Инвестиционная политика РФ в условиях экономического кризиса

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Политология
  • 5757 страниц
  • 43 + 43 источника
  • Добавлена 11.04.2009
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретическое основы проблемы инвестиционной политик в условиях экономического кризиса
1.1.Проблема экономического кризис и инвестиционной политики в научно-теоретической литературе
1.2. Концептуальные основы инвестиционной политики в условиях экономического кризиса
Глава 2. Инвестиционная политика в современной России
2.1. Внутренний инвестиционный потенциал в экономике Российской Федерации
2.2. Стратегия привлечения инвестиций в инновационные отрасли национального хозяйства
Глава 3. Иностранные инвестиции как фактор роста российской экономики в условиях экономического кризиса
3.1. Международный рынок капитала и правое регулирование прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации
3.2. Практика привлечения прямых иностранных инвестиций в Российской Федерации
Заключение
Список источников и литературы
Приложения

Фрагмент для ознакомления

Другие территории активизировали свои усилия, направленные либо на воссоздание прежних, либо на получение новых индивидуальных преференций. Таким образом, в России было создано 23 СЭЗ федерального значения, в том числе на основе федеральных законов зоны действовали на трех территориях – в Калининградской и Магаданской областях и Ингушетии. В России зарегистрированы следующие основные типы СЭЗ: зоны свободной торговли; торгово-производственные; технико-внедренческие; сервисные; комплексные; международные.
Специфика политики зонирования в Российской Федерации заключалась в том, что она не имела чёткой стратегической направленности, носила стихийный характер. В стране отсутствовала основополагающая концепция и соответствующая правовая база развития СЭЗ. Вопрос об их создании решался под воздействием различных факторов – намерений администраций отдельных регионов, пожеланий иностранных и отечественных предпринимателей, складывающейся в стране политической и экономической ситуации. Российские СЭЗ создавались, как правило, не на основе федеральных законов, а на основе отдельных указов и постановлений исполнительной власти, принимаемых по отдельным СЭЗ. Результатом подобной политики зонирования в России, несмотря на определенные коррективы, вносимые в регионах, является слабая эффективность этих зон.
Другой крупной проблемой, связанной с функционированием СЭЗ, является недостаточное законодательное обеспечение деятельности иностранного капитала. Новый Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» был принят в июле 1999 г. Однако закон «Об иностранных инвестициях» не содержит раздела о деятельности иностранного капитала на территории СЭЗ, а в итоге законные и подзаконные акты, касающиеся деятельности иностранного капитала в СЭЗ, распылены по отдельным разделам Гражданского кодекса РФ, налогового, валютного и административного законодательства.
Создание свободных экономических зон в регионах Российской Федерации должно носить комплексный подход и осуществляться с целью обеспечения эффективного функционирования экономики региона. Ограниченная территория, выделяемая для свободной экономической зоны, позволит эффективно разместить вложения отечественных и иностранных инвесторов в конкретные зональные проекты. В настоящее время российские свободные экономические зоны способны привлечь иностранных инвесторов перспективой освоения обширного отечественного рынка. Более того, сотрудничая в рамках свободных экономических зон с зарубежными инвесторами, отечественные предприятия совершенствуют свои технологии и управленческие методы. Однако свободные экономические зоны не являются универсальным средством решения всех инвестиционных проблем российской экономики в период финансового кризиса.
Также важным аспектом формирования позитивной среды для функционирования свободных экономических зон является разработка и принятие эффективной законодательно-нормативной базы. Так, Закон об «Особых экономических зонах», целью которого является привлечение инвесторов и поощрение российских предприятий, связанных с промышленным и наукоемким производством, предполагает освобождение резидентов особых экономических зон от уплаты налога на имущество и земельного налога на 5 лет. Для компаний в промышленно-производственных зонах введена ускоренная амортизацию, а также уменьшена налоговая база на научные расходы. Для компаний в технико-внедренческих зонах снижение максимальной ставки единого социального налога составляет 14%. Принятием данного закона устранило некоторые препятствия на пути создания и функционирования свободных экономических зон на территории нашей страны. Для дальнейшего развития особых экономических зон в России необходимо сотрудничество федеральных органов с местными и региональными властями, а также предоставление значительных бюджетных средств для создания и модернизации инфраструктуры свободных экономических зон.
Создание свободных экономических зон в регионах Российской Федерации может решить некоторые экономические проблемы регионов с низким уровнем экономического развития. Создание системы свободных экономических зон влияет не только на экономику регионов, но и на российскую экономику. Свободные экономические зоны способны ускорить включение российской экономики и ее регионов в мировую экономику. Свободные экономические зоны весьма существенно влияют на переход российской экономики к нормам ВТО. За 15 лет практики создания свободных экономических зон в Российской Федерации можно утверждать, что процесс создания СЭЗ отличается политизированностью, принятие решений о создании СЭЗ происходило без экономических расчетов целесообразности создания СЭЗ. Таким образом, процесс принятия решений о создании СЭЗ требует большей подготовительной работы со стороны федеральных и местных властей. Более того, решения федеральных властей о создании свободных экономических зон не должно противоречить интересам регионов Российской Федерации. Создание свободных экономических зон не должно стать средством скрытого субсидирования групп интересов и отраслевого лобби, а средством развития внешнеэкономических отношений регионов Российской Федерации.
