пути повышения конкурентоспособности фирмы

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Менеджмент
  • 8686 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 15.01.2007
3 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1 Теоретические положения в области конкурентоспособности
1.1 Анализ отечественной и зарубежной практики оценки конкурентоспособности
1.1.1.Конкуренция как движущая сила развития рыночной экономики
1.1.2.Эволюция научных представлений о сущности и особенностях конкурентоспособности
1.1.3. Система показателей оценки конкурентоспособности предприятия
1.1.4.Современные методы измерения конкурентоспособности предпрития
1.2.Последовательность оценки конкурентоспособности предприятия
Выводы по главе 1.
Глава 2. Аналитическая часть
2.1. Характеристика предприятия
2.2 Объем реализации ООО «Кипарис»
2.3 Сравнение данных базового периода с отчетным
2.3.1 Анализ экономического потенциала организации
2.3.2 Вертикальный и горизонтальный анализ баланса
2.4 Анализ рентабельности.
2.5 Основные фонды предприятия
2.6 Расчет конкурентоспособности предприятия ООО «Кипарис»
Выводы по главе 2.
Глава 3. Проектная часть.
3.1. Направления повышения уровня конкурентоспособности предприятия ООО «Кипарис»
3.2 Разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ООО «Кипарис»
3.2 Разработка предложений по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ООО «Кипарис»
3.2.1. Совершенствование системы складского хозяйства
3.2.2. Организация группы маркетинга
3.2.3. Факторинг
3.2.4. Стимулирование продаж
3.3 Оценка эффективности разработанных предложений.
Выводы по главе 3
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8

Фрагмент для ознакомления

Представленная информация очень интересна, но является общей, не учитывает особенности конкретного предприятия, ее клиентов и их вкусы. Привлечение маркетолога для более глубокого анализа со стороны тоже не может быть гарантией достоверного исследования. Вдобавок существует угроза передачи конфиденциальных данных предприятиям- конкурентам. Для того, чтобы уверенно чувствовать себя на рынке, избежать оттока заказчиков и привлечь новых, нужно быть на шаг впереди соперников.
Для решения этой задачи на первом этапе в штат нужно ввести аналитиков.
Обязанности аналитиков-маркетологов

Анализ рынка Анализ конкурентов Анализ покупателей Анализ продаж

Необходимо тесное сотрудничество маркетологов с исполнительным директором
организация работы с покупателями и территориальное планирование для обеспечения равномерного и оптимального охвата отдельных участков с использованием карты;
формирование базы данных заказчиков в данном регионе с указанием подробных данных о заказчике
анализ данных, корректировка сбытовой политики фирмы.
Таблица 3.1
Затраты при различных вариантах организации службы маркетинга
Стоимость
за год, руб. Отрицательные стороны Положительные стороны Интернет 48000 Общая информация, не отражающая интересов рассматриваемой организации Обзор интересующего рынка, общие
тенденции Услуги специалиста 120000 Возможность утечки информации (коммерческой тайны) к
конкурентам Анализ рынка Собственная группа маркетинга 360000 Дополнительные расходы Детальный анализ рынка, выработка стратегии поведения организации на нем, достоверность и своевременность информации, конфиденциальность
Рекомендуется на первом этапе создать группу маркетинга, в которую будут входить два маркетолога и руководитель группы. В дальнейшем деятельность группы маркетинга при благоприятных условиях развивать в направлении создания отдела маркетинга (службы маркетинга).
Затраты на создание группы маркетинга отражены в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Затраты на создание группы маркетинга
Статья Затраты на месяц (руб.) Затраты на год (руб.) Расходы на материалы 500 6000 Заработная плата
(2 маркетолога+
руководитель группы) 8000*2+10000=26000 312000 ЕСН 6760 81120 ИТОГО 33260 399120 Хотя организация собственной маркетинговой службы не самый дешевый вариант (как видно из Таблицы 3.1), предлагается выбрать именно его, т.к. по полноте информации, ее своевременности и достоверности этот вариант является наилучшим, способствующим укреплению позиций фирмы на рынке.

