Сенсорное воспитание детей с нарушением речи

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 1616 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 22.03.2007
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Значение сенсорного воспитания детей
2. Особенности сенсорного развития детей с нарушениями речи
3. Особенности сенсорного воспитания детей с нарушениями речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

В играх формируются произвольность поведения, творчество, речевые, сенсомоторные навыки. Темы познавательных занятий в сенсорной комнате соответствуют программным требованиям. Основным мотивом усвоения является интерес, удовольствие, радость, эмоции.
В качестве методов ознакомления детей с нарушениями развития с различными свойствами предметов используются:
I. Задания на выполнение предметных действий:
1. Раскладывание предметов на группы в зависимости от их величины, формы, цвета. Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета.
2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Цель обучения — выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов.
II. продуктивные действия.
1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием. Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца.
2. Рисование красками. Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов.
В ходе обучения детей выполнению заданий используются названия величин, форм, цветовых тонов, но, как уже отмечалось, от детей не требуется их повторение и активное воспроизведение.
Т. А. Воробьева предлагает в качестве средства развития сенсорной системы детей с речевой патологией использовать игры и упражнения с мячом. Это обусловлено значением игр с мячом в развитии произвольности, моторики, мышечной силы глазомера и т.д.
В сенсорном воспитании детей большое значение имеет обучение способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.
Таким образом, сенсорное воспитание детей с нарушениями речи способствует не только развитию сенсорных систем, обогащению сенсорного опыта ребенка, но и развивает умственные способности детей, обогащает интеллектуальный потенциал. Все это участвует в коррекции имеющихся речевых нарушений детей с данной патологией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обогащение сенсорных представлений осуществляется в первую очередь за счет процессов ощущения и восприятия. Дети с расстройством речи имеют специфику познавательной сферы, в том числе и особенности развития ощущений и восприятия. Это обусловлено, в первую очередь, особенностями дефекта.
Для детей с ОНР характерны недифференцированность, фрагментарность и иные нарушения представлений, что отрицательно влияет на развитие познавательной деятельности и речи. У ребенка с ОНР наблюдается неполное, а иногда и искаженное отражение внешнего мира, обедняется круг представлений, снижается фонематический слух.
У детей с нарушениями речи наблюдаются специфическое развитии сенсорных систем, что обуславливает необходимость изучения и развития сенсорной сферы.
В качестве методов ознакомления детей с нарушениями развития с различными свойствами предметов используются: задания на выполнение предметных действий, размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах, формирование продуктивных действий. В сенсорном воспитании детей большое значение имеет обучение способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.
Таким образом, сенсорное воспитание детей с нарушениями речи способствует обогащению сенсорных представлений ребенка, а главное благоприятно влияет на речевое и умственное развитие детей.

ЛИТЕРАТУРА
Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О.Н. Фигередо Э. Л. Сравнительное психолого – педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991
Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М.: Просвещение, 1988
Воробьева Т. А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушениями речи. // Дошкольная педагогика. – 2006. - №3. – С. 38-39
Воронова А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией. //Дефектология. – 1993. - №1
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб.: Детство – пресс, 2005. 244 с.
Калягин В. А. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно – развивающая программа. – М.: Школьная пресса, 2004. – 32 с.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
Неволина Н. Н. Сенсомоторное развитие детей 5 – 7 лет С ОНР. // Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – С. 33-35
Основы специальной психологии /Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с
Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1983

Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. С. 212

Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1983
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб.: Детство – пресс, 2005. 244 с.
Неволина Н. Н. Сенсомоторное развитие детей 5 – 7 лет С ОНР. // Дошкольная педагогика. – 2007. - №1
Калягин В. А. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с. С. 93
Основы специальной психологии /Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с. С. 241
Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О.Н. Фигередо Э. Л. Сравнительное психолого – педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991
Воронова А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией. //Дефектология. – 1993. - №1
Калягин В. А. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с. С. 94
Неволина Н. Н. Сенсомоторное развитие детей 5 – 7 лет С ОНР. // Дошкольная педагогика. – 2007. - №1
Неволина Н. Н. Сенсомоторное развитие детей 5 – 7 лет С ОНР. // Дошкольная педагогика. – 2007. - №1

Воробьева Т. А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушениями речи. // Дошкольная педагогика. – 2006. - №3. – С. 38-39
Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно – развивающая программа. – М.: Школьная пресса, 2004. – 32 с.