Главной целью развития эффективных свободных экономических зон является воплощение федерального закона «Об особых экономических зонах», который регламентирует основные положения внешнеэкономической деятельности СЭЗ. Поэтому необходимо и в дальнейшем совершенствовать правовой базы по созданию и функционированию свободных экономических зон на основе концепции о роли свободных экономических зоны в экономике регионов Российской Федерации.
Таким образом, в целом в России созданы достаточно привлекательные условия для вложения иностранных инвестиций. Однако за последнее десятилетие поток прямых иностранных инвестиций в Россию оказался меньше, чем можно было бы ожидать. Рассматривая тенденции иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, и анализируя сложившийся инвестиционный потенциал России, можно отметить, что объём иностранных инвестиций зависит, в основном, от индекса инвестиционного климата. Создание хорошего инвестиционного имиджа России требует упростить порядок вложения иностранных инвестиций, создать прозрачную банковскую и налоговую систему, изучить условия и требования иностранных инвесторов, наладить коммуникации с иностранным бизнесом, позитивно позиционировать новую деловую Россию в умах иностранных предпринимателей.
Главными причинами инвестиционной непривлекательности российской экономики для иностранных инвесторов были и остаются политическая нестабильность и непредсказуемость, незащищенность прав акционеров, высокая степень коррумпированности российских государственных служащих, в том числе в правоохранительной и судебной системе, криминализация хозяйственной жизни и иные симптомы слабости российского государства.
Заключение
В данной работе проанализированы основные аспекты и факторы осуществления инвестиционной политики Российской Федерации в сложных условиях мирового финансового кризиса, так и структурных кризисных явлений в самой российской экономики. Причём, кризисные проявления в мировой экономике совпали с негативными тенденциями в российской экономике, когда российские банки для предоставления инвестиционных кредитов из-за непродуманной политики Центробанка России, были вынуждены занимать «дешевые» кредиты за рубежом, что отрицательно сказалось в период кризиса не только на российской банковской системе, но и на внутреннем инвестиционном потенциале российской экономики.
В данной курсовой работе и в её трех главах были рассмотрены концептуально-теоретические аспекты инвестиционной политики государства в условиях кризиса, проанализированы принципы регулирования инвестиций в Российской Федерации, а также были рассмотрены участие Российской Федерации в международных соглашениях о защите иностранных инвестиций и российская практика их привлечения.
В результате осуществлённого в работе изучения и анализа проблем инвестиционной политики в Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса, представляется возможным обозначить следующие основные выводы по итогам данного ограниченного исследования:
- краткий анализ научной и популярной литературы, посвящённой проблемам инвестиционной политики в условиях кризиса, позволяет утверждать, что данное направление научных исследований и популярных изысканий является наиболее перспективным в условиях продолжающегося мирового финансового кризиса и структурного кризиса в российской экономике;
- поиск оптимальных и эффективных анктикризсных методы инвестицинной политики в условиях финансового кризиса, как мирового, так и российского, является одним из приоритетов российского правительтства и его струтурных ведомств;
- приходится констатировать, что из-за кризисных явлений в российской экономики в настоящее время внутренний потенциала российского бизнес-сектора как источника инвестиций недостаточно развит и поэтому для финансовой поддержки многих проектов российского бизнеса необходима непосредственная помощь и даже вмешательство государственных ведомств;
- инновационные отрасли российской экономики обладают значительным потенциалом, способным если не вывести российскую экономику из рецессии, то укрепить стратегию устойчивого развития России в постиндустриальном, информационном обществе, а для этого необходима стратегия привлечения инвестиций в инновационные отрасли экономики;
- иностранные инвестиции являются одной из наиболее распространённых форм перемещения капитала в международной экономической практике. Более того, иностранные инвестиции являются основным источником устойчивого развития экономик развивающихся стран;
- изучение российской практики привлечения международного инвестиционного капитала в условиях кризисных явлений и рецессии национальной экономики позволяет отметить, что необходимы многие дополнительные меры по усовершенствованию инвестиционного климата в Российской Федерации.
Исследование и оценка перспектив изменений инвестиционного потенциала России и его активизации на основе существующих тенденций его развития, позволяет утверждать, что в результате правительственных инициатив инвестиционный потенциал России 2008-2009 гг. неуместно сравнивать с ситуацией 1998-1999 г. Более уместным является сравнение с ситуацией 2003 г, когда также наблюдалось снижение инвестиционного потенциала российской экономики, впоследствии успешно прёодоленное.
Список источников и литературы
Агеев А. Несгораемые рукописи // Экономические стратегии. 2009. №01. C.5.
Андрионов В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал. М.: "Экономика", 1999. 661 с.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. 303 с.
Аукуционек С.П., Батяева А.Е. Российские предприятия в рыночной экономике: ожидания и действительность. М.: “Наука”, 2000. 211 с.