3.2.3. Факторинг
Конкуренция на товарных рынках и рынках услуг заставляет идти на более гибкие взаимоотношения между поставщиком и покупателем. Снижение цен, улучшение качества товаров и услуг, расширение товарной номенклатуры, организация бесплатной доставки, бонусы и т.п. - лишь некоторые из мероприятий, к которым вынужден прибегать поставщик в современных условиях в стремлении найти и удержать покупателя. К перечисленному ряду также можно отнести предоставление поставщиком отсрочек платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги.
Товарный кредит выгоден всем участникам рынка: и производителю, и дистрибьютору, и розничному продавцу. Инвестируя денежные средства в построение каналов сбыта, большинство торговых компаний сегодня способны увеличить в разы объемы продаж при соответствующем товарном наполнении, таким образом, товарный кредит сегодня становится основным инструментом развития компаний.
Однако сдерживающим фактором развития товарного кредита является необходимость инвестирования поставщиком значительных денежных средств в дебиторскую задолженность, а также организационные вопросы построения продаж в кредит, начиная с того, кому продавать, как отслеживать приход платежей, что делать, если покупатель не платит и т.д. Поэтому построение продаж в кредит требует не только инвестиций в оборотный капитал, но также значительный объем ресурсов расходуется на построение технологии.
Альтернативой самостоятельному развитию товарного кредита является факторинг.
Факторинг - это комплекс финансовых услуг, оказываемых компаниям - оптовым поставщикам товаров и услуг, имеющий бессрочный характер и стратегический интерес, как для последних, так и для финансирующей стороны. Цель факторинга - стимулирование роста объема продаж.
Суть факторинга заключается в предоставлении банком денежных ресурсов и сервиса торговым, производственным и сервисным компаниям (далее поставщикам): покрытие ряда рисков, имеющих место в торговых операциях компаний, управление дебиторской задолженностью, консалтинг, информационно-аналитическое обслуживание.
Схема финансирования
После поставки товара дебитору поставщик предоставляет банку накладную и сразу же получает в форме аванса значительную часть, до 90% от суммы поставки, не дожидаясь платежа от своего покупателя. Остатки средств по поставкам (за вычетом комиссии банка) зачисляются на расчетный счет поставщика по мере их фактической оплаты покупателями на факторинговый счет банка. Т.е. в данном случае банк выступает в качестве лица, авансирующего товарный кредит, предоставляемый поставщиком покупателю с последующим возвратом ему остатка суммы поставки.
Поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных документов по поставкам с отсрочками платежа. Зачастую торговый оборот поставщика ограничивается лишь за счет того, что покупатель не в состоянии оплатить больший объем закупки, не имея для этого достаточных оборотных средств, а поставщик, соответственно, не имеет оборотных средств, необходимых для предоставления или увеличения товарного кредита покупателю. Такая форма факторинга позволяет поставщику предложить своим покупателям товарный кредит, ограниченный лишь сбытовыми возможностями покупателя
Помимо финансирования оборотных средств при факторинге поставщик получает следующий ряд услуг:
Страхование рисков, связанных с отсрочкой платежа. Заключая договор факторинга, компании получают возможность исключить риски, связанные с поставкой товаров в кредит: риск неполучения платежа от покупателя в срок; риск неоплаты товара; риск резкого изменения рыночной стоимости денежных ресурсов; риск изменения курса доллара в период отсрочки платежа по поставке.
Эффективная работа с дебиторской задолженностью. Начиная работать с факторинговой компанией, у поставщика появляется независимый контролер, который позволяет свести потери от продаж в кредит к минимальным показателям. Организация сбыта продукции, при которой менеджер по продажам отвечает и за продажи, и за своевременный приход денег на расчетный счет содержит в себе противоречие. Соответственно, передавая функции контроля за платежами факторинговой компании, поставщик получает возможность независимого контроля за состоянием своей дебиторской задолженности и может сосредоточиться на основных задачах бизнеса: производстве и реализации продукции. Закономерен вопрос: а не испортит ли факторинговая компания отношения поставщика и покупателя?
Практика показывает, что те покупатели, кто изначально настроен на обман поставщика, отказываются от перехода на факторинговое обслуживание, те же покупатели, кто оплачивает свои поставки в соответствии с договорными условиями, в большинстве случаев и не замечают присутствия факторинговой компании. Таким образом, административное управление дебиторской задолженностью включает в себя:
проверку платежной дисциплины и деловой репутации действующих и потенциальных покупателей поставщика;
ежедневный мониторинг состояния дебиторской задолженности; управление задолженностью покупателей;
установку и обновление лимитов финансирования на дебиторов (рекомендательные лимиты отгрузок).
Информационно-аналитическое обслуживание предполагает ежедневную отчетность о движении денежных средств, аналитику по состоянию дебиторской задолженности (отгрузки, платежи и пр.), интеграцию с бухгалтерскими системами компании.
Консалтинг (рекомендации по бухгалтерскому учету факторинговых операций, по управлению рисками при товарном кредите, проведение совместных PR-акций и рекламных кампаний и др.)
Финансовый механизм факторинга предоставляет поставщикам принципиально иные возможности для своего развития, чем те возможности, которые имеет поставщик, самостоятельно обслуживающий товарный кредит.
Финансирование при факторинге, в отличие от собственных средств и кредита, не ограничено никакими суммами.
С точки зрения денежных средств факторинг решает такие проблемы, как:
расширение доли компании на рынке. У поставщика появляется возможность привлечь новых клиентов, увеличить ассортимент товара на складе и, как следствие, увеличить оборот и прибыль.
повышение ликвидности дебиторской задолженности. Поставщик получает деньги сразу же после отгрузки товаров с отсрочкой платежа. Выплачиваемое финансирование автоматически увеличивается по мере роста продаж.
ликвидация кассовых разрывов. Четкое планирование поступления денежных средств и погашение собственной задолженности. Поставщик может построить план выплаты факторингового финансирования «под свою компанию»: получать деньги именно в тот день, когда ему необходимо и именно в том объеме, какой требуется на данный момент.
своевременная уплата налогов. В соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ уплата налогов должна осуществляться по факту отгрузки товаров и услуг. Получая финансирование в рамках факторингового обслуживания в день отгрузки товара, поставщика не будут беспокоить «расчеты» с государством. Компания-поставщик получает гарантию защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов (в том числе государственных органов) при несвоевременных расчетах с ними, вызванных кассовым разрывом. Дополнительной возможностью является получение финансирования к дате налоговых платежей.
своевременная оплата контрактов. Сокращение сроков отсрочки платежа при закупках товаров ведет к лучшим ценовым условиям на закупаемый товар и увеличению размеров товарных кредитов, получаемых от собственных поставщиков.
В коммерческом аспекте эффективность факторинга выражается в том, что банк оказывает содействие в плане кредитного менеджмента. Банк контролирует своевременность оплаты поставок покупателями, проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, эффективно управляет дебиторской задолженностью. Банк в рамках факторинга позволяет клиенту управлять своими рисками, избегать отгрузок недобросовестным покупателям, грамотно строить лимитную и тарифную политику при осуществлении товарного кредитования.
Кроме того, при факторинговом обслуживании поставщик защищен от массы рисков. Речь идет, прежде всего, о кредитном риске, т.е. неоплате поставки покупателем вовсе, о риске нарушения ликвидности, т.е. риске несвоевременной оплаты
Затраты на данное мероприятие не предусмотрены