2


ЛИТЕРАТУРА
1.Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О.Н. Фигередо Э. Л. Сравнительное психолого – педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991
2.Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М.: Просвещение, 1988
3.Воробьева Т. А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушениями речи. // Дошкольная педагогика. – 2006. - №3. – С. 38-39
4.Воронова А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией. //Дефектология. – 1993. - №1
5.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб.: Детство – пресс, 2005. 244 с.
6.Калягин В. А. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
7.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
8.Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно – развивающая программа. – М.: Школьная пресса, 2004. – 32 с.
9.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
10.Неволина Н. Н. Сенсомоторное развитие детей 5 – 7 лет С ОНР. // Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – С. 33-35
11.Основы специальной психологии /Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с
12.Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1983

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет сенсорное воспитание детей с нарушением речи?

Сенсорное воспитание детей с нарушением речи имеет огромное значение, так как оно способствует развитию сенсорных навыков, улучшению восприятия и обработки информации из окружающей среды. Это позволяет детям лучше понимать мир и развивать свои коммуникативные и речевые навыки.

Какие особенности сенсорного развития могут наблюдаться у детей с нарушениями речи?

У детей с нарушениями речи могут наблюдаться особенности в сенсорном развитии, такие как нарушение тактильной и зрительной чувствительности, проблемы с координацией движений, трудности с моторикой и грубой моторикой. Это может влиять на общее развитие ребенка и способность к связной и понятной речи.

Какие особенности сенсорного воспитания детей с нарушениями речи можно выделить?

Сенсорное воспитание детей с нарушениями речи имеет свои особенности. Во-первых, игры и занятия в сенсорной комнате способствуют формированию произвольности поведения, творчества, а также развитию речевых и сенсомоторных навыков. Во-вторых, темы познавательных занятий в сенсорной комнате соответствуют программным требованиям для детей с нарушениями речи. В-третьих, основным мотивом усвоения является интерес, удовольствие, радость и эмоции, что способствует более эффективному обучению и развитию ребенка.

Что может быть использовано в качестве методов сенсорного воспитания детей с нарушениями речи?

В качестве методов сенсорного воспитания детей с нарушениями речи могут быть использованы игры и упражнения, направленные на развитие тактильной и зрительной чувствительности, моторики и координации движений. Также могут быть использованы специально созданные сенсорные комнаты с различными стимуляторами и материалами, которые помогут ребенку лучше воспринимать и обрабатывать информацию из окружающей среды.

Для чего нужно сенсорное воспитание детей с нарушением речи?

Сенсорное воспитание детей с нарушением речи помогает развивать их сенсорные навыки, улучшает концентрацию внимания, способствует формированию мелкой моторики и координации движений, а также развивает речевые способности.

Какие особенности сенсорного развития у детей с нарушениями речи?

У детей с нарушениями речи сенсорное развитие обычно отстает от нормы. Они могут иметь проблемы с осязанием, слухом, зрением, вестибулярным аппаратом. Также у них часто наблюдается нарушение координации движений и недостаточная развитость мелкой моторики.

Какие методы используются в сенсорном воспитании детей с нарушением речи?

В сенсорном воспитании детей с нарушениями речи используются различные методы, такие как игры, упражнения на развитие сенсомоторных навыков, массаж и терапия вибрацией, работа с различными материалами и предметами, а также специальные упражнения для развития речевых способностей.

Какие темы познавательных занятий используются в сенсорной комнате для детей с нарушениями речи?

Темы познавательных занятий в сенсорной комнате для детей с нарушениями речи соответствуют программным требованиям и направлены на развитие всех сенсорных систем (зрение, слух, осязание, вестибулярный аппарат и пр.), а также на развитие речи и моторики.