Вам нужен реферат?
Интересует Философия?
Оставьте заявку
на Реферат
Получите бесплатную
консультацию по
написанию
Сделайте заказ и
скачайте
результат на сайте
1
2
3

Абсолютный идеализм и диалектика Г.Гегеля

  • 16 страниц
  • 7 источников
  • Добавлена 16.05.2007
180 руб. 360 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИДЕИ
3. АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ
4. ДИАЛЕКТИКА И ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

Согласно философии диалектического материализма, логические категории суть отражения универсальных законов взаимосвязей и развитии в первую очередь именно материальных, чувственных вещей. Вещи — это единичное, конечное, случайное, преходящее, ничтожное, только видимость скрытой за их чувственной оболочкой нематериальной сущности. В диалектической логике содержится момент завершенности и законченности, но не в смысле ее абсолютной замкнутости и невозможности что-либо изменить в ней, что-либо добавить, а в том рациональном смысле, что наука логики есть систематическое, связное целое, нечто такое, в чем начало есть неразвитый результат, а результат есть развитое начало, в том смысле, в каком Гегель говорит, что диалектическая идея «кругла внутри себя».
Диалектическая логика есть наука о диалектическом противоречии как движущей силе развития всех природных, социальных и духовных процессов.
Гегель различал рассудочную диалектику, которая в состоянии свести вместе и противопоставить противоположные начала, но не может их синтезировать, показать их взаимные переходы, выявить ле только их взаимоисключение, но также и их взаимопроникновение — в одно и то же время в одном и том же отношении. Образцы рассудочной диалектики дал Кант в своем учении об антиномиях чистого разума. Принцип дополнительности у современных физиков являет образец такой диалектики. Это — диалектика, но неполная, рассудочная диалектика.
Гегель, отдавая дань признательности такой рассудочной диалектике как подготовительной ступени к истинной, разумной диалектике, которая может не только противопоставлять противоположные начала, но умеет также совершать обратную операцию их синтезирования, всегда, по всем вопросам критикует рассудочную логику за ее недостаточность, ущербность.
Диалектическое противоречие развивается по ступеням: тождество — различие — разность — противоположность — противоречие (основание). Рассудочная диалектика застревает на ступени разности — «голой равности». А разум идет дальше, он завершает предварительную работу рассудка, доводя установленные рассудком противоположные начала до их взаимопроникновения, синтеза.
Синтез противоположностей, их диалектическое взаимопроникновение возможно, по Гегелю, на основе тотальности каждой из двух противоположных сторон диалектического противоречия. Смысл гегелевского понятия тотальности (целостности сторон противоречивого единства) состоит в том, что каждая сторона противоречия, например, положительная и отрицательная, является тем же самым единством положительного и отрицательного, так что положительное содержит в себе момент отрицательности, а отрицательное содержит в себе положительный момент. Понятие тотальности сторон диалектического противоречия фиксирует возможность и необходимость взаимопроникновения противоположностей, их взаимный переход друг в друга, ту универсальную диалектическую гибкость понятий.
Принцип тотальности сторон диалектического противоречия настолько важен, что без его учета на месте диалектического синтеза противоположных начал возникает одностороннее рассудочное противостояние противоположно направленных сил, на месте диалектики возникает механистическая теория равновесия, — рассудочная диалектика.
Очевидно, что система «абсолютного идеализма» и диалектики Гегеля масштабна по своему охвату. Гегель стремится в ней обнять всю совокупность человеческого знания своей эпохи, связать ее в строго систематическое единство, основой которого служит как последовательно проведенная позиция философского идеализма, так и позиция диалектики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, для Гегеля диалектика есть использование в науке закономерности, заключенной в природе мышления, и в то же время сама эта закономерность. Диалектика - движение, которое лежит в основе всего как подлинно духовная действительность, и в то же время - движение человеческого мышления, которое в спекулятивном плане участвует в этом движении абсолютно и всеобъемлюще. Диалектическая структура абсолюта (божества, идентичного вселенной) развивается в «Науке логики» (т.е. онтологии). Природа и дух суть не что иное, как отчуждение и возвращение этого божественного логоса. Все движение протекает по «разумным» законам диалектики. Закон движущегося мышления есть также закон движущегося (духовного) мира.
