации фонем, т.е. с неточным различением звуков речи. Многие умственно отсталые школьники с трудом дифференцируют звуки, сходные акустически и артикулярно. Наиболее сложными для дифференциации являются такие пары звуков: звонкие и глухие, твердые и мягкие, а также ц — с, ч— щ, ч— т', ш — щ. Особенно часто дети затрудняются в дифференциации свистящих и шипящих звуков. В процессе чтения у этих детей обнаруживаются трудности в усвоении и различении соответствующих букв, что проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически сходные звуки.
Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, которые проявляются в побуквенном чтении, искажении звуковой структуры слова (вставки, пропуски, перестановки звуков), трудностях чтения обратного слога. Например: рука — "р, у, к, а", утка — "ту-ка", кукла— "ку-ла", осталась— "сотала", кормила — "коромила". Недоразвитие фонематического анализа и синтеза может быть различной степени выраженности. Чаще всего у детей с нарушениями чтения оказывается несформированным самый сложный вид фонематического анализа: определение количества, последовательности и места звуков в слове.
Таким образом, нарушение фонетико – фонематической системы является особенностью речевого развития у младших школьников с нарушением интеллекта в целом. Нарушения данной системы отражается на качестве овладения школьниками письмом и чтением, являющимися основой в успешном обучении в школе. Поэтому своевременная диагностика фонетико – фонематической системы обеспечивает эффективную коррекционную помощь в преодолении имеющихся недостатков. При этом, специалисту – логопеду, а также педагогам, работающим над преодолением недостатков, важно создавать условия, благоприятные для речевого развития детей. Так, Е. М. Матвеева предлагает создание следующих условий, создающих положительную мотивацию к учению:
- опора на положительное,
- создание на уроке благоприятной психологической атмосферы, обогащающей эмоционально- чувственную сферу ребенка,
- хорошее знание своих учеников, внимательное отношение к ним,
-создание на уроке загадочного увлекательного мира, для зарождения познавательных и социальных мотивов.
В настоящее время создаются коррекционные программы по преодолению фонетико – фонематического недоразвития, в том числе и у детей с нарушениями интеллекта. Так, Л. М. Козыревой создан блок методических разработок по коррекции и развитию фонематической системы речи. Подобные разработки формируют навыки слогового чтения у детей, а также создают положительную мотивацию к учению.
Таким образом, своевременная коррекционно – развивающая помощь в преодолении фонетико – фонематических недостатков является важным шагом в овладении младшими школьниками с умственной отсталостью процессами чтения и письма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основными структурными компонентами речи являются звуковой состав, словари и грамматический строй. Формирование речи начинается с развития ее звукового состава, фонетики. Однако все речевое развитие ребенка четко прослеживает взаимодействие всех ее компонентов.
Фонетико – фонематический строй речи включает в себя два компонента: фонематический слух и фонематическое восприятие, которые в норме формируются на ранних этапах развития речи. Фонематическое восприятие предполагает фонематический анализ и синтез звуков речи. Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.
Первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребенок не умеет и к концу дошкольного возраста. Речевое общение не ставит перед ребенком задач, в процессе решения которых развивались бы эти более высокие формы анализа. Поэтому ребенок пяти-шести лет затрудняется дать анализ простейших слов, содержащих, например, три звука (мак, сыр, дом, кит). Овладение фонетическим строением языка заканчивается у разных детей в разное время: есть дети, говорящие вполне правильно к 3-м годам, у других те или иные недостатки наблюдаются ещё в возрасте 6-7 лет.