3.2.4. Стимулирование продаж
Для увеличения продаж товаров и получения дополнительной прибыли от реализации продукции, предприятию ООО «Кипарис» необходимо:
распространять рекламные буклеты, каталоги, разместить рекламу в Интернете, распространять рекламу путем прямой почтовой рассылки предприятиям по системе "директ мейл";
участвовать в специализированных выставках.
Реклама должна быть направлена на определенные сегменты рынка. Это приводит к минимизации затрат и экономии средств. Для проведения рекламной кампании, прежде всего, была проведена сегментация рынка и выделена целевая аудитория, на которую направлено рекламное обращение. В результате, было выявлено, что продукция, предлагаемая ООО «Кипарис», ориентирована на средние и крупные промышленные предприятия.
В качестве средств рекламной кампании были выбраны следующие: каталоги, буклеты, размещение рекламы в Интернете, осуществление прямой почтовой рассылки рекламы предприятиям по системе "директ-мейл", участие ООО «Кипарис» в специализированных выставках.
Буклеты – это специальные издания, посвященные предприятию и ее продукции. В буклетах размещается следующая рекламная информация:
краткая характеристика предприятия «Кипарис» (организационно-правовая форма, юридический адрес, описание опыта работы на рынке измерительных приборов);
перечень ассортиментных групп предлагаемой продукции.
Каталог – это печатное издание, рекламирующее большой ассортимент продукции и сопутствующих услуг с краткими пояснениями и ценами.
Предлагается размещать в каталоге:
информацию о предлагаемой продукции. Приводится подробное описание продукции, технических характеристик Указываются цены, а также размещаются фотографии продукции;
информацию о сопутствующих услугах, предлагаемых предприятием «Кипарис».
Прямые почтовые отправления. Хотя издержки на почтовые отправления высоки, прямые рекламные сообщения по почте представляют собой наиболее эффективное средство. Почтовая реклама носит личный характер, адресована определенной группе людей. Таким образом, она является наиболее эффективным рекламным средством, потому что позволяет сократить издержки на рассылку сообщений людям, которые не заинтересованы в данном продукте.
Торговое предприятие «Кипарис» рассылает информацию о своих услугах иногородним предприятиям, указывая новую продукцию с краткими пояснениями, уровень цен. Рассылка осуществляется по системе «директ-мейл».
Выставки. Специализированные экспозиции, выставки и ярмарки незаменимы для представления и рекламы существующей и новой продукции, а также для привлечения большего числа посетителей – потенциальных клиентов.
Предлагается свою продукцию ООО «Кипарис» представлять на специализированных выставках, проводимых в Северо-Западном.
Таким образом, осуществление выше перечисленных мероприятий позволит заявить о предприятии ООО «Кипарис» широкой аудитории специалистов, заключить долгосрочные партнерские отношения с иногородними предприятиями, что в совокупности своей обеспечит увеличение выручки и как следствие повышение уровня конкурентоспособности предприятия ООО «Кипарис».
Исходя из общепринятой практики, затраты на рекламу берутся в проценте от выручки. Обычно берется 1%.
3.3 Оценка эффективности разработанных предложений.

