Преступление и наказание в творчестве Андреева и Достоевского ("Мысль", "Преступление и наказание"

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 1616 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 18.12.2006
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Глава 2. «Мысль» Л.Андреева
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Его разум существует в придуманном мире. Но Керженцев гордится этим миром, способностью повелевать своими искажёнными мыслями, так как мыслить способны лишь избранные.
В основе умозаключения Керженцева – разделение людей на две категории (третья: “собаки и женщины” – только упоминается) по чисто личностному основанию: сильные включаются в жизнь, слабые из жизни исключаются. Естественно, что последних можно убить.
Это самое последовательное умозаключение Керженцева: обе посылки исходят из одного основания – личностного.
Керженцев не сомневается в своей концепции мира и человека. Деление людей на две категории он принимает как данность, не рассуждая по этому поводу.
Таким образом, несмотря на высокую оценку своих умственных способностей, своего рационализма, существенные основы построений умозаключений им не рефлектируются.
Главный герой приписывает себе возможность и право решать, что нужно для жизни, а что нет, какие люди нужны, какие нет. И это опять же не подвергается анализу.
Посылки Керженцева строятся на противопоставлении принятой обществом системы ценностей и своей собственной. Первая отрицается, вторая принимается “на веру”.
В задачу рассуждений Керженцева автор вносит необходимость объяснить “истину”, отвергая одни критерии истины (религиозный принцип, веру в Бога; общественную норму, закон), соглашаясь с другими, главный из которых – “преступление перед самим собою”.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди наиболее важных вопросов, стоящих перед каждым человеком – формирование в человеке чувства ответственности перед обществом, активного понимания им своих социальных функций, отношение к окружающему миру, людям, осмысление своих прав и обязанностей, этических норм, поиск путей познания и преобразования мира и самореализации в нём.
Литература обладает огромными возможностями для решений этой проблемы. Художник потому и художник, что он острее своих современников ощущает дух времени, глубже вглядывается в окружающее, стремясь выразить дух эпохи, мысли и чувства людей своего времени.
Передавая свои знания об эпохе, обществе, утверждая нравственные ценности, вызывая ответные переживания у читателей, писатель обогащает человека опытом взаимоотношений между людьми, пониманием человеческих характеров.
Специфика воздействий литературы и заключается в том, что читатель имеет возможность сверять свои оценки жизни с авторитетными оценками писателя.
Краткий анализ произведений двух писателей, исследующих мотивы преступлений своих героев, позволяет протянуть своеобразную нить, связывающую Достоевского и Андреева.
Здесь мы отмечает сходное изображение трагической несвободы человека, неизбежность его конфликта с обществом. Но если для Достоевского принципиально важна абсолютная духовность человека, которая выражает себя в практике его поведения как обостренное нравственное чувство, как необходимость покаяния за содеянное.
Леонид Андреев несколько по-другому раскладывает человека, утверждая относительность всех человеческих побуждений».
Для Достоевского принципиально важна религиозная подоплека поступков человека, поскольку именно религиозное мировоззрение формирует душу человека и его поступки.
Герои Андреева отказываются от своей духовной составляющей, они трансформируют мир с позиции науки, разума. Отсюда пренебрежение нравственным началом, неверие в возмездие, наличие пустоты после смерти – и, как следствие, помешательство ума.
Теория Керженцева полемично соотнесена с теорией Раскольникова. Но Раскольников – гуманист, бунтарь, а Керженцев глубоко и искренне презирает « ходячую мораль».
На мой взгляд, в этом противоречии кроется серьезное объяснение жизненных позиций самих писателей, Достоевского и Андреева.
Известно, что Ф.М.Достоевский – человек религиозный, духовно воспитанный, всю жизнь боролся со страстями, находился в поисках душевного равновесия.
Леонид Андреев не единожды находился в больнице для душевно больных, являя, тем самым, пример человека заблудившегося в поисках истины.
Роман “Преступление и наказание”, как и все творчество Ф. М. Достоевского, является грозным предупреждением о той страшной опасности, которую несет с собой осуществление идеи Раскольникова стать выше мира и навсегда “сломать то, что надо”.
Кровь “по совести” (“все позволено” — продолжает “новое слово” Раскольникова Иван Карамазов) приводит к “отъединению”, ничем не насыщаемому эгоизму, насилию, служащему средством утверждения своей “единственности” (по Максу Штирнеру) и, наконец, к всеобщей катастрофе и гибели мира (вспомним последний сон Раскольникова).
Один из братьев Карамазовых, Дмитрий, словами автора выражает суть человеческой натуры: «Широк человек, даже слишком. Надо бы сузить». Но Достоевский не ограничивает человека строго определенными рамками законов, обычаев, нормами приличия. Писатель исследует человека, обнаруживая его в различных ситуациях.
Это помогает читателю задуматься о себе, своем окружении, проанализировать свои и чужие поступки, обнаружить истоки людских инстинктов, быть более лояльным к слабостям других.
В образе доктора Керженцева Леонид Андреев развенчивает ницшеанского "сверхчеловека", противопоставившего себя людям. Чтобы стать "сверхчеловеком" по Ф. Ницше, герой рассказа встает по ту сторону "добра и зла", переступает через нравственные категории, отбросив нормы общечеловеческой морали. Но это, как убеждает читателя Андреев, означает интеллектуальную смерть Керженцева, или его безумие.
Для Андреева его "Мысль" была насквозь публицистическим произведением, в котором сюжет имеет второстепенную, побочную роль.
Столь же второстепенно для Андреева решение вопроса - безумен ли убийца, или только выдает себя за сумасшедшего, чтобы избежать наказания.
Человек не изолированное, замкнутое существо, которое живет и развивается из самого себя. Он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Эта связь, нарушенная доктором Керженцевым, привела его к бездне и мраку бессмыслия.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев 1971: Андреев Л. <Письма Л. Андреева и И. Бунина> // Вопросы литературы. – М., 1971. – № 8.
Андреев 1990–1996: Андреев Л. Н. Собр. соч.: В 6 т. – М./Художественная литература/ 1990–1996.
Достоевский Ф.М. Полн. Собр. Соч.: В 30 т. Л./Художественная литература/ 1973. т.



