Возможности решения проблем бедности на местном уровне

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-экономические и политические процессы
  • 1919 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 21.12.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЕДНОСТЬ В РОССИИ
1.1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ БЕДНОСТИ
1.2. СТРАТЕГИЯ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ
2.1. ЗАДАЧИ И ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С БЕДНОСТЬЮ
2.2. МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С БЕДНОСТЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Справедливее просто говорить о бюджетной экономии на социальные цели как способ экономического облегчения государственной финансовой нагрузки. Эта позиция в Программе Грефа явно просматривается в тезисе перехода от социального к субсидиарному государству, помогающему исключительно тем, кто не получает минимум жизненных средств собственными силами. Остальные оставляются государством в свободном плавании в условиях не столько рыночно-конкурентного, сколько монопольно-бюрократического хозяйствования с его низкими шансами на свободную экономическую активность и адекватное ее вознаграждение.
Провозглашенный переход к приоритету адресного пособия по нуждаемости в общей системе социальной защиты означает радикальную реформу национального института самой социальной помощи в РФ, который на практике уже действует на местах.
Помощь в основном оказывается социально слабым категориям с низкими доходами. Из начала 52 региональных программ, поступивших в Минтруд (1997 г.) видно, что в 52 регионах оказывается помощь инвалидам I и II групп, в 49 регионах одиноким пенсионерам и семьям одиноких пенсионеров, в 48 - многодетным семьям, в 45 - семьям с детьми-инвалидами и имеющим на попечении детей-сирот, в 32 - беременным женщинам, в 26 - хронически больным, в 19 кормящим матерям и несовершеннолетним родителям, в 18 - студенческим семьям и т.д.; меньше всего используются выплаты социального пособия малоимущим.
В 1997-1998 гг. в Волгоградской, Воронежской областях и в Республике Коми в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 775-р от 4 июня 1997 г. на кредиты Мирового банка проводились пилотные программы по введению адресной помощи на базе финансирования из федерального и регионального бюджетов.
В концепции этого эксперимента сказано: «... на начальных этапах реализации программы предполагается использовать одну из форм социально поддержки - пособие по нуждаемости (бедности). Вместе с тем, с учетом региональной специфики и по положениям администрации регионов разрешается содержание программы расширять за счет включения в нее элементов адресной социальной помощи беднейшим слоям - натуральная поддержка и другая». Однако на практике реализация пилотных проектов фактически свелась только к организации системы выплаты пособия. Центральным вопросом эксперимента явилась проблема определения нуждающихся в помощи семей. Главная трудность здесь - в определении дохода как основания для возникновения права на помощь.
В пилотных проектах учет этот производится различно в методиках трех регионов:
• в Волгоградской области с помощью балльной методики определяются потенциальные потребительские расходы, которые более точно отражают материальное положение семьи, чем декларированные доходы;
• в Коми - на основе расчетов экономического потенциала семьи, который определяет вероятностный доход семей при использовании ею трудовых ресурсов, недвижимости и транспортных средств;
• в Воронежской области осуществляется специальное рассмотрение органом
соцзащиты состояния личной собственности семей, подавших заявление (есть ли дополнительное жилье, дача, гараж, легковой автомобиль, вклады).
Несмотря на столь сложные подходы к оценке нуждаемости семей, социальное пособие нигде не было предоставлено в виде разницы между фактическими доходами и прожиточным минимумом. Такая задача даже и не ставилась.