Рассчитаем эффективность предложенных мероприятий:
1. Совершенствование складского хозяйства
Рассчитаем увеличение прибыли в 2006 г. при условии реализации имеющегося складского запаса по цене закупки + 20% наценки и финансовой деятельности, аналогичной 2005 году.
Таблица 3.3.
Показатели 2005 год 2006 год Отклонение Выручка от реализации, тыс. руб 46847 46847+5009*1,2=52857,8 6010,8 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 37183 37183+5009=42192 5009 Валовая прибыль 9664 10665,8 1001,8 Коммерческие расходы 3806 3806+151,2=3957,2 151,2 Прибыль (убыток) от продаж 5858 6708,6 850,6 Прочие операционные доходы 489 489 0 Прибыль (убыток) до налогообложения 6347 7197,6 850,6 Текущий налог на прибыль 1523 1727,4 204,4 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 4824 5470,2 646,2 Таким образом, прирост чистой прибыли составил 646200 рублей.
При внедрении данного мероприятия доля рынка ООО «Кипарис» увеличится до 5%. При пересчете с новыми показателями К∑ составил 3,5.
Общий показатель конкурентоспособности составит КФ=3,5**=8,7
2. Создание группы маркетинга.
Проведенный анализ литературы показал, что предполагаемый экономический эффект от реализации этого предложения – 20 %.
Таблица 3.4.
Показатели 2005 год 2006 год Отклонение Выручка от реализации, тыс. руб 46847 1,2*46847=56261,4 9369,4 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 37183 37183+9369,4/1,2
=44991 7808 Валовая прибыль 9664 11270,4 1606,4 Коммерческие расходы 3806 3806+399,12
=4205,12 399,12 Прибыль (убыток) от продаж 5858 7065,28 1207,28 Прочие операционные доходы 489 489 0 Прибыль (убыток) до налогообложения 6347 7554,28 1207,28 Текущий налог на прибыль 1523 1813 290 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 4824 5741,28 917,28 Таким образом, прирост чистой прибыли составил 917280 рублей
При внедрении данного мероприятия доля рынка ООО «Кипарис» увеличится до 5%. При пересчете с новыми показателями К∑ составил 3,5.
Общий показатель конкурентоспособности составит КФ=3,5*3,49*0,71=8,7


3. Факторинг
При внедрении данного мероприятия будет оплачена вся дебиторская задолженность, т.е. будут получены денежные средства в размере 700 тыс. рублей.
Данные средства можно направить на погашение части кредиторской задолженности (815 тыс. рублей) или погашение части займа (весь займ составил 1211 тыс. рублей).
Общий показатель конкурентоспособности составит КФ=2,7**=2,7*4,8*0,79=10,2
Данное мероприятие не принесет увеличение прибыли, но зато существенно повысит позиции фирмы на рынке.

