Реорганизация и ликвидация юридических лиц.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Гражданское право
  • 3131 страница
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 22.12.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1. Реорганизация и правоприемство юридического лица
1.2. Реорганизация юридического лица
1.2. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
2. Ликвидация юридического лица
2.1. Значение ликвидации юридического лица
2.2. Порядок ликвидации юридического лица
Заключение
Библиография

Фрагмент для ознакомления

Составление промежуточного ликвидационного баланса не препятствует предъявлению требований кредиторами, которые не предъявили их в установленный срок. Расчеты с ними производятся по правилам, предусмотренным п. 5 ст. 64 ГК.
Требования кредиторов удовлетворяются, прежде всего, из денежных средств должника. При недостаточности денежных средств юридического лица для погашения требований кредиторов производится продажа его имущества с публичных торгов в соответствии с Законом об исполнительном производстве. Исключением является учреждение. Обращение взыскания на иное, помимо денежных средств, имущество ликвидируемого учреждения не допускается, поскольку в соответствии со ст. 120 ГК оно отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При их недостаточности субсидиарную ответственность по долгам учреждения несет учредитель - собственник соответствующего имущества.
После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, утверждаемый учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации. Ликвидационный баланс отражает состояние имущества ликвидируемой организации после завершения расчетов с кредиторами. Утверждается ликвидационный баланс в том же порядке, что и промежуточный, и представляется регистрирующему органу для регистрации ликвидации юридического лица (ст. 21 Закона о государственной регистрации).
Пункт 6 статьи 63 ГК РФ предусматривает обращение взыскания при ликвидации казенного предприятия или учреждения на имущество их учредителей, если будет установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов за счет должника. Такая невозможность возникает при отсутствии у казенного предприятия денежных средств и иного имущества, на которое можно обратить взыскание, а у учреждения - необходимых денежных средств.
Субсидиарная ответственность по долгам ликвидируемого юридического лица может возлагаться также на полных товарищей в полных и коммандитных товариществах (п. 1 ст. 75, п. 1 ст. 82 ГК), участников общества с дополнительной ответственностью (п. 1 ст. 95 ГК), членов производственного кооператива (п. 2 ст. 108 ГК).
Оставшееся после расчетов с кредиторами юридического лица имущество передается учредителям (участникам), имеющим вещные либо обязательственные права на это имущество. Вещные права на имущество юридического лица имеют учредители учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Обязательственные права в отношении ликвидируемого юридического лица сохраняют участники хозяйственных товариществ, обществ, производственных и потребительских кооперативов. Правила распределения имущества между участниками устанавливаются положениями ГК об отдельных видах юридических лиц и специальными законами.
Положение о распределении имущества ликвидируемой организации между учредителями применяется, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Поскольку, согласно п. 3 ст. 48 ГК, учредители общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) не сохраняют имущественных прав в отношении созданных ими организаций, они не получают имущество, оставшееся после ликвидации указанных организаций. Данное правило действует также в отношении большинства других видов некоммерческих организаций. Согласно п. 1 ст. 20 Закона «О некоммерческих организациях» оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемой некоммерческой организации, если иное не установлено законодательством, направляется на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства. Исключением из указанного правила являются потребительский кооператив и некоммерческое партнерство, имущество которых при ликвидации может быть распределено между их членами в размере, не превышающем размер их имущественных взносов. Остальное имущество также направляется на цели, предусмотренные уставом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной с момента внесения записи об этом в единый государственный реестр.
Государственная регистрация ликвидации осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
Статья 64 ГК РФ устанавливает обязательную для всех юридических лиц очередность удовлетворения требований кредиторов. Помимо общей очередности, из содержания статьи, а также иных положений ГК можно сделать вывод о наличии требований, удовлетворяемых вне очереди, а также тех, которые погашаются в «послеочередном» порядке.
Приоритетному удовлетворению при ликвидации юридического лица подлежат требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. Поскольку возмещение вреда предусматривает, как правило, выплату периодических платежей в течение достаточно длительного времени, удовлетворение требований кредиторов первой очереди производится путем капитализации соответствующих повременных платежей в установленном законом порядке (п. 2 ст. 1093 ГК). Внесение капитализированных платежей осуществляется ликвидационной комиссией по месту регистрации страхователя путем их перечисления на счет страховщика.
Требования граждан, являющихся кредиторами банков и иных кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, подлежат удовлетворению в первую очередь. В первую очередь погашаются требования граждан - вкладчиков и при банкротстве кредитной организации (п. 1 ст. 49 Закона о банкротстве кредитных организаций).
Во вторую очередь производится выплата выходных пособий и оплата труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, а также выплата вознаграждений по авторским договорам. Размер выходного пособия и иных причитающихся работникам ликвидируемой организации платежей определяется в соответствии со ст. 178 ТК.
Залоговые кредиторы по общему правилу имеют право на преимущественное перед другими кредиторами удовлетворение требований из стоимости заложенного имущества (п. 1 ст. 334 ГК). При ликвидации юридического лица они получают удовлетворение своих требований после кредиторов первой и второй очереди. Если стоимость заложенного имущества не покрывает полностью суммы требований кредиторов, они имеют право получить удовлетворение из всего имеющегося имущества должника. Однако в данном случае оставшаяся неудовлетворенной часть требований погашается в пятую очередь.
К четвертой очереди отнесены требования по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, в том числе: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения.
В пятую очередь удовлетворяются требования кредиторов по всем остальным обязательствам, в том числе по обязательствам, вытекающим из гражданско-правовых договоров, причинения вреда имуществу, неосновательного обогащения.
Порядок возмещения расходов, связанных с продолжением функционирования ликвидируемого юридического лица, работой ликвидационной комиссии (ликвидатора), определяется по аналогии с порядком возмещения судебных издержек, а также иных расходов, возникающих при проведении конкурсного производства. Указанные расходы должны покрываться за счет имущества ликвидируемого юридического лица вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве).
ГК исходит из принципа последовательного удовлетворения требований кредиторов, т.е. требования следующей очереди не подлежат удовлетворению, если не завершены расчеты с кредиторами предыдущей очереди. При этом должны учитываться сроки начала расчетов с кредиторами отдельных очередей (п. 4 ст. 63 ГК).
В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для полного расчета с кредиторами одной очереди он производится пропорционально суммам заявленных требований. Таким образом, обеспечивается равенство прав кредиторов одной очереди. Календарная очередность возникновения требований при этом не учитывается.
Заявленные в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК требования кредиторов подлежат рассмотрению ликвидационной комиссией. Последняя наделена правом признать указанные требования полностью или частично или отказать в их удовлетворении. О принятом решении ликвидационная комиссия уведомляет кредитора. Кредитор в свою очередь имеет право оспорить принятое комиссией решение в судебном порядке. В случае, когда к моменту принятия решения суда об удовлетворении требований кредитора расчеты уже осуществлены, кредитор вправе получить удовлетворение из оставшегося после расчетов с другими кредиторами имущества.
Установленный в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК срок предъявления требований кредиторов к ликвидируемому юридическому лицу не является пресекательным. Требования могут быть заявлены в любой момент до завершения ликвидации. Однако требования, заявленные по истечении установленного срока и не вошедшие в промежуточный ликвидационный баланс, удовлетворяются после требований кредиторов, заявленных в срок. Данное правило действует независимо от того, по чьей вине, кредитора или ликвидационной комиссии, был пропущен срок предъявления требований.
Требования, в удовлетворении которых ликвидационной комиссией было отказано и отказ не был оспорен в суде к моменту завершения ликвидации либо суд также отказал кредитору в их удовлетворении, считаются погашенными. Поскольку ликвидация юридического лица означает прекращение его существования без правопреемства, требования, не заявленные к моменту внесения записи о ликвидации юридического лица в единый государственный реестр, также считаются погашенными.