Белов В.И. Проблемы организации свободных экономических зон в России // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2006. Выпуск №5. http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0506/090507.htm
Белозеров И.И., Белозерова С.В. Свободные экономические зоны как элемент региональной инвестиционной политики // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». Северо-Кавказский государственный технический университет 2006. №4. http://www.ncstu.ru
Власкин Г.А., Ленчук Е.Б. Инвестиционные аспекты инновационного роста: мировой опыт и российские перспективы. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 288 с.
Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития/ Российская академия наук; Центр внешнеэкономических исследований / Под ред. С. А. Ситаряна. М.: Наука, 2003. 252 с.
Глобальный экономический спад усугубляет страновые риски России// Журнал «Рынок ценных бумаг». 2009. 11 февраля http://www.rcb.ru/crisis/
Государство своевременно отреагировало на кризис. Интервью с Директором департамента финансовой политики Минфина Алексеем Саватюгиным //Журнал «Рынок ценных бумаг». 2009. 15 января http://www.rcb.ru/crisis/
Дзарасов Р.С., Новоженов Д.В.Крупный бизнес и накопление капитала в современной России. Изд.2-е. М.: «Дело», 2009. 512 с.
Долгополов Д.С. Тенденции международного движения ссудного капитала. // Проблемы экономики. 2006. № 4. С. 147-152.
Евстигнеев В.Р. Финансовый рынок в переходной экономике – инвестиционные стратегии, структурная организация, перспективы международной интеграции. М.: "Эдиториал УРСС", 2000. 240 с.
Инвестиции в России: тенденции, проблемы, пути решения с учетом зарубежной практики. / Научн. рук. чл.-корр. РАН А.А. Дынкин, Я.А. Рекитар, Ю.В. Куренков. М.: ИМЭМО РАН, 2000. 114 с.
Инвестиции в основной капитал // Официальный сайт Госкомстата http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/IssWWW.exe/Stg/d01/2-4-1.htm 30 марта 2009 г.
Инновационная экономика. / Под ред. чл.-корр. РАН А.А.Дынкина. М.: "Наука", 2000. 213 с.
Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции и внешняя торговля в условиях вступления России в ВТО: субституты или дополнения? К постановке проблемы // Известия Уральского государственного университета. Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 14. 2003. №27. С. 75-87.
Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межстрановой макроэкономический анализ. / Научный руководитель М.И. Гельвановский. М.: ИМЭМО РАН, 2000. 116 с.
Кризис заставил региональные власти пересмотреть свою инвестиционную политику // Российская газета. Спецвыпуск. №4858 от 27 февраля 2009 г.
Кузнецова О.В., Кузнецов А.В., Туровский Р.Ф., Четверикова А.С. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов. Изд. 2-е. М.: «Экономика», 2009. 440 с.
Лабин Д.К. Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений (исторический очерк) // Право и политика. 2000. №9. С. 31-39.
Лимитовский М.А. Инвестиции на развивающихся рынках. М.: ДеКА, 2002. 464 с.
Миловидов В.Д. Инвестор в России: что делать? М.: ММВБ, 2000. 189 с.
Мировой кризис: угрозы для России: Материалы совместного заседания Ученого совета ИМЭМО РАН и Правления ИНСОР 10 декабря 2008 г. / Сост. и научн. ред. С.В. Чебанов. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 183 с.
Назаров М.Г., ред. Курс социально-экономической статистики. М.: Финстатинформ, 2002. 193 с.
Об иностранных инвестициях в 2008 году// Официальный сайт Госкомстата http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/IssWWW.exe/Stg/d01/2-4-1.htm 30 марта 2009 г.
Оболенский В.П. Внешние экономические связи: влияние на экономику России // Российский внешнеэкономический вестник. июль 2006. № 7. С. 29-34.
Основные параметры уточненного прогноза социально-экономического развития на 2009 год. // Министерство экономического развития Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/pressservice/news/doc1225439679534 12 февраля 2009 г.
Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М.: "Форум", 2001. 416 с.
Пичугин Б.М. Иностранные частные инвестиции в России: тенденции развития, проблемы и перспективы. Доклады Института Европы РАН. М., 1995. № 14. 59 с.
Ресин В.И., Владимирова И.Л. Системная оценка результатов инвестиционно-строительной деятельности // Теория и практика системных преобразований: Территории, отрасли и финансовые рынки. / Под ред. А.Н. Швецова. Т.36. М.: Институт системного анализа РАН, 2008. С. 181-195.
Станет ли Россия экономическим гигантом в XXI веке // Тихоокеанская звезда. 2007. №1. 9 января.
Федеральный закон РФ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996г.
Хмыз О. В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. М.: Книга сервис, 2002. 160 с.
Худиев В. Причины инвестиционного кризиса и пути его преодоления // Экономист. 1994. № 8. С. 24-36.
Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. М.: “Дело”, 2000. 256 с.
Чернецкая М.В., Мануйленко В.В. К вопросу привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию // Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». - Северо-Кавказский государственный технический университет, 2006. C. 68-69.
Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" http://old.tchirkounov.ru/laws/sublaw.php?id=107
Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ) // Российская газета. 2005. 27 июля.
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991г. ( в редакции Указа Президента РФ от 24.12.93г. № 2288, Федеральных законов от 19.06.95г. № 89-ФЗ, от 16.11.97г. № 144-ФЗ). Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"
Язовских Е.В. Инвестиционный климат региона как фактор привлечения иностранного капитала // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: Труды VII Международной научно-практической конференции. СПб: СПбГПУ, 2002.
Яковлева Е.Л. Политика привлечения иностранных инвестиций в Россию: пора перемен? // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 11. С. 21-35.
World Statistics Pocketbook 2008 .веб-сайт ЮНКТАД (www.unctad.org/gipa) февраль 2009 года