4. Стимулирование продаж
На основе анализа опыта проведения рекламных кампаний и участия в выставках можно сделать вывод о том, что данные мероприятия позволят увеличить объем реализации продукции на 8% .
Таблица 3.5.
Показатели 2005 год 2006 год Отклонение Выручка от реализации, тыс. руб 46847 1,08*46847=50595 3748 Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 37183 37183+3748/1,2
=40306 3123 Валовая прибыль 9664 10289 625 Коммерческие расходы 3806 3806+46847*0,01=
=4274,47 468,47 Прибыль (убыток) от продаж 5858 6014,53 156,53 Прочие операционные доходы 489 489 0 Прибыль (убыток) до налогообложения 6347 6503,53 156,53 Текущий налог на прибыль 1523 1561 38 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 4824 4942,53 118,53 Таким образом, прирост чистой прибыли составил 118530 рублей
При внедрении данного мероприятия доля рынка ООО «Кипарис» увеличится до 3,5%. При пересчете с новыми показателями К∑ составил 2,9.
Общий показатель конкурентоспособности составит КФ=2,9*3,49*0,71=7,2

Выводы по главе 3
Исходя из оценки значимости уровня конкурентоспособности по приведенной методике, были разработаны предложения по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ООО «Кипарис».
Данными мероприятиями являются:
Совершенствование складского хозяйства
Создание группы маркетинга
Факторинг
Стимулирование продаж
Результаты от внедрения данных мероприятий представлены в таблице
Таблица 3.6
Рекомендуемые мероприятия Коэффициент конкурентоспособности Предполагаемый эффект
Руб. в год % Совершенствование складского хозяйства 8,7
646200 38 Создание группы маркетинга 8,7 917280 55 Факторинг 10,2 - - Стимулирование продаж 7,2 118530 7 ИТОГО - 1682010 100 Из данной таблицы видно, что внедрение мероприятия №2 увеличит более, чем на половину, а внедрение всех мероприятий позволят получить дополнительно 1682010 рублей прибыли ежегодно и выведут ООО «Кипарис» из претендентов в лидеры.
Организационная структура предприятия ООО «Кипарис» после внедрения предложенных мероприятий представлена в приложении 8.
Заключение
Одним из приоритетных направлений совершенствования управления российской экономикой в современных условиях стала разработка научных основ по применению менеджмента в практике предприятий и организаций. Особенность современного менеджмента состоит в его направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне предприятия в условиях ограниченности ресурсов, оптимальной адаптации предприятия к постоянно изменяющейся внешней и внутренней среде.
Одной из важнейших составляющих современного менеджмента предприятия является управление его конкурентоспособностью, в соответствии с чем тема дипломного проекта является своевременной и актуальной.
В дипломном проекте получены следующие основные результаты:
раскрыты основные понятия в области конкуренции и конкурентоспособности продукции и проведен анализ отечественной и зарубежной практики ее оценки;
разработана процедура оценки уровня конкурентоспособности;
разработаны предложения и рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности услуг на рынке применительно к ООО «Кимекс».
раскрыты основные понятия в области конкурентоспособности и проведен анализ отечественной и зарубежной практики ее оценки;
проведен анализ деятельности предприятия ООО «Кипарис», работающего на рынке измерительных приборов.
разработаны предложения и рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности предприятия на рынке измерительных приборов применительно к ООО «Кипарис».

На основе проведенных исследований по анализу рыночной устойчивости предприятия, а также ценовых показателей услуг в дипломном проекте исследована финансово-хозяйственная деятельность предприятия ООО «Кипарис».
Получены количественные оценки уровня конкурентоспособности предприятия ООО «Кипарис». Полученные результаты позволяют сформулировать выводы и предложения по повышению уровня конкурентоспособности данного предприятия.
Кроме отмеченных аспектов предложения могут быть использованы:
специалистами и руководством для выработки комплекса маркетинговых, инновационных и других воздействий на рынке;
сотрудниками консалтинговых организаций, занимающихся прикладными маркетинговыми исследованиями;
различными специалистами и руководителями, осуществляющими изучение зарубежных рынков и конкурентоспособности на них отечественных товаров.
Таким образом, в дипломном проекте решена актуальная и имеющая практическую значимость задача исследования вопросов оценки конкурентоспособности предприятия.
Исходя из оценки значимости уровня конкурентоспособности по приведенной методике, были разработаны предложения по повышению уровня конкурентоспособности анализируемого нами предприятия ООО «Кипарис».
Предполагаемый эффект от введения этих мероприятий составляет 1682010 рублей в год.