Так, в Коми предельной величиной уровня нуждаемости является так называемый гарантированный денежный доход (ГДД), равный 50% прожиточного минимума и дифференцированный по зонам. В Волгоградской области принимались заявления от семей с душевым доходом также до 50% ПМ, что привело к массовому отсеву пенсионеров из числа бедных - минимальная пенсия с компенсациями, как известно, выше этого показателя. В Воронежской и Волгоградской областях на пилотных территориях роль ограничителя размеров назначенных выплат сыграли специальные шкалы, построенные в долях прожиточного минимума. К примеру, в Воронежской области пособие на одинокого нуждающегося составляет 10% ПМ, для семьи из двух человек - 15%, из 3-4 - 20%, из 5 и более - 30: ПМ. В Волгоградской области, шкала такова: при потенциальных потребительских расходах малообеспеченной семьи до 40% ПМ - 110 руб., от 40 до 60% - 80 руб., 60-80% - 50 руб., свыше 80% - минимальные 20 руб. в месяц на человека. В Коми фактором отсева заявителей предусмотрено определение дохода от имущества, независимо от его ликвидности.
Подобные ограничения привели к формированию весьма малого размера пособия по нуждаемости:
• в Воронежской области около 40 руб.;
• в Коми - 85 руб.;
• в Волгоградской области - 68 руб. в месяц (данные за июль 1998 г.).
Малые размеры пособий и жесткие условия отбора нуждающихся семей привели к низкой численности получающих помощь: всего 2-6% населения, тогда как по данным Госкомстата на этих территориях среди населения 20 и более процентов граждан имели на период эксперимента доходы ниже прожиточного минимума.
В итоге эксперимент во многом послужил основой принятия закона РФ О государственной социальной помощи, который повторил его принципы: учет всех видов доходов из любых источников, включая подсобное хозяйство, оценки которого не всегда достоверны; учет земли и имущества, часто приносящих не доход, а расход; свобода местных органов в определении границы возмещаемых затрат на проживание и размеров выплат в зависимости от собственных бюджетных ресурсов; отказ по сути от денежных форм социальной поддержки; заполнение деклараций о доходах нуждающимся заявителем и т.д. В то же время указанный закон не сделал главного - не определил обязательный источник средств в виде специального норматива в федеральном и консолидированных бюджетах на эти цели.
Переход к заявительной адресной социальной помощи требует тщательного изучения имеющегося отечественного и зарубежного опыта, В частности, в отношении ожидаемого эффекта от введения социального пособия не следует забывать о выявленном, западной практикой дестимулирующем его характере, так называемые «ловушки бедности». Люди нередко предпочитают жить на пособие, а не активизировать собственные усилия на зарабатывание доходов и самообеспечение, что особенно неприятно для России с ее крайней потребностью в повышении всякой экономической активности населения для определения нынешнего кризиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бедные страдают не только из-за отсутствия денег, их также мучает клеймо позора, связанное с таким положением. Так сложилось, что бедных считают лентяями и бездельниками. Многие утверждают, что они бедны по собственной вине: если бы они действительно хотели, то могли бы найти работу и улучшить свое положение. Эти взгляды еще весьма устойчивы, но многие начинают понимать, что так называемые "структурные факторы" (например, увольнение из-за отсутствия работы на сталелитейном заводе) являются важными причинами бедности. Как и следовало ожидать, пожилые и богатые придерживаются мнения о "собственной вине" бедных, а молодые, бедные, скорее склонны учитывать "структурные факторы". Но бедные люди зачастую сами считают себя виноватыми, некоторые из них отказываются обращаться за пособием по бедности, считая, что они его не заслуживают
В любом случае, какие бы меры не принимались по улучшению жизни россиян, если государство не станет прислушиваться к проблемам и нуждам беднейших слоев населения, то вряд ли можно представить успешный исход данной проблемы.
Прежде всего, следует менять менталитет русских людей по отношению к бедности. Когда в Ленинградской области 15 летний мальчик вешается на перилах своей музыкальной школы только из-за того, что считает свою семью бедной, то становится страшно. Такая ситуация могла бы и не случиться если бы в нашей стране грамотно проводилась политика, прежде всего, по поддержке морального состояния малообеспеченных и беднейших слоев населения, чтобы будущее поколение не искало путей как избавиться от так называемого «позорного положения», а боролось, боролось и боролось за улучшение своего уровня жизни. Ведь известно, что именно борьба за свое благополучие формирует и воспитывает личность.
Список использованной литературы