Заключение
Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо yполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов. Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.
В случаях, прямо предусмотренных законом, реорганизация в форме разделения и выделения может осуществляться принудительно, по решению компетентного государственного органа или суда. Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения). Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо.
Ликвидация может осуществляться добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей для которых оно создавалось (например, дирекция строящегося предприятия прекращает свою деятельность после сдачи готового объекта в эксплуатацию). Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением. Основаниями для нее являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам. Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом.
Библиография
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994. «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 22.12.1995. «Российская газета», N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. «Парламентская газета», № 151-152, 10.08.2000.
ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ. «Российская газета», № 153-154, 10.08.2001.
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ. «Российская газета», № 153-154, 10.08.2001.
ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ. «Российская газета», № 229, 03.12.2002.
ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. «Российская газета», № 30, 17.02.1998.
ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» от 07.08.2001 N 117-ФЗ. «Российская газета», № 151-152, 09.08.2001.
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 № 40-ФЗ. «Российская газета», № 41-42, 04.03.1999.
ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ. «Российская газета», № 90, 13.05.1998.
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. «Российская газета», № 209-210, 02.11.2002.
ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1. «Российская газета», № 39, 18.02.1992.
ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1. «Российская газета», № 27, 10.02.1996.
ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ «Российская газета», № 14, 24.01.1996.
Гражданское право под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., Проспект, 2002. – 496 с.
Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право. М.: Век, 2000. – 324 с.
Комментарий к ГК РФ. Ч.1-3 под ред. Е.Л. Забарчука - М.: Издательство «Экзамен», 2005. -. 960 с.
Мушинский В.О. «Основы гражданского права». М.: Феникс, 2000. – 462 с.
Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 624 с.
Суханов Е.А. Гражданское право. В 2 томах. Т.1: Учебник. 2004. – 422 с.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994. «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ. «Российская газета», № 229, 03.12.2002.
ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. «Российская газета», № 30, 17.02.1998.
Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. С. 68.
ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» от 07.08.2001 N 117-ФЗ. «Российская газета», № 151-152, 09.08.2001.
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 № 40-ФЗ. «Российская газета», № 41-42, 04.03.1999.
ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ. «Российская газета», № 90, 13.05.1998.
ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. «Российская газета», № 209-210, 02.11.2002.
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ. «Российская газета», № 153-154, 10.08.2001.
ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ. «Российская газета», № 153-154, 10.08.2001.
Гражданское право под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М.: Проспект, 2002. С. 98.
Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право. М.:Век, 2000.С. 123.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. «Парламентская газета», № 151-152, 10.08.2000.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1. «Российская газета», № 39, 18.02.1992.
ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1. «Российская газета», № 27, 10.02.1996.
Комментарий к ГК РФ. Ч.1-3 под ред. Е.Л. Забарчука - М.: Издательство «Экзамен», 2005. С. 187.
Мушинский В.О. «Основы гражданского права». М.: Феникс, 2000. С. 131.
ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ «Российская газета», № 14, 24.01.1996.
Суханов Е.А. Гражданское право. В 2 томах. Т.1: Учебник. 2004. С.142.