Достоевский Ф.М. Полн. Собр. Соч.: В 30 т. Л./Художественная литература/ 1973. т. 9
Андреев 1990–1996: Андреев Л. Н. Собр. соч.: В 6 т. – М./Художественная литература/ 1990–1996
Достоевский Ф.М. т.9. С. 39-45
Там же.
Андреев 1971: Андреев Л. <Письма Л. Андреева и И. Бунина> // Вопросы литературы. – М./Наука/ 1971. – № 8.

Здесь и далее цит. по : Андреев Л. Н. Собр. соч.: В 6 т. – М./Художественная литература/ 1990–1996 С.47

Андреев 1971: Андреев Л. <Письма Л. Андреева и И. Бунина> // Вопросы литературы. – М./Наука/ 1971. – № 8.

Достоевский Ф.М. Полн. Собр. Соч.: В 30 т. Л./Художественная литература/ 1973. т. 10-11













2

1.Андреев 1971: Андреев Л. <Письма Л. Андреева и И. Бунина> // Вопросы литературы. – М., 1971. – № 8.
2.Андреев 1990–1996: Андреев Л. Н. Собр. соч.: В 6 т. – М./Художественная литература/ 1990–1996.
3.Достоевский Ф.М. Полн. Собр. Соч.: В 30 т. Л./Художественная литература/ 1973. т.

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказывает преступление на героев произведений Андреева и Достоевского?

Преступление является центральной темой обоих произведений. В "Преступлении и наказании" главный герой Раскольников совершает убийство и сталкивается с наказанием, что вызывает в нем внутренние борьбу и изменяет его жизнь. В "Мысли" герой Керженцев также совершает преступление, но для него оно становится путем к осознанию своей силы и возможности контролировать свои искаженные мысли.

Как развивается мысль о преступлении в произведениях Андреева и Достоевского?

В "Преступлении и наказании" Достоевский исследует причины и последствия преступления, а также влияние наказания на сознание преступника. В "Мысли" Андреев размышляет о силе мысли и возможности онаси контролировать действия человека, вплоть до совершения преступления.

Какова основная идея произведений Андреева и Достоевского о преступлении и наказании?

Основная идея состоит в том, что преступление имеет глубокий эмоциональный и психологический эффект на преступника. Оно меняет его внутренний мир и влияет на его жизнь. Оба автора также подчеркивают важность наказания как средства восстановления справедливости и нравственной гармонии.

Какие персонажи в произведениях Андреева и Достоевского совершают преступления?

В "Преступлении и наказании" преступление совершает главный герой Раскольников, который убивает старушку. В "Мысли" преступление совершает герой Керженцев, которого вдохновляет мысль о своей силе и способности контролировать свой разум.

Какие моральные вопросы возникают в произведениях Андреева и Достоевского в связи с преступлением?

В обоих произведениях возникают вопросы о нравственности совершения преступления, о справедливости наказания и о внутреннем пути преступника к осознанию своего преступления и истинной сущности человека.

О чем рассказывает статья?

Статья рассказывает о том, как в творчестве Андреева и Достоевского изображается преступление и наказание.

Какие произведения Андреева и Достоевского упоминаются в статье?

В статье упоминаются произведения "Мысль" Л.Андреева и "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского.

Каким образом различаются взгляды Керженцева и Комаровского на мысль и преступление?

Керженцев гордится своей способностью повелевать своими искаженными мыслями и считает, что способны мыслить только избранные. Комаровский, напротив, полагает, что есть две категории людей и третья, не упомянутая, включает "собак и женщин".

Что значит разделение людей на две категории по чисто личностным признакам?

Разделение людей на две категории означает, что некоторые люди способны мыслить и повелевать своими мыслями, в то время как другие являются лишь "собаками и женщинами", то есть либо пассивными, либо низшими по сравнению с активными мыслящими.

Какое влияние оказывает придуманный мир на разум Керженцева?

Придуманный мир оказывает влияние на разум Керженцева, он гордится этим миром и способностью контролировать свои искаженные мысли, так как полагает, что мыслить способны только избранные.

Какое место занимает преступление и наказание в творчестве Андреева и Достоевского?

В творчестве Андреева и Достоевского преступление и наказание занимают центральное место. Оба писателя исследуют тему моральной ответственности, внутреннего конфликта и морального выбора. Они раскрывают психологию преступника и его мысли о наказании.

Какие темы связаны с преступлением и наказанием в романах "Мысль" и "Преступление и наказание"?

В романах "Мысль" и "Преступление и наказание" преступление и наказание связаны с такими темами, как нравственность, сознание, психология и этика. Авторы исследуют внутренний мир преступника, его мотивы и последствия его действий. Они также обращают внимание на вопросы морального выбора, справедливости и воздаяния.