Статистика динамики внешнего долга РФ и его регтруктуризация

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Статистика
  • 3030 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 30.12.2006
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Сущность государственного долга
1.1. Понятие государственного долга
1.2. Причины появления государственного долга
2. Современное состояние внутреннего и внешнего долга РФ
2.1. Государственный внутренний долг
2.2. Государственный внешний долг
3. Пути урегулирования государственного долга
Заключение
Список литературы


Фрагмент для ознакомления

Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.
В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор способов ее проведения: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация, использование облигаций Брейди.
Рефинансирование - это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования госдолга: замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.
Другой способ - выкуп долга. В случаях когда государства-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во-первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во-вторых, нарушается принцип равенства кредиторов. Процентные ставки, которые платит Россия по обслуживанию внешнего государственного долга, составляют от 7 до 13%, что в 3-4 раза дороже, чем для развитых стран Европы.
Благоприятная экономическая ситуация для выкупа внешнего государственного долга сложилась в Российской Федерации в связи с ростом цен на углеводородное сырье на международном рынке. Это позволило России сформировать Стабилизационный фонд, который на начало 2006 г. достигает величины 1 трлн. долл. Переговоры с членами Парижского клуба кредиторов, долг перед которыми на 1 января 2005 г. составил 43,1 млрд. долл., или почти 40% общего внешнего государственного долга, завершились договоренностью, что Российская Федерация досрочно выплатит по номиналу 15 млрд. долл. По расчетам Минфина РФ, только в 2005 г. страна сэкономит на процентах 400 млн. долл., а до 2020 г. - почти 6 млрд. долл.
Секьюритизация долга - переоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации -эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации - средне- и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.
К началу 1990-х гг. в международной практике сложилась достаточно действенная система реструктуризации внешней задолженности, предложенная для урегулирования долговых обязательств развивающихся стран министром финансов США Н. Брейди, - "план Брейди". На тот период рынки ценных бумаг развивающихся стран характеризовались весьма низкой ликвидностью - 25-40% номинала. В результате переговоров должников с кредиторами в 1990-1994 гг. был осуществлен выпуск облигаций Брейди на общую сумму около 100 млрд. долл. Они являются государственными облигациями, эмитированными в обмен на государственный долг перед коммерческими банками. В международной практике используют следующие виды облигаций Брейди: паритетные (с уменьшенными процентами); дисконтные (с уменьшенной основной суммой долга); ступенчатые (с более низкими первоначальными ставками); долговые конверсионные (новых займов), новые долговые; процентные; капитализированные.
Приведенные методы управления государственным долгом в своей основе базируются на переговорном процессе. Они относятся к рыночным методам управления государственным долгом и широко используются развитыми странами и международными финансовыми организациями. Наряду с рыночными мировая практика использует и внерыночные (административные) методы управления на основе одностороннего принятия эмитентом управленческого решения по долговым обязательствам. К административным методам относятся конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание, аннулирование долга.
Конверсия - изменение доходности займов в интересах должника путем понижения процента, применения иного способа погашения долга в целях снижения расходов заемщика на погашение и обслуживание государственного долга. Наиболее распространенными видами ее являются: обмен на долговые обязательства третьих стран; погашение долга товарными поставками; обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях; обмен долга на собственность и т. п. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств и к получению новых ссуд.
В качестве примера можно привести конверсию займов, проведенную Российской Федерацией в 1999 г. в рамках новации государственных краткосрочных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. Конверсия носила принудительный характер, предполагала пересчет суммы долга на основе дисконтирования номинальной стоимости обмениваемых бумаг и замену ранее выпущенных ценных бумаг на новые с постоянным и переменным купонным доходом со сроками обращения от трех до пяти лет и частичной выплатой денежных сумм.
Консолидация - изменение срока действия уже размещенных займов в сторону увеличения или сокращения. Пролонгация займов имеет цель облегчения выплаты долга и предполагает увеличение сроков обращения выпущенных займов путем перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Как правило, она носит принудительный характер и осуществляется путем добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок действия которых продлевается, или путем замены облигаций старых займов на облигации нового займа. Нередко консолидация (как правило, пролонгация) совмещается с конверсией.
Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Она может производиться вместе с консолидацией и конверсией или без них.
Отсрочка погашения займа заключается в том, что, как и при консолидации, односторонне отодвигаются сроки погашения займа и, кроме того, прекращается выплата доходов.
Аннулирование государственного долга - отказ государства от всех обязательств. Это нерыночная мера решения долговой проблемы государства. В США в 1838 г. восемь южных штатов отказались платить по муниципальным облигациям, объяснив это «нелюбовью к иностранцам». После Октябрьской революции советское правительство отказалось платить по государственным долговым обязательствам как иностранным, так и отечественным держателям государственных ценных бумаг, поскольку это были долги царской России.

