Формирование глагольного словаря у детей в норме и с ОНР

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 7171 страница
  • 53 + 53 источника
  • Добавлена 01.02.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Современное состояние проблемы исследования особенностей развития словаря у детей в норме и с ОНР
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
1.2. Глагольный словарь у детей в норме
1.3.Глагольный словарь у детей с ОНР
Глава II. Исследование развития глагольного словаря у детей в норме и с ОНР
2.1.Цель, задачи, методы и организация исследования
2.2.Характеристика детей экспериментальной группы
2.3.Содержание методики констатирующего эксперимента
Глава III. Особенности развития глагольного словаря у дошкольников с ОНР и в норме (анализ результатов эксперимента)
Глава IV. Развитие глагольного словаря
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

Птица - летает.
Рыба — плавает.
Лягушка — прыгает.
Игра «Кто как ест?».
Кошка лакает молоко.
Собака грызет кость.
Корова жует сено.
Курица клюет зерно.
Игра «Кто как голос подает?».
Воробей чирикает
Петух кукарекает.
Курица кудахчет.
Гусь гогочет.
Утка крякает.
Ворона каркает.
Лягушка квакает.
Волк воет.
Медведь.
Собака лает.
Кошка мяукает.
Свинья хрюкает.
Корова мычит.
Лошадь ржёт.
Игра «Когда человек ест?».
Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает.) А если он ест днем? (Обедает.) А если он ест вечером? (Ужинает.)
Игра «Кто что умеет делать?».
Логопед предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.
Уборщица — убирает.
Художник — рисует.
Парикмахер — стрижет.
Покупатель — покупает.
Строитель - строит.
Шофёр – водит.
Продавец – продаёт.
Портной шьёт.
Игра «Что какие звуки издает?».
Дверь — скрипит…………………..Ветер — свистит.
Машина — гудит. ………… Дождь — шумит.
Листья — шелестят. ………….Ручеек — журчит.
Гром — грохочет. ………….Бумага — шуршит.
Игра «Кто или что может это делать?».
Бегать —...; плавать —...;
летать—...; катиться—...;
ползать —...; лежать —...;
стоять—...; сидеть—...;
прыгать —... . -
Игра в лото «Кто что делает?».
На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.
Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложения.
Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.
Отгадать названия животных.
Мычит (кто?)...; хрюкает...;
лает...; ржет...;
мяукает...; блеет... .
К названиям животных подобрать слова, которые отвечают на вопросы: «Как голос подает? », «Как двигается? », «Как ест? ».
Например: кошка мяукает, мурлычет, крадется, прыгает, лакает; собака лает, рычит, бежит, прыгает, кусает, бросается, грызет.
Подобрать как можно больше слов к названиям животных, которые отвечают на вопрос « Что делает? ».
Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, несется.
Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, грызет.
Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, царапается, играет, облизывается, крадется.
Игра «Отгадай, что это за животные?». Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идет речь.
Сторожит, грызет, лает — кто это?
Мяукает, лакает, царапается —... .
Хрюкает, роет —
Ржет, бегает, скачет —
Мычит, жует, ходит —... .
Летает, жужжит, жалит —
Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (по теме «Осень»).
Солнце (что делает?)...; трава...;
облака...; листья...;
дождь...; птицы...;
ветер...; деревья... .
Предлагается картинка «Осень». Аналогичные задания даются и по другим картинкам («Зима», «Весна», «Лето»).
К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Растет (что?)...; срезают...;
зеленеет...; выкапывают...;
краснеет...; срывают...;
созревает...; варят...;
дергают...; жарят...;
маринуют...; солят... .
«Вопрос — ответ».
а. Логопед просит детей рассказать, кто как передвигается. Дети должны дать полный ответ.
Кто прыгает? (Лягушка. Лягушка прыгает.) Кто плавает? (Рыба. Рыба плавает.) Кто летает? (Птица. Птица летает.) Кто ползает? (Змея. Змея ползает.)
б. Логопед просит детей рассказать о том, кто как ест. Дети должны дать полный ответ.
Кто лакает? (Кошка. Кошка лакает.) Кто грызет? (Собака. Собака грызет.) Кто клюет? (Курица. Курица клюет.) Кто жует? (Корова. Корова жует.)
«Подбери картинку».
Детям демонстрируются картинки: ракета, лодка, самолет, стрекоза, автобус, рыба, машина, велосипед, пловец, мотоцикл, пчела, пароход, вертолет, ласточка, бабочка. Логопед называет действие. Дети показывают соответствующие картинки.
Плывет... (лодка, рыба, пловец, пароход). Летит... (стрекоза, пчела, ласточка, бабочка, ракета, самолет, вертолет).
Едет... (машина, велосипед, мотоцикл, автобус).
«Кто больше?»
Логопед называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при затруднениях предъявляются предметные картинки).
Летит... (стрела, самолет, парашют, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей).
Плывет... (пароход, лодка, рыба, пловец, плот, бревно, щепка, катер, утка).
Растет... (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста, зуб, волосы, щенок).
Поет.., (певец, соловей, жаворонок, хор, флейта).
Ползает... (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей, разведчик).
Пищит... (мышка, игрушка, комар, котенок).
Скрипит... (дверь, снег, дерево, телега, голос).
Хрустит... (морковка, сухарь, сахар, снег, кость).
«Летает — ползает — прыгает».
Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы, детям предлагается подобрать к этой картинке из множества других, расположенных на наборном полотне, картинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ передвижения: летает, ползает, прыгает, плавает. Картинки:
змея, кит, бабочка, кенгуру, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц, морж, жаба, щука, утка.
«Кто что может делать?»
Детям демонстрируются картинки с изображением лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают, кто что может делать:
портной ... (кроить, шить, подшивать, пришивать); повар... (варить, жарить, резать, солить); уборщица... (подметать, вытирать, мыть, убирать); продавец... (продавать, взвешивать, считать, заворачивать).
«Задай вопрос».
Логопед в случайном порядке называет слова, обозначающие предмет и действие, и предлагает детям поставить к слову вопрос: «что?» («кто?») или «что делает?» (при затруднениях дается образец выполнения задания).
Дождь... (что?). Говорит... (что делает?). Льет... (что делает?). Человек... (кто?). Гремит... (что делает?). Спит... (что делает? ). Цветок... (что?). Гром... (что?). Ребенок... (кто?).
«Ответь на вопрос».
Логопед задает детям вопрос: «что?» («кто?») или («что делает?» Дети отвечают на вопрос, называя соответствующее слово, обозначающее предмет или действие.
«Подбери слова».
Логопед предлагает детям подобрать:
а) к словам, обозначающим предмет, слова, обозначающие действие:
Весна
Почки... Травка... Ручеек... Снег... Подснежник...
Лето
Цветы.... Солнце.., Птицы... Грибы... Дети...
б) к словам, обозначающим действие, слова, обозначающие предмет:
Осень
Моросит... Вянет... Желтеют... Опадают... Льет...
Зима
Замерзли... Выпал... Метут... Лепят... Воет...
Заключение

