адаптация молодых супругов к условиям совместного проживания

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 2727 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 24.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СУПРУГОВ
1.1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ АДАПТАЦИИ
1.2. АДАПТАЦИЯ КАК ПРИСПОСОБЛЕНИЕ К НОВЫМ СОЦИАЛЬНЫМ РОЛЯМ
1.3. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В БРАКЕ
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СУПРУГОВ К УСЛОВИЯМ СОВМЕСТНОГО ПРОЖИВАНИЯ
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.1. Описание выборки
2.1.2. Диагностический инструментарий
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Догматик – негибкий, неспособный на изменения и уступки, жесткий в привычках, придерживающийся стереотипов, замкнутый.
Диктатор – не допускающий возражений, подчиняющий себе других, часто склонный к насилию.
Наиболее благоприятным для брака является первый тип. В гармоничном браке живут люди, относящиеся ко второму и третьему типам. Особенности остальных типов личности не способствуют созданию прочного супружеского союза.
В благополучных супружеских парах все то, что партнеры получили в наследство от своих родителей и более отдаленных предков, должно по возможности дополняться. Ну а то, что они приобрели в процессе социализации, должно по возможности быть подобным. Видимо, именно поэтому «равные браки», то есть супружеские союзы людей, не слишком различающихся своим происхождением, условиями жизнедеятельности и воспитания, являются более стабильными, ведь вероятность совпадения у них установок, ценностей, интересов, идеалов и т. п. заведомо выше.
Психологи, исследующие структурную совместимость, пришли к выводу, что индивидуально-психологические и личностные особенности супругов вовсе не определяют всецело стабильность семьи и совместимость супругов. Главенствуют здесь все же представления о целях брачного союза, характере исполнения семейных ролей, правах и обязанностях супругов.
Что же касается психологических особенностей брачных партнеров, то наиболее важными из них являются те черты характера и личности супругов, которые определяют их способность воспринимать и понимать других людей, предсказывать их поведение, внимательно и благожелательно к ним относиться: прежде всего направленность на другого – учет его интересов, желаний, вкусов и привычек и эмпатия – действенное сочувствие, отклик на малейшее проявление неблагополучия партнера, стремление прийти к нему на помощь.
Нельзя не отметить и то, что у любой супружеской пары всегда имеются реальные возможности для повышения уровня взаимной совместимости за счет самовоспитания, сближения брачно-семейных представлений, высокой культуры взаимоотношений.
Таким образом, адаптация молодых супругов к браку базируется на согласованности ролевых ожиданий супругов и совпадении их психического и личностного склада, т.е. от их межличностных отношений.
Глава 2. Исследование особенностей адаптации молодых супругов к условиям совместного проживания
2.1. Организация исследования
2.1.1. Описание выборки
В исследовании приняли участие 15 пар молодых супругов до 30 лет. Средний возраст участников исследования составил 24 года. Продолжительность брака у всех пар от 5 лет.
2.1.2. Диагностический инструментарий
Участникам исследования было предложено проранжировать следующие утверждения по степени их значимости в браке в первые 5 лет совместного проживания:
1. В течение первых лет совместной жизни мы распределяли обязанности.
В первые годы совместного проживания для меня были важны эмоции, которые я испытывал(а) по отношению к супругу.
Я старался(лась) добиться максимального межличностного понимания между нами.
В первые года нашего брака мы разговаривали о возможности иметь детей.
В течение первых лет совместной жизни для меня важным было наличие совместных интересов, обсуждение имеющихся проблем, личностное пространство.
Я старался(лась) организовать свое поведение в сторону взаимодействия (слушать, не перебивая, и так далее).
Важным был интимно-личностный союз (сексуальная совместимость).
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Обработка полученных данных позволяет говорить о следующих результатах проведенного исследования (см. ПРИЛОЖЕНИЕ):
1 место - распределение обязанностей
2 место – наличие межличностного понимания
3 место – сексуальная совместимость
4 место – планирование детей
5 место – эмоциональная составляющая
6 место – поведенческий аспект
7 место – степень понимания друг друга
Распределение обязанностей, наличие межличностного понимания, сексуальная совместимость и планирование детей являются составляющими ролевой адаптации. Эмоциональная составляющая, поведенческий аспект и степень понимания друг друга – компоненты межличностной адаптации.