Приложения
Таблица 1. Структура инвестиции в основной капитал по источникам финансирования, в ценах соответствующих лет
  доля инвестиций в основной капитал в ВВП, в % 1996 1997 1998 Инвестиции в основной капитал 17,09 15,41 15,0 в том числе:       1. Собственные и привлеченные средства 13,65 12,22 12,76 из них:       собственные средства предприятий 8,94 9,37 7,84 кредиты коммерческих банков 0,45 0,40 0,48 средства внебюджетных фондов 2,09 0,70 0,58 прочие 2,17 1,75 2,86 2. Средства консолидированного бюджета 3,44 3,19 2,23 из них средства федерального бюджета 1,69 1,66 0,97 Источник: Госкомстат России, http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/IssWWW.exe/Stg/d01/2-4-1.htm 30 марта 2009 г.

Таблица 2.Объём инвестиций в основной капитал1), миллион рублей, значение показателя за год
1997 1998 1999 2000 2007 2008 Российская Федерация 408797 407086 670439 1165234 6626770.2 1) до 1998г. - млрд. рублей
Источник: сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d03/24-02.htm 30 марта 2009 г.





Таблица 3. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в % к предыдущему году), процент, значение показателя за год
1997 1998 1999 2000 2007 2008 95 88 105.3 117.4 121 Источник: сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d03/24-01.htm 30 марта 2009 г.

Таблица 4. Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов (в процентах к итогу)
  1997 1998 2000 2007 2008 Инвестиции в основной капитал - всего 100 100 100 100
100       в том числе по видам       основных фондов:           жилища 16,6 16,3 11,3 13,3 13,1   здания (кроме жилых) и   сооружения 45,5 45,1 43,1 42,5
42,3   машины, оборудование,   транспортные средства 30,1 29,9 36,6 37,4
36,9   прочие 7,8 8,7 9,0 6,8 7,3 Источник: официальный сайт Министерства Экономического Развития Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/pressservice/news/doc1225439679433 13 марта 2009 г.




Таблица 5. Инвестиции в основной капитал в 2008-2009 году (в % к соответствующему периоду предыдущего года и в млрд. руб.)

  янв. фев. март I кв. апр. май июнь I полу- годие июль авг. сент. 9 мес. окт. нояб. дек. год
янв.
фев. % 121,6 126,0 123,1 123,6 125,1 118,7 111,4 119,9, 110,7 110,1 114,3 116,5 105,3 99,1 92,5 109,8 84,5 85,9 млрд.
руб 366,4 454,2 534,8 1355,4 534,8 692,3 801,9 3411,7 745,2 802,7 867,1 2415,0 831,5 825,4 1281,3 8764,9 354,5 439,7 Источник: официальный сайт ЦБ РФ http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=macro/macro_09.htm&pid=macro&sid=oep Дата последнего обновления: 17 марта 2009 года.



График 1. Динамика инвестиций в основной капитал за 2007-2009 гг.

Источник: Инвестиции в основной капитал // Официальный сайт Госкомстата http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/IssWWW.exe/Stg/d01/2-4-1.htm 30 марта 2009 г.

Таблица 6. Структура иностранных инвестиций в российскую экономику

Всего,
млн долл. Прямые Портфельные Прочие млн долл. в % к итогу млн долл. в % к итогу млн долл. в % к итогу 1997 12295 5333 43,38 681 5,54 6281 51,09 1998 11773 3361 28,55 191 1,62 8221 69,83 1999 9560 4260 44,56 31 0,32 5269 55,12 2000 10958 4429 40,4 145 1,3 6384 58,3 Источник: Госкомстат России.
http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/29inv24.htm 30 марта 2009 г.

Таблица 7. Отраслевая структура иностранных инвестиций в российскую экономику
В млн долл. Изменение в % к предыдущему году 1997 1998 1999 2000 1997 1998 1999 2000 Промышленность 3610 4698 4876 4721 58,5 30,1 3,8 Транспорт и связь 194 589 907 1947 -27,9 203,6 54,0 Торговля и общественное питание 733 1201 1622 1924 95,5 63,8 35,1 Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 2299 1426 190 271 41,1 -38,0 -86,7 42,6 Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение 4763 900 114 274 135,3 -81,1 -87,3 Прочие отрасли 696 2959 1851 1821 76,2 325,1 -37,4 Источник: Госкомстат России. http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d03/24-12.htm 30 марта 2009 г.

Таблица 8. Поступление иностранных инвестиций по типам
  2008г. Справочно 2007г. в % к млн. долларов США в % к 2007г. итогу 2006г. итогу Инвестиции 103769 85,8 100 в 2,2р. 100 из них:           прямые инвестиции 27027 97,2 26,0 в 2,0р. 23,0 в том числе:           взносы в капитал 15883 107,4 15,3 168,7 12,2 из них реинвестирование 618 176,0 0,6 80,7 0,3 лизинг 168 в 2,0р. 0,2 91,9 0,1 кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций 9781 83,9 9,4 в 3,0р. 9,7 прочие прямые инвестиции 1195 95,1 1,1 136,4 1,0 портфельные инвестиции 1415 33,7 1,4 131,8 3,5 из них акции и паи 1126 27,8 1,1 140,5 3,4 прочие инвестиции 75327 84,7 72,6 в 2,3р. 73,5 в том числе:           торговые кредиты 16168 115,4 15,6 151,3 11,6 прочие кредиты 57895 78,5 55,8 в 2,6р. 61,0 из них:           на срок до 180 дней 6617 193,0 6,4 112,2 2,8 на срок свыше 180 дней 51278 72,9 49,4 в 2,8р. 58,2 прочее 1264 107,8 1,2 в 2,2р. 0,9 Источник: Об иностранных инвестициях в 2008 году// Официальный сайт Госкомстата http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/IssWWW.exe/Stg/d01/2-4-1.htm 30 марта 2009 г.