32

1.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, 25.12.1993.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994. «Российская газета», № 238-239, 08.12.1994.
3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 22.12.1995. «Российская газета», N 23, 06.02.1996, N 24, 07.02.1996, N 25, 08.02.1996, N 27, 10.02.1996.
4.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ. «Парламентская газета», № 151-152, 10.08.2000.
5.ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ. «Российская газета», № 153-154, 10.08.2001.
6.ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ. «Российская газета», № 153-154, 10.08.2001.
7.ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ. «Российская газета», № 229, 03.12.2002.
8.ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. «Российская газета», № 30, 17.02.1998.
9.ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан» от 07.08.2001 N 117-ФЗ. «Российская газета», № 151-152, 09.08.2001.
10.ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 № 40-ФЗ. «Российская газета», № 41-42, 04.03.1999.
11.ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ. «Российская газета», № 90, 13.05.1998.
12.ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. «Российская газета», № 209-210, 02.11.2002.
13.ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1. «Российская газета», № 39, 18.02.1992.
14.ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1. «Российская газета», № 27, 10.02.1996.
15.ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ «Российская газета», № 14, 24.01.1996.
16.Гражданское право под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., Проспект, 2002. – 496 с.
17.Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право. М.: Век, 2000. – 324 с.
18.Комментарий к ГК РФ. Ч.1-3 под ред. Е.Л. Забарчука - М.: Издательство «Экзамен», 2005. -. 960 с.
19.Мушинский В.О. «Основы гражданского права». М.: Феникс, 2000. – 462 с.
20.Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 624 с.
21. Суханов Е.А. Гражданское право. В 2 томах. Т.1: Учебник. 2004. – 422 с.

Вопрос-ответ:

Что такое реорганизация юридического лица?

Реорганизация юридического лица - это процесс изменения организационно-правовой формы, структуры или статуса юридического лица. В результате реорганизации может быть создано новое юридическое лицо или изменены существующие юридические субъекты.

Каково значение правоприемства при реорганизации юридических лиц?

Правоприемство при реорганизации юридических лиц означает передачу прав и обязанностей от реорганизованного юридического лица к его правопреемнику. Это позволяет обеспечить сохранение юридической непрерывности и продолжение деятельности юридического лица после реорганизации.

Как происходит ликвидация юридического лица?

Ликвидация юридического лица - это процесс прекращения его деятельности, при котором все его активы преобразуются в денежную форму, а полученные средства распределяются между участниками или кредиторами. Ликвидация может производиться по решению участников или по решению суда.

Зачем нужна ликвидация юридического лица?

Ликвидация юридического лица может быть необходима, если оно прекратило свою деятельность, не способно погасить свои долги или если участники приняли решение о его ликвидации. Ликвидация позволяет завершить все деловые отношения, разделить активы и долги, а также освободить участников от обязанностей перед третьими лицами.

Каков порядок ликвидации юридического лица?

Порядок ликвидации юридического лица определяется законодательством и уставом организации. Он включает такие этапы, как назначение ликвидационной комиссии, составление ликвидационного баланса, опубликование объявления о ликвидации, погашение долгов, продажа имущества и распределение остатка активов. В результате ликвидации юридическое лицо считается полностью прекратившим свою деятельность.

Что такое реорганизация юридического лица?

Реорганизация юридического лица - это процесс изменения организационно-правовой формы или структуры компании. В результате реорганизации может произойти преобразование юридического лица в другую организационно-правовую форму, подразделение, филиал или его разделение на несколько самостоятельных компаний.

Как происходит правопреемство при реорганизации юридических лиц?

Правопреемство при реорганизации юридических лиц означает, что все права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят на новые юридические лица или на его правопреемников. Это означает, что новые компании, созданные в результате реорганизации, наследуют все договорные обязательства, активы и пассивы реорганизуемой компании и продолжают ее деловую деятельность.