Из полученных результатов видно, что наиболее важными для молодых семей, участвовавших в исследовании, являются составлящие ролевой адаптации. Ролевая адаптация – это первичная адаптация, которая закономерно проходит в первые годы совместного проживания. Межличностная адаптация – это второй этап адаптации, более грубокая адаптация, которая следует за ролевой адаптацией. Таким образом, полученные результаты являются теоретически и практически объяснимыми.
Гипотеза о более высокой важности ролевой адаптации для молодых семей, нежели межличностной адаптации, была успешно подтверждена в проведенном исследовании.
Для практической работы был использован источник: Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 196с.
Выводы
Психологическая сущность адаптации заключается во взаимном согласовании мыслей, чувств и поведения супругов.
Существующие 2 основных вида адаптации – положтельная и отрицательная - могут сосуществаовать одновременно.
Адаптация супругов осуществляется в двух основных видах их отношений: ролевых и межличностных.
Наиболее важными для молодых семей являются составлящие ролевой адаптации.
В проведенном исследовании была доказана гипотеза о превалирующей важности ролевой адаптации над межличностной в первые года совместного проживания. Заключение
Настоящая работа посвящена изучению особенностей адаптации молодых супругов к совместным условиям проживания. Литературный анализ по поставленной проблеме показал, что разными авторами выделяются несколько типов адаптации: материально-бытовая адаптация, нравственно-психологическая, интимно-личная; положительная и отрицательная, сущность которой составляет чрезмерное привыкание супругов друг к другу. Помимо этого, адаптация рассматривается с точки зрения ролевых и межличностных отношений, и выделяется ролевая и межличностная адаптации.
В проведенном исследовании была подтверждена выдвинутая гипотеза о том, что для молодых супругов наиболее важными являются составляющие ролевой адаптации (хозяйственно-бытовой союз, нравственно-психологический союз, семейно-родительский союз и интимно-личный союз), в то время как составляющие межличностной адаптации в период первых лет совместного проживания остаются на втором плане.
В качестве перспектив дальнейшей работы планируется осуществить исследование половых различий в адаптации молодых супругов; выяснить, как возраст брака влияет на каждый вид адаптации у каждого из супругов, например, каковы особенности межличностной адаптации в раннем возрасте брака и в браке 20-ти летнем. Проведение подобного рода исследований является необходимым для социологии семьи как науки для внедрения специально-разработанных программ планирования семьи в практику, а также для обновления теоретического курса социологии семьи и общей социологии в том числе.
С течением времени семья остается одним из важнейших социальных институтов, однако особенности взаимодействия супругов претерпевают свои закономерные изменения. Поэтому важным остается уделение должного внимания данной сфере жизни человека. Список литературы
Аксенов Р.Д. Гармония семейных отношений. – М. – 2004. – 272 с.
Арокс Констанция. Развод: крах или новая жизнь? – М.: «Мирт», 1995. – 178с.
Бердяев Н. А. Размышления об эросе // Эрос и личность. – М. – 1989. – 97с.
Горячев А.П. проблемы семейных отношений. – Ростов-на-Дону. – 2006. – 120 с.
Дружинин В. Д. Психология семьи. - Екатеринбург. - 2000. – 123с.
Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. – М.: Профиздат, 1991. – 132с.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М. – 2003. – 320 с.
Кипнис М. Тренинг семейных отношений. – М. – 2006. – 173 с.
Ковалев С.В. Психология современной семьи: информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни". - М. - 1988. – 245с.
Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ А. И. Кочетов Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. – Мн.: Полымя, 1989. – 112с.
Кроник А., Кроник Е.. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. – М.: Мысль, 1989. – 98с.
Мири Э. Мужчина и женщина. – М. – 2005. – 178 с.
Они жили долго и счастливо… Книга о тайнах создания семейного очага. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1995. – 145с.
Райгородский Д.Я. Психотерапия семейных отношений. – СПб. – 2004. – 704 с.
Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 196с.
Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990. – 312с.
Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак, – 1986.
Психотерапия семейной жизни. Энциклопедия. – СПб. – 2004. – 512 с.
Филатова Е.М. Соционика в портретах и примерах. – М. – 2005. – 368 с.
Филатова Е.М. Соционика личных отношений. – М. – 2004. – 80 с.
Цыпин П.Е. Энциклопедия семейных отношений. – М. – 2005. – 208 с.
Шон Берн «Гендерная психология». - СПб, 2001 год. – 356с.
Шульман Г. М. Соционика изнутри. – М. – 2006. – 216 с.
Янкова З.А., Ачилова Е.Ф., Лосева О.К. Адаптация в молодых семьях // Сб. Семья и брак. - Бурятский Государственный Университет. - 2003. – 184 с.
Яценко Т. С. Личностные роли в супружеской жизни // Сб. Семья и личность. - Гродно. - 1981. – 198 с.
Приложение