Данная работа представляет собой анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме формирование глагольного словаря у детей в норме и с ОНР, а также результатов экспериментального исследования, позволяет сделать следующее обобщающее заключение.
Нарушение формирования глагольного словаря имеет широкое распространение среди детей с общим недоразвитием речи. Однако эта проблема является недостаточной, в связи с чем, изучение особенностей формирования глагольного словаря, определение направлений и содержание коррекционной работы по его преодолению у данной категории детей рассматривается как актуальный вопрос теории и практики логопедии.
Цель данной работы - изучить особенности нарушения и развития глагольного словаря у дошкольников с ОНР. Для достижения этой цели мы проанализировали литературы по проблеме исследования, что позволяет сделать вывод. В результате исследования констатировано, что общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом.
В работе показано, как в норме, так и патологии развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают словарным запасом. Время появления первых слов у детей с нарушением речи не имеют резкого отличия от нормы. Однако, сроки, в течение которых дети продолжают пользоваться отдельными словами, не объединяя их в двухсловное аморфное предложение, сугубо индивидуальны.
В соответствии с задачами исследования разработанная методика констатирующего эксперимента была направлена на выявление уровня сформированности глагольного словаря у дошкольников с ОНР.
Проведённое исследование включило в себя:
Оперирование словами разных лексико – семантических групп.
Исследование лексической системности и семантических полей.
Исследование структуры значения слова.
Исследование синтагматических связей слов.
В результате анализа полученных данных было выявлено, что в глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. Нарушение формирования лексики у детей ОНР выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря.
Также у дошкольников с ОНР системные отношения между лексическими единицами языка недостаточно сформированы.
Дети с ОНР в большинстве затруднялись в подборе слов, что свидетельствует о недостаточной сформированности синтагматических связей, а также валентности глагола. Таким образом, происходит ограниченное использование синтагматических связей по сравнению с детьми без речевых нарушений.
Выявленные особенности глагольного словаря у детей с ОНР обосновывают необходимость комплексного коррекционно – педагогического воздействия.
При проведении логопедической работы по развитию глагольного словаря необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре его значения, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях формирования глагольного словаря у дошкольников с нарушением речи.
При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.
У детей с нарушениями развития речи обнаруживается острый дефицит в тех элементах языка, которые являются носителями не лексических, а грамматических значений, что связано с дефектом функции общения.
Основной задачей логопеда при развитии глагольного словаря у детей является уточнение имеющегося словаря и его обогащения, с помощью хорошо знакомых ребенку предметов и действий, включая данные слова в знакомый ребенку контекст, также необходимо развивать внимание ребенка к слову и его значениям.
Также нами были даны рекомендации, направленные на формирование глагольного словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могли бы помочь многим воспитателям и логопедам правильно провести диагностику обследования детей с общим недоразвитием речи и выбрать нужную в каждом конкретном случае методику коррекционной работы. Как известно, своевременная коррекционная работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе, ведь важнейшим фактором овладением чтением, письмом, счетом является достаточный уровень сформированности лексики

