Вам нужен реферат?
Интересует Педагогика?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Сенсорное воспитание детей с нарушением речи

  • 16 страниц
  • 12 источников
  • Добавлена 22.03.2007
180 руб. 360 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Значение сенсорного воспитания детей
2. Особенности сенсорного развития детей с нарушениями речи
3. Особенности сенсорного воспитания детей с нарушениями речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Фрагмент для ознакомления

В играх формируются произвольность поведения, творчество, речевые, сенсомоторные навыки. Темы познавательных занятий в сенсорной комнате соответствуют программным требованиям. Основным мотивом усвоения является интерес, удовольствие, радость, эмоции.
В качестве методов ознакомления детей с нарушениями развития с различными свойствами предметов используются:
I. Задания на выполнение предметных действий:
1. Раскладывание предметов на группы в зависимости от их величины, формы, цвета. Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета.
2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Цель обучения — выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов.
II. продуктивные действия.
1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в сочетании со словесным заданием. Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет, форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца.
2. Рисование красками. Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов.
В ходе обучения детей выполнению заданий используются названия величин, форм, цветовых тонов, но, как уже отмечалось, от детей не требуется их повторение и активное воспроизведение.
Т. А. Воробьева предлагает в качестве средства развития сенсорной системы детей с речевой патологией использовать игры и упражнения с мячом. Это обусловлено значением игр с мячом в развитии произвольности, моторики, мышечной силы глазомера и т.д.
В сенсорном воспитании детей большое значение имеет обучение способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.
Таким образом, сенсорное воспитание детей с нарушениями речи способствует не только развитию сенсорных систем, обогащению сенсорного опыта ребенка, но и развивает умственные способности детей, обогащает интеллектуальный потенциал. Все это участвует в коррекции имеющихся речевых нарушений детей с данной патологией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обогащение сенсорных представлений осуществляется в первую очередь за счет процессов ощущения и восприятия. Дети с расстройством речи имеют специфику познавательной сферы, в том числе и особенности развития ощущений и восприятия. Это обусловлено, в первую очередь, особенностями дефекта.
Для детей с ОНР характерны недифференцированность, фрагментарность и иные нарушения представлений, что отрицательно влияет на развитие познавательной деятельности и речи. У ребенка с ОНР наблюдается неполное, а иногда и искаженное отражение внешнего мира, обедняется круг представлений, снижается фонематический слух.
У детей с нарушениями речи наблюдаются специфическое развитии сенсорных систем, что обуславливает необходимость изучения и развития сенсорной сферы.
В качестве методов ознакомления детей с нарушениями развития с различными свойствами предметов используются: задания на выполнение предметных действий, размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах, формирование продуктивных действий. В сенсорном воспитании детей большое значение имеет обучение способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.
Таким образом, сенсорное воспитание детей с нарушениями речи способствует обогащению сенсорных представлений ребенка, а главное благоприятно влияет на речевое и умственное развитие детей.

ЛИТЕРАТУРА
Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О.Н. Фигередо Э. Л. Сравнительное психолого – педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991
Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М.: Просвещение, 1988
Воробьева Т. А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушениями речи. // Дошкольная педагогика. – 2006. - №3. – С. 38-39
Воронова А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией. //Дефектология. – 1993. - №1
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб.: Детство – пресс, 2005. 244 с.
Калягин В. А. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно – развивающая программа. – М.: Школьная пресса, 2004. – 32 с.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
Неволина Н. Н. Сенсомоторное развитие детей 5 – 7 лет С ОНР. // Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – С. 33-35
Основы специальной психологии /Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с
Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1983

Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. С. 212

Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1983
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб.: Детство – пресс, 2005. 244 с.
Неволина Н. Н. Сенсомоторное развитие детей 5 – 7 лет С ОНР. // Дошкольная педагогика. – 2007. - №1
Калягин В. А. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с. С. 93
Основы специальной психологии /Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с. С. 241
Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О.Н. Фигередо Э. Л. Сравнительное психолого – педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991
Воронова А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией. //Дефектология. – 1993. - №1
Калягин В. А. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с. С. 94
Неволина Н. Н. Сенсомоторное развитие детей 5 – 7 лет С ОНР. // Дошкольная педагогика. – 2007. - №1
Неволина Н. Н. Сенсомоторное развитие детей 5 – 7 лет С ОНР. // Дошкольная педагогика. – 2007. - №1

Воробьева Т. А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушениями речи. // Дошкольная педагогика. – 2006. - №3. – С. 38-39
Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно – развивающая программа. – М.: Школьная пресса, 2004. – 32 с.












2


ЛИТЕРАТУРА
1.Белякова Л. И., Гаркуша Ю. Ф., Усанова О.Н. Фигередо Э. Л. Сравнительное психолого – педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991
2.Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М.: Просвещение, 1988
3.Воробьева Т. А. Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушениями речи. // Дошкольная педагогика. – 2006. - №3. – С. 38-39
4.Воронова А. П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией. //Дефектология. – 1993. - №1
5.Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб.: Детство – пресс, 2005. 244 с.
6.Калягин В. А. Логопсихология. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
7.Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
8.Лебедева А. Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно – развивающая программа. – М.: Школьная пресса, 2004. – 32 с.
9.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
10.Неволина Н. Н. Сенсомоторное развитие детей 5 – 7 лет С ОНР. // Дошкольная педагогика. – 2007. - №1. – С. 33-35
11.Основы специальной психологии /Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 480 с
12.Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1983

Сенсорное совершенствование детей с нарушением речи

Введение

Сенсорное развитие-это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве; развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение их "конструировать" предметами, знаками, словами [24]. Именно ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Значение сенсорного развития несомненно: с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.

Сенсорное воспитание, направленные на формирование полного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успех психического, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающие.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Баенская E. P. под названием ранний возраст "золотой порой" сенсорного воспитания [6].

Исследования в области сенсорного развития ребенка дошкольного возраста уделяли многие ученые (Б., Ананьев [1], M. E. Бернадская и И. В. Блинникова [11], A. V. Запорожец [14], О., Солнцева [11] и mn. и др.). В отечественной педагогике систему сенсорного воспитания разрабатывали Л. А. Венгер и Н. Б. Венгер [7], E., Пилюгина [29], A. P. Усова [36], и др. Разработка этой системы неразрывно связана с созданием теории восприятия в психологии Б. Ананьевым [2], Л. Выготским [9], Л. Венгером [7], А. Н. Леонтьевым [21] и др.

Актуальность исследования не вызывает сомнений. На сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного развития ребенка в связи с тем, что в последние годы, как указывает, А. Урунтаева [35], подавляющее число детей с функцией ограниченными возможностями учатся в общеобразовательной школе и с каждым годом число таких детей растет. Дети с речи патологии, в том числе совместно с недоразвитием речи, как правило, имеют трудности в обучении, так как на основе речи и смысловой единицы слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. На огромное значение речи для сенсорного развития и развития мышления и формирования личности неоднократно, - подчеркнул Л. с. Выготский [9].

Узнать стоимость работы