Культура древней Месопотамии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Культурология
  • 2020 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 18.12.2006
400 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
1. Введение
2. Формирование культуры древней Месопотамии
3. Законодательство Месопотамии
4. Письменность и наука Месопотамии
5. Медицина Месопотамии
6. Религия
7. Литература
8. Архитектура и искусство
9. Заключение
10. Библиография

Фрагмент для ознакомления

В большинстве - это религиозные мифы и легенды. Особенно интересны несколько небольших поэм, содержащих легенды о возникновении земледелия и цивилизации, создание которых приписывается богам. В этих поэмах ставится также вопрос о сравнительной ценности для человека земледелия и скотоводства, что, вероятно, отражает факт относительно недавнего перехода шумерских племен к земледельческому по преимуществу образу жизни.
Литературных памятников народного творчества до нас дошло немного. Погибли для нас такие народные произведения, как сказки. Сохранилось лишь несколько басен и пословиц.
Важное место в литературе и мировоззрении шумеров занимали легенды о потопе, которым якобы боги уничтожили все живое, причем был спасен только благочестивый герой Зиусудра в построенном по совету бога Энки корабле. Легенды о потопе, послужившие основой для соответствующей библейской легенды, оформились под несомненным влиянием воспоминаний о катастрофических наводнениях, которые в IV тысячелетии до н. э. не раз разрушали многие шумерские поселения.
8. Архитектура и искусство
В отличие от Египта здесь не развился заупокойный культ, и не строилось ничего подобного каменным громадам пирамид или погребальным сооружениям египетской знати. Но, располагая огромными средствами, архитекторы Шумера и Аккада воздвигали грандиозные ступенчатые храмы-башни (зиккураты). В архитектуре Двуречья встречаются уже с древнейших времен колонны, не игравшие, впрочем, большой роли, а также и своды. Довольно рано появляется прием расчленения стен путем выступов и ниш, а также орнаментации стен фризами, выполненными в мозаичной технике.
Шумерские ваятели создавали статуи богов и представителей знати, а также рельефы. Однако если еще в период культуры Джемдет-Наср шумерские художники сумели достичь известных успехов в передаче образа человека, то в период существования ранних городов-государств господствует грубая схематизация - человек изображается либо неестественно приземистым, либо в неестественно вытянутых пропорциях. Так же и в камнерезном искусстве изображение подчиняется геометрическим схемам. Ваятели времен династии Аккада далеко превзошли ранних шумерских ваятелей, сумев, в частности, отобразить живые существа в движении. Рельефы времени Саргона и особенно времени его внука Нарамсина поражают своим художественным мастерством.
Саргон II вместе с высокопоставленным лицом Хорсабад, дворец Саргона II Нео-Ассирийский период, период правления Саргона II (721-705 до н.э.)
На большой высоте стояло и прикладное искусство Аккада. Особенно обращают на себя внимание художественно выполненные изображения сюжетов из мифов и эпоса, вырезанные на цилиндрических печатях из цветного камня. Очевидно, художники этого периода не потеряли связи с народным искусством Месопотамии.
Народы Месопотамии создали ряд инструментов - свирель, флейту, бубен, арфу и т.п. По свидетельству дошедших до нас памятников, эти инструменты использовались в храмовом культе. На них играли особые жрецы, выступавшие и в качестве певцов.
9. Заключение
«Апогей развития культуры в Египте, Месопотамии, Индии и Китае был достигнут до начала первого тысячелетия до нашей эры, кое-где значительно раньше, и с тех пор и до начала топливной эры около 1800 г. н.э. ни одной культуре не удалось по всем параметрам превзойти великие достижения бронзового века». Разумеется, нельзя сказать, что с 1000 г. до н.э. до 1786 г. н.э. не было прогресса в культуре. Кое-какие открытия делались, и многие уже известные элементы получили дальнейшее развитие. Но если рассматривать культуры в целом, учитывая такие параметры, как размер политического объединения, размер городов, размах архитектурных сооружений и инженерных построек, плотность населения, производство и потребление богатства и т.д., то культуры Европы в период между распадом Римской империи и до начала топливной эры не достигли уровня, свойственного древним цивилизациям Востока.
Значителен вклад, который внесли жители древней Месопотамии в мировую культуру. «Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, достаточно быстро трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что впоследствии сыграло решающую роль в возникновении алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивавшаяся усилиями жрецов система календарного счисления, тесно связанного с астрономическими наблюдениями, а также элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятеричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к древнему Двуречью. Религиозные представления с множеством богов и храмов в их честь, интереснейшие мифы с описанием жизни, приключений и похождений богов и героев, наиболее знаменитым среди которых считался Гильгамеш, развитое изобразительное искусство, особенно каменные рельефы и барельефы, культура архивного дела, первые в истории географические карты и путеводители - вот далеко не полный перечень того, что осталось в памяти потомков и внесло свой вклад в развитие мировой культуры».
10. Библиография
Александрова Л. История письменности: больше вопросов, чем ответов // «Зеркало недели», № 21 (242), 29.05.99-04.06.99.
Антология исследований культуры. Том 1. Интерпретации культуры. - Санкт-Петербург, «Университетская книга», 1997. - 728 с.
Васильев Л.С. История Востока: Учебник. - М.: Высшая школа, 1994. Т.1. - 495 с.
Всемирная история. Энциклопедия: в 10-ти т. Т. 1. / Ред. И. Лурье, М. Полтавский. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - 748 с.
Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. История древнего мира / М.: Добросвет, 2000. - 256 с.
История Древнего мира. В 3-х т. Т. 1. Ранняя Древность. Издание третье. / Ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.: Издательство «Наука», 1989. - 469 с.
Любимов Л.Д. Искусство древнего мира - М.: «Просвещение», 1971. - 319 с.
Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. - 319 с.