Литература

Белова-Давид Р.А. Нарушение речи дошкольников. – М., 1972. – 295 с.
Водолеев А. А. Психология общения. — М., 1996. — 255 с.
Воробьёва В.К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. - М., 1975. - С. 55-64.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб, 2003 – 144 с.
Выготский Л. С. Развитие устной речи. Детская речь. – М., 1996. – 486 с.
Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избранные психологические исследования. – М.,1956. – С. 236 – 274.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 360 с.
Голубева Л.Г. Мыслительный процесс классификации у детей дошкольного возраста. – Л., 1974. – 366 с.
Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией//Дефектология. — 1995. — № 6. - С. 7 - 16.
Ермина В.Н. Обогащение и развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи. – Рязань, 2001. – 262 с.
Ефименкова Е.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи). – М., 1985. – 186 с.
Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958. – 296 с.
Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., 1994. – 176 с.
Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1962. – 268 с.
Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 2000. – 382 с.
Залевская А.А. Психолингвистические проблемы семантики слова. – Калинин, 1982. – 297 с.
Клименко А.П. Лексическая системность и её психолингвистическое изучение. – Минск, 1973. – 324 с.
Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001. – 224 с.
Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999. – 196 с.
Левина Р.Е. Предмет логопедии. Основы теории и практики логопедии. - М., 1968. – 236 с.
Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со сзрослыми. – М., 1985. – 288 с.
Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975 – 458 с.
Ляпидевский С.С. Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – 374 с.
Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия. – М., 1998. – С 123 – 147.
Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи. – 480 с.
Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Под ред. С. А. Мироновой. — М., 1987. – 358 с.
Парамонова Л.Г. Логопедия для свех // Л.Г. Парамонова. – М., 2002. – 333 с.
Парамонова Л.Г.. Лалаева Н.В. Особенности вербальных ассоциаций у детей с общим недоразвитием речи. Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. – М., 1985. – С. 138 – 147.
Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984. – 192 с.
Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр.- М., 2003. – 288 с.
Рогожникова Т.Н. Сопоставление ассоциативных реакций детей разных возрастных групп в условиях нормы и патологии. Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. - Калинин, 1983. – 258 с.
Розенгарт – Пупко Р.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. – М., 1963. – 138 с.
Рубинтшейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – 482 с.
Сахаров Л.С. О методах исследования понятий. Психология. – М., 1930. – 372 с.
Серебрякова Н.В. К вопросу о методике изучения ориентировки на слово у детей-дошкольников с нарушением речи. Речевые и нервно-психические расстройства нарушения у детей и взрослых. – Л.. 1987. – С. 167 – 180.
Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. – 1992. - №1. – С. 62 – 67.
Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М.. 2003. – 290 с.
Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1996. № 1.- С. 62-67.
Сохин Ф.А. Психолого – педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. 1989. № 3. – С. 23 – 29.
Туманова Т.В. Особенности формирования словесных операций у детей с ОНР. – М., 1990. – 247 с.
Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984. – 156 с.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999. – 156 с.
Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.. 1989. – 280 с.
Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1931. – 148 с.
Фотекова ТА. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитие речи. // Дефектология. — 1994, № 2. – С. 34 – 39.
Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М., 1961. – 356 с.
Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1969. – 458 с.
Хрестоматия по логопедии. Под редакцией Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М., 1997. – 426 с.
Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. — М., 1997. — С. 240-250.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974. – 348 с.
Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. – 298.
Якубинский Л.П. Избранные труды. Язык и функционирование. – М., 1986. – С. 94 – 113.
Яровенко О.И. Становление интонационной системы языка у детей младшего дошкольного возраста // Становление речи и усвоение языка ребёнком. – М., 1985. - С. 33 – 46.
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1
Схема психолого-педагогического обследования
ребенка
Анкетные данные
Фамилия, имя___________________________________________________
Дата рождения ____ _____________________________________________
№ детского учреждения __ _______________________________________
Домашний адрес, телефон ________________________________________
Сведения о семье
Мать (Ф.И.О., место работы) ______________________________________
Отец (Ф.И.О., место работы)_______________________________________
Условия воспитания (где воспитывается и обучается) __________________
Особенности речевой среды (контакты с лицами с речевой патологией, двуязычие) _____________________________________________________________
Психологический климат в семье_____________________________________
Жалобы родителей на речь ребенка, его поведение______________________
В какие логопедические учреждения обращались, с каким результатом __________________________________________________________________
Анамнестические данные
Наличие наследственной патологии (наличие заикания у родственников)__________________ _____________________________________________
Особенности протекания беременности, родов__________________________