Таблица 9. Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам млн.долларов США
  Накоплено на конец 2008г. В том числе Справочно поступило в 2008г. всего в % к итогу прямые порт- фельные прочие Всего инвестиций1) 264599 100 122392 5627 136580 103769 из них по основным странам-инвесторам 226203 85,5 101523 5271 119409 83353 в том числе: Кипр 56902 21,5 40732 1728 14442 19857 Нидерланды 46346 17,5 35931 41 10374 14542 Люксембург 34402 13,0 1217 273 32912 7073 Соединенное Королевство (Великобритания) 30811 11,6 4647 2339 23825 14940 Германия 17425 6,6 7275 26 10124 10715 Ирландия 9662 3,7 480 0,4 9182 2903 Франция 9542 3,6 1927 1 7614 6157 США 8769 3,3 3193 662 4914 2773 Виргинские острова (Брит.) 8267 3,1 5470 200 2597 3529 Япония 4077 1,6 651 1 3425 864 _____________________ 1) Включая инвестиции из государств-участников СНГ.
Источник: Госкомстат России. http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_11/IssWWW.exe/Stg/d03/24-14.htm 30 марта 2009 г.

Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. М.: “Дело”, 2002. 256 с.
Аукуционек С.П., Батяева А.Е. Российские предприятия в рыночной экономике: ожидания и действительность. М.: “Наука”, 2000. С. 111-116.
Хмыз О.В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. М.: Книга сервис, 2002. С. 18.
Там же. С. 54.
Евстигнеев В.Р. Финансовый рынок в переходной экономике - инвестиционные стратегии, структурная организация, перспективы международной интеграции. М.: "Эдиториал УРСС", 2000. С. 114.
Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межстрановой макроэкономический анализ. / Научный руководитель М.И. Гельвановский. М.: ИМЭМО РАН, 2000. 116 с.
Андрионов В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал. М.: "Экономика", 1999. С. 177-179.
Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М.: "Форум", 2001. С. 211-215.
Миловидов В.Д. Инвестор в России: что делать? М.: ММВБ, 2000. С. 117.
Инвестиции в России: тенденции, проблемы, пути решения с учетом зарубежной практики. / Научн. рук. чл.-корр. РАН А.А. Дынкин, Я.А. Рекитар, Ю.В. Куренков. М.: ИМЭМО РАН, 2000. 114 с.
Лимитовский М. А. Инвестиции на развивающихся рынках. М.: ДеКА, 2002. С. 211-214.
Яковлева Е.Л. Политика привлечения иностранных инвестиций в Россию: пора перемен? // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 11. С. 21-35.
Белоус Т.Я. Прямые иностранные инвестиции в России: плюсы и минусы// Международные экономические отношения. 2003. №9. С. 65.
Кузнецова О.В., Кузнецов А.В., Туровский Р.Ф., Четверикова А.С. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов. Изд.2-е. М.: «Экономика», 2008. С. 5.
Там же. С. 6.
Дзарасов Р.С., Новоженов Д.В.Крупный бизнес и накопление капитала в современной России. Изд.2-е. М.: «Дело», 2009. С. 4.
Там же. С. 5.
Там же. С. 5.
Дзарасов Р.С., Новоженов Д.В.Крупный бизнес и накопление капитала в современной России. Изд.2-е. М.: «Дело», 2009. С. 8
Дзарасов Р.С., Новоженов Д.В.Крупный бизнес и накопление капитала в современной России. Изд.2-е. М.: «Дело», 2009. С. 9.
Там же. С. 10
Власкин Г.А., Ленчук Е.Б. Инвестиционные аспекты инновационного роста: мировой опыт и российские перспективы. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 288 с.
Там же. С. 9-10.
Ресин В.И., Владимирова И.Л. Системная оценка результатов инвестиционно-строительной деятельности // Теория и практика системных преобразований: Территории, отрасли и финансовые рынки. / Под ред. А.Н.Швецова. Т.36. М.: Институт системного анализа РАН, 2008. С. 181-195.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. С. 22-23.
Глобальный экономический спад усугубляет страновые риски России// Журнал «Рынок ценных бумаг». 2009. 11 февраля http://www.rcb.ru/crisis/
Агеев А. Несгораемые рукописи // Экономические стратегии. 2009. №01. C.5.
Государство своевременно отреагировало на кризис. Интервью с Директором департамента финансовой политики Минфина Алексеем Саватюгиным //Журнал «Рынок ценных бумаг». 2009. 15 января http://www.rcb.ru/crisis/
Основные параметры уточненного прогноза социально-экономического развития на 2009 год. // Министерство экономического развития Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/pressservice/news/doc1225439679534 12 февраля 2009 г.
Основные параметры уточненного прогноза социально-экономического развития на 2009 год. // Министерство экономического развития Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/pressservice/news/doc1225439679534 12 февраля 2009 г.
Кризис заставил региональные власти пересмотреть свою инвестиционную политику // Российская газета. Спецвыпуск. №4858 от 27 февраля 2009 г.
Худиев В. Причины инвестиционного кризиса и пути его преодоления // Экономист. 1994. № 8. С. 24-26.
Инвестиции в России: тенденции, проблемы, пути решения с учетом зарубежной практики. / Научн. рук. чл.-корр. РАН А.А. Дынкин, Я.А. Рекитар, Ю.В. Куренков. М.: ИМЭМО РАН, 2000. С. 23.-25.
Назаров М.Г., ред. Курс социально-экономической статистики. М.: Финстатинформ, 2002. С. 58.
Там же. С. 59.
Назаров М.Г., ред. Курс социально-экономической статистики. - М.: Финстатинформ, 2002. - с. 587.
Лимитовский М. А. Инвестиции на развивающихся рынках. – М.: ДеКА, 2002. - с. 321-324.