Абсолют, по Гегелю, должен мыслиться не только как субстанция, но и как субъект. По Гегелю, философия имеет тот же предмет, что и религия, - абсолют. Абсолют - Бог - есть все во всем, но лишь в чистом мышлении он выступает в своей адекватной форме. «Абсолютное знание», т.е. философия, нашедшая свое завершение в системе Гегеля, является поэтому «самосознанием Бога» в человеке; но сущность Бога - т. к. он является духом - есть не что иное, как именно такое самосознание, мышление мышления. Система Гегеля состоит из трех частей: логики (онтологии), рассматривающей бытие Бога до сотворения мира; натурфилософии, имеющей содержанием отчуждение Бога в материальном мире, и философии духа, изображающей возвращение Бога из своего творения к самому себе (к мышлению самого себя) в человеческом духе. В конце снова оказывается логика - на этот раз, однако, совершаемая Богом в человеке, но не отличающаяся тем не менее по содержанию от первой. Развитие (чисто идеальное по своей природе) совершается благодаря тому, что чисто внутреннее содержание божественного мышления облекается в совершенно неадекватную ему форму материальной природы и, таким образом, создает чудовищное противоречие.
Список использованной литературы
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 1. Наука логики.- М.: Мысль, 1974.- 452 с.
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 2. Философия природы // Отв. ред. Е.П. Ситковский, Ред. коллегия: Б.М. Кедров и др.- М.: Мысль, 1975.- 695 с.
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 3. Философия духа // Отв. ред. Е.П. Ситковский, Ред. коллегия: Б.М. Кедров и др.- М.: Мысль, 1977.- 471 с.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.- М.: Рольф, 2001.- 416 с.
Пушкин В.Г Философия Гегеля: абсолютное в человеке.- СПб.: Изд. Лань, 2000.- 448 с.
Теософский словарь / Сост. Дж. Мид // Перевод с английского А.П. Хейдока.- М.: Советская энциклопедия, 1983.- 424 c.
Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская Энциклопедия, 1983.- 863 с.
Гегель Соч.,т. IV.- М.: 1959
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 1. Наука логики.- М.: Мысль, 1974.- С. 399-404
Там же, С. 121-132
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 1. Наука логики.- М.: Мысль, 1974.- С. 420
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 2. Философия природы // Отв. ред. Е.П. Ситковский, Ред. коллегия: Б.М. Кедров и др.- М.: Мысль, 1975.- С. 10-44
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 1. Наука логики.- М.: Мысль, 1974.- С. 404-405
Там же, С. 402-404
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 3. Философия духа // Отв. ред. Е.П. Ситковский, Ред. коллегия: Б.М. Кедров и др.- М.: Мысль, 1977.- С. 32-38
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 2. Философия природы // Отв. ред. Е.П. Ситковский, Ред. коллегия: Б.М. Кедров и др.- М.: Мысль, 1975.- С. 14-25
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 1. Наука логики.- М.: Мысль, 1974.- С. 34-236
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 3. Философия духа // Отв. ред. Е.П. Ситковский, Ред. коллегия: Б.М. Кедров и др.- М.: Мысль, 1977.- С. 34
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 1. Наука логики.- М.: Мысль, 1974.- С. 352-365
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 2. Философия природы // Отв. ред. Е.П. Ситковский, Ред. коллегия: Б.М. Кедров и др.- М.: Мысль, 1975.- С. 29-393
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 1. Наука логики.- М.: Мысль, 1974.- С. 215
Там же, С. 103
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 1. Наука логики.- М.: Мысль, 1974.- С. 107
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 1. Наука логики.- М.: Мысль, 1974.- С. 213
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 1. Наука логики.- М.: Мысль, 1974.- С. 199
Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 1. Наука логики.- М.: Мысль, 1974.- С. 276-280