Особенности сна, бодрствования, вскармливания после рождения и выписки из родильного дома ________________________________________________
Данные о психомоторном развитии (когда стал держать голову, сидеть, стоять, ходить; излишне подвижен, излишне заторможен) __________________
Данные о формировании навыков самообслуживания ___________________
Данные о речевом анамнезе (время появления гуления, лепета, первых слов, фраз) ____________________________________________________________
Темп речевого развития (замедленный, убыстренный).___________________
Особенности речевого развития (нарушения звукопроизношения и т.п.) __________________________________________________________________
Объективные данные (по данным врачей-специалистов)
Слух _________________________________________________________
Зрение________________________________________________________
Интеллект _____________________________________________________
Состояние моторных функций
Общая моторика (объем движений, точность, координация, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательная активность) ___________________________________________________________
Мелкая моторика (праксис пальцевой «позы» и последовательно организованные движения) _________________________________________
Манипуляции с мелкими предметами _____________________________
Конструктивный праксис. _______________________________________
Графомоторные навыки__________________________________________
Наличие леворукости (скрытого левшества).________________________
Мимические движения (особенности мимики при речи). __________________________________________________________
Артикуляционная моторика (артикуляционные «позы» и серии движений органов артикуляции)__________________________________________________
__________________________________________________________________
Строение органов артикуляционного аппарата
Губы________________ _зубы____________________________
Язык__________________нёбо ___________________________
Состояние дыхательной функции
Тип дыхания.__________________________________________________
Ритмичность дыхания __________________________________________
Характер вдоха при речи ________________________________________
Продолжительность речевого выдоха ______________________________
Состояние просодической стороны речи
Сила голоса (тихий — громкий) _____________________________________
Звучание голоса (звонкий — глухой) _________________________________
Мелодика (понижение или повышение голоса для восклицания, утверждения, вопроса во фразе) _________________________________________________
Темп___ _________________________________________________________
Ритм ___________________________________________________________
Паузы (логически обоснованы — необоснованы)______________________
Логическое ударение (выделение ключевого слова во фразе путем повышения голоса)__________________________________________________
Общая характеристика речи
Звукопроизношение и звукослоговая структура слов. _______________________________________________________________
Фонематическое восприятие. ______________________________________
Фонематический анализ и синтез. __________________________________
Понимание обращенной речи ______________________________________
Словарный запас (активный и пассивный). ___________________________
Грамматическое оформление речи. __________________________________
Сформированность связной речи.____________________________________
Проявления нарушения речи в различных формах речи в зависимости от степени самостоятельности произнесения и сложности речевого высказывания
Сопряженная речь _________________________________________________
Отраженная речь___________________________________________________
Называние предметов с наглядной опорой __________________________
Называние тех же предметов без наглядной опоры ___________________
Вопросно-ответная речь _ _______________________________________
Стихотворная речь ______________________________________________
Пересказ (с опорой и без опоры на картинку) ________________________
Рассказ по картинке и серии картинок ____ __________________________
Самостоятельный рассказ (из личного опыта) ________________________
Ситуации, когда заикание наиболее выражено________________________
Общее физическое состояние в процессе речевого общения (дрожь, пот-
ливость, учащение пульса и сердцебиения и т.п.) ______________________
Особенности личности и эмоционально-волевой сферы
Контактность и характер взаимоотношений с окружающими ___________
________________________________________________________________
Особенности личности (активность, организованность, целеустремленность и т.п.) _______________________________________________________
Характерологические особенности (конфликтность, агрессивность, доброжелательность и т.п.)______________________________________________
Особенности психических процессов
Восприятие (цвет, форма, пространственные отношения, наблюдательность) _________________________________________________________
Внимание (устойчивость, отвлекаемость, рассеянность, переключаемость, концентрация)_____________________________________________________
Память (скорость и объем запоминания, точность воспроизведения)_____
________________________________________________________________
Мышление (понимание причинно-следственных отношений, операции сравнения, классификации, понимание смысла загадок и пословиц и т.п.) __
________________________________________________________________
Динамика психической деятельности и поведения ребенка
Активность или вялость психической деятельности, (в игре, учебной деятельности)___ _____________________________________________________
Преобладающий фон настроения ___________________________________
Степень эмоциональной возбудимости ______________________________
Заключение
Речевые нарушения _______________________________________
Индивидуально-психологические особенности ребенка _______________