Доклад о развитии человека 2005. Международное сотрудничество на перепутье: помощь, торговля и безопасность в мире неравенства.// Пер. с англ.-М.: Изд. Весь Мир, 2005.- 416 с.
Зеленов Л.А., Владимиров А.Л. Основы социологии.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.- 160 с.
Кравченко А.И. Социология и политология.-М.: Изд. центр Академия; Мастерство; Высшая школа, 2000.- 312 с.
Малый М. Как сделать Россию нормальной страной?-СПБ.: Дмитрий Буланин, 2003.- 333 с.
Социальная политика в постсоциалистическом обществе.// Задачи, противоречия, механизмы.-М.: Наука, 2001.- 648 с.
Социальная политика.// Под общ. ред. Волгина Н.А.-М.: Изд. РАГС, 2003.- 548 с.
Социальная политика.// Под общ. ред. Н.А. Волгина.-М.: Изд. Экзамен, 2003.- 736 с.
Кравченко А.И. Социология и политология.-М.: Высшая школа, 2000.- с. 169
Социальная политика.// Под общ. ред. Н.А. Волгина.-М.: Изд. Экзамен, 2003.- с. 161













20

1.Доклад о развитии человека 2005. Международное сотрудничество на перепутье: помощь, торговля и безопасность в мире неравенства.// Пер. с англ.-М.: Изд. Весь Мир, 2005.- 416 с.
2.Зеленов Л.А., Владимиров А.Л. Основы социологии.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.- 160 с.
3.Кравченко А.И. Социология и политология.-М.: Изд. центр Академия; Мастерство; Высшая школа, 2000.- 312 с.
4.Малый М. Как сделать Россию нормальной страной?-СПБ.: Дмитрий Буланин, 2003.- 333 с.
5.Социальная политика в постсоциалистическом обществе.// Задачи, противоречия, механизмы.-М.: Наука, 2001.- 648 с.
6.Социальная политика.// Под общ. ред. Волгина Н.А.-М.: Изд. РАГС, 2003.- 548 с.
7.Социальная политика.// Под общ. ред. Н.А. Волгина.-М.: Изд. Экзамен, 2003.- 736 с.

Вопрос-ответ:

Как оцениваются уровни бедности в России?

Уровни бедности в России оцениваются с помощью различных методов, включая методы доходовой бедности, потребительской корзины и индекса Гини.

Каковы стратегии борьбы с бедностью в России?

В России применяются различные стратегии борьбы с бедностью, включая создание специальных программ и задач, направленных на сокращение уровня бедности в различных регионах страны.

Какие программы существуют для борьбы с бедностью в России?

В России существуют различные программы борьбы с бедностью, такие как "Государственная программа по содействию развитию семейного и детского туризма", "Государственная программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" и многие другие.

Какие меры принимаются для борьбы с бедностью в России?

Для борьбы с бедностью в России принимаются различные меры, например, повышение минимальной заработной платы, оказание социальной поддержки малообеспеченным семьям, развитие программ образования и здравоохранения, создание рабочих мест и другие.

Что предлагает Программа Грефа для борьбы с бедностью?

Программа Грефа предлагает сокращение государственной финансовой нагрузки путем экономии на социальные цели. Эта позиция призывает к переходу от социального к субсидиарному подходу.

Как оценивается бедность в России?

В России бедность оценивается с помощью различных методов. Один из них - это применение порога бедности, который определяется по уровню доходов. Также используются индексы бедности, которые учитывают не только доходы, но и другие факторы, такие как доступ к образованию, здравоохранение и жилье.

Какая стратегия борьбы с бедностью применяется в России?

В России применяется комплексная стратегия борьбы с бедностью, которая включает в себя различные программы и меры. Важным элементом этой стратегии является развитие социальной защиты, предоставление социальных услуг, поддержка наемной занятости, а также развитие сферы образования, здравоохранения и жилья.

Какие задачи и программы направлены на борьбу с бедностью в России?

В России существуют различные задачи и программы, направленные на борьбу с бедностью. Некоторые из них включают в себя: программы государственной поддержки малоимущих семей, программы по улучшению доступа к образованию и здравоохранению для малообеспеченных групп населения, программы по обеспечению жильем для нуждающихся. Также важными задачами являются создание рабочих мест и развитие трудовых навыков у населения.