Таблица 1. Сводная таблица результатов исследования особенностей адаптации молодых супругов к условиям совместного проживания



По вертикали: Люди
По горизонтали: Вопросы анкеты с 1 по 7
Дружинин В. Д. Психология семьи. - Екатеринбург. - 2000. - с. 3.
Бердяев Н. А. Размышления об эросе // Эрос и личность. – М. – 1989. – с. 132.
Дружинин В. Д. Психология семьи. - Екатеринбург. - 2000. - с. 4.
Ковалев С. В. Психология современной семьи: информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни". - М. - 1988. - с. 5.
Ковалев С. В. Психология современной семьи: информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни". - М. - 1988. - с. 10.
Ковалев С. В. Психология современной семьи: информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни". - М. - 1988. - с. 11.

Горячев А.П. проблемы семейных отношений. – Ростов-на-Дону. – 2006. – 120 с.


Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. – 1986. – с. 54

Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. – 1986. – с. 56
Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М. – 1987. – с. 56.
Янкова З.А., Ачилова Е.Ф., Лосева О.К. Адаптация в молодых семьях // Сб. Семья и брак. - Бурятский Государственный Университет. - 2003. – 14 с.

Они жили долго и счастливо… Книга о тайнах создания семейного очага. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1995. – с. 78

Яценко Т. С. Личностные роли в супружеской жизни // Сб. Семья и личность. - Гродно. - 1981. – с.45

Яценко Т. С. Личностные роли в супружеской жизни // Сб. Семья и личность. - Гродно. - 1981. – с. 45-46

Филатова Е.М. Соционика личных отношений. – М. – 2004. – с. 24

Филатова Е.М. Соционика личных отношений. – М. – 2004. – с.25

Психотерапия семейной жизни. Энциклопедия. – СПб. – 2004. –с. 103

Психотерапия семейной жизни. Энциклопедия. – СПб. – 2004. – с. 105

Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990. – с. 165

Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990. – с. 167










1

1.Аксенов Р.Д. Гармония семейных отношений. – М. – 2004. – 272 с.
2.Арокс Констанция. Развод: крах или новая жизнь? – М.: «Мирт», 1995. – 178с.
3.Бердяев Н. А. Размышления об эросе // Эрос и личность. – М. – 1989. – 97с.
4.Горячев А.П. проблемы семейных отношений. – Ростов-на-Дону. – 2006. – 120 с.
5.Дружинин В. Д. Психология семьи. - Екатеринбург. - 2000. – 123с.
6.Джампольски Дж. Д. Любовь побеждает страх. – М.: Профиздат, 1991. – 132с.
7.Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М. – 2003. – 320 с.
8.Кипнис М. Тренинг семейных отношений. – М. – 2006. – 173 с.
9.Ковалев С.В. Психология современной семьи: информ.-метод. материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни". - М. - 1988. – 245с.
10.Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ А. И. Кочетов Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. – Мн.: Полымя, 1989. – 112с.
11. Кроник А., Кроник Е.. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я. – М.: Мысль, 1989. – 98с.
12. Мири Э. Мужчина и женщина. – М. – 2005. – 178 с.
13. Они жили долго и счастливо… Книга о тайнах создания семейного очага. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1995. – 145с.
14. Райгородский Д.Я. Психотерапия семейных отношений. – СПб. – 2004. – 704 с.
15. Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 196с.
16. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. – М.: Профиздат – 1990. – 312с.
17. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак, – 1986.
18. Психотерапия семейной жизни. Энциклопедия. – СПб. – 2004. – 512 с.
19. Филатова Е.М. Соционика в портретах и примерах. – М. – 2005. – 368 с.
20. Филатова Е.М. Соционика личных отношений. – М. – 2004. – 80 с.
21. Цыпин П.Е. Энциклопедия семейных отношений. – М. – 2005. – 208 с.
22. Шон Берн «Гендерная психология». - СПб, 2001 год. – 356с.
23. Шульман Г. М. Соционика изнутри. – М. – 2006. – 216 с.
24. Янкова З.А., Ачилова Е.Ф., Лосева О.К. Адаптация в молодых семьях // Сб. Семья и брак. - Бурятский Государственный Университет. - 2003. – 184 с.
25. Яценко Т. С. Личностные роли в супружеской жизни // Сб. Семья и личность. - Гродно. - 1981. – 198 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет психологическая адаптация первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата?