Приложение 2
Основная цель предложенный игр – формирование и развитие лексического словаря дошкольников, также в каждой игре добавляются дополнительные цели.
Все детали игр изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка, в названии которой есть автоматизируемый звук и несколько картинок с любым другим звуком. Картинки можно вырезать из старых списанных учебников для начальной школы.
«Построй домик»
Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах развивать фонематическое восприятие.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках, 7—14 штук) и на большом треугольнике (крыша).
Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (в имени которого есть звук, который автоматизируется), например [л] — построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [л].

«Собери цветочек»
Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: Собрать цветочек, выбирая лепестки с картинками, в названии которых имеется заданный звук. После того, как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ему закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.
«Солнышко»
Цель игры: закрепить правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.
Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).
Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в названиях выбранных картинок.
«Собери яблочки»
Цель игры: закрепить умение дифференцировать оппозиционные звуки, формировать произвольное поведение, развивать мелкую моторику.
Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.
Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с нее упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком «з» в названии, а в корзину собачки — яблочки с картинками со звуком «с». Подобно этой игре можно провести другие: «Собери морковь», «Собери груши» и т.д. Педагог во время такого занятия может закреплять лексику по теме «Овощи-фрукты».
«Украсим елочку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы — «елочные шары» с наклеенными предметными картинками.
Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком в названии, прикрепляя игрушки с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.
«Напои куклу чаем»
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.
Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.
Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная — она любит пить чай только из чашек, на которых нарисованы картинки с ее любимым звуком «Ж» в названии. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.
«Кукла наряжается»
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.
Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.
Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу в те платья, на которых есть картинка с заданным звуком в ее названии.
«Украсим комнату флажками»
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.
Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет, выбирая для этого только флажки с картинками на заданный звук. Koгда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.
«Собери бусы»
Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми: один ребёнок собирает бусы с одного конца, другой — с другого.
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.
Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.
Ход игры: педагог предлагав детям собрать бусы, выбирая из них те, на которые наклеена картинка, называющаяся на заданный звук.
«Паровоз»
Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.
Материал: паровоз и вагончики с наклеенными предметными картинками, в названии которых есть заданный звук.
Ход игры: логопед предлагает ребенку составить паровозик, выбирая только те вагончики, названии картинок которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на вагончиках.
«Разложи елочки»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на елочки разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку разложить елочки в порядке убывания - от самой большой до самой маленькой, выбирая только те, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.
Далее игры усложняются. Не забывая о том, что основная задача — автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, в игры вносится элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты хорошо известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.
«Сложи пирамидку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные кружки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только те, на которые наклеена картинка с заданным звуком в названии. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая фигуры в порядке их уменьшения.
«Веселые матрешки»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая те, которые украшены картинками с заданным звуком в названии.
«Сложи снежинку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.
Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур, и сложить точно такую же, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

«Подбери фигуры»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются отверстия-фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть, например, только треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезаются точно такие же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.
Ход игры строится по типу игры «Доска Сегена». Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например «л», и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться «Украсим платье» или «Украсим кофточку».