Инвестиции в основной капитал // Официальный сайт Госкомстата http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/IssWWW.exe/Stg/d01/2-4-1.htm 30 марта 2009 г.
Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития/ Российская академия наук; Центр внешнеэкономических исследований / Под ред. С. А. Ситаряна. М.: Наука, 2003. C. 59-60.
Инновационная экономика. / Под ред. чл.-корр. РАН А.А.Дынкина. М.: "Наука", 2000. С. 167.
Долгополов Д.С. Тенденции международного движения ссудного капитала // Проблемы экономики. 2006. № 4. С. 147.
Долгополов Д.С. Тенденции международного движения ссудного капитала // Проблемы экономики. 2006. № 4. С. 148.
Язовских Е.В. Инвестиционный климат региона как фактор привлечения иностран-ного капитала // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: Труды VII Международной научно-практической конференции. СПб: СПбГПУ, 2002. С. 90.
Лабин Д.К. Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений (исторический очерк)// Право и политика. 2000. №9. С. 37
Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции и внешняя торговля в условиях вступления России в ВТО: субституты или дополнения? К постановке проблемы // Известия Уральского государственного университета. Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 14. 2003. №27. С. 78
World Statistics Pocketbook 2008 .веб-сайте ЮНКТАД (www.unctad.org/gipa) февраль 2009 года.
Там же.
World Statistics Pocketbook 2008 .веб-сайте ЮНКТАД (www.unctad.org/gipa) февраль 2009 года.
Там же
Там же.
World Statistics Pocketbook 2008 .веб-сайте ЮНКТАД (www.unctad.org/gipa) февраль 2009 года.
Оболенский В.П. Внешние экономические связи: влияние на экономику России // Российский внешнеэкономический вестник. июль 2006. № 7. С. 31.
Язовских Е.В. Инвестиционный климат региона как фактор привлечения иностранного капитала // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: Труды VII Международной научно-практической конференции. СПб: СПбГПУ, 2002. С. 56.
Там же. С. 57.
Язовских Е.В. Инвестиционный климат региона как фактор привлечения иностранного капитала // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: Труды VII Международной научно-практической конференции. СПб: СПбГПУ, 2002. С. 58.
Пичугин Б.М. Иностранные частные инвестиции в России: тенденции развития, проблемы и перспективы. Доклады Института Европы РАН. М., 1995. № 14. С. 4-9.
Хмыз О. В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. М.: Книга сервис, 2002. С. 120.
Хмыз О. В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. М.: Книга сервис, 2002. С. 122.
Станет ли Россия экономическим гигантом в XXI веке // Тихоокеанская звезда. 2007. №1. 9 января.
Чернецкая М.В., Мануйленко В.В. К вопросу привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию // Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». - Северо-Кавказский государственный технический университет, 2006. C. 68-69.
Оболенский В.П. Внешние экономические связи: влияние на экономику России // Российский внешнеэкономический вестник. июль 2006. № 7. С. 31.
Мировой кризис: угрозы для России: Материалы совместного заседания Ученого совета ИМЭМО РАН и Правления ИНСОР 10 декабря 2008 г. / Сост. и научн. ред. С.В. Чебанов. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 45.
Мировой кризис: угрозы для России: Материалы совместного заседания Ученого совета ИМЭМО РАН и Правления ИНСОР 10 декабря 2008 г. / Сост. и научн. ред. С.В. Чебанов. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 89.
Об иностранных инвестициях в 2008 году// Официальный сайт Госкомстата http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/IssWWW.exe/Stg/d01/2-4-1.htm 30 марта 2009 г.
Чернецкая М.В., Мануйленко В.В. К вопросу привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию // Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». - Северо-Кавказский государственный технический университет, 2006. C. 68-69.
Язовских Е.В. Инвестиционный климат региона как фактор привлечения иностранного капитала // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: Труды VII Международной научно-практической конференции. СПб: СПбГПУ, 2002. С. 90.
Белов В.И. Проблемы организации свободных экономических зон в России //Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2006. Выпуск №5. http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0506/090507.htm
Федеральный закон РФ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996г.
Белозеров И.И., Белозерова С.В. Свободные экономические зоны как элемент региональной инвестиционной политики // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». Северо-Кавказский государственный технический университет 2006. №4. http://www.ncstu.ru
Белозеров И.И., Белозерова С.В. Свободные экономические зоны как элемент региональной инвестиционной политики // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». Северо-Кавказский государственный технический университет 2006. №4. http://www.ncstu.ru
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991г. ( в редакции Указа Президента РФ от 24.12.93г. № 2288, Федеральных законов от 19.06.95г. № 89-ФЗ, от 16.11.97г. № 144-ФЗ). Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"