Любимов Л.Д. Искусство древнего мира. - М.: «Просвещение», 1971. - С. 85.
Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. История древнего мира / М.: Добросвет, 2000. - С. 97.
История Древнего мира. В 3 т. Т. 1. Ранняя Древность. Издание третье / Ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.: Издательство «Наука», 1989. - С. 91.
Александрова Л. История письменности: больше вопросов, чем ответов // «Зеркало недели», № 21 (242), 29.05.99-04.06.99.
Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. - С. 283.
Уайт Л. Государство-церковь: его формы и функции / Антология исследований культуры. Том 1. Интерпретации культуры. - Санкт-Петербург, «Университетская книга», 1997. - С. 285.
Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. – С 165.
Уайт Л. Энергия и эволюция культуры/ Антология исследований культуры. Том 1. Интерпретации культуры. - Санкт-Петербург, «Университетская книга», 1997. - С. 446.
Васильев Л.С. История Востока: Учебник.– М.: Высшая школа, 1994. Т.1. - С. 92.












2

1.Александрова Л. История письменности: больше вопросов, чем отве-тов // «Зеркало недели», № 21 (242), 29.05.99-04.06.99.
2.Антология исследований культуры. Том 1. Интерпретации культуры. - Санкт-Петербург, «Университетская книга», 1997. - 728 с.
3.Васильев Л.С. История Востока: Учебник. - М.: Высшая школа, 1994. Т.1. - 495 с.
4.Всемирная история. Энциклопедия: в 10-ти т. Т. 1. / Ред. И. Лурье, М. Полтавский. - М.: Государственное издательство политической литера-туры, 1956. - 748 с.
5.Глебкин В.В. Мир в зеркале культуры. История древнего мира / М.: Добросвет, 2000. - 256 с.
6.История Древнего мира. В 3-х т. Т. 1. Ранняя Древность. Издание третье. / Ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцицкой - М.: Из-дательство «Наука», 1989. - 469 с.
7.Любимов Л.Д. Искусство древнего мира - М.: «Просвещение», 1971. - 319 с.
8.Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей циви-лизации. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. - 319 с.

Вопрос-ответ:

Как формировалась культура древней Месопотамии?