3

1.Белова-Давид Р.А. Нарушение речи дошкольников. – М., 1972. – 295 с.
2.Водолеев А. А. Психология общения. — М., 1996. — 255 с.
3.Воробьёва В.К. Особенности связной речи школьников с мотор-ной алалией // Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпи-девского, С. Н. Шаховской. - М., 1975. - С. 55-64.
4.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследо-вания детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диаг-ностики: Учебно-методическое пособие. – СПб, 2003 – 144 с.
5.Выготский Л. С. Развитие устной речи. Детская речь. – М., 1996. – 486 с.
6.Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Избранные психологические исследования. – М.,1956. – С. 236 – 274.
7.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. – 360 с.
8.Голубева Л.Г. Мыслительный процесс классификации у детей дошкольного возраста. – Л., 1974. – 366 с.
9.Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с рече-вой патологией//Дефектология. — 1995. — № 6. - С. 7 - 16.
10.Ермина В.Н. Обогащение и развитие лексики старших дошколь-ников с общим недоразвитием речи. – Рязань, 2001. – 262 с.
11.Ефименкова Е.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи). – М., 1985. – 186 с.
12.Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958. – 296 с.
13.Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М., 1994. – 176 с.
14.Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. – М., 1962. – 268 с.
15.Залевская А.А. Введение в психолингвистику. – М., 2000. – 382 с.
16.Залевская А.А. Психолингвистические проблемы семантики сло-ва. – Калинин, 1982. – 297 с.
17.Клименко А.П. Лексическая системность и её психолингвистиче-ское изучение. – Минск, 1973. – 324 с.
18.Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамма-тического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб., 2001. – 224 с.
19.Лалаева Р.И. Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., 1999. – 196 с.
20.Левина Р.Е. Предмет логопедии. Основы теории и практики ло-гопедии. - М., 1968. – 236 с.
21.Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со сзрослыми. – М., 1985. – 288 с.
22.Лурия А.Р. Речь и мышление. – М., 1975 – 458 с.
23.Ляпидевский С.С. Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. – 374 с.
24.Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи // Логопедия. – М., 1998. – С 123 – 147.
25.Методическое наследие / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн. V Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи. – 480 с.
26.Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Под ред. С. А. Мироновой. — М., 1987. – 358 с.
27.Парамонова Л.Г. Логопедия для свех // Л.Г. Парамонова. – М., 2002. – 333 с.
28.Парамонова Л.Г.. Лалаева Н.В. Особенности вербальных ассо-циаций у детей с общим недоразвитием речи. Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. – М., 1985. – С. 138 – 147.
29.Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохи-на. М., 1984. – 192 с.
30.Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их пре-одоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – 2-е изд., испр.- М., 2003. – 288 с.
31.Рогожникова Т.Н. Сопоставление ассоциативных реакций детей разных возрастных групп в условиях нормы и патологии. Психолингви-стические исследования в области лексики и фонетики. - Калинин, 1983. – 258 с.
32.Розенгарт – Пупко Р.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. – М., 1963. – 138 с.
33.Рубинтшейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – 482 с.
34.Сахаров Л.С. О методах исследования понятий. Психология. – М., 1930. – 372 с.
35.Серебрякова Н.В. К вопросу о методике изучения ориентировки на слово у детей-дошкольников с нарушением речи. Речевые и нервно-психические расстройства нарушения у детей и взрослых. – Л.. 1987. – С. 167 – 180.
36.Слинько О.А. К изучению проблемы межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. – 1992. - №1. – С. 62 – 67.
37.Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М.. 2003. – 290 с.
38.Соловьева Л. Г. Особенности коммуникативной деятельности де¬тей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1996. № 1.- С. 62-67.
39.Сохин Ф.А. Психолого – педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. 1989. № 3. – С. 23 – 29.
40.Туманова Т.В. Особенности формирования словесных операций у де-тей с ОНР. – М., 1990. – 247 с.
41.Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи. – М., 1984. – 156 с.
42.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольно-го возраста. – М., 1999. – 156 с.
43.Филичева Т.Б. Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.. 1989. – 280 с.
44.Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1931. – 148 с.
45.Фотекова ТА. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитие речи. // Дефектология. — 1994, № 2. – С. 34 – 39.
46.Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М., 1961. – 356 с.
47.Хватцев М.Е. Логопедия. – М., 1969. – 458 с.
48.Хрестоматия по логопедии. Под редакцией Л.С. Волковой и В.И. Се-ливерстова. – М., 1997. – 426 с.
49.Шаховская С. Н. Развитие словаря в системе работы при общем не-доразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л. Б. Халиловой. — М., 1997. — С. 240-250.
50.Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974. – 348 с.
51.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. – 298.
52.Якубинский Л.П. Избранные труды. Язык и функционирование. – М., 1986. – С. 94 – 113.
53. Яровенко О.И. Становление интонационной системы языка у детей младшего дошкольного возраста // Становление речи и усвоение языка ребёнком. – М., 1985. - С. 33 – 46.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития словаря наблюдаются у детей с ОНР?

