Основные направления социальной политики в России в 21 веке

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социально-экономические и политические процессы
  • 2424 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 26.12.2006
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Социальная политика России
1.1. Процесс формирования и проблемы развития
1.2. Современные проблемы социальной политики России
ГЛАВА II.Основные направления молодежной политики в России
2.1. Государственная молодежная политика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

В последние годы на государственном уровне опять стало уделяться большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В 2005 г. это направление работы Рособразованием осуществлялось в рамках вышеупомянутой ФЦП "Молодежь России" и Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации".
Продолжает расти интерес молодежи к гражданско-патриотическим и духовно-нравственным аспектам жизни общества. Только в 2005 г. в субъектах Российской Федерации на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях при нашей поддержке было проведено порядка 7 тыс. мероприятий соответствующей направленности, в которых приняли участие свыше 5 млн. человек, что в 1,6 раза превышает данные 2004 г.
В текущем году заканчивается срок выполнения еще одной федеральной целевой программы "Дети России (2003-2006 годы)", состоящей из ряда подпрограмм - "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды". Основными целями подпрограмм, входящих ФЦП "Дети России", являются улучшение здоровья детей, предотвращение асоциальных явлений в детской и молодежной среде, поддержка и интеграция в общество детей, оставшихся без попечения родителей, сирот и инвалидов, обеспечение дальнейшего развития талантливых представителей подрастающего поколения.
Годы выполнения мероприятий ФЦП "Дети России" показали большую эффективность принимаемых мер по улучшению положения наиболее нуждающихся в помощи и поддержке юных граждан нашей страны, а также их семей. Причем для решения поставленных задач объединены различные ресурсы и федерального, и регионального уровней. Так, во всех субъектах Российской Федерации приняты и достаточно успешно выполняются соответствующие региональные программы.
Сложившаяся в настоящее время в России демографическая ситуация, трудности социально-экономического развития, испытываемые большинством регионов нашей страны, указывают на необходимость продолжения проводимой работы в рамках уже новой федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 гг., в разработке проекта которой принимает участие Рособразование.
С прошлого года начал реализовываться еще один комплекс мер по профилактике асоциального поведения молодежи - федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы".
Большое значение Федеральное агентство по образованию предусматривает уделять в ближайшие годы реализации приоритетного национального проекта "Образование", в рамках которого в 2006-2008 гг. предусмотрено такое направление работы, как обеспечение адресной материальной поддержки талантливой, инициативной молодежи в возрасте от 14 до 25 лет.
Министерство образования и науки Российской Федерации разработало стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации в 2006 г. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации будет основываться на решении наиболее актуальных проблем молодежи, в том числе получения доступного качественного образования, трудоустройства и многих других.
Впервые в практике государственных стратегий решение задач молодежной политики предполагается осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского общества и бизнеса с использованием грантовых процедур.
В целом проект Стратегии предусматривает три основных приоритета реализации государственной молодежной политики:
- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России; - развитие созидательной активности молодежи;
- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
По сути, это масштабные проекты социальной рекламы, направленной на пропаганду толерантности, любви к Родине, активной гражданской позиции, здорового образа жизни, семейных ценностей. Это программа развития лидерства, самоуправления молодежи.
При разработке Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации учитывался мировой опыт, который показывает, что наиболее эффективными механизмами решения глобальных задач государственной молодежной политики являются формирование системы общенациональных социально востребованных молодежных проектов, привлечение институтов гражданского общества к постоянной и последовательной к работе с подрастающим поколением, грантовая поддержка инновационной активности и инициативы, таланта и одаренности в молодежной среде.
Таким образом, государственная молодежная политика является одним из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.
Только путем формирования у современной молодежи таких качеств, как ответственность, целеустремленность, инициативность, толерантность можно возродить силу, мощь и величие России. И совершенно очевидно: какие ресурсы будут вложены в молодежную политику, таковыми и будут развитие страны, ее политическая и экономическая стабильность.
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Серьезные социально-экономические проблемы, которые стоят перед нашей страной, решаемы лишь при условии глубокого осмысления причин их возникновения, грамотной проработки назревших реформ и тщательной подготовки к их проведению, В этой связи закономерен интерес к расширению контактов представителей власти и научной общественности, освоению накопленного опыта, в том числе зарубежного.
Социальное самочувствие граждан - индикатор эффективности преобразований. К сожалению, у нас до сих пор нет закона об уровне жизни, потребность в котором исключительно велика. Нужна и программа борьбы с бедностью как в целом по России, так и по каждому региону.
Хуже всего, что в нашей стране сохраняются объективные условия для воспроизводства бедности. По оценкам специалистов, первые социальные реформы (монетизация льгот и ЖКХ) могут увеличить число бедных. Чтобы переломить ситуацию, необходимо, не откладывая, начать реформу оплаты труда. Многие ученые и практики считают, что в России среднемесячная зарплата должна быть не менее 30 тыс. руб. (сегодня она в 4 раза меньше).
Особого внимания требуют российское село и жители Крайнего Севера. Тяжесть ситуации в сельской местности усугубляется недостатками внешнеэкономической политики, из-за чего селяне лишены возможности сполна получать доходы от продажи выращенной продукции, сбыть которую на отечественном рынке практически невозможно. Прилавки завалены импортным продовольствием, а отечественное, причем лучшего качества, оказывается невостребованным.
Понятно, что решение социальных проблем, в том числе и преодоление бедности, также зависит от уровня занятости экономически активной части населения.

