Трубадуру и Труверты средневековой Франции

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История медицины
  • 2525 страниц
  • 6 + 6 источников
  • Добавлена 28.05.2007
800 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
1 Трубадуры и труверы – поэты и музыканты средневековой Франции
1.1 Формирование рыцарской куртуазной культуры
1.2 Этапы развития рыцарской лирики
2 Трубадуры, труверы и жонглеры
2.1 Трубадуры
2.2 Труверы
2.3 Жонглеры
3 Основные темы и формы рыцарской лирики
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Именно такая любовь очищает и возвышает душу, наделяет душу песенным даром и позволяет найти слова и создать музыку для выражения своих чувств.
Таким образом, тема любви является основной для трубадуров не только потому, что это одно из самых прекрасных и возвышенных чувств и наиболее достойно воспевания. Важнейшим обоснованием требования любви является непосредственная ее связь с поэтическим и музыкальным даром. В то же время, служение любви и ее воплощению – прекрасной даме – есть служение высшим силам.
По сути дела, посредством любви, причем любви возвышенной, бестелесной, посредством своего искусства трубадур обращается к Богу, служит ему. Здесь прослеживается связь трубадурской лирики как светской формы культуры с культурой религиозной, направленной на почитание и воспевание Бога.
В то же время, любовь соотносится с весной, причем весна природы требует весны жизни, молодости и ее неразлучного спутника – радости.
Неслучайно поэтому, что как трубадуры, так и труверы сочиняли свои произведения как правило с юности, в более же пожилом возрасте они отходили от поэзии и начинали заниматься другими делами. Как уже говорилось, многие труверы и трубадуры становились учителями и организовывали школы для молодых труверов и трубадуров. Это умение передать свои знания, свое умение сочинять хорошие лирические произведения высоко ценилось, и таких трубадуров и труверов называли мастерами.
Представление о том, что любовь сопряжена с радостью, было общим для труверов и трубадуров. Однако в соответствии с принципом умеренности, а также в соответствии с рыцарским кодексом благочестия речь идет в первую очередь не о радости взаимной любви, а о радости бескорыстного, преданного служения. Кроме того, труверы провозглашали пользу страдания от любви, страдания, которое лежит в основе всякой радости. Иначе говоря, источником настоящего, чистого счастья, без горести и разочарования является по сути дела не любовь, но вера в любовь.
Труверы и трубадуры разделяют одно и то же понятие о куртуазной любви – служение прекрасной даме, как правило замужней и зачастую обладающей властью. В то же время, как уже указывалось, развитие труверской традиции рыцарской лирики приводит к некоторому изменению в понимании того, что такое любовь, что значит любить.
По сравнению с трубадурами, в труверском варианте концепции куртуазной любви появляются следующие элементы, которые у трубадуров были только намечены, но не развиты.
Во-первых, это представление о том, что важнейшей присущей рыцарю чертой является сочетание храбрости и учтивости – неизвестное ранее сочетание. При этом такие представления, как храбрость, пренебрежение к смерти и страданиям заимствуются у образов эпических героев, а под учтивостью понимается не столько умение вести себя, сколько великодушие, защита благородных идеалов, отвращение к жадности. Трувер надеется получить благосклонность своей дамы посредством силы собственной руки. Средневековый автор Андреас Капелланус в своей книге «De arte honeste amandi» («Об искусстве учтивой любви»), написанной при дворе Марии Шампанской, толкует понятие учтивости таким образом: «превыше всего, храбрость мужчин порождает любовь у женщин и держит их в желании любить».
Помимо развития собственно рыцарского элемента, на формирование труверского представления о куртуазной любви значительное влияние оказало культурное возрождение XII века. В период Оттонского возрождения была заново открыта античная классическая литература, и из нее были взяты как многие идеи (например, представления Овидия о любви), так и многие сюжеты и персонажи, получившие затем развитие в куртуазной литературе (Эней, Троянская война, и т.д.). Кроме того, была заимствована «техника» психологического наблюдения и самонаблюдения, на основе чего были даны тщательный анализ страстей, детальное описание признаков любви и т.д.
Наконец, это уже упоминавшийся «культ страдания», в основании которого лежит понимание и переживание куртуазной любви как некоторой одержимости, которая кормится собственными страданиями.
Согласно представлениям труверов, прекрасная дама – возлюбленная рыцаря – должна быть высокомерной и холодной, жестокой и отчужденной по отношению к своему труверу. Только смерть может окончить муки влюбленного трувера. Однако дама вместо того, чтобы позволить умереть влюбленному в нее труверу, стремится отдалить его от себя, только усугубляя его страдания.
Еще одним фактором, понимаемым как необходимый признак куртуазной любви, является представление о том, что трувер (влюбленный) сам выбирает себе даму, обычно занимающую гораздо более высокое положение в обществе, чем сам трувер. Тем самым, трувер сам и вполне осознанно обрекает себя на страдания. Но, с другой стороны, эта разница в общественном положении и, соответственно, в некоторых других аспектах (например, в уровне воспитания и образованности) должна воодушевить трувера, способствовать его устремленности к совершенствованию. Иначе говоря, чтобы иметь возможность хотя бы немного приблизиться к своей даме, трувер должен активно работать над собой, очищать и облагораживать свою душу и т.д.
Эта работа над собой важна еще и в том отношении, что расстояние между дамой и трувером – это расстояние и в нравственном смысле. Поскольку женщина (в первую очередь достойная, образованная, нравственная женщина) почитается как посредник между людьми и Богом, одним словом, как «ангел», любовь оказывается наикратчайшей дорогой к Богу.
С другой стороны, однажды признавшись в любви даме, поэт вступает в другой мир, из которого нельзя выйти: что сделано, то сделано, и даже жестокость дамы, отсутствие взаимности не могут быть причиной поворота назад. Влюбленный, в любом случае, должен находиться рядом со своей дамой. Именно этот смысл вкладывается в выражения «любовь без раскаяния», «любовь до конца» и т.п., которые часто встречаются в произведениях как труверов, так и трубадуров.
В целом же можно сделать следующие выводы.
Во-первых, тематически поэзия труверов более разнообразна, хотя в техническом отношении и в непосредственности чувств труверы несколько уступают трубадурам.
Во-вторых, несмотря на то, что лирика труверов вообще носит более рассудочный характер, их идеал куртуазной любви отличается большей степенью проработанности и большей структурированностью. В частности, труверская концепция куртуазной любви содержит в развитом виде некоторые элементы, которые у трубадуров были только намечены. Это относится, прежде всего, к представлению о рыцарском идеале как сочетании храбрости и учтивости и к «культу страдания», понимаемого как источник самосовершенствования и как путь души к Богу.