53

1.Агеев А. Несгораемые рукописи // Экономические стратегии. 2009. №01. C.5.
2.Андрионов В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал. М.: "Экономика", 1999. 661 с.
3.Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. 303 с.
4.Аукуционек С.П., Батяева А.Е. Российские предприятия в рыночной экономике: ожидания и действительность. М.: “Наука”, 2000. 211 с.
5.Белов В.И. Проблемы организации свободных экономических зон в России // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2006. Выпуск №5. http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0506/090507.htm
6.Белозеров И.И., Белозерова С.В. Свободные экономические зоны как элемент региональной инвестиционной политики // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». Северо-Кавказский государственный технический университет 2006. №4. http://www.ncstu.ru
7.Власкин Г.А., Ленчук Е.Б. Инвестиционные аспекты инновационного роста: мировой опыт и российские перспективы. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 288 с.
8.Внешнеэкономические проблемы перехода России на инновационный путь развития/ Российская академия наук; Центр внешнеэкономических исследований / Под ред. С. А. Ситаряна. М.: Наука, 2003. 252 с.
9.Глобальный экономический спад усугубляет страновые риски России// Журнал «Рынок ценных бумаг». 2009. 11 февраля http://www.rcb.ru/crisis/
10.Государство своевременно отреагировало на кризис. Интервью с Директором департамента финансовой политики Минфина Алексеем Саватюгиным //Журнал «Рынок ценных бумаг». 2009. 15 января http://www.rcb.ru/crisis/
11.Дзарасов Р.С., Новоженов Д.В.Крупный бизнес и накопление капитала в современной России. Изд.2-е. М.: «Дело», 2009. 512 с.
12.Долгополов Д.С. Тенденции международного движения ссудного капитала. // Проблемы экономики. 2006. № 4. С. 147-152.
13.Евстигнеев В.Р. Финансовый рынок в переходной экономике – инвестиционные стратегии, структурная организация, перспективы международной интеграции. М.: "Эдиториал УРСС", 2000. 240 с.
14.Инвестиции в России: тенденции, проблемы, пути решения с учетом зарубежной практики. / Научн. рук. чл.-корр. РАН А.А. Дынкин, Я.А. Рекитар, Ю.В. Куренков. М.: ИМЭМО РАН, 2000. 114 с.
15.Инвестиции в основной капитал // Официальный сайт Госкомстата http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/IssWWW.exe/Stg/d01/2-4-1.htm 30 марта 2009 г.
16.Инновационная экономика. / Под ред. чл.-корр. РАН А.А.Дынкина. М.: "Наука", 2000. 213 с.
17.Кадочников С.М. Прямые зарубежные инвестиции и внешняя торговля в условиях вступления России в ВТО: субституты или дополнения? К постановке проблемы // Известия Уральского государственного университета. Проблемы образования, науки и культуры. Выпуск 14. 2003. №27. С. 75-87.
18.Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межстрановой макроэкономический анализ. / Научный руководитель М.И. Гельвановский. М.: ИМЭМО РАН, 2000. 116 с.
19.Кризис заставил региональные власти пересмотреть свою инвестиционную политику // Российская газета. Спецвыпуск. №4858 от 27 февраля 2009 г.
20.Кузнецова О.В., Кузнецов А.В., Туровский Р.Ф., Четверикова А.С. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов. Изд. 2-е. М.: «Экономика», 2009. 440 с.
21.Лабин Д.К. Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений (исторический очерк) // Право и политика. 2000. №9. С. 31-39.
22.Лимитовский М.А. Инвестиции на развивающихся рынках. М.: ДеКА, 2002. 464 с.
23.Миловидов В.Д. Инвестор в России: что делать? М.: ММВБ, 2000. 189 с.
24.Мировой кризис: угрозы для России: Материалы совместного заседания Ученого совета ИМЭМО РАН и Правления ИНСОР 10 декабря 2008 г. / Сост. и научн. ред. С.В. Чебанов. М.: ИМЭМО РАН, 2009. 183 с.
25.Назаров М.Г., ред. Курс социально-экономической статистики. М.: Финстатинформ, 2002. 193 с.
26.Об иностранных инвестициях в 2008 году// Официальный сайт Госкомстата http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/IssWWW.exe/Stg/d01/2-4-1.htm 30 марта 2009 г.
27.Оболенский В.П. Внешние экономические связи: влияние на экономику России // Российский внешнеэкономический вестник. июль 2006. № 7. С. 29-34.
28.Основные параметры уточненного прогноза социально-экономического развития на 2009 год. // Министерство экономического развития Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/pressservice/news/doc1225439679534 12 февраля 2009 г.
29.Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М.: "Форум", 2001. 416 с.
30.Пичугин Б.М. Иностранные частные инвестиции в России: тенденции развития, проблемы и перспективы. Доклады Института Европы РАН. М., 1995. № 14. 59 с.
31.Ресин В.И., Владимирова И.Л. Системная оценка результатов инвестиционно-строительной деятельности // Теория и практика системных преобразований: Территории, отрасли и финансовые рынки. / Под ред. А.Н. Швецова. Т.36. М.: Институт системного анализа РАН, 2008. С. 181-195.
32.Станет ли Россия экономическим гигантом в XXI веке // Тихоокеанская звезда. 2007. №1. 9 января.
33.Федеральный закон РФ «Об особой экономической зоне в Калининградской области» от 22 января 1996г.
34.Хмыз О. В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. М.: Книга сервис, 2002. 160 с.
35.Худиев В. Причины инвестиционного кризиса и пути его преодоления // Экономист. 1994. № 8. С. 24-36.
36.Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций. М.: “Дело”, 2000. 256 с.
37.Чернецкая М.В., Мануйленко В.В. К вопросу привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию // Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону». - Северо-Кавказский государственный технический университет, 2006. C. 68-69.
38.Федеральный закон от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" http://old.tchirkounov.ru/laws/sublaw.php?id=107
39.Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ) // Российская газета. 2005. 27 июля.
40.Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 4 июля 1991г. ( в редакции Указа Президента РФ от 24.12.93г. № 2288, Федеральных законов от 19.06.95г. № 89-ФЗ, от 16.11.97г. № 144-ФЗ). Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"
41.Язовских Е.В. Инвестиционный климат региона как фактор привлечения иностранного капитала // Интеграция экономики в систему мирохозяйственных связей: Труды VII Международной научно-практической конференции. СПб: СПбГПУ, 2002.
42.Яковлева Е.Л. Политика привлечения иностранных инвестиций в Россию: пора перемен? // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 11. С. 21-35.
43.World Statistics Pocketbook 2008 .веб-сайт ЮНКТАД (www.unctad.org/gipa) февраль 2009 года