В заключение, хотела бы подчеркнуть, что в стране нет согласованной социальной политики в области доходов населения. Все социальные выплаты называем льготами, хотя многие из них неотъемлемые элементы доходов населения. Уровень жизни, который имело население в советское время, обеспечивался не только заработной платой, но и трансфертами из бюджета страховых фондов. И если сегодня мы хотим реформировать социальную сферу, надо прежде всего повысить заработную плату, и только после этого трансформировать социальные выплаты.
Фундаментом новой социальной политики, реализующей социальную и гуманитарную ответственность Российского государства перед его гражданами, должен стать законодательно закрепленный, гарантированный каждому гражданину минимум социальных благ, учитывающий региональные особенности и историко-культурные традиции всех народов нашей страны. В ближайшее время необходимо сконцентрировать усилия на тех неотложных проблемах, решение которых поможет существенно улучшить условия жизни людей, усилит социальную поддержку реформ.





















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Балыхин Г. Молодежь - стратегический ресурс государства // Экономика России: ХХI век. - 2006. - № 21. – С. 23
Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учебник. – М.: Дашков и К, 2003. – 416 с.
Гутник В.П. Социальное рыночное хозяйство: опыт Германии // Общество и экономика. 1997. №1-2. С. 88-89
Жилье в России: экономические механизмы активации и оздоровления в сфере жилищного строительства / Т. П. Черемисина // ЭКО. - 2006. - № 4. - С. 99-115.
Кириллова Н. Современная социальная политика // Человек и труд. – 2005. - № 6. – С. 17-18, 23
Климантов С.Б., Ковалевич М.К. Государство всеобщего благосостояния: станет ли чужое прошлое нашим будущим? // ЭКО. – 2005. - № 8. – С. 13-25
Критерии современной социальной политики // ЧиновникЪ. - 2005. - №1(35). – С.5
Николаев М. Е. Современная социальная политика: российско-германское сравнение / М. Е. Николаев, Х. Рёдель, В. А. Васильев // Человек и труд. - 2005. - № 6. - С. 17-25.
Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 2001-2005 годы // Вопросы статистики. - 2006. - № 3. - С. 66-77
Рощина И. Принципы формирования эффективной социальной политики // Человек и труд . – 2005. - № 10. – С. 26-27
Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – 432 с.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2001. - 298 с.
Триценко Н.Н. Выбор - социальное государство: Материалы междунар. конференции "Социальные модели общества в период перехода к социально ориентированной рыночной экономике: принципы, практика, перспективы". М, 1999. - С.6-10
Холостова Е.И. Социальная политика. – М.: Инфра-М, 2004. – 204 с.

Николаев М. Е. Современная социальная политика /М. Е. Николаев, Х. Рёдель, В. А. Васильев // Человек и труд. - 2005. - № 6. - С. 19.
Критерии современной социальной политики // ЧиновникЪ. - 2005. - №1(35). – С.5

Балыхин Г. Молодежь - стратегический ресурс государства // Экономика России: ХХI век. - 2006. - № 21. – С. 23

Холостова Е.И. Социальная политика. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 155-156
Жилье в России: экономические механизмы активации и оздоровления в сфере жилищного строительства / Т. П. Черемисина // ЭКО - 2006. - № 4. - С. 110.
Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 2001-2005 годы // Вопросы статистики. - 2006. - № 3. - С. 69
Балыхин Г. Молодежь - стратегический ресурс государства // Экономика России: ХХI век. - 2006. - № 21. – С.21

Кириллова Н. Современная социальная политика // Человек и труд. – 2005. - № 6. – С. 17-18, 23












2

1.Балыхин Г. Молодежь - стратегический ресурс государства // Экономика России: ХХI век. - 2006. - № 21. – С. 23
2.Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учебник. – М.: Дашков и К, 2003. – 416 с.
3.Гутник В.П. Социальное рыночное хозяйство: опыт Германии // Общество и экономика. 1997. №1-2. С. 88-89
4.Жилье в России: экономические механизмы активации и оздоровления в сфере жилищного строительства / Т. П. Черемисина // ЭКО. - 2006. - № 4. - С. 99-115.
5.Кириллова Н. Современная социальная политика // Человек и труд. – 2005. - № 6. – С. 17-18, 23
6.Климантов С.Б., Ковалевич М.К. Государство всеобщего благосостояния: станет ли чужое прошлое нашим будущим? // ЭКО. – 2005. - № 8. – С. 13-25
7.Критерии современной социальной политики // ЧиновникЪ. - 2005. - №1(35). – С.5
8.Николаев М. Е. Современная социальная политика: российско-германское сравнение / М. Е. Николаев, Х. Рёдель, В. А. Васильев // Человек и труд. - 2005. - № 6. - С. 17-25.
9.Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 2001-2005 годы // Вопросы статистики. - 2006. - № 3. - С. 66-77
10.Рощина И. Принципы формирования эффективной социальной политики // Человек и труд . – 2005. - № 10. – С. 26-27
11.Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. – М.: ГУ ВШЭ, 2004. – 432 с.
12.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2001. - 298 с.
13.Триценко Н.Н. Выбор - социальное государство: Материалы междунар. конференции "Социальные модели общества в период перехода к социально ориентированной рыночной экономике: принципы, практика, перспективы". М, 1999. - С.6-10
14.Холостова Е.И. Социальная политика. – М.: Инфра-М, 2004. – 204 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные направления социальной политики существуют в России в 21 веке?

Основные направления социальной политики России в 21 веке включают обеспечение социальной защиты населения, развитие системы социального обеспечения, повышение уровня жизни граждан, поддержка малообеспеченных слоев населения и решение проблем безработицы.

Какой процесс происходит при формировании социальной политики в России? Какие проблемы развития возникают в этом процессе?

Процесс формирования социальной политики в России включает анализ социальной ситуации, определение приоритетов и разработку соответствующих программ и мер. Некоторые из проблем развития включают недостаточное финансирование социальных программ, недостаточную эффективность выполнения программ и слабую координацию действий различных органов власти.

Какие современные проблемы социальной политики России существуют?

Среди современных проблем социальной политики России можно назвать неравномерное распределение социальных благ, высокий уровень бедности и социальной неравенства, недостаточное количество доступного жилья и рост стоимости жизни для граждан, а также проблемы в области здравоохранения и образования.

Что включает в себя основная направленность государственной молодежной политики в России?

Основная направленность государственной молодежной политики в России включает создание условий для развития и самореализации молодежи, поддержку социальной активности и образования молодежи, формирование гражданской и патриотической идентичности, а также обеспечение доступа молодежи к различным сферам жизни общества.

Что в последние годы стало особенно актуальным на государственном уровне в России в сфере молодежной политики?

В последние годы на государственном уровне в России особенно актуальным стало гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В 2005 году было запущено направление работы Рособразования по данной теме, в рамках которого проводятся различные мероприятия и программы для поддержки и развития патриотического воспитания молодежи.

Какие основные направления социальной политики в России в 21 веке?

Основные направления социальной политики в России в 21 веке включают различные сферы: здравоохранение, образование, социальное обеспечение, занятость и трудовые отношения, жилищное строительство и прочее. Государство ставит целью создание условий для достойной жизни всех граждан и обеспечения социальной справедливости.

Какие проблемы существуют в процессе формирования и развития социальной политики России?

Проблемы формирования и развития социальной политики в России включают недостаточное финансирование, неэффективную работу социальных учреждений, неравномерное распределение социальных услуг по регионам, недостаток квалифицированных специалистов в сфере социальной работы.

В чем заключаются современные проблемы социальной политики России?

Современные проблемы социальной политики в России включают сокращение социальных выплат, несоответствие уровня социального обеспечения реальным потребностям граждан, высокие ставки налогов и взносов, недостаток социального жилья, проблемы доступности качественного здравоохранения и образования.

Какая основная цель государственной молодежной политики?

Основная цель государственной молодежной политики в России - создание условий для развития и самореализации молодежи, формирование гражданственности и патриотизма, поддержка молодых людей в образовании, трудоустройстве, предпринимательстве и других сферах жизни.

Какой подход к гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения был принят в России в последние годы?

В последние годы на государственном уровне стало уделяться большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Были разработаны специальные программы и проекты, организованы мероприятия по патриотическому воспитанию, проведены образовательные кампании и конкурсы с целью развития патриотического сознания и гражданской ответственности у молодежи.