Список использованной литературы
Чухломина И.В Маркетинговый подход к управлению бизнесом как условие повышения конкурентоспособности предприятия и национальной экономики// Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2002, 312 стр.
М.Б.Кулешова, Н.С.Орлова Правильное позиционирование как фактор повышения конкурентоспособности предприятия //"Пищевая промышленность" №10, 2002 г., 176 стр
Краюшкин О.В Предложения для повышения конкурентоспособности предприятия//"Вопросы экономики" №3, 2004 г., 234 стр
Анна Кара Методика оценки конкурентоспособности предприятия на рынке // Маркетинг в России и за рубежом №2 / 2000, 288 стр.
Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2001
Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — №5. — С.63—71.
А.Н.Захаров, А.А. Зокин Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения // "Бизнес и банки" №9, 2004 г.
Кротков А.М.,Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки// Маркетинг в России и за рубежом №6 / 2001
Фасхиев Х.А., Попова Е.В Как измерить конкурентоспособность предприятия? //Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2003
Иванов С.Л Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. М: ИНФРА, 2003.
Под ред. проф. С.Г.Светунькова. "Энциклопедия маркетинга", СПб, 2001.
Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Маркетинг. 2002.№2. С.4
Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 312 с.
Михайлов О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М., 2001. С. 40.
Гельвановский М.И., Бушмарин И.В., Жуковская В.М. Конкурентоспособность России в 90-е годы. М., 2002. С.12.
Белый Е.М., Барашков С.В. Конкурентоспособность и качество: два уровня измерения // Маркетинг. 2002. №4. С. 29-34
Андрианов В.Д. Указ. соч. С. 4
Портер М. Международная конкуренция. М., 2003.С.84.
Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М., 2002. С. 11.
Менеджмент качества: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 327с.
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. — М.: Финпресс, 2003.
Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. — М.: — 2002
Приложение 1
Определения термина конкуренция
Автор определения Определение Макконнел К.Р.,
Брю С.Л. Наличие на рынке большего числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его. Маршалл А. Состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо. Перцовский Н.И. Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли. Фатхутдинов Р.А. Это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Фатхутдинов Р.А. Состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Хайне П. Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам Ф. Найт Определяет конкуренцию как ситуацию, в которой конкурирующих единиц много и они независимы Й. Шумпетер Определял конкуренцию как соперничество старого с новым, с инновациями Фридрих А. фон Хайек Конкуренция — процесс, посредством которого люди получают и передают знания, по его мнению на рынке только благодаря конкуренции скрытое становится явным
Приложение 2
Определения термина конкурентоспособность продукции

Автор определения Определение Р.М. Петухов Обозначает конкурентоспособность товара как «его способность противостоять на рынке другому товару или другим товарам того же или аналогичного назначения. Одновременно это привлекательность товара для покупателя, мерило возможности быть проданным» А.Ю. Юданов Конкурентоспособностью называется степень притягательности данного продукта для совершающего реальную покупку покупателя Большой экономический словарь Конкурентоспособность продукции — это «способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара. Главными составляющими конкурентоспособности товара являются: технический уровень товара, уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения, соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам, организация сервиса, авторского надзора, гарантийного обеспечения, обучения персонала приобретающей стороны, срок поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий, цена, условия платежей, актуальность (своевременность) появления данного товара на конкретном рынке, политико-экономическая ситуация в данном регионе. Оценка конкурентоспособности производится на основе сопоставления данного товара с продукцией других фирм, которая получила признание, высокую оценку и обладает в данный момент высокой конкурентоспособностью». В.Д. Андрианов Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех на внутреннем и на внешнем рынках. Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами П.С. Завьялов Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на конкурентном рынке. Конкурентоспособность товаров — решающий фактор их коммерческого успеха на рынке М.И. Гельвановский Микроконкурентоспособность (конкретные виды продукции, производства, отдельные предприятия) — соотношение цены и качества конкретных видов продукции. Это наиболее простой и конкретный тип оценки конкурентоспособности, позволяющий дать однозначный ответ на вопрос о том, какой из видов продукции предпочтительнее для потребителя К.П. Беляевский Конкурентоспособностью продукции он понимает комплексную характеристику ее возможности и вероятности быть проданной на конкурентном рынке в определенные сроки при наличии на рынке аналогичных товаров-конкурентов
Приложение 3
Определения термина конкурентоспособность предприятия