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы лежат в основе проблемы инвестиционной политики в условиях экономического кризиса?

Теоретической основой проблемы инвестиционной политики в условиях экономического кризиса являются различные концепции и модели, которые анализируют влияние кризисных явлений на инвестиции и определяют роль государства в регулировании инвестиционных процессов.

Какие концептуальные основы лежат в основе инвестиционной политики в условиях экономического кризиса?

Основой инвестиционной политики в условиях экономического кризиса является стратегия преодоления кризиса, включающая меры по стимулированию инвестиций, привлечению внутренних и внешних инвесторов, поддержке инновационных проектов и снижению экономической неопределенности.

Каков внутренний инвестиционный потенциал в экономике Российской Федерации?

Внутренний инвестиционный потенциал в экономике Российской Федерации основан на наличии богатых природных ресурсов, большом рынке сбыта, развитой инфраструктуре и наличии высококвалифицированной рабочей силы.

Какова стратегия России по привлечению инвестиций?

Стратегия России по привлечению инвестиций включает в себя создание благоприятного инвестиционного климата, снижение бюрократической нагрузки на инвесторов, предоставление налоговых льгот и гарантий защиты прав инвесторов.

Какая роль государства в регулировании инвестиционных процессов в условиях экономического кризиса?

Государство играет важную роль в регулировании инвестиционных процессов в условиях экономического кризиса путем разработки и принятия соответствующих законодательных актов, создания специальных инвестиционных фондов, осуществления мер поддержки и стимулирования инвестиций.

Какой вклад в развитие экономики России вносит инвестиционная политика?

Инвестиционная политика играет важную роль в развитии экономики России. Она направлена на привлечение инвестиций в различные отрасли, создание благоприятных условий для предпринимательства и поддержку инновационных проектов. Благодаря инвестициям, экономика получает необходимые ресурсы для роста и развития, а также улучшение условий жизни населения.

Какова проблема инвестиционной политики в условиях экономического кризиса?

В условиях экономического кризиса инвестиционная политика сталкивается с рядом сложностей. Одна из основных проблем заключается в снижении объемов инвестиций и ухудшении инвестиционного климата. Кризис влияет на доверие инвесторов, что приводит к уменьшению их активности и оттоку капитала из страны. Кроме того, кризис может вызывать нестабильность в экономике, что повышает риски для инвесторов и затрудняет привлечение инвестиций.

Какие концептуальные основы лежат в основе инвестиционной политики в условиях экономического кризиса?

Концептуальные основы инвестиционной политики в условиях экономического кризиса включают набор мер и инструментов, направленных на стимулирование инвестиций и улучшение инвестиционного климата. Одной из основных концепций является создание благоприятных условий для предпринимательства, которые включают упрощение процедур регистрации бизнеса, сокращение бюрократической нагрузки, снижение налогового бремени и обеспечение защиты прав собственности. Кроме того, инвестиционная политика должна быть направлена на привлечение инвестиций в инновационные проекты и развитие перспективных отраслей экономики.

Какие проблемы возникают при инвестиционной политике в условиях экономического кризиса?

В условиях экономического кризиса возникают такие проблемы как снижение инвестиционного спроса, нестабильность финансового рынка, рост уровня риска, недостаток доступных кредитных ресурсов и так далее. Все эти факторы затрудняют привлечение инвестиций и реализацию инвестиционной политики.

Какие концептуальные основы лежат в основе инвестиционной политики в условиях экономического кризиса?

Концептуальные основы инвестиционной политики включают такие аспекты, как создание стабильного инвестиционного климата, снижение рисков, привлечение внутренних и иностранных инвестиций, развитие инноваций, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие финансовой системы и другие. Все эти меры направлены на стимулирование инвестиций и восстановление экономики в условиях кризиса.

Каков внутренний инвестиционный потенциал в экономике Российской Федерации?

Внутренний инвестиционный потенциал в России включает такие факторы, как наличие природных ресурсов, квалифицированная рабочая сила, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура, научно-технический потенциал, развитие информационных технологий и другие. Все эти факторы обеспечивают основу для привлечения инвестиций и развития экономики страны.