Дети с ОНР (общими нарушениями развития) характеризуются определенными психолого-педагогическими особенностями, в том числе и в формировании глагольного словаря. Они могут испытывать трудности с овладением глаголами, как восприятием, так и произнесением. У них наблюдаются задержки в развитии речи и словарного запаса, что может затруднять их коммуникацию и общение с окружающими.

Каковы особенности развития глагольного словаря у детей в норме?

У детей в норме развития глагольный словарь формируется на определенных этапах и приобретает все большую сложность и разнообразие по мере их роста и развития. Вначале дети усваивают простые глаголы, связанные с действиями и состояниями, а затем расширяют свой словарный запас более сложными глаголами, связанными с абстрактными понятиями и отношениями.

Какие цели и задачи были поставлены в исследовании развития глагольного словаря у детей?

Целью исследования было изучение особенностей развития глагольного словаря у детей в норме и с ОНР. Главной задачей было выявление различий в формировании глагольного словаря у этих двух групп детей, а также определение факторов, влияющих на развитие словарного запаса в обоих случаях.

Какие методы были использованы в исследовании развития глагольного словаря у детей?

Для достижения поставленных целей и задач в исследовании были использованы различные методы, включая наблюдение, анкетирование, тестирование и анализ данных. Каждый метод был подобран с учетом специфики изучаемых показателей и помогал получить максимально объективную информацию о развитии словарного запаса у детей.

Что такое ОНР?

ОНР - это общее недоразвитие речи, неврологическое расстройство, которое проявляется в нарушениях различных аспектов речевой деятельности у детей.

Какие особенности характерны для детей с ОНР?

Дети с ОНР испытывают трудности с формированием и использованием глагольного словаря, они могут иметь ограниченный запас глаголов, слабо развитую лексико-грамматическую сторону речи и проблемы с выражением своих мыслей и эмоций.

Какие особенности есть у глагольного словаря у детей в норме?

У детей в норме глагольный словарь постепенно формируется и расширяется с возрастом. Они активно усваивают новые глаголы, связывают их с конкретными действиями и ситуациями, учатся правильно склонять и использовать глаголы в речи.

Как проводилось исследование развития глагольного словаря у детей в норме и с ОНР?

В исследовании были поставлены цели и задачи, выбраны методы сбора данных и организована группа экспериментальных детей. Затем детям были предложены специальные методики для оценки их глагольного словаря, и результаты были сравнены с данными детей в норме.

Какие методики использовались для констатирования развития глагольного словаря?

Для оценки развития глагольного словаря использовались различные методики, включающие задания на заполнение пропусков, упражнения на выбор правильного глагола, игровые ситуации для выражения действий и другие.

Какие особенности развития словаря у детей с ОНР?

Дети с органическими нарушениями речи (ОНР) имеют свои особенности в развитии словаря. У них наблюдается ограниченность словарного запаса, затруднения в усвоении новых слов, а также затруднения в использовании глаголов в речи. Это связано с патологическими изменениями в мозге и сниженной психической активностью.

Каково современное состояние проблемы исследования особенностей развития словаря у детей с ОНР?

Современное состояние проблемы исследования особенностей развития словаря у детей с ОНР находится на стадии активных исследований. Ученые проводят эксперименты, используют различные методы и организуют специальные программы для развития словаря у таких детей. Однако еще много вопросов требует изучения, и это остается актуальной темой для дальнейших исследований.