Автор определения Определение Фасхиев Х.А.,
Попова Е.В. Конкурентоспособность предприятия – это как реальная, так и потенциальная способность компании разрабатывать, изготовлять, сбывать и обслуживать в конкретных сегментах рынка конкурентоспособные изделия, т.е. товары, превосходящие по качественно-ценовым параметрам аналоги и пользующиеся более  приоритетным спросом у потребителей. Феоктистова Т.В.,
Ильина В.А. Конкурентоспособность предприятия включает совокупность, с одной стороны, внутренних факторы конкурентоспособности предприятия, а также, с другой, внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных факторов, позволяющих предприятию создавать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна для потребителя, чем продукция конкурентов Зулькарнаев И.У.,
Ильясова Л.Р. Конкурентоспособность предприятия по отношению к другим предприятиям — это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю Батуров А.В., Мошкова Л.В., Степанова Э.Ф. Конкурентоспособность предприятия понятие относительное, носит динамический характер, зависит от внешней среды и внутрифирменного потенциала. Мнушко З. Н., Сафонова Н. А. Конкурентоспособность предприятия определяется, прежде всего, умением в максимальной мере использовать в своих интересах рыночную ситуацию, которая сложилась или может сложиться в определенный промежуток времени для увеличения товарооборота и получения максимальной прибыли Мескон М.Х., Альберт М.,
Хедоури Ф Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.



Приложение 4
Состав основных групп показателей, учитываемых при оценке предприятия
Наименование группы
показателей Наименование показателя Обозн-е Показатели, связанные с неиспользованными возможностями
рыночной ситуации Коэффициент использования государственных субсидий и дотаций Налогоемкость продукции Удельный вес экономических санкций Коэффициент использования негосударственных инвестиций Показатели
использования
финансово-экономического
потенциала
предприятия Коэффициент автономии Коэффициент маневренности Коэффициент обеспечения запасов и затрат
собственными источниками их финансирования Коэффициент имущества производственного назначения Коэффициент абсолютной ликвидности Коэффициент текущей ликвидности Прибыльность продаж Оборачиваемость оборотных средств Рентабельность собственного капитала Показатели
использования
производственно-технологического
потенциала
предприятия Удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме реализованной продукции Удельный вес продукции, производимой по патентам (лицензиям) в общем объеме реализованной продукции Удельный вес рекламации в общем объеме реализованной продукции Фондовооруженность труда Средний возраст технологического оборудования Коэффициент обновления основных фондов Фондоотдача основных фондов Показатели
использования
организационного
потенциала Доля расходов на НИОКР в затратах на производство Прибыль от продукции, производимой по патентам самого предприятия Коэффициент использования информации Доля административных расходов Коэффициент эффективности затрат по
гарантийному ремонту и сервисному обслуживанию Показатели
использования
социального
потенциала
предприятия Среднемесячная заработная плата промышленно-производственного персонала Уровень трудовой дисциплины Уровень компьютерной грамотности Коэффициент стабильности кадров Коэффициент творческой активности Удельный вес ИТР в общей численности персонала Показатели, характеризующие общие сведения о предприятии Организационно-правовая форма предприятия Доля госуд. заказа в общем объеме производства Продолжительность работы предприятия по выполнению гос. заказов Мнение о предприятии как о деловом партнере Приложение 5

Приложение 6
ВСТАВИТЬ БУХ. Баланс форма 1
2 стр
Приложение 7
ВСТАВИТЬ
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
форма 2
2 стр
Приложение 8







3



рис. Организационная структура ООО «Кипарис»

Торговые представители( 5 чел.)

Наемный транспорт
(меж.городные перевозки)

Собственный транспорт
(местные перевозки)


Транспортный отдел

Бухгалтер-
кассир

Бухгалтер

Главный
бухгалтер

Основные элементы конкурентоспособности предприятия

Грузчики
(3 чел)

Менеджеры ( 3 чел.)

Бухгалтерия

Исполнительный.
директор

Генеральный директор


Склад

Отдел
продаж

Технологии

Безопасность

Имущество

Бренд

Персонал

Показатели конкурентоспособности предприятия

Общие сведения
о предприятии

Показатели, связанные с неиспользованными возможностями
рыночной ситуации

Показатели
использования
финансово-экономического потенциала предприятия

Показатели
использования
организационного
потенциала предприятия

Показатели
использования
социального
потенциала предприятия

Показатели использования
производственно-технологического
потенциала предприятия

Подходы к определению конкурентоспособности предприятия

Сумма конкуренто-способности продукции

Формирование интегральной оценки

Положение предприятия на рынке

Конкурентный потенциал предприятия

Рис 1.3. Подходы к оценке конкурентоспособности

(2.11)

(2.12)

(2.13)

заказ, оплата

заказ, оплата

товар

товар

товар

Начальник отдела продаж

Поставщик

Покупатель

Склад

товар

информация о товаре

информация о товаре

заказ, оплата

заказ, оплата

товар

товар

Начальник отдела продаж

Поставщик

Покупатель

Заведующий складом

+9,1 -+ ∞

Грузчики
(3 чел)

Руководитель группы маркетинга


Торговые представители( 5 чел.)