Психологическая адаптация первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет свои особенности, так как эти дети испытывают трудности в движении и социальной адаптации. Они часто испытывают чувство неполноценности и отсталости от сверстников, а также могут столкнуться с негативными реакциями окружающих. Поэтому важно создать специальные условия и методы работы с такими детьми, чтобы помочь им успешно адаптироваться в новой образовательной среде.

Какие формы и методы используются для психологической адаптации первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата в специальном общеобразовательном учреждении?

Для психологической адаптации первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата в специальном общеобразовательном учреждении используются различные формы и методы. Например, это может быть индивидуальная работа с педагогом-психологом, групповые занятия, игровые техники и т. д. Также очень важно создать дружескую и поддерживающую обстановку в классе, чтобы дети чувствовали себя комфортно и принятыми.

Как проходит психолого-педагогическая характеристика первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата?

Психолого-педагогическая характеристика первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата проходит совместно педагогами и психологами. Они изучают особенности развития ребенка, его уровень физических и психических возможностей, а также его потребности и интересы. На основе этой характеристики разрабатывается индивидуальная программа обучения и адаптации для каждого ребенка с учетом его особенностей и потребностей.

Какова сущность психологической адаптации первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата?

Сущность психологической адаптации первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата заключается в создании условий для успешной адаптации ребенка к учебному процессу и социальной среде. Это включает в себя помощь в преодолении физических и психологических трудностей, формирование самооценки и самоопределения, развитие умений и навыков, необходимых для успешной учебы и социализации.

Какие особенности психологической адаптации первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата в специальном общеобразовательном учреждении?

Особенности психологической адаптации первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата в специальном общеобразовательном учреждении связаны с необходимостью организации специальных условий для обучения и развития этих детей. Важно создать безопасную и комфортную образовательную среду, адаптировать учебный материал к особенностям детей, обеспечить индивидуальную поддержку и помощь с психологической и физической стороны.

Какие формы и методы психологической адаптации первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата используются?

Формы и методы психологической адаптации первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата могут включать индивидуальные занятия с психологом или специалистом по физической реабилитации, групповые занятия для развития социальных навыков, игровую терапию, использование специализированных учебных материалов и оборудования, а также сотрудничество с родителями и медицинскими специалистами.

Какая психолого-педагогическая характеристика первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата?

Психолого-педагогическая характеристика первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата включает в себя описание их физических возможностей и ограничений, уровня психического развития, эмоциональной сферы, способностей к обучению и самостоятельности. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и разрабатывать индивидуальные программы и подходы для их успешной адаптации и обучения.

Какие особенности у первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата в специальном общеобразовательном учреждении?

Первоклассники с нарушением опорно-двигательного аппарата в специальном общеобразовательном учреждении имеют ряд особенностей. Одна из главных особенностей - это недостаточная развитость опорно-двигательных навыков, что затрудняет их движение и участие в обычных уроках физкультуры. Также у них может быть нарушение координации движений, что влияет на выполнение различных заданий. Важным аспектом является их общая психологическая адаптация: такие дети могут испытывать затруднения в общении со сверстниками и учителями, а также ощущать низкую самооценку и осознание собственной особенности.

Как проводится психологическая адаптация первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата?

Психологическая адаптация первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата проводится с помощью различных форм и методов. Одна из таких форм - это индивидуальная психологическая работа с каждым ребенком, которая позволяет определить его потребности и разработать индивидуальную программу поддержки и развития. Также используются групповые занятия, направленные на общение и взаимодействие с другими детьми с аналогичными особенностями. Основными методами являются игры, тренинги, психологические практики и различные упражнения для развития опорно-двигательного аппарата.

Какие трудности могут возникать у первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе психологической адаптации?

У первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата могут возникать различные трудности в процессе психологической адаптации. Одна из них - это затруднения в общении с другими детьми и учителями, так как они могут испытывать страх оценки и неуверенность в своих способностях. Также возможны проблемы с самооценкой и самопринятием, что может влиять на мотивацию к учебным и произвольным заданиям. Еще одной трудностью может быть недостаточная поддержка со стороны родителей и образовательной системы, что затрудняет процесс адаптации.

Какие характеристики есть у первоклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата?

Первоклассники с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуются недостаточной координацией движений и сниженной физической активностью. Они могут испытывать трудности со сидением, стоянием, ходьбой и взаимодействием с предметами.