Таким образом, овладение фонетико – фонематическим строем речи важно для детей дошкольного возраста. Эта необходимость обусловлена тем, что в младшем школьном возрасте ребенок овладевает такими процессами как чтение и письмо. Поэтому своевременное формирование фонетико – фонематической стороны речи является важной предпосылкой для становления письменной речи школьников.
Развитие речи у детей с нарушением интеллекта значительно отличается от нормы. Первые малочисленные слова, неточно произносимые, появляются у умственно отсталых в 2-3 года, а иногда и позже. Старшие дошкольники с трудом пользуются речевым общением. Речь детей, уже в школьном возрасте характеризуется бедным словарным запасом, нарушением грамматического строя.
Недоразвитие фонетико – фонематической системы у детей с нарушениями интеллекта проявляется в процессе произношения, а также в овладении письменной речью. У умственно отсталых чаще нарушаются артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, звуки л-л', р-р'. Для детей с нарушением интеллекта характерны замены звуков, а также их смешения. Кроме того, встречаются нарушения звуко – слоговой структуры, которые проявляются в нарушениях количества последовательности слогов, а также структуры отдельного слога.
Одной из распространенных ошибок в овладении письмом умственно отсталыми школьниками являются фонетические ошибки: замены, вставки, пропуски букв и т.д. В процессе чтения умственно отсталые школьники также допускают ошибки. Многие умственно отсталые школьники с трудом дифференцируют звуки, сходные акустически и артикулярно. Наиболее сложными для дифференциации являются такие пары звуков: звонкие и глухие, твердые и мягкие, а также ц — с, ч— щ, ч— т', ш — щ. Встречаются побуквенное чтение, искажение звуковой структуры слова (вставки, пропуски, перестановки звуков), трудности чтения обратного слога.
Таким образом, нарушение фонетико – фонематической системы является особенностью речевого развития у младших школьников с нарушением интеллекта в целом. Нарушения данной системы отражается на качестве овладения школьниками письмом и чтением, являющимися основой в успешном обучении в школе.
ЛИТЕРАТУРА
Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999
Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа. – 2001. - № 11. - с. 41-46
Жукова О. С., Балобанова В. П. Малыш учится говорить. – СПб.: Нева, 2005. – 96 с.
Иванова А. И. Становление функций речи в онтогенезе // Логопед. – 2006. - №3. – С. 24-31
Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет. – М.: Гном и Д, 2006
Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Академия, 1998. – 141 с.
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997
Костенкова Ю. А., Триггер Р. Д., Шевченко С. Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная пресса, 2004
Лалаева Р. И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Логопедия. – 2005. - №1. – С. 5-11
Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004. – 223 с.
Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001. – 224 с.
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 2005. – 288 с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Макарова Н. В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: Каро, 2004. – 48 с.
Матвеева Е. М. Коррекционно – логопедическая работа в школе – интернате VIII вида. // Логопед. – 2006. - №1. – С. 88
Основы логопедической работы с детьми /Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./ М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
Основы специальной психологии. / Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с
Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с
Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М.: Владос, 1995
Соботович Е. Ф., Гопиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся //Логопедия: Методическое наследие./ Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2003. – 304 с.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. — 223 с.


Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с. С. 382
Лалаева Р. И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Логопедия. – 2005. - №1. – С. 5-11
Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с. С. 397
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 2005. – 288 с. С. 127
Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 2005. – 288 с. С. 131
Основы логопедической работы с детьми /Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с. С. 51
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. — 223 с. С. 30
там же
Основы логопедической работы с детьми /Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с. С. 51
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с. С. 324
Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./ М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с. С. 29
Иванова А. И. Становление функций речи в онтогенезе // Логопед. – 2006. - №3. – С. 24-31
Макарова Н. В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: Каро, 2004. – 48 с.
Иванова А. И. Становление функций речи в онтогенезе // Логопед. – 2006. - №3. – С. 24-31
Жукова О. С., Балобанова В. П. Малыш учится говорить. – СПб.: Нева, 2005. – С. 8
Макарова Н. В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: Каро, 2004. – 48 с. С. 20
там же
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб, 1997
Костенкова Ю. А., Триггер Р. Д., Шевченко С. Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная пресса, 2004. С. 43
Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001
Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001. С. 263
Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб, 1997. С. 14
Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа. – 2001. - № 11. - с. 41-46

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. -М.: Владос, 1995
Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 81
там же. С. 77
Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Академия, 1998. – 141 с. С. 78
Основы специальной психологии. / Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с. С. 69
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. С. 512
там же
Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977
Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004. – 223 с. С. 12
там же
Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004. – 223 с. С. 13
Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Соботович Е. Ф., Гопиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся //Логопедия: Методическое наследие./ Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2003. – 304 с. С. 224
Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004. – 223 с. С. 97
Матвеева Е. М. Коррекционно – логопедическая работа в школе – интернате VIII вида. // Логопед. – 2006. - №1. – С. 88
Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет. – М.: Гном и Д, 2006












2

ЛИТЕРАТУРА
1.Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 216 с.
2.Выготский Л. С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999
3.Жовницкая О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников// Начальная школа. – 2001. - № 11. - с. 41-46
4.Жукова О. С., Балобанова В. П. Малыш учится говорить. – СПб.: Нева, 2005. – 96 с.
5.Иванова А. И. Становление функций речи в онтогенезе // Логопед. – 2006. - №3. – С. 24-31
6.Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет. – М.: Гном и Д, 2006
7.Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Академия, 1998. – 141 с.
8.Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «МиМ», 1997
9.Костенкова Ю. А., Триггер Р. Д., Шевченко С. Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная пресса, 2004
10.Лалаева Р. И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Логопедия. – 2005. - №1. – С. 5-11
11.Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004. – 223 с.
12.Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001. – 224 с.
13.Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. – М.: Смысл, 2005. – 288 с.
14.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
15.Макарова Н. В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: Каро, 2004. – 48 с.
16.Матвеева Е. М. Коррекционно – логопедическая работа в школе – интернате VIII вида. // Логопед. – 2006. - №1. – С. 88
17.Основы логопедической работы с детьми /Под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002. – 240 с.
18.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению./ М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
19.Основы специальной психологии. / Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с
20.Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с
21.Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977
22.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
23.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. - М.: Владос, 1995
24.Соботович Е. Ф., Гопиченко Е. М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся //Логопедия: Методическое наследие./ Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2003. – 304 с.
25.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. — 223 с.

Опубликовано

Опубликовано

Нарушения письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Выпускной квалификационной работы

Содержание

Введение

Глава 1. Особенности нарушений устной и письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью

1.1 Этиология интеллектуальной недостаточности

1.2 Особенности развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью

1.3 Особенности нарушений речи детей с интеллектуальной недостаточностью

1.4 Особенности нарушений письма у учащихся с нарушением интеллектуальной. Классификация дисграфий

Глава 2. Экспериментальное исследование детей с нарушениями письма

2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента

2.2 Содержание программы изучения уровня формирования устной и письменной речи детей с интеллектуальной недостаточностью

2.3 Анализ экспериментальных данных

Глава 3. Система коррекционной логопедической работы по устранению нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

3.1 Теоретическое обоснование и принципы логопедического воздействия

3.2. Программа коррекционно-логопедической работы по устранению нарушений письма

3.3 контрольный эксперимент

Вывод

библиография

Приложение

Введение

В отечественной логопедии процесс формирования письма традиционно рассматривается в рамках единого процесса языкового развития ребенка.

P. E. Левина [24], утверждать, что весь путь овладения речью формирует у учащихся определенный опыт единства синтетической деятельности как в звуковой сфере, так и в сфере морфологических обобщений, которые составляют важнейшее условие готовности ребенка к усвоению грамматики письма. Признание того, что нарушения письма вторичны по отношению к расстройствам устной речи, позволило связать специфические проявления трудностей освоения письма в основном с несформированностью фонологического уровня языка и нарушением фонетического принципа русского письма. В данном случае, учащихся младшего школьного возраста с нарушением письма отмечалось наличие более или менее глубоких отклонений в анализаторной деятельности (главным образом речедвигательной или речеслуховой), вследствие чего школьники с трудом овладевали звуковым анализом в период первоначального обучения в школе.

Узнать стоимость работы