Культура древней Месопотамии формировалась под влиянием различных народов и цивилизаций, таких как шумеры, аккадцы, вавилонцы, ассирийцы и другие. Они внесли свой вклад в развитие архитектуры, искусства, литературы и религии. Месопотамия была известна своими крупными городами-государствами, например, Ур, Урук, Лагаш и Ниппур, которые были центрами культуры и торговли.

Какое законодательство существовало в Месопотамии?

В Месопотамии существовало несколько законодательных систем, самой известной из которых был Хаммурапиев кодекс. Этот законодательный акт был создан Хаммурапи, вавилонским царем, примерно в XVIII веке до нашей эры. Закон Хаммурапи содержал около 300 законов, регулирующих различные аспекты общественной жизни, такие как свойственность, семейное право, торговля, преступления и наказания. Законы были выгравированы на стеле из черного базальта и установлены в городе Вавилоне.

Какое значение имела письменность и наука в Месопотамии?

Письменность и наука имели важное значение в Месопотамии. Шумерские жители Месопотамии разработали одну из первых форм письменности – клинопись, в которой символы вырезались на глиняных табличках с помощью острых палочек или клиньев. Благодаря письменности месопотамцы могли записывать свою историю, законы, литературу и научные знания. Они также развивали математику, астрономию и медицину.

Какую роль играла медицина в Месопотамии?

Медицина играла важную роль в Месопотамии. Месопотамцы разработали некоторые из первых медицинских текстов, которые описывали различные болезни, методы лечения и рецепты лекарств. Их система медицины сочетала в себе религиозные верования и научные знания. Месопотамские врачи использовали различные методы лечения, такие как физические процедуры, лекарства и магические ритуалы.

Как формировалась культура древней Месопотамии?

Культура древней Месопотамии формировалась под влиянием различных народов, в том числе сумеров, аккадцев и вавилонян. Первые города-государства возникли в плодородной долине между реками Евфрат и Тигр, где развивалось земледелие и скотоводство. Этот регион стал центром торговли и культурного обмена между Востоком и Западом.

Какое законодательство существовало в Месопотамии?

В древней Месопотамии существовала разветвленная система законов и правовых норм. Известными являются законы Хаммурапи, которые были собраны и накоплены великим вавилонским царем Хаммурапи. Они включали в себя нормы уголовного, гражданского и семейного права и определяли различные виды наказаний за совершение преступлений.

Какая письменность и наука существовали в Месопотамии?

В древней Месопотамии была создана одна из самых первых систем письма - клинопись, основанная на иероглифах и клинописных символах на глиняных табличках. Это позволило развить науку и сохранить огромное количество исторической и культурной информации. В том числе были разработаны математика, астрономия и медицина.

Какая медицина существовала в Месопотамии?

Месопотамская медицина была развитой и имела свои специалисты - целителей и врачей. Они основывали свои практики на магических и священных верованиях и использовали растения, амулеты и ритуалы для лечения. Врачи месопотамии также занимались хирургией, забором крови и органами, а также изготавливали протезы.

Какая религия была распространена в Месопотамии?

В Месопотамии существовала политеистическая религия, в которой боги играли важную роль. Жители служили множеству богов, каждый из которых отвечал за различные аспекты жизни. Боги Месопотамии были связаны с природными явлениями, силами и богами других регионов. Они поклонялись этим богам через обряды, жертвенные дары и священных ритуалы.

Какая культура формировалась в древней Месопотамии?

В древней Месопотамии формировалась широкая и разнообразная культура. Она охватывала такие аспекты, как законодательство, письменность и наука, медицина, религия, литература, архитектура и искусство.

Что было основой законодательства в Месопотамии?

Основой законодательства в Месопотамии были хаммурапийские кодексы. Они представляли собой сборник законов и правил поведения, которые выдвигались правителями.

Что можно сказать о письменности и науке в Месопотамии?

Письменность в Месопотамии была развитой и разнообразной. Они использовали клинопись, писали на глиняных табличках. В области науки в Месопотамии достигли определенных успехов в математике, астрономии, медицине и других науках.