17

1.Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 1. Наука логики.- М.: Мысль, 1974.- 452 с.
2.Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 2. Философия природы // Отв. ред. Е.П. Ситковский, Ред. коллегия: Б.М. Кедров и др.- М.: Мысль, 1975.- 695 с.
3.Гегель Г. Энциклопедия философских наук, Т. 3. Философия духа // Отв. ред. Е.П. Ситковский, Ред. коллегия: Б.М. Кедров и др.- М.: Мысль, 1977.- 471 с.
4.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия.- М.: Рольф, 2001.- 416 с.
5.Пушкин В.Г Философия Гегеля: абсолютное в человеке.- СПб.: Изд. Лань, 2000.- 448 с.
6.Теософский словарь / Сост. Дж. Мид // Перевод с английского А.П. Хейдока.- М.: Советская энциклопедия, 1983.- 424 c.
7.Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская Энциклопедия, 1983.- 863 с.

идеализм Абсолютно, В. Ф. гегеля в отечественной философии и истории

идеализм Абсолютно, В. Ф. гегеля в отечественной философии и истории

Сумин Олег Юрьевич

Автореферат диссертации на получение ученой степени кандидата философских наук

Краснодар, 2006

Работа выполнена на кафедре философии Кубанского государственного университета

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Актуальность темы диссертационного исследования определяется тем, что метод и система абсолютного идеализма оказываются формой научного мышления в которой разум ищет определенную уверенность, отношение к себе, как все и благодаря этому выясняет принцип научного познания всей специальной реальности.

Особенность отечественной философии и культуры, состоит в том, что история становления русской мысли в определенные моменты, оказалось, совпадающей с историей развития этой системы. Доказательством этого является не только конкретное содержание истории русской философии, но и сам объективный процесс развития российского государства в XX в.

Системы идеализма, абсолютно представляет собой результат всего историко-философского процесса. История ее дальнейшего развития должны идти и русская мысль XIX – XX-го века является не только необходимым продолжение греческих и немецких классиков, но и "Борьба за Логос" (В. Ф. Эрн), борьба за диалектику и духовную свободу европейской философской мысли. В условиях мировоззренческого кризиса, в котором оказалась общественного сознания постсоветской России, обращение к гегелевскому принцип спекулятивного диалектического мышления представляется целесообразным и необходимым.

диссертация призвана показать, что даже после советской эпохи, в значительной степени разрушившей традиционные религиозные ценности и идеалы русского народа, позиция России, тем не менее, не так трагично. Духовная свобода давно получили возможность не только религиозных, но и в разумно-философского знания. Западно-христианские этические ценности в веке XIX-м веке приобрели вид философской идеи, выраженной классической немецкой философии. Дух христианской этики (не только западно-христианской, а христианской этики вообще, включая и православную) с этого момента открыт для всех народов в свободной форме разумно-необходимого философского дискурса. С появлением системы идеализма, абсолютно, ум знает себя не только в особенных формах искусства и религии, не только определяет себя в форме распавшихся во времени случайных философских учений, но и раскрывает для вас в полном объеме, необходимо, как универсальной, единой для всего человечества философская система разумно. Россия, таким образом, наравне с другими народами имеет возможность построить свое собственное существо, основанные не только на религиозной морали (что также разумно, но, ну, рациональность субъективного-чувственна), но в целом на эти принципы, философские. Другими словами, с философско-исторической точки зрения советской эпохи содержит в себе много причин, которые позволяют ему объяснить, что период исторической объективации всеобщей идеи философские. Россия, таким образом, имеет на национальной почве самое бесценное богатство: не только развитый религиозный разум (который всегда в определенной степени партикулярен), но и универсальный философский дух. Эта последняя, однако, еще не раскрыты, так же, как в коммунизме философский ум, проявилось лишь на уровне цели явления. Но именно этот факт дает русская база освободиться от комплекса исторического неудачника, не искать примеры для подражания на стороне и для того, чтобы найти духовный центр, не только в западной культуре, но и в себе.

Узнать стоимость работы