Наемный транспорт
(меж.городные перевозки)

Собственный транспорт
(местные перевозки)


Транспортный отдел

Бухгалтер-
кассир

Бухгалтер

Главный
бухгалтер

Заведующий складом

Менеджеры ( 3 чел.)

Бухгалтерия

Исполнительный.
директор

Генеральный директор


Склад

Отдел
продаж

Маркетолог (2 чел)

рис. Рекомендуемая организационная структура ООО «Кипарис»


Направления совершенствования деятельности предприятия (повышение уровня его конкурентоспособности)

4. Стимулирование продаж

3. Факторинг

2.Совершенствование организационной структуры предприятия и создание группы маркетинга

1. Совершенствование системы складского хозяйства

1.Чухломина И.В Маркетинговый подход к управлению бизнесом как условие повышения конкурентоспособности предприятия и национальной экономики// Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2002, 312 стр.
2.М.Б.Кулешова, Н.С.Орлова Правильное позиционирование как фактор повышения конкурентоспособности предприятия //"Пищевая промышленность" №10, 2002 г., 176 стр
3.Краюшкин О.В Предложения для повышения конкурентоспособности предприятия//"Вопросы экономики" №3, 2004 г., 234 стр
4.Анна Кара Методика оценки конкурентоспособности предприятия на рынке // Маркетинг в России и за рубежом №2 / 2000, 288 стр.
5.Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2001
6.Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — №5. — С.63—71.
7.А.Н.Захаров, А.А. Зокин Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения // "Бизнес и банки" №9, 2004 г.
8.Кротков А.М.,Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки// Маркетинг в России и за рубежом №6 / 2001
9.Фасхиев Х.А., Попова Е.В Как измерить конкурентоспособность предприятия? //Маркетинг в России и за рубежом №4 / 2003
10.Иванов С.Л Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью. М: ИНФРА, 2003.
11.Под ред. проф. С.Г.Светунькова. "Энциклопедия маркетинга", СПб, 2001.
12.Андрианов В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике// Маркетинг. 2002.№2. С.4
13.Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 312 с.
14.Михайлов О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М., 2001. С. 40.
15.Гельвановский М.И., Бушмарин И.В., Жуковская В.М. Конкурентоспособность России в 90-е годы. М., 2002. С.12.
16.Белый Е.М., Барашков С.В. Конкурентоспособность и качество: два уровня измерения // Маркетинг. 2002. №4. С. 29-34
17.Андрианов В.Д. Указ. соч. С. 4
18.Портер М. Международная конкуренция. М., 2003.С.84.
19. Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М., 2002. С. 11.
20.Менеджмент качества: Учебник для вузов / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 327с.
21. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. — М.: Финпресс, 2003.
22.Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. — М.: — 2002

Содержание

Введение

1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности организации

1.1 Понятие конкуренции и конкурентоспособности организации

1.2 Факторы конкурентоспособности организации

1.3 Методы и показатели оценки конкурентоспособности организации

1.4 Способы повышения конкурентоспособности организации

2 Анализ конкурентоспособности ЕГО СМО "Сибирь"

2.1 Краткая характеристика АО СМО "Сибирь"

2.2 Анализ и оценка деятельности ОАО СМО "Сибирь"

2.3 Анализ деятельности конкурентов на рынке страхования

2.4 Оценка конкурентоспособности ООО НФ ОАО СМО "Сибирь"

2.5 Выводы по аналитической части

3. Пути повышения конкурентоспособности организации НФ ОАО СМО "Сибирь"

3.1 проектные мероприятия по повышению конкурентоспособности организации НФ ОАО СМО "Сибирь"

3.2 Обоснование эффективности проектных мероприятий

3.3 Оценка конкурентоспособности НФ ОАО СМО "Сибирь" после реализации мероприятий

Вывод

Список используемых источников

Введение

Основная цель любой организации в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой является высокая конкурентоспособность. Повышение конкурентоспособности организации - залог повышения конкурентоспособности страны. В масштабе страны конкурентоспособность означает эффективную интеграцию в мировую экономику, соответствующее функционирование всех его структур для обеспечения суверенитета и высокого качества жизни населения.

Все большую актуальность эта проблема приобретает для российских организаций, в первую очередь в тех сферах экономики, где начинает формироваться конкурентная среда. Конкурентоспособность организации-это реальная и потенциальная способность изготавливать и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по цене и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов.

Предметом исследования данной работы является конкурентоспособность организации.

Предмет исследования - резервы повышения конкурентоспособности ЕГО СМО "Сибирь".