Заключение
Управление государственным долгом Российской Федерации базируется на достижении долговой устойчивости, исключающей возможности возникновения кризисов ликвидности или платежеспособности, а также на постепенном снижении зависимости федерального бюджета от ситуации на мировых рынках сырьевых товаров и ссудного капитала.
Исходя из макроэкономического контекста проведения государственной политики управление государственным долгом предполагает использование широкого набора экономических мер. К ним относятся формирование долговой стратегии, обеспечивающей экономическую приемлемость (или устойчивость) и обоснованность уровня и темпов роста (снижения) государственного долга, активное управление рыночной его частью, возможность рефинансирования и обслуживания при меняющейся экономической конъюнктуре не отступая от целевых установок в отношении стоимости и степени риска, удержание задолженности государственного сектора на экономически приемлемом уровне, жесткий контроль за привлечением новых займов, эффективное управление зарубежными активами России и т. д.
Для Российской Федерации главной проблемой с момента провозглашения ее суверенитета было отсутствие продуманной стратегии управления государственным внутренним и внешним долгом. Следствием этого стало экономически необоснованное принятие долга бывшего СССР, особенно внешнего государственного долга, и затем стремительный рост «нового» российского долга. К тому же нет законодательно закрепленных целей государственных заимствований, системы ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом, не определены пределы полномочий и ответственность Правительства РФ, органов федеральной исполнительной власти, банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств.
В законодательстве следовало бы, на наш взгляд, более четко учесть цели, стратегию управления долгом, координацию с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, систему управления рисками, направления рефинансирования государственного долга, а также детальнее прописать процедуры и механизмы взаимодействия, координации и ответственности государственных органов, осуществляющих валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику.
Список литературы
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ в ред. от 02.02.2006 г. // http://www.garant.ru.
Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 465 с.
Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004. – 368 с.
Шохин А.Л. Внешний долг России. М.: Дело, 1997. – 285 с.
Экономическая теория: элементарный курс / Под ред. проф. С.А. Бартенева. – М.: Юристъ, 2002. – 388 с.
Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. №2, 2003.
Внешний долг России: уроки и перспективы (по материалам круглого стола, проведенного в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) // Деньги и кредит. 2001. № 9.
Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом // Экономист. №1, 2006.
http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации
http://www1.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации


Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ в ред. от 02.02.2006 г. // http://www.garant.ru. Ст. 97.
Там же.
Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом // Экономист. №1, 2006. С. 58.
http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации
Экономическая теория: элементарный курс / Под ред. проф. С.А. Бартенева. – М.: Юристъ, 2002. С. 191.
Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004. С. 9.
Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ИНФРА-М, 2006. С. 393.
Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. №2, 2003. С. 70.
http://www1.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом // Экономист. №1, 2006. С. 61.
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ в ред. от 02.02.2006 г. // http://www.garant.ru.
Внешний долг России: уроки и перспективы (по материалам круглого стола, проведенного в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) // Деньги и кредит. 2001. № 9. С. 71.
Шохин А.Л. Внешний долг России. М.: Дело, 1997. С. 15.
Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004.
Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004.
Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004.
http://www1.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом // Экономист. №1, 2006. C. 64.
Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004.
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ в ред. от 02.02.2006 г. // http://www.garant.ru. Ст. 106-117.












2

1.Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ в ред. от 02.02.2006 г. // http://www.garant.ru.
2.Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 465 с.
3.Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2004. – 368 с.
4.Шохин А.Л. Внешний долг России. М.: Дело, 1997. – 285 с.
5.Экономическая теория: элементарный курс / Под ред. проф. С.А. Бартенева. – М.: Юристъ, 2002. – 388 с.
6.Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. №2, 2003.
7.Внешний долг России: уроки и перспективы (по материалам круглого стола, проведенного в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) // Деньги и кредит. 2001. № 9.
8.Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом // Экономист. №1, 2006.
9.http://www.cbr.ru – официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации
10.http://www1.minfin.ru – официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации


Вопрос-ответ:

Что такое государственный долг?

Государственный долг - это общая сумма денег, которую правительство заемщика должно вернуть кредиторам в определенный срок.

Какие причины приводят к появлению государственного долга?

Появление государственного долга обычно связано с нехваткой финансовых ресурсов у государства для финансирования своих расходов. Причины могут быть разными, например, проведение военных операций, экономический спад, проведение социальных программ.

В каком состоянии находится внутренний государственный долг РФ?

Внутренний государственный долг РФ находится на достаточно высоком уровне. На конец 2020 года он составил около 11 трлн рублей. Это означает, что государство должно вернуть данную сумму своим внутренним кредиторам в определенный срок.

Каков современное состояние внешнего долга РФ?

Внешний государственный долг РФ также находится на достаточно высоком уровне. На конец 2020 года он составил около 4,17 трлн долларов. Это означает, что государство должно вернуть данную сумму своим внешним кредиторам в определенный срок.

Какими путями можно урегулировать государственный долг?

Урегулирование государственного долга может осуществляться разными способами. Например, государство может погашать долги, привлекая новые займы или выпуская облигации. Также возможны реструктуризация долга или переговоры с кредиторами для изменения условий погашения.

Что такое государственный долг?

Государственный долг - это общая сумма денежных средств, которую государство заемным путем заимствует у внутренних и/или внешних кредиторов.

Почему возникает государственный долг?

Государственный долг образуется по причине нехватки собственных финансовых ресурсов у государства для финансирования различных обязательств, таких как осуществление социальных программ, строительство инфраструктуры, погашение предыдущих долгов и т.д.

Каково текущее состояние внутреннего и внешнего долга РФ?

Государственный внутренний долг РФ включает в себя кредиты, полученные у отечественных кредиторов, таких как банки, пенсионные фонды и частные лица. Государственный внешний долг РФ - это сумма займов, взятых у иностранных кредиторов, таких как другие государства, международные организации и частные лица.

В чем заключаются пути урегулирования государственного долга?

Урегулирование государственного долга может происходить посредством различных мер, таких как реструктуризация долга, снижение расходов, увеличение доходов, а также привлечение новых кредитов или инвестиций.

Какие проблемы возникают при погашении государственного долга?

Погашение государственного долга может стать проблемой из-за огромных сумм, которые нужно выплатить, а также из-за возможных финансовых трудностей, с которыми столкнется государство. Бремя погашения лежит на следующих поколениях, а сумма платежей может увеличиваться из-за доначисленных процентов.