Заключение
Трубадуры и труверы – представители светской рыцарской культуры средневековой Франции. И трубадуры, и труверы – это поэты и музыканты, создававшие свои произведения в особом песенном жанре и делавшие основными темами своих творений любовь и воинскую доблесть. Трубадурами называли поэтов-музыкантов юга Франции, прежде всего провинции Прованс. Труверы, в свою очередь, - это поэты-музыканты северных провинций Франции.
Формирование в тот период как светской культуры вообще, так и рыцарской лирики как ее части связано в первую очередь с созданием и распространением нового рыцарского кодекса благочестия, включавшего представление о куртуазной любви, которая очищает душу и приближает ее к Богу, а также наделяет песенным даром. Значительное влияние на формирование поэтической традиции труверов и трубадуров оказало также общее облагораживанием нравов, развитие образования и повышения уровня образованности. Кроме того, важную роль уже в распространении трубадурской и труверской традиций сыграли жонглеры или менестрели – странствующие артисты, исполнители произведений трубадуров и труверов.
Между трубадурами и труверами, с одной стороны, прослеживается преемственность. С другой же стороны, труверы, во-первых, создали некоторые своеобразные формы рыцарской лирики и обогатили ее новыми темами, а во-вторых, в значительной степени углубили и проработали центральный пункт светской рыцарской культуры того времени вообще – концепцию куртуазной любви и теснейшим образом связанный с ней культ прекрасной дамы.
Во-первых, рыцарь сам выбирает свою даму, которая, как правило, является замужней и занимает значительно более высокое социальное положение. Это расстояние между рыцарем и его дамой, определяемое ее недоступностью, характеризует как благородство рыцаря, его незаинтересованное служение, так и его стремление к самосовершенствованию.
Во-вторых, любовь рыцаря к своей даме характеризуется новым, прежде не встречавшимся сочетанием храбрости и учтивости. Под учтивостью понимается прежде всего великодушие, приверженность благородным идеалам и готовность всеми силами защищать как эти идеалы, так и свою даму.
В-третьих, неотъемлемым элементом концепции куртуазной любви выступает культ страдания. Страдание, вызываемое прежде всего холодностью дамы, ее недоступностью, облагораживает и возвышает душу, а потому является источником истинной, чистой радости.
Эти идеи и идеалы, также как и некоторые формальные стороны трубадурской и труверской лирики, оказали значительное влияние на развитие как позднейшей французской литературы, так и литературы других стран. В частности, среди современников традиции трубадуров и труверов способствовали возникновению поэзии миннезингеров в немецких землях. Созданные трубадурами и труверами образы использовали, например, многие поэты серебряного века в России. В самой французской литературе некоторые из трубадуров и труверов до сих пор считаются лучшими поэтами.

Список использованной литературы:
Брюнель-Лобришон Ж. Повседневная жизнь во времена трубадуров, XII-XIII вв. – М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2003. – 414 с.
Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская и праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. – М.: Наука, 1988. – 341 с.
История французской литературы: В 3 тт. Т. 1. – М.-Л.: Наука, 1946. – 576 с.
Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. – М.: Nota Вene, 1998. – 536 с.
Культура и общество в средние века. – М.: Наука, 1987. – 351 с.
Обри П. Трубадуры и труверы. – М.: Гос. муз. изд., 1932. – 69 с.


Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. – М.: Nota Вene, 1998. – С. 366.
Брюнель-Лобришон Ж. Повседневная жизнь во времена трубадуров, XII-XIII вв. – М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2003. – С. 13.
Различные формы трубадурской лирики.
Брюнель-Лобришон Ж. Повседневная жизнь во времена трубадуров, XII-XIII вв. – М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2003. – С. 211.
Брюнель-Лобришон Ж. Повседневная жизнь во времена трубадуров, XII-XIII вв. – М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2003. – С. 234.
Брюнель-Лобришон Ж. Повседневная жизнь во времена трубадуров, XII-XIII вв. – М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2003. –С. 212.
Обри П. Трубадуры и труверы. – М.: Гос. муз. изд., 1932. – С. 53.
Обри П. Трубадуры и труверы. – М.: Гос. муз. изд., 1932. – С. 9.
Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. – М.: Nota Вene, 1998. – С. 366.
Обри П. Трубадуры и труверы. – М.: Гос. муз. изд., 1932. – С. 37.
Обри П. Трубадуры и труверы. – М.: Гос. муз. изд., 1932. – С. 37.
Брюнель-Лобришон Ж. Повседневная жизнь во времена трубадуров, XII-XIII вв. – М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2003. – С. 312.












3

1.Брюнель-Лобришон Ж. Повседневная жизнь во времена трубадуров, XII-XIII вв. – М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2003. – 414 с.
2.Даркевич В.П. Народная культура средневековья. Светская и праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. – М.: Наука, 1988. – 341 с.
3.История французской литературы: В 3 тт. Т. 1. – М.-Л.: Наука, 1946. – 576 с.
4.Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. – М.: Nota Вene, 1998. – 536 с.
5.Культура и общество в средние века. – М.: Наука, 1987. – 351 с.
6.Обри П. Трубадуры и труверы. – М.: Гос. муз. изд., 1932. – 69 с.


Вопрос-ответ:

Кто такие трубадуры и труверы?

Трубадуры и труверы - это поэты и музыканты средневековой Франции, которые исполняли рыцарскую лирику.

Как формировалась куртуазная культура во Франции?

Куртуазная культура формировалась на основе рыцарской культуры во Франции в средние века.

Какие этапы развития рыцарской лирики можно выделить?

Этапы развития рыцарской лирики включают раннюю фазу, расцвет и поздний период.

Какие темы и формы преобладали в рыцарской лирике?

Основной темой рыцарской лирики была любовь, а формами выражения чувств были песни и музыка.

Какую роль играли жонглеры в средневековой Франции?

Жонглеры были развлекателями и артистами, которые выступали на ярмарках и на праздниках для развлечения публики.

Кто такие трубадуры и труверы?

Трубадуры и труверы - это поэты и музыканты средневековой Франции, которые создавали рыцарскую лирику.

Как складывалась рыцарская куртуазная культура во Франции?

Рыцарская куртуазная культура формировалась постепенно, начиная с XI века, в результате слияния героических рыцарских ценностей и ревностной любви. Она стала основой для развития рыцарской лирики.

Какие этапы развития прошла рыцарская лирика?

Развитие рыцарской лирики можно условно разделить на три этапа: первый этап характеризуется произведениями анонимных поэтов, второй этап связан с появлением именованных поэтов-трубадуров и третий этап представлен произведениями поэтов-труверов, которые выступали на фоне политических и социальных перемен во Франции.

Кто такие жонглеры?

Жонглеры - это средневековые артисты, выполнявшие различные развлекательные номера, включая акробатику, музыку, фокусы и забавные шутки.

Каковы основные темы и формы рыцарской лирики?

Основная тема рыцарской лирики - это любовь, особенно любовь исключительная, возвышенная и неразделенная. Большинство произведений трубадуров